4. Гаргай В. Профильное обучение: варианты решения // Народное образование. - 2004. - № 9. -С. 109-114.
5. Профильное образование: опыт, проблемы, перспективы: Сб. науч. ст. по материалам регион. конф. - Хабаровск: Хабаровский кравевой инсти-
тут переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, 2006. - 63 с.
6. Шестерников Е. Профильная школа - это индивидуализация обучения и свобода выбора // Директор школы. - 2003. - № 2. - С. 14-17.
УДК 371.31
Ардабацкая Ирина Акимовна
Центр образования № 140, г. Москва [email protected]
НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье ставится проблема определения сущности и содержания неформального образования, реализации неформальных образовательных практик в общеобразовательной школе. Обсуждаются возможности пересмотра структур формального образования с целью предоставления детям и подросткам дополнительного времени и пространства для участия в неформальном образовании. Приводятся результаты опроса педагогов и родителей по оценке перспектив организации неформального образования в условиях школы. Основываясь на анализе научных публикаций по теме исследования и собственном опыте, автор обозначает векторы, возможности и риски интеграции формального и неформального образования, предлагает методы организации неформального образования в школе. В заключение приводится описание опыта создания среды совместного обучения для детей и родителей в одном из центров образования города Москвы. Акцентируется социальная направленность всех неформальных образовательных программ, освоение обучающимися школьной среды и среды жизнедеятельности через собственную практику и восприятие.
Ключевые слова: школа, неформальное образование, внеурочная деятельность, социальное взаимодействие.
В современном постиндустриальном обществе школа потеряла монополию на передачу подрастающему поколению культурных ценностей и необходимых для продуктивной жизни сведений. Современный ребенок гораздо больше познает мир через средства массовой информации, в том числе Интернет. Открытое информационное пространство, в котором растут наши дети, нивелирует роль учителя, как посредника между учеником и знанием. Значит ли это, что школа утрачивает свою социальную функцию? Вовсе нет. Во-первых, она по-прежнему остается фактически единственным средством получения документа об обязательном общем образовании. Во-вторых, школа всё также является уникальным пространством социализации детей и молодежи, направляемой профессиональными педагогами. В-третьих, современная образовательная организация - это прежде всего территория развития личности.
Для того чтобы сохранить значение школьного образования не только в жизни государства и общества, но и в жизни каждого отдельного человека, следует говорить о смене системы координат, в которой осуществляется современный образовательный процесс. Необходим уход от формализма в образовании, от восприятия подрастающего поколения как объекта воздействия, как экономического, социального или политического ресурса, как маргинальной группы. Только принятие учеников как партнеров по взаимодействию и сотрудничеству позволяет современному учителю сохранить свой авторитет, а образовательной организации
реализовать задачи формирования социально активных и потенциально успешных граждан.
На наш взгляд, одним из основных векторов модернизации целей образования должен стать вектор формирования у ребенка способности делать выбор: выбирать нужное, отделяя его от ненужного, определять что важно, а что нет. А это значит, что школа должна стать площадкой возможностей личностно значимого выбора. И такие возможности существенно расширяются при условии интеграции в формальное образовательное пространство неформальных практик.
Неформальное образование как «...любая организационная систематичная образовательная деятельность, осуществляемая за пределами традиционной школьной системы, с целью обеспечить определенные формы обучения для определенных групп населения...» [14], ориентировано на реализацию интересов и потребностей личности, а, следовательно, имеет существенные ресурсы для создания ситуаций успеха ученика в образовательной деятельности, повышения учебной мотивации, формирования ценностей интеллектуальной самореализации.
Вопрос о внедрении неформальных практик в систему формального, регулируемого с помощью Федеральных государственных образовательных стандартов, образования пока остается дискутив-ным. Однако ему уделяется все больше внимания при обсуждении новых академических проектов.
Ещё в конце ХХ века в Страсбурге прошла знаковая конференция по неформальному образованию (Symposium sur l'éducation non formelle, Strasbourg,
© Ардабацкая И.А., 2016
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1
17
CdE, Sympo, Edu (2000), которая определила статус неформального образования, отведя ему центральное место наряду с образованием общим. Для всех участников конференции предлагалось «пересмотреть образовательные программы формального образования, чтобы предоставить детям и подросткам дополнительное время и пространство для участия в неформальном образовании» [6].
