Научная статья на тему 'Неформальное образование в школе: проблемы и перспективы'

Неформальное образование в школе: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4050
376
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / SCHOOL / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INFORMAL EDUCATION / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / SOCIAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ардабацкая Ирина Акимовна

В статье ставится проблема определения сущности и содержания неформального образования, реализации неформальных образовательных практик в общеобразовательной школе. Обсуждаются возможности пересмотра структур формального образования с целью предоставления детям и подросткам дополнительного времени и пространства для участия в неформальном образовании. Приводятся результаты опроса педагогов и родителей по оценке перспектив организации неформального образования в условиях школы. Основываясь на анализе научных публикаций по теме исследования и собственном опыте, автор обозначает векторы, возможности и риски интеграции формального и неформального образования, предлагает методы организации неформального образования в школе. В заключение приводится описание опыта создания среды совместного обучения для детей и родителей в одном из центров образования города Москвы. Акцентируется социальная направленность всех неформальных образовательных программ, освоение обучающимися школьной среды и среды жизнедеятельности через собственную практику и восприятие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ардабацкая Ирина Акимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informal education in schools: problems and prospects

The article raises the problem of defining the nature and content of non-formal education, the implementation of non-formal educational practices in secondary school. The possibility of revising the structures of formal education in order to provide children and young people more time and space to participate in non-formal education is discussed. The article presents the results of a survey of teachers and parents in assessing the prospects of informal education in schools. Basing on the analysis of scientific publications on the topic of research and personal experience, the author refers to the vectors, the opportunities and risks of integration of formal and informal education in school, offers the methods of organising informal education in the school. Finally, a description of the experience of creating a collaborative learning environment for children and parents in one of the centres of education of the City of Moscow. The attention is paid to the social orientation of all informal educational programmes, studying the development of the school environment and the built medium through its own practices and perceptions.

Текст научной работы на тему «Неформальное образование в школе: проблемы и перспективы»

4. Гаргай В. Профильное обучение: варианты решения // Народное образование. - 2004. - № 9. -С. 109-114.

5. Профильное образование: опыт, проблемы, перспективы: Сб. науч. ст. по материалам регион. конф. - Хабаровск: Хабаровский кравевой инсти-

тут переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, 2006. - 63 с.

6. Шестерников Е. Профильная школа - это индивидуализация обучения и свобода выбора // Директор школы. - 2003. - № 2. - С. 14-17.

УДК 371.31

Ардабацкая Ирина Акимовна

Центр образования № 140, г. Москва [email protected]

НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье ставится проблема определения сущности и содержания неформального образования, реализации неформальных образовательных практик в общеобразовательной школе. Обсуждаются возможности пересмотра структур формального образования с целью предоставления детям и подросткам дополнительного времени и пространства для участия в неформальном образовании. Приводятся результаты опроса педагогов и родителей по оценке перспектив организации неформального образования в условиях школы. Основываясь на анализе научных публикаций по теме исследования и собственном опыте, автор обозначает векторы, возможности и риски интеграции формального и неформального образования, предлагает методы организации неформального образования в школе. В заключение приводится описание опыта создания среды совместного обучения для детей и родителей в одном из центров образования города Москвы. Акцентируется социальная направленность всех неформальных образовательных программ, освоение обучающимися школьной среды и среды жизнедеятельности через собственную практику и восприятие.

Ключевые слова: школа, неформальное образование, внеурочная деятельность, социальное взаимодействие.

В современном постиндустриальном обществе школа потеряла монополию на передачу подрастающему поколению культурных ценностей и необходимых для продуктивной жизни сведений. Современный ребенок гораздо больше познает мир через средства массовой информации, в том числе Интернет. Открытое информационное пространство, в котором растут наши дети, нивелирует роль учителя, как посредника между учеником и знанием. Значит ли это, что школа утрачивает свою социальную функцию? Вовсе нет. Во-первых, она по-прежнему остается фактически единственным средством получения документа об обязательном общем образовании. Во-вторых, школа всё также является уникальным пространством социализации детей и молодежи, направляемой профессиональными педагогами. В-третьих, современная образовательная организация - это прежде всего территория развития личности.

Для того чтобы сохранить значение школьного образования не только в жизни государства и общества, но и в жизни каждого отдельного человека, следует говорить о смене системы координат, в которой осуществляется современный образовательный процесс. Необходим уход от формализма в образовании, от восприятия подрастающего поколения как объекта воздействия, как экономического, социального или политического ресурса, как маргинальной группы. Только принятие учеников как партнеров по взаимодействию и сотрудничеству позволяет современному учителю сохранить свой авторитет, а образовательной организации

реализовать задачи формирования социально активных и потенциально успешных граждан.

