Научная статья на тему 'Предпосылки проектирования интегрированных программ профессионального обучения безработных и незанятого населения'

Предпосылки проектирования интегрированных программ профессионального обучения безработных и незанятого населения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БЕЗРАБОТНЫЕ ГРАЖДАНЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минзер И. В.

в статье анализируются проблемы и особенности образования взрослых, что позволяет определить предпосылки проектирования программ профессионального обучения безработных граждан на основе интеграции формального и неформального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпосылки проектирования интегрированных программ профессионального обучения безработных и незанятого населения»

2. Синкевич Ю.С. Формирование у слушателей военных вузов навыков и умений управления воспитательной деятельностью офицеров части: Автореф. дис...канд. пед наук. - М., 2005. - С. 47.

И.В. Минзер

ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ БЕЗРАБОТНЫХ И НЕЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ

PREMISES OF THE DESIGNING OF INTEGRATED PROGRAMSOF THE PROFESSIONAL EDUCATION OF UNEMPLOYED AND UNOCCUPIED POPULATION

Аннотация: в статье анализируются проблемы и особенности образования взрослых, что позволяет определить предпосылки проектирования программ профессионального обучения безработных граждан на основе интеграции формального и неформального образования.

Ключевые слова: педагогическое проектирование, профессиональное обучение, формальное образование, неформальное образование, безработные граждане.

Abstract: in the article problems and particularities of the formation adult are analyzed that allows to define the premises of the designing of the programs of the professional learning of the unemployed people on the base of the integrations formal and informal formation.

Keywords: premiseses, pedagogical designing, professional education, formal formation, informal formation, unemployed people.

За период реформ педагогической и психологической науками в основном сформирована теоретическая база для осуществления модернизации отечественного профессионального образования, но многие вопросы, связанные с качественными изменениями в деятельности современных учреждений дополнительного профессионального образования остаются нерешенными. Отсюда, предпосылкой исследования проблемы проектирования программ профессионального обучения безработных граждан на основе интеграции формального и неформального образования и подготовки организаторов непрерывного образования к данному виду деятельности, являлся, прежде всего, теоретический и практический опыт, накопленный педагогической и психологической науками и практикой в области инноватики, опыт практической деятельности отдельных центров образования и образовательных учреждений, опыт соискателя по организации такой работы в отделе дополнительного профессионального образования Кавминводского института сервиса (филиала) ФГБОУ ВПО «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса».

Объективные особенности образования взрослого населения и, в частности, безработных граждан, вызвали необходимость обращения к тематике неформального и близкого к нему информального образования, которая в России еще довольно незначительно вовлечена в научный, общественный и профессиональный дискурсы, в отличие, к примеру, от проблемы реформирования образования. Хотя в то же самое время Министерство образования и науки Российской Федерации внесло эти понятия в проект «современной модели образования» до 2020 года, увязав их с необходимостью перехода к концепции непрерывного обучения.

© И.В. Минзер, 2012

В качестве предпосылки проектирования программ профессионального обучения безработных и незанятого населения мы определяем необходимость решения назревшей проблемы интеграции различных форм образования и, прежде всего формального и неформального. Современные тенденции в неформальном образовании в Европе состоят в том, что противостояние и противопоставление неформального образования формализованному государственному смягчается, между ними устанавливаются отношения взаимодополнения. Из такого понимания отношений между формализованным и неформальным образованием следует несколько выводов:

Во-первых, формализованное и неформальное образование должны быть технологически совместимы между собой. Для осуществления совместимости и конвертируемости различных систем образования собственно и необходимы стандартизация и стандарты как нормы и эталоны.

Во-вторых, неформальное образование не предполагает отказа от стандартов и технологий. Просто стандарты и технологии в неформальном образовании никто не утверждает. Образовательные процессы в сфере неформального образования могут использовать разные стандарты, системы стандартов и подходы к ним [1].

В-третьих, формализованные системы образования изначально создаются по некоему утвержденному стандарту, и организованно реформируются при переходе от одной системы стандартов к другой. В неформальном образовании стандарты возникают, рефлектируются и оформляются.

В-четвертых, проблема заключается в том, что в сфере неформального образования отсутствуют специалисты и структуры, которые могут заниматься стандартизацией. И сами участники неформального образования не рефлексируют процесс стандартизации [3].

Несомненно, важнейшей предпосылкой проектирования программ профессионального обучения безработных и незанятого населения на основе интеграции формального и неформального образования является динамика численности безработных в России и в Ставропольском крае - регионе исследования. По данным Росстата, уровень безработицы в России в последние три года (2009-2011 гг.) колебался в пределах 6-12%, или 6,5-9,5 млн. чел. (официально зарегистрированных - 1,5-2,5 млн. чел.). Это сопоставимо с Францией (9,3%), США (9,5%), Венгрией (10,2%) и существенно ниже, чем в Латвии и Испании (14,3% и 18,7% соответственно (данные Биго81а1;). При этом, россияне боятся безработицы сильнее, чем жители других стран. Опросы, связанные с тем, на что готовы жители разных стран ради сохранения занятости, показывают: европейцы склонны к переобучению и удаленной работе, американцы - к смене места жительства. Россияне также готовы к освоению новой специальности.

Ситуация в Ставропольском крае и г. Пятигорске, где проводились исследования, отражает аналогичные процессы. Среди экономически активного населения 1279 тысяч человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 85,5 тысячи - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемый период). Уровень общей безработицы составил 6,3%. По уровню безработицы Ставропольский край находится на 25 месте в Российской Федерации. Уровень безработицы в г. Пятигорске, где расположен филиал названного университета, в 2011 г. составил 7,1%, зарегистрированной - 0,4%. Структурный состав граждан, обратившихся в Центр занятости населения г. Пятигорска за содействием в поиске подходящей работы в 2010-2011 гг., выглядит следующим образом (см. табл.).

