Научная статья на тему 'Предпосылки проектирования учебных программ на основе интеграции формального и неформального образования'

Предпосылки проектирования учебных программ на основе интеграции формального и неформального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПОСЫЛКИ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / DESIGN / ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FORMAL EDUCATION / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INFORMAL EDUCATION / BACKGROUND

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабаева Эльнара Сеидгашимовна

В статье на основе анализа нормативно-правовых и научных источников выявляются предпосылки исследования проблемы проектирования интегрированных программ обучения, поскольку данные виды программ обучения могут использоваться без каких-либо ограничений в дополнительном образовании, что играет большую роль в условиях ускорения научно-технического прогресса в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BACKGROUNDS OF DESIGN TRAINING PROGRAMS BASED ON THE INTEGRATION OF FORMAL AND NON-FORMAL EDUCATION

In the article which is based on the analysis of regulatory and scientific sources there are identified backgrounds of the problem Research design integrated training programs, because these types of training programs can be used without any restrictions in further education, which plays an important role in the acceleration of scientific-technical progress in our country.

Текст научной работы на тему «Предпосылки проектирования учебных программ на основе интеграции формального и неформального образования»

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Бабаева Э.С.

ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ФОРМАЛЬНОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Исследование проблемы проектирования учебных программ на основе интеграции формального и неформального образования потребовало, прежде всего, выявления предпосылок, сложившихся в педагогической и психологической науках, системе образования, обществе и экономике страны для обоснования актуальности данной проблемы и решения исследовательских задач.

Необходимо отметить, что для перехода к обучению на основе моделей интегрированных программ образования в нашем государстве складываются благоприятные нормативно-правовые и научно-педагогические условия, но многие вопросы, связанные с качественными изменениями в деятельности современных организаций общего и профессионального образования, осуществляющих обучение, подготовку и переподготовку различных категорий граждан, остаются нерешенными.

Отсюда, предпосылками исследования проблемы проектирования учебных программ на основе интеграции формального и неформального образования, а также подготовки педагогов и организаторов системы образования к такому виду деятельности являются: правовые основы, теоретический базис и проблемы, накопленные педагогической и психологической науками и практикой в области инноватики, анализ результатов практической деятельности отдельных центров образования и образовательных организаций, рефлексия собственного научно-педагогического опыта соискателя по организации такой работы в различных образовательных организациях.

Прежде всего, мы изучили правовое поле функционирования современной системы образования России и выявили лишь несколько источников (письмо Минобрнауки РФ от 8 мая 2008 г. № 03-946, Закон «Об образовании в РФ».), в которых под тем или иным ракурсом используются понятия формального и неформального образования, самообразования, объясняются их правовые смыслы.

Так, в интересующем нас контексте вопрос поднимался на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 13.09.2007 г.

Прямым следствием решений, принятых на данном заседании, стала разработка и опубликование Министерством образования и науки Российской Федерации методических рекомендаций по проведению в 2008 году августовских педагогических совещаний работников образования «Актуальные задачи современной модели образования».

В частности, в разделе 3.5. «Непрерывное образование» говорится о том, что конкурентоспособность стран в современных условиях при росте значимости человече-

ского капитала зависит уже не только от деятельности традиционных образовательных институтов, но и от возможности постоянно повышать качество компетентностей, используемых в экономике и в социальной жизни. Поэтому обучение в течение всей жизни становится необходимым и все более значимым элементом современных образовательных систем. Все большую роль в них играет как неформальное образование (курсы, тренинги, короткие программы), которые могут предлагаться на любом этапе образования или профессиональной карьеры, так и информальное (спонтанное) образование, которое реализуется за счет.

На страницах этого программного документа излагаются прогнозные установки, которые мы рассматривали как предпосылки (целевые установки) для реализации нашего исследования. Так, например, предполагается, что к 2020 году система неформального образования в России будет характеризоваться многообразием поставщиков образовательных услуг; прозрачной для рынка труда и поставщиков образовательных услуг системой квалификаций; наличием механизма подтверждения результатов полученного неформального образования через экзамены и сертификацию; работой образовательных консультантов и брокеров, которые оказывают гражданам поддержку в выстраивании сложных образовательных траекторий, проходящих нередко и через формальные, и через неформальные институты (письмо Минобрнауки РФ от 8 мая 2008 г. № 03-946).

Федеральный закон № 273-Ф3 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» статьей 17 установил формы получения образования и формы обучения. В соответствии с данной статьей образование может быть получено: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 данного Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Законом допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Еще одно важное положение изложено в пункте 1 статьи 15 закона. Данный пункт регламентирует сетевую форму реализации образовательных программ, которая обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную (производственную, научную и др.) деятельность.