Сегодня в странах Европы термином «неформальное образование» обозначаются различные образовательные практики: организация свободного времени, внешкольное образование, дополнительное образование, объединения по интересам и другие. В целом к данному виду образования относят любые формы, не предполагающие получение диплома.
Неформальному образованию уделяется существенное внимание и в современной государственной политике России. Так, в документе «Федеральная целевая программа развития образования в Российской Федерации на 2016-2020 годы» делается акцент на том, что «вопреки международным тенденциям государственная образовательная политика России практически не охватывает сферу неформального (за рамками организаций дополнительного образования детей) и информального образования (медиасфера, сеть Интернет, индустрия досуга), обладающую значительным потенциалом для решения задач воспитания и просвещения граждан» [8].
Анализ публикаций последних лет показал, что большинство авторов рассматривают неформальное образование детей через призму дополнительного образования. Дополнительное образование называется неотъемлемой частью неформального [4; 9], рассматривается как «неформальное и непрерывное» [2] или как «формализованный институт неформального образования» [1]. Данная точка зрения не только популярна, но и хорошо аргументирована, нельзя не согласиться, что неформальное и дополнительное образование детей решают одни и те же задачи, ориентированы на сходные целевые группы, осуществляют свою деятельность примерно в одних и тех же направлениях.
Вместе с тем, в публикациях последних лет представлена и другая позиция, которая заключается в том, что, несмотря на схожие черты, дополнительное образование детей отличается от структур неформального образования особенностями функционирования, институциональной инфраструктурой, источниками финансирования и т.д. [3]. В качестве субъектов неформального образования рассматриваются общественные объединения [5], коммерческие и некоммерческие организации [13], различные формы самоорганизации детей и взрослых [7].
В своих исследованиях мы отстаиваем точку зрения, что неформальное образование может восприниматься не только как дополнительное, но
и как неотделимое от формального школьного. При этом неформальный компонент является исторически сложившейся частью школьной жизни - это и привычные всем образовательные экскурсии, и ставшие неотъемлемой частью образования исследовательские проекты, и традиционная для советской школы работа с отстающими учениками, к сожалению, переродившаяся сегодня в репетиторство. Таким образом, неформальное образование не является для школ абсолютной инновацией. Всё, что требуется от администрации образовательной организации - поощрять случаи трансформации формальных образовательных практик в неформальные. Один из путей достижения этого - создавать среды совместного обучения, где формальное и неформальное уживается между собой.
Неформальное образование как часть работы школы рассматривается достаточно редко. Возможно, это объясняется тем, что реализации идей внедрения неформального образования в школу препятствует укоренившееся в сознании учителей и администрации школ отношение ко всему неформальному как к лишенному гарантии, сомнительному и уж точно необязательному. Проведенный нами опрос 156 педагогических работников города Москвы показал, что большинство из них (78%) относят неформальное образование к внешкольному, считая, что этим должны заниматься учреждения дополнительного образования, детские и молодежные общественные организации, клубы по месту жительства. В то же время опрос родителей 850 учащихся начальной и средней школы показал, что потребность в неформальном образовании внутри школы есть. Так, 58% детей заинтересованы в дополнительных занятиях и консультациях учителей-предметников, в том числе с целью подготовки к сдаче государственных итоговых испытаний. Опрос также показал, что 42% родителей предпочли бы, чтобы их ребенок был занят в школе во вторую половину дня, среди форм занятости чаще всего указывались спортивные секции, объединения музыкально-художественной направленности. Подавляющее большинство родителей (63%) дали запрос на организацию школой свободного времени детей в каникулярное время, при этом родители более старших школьников ждут от школы помощи в трудоустройстве детей в летний период. Но следует отметить, что родители в большей степени видят в школьном неформальном образовании способ обеспечения присмотра за детьми и структурирования их свободного времени, чем их личностного развития.