На наш взгляд, одним из основных векторов модернизации целей образования должен стать вектор формирования у ребенка способности делать выбор: выбирать нужное, отделяя его от ненужного, определять что важно, а что нет. А это значит, что школа должна стать площадкой возможностей личностно значимого выбора. И такие возможности существенно расширяются при условии интеграции в формальное образовательное пространство неформальных практик.

Неформальное образование как «...любая организационная систематичная образовательная деятельность, осуществляемая за пределами традиционной школьной системы, с целью обеспечить определенные формы обучения для определенных групп населения...» [14], ориентировано на реализацию интересов и потребностей личности, а, следовательно, имеет существенные ресурсы для создания ситуаций успеха ученика в образовательной деятельности, повышения учебной мотивации, формирования ценностей интеллектуальной самореализации.

Вопрос о внедрении неформальных практик в систему формального, регулируемого с помощью Федеральных государственных образовательных стандартов, образования пока остается дискутив-ным. Однако ему уделяется все больше внимания при обсуждении новых академических проектов.

Ещё в конце ХХ века в Страсбурге прошла знаковая конференция по неформальному образованию (Symposium sur l'éducation non formelle, Strasbourg,

© Ардабацкая И.А., 2016

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1

17

CdE, Sympo, Edu (2000), которая определила статус неформального образования, отведя ему центральное место наряду с образованием общим. Для всех участников конференции предлагалось «пересмотреть образовательные программы формального образования, чтобы предоставить детям и подросткам дополнительное время и пространство для участия в неформальном образовании» [6].

Сегодня в странах Европы термином «неформальное образование» обозначаются различные образовательные практики: организация свободного времени, внешкольное образование, дополнительное образование, объединения по интересам и другие. В целом к данному виду образования относят любые формы, не предполагающие получение диплома.

Неформальному образованию уделяется существенное внимание и в современной государственной политике России. Так, в документе «Федеральная целевая программа развития образования в Российской Федерации на 2016-2020 годы» делается акцент на том, что «вопреки международным тенденциям государственная образовательная политика России практически не охватывает сферу неформального (за рамками организаций дополнительного образования детей) и информального образования (медиасфера, сеть Интернет, индустрия досуга), обладающую значительным потенциалом для решения задач воспитания и просвещения граждан» [8].

Анализ публикаций последних лет показал, что большинство авторов рассматривают неформальное образование детей через призму дополнительного образования. Дополнительное образование называется неотъемлемой частью неформального [4; 9], рассматривается как «неформальное и непрерывное» [2] или как «формализованный институт неформального образования» [1]. Данная точка зрения не только популярна, но и хорошо аргументирована, нельзя не согласиться, что неформальное и дополнительное образование детей решают одни и те же задачи, ориентированы на сходные целевые группы, осуществляют свою деятельность примерно в одних и тех же направлениях.

Вместе с тем, в публикациях последних лет представлена и другая позиция, которая заключается в том, что, несмотря на схожие черты, дополнительное образование детей отличается от структур неформального образования особенностями функционирования, институциональной инфраструктурой, источниками финансирования и т.д. [3]. В качестве субъектов неформального образования рассматриваются общественные объединения [5], коммерческие и некоммерческие организации [13], различные формы самоорганизации детей и взрослых [7].

В своих исследованиях мы отстаиваем точку зрения, что неформальное образование может восприниматься не только как дополнительное, но

и как неотделимое от формального школьного. При этом неформальный компонент является исторически сложившейся частью школьной жизни - это и привычные всем образовательные экскурсии, и ставшие неотъемлемой частью образования исследовательские проекты, и традиционная для советской школы работа с отстающими учениками, к сожалению, переродившаяся сегодня в репетиторство. Таким образом, неформальное образование не является для школ абсолютной инновацией. Всё, что требуется от администрации образовательной организации - поощрять случаи трансформации формальных образовательных практик в неформальные. Один из путей достижения этого - создавать среды совместного обучения, где формальное и неформальное уживается между собой.