Перечисленными законодательными инициативами ограничивается правовое поле сочетания форм образования. При этом международное правовое поле гораздо более насыщено нормативными документами, регламентирующими непрерывное образование в различных видах - формальном, неформальном, информальном.

На следующем этапе выявления предпосылочного знания исследовалась существующая теоретическая база. Данные теоретических исследований инновационных образовательных систем и процессов подвели к необходимости интеграции системоло-гии, инноватики, педагогики, психологии, поскольку проблема проектирования различных программ обучения (например, преподавателей вузов, учителей школ, родителей в первые годы воспитания детей, безработных граждан) является теоретико-прикладной, интегративной, междисциплинарной, социально-значимой. Так, для решения исследовательских задач потребовалась координация следующих сфер знаний:

- системологии, имеющей предметом исследования системы со сложным поведе-

нием, подразумевающим сложные причины (Е.В. Бондаревская, В.И. Гинецинский, Ф. Капра, С.В. Кульневич, В.А. Лекторский, Л.А. Маркова, И. Пригожин и др.);

- инноватики как научного направления о целенаправленных изменениях, нововведениях (Э.А. Искандеров, Н.Д. Кондратьев, Х. Мадер, А.Л. Марщик, Р. Меркон, А.М. Пригожин, А.А. Радугин, К.А. Радугин, Е.М. Роджерс, Й. Шумпетер и др.) и социальной инноватики (В. Байлук, В.А. Болотов, Д. Брайт, Г.Е. Зборовский, Ю.А. Карпова, В.Я. Ляудис, Х. Майер, Б. Твисс, Ф.Р. Филиппов и др.), определяющей инновационную деятельность как мета-деятельность, направленную на преобразование всего комплекса личностных средств субъекта;

- педагогической инноватики - области исследований, обобщающей накопленный эмпирический материал по использованию новшеств в образовании (В.Ф. Взятышев, О.В. Долженко, М.В. Кларин, Е.С. Лазарев, М.М. Поташник, А.Я. Савельев, В.А. Сла-стенин, А.В. Хуторской); развитию инновационного обучения, стимулирующего инновационные изменения в культуре и социальной среде (Г.А. Берулава, М.Н. Берулава, Г.А. Ключарев, А.М. Саранов, Е.А. Щуклина, М. Ноулз и др.);

- педагогической акмеологии (О.С. Анисимов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, И.Б. Котова, Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимова, Н.М. Полетаева и др.), избирающей основным предметом исследования взаимодействие социально-личностных, природных и педагогических факторов целостного и устойчивого развития человека в образовательном процессе, направленном на достижение вершин его саморазвития, самореализации, здоровья, творчества, профессионализма и жизненной карьеры, основанной на интеграции знаний о развитии человека в образовательной среде, знаний из области философии, образования, социологии, психологии, валеологии, генетики и физиологии человека;

- андрогогики (С.Г. Вершловский, М.Т. Громкова, С.И. Змеев, Ю.Н. Кулюткин, Е.А. Соколовская, Г.С. Сухобская, Т.В. Шадрина, Е.Н. Шиянов и др.), представляющей взаимодействие особого типа педагога, обучающего взрослых, и взрослого человека как субъекта образовательного процесса, актуализирующего психологические аспекты образования.

Происходящие изменения и объективные потребности в разработке образовательных программ для различных категорий граждан, особенно взрослого населения, вызывают необходимость обращения к тематике неформального и близкого к нему ин-формального образования, которая в России еще довольно незначительно вовлечена в научный, общественный и профессиональный дискурсы, в отличие, к примеру, от проблемы реформирования образования. Хотя, как мы уже указывали, Министерство образования и науки Российской Федерации внесло эти понятия в проект «современной модели образования» до 2020 года, увязав их с необходимостью перехода к концепции непрерывного обучения. Кроме того, область исследований взаимосвязи формального, неформального и информального образования внесена в действующий паспорт специальности научных работников.

Эффективность этой сферы образования в последние годы значительно снизилась. Под влиянием финансовой нестабильности резко сократилась ведомственная система повышения квалификации, практически сведены к минимуму общедоступные программы общества «Знание», уменьшается доля лиц, получающих образование по заочным и вечерним (включая дистанционное) формам обучения, слабо развиваются неформальные структуры внутрифирменного обучения.