Формой образовательной организации, способной в числе прочего удовлетворять и данный вид родительских запросов, является образовательный центр как среда, создающая возможности для умственного, нравственного, эстетического и физического развития личности. Объединение дошколь-
18
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22
ного, школьного и дополнительного образования в единый центр образования микрорайона ведется в Москве с 2012 года. Существующая на данный момент практика такого объединения показала, что бесспорным его плюсом является расширение возможностей для развития способностей школьника. На наш взгляд, помимо прочих плюсов такой подход к предоставлению образовательных услуг ещё и создаёт широкие возможности для интеграции формального и неформального образования детей и взрослых.
Основными задачами образовательного центра являются интеграция совместных действий школы и заинтересованных учреждений, организаций в кардинальном улучшении воспитания и обучения детей и учащихся в микрорайоне школы; превращение школы в центр не только формального (государственно регулируемого), но и неформального образования; достижение оптимальной занятости учащихся полезными и интересными делами в рамках ученических объединений, студий, проектных групп, научных кружков. Крупный центр способен предоставлять площадки для реализации неформальных образовательных практик не только учеников, но и взрослых жителей микрорайона. Так, в нашей деятельности весьма востребованной формой работы со взрослым населением являются родительский клуб, общественная организация «Содружество соседей», сообщества любителей футбола и стритбола, психологический кружок «Познай себя».
С точки зрения педагогики период обучения ребенка в школе правомерно рассматривать как переход индивида от адаптивной стадии социализации к этапу самореализации как осознаваемому, целенаправленному, самоуправляемому и конструируемому самой личностью процессу. Основываясь на подобной позиции, в качестве основной цели неформальных образовательных практик, реализуемых в условиях крупного центра, можно обозначить подготовку личности к самосоциализации. В нашем исследовании, вслед за И.Ю. Тархановой [11], мы трактуем самосоциализацию как активное, целенаправленное самообучение личности социальному взаимодействию. При этом человек самостоятельно учится способам социального взаимодействия, привлекая для решения задач самосоциализации средства формального, неформального и информального образования.
В своей деятельности мы создаём среду совместного обучения, в том числе посредством привлечения родителей, основной целью здесь является создание поля самосоциализации детей и взрослых. В предлагаемой нами модели акцентируется социальная направленность всех программ, освоение обучающимися школьной среды и среды жизнедеятельности через собственную практику и восприятие. Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направ-
ленные, при использовании которых содержание становится актуальным для каждого; стимулирующие, позволяющие посредством диалога поддерживать свободу высказываний, пробуждать у детей интерес к нравственным вопросам и созданию общественного мнения; активизирующие, призванные пробуждать творческие способности личности, её эмоциональную сферу.
Библиографический список
1. Буйлова Л.Н. Дополнительное образование детей в свете идей непрерывного неформального образования // Научные труды SWorld. - 2013. -Т. 14. - № 1. - С. 25-33.
2. Волков А.Е., Климов А.А. Квалификационный капитал и развитие системы непрерывного образования России // Российское образование: тенденции и вызовы: Сб. ст. и аналитических докл. / сост. В.А. Мау, Т.Л. Клячко, А.А. Климов, М.В. Носко-ва. - М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2009. - С. 190-197.
3. Мухлаева Т.В. Международный опыт неформального образования // Человек и образование. -2010. - № 4. - С. 158-162.
4. Загладина Х.Т. Неформальное образование как важнейший фактор социализации детей и подростков в современной России // Образовательная политика. - 2014. - № 2 (64). - С. 101-114.
5. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей в аспекте формальных и неформальных характеристик // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 4. - С. 46-53.
6. Кульпединова М.Е. Неформальное образование в общественном объединении как фактор социального самоопределения детей и молодежи // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социо-кинетика. - 2012 - Т. 18 - № 1. - Ч. 2. - С. 198-202.
7. Меморандум непрерывного образования Европейского союза. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html.
8. Мирошкина М.Р. Педагогическое сопровождение самоорганизации детских объединений в условиях сетевого общества // Известия Саратовского университета. - 2013. - Т. 2. - № 1. - С. 67-72.
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 20162020 годы» // Российская газета. - 2015. - 28 мая.
10. Посцан Л. Неформальное образование в Республике Молдова: состояние и перспективы // Неформальное образование для региональных демократических трансформаций. - Киев, 2012. - С. 74-86.