Неформальное образование как часть работы школы рассматривается достаточно редко. Возможно, это объясняется тем, что реализации идей внедрения неформального образования в школу препятствует укоренившееся в сознании учителей и администрации школ отношение ко всему неформальному как к лишенному гарантии, сомнительному и уж точно необязательному. Проведенный нами опрос 156 педагогических работников города Москвы показал, что большинство из них (78%) относят неформальное образование к внешкольному, считая, что этим должны заниматься учреждения дополнительного образования, детские и молодежные общественные организации, клубы по месту жительства. В то же время опрос родителей 850 учащихся начальной и средней школы показал, что потребность в неформальном образовании внутри школы есть. Так, 58% детей заинтересованы в дополнительных занятиях и консультациях учителей-предметников, в том числе с целью подготовки к сдаче государственных итоговых испытаний. Опрос также показал, что 42% родителей предпочли бы, чтобы их ребенок был занят в школе во вторую половину дня, среди форм занятости чаще всего указывались спортивные секции, объединения музыкально-художественной направленности. Подавляющее большинство родителей (63%) дали запрос на организацию школой свободного времени детей в каникулярное время, при этом родители более старших школьников ждут от школы помощи в трудоустройстве детей в летний период. Но следует отметить, что родители в большей степени видят в школьном неформальном образовании способ обеспечения присмотра за детьми и структурирования их свободного времени, чем их личностного развития.

Формой образовательной организации, способной в числе прочего удовлетворять и данный вид родительских запросов, является образовательный центр как среда, создающая возможности для умственного, нравственного, эстетического и физического развития личности. Объединение дошколь-

18

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

ного, школьного и дополнительного образования в единый центр образования микрорайона ведется в Москве с 2012 года. Существующая на данный момент практика такого объединения показала, что бесспорным его плюсом является расширение возможностей для развития способностей школьника. На наш взгляд, помимо прочих плюсов такой подход к предоставлению образовательных услуг ещё и создаёт широкие возможности для интеграции формального и неформального образования детей и взрослых.

Основными задачами образовательного центра являются интеграция совместных действий школы и заинтересованных учреждений, организаций в кардинальном улучшении воспитания и обучения детей и учащихся в микрорайоне школы; превращение школы в центр не только формального (государственно регулируемого), но и неформального образования; достижение оптимальной занятости учащихся полезными и интересными делами в рамках ученических объединений, студий, проектных групп, научных кружков. Крупный центр способен предоставлять площадки для реализации неформальных образовательных практик не только учеников, но и взрослых жителей микрорайона. Так, в нашей деятельности весьма востребованной формой работы со взрослым населением являются родительский клуб, общественная организация «Содружество соседей», сообщества любителей футбола и стритбола, психологический кружок «Познай себя».

С точки зрения педагогики период обучения ребенка в школе правомерно рассматривать как переход индивида от адаптивной стадии социализации к этапу самореализации как осознаваемому, целенаправленному, самоуправляемому и конструируемому самой личностью процессу. Основываясь на подобной позиции, в качестве основной цели неформальных образовательных практик, реализуемых в условиях крупного центра, можно обозначить подготовку личности к самосоциализации. В нашем исследовании, вслед за И.Ю. Тархановой [11], мы трактуем самосоциализацию как активное, целенаправленное самообучение личности социальному взаимодействию. При этом человек самостоятельно учится способам социального взаимодействия, привлекая для решения задач самосоциализации средства формального, неформального и информального образования.

В своей деятельности мы создаём среду совместного обучения, в том числе посредством привлечения родителей, основной целью здесь является создание поля самосоциализации детей и взрослых. В предлагаемой нами модели акцентируется социальная направленность всех программ, освоение обучающимися школьной среды и среды жизнедеятельности через собственную практику и восприятие. Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направ-

ленные, при использовании которых содержание становится актуальным для каждого; стимулирующие, позволяющие посредством диалога поддерживать свободу высказываний, пробуждать у детей интерес к нравственным вопросам и созданию общественного мнения; активизирующие, призванные пробуждать творческие способности личности, её эмоциональную сферу.

Библиографический список

1. Буйлова Л.Н. Дополнительное образование детей в свете идей непрерывного неформального образования // Научные труды SWorld. - 2013. -Т. 14. - № 1. - С. 25-33.

2. Волков А.Е., Климов А.А. Квалификационный капитал и развитие системы непрерывного образования России // Российское образование: тенденции и вызовы: Сб. ст. и аналитических докл. / сост. В.А. Мау, Т.Л. Клячко, А.А. Климов, М.В. Носко-ва. - М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2009. - С. 190-197.

3. Мухлаева Т.В. Международный опыт неформального образования // Человек и образование. -2010. - № 4. - С. 158-162.

4. Загладина Х.Т. Неформальное образование как важнейший фактор социализации детей и подростков в современной России // Образовательная политика. - 2014. - № 2 (64). - С. 101-114.

5. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей в аспекте формальных и неформальных характеристик // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 4. - С. 46-53.

6. Кульпединова М.Е. Неформальное образование в общественном объединении как фактор социального самоопределения детей и молодежи // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социо-кинетика. - 2012 - Т. 18 - № 1. - Ч. 2. - С. 198-202.