Из данных таблицы видно, что существенных изменений в структурном составе 2011 года по сравнению с 2010 годом не произошло, т.е. проблема безработицы носит хронический характер.

Таблица

Состав граждан, обратившихся в Центр занятости населения г. Пятигорска _за содействием в поиске подходящей работы в 2010-2011 гг._

Состав граждан 2011 год 2010 год

кол-во (чел.) % кол-во (чел.) %

женщины 3106 54,9 2642 54,0

незанятые граждане 2821 49,9 2529 51,8

занятые граждане 2837 50,14 2357 48,2

работавшие по профессии рабочего 1633 28,86 1350 27,6

работавшие на должности 1600 28,28 1408 28,8

специалиста или служащего

ранее не работавшие, ищущие 2425 42,9 2128 43,5

работу впервые

граждане в возрасте 14-29 лет 2929 51,8 2661 54,5

граждане предпенсионного возраста 185 3,3 152 3,1

уволенные с военной службы 48 0,8 57 1,2

инвалиды 175 3,1 154 3,2

стремящиеся возобновить трудовую 716 12,7 769 15,7

деятельность после длительного

(более года) перерыва

Одним из направлений активной политики государства по борьбе с безработицей является развитие программ профессиональной подготовки и переподготовки безработных. Центры занятости населения совместно с образовательными учреждениями организуют различные курсы по подготовке кадров, которые финансируются за счёт государства, но данная система имеет ряд недостатков, так федеральные органы занятости пока ещё не имеют развитой учебно-курсовой сети, эффективных методик обучения взрослых, квалифицированных преподавателей, надёжной информации о качественных и количественных характеристиках спроса на рабочую силу на рынке труда. Большим минусом является и то, что подготовка происходит только с учётом спроса на определенные специальности в настоящий момент времени и не берётся во внимание их дальнейшая востребованность и конкурентоспособность на рынке труда. Несовершенство системы дополнительного профессионального образования безработных, недостаточное качество профессионального обучения безработных граждан являются факторами, влияющими на его эффективность и, одновременно, предпосылками использования проектного подхода для решения проблем качества обучения взрослых.

Проведенные нами исследования показали, что объективные условия, которые в значительной степени влияют на качество профессионального обучения безработных и незанятого населения - это, прежде всего, состав безработных, в котором по-прежнему сохраняется высокая доля граждан со слабой мотивацией и низким уровнем предшествующей образовательной подготовки и постоянный рост стоимости собственно образовательных услуг, а также медицинских, коммунальных и других видов услуг, с которыми связана организация обучения безработных. Политика сокращения объемов финансирования из федерального бюджета программы «Профессиональное обучение» или сохранения этих объемов на прежнем уровне при вышеназванных условиях ведет к необходимости сокращения сроков обучения, что, в свою очередь, самым отрицательным образом сказывается на качестве профессиональной подготовки и переподготовки, а, следовательно, и на трудоустройстве граждан, прошедших обучение. Внедрение новых технологий обучения, например, модульного обучения, дистанционного, позволяющих улучшать качество и варьировать содержание, технологии, сроки обучения, требует больших затрат на приобретение и сопровождение разработанных программ. При этом образовательные учреждения

должны также перестроить весь учебный процесс по отдельным, заказываемым службой занятости профессиям, в чем они не очень заинтересованы, и это также требует значительных ресурсных издержек. Необходимо также совершенствовать критерии оценки эффективности профессионального обучения безработных (и в целом, систему квалификационной аттестации). В настоящее время оценка эффективности профессионального обучения ведется с трех разных (не согласованных между собой) позиций: потерявшего работу человека, работодателя, регионального рынка труда.

В целом, анализ показывает, что проектирование программ профессионального обучения безработных и незанятого населения тесно связано и базируется на основных положениях теории человеческого капитала, которая исходит из того, что капитал - это некоторый запас благ, который, накапливаясь, приносит доход благодаря инвестициям [2]. Для проводимого нами исследования важно, что теоретики человеческого капитала, расходы, увеличивающие производительные качества и характеристики индивида, рассматривают как инвестиции, ибо текущие издержки осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем. Тем самым теория человеческого капитала выступает одним из теоретических обоснований и предпосылкой внедрения новых форм работы (особенно это касается проектирования программ и педагогических условий их реализации) учреждений формального и неформального образования, их взаимодействия в сфере профессиональной подготовки безработных и незанятого населения. Сопоставление выгод и издержек образования позволяют оценить его экономическую эффективность и, знаменательно, что передача человеческого капитала может осуществляться неформально, в процессе совместной деятельности его носителей.

Отсюда общий вывод: профессиональное обучение безработных граждан на основе программ, интегрирующих формальное и неформальное образование (и, одновременно, оптимизирующих процесс обучения) - самый эффективный способ содействия их трудоустройству и социальной адаптации, окупаемости бюджетных и иных затрат, направляемых на программу их профессионального обучения.

Литература

1. Зицер Д. Н. Практическая педагогика: азбука неформального образования. -СПб, 2007.

2. Макконел К. Р., Брю С.Л. Экономика: принципы, проблемы и политика. -Т.2. - М: Республика, 1992. - 400 с.

3. Мацкевич В., Мацкевич С., Водолажская Т. Подходы к стандартам и стандартизации в неформальном образовании // Адукатар. 2006. № 3(9).

А.И. Мянямшева

СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОБЛЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

MODERN SCIENTIFIC VIEWS ON THE PROBLEM OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF THE SENIOR TEENAGERS

Аннотация: профессиональное самоопределение - это принятие личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности: кем стать, к какой социальной группе принадлежать и с кем работать.

© А.И. Мянямшева, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.