Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юсупов Виталий Зуфарович

Учебная мотивация имеет большое значение в становлении студента как профессионала и во многом определяет качество образовательного процесса в вузе. Решению проблемы ее формирования посвящены многочисленные научные работы. Вместе с тем сравнительный анализ эмпирических исследований учебной мотивации студентов, проведенных в различных вузах страны, до настоящей научной работы не проводился. Осуществление такого анализа с целью выявления общего направления эмпирических работ в области учебной мотивации студентов, выделение сходных по своей сути выводов и обнаружение различий в результатах проведенных исследований составили основное содержание статьи. Ее методология задана логикой сравнительного анализа, осуществляемого на основе принципов системности, и четко определенными критериями отбора научных работ, которые позволили сопоставить результаты исследований учебной мотивации в 10 вузах страны с числом респондентов почти 2000. Единство или близость выводов проявляется в наблюдаемом авторами исследований снижении значимости для студентов учебных мотивов, что особенно заметно на выпускных курсах; в стабильном доминировании одних мотивов (коммуникативных и профессиональных) и низком уровне сформированности других (мотивов избегания и социальных мотивов); изменяющейся то в сторону повышения, то понижения значимости для обучающихся учебно-познавательных мотивов. Некоторая разница в иерархии мотивов наблюдается у обучающихся бакалавриата и специалитета, а также студентов очной и заочной форм обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF EMPIRICAL STUDIES OF EDUCATIONAL MOTIVATION OF UNIVERSITY STUDENTS

Educational motivation is important in the formation of a student as a professional and it largely determines the quality of the educational process at university. Numerous scientific papers have been devoted to solving the problem of its formation. At the same time, a comparative analysis of empirical studies of students' educational motivation conducted in various universities of the country was not carried out before this scientific work. The implementation of such an analysis in order to identify the general direction of empirical work in the field of students' learning motivation, the identification of essentially similar conclusions and the detection of differences in the results of the research is the main content of the article. Its methodology is set by the logic of comparative analysis, carried out on the basis of the principles of consistency, and clearly defined criteria for the selection of scientific papers, which made it possible to compare the results of studies of educational motivation in 10 universities of the country with the number of respondents of almost 2000. The unity or closeness of the conclusions is manifested in the decrease in the importance of educational motives for students observed by the authors of the studies, which is especially noticeable in senior years; in the stable dominance of some motives (communicative and professional) and the low level of formation of others (avoidance motives and social motives); in increasing or decreasing importance of educational and cognitive motives for students. A certain difference in the hierarchy of motives is observed among undergraduate and specialist students, as well as full-time and part-time students.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ»

Khiks, E. and Khiks, Dzh. (2009) Vyrazhaite svoi zhelaniia (uchenie Abrakhama). 365 spo-sobov sdelat' svoiu mechtu real'nost'iu / transl. from English by O. M. Cherniak. St-Petersburg, Ves'. 184 p. (In Russ.).

Sharov, A. S. (2004) Psikhologiia perezhivaniia: priroda, mekhanizmy, fenomeny. Mir psikho-logii, no. 1 (37), pp. 214-226. (In Russ.).

Submission date: 17.12.2021.

Золотухина-Аболина Елена Всеволодовна — доктор философских наук, профессор кафедры зарубежной и отечественной философии Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета. Адрес: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42. Тел.: (863) 218-40-18. Эл. адрес: elena_zolotuhina@mail.ru

Zolotukhina-Abolina Elena Vsevolodovna, Doctor of Philosophy, Professor, Department of Foreign and Domestic Philosophy, Institute of Philosophy and Socio-Political Sciences, Southern Federal University. Postal address: 105/42, Bolshaya Sadovaya St., Rostov-on-Don, Russian Federation, 344006. Tel.: (863) 218-40-18. E-mail: elena_zolotuhina@mail.ru

РО!: 10.17805^ри.2022.1.19

Сравнительный анализ эмпирических исследований учебной мотивации студентов вузов

В. З. Юсупов Московский гуманитарный университет

Учебная мотивация имеет большое значение в становлении студента как профессионала и во многом определяет качество образовательного процесса в вузе. Решению проблемы ее формирования посвящены многочисленные научные работы. Вместе с тем сравнительный анализ эмпирических исследований учебной мотивации студентов, проведенных в различных вузах страны, до настоящей научной работы не проводился.

Осуществление такого анализа с целью выявления общего направления эмпирических работ в области учебной мотивации студентов, выделение сходных по своей сути выводов и обнаружение различий в результатах проведенных исследований составили основное содержание статьи. Ее методология задана логикой сравнительного анализа, осуществляемого на основе принципов системности, и четко определенными критериями отбора научных работ, которые позволили сопоставить результаты исследований учебной мотивации в 10 вузах страны с числом респондентов почти 2000.