Практически отсутствует государственная статистика неформального образова-

ния, в частности образовательной деятельности общественных организаций (включая политические партии, религиозные и любительские объединения). Тем не менее, на практике такие организации неформально обучают своих членов адаптации к изменяющимся условиям жизни посредством образовательных и просветительских действий.

В доступной отечественной психолого-педагогической литературе мы не обнаружили индикаторы, позволяющие оценивать эффективность обучения в течение всей жизни человека, его значимость для карьерного роста граждан, для создания предпосылок для активной старости, достижения гармонии с самим собой и окружающим миром.

Вместе с тем изменения необходимы в государственной политике, в институциональных отношениях формального и неформального образования, а также адекватное финансирование, расширение автономии образовательных учреждений, демократизация образования в целом, и наиболее перспективные изменения (часть из которых изучались в рамках проводимого исследования) - это:

- создание системы образовательных услуг, обеспечивающих поддержку семейного воспитания, в первую очередь, для семей с детьми до 3 лет (поддержка создания на базе детских садов и других организаций центров поддержки семейного воспитания);

- создание условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях;

- внедрение системы организации научно-исследовательской работы одаренных детей и талантливой молодежи во внеучебное время (в том числе региональных и межрегиональных научных, творческих лагерей и школ в каникулярное время);

- обучение в вузах лиц, прошедших (добавим, и проходящих) военную службу по контракту;

- внедрение системы дистанционного, очно-заочного обучения и консультирования одаренных детей и талантливой молодежи с использованием возможностей ведущих учебных и научных организаций;

- внедрение системы объективного учета внеучебных достижений обучающихся;

- разработка и внедрение образовательных программ подготовки и повышения квалификации педагогического и административно-управленческого персонала образовательных организаций, отвечающего современным квалификационным требованиям;

- поддержка программ развития образовательных организаций и интегрированных сетевых образовательных программ, решающих кадровые и исследовательские задачи развития инновационной экономики на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности;

- внедрение новых организационно-правовых форм организаций образования, обеспечивающих сочетание академической автономии и государственно-общественного контроля за их деятельностью;

- создание открытого национального депозитария образовательных модулей и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для системы непрерывного профессионального образования на базе современных сетевых технологий;

- конкурсная поддержка развития системы консультирования граждан в сфере непрерывного образования и др.

Анализ показывает, что при проектировании учебных программ на основе интеграции формального и неформального образования необходимо опираться на основные положения теории человеческого капитала, которая исходит из того, что капитал - это некоторый запас благ, который, накапливаясь, приносит доход, благодаря инвестициям.

Считается, что современная теория человеческого капитала была сформулирована в трудах Г. Беккера, который выделяет в человеческом капитале индивидуума знания, производственные навыки и мотивацию. Увеличение вложений в подготовку будущих специалистов и обучение квалифицированных работников, считает он, могут приносить в будущем не меньше прибыли, чем расходы на машинную технику [1].

Так, К. Макконнелл, С. Брю, помимо прочих расходов, выделяют расходы на образование (включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку на рабочем месте) в качестве инвестиций в человеческий капитал [3].

Образование повышает эффективность человека не только в качестве работника, но и в качестве обучающегося, то есть ускоряет и облегчает процесс дальнейшего накопления знаний и навыков. Сопоставление выгод и издержек образования позволяют оценить его экономическую эффективность; знаменательно, что передача человеческого капитала может осуществляться неформально, в процессе совместной деятельности его носителей.

Добавим, что современная социально-экономическая ситуация в России обусловливает, с одной стороны, возникновение безработицы, а, с другой стороны, необходимость массовой профессиональной подготовки и переподготовки большинства специалистов в связи с происходящими в стране реформами. Как следствие, ожидается рост потребности в неформальном образовании, включая самообразование взрослого населения, как имеющего, так и не имеющего опыт участия в профессиональном труде.

В связи с недопустимостью перечисленных изменений, предпосылкой для проектирования и внедрения интегрированных программ обучения (преподавателей высшей школы, учителей, безработных граждан, родителей) было то, что учебные программы мы рассматривали как способ адаптации (и, прежде всего, социальной адаптации) и социализации личности, что, по сути, является событийно-ситуационным подходом к жизненному пути, который означает, что жизненный путь есть развитие личности в определенных жизненных ситуациях.