7. Меморандум непрерывного образования Европейского союза. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html.

8. Мирошкина М.Р. Педагогическое сопровождение самоорганизации детских объединений в условиях сетевого общества // Известия Саратовского университета. - 2013. - Т. 2. - № 1. - С. 67-72.

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 20162020 годы» // Российская газета. - 2015. - 28 мая.

10. Посцан Л. Неформальное образование в Республике Молдова: состояние и перспективы // Неформальное образование для региональных демократических трансформаций. - Киев, 2012. - С. 74-86.

11. Сабуров Е. Пора потеснить классно-урочную систему // Русский журнал. - 15.06.2007. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russ.ru/ Miшvaya-povestk:a/Pora-potesnit-klassmuшchnuyu-sistemu.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1

19

12. Тарханова И.Ю. Возможности социализации взрослых обучающихся в процессе освоения дополнительных профессиональных программ // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Со-циокинетика. - 2014. - Т. 20. - № 4. - С. 114-117.

13. Формальное, неформальное и другие формы непрерывного образования // MURZIM - База Знаний. - 31.05.2012. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://murzim.ru/nauka/pedagogika/

obwaja-pedagogika/26456-formalnoeneformalnoe-i-drugie-formy-nepreryvnogo-obrazovaniya.html.

14. Фрумин И.Д., Поляруш П.П. Частно-государственное партнерство в образовании: уроки международного опыта // Российское образование: тенденции и вызовы: Сб. ст. и аналитических докл. / сост. В.А. Мау, Т.Л. Клячко, А.А. Климов, М.В. Носкова. - М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2009. -С. 235-265.

15. The International Encyclopedia of Education. -Oxford, 1985. - Vol. 6. - P. 3551.

УДК 373.5.016:910

Репринцева Юлия Сергеевна

кандидат педагогических наук, доцент Благовещенский государственный педагогический университет

[email protected]

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЦЕННОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ (на примере школьной географии)

В современной школе вследствие изменения парадигмы образования, когда обучающийся стоит перед определенным выбором личностной позиции, значительно возрастает интерес к проблемам, связанным с определением ценностей и смыслов жизни в контексте целостного процесса - ценностного обучения школьников. В статье дается понятие ценностного обучения, рассматриваются формы организации познавательной деятельности обучающихся на примере обучения географии. К современным формам организации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии в условиях ценностного обучения относятся: игровые приемы работы с текстом, час общения, устный журнал, ток-шоу, марафон, мастер-класс, тренинг, экспедиция, экскурсия. Автор выделяет отличительные особенности каждой формы в условиях ценностного обучения географии, иллюстрирует практическое применение отдельных форм.

Ключевые слова: ценностное обучение, познавательная деятельность, паритетный диалог, ценностно-ориен-тационный урок, личностные образовательные результаты, школьная география.

В последние годы общеобразовательная школа как один из социальных институтов претерпела значительные изменения. Прежде всего, эти изменения связаны с утверждением нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в котором обозначена важнейшая цель современного российского образования - общекультурное, личностное развитие обучающихся, обеспечивающее формирование такой ключевой компетенции, как умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, развитие сознания, обретение личностных смыслов. Впервые одна из целей, выдвинутых в образовательном стандарте - достижение личностных образовательных результатов - предполагает формирование внутренней позиции, широкой мотивационной основы учебной деятельности, осознание обучающимися своих возможностей, позволяющих достичь определенных результатов в учении, а также сформировать нравственные и этические чувства [3].

Реализовать поставленную федеральным государственным образовательным стандартом цель возможно в процессе ценностного обучения.

Под ценностным обучением мы понимаем методически грамотно выстроенную систему взаимосвязанных методов, приемов, форм организации учебно-воспитательного процесса, направленную на достижение гарантированного результата и ориентированную на формирование ценностного поведения и внутреннего мира личности школьника, ценностных ориентаций, в основе которых заложена система ценностей, интересов, личностных чувств и качеств, а также развитие общей направленности перспектив.

Ценностное обучение предполагает создание атмосферы сотрудничества в системе учитель - ученик - класс (учитель не ведет за собой, а находится рядом, указывая направление движения; он - организатор, соучастник процесса обучения) и выработку осознанного отношения ко всем аспектам индивидуальной и групповой работы (что делаем и зачем мы это делаем?). Обязательным условием достижения личностного результата должны стать четкие образовательные и воспитательные задачи (чего хотим?) и оценка эффективности работы по конкретным критериям (чего достигли?). Школьники учатся активно, целенаправленно, осваивая, синтезируя информацию и «присваивая» ее.

20

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

© Репринцева Ю.С., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.