11. Сабуров Е. Пора потеснить классно-урочную систему // Русский журнал. - 15.06.2007. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russ.ru/ Miшvaya-povestk:a/Pora-potesnit-klassmuшchnuyu-sistemu.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1
19
12. Тарханова И.Ю. Возможности социализации взрослых обучающихся в процессе освоения дополнительных профессиональных программ // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Со-циокинетика. - 2014. - Т. 20. - № 4. - С. 114-117.
13. Формальное, неформальное и другие формы непрерывного образования // MURZIM - База Знаний. - 31.05.2012. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://murzim.ru/nauka/pedagogika/
obwaja-pedagogika/26456-formalnoeneformalnoe-i-drugie-formy-nepreryvnogo-obrazovaniya.html.
14. Фрумин И.Д., Поляруш П.П. Частно-государственное партнерство в образовании: уроки международного опыта // Российское образование: тенденции и вызовы: Сб. ст. и аналитических докл. / сост. В.А. Мау, Т.Л. Клячко, А.А. Климов, М.В. Носкова. - М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2009. -С. 235-265.
15. The International Encyclopedia of Education. -Oxford, 1985. - Vol. 6. - P. 3551.
УДК 373.5.016:910
Репринцева Юлия Сергеевна
кандидат педагогических наук, доцент Благовещенский государственный педагогический университет
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЦЕННОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ (на примере школьной географии)
В современной школе вследствие изменения парадигмы образования, когда обучающийся стоит перед определенным выбором личностной позиции, значительно возрастает интерес к проблемам, связанным с определением ценностей и смыслов жизни в контексте целостного процесса - ценностного обучения школьников. В статье дается понятие ценностного обучения, рассматриваются формы организации познавательной деятельности обучающихся на примере обучения географии. К современным формам организации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии в условиях ценностного обучения относятся: игровые приемы работы с текстом, час общения, устный журнал, ток-шоу, марафон, мастер-класс, тренинг, экспедиция, экскурсия. Автор выделяет отличительные особенности каждой формы в условиях ценностного обучения географии, иллюстрирует практическое применение отдельных форм.
Ключевые слова: ценностное обучение, познавательная деятельность, паритетный диалог, ценностно-ориен-тационный урок, личностные образовательные результаты, школьная география.
В последние годы общеобразовательная школа как один из социальных институтов претерпела значительные изменения. Прежде всего, эти изменения связаны с утверждением нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в котором обозначена важнейшая цель современного российского образования - общекультурное, личностное развитие обучающихся, обеспечивающее формирование такой ключевой компетенции, как умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, развитие сознания, обретение личностных смыслов. Впервые одна из целей, выдвинутых в образовательном стандарте - достижение личностных образовательных результатов - предполагает формирование внутренней позиции, широкой мотивационной основы учебной деятельности, осознание обучающимися своих возможностей, позволяющих достичь определенных результатов в учении, а также сформировать нравственные и этические чувства [3].
Реализовать поставленную федеральным государственным образовательным стандартом цель возможно в процессе ценностного обучения.
Под ценностным обучением мы понимаем методически грамотно выстроенную систему взаимосвязанных методов, приемов, форм организации учебно-воспитательного процесса, направленную на достижение гарантированного результата и ориентированную на формирование ценностного поведения и внутреннего мира личности школьника, ценностных ориентаций, в основе которых заложена система ценностей, интересов, личностных чувств и качеств, а также развитие общей направленности перспектив.
Ценностное обучение предполагает создание атмосферы сотрудничества в системе учитель - ученик - класс (учитель не ведет за собой, а находится рядом, указывая направление движения; он - организатор, соучастник процесса обучения) и выработку осознанного отношения ко всем аспектам индивидуальной и групповой работы (что делаем и зачем мы это делаем?). Обязательным условием достижения личностного результата должны стать четкие образовательные и воспитательные задачи (чего хотим?) и оценка эффективности работы по конкретным критериям (чего достигли?). Школьники учатся активно, целенаправленно, осваивая, синтезируя информацию и «присваивая» ее.
20
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22
© Репринцева Ю.С., 2016