Поэтому, разрабатывая в процессе исследования структуру авторских программ (профессионального обучения безработных, подготовки преподавателя высшей школы, обучения родителей и др.), мы ввели в них модули, способствующие социальной адаптации и социализации обучающихся. При этом, мы понимали социализацию, как процесс становления индивида в качестве социального существа под влиянием всей совокупности социальных факторов, социальной среды в целом, куда входят: воспитание, обучение, подготовка к социальным отношениям, приобретение навыков, знаний, умений, овладение нормами, понятиями, ценностями, целями, культурой в целом, формирование самосознания, приобретение способности управлять своим поведением, формирование активного субъекта социальных отношений [1]. Из чего следует необходимость при организации обучения в рамках программ использования комплексного, системного, а, главное, личностно-ориентированного подходов.

Таким образом, теория человеческого капитала выступает еще одним из теоретических обоснований и, следовательно, предпосылкой внедрения новых форм работы (особенно это касается проектирования программ и педагогических условий их реализации) организаций формального и неформального образования, их взаимодействия в сфере непрерывного профессионального образования взрослого населения.

В качестве предпосылки проектирования целого ряда учебных программ мы определили саму возможность и необходимость проектирования программ обучения

на основе интеграции различных форм образования и, прежде всего, формального и неформального. Тем более, исследователи приходят к мнению, что нельзя понимать неформальное образование в оппозиции к формальному, или формализованному [2,4].

Система стандартов, вошедшая в российское образование, как и всякая другая система стандартов, статична по своей природе и поэтому неспособна развиваться синхронно с динамично развивающейся системой знаний. Поэтому система формального образования неизбежно отстает от уровня знаний, накопленных человечеством. Постоянно ускоряющиеся процессы развития науки и накопления знаний при применении стандартных методик формального образования заставляют настолько увеличивать учебную нагрузку и сроки образования, что это перестает укладываться в разумные пределы.

Поэтому система формального образования неизбежно отстает от уровня знаний, накопленных человечеством. Постоянно ускоряющиеся процессы развития науки и накопления знаний при применении стандартных методик формального образования заставляют настолько увеличивать учебную нагрузку и сроки образования, что это перестает укладываться в разумные пределы.

Для преодоления таких противоречий необходимо выйти за пределы установившихся стандартов формального образования, что обычно выражается в появлении новых, нестандартных методов и методик обучения, заимствованных, прежде всего, из неформального образования.

Анализ современных тенденций в неформальном образовании в Европе позволяет говорить о том, что противостояние и противопоставление неформального образования формализованному государственному смягчается, между ними устанавливаются отношения взаимодополнения. Из такого понимания отношений между формализованным и неформальным образованием следует несколько выводов:

Во-первых, необходим поиск подходов для решения проблемы технологической совместимости формализованного и неформального образования. Для осуществления совместимости и конвертируемости различных систем образования собственно и необходимы, с одной стороны, стандартизация и стандарты как нормы и эталоны, а, с другой стороны, выходящие за пределы стандартов модели учебных программ, решающих практические задачи обучения и интеграции.

Во-вторых, неформальное образование не предполагает отказа от стандартов и технологий. Просто стандарты и технологии в неформальном образовании никто не утверждает. Образовательные процессы в сфере неформального образования могут использовать разные стандарты, системы стандартов и подходы к ним. Люди и организации неформального образования могут с легкостью менять стандарты, создавать новые, совмещать технологии.

В-третьих, формализованные системы образования изначально создаются по некоему утвержденному стандарту, и организованно реформируются при переходе от одной системы стандартов к другой. В неформальном образовании стандарты возникают, рефлексируются и оформляются. Системы стандартов развиваются и эволюционируют в сфере неформального образования. Можно сказать, что формализованное образование возникает вследствие стандартизации, а в неформальном образовании возникают сами стандарты, или именно там и происходит процесс стандартизации.

В-четвертых: поскольку в сфере неформального образования отсутствуют подготовленные специалисты и структуры, которые могут заниматься стандартизацией, а

сами участники неформального образования не рефлектируют процесс стандартизации, то предлагаемые нами концепция и технология проектирования учебных программ на основе интеграции формального и неформального образования приобретают высочайшую актуальность и практическую значимость.

Литература

1. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. - СПб.: Речь, 2004. 272 с.

2. Зицер Д. и Н. Практическая педагогика: азбука неформального образования. -СПб.: «Просвещение», 2007. 287 с.

3. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т.2.// Собр. Соч. в 2-х т. М: Республика, 1992. 400 с.

4. Мацкевич С.А. Современные философские проблемы образования взрослых. -Минск, 2006. 118 с.

5. Ореховский П.А. Общая экономическая теория. - Обнинск: МАСЗ, 2000. - 181с.

6. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». М., 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.