Единство или близость выводов проявляется в наблюдаемом авторами исследований снижении значимости для студентов учебных мотивов, что особенно заметно на выпускных курсах; в стабильном доминировании одних мотивов (коммуникативных и профессиональных) и низком уровне сформированности других (мотивов избегания и социальных мотивов); изменяющейся то в сторону повышения, то понижения значимости для обучающихся учебно-познавательных мотивов. Некоторая разница в иерархии мотивов на-

блюдается у обучающихся бакалавриата и специалитета, а также студентов очной и заочной форм обучения.

Ключевые слова: мотив; учебная мотивация; эмпирическое исследование; сравнительный анализ

ВВЕДЕНИЕ

Проблема учебной мотивации принадлежит к числу фундаментальных для педагогики и психологии. В высшей школе она играет важную роль в становлении студента как специалиста и в значительной степени определяет качество образовательного процесса. Результатом эффективного решения этой проблемы является успешная учебная деятельность обучающихся, их удовлетворенность процессом учения, позитивные отношения в коллективе, полноценная реализация личностного потенциала в различных видах деятельности.

В зарубежной науке развиваются содержательные теории мотивации, концентрирующие внимание на выявлении побуждающих к действию потребностей людей (Ф. Герцберг, А. Маслоу, Д. МакКлеланд, Ф. Хайцер и др.), и процессуальные теории мотивации, ориентированные на исследования процесса достижения цели, стремящиеся объяснить, как влияет на него тот или иной тип поведения (С. Адамс, В. Врум, Э. Лоулер, Л. Портер и др.).

Проблемы учебной мотивации как многоаспектного феномена в отечественной науке стали предметом исследований Л. И. Божович, Е. П. Ильина, А. Н. Леонтьева, А. К. Марковой, П. М. Якобсона и др. Значительный научный интерес представляют эмпирические исследования учебной мотивации студентов вуза, которые являются как самостоятельным предметом научных статей, так и составной частью диссертаций. Однако до настоящей статьи не проводился сравнительный анализ таких исследований.

ЦЕЛЬ И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель статьи заключается в осуществлении сравнительного анализа эмпирических исследований учебной мотивации студентов вузов для выявления их общего направления, выделения сходных по своей сути выводов и обнаружения различий в результатах выполненных научных работ по заданной тематике.

Методология сравнительного анализа, в логике которого осуществлено исследование, представляет собой основанную на принципе системности (мотивация как сложная система, включающая определенные иерархизированные структуры) последовательность следующих действий: отбор по выделенным основаниям научных работ для исследования; определение теоретико-методологических оснований осуществляемых эмпирических работ; выявление диагностического инструментария, который чаще всего используют ученые, и сопоставление способов отражения их результатов; сравнительный анализ выводов исследователей в отношении учебной мотивации студентов вузов с целью выявления сходных и различающихся выводов.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Научная новизна проведенного исследования заключается выявлении единства и различия выводов исследователей в отношении динамики учебных мотивов сту-

дентов и структуры факторов мотивации учения на каждом этапе обучения в вузе. Практическая значимость научной работы автора настоящей статьи состоит в том, что у каждого нового исследователя рассматриваемой проблемы появляется возможность сравнения полученных результатов исследования с выводами ученых, которые ввиду единства или близости их выводов представляют собой реальную для многих вузов страны картину состояния и динамики учебной мотивации студентов.

Вопросы формирования учебной мотивации студентов в контексте воспитательной работы в вузах относятся к приоритетным направлениям журнала «Знание. Понимание. Умение». В частности, появляется возможность сопоставлять позиции ученых Московского гуманитарного университета и других вузов страны в понимании общей направленности процесса формирования учебной мотивации обучающихся, который А. И. Ковалева рассматривает как одну из ключевых сторон воспитания (Ковалева, 2021); В. З. Юсупов — в контексте проблем профессионального воспитания (Юсупов, 2019); С. В. Луков — во взаимосвязи с процессами удовлетворенности и ожиданий студентов (Луков, 2019).

ОТБОР НАУЧНЫХ РАБОТ ДЛЯ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА

Для реализации цели статьи осуществлялся отбор осуществленных эмпирических исследований по следующим основаниям: включение научной работы в российский индекс научного цитирования (РИНЦ), объем выборки более 70 человек; использование авторами научных работ одних и тех же или сопоставимых диагностических методик. Выбранные для анализа работы представлены в табл. 1 .

Таким образом, для сравнительного анализа были отобраны работы исследователей из 10 вузов различных регионов страны, общее количество респондентов составило 1986, из них 1608 студентов очной и 378 заочной формы обучения.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

В качестве методологического основания большинство авторов выбранных научных работ называют разработанный Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым де-ятельностный подход, с позиции которого ведущей для студентов является учебно-профессиональная деятельность. Теоретические основы эмпирических исследований составляют основные положении теории мотивации А. Н. Леонтьева, мотивации учения Л. И. Божович, формирования мотивации учения А. К. Марковой; концептуальных идей исследования мотивационного компонента учебно-профессиональной деятельности, представленных в работах А. А. Вербицкого, Е. П. Ильина, В. А. Якунина и других ученых.

С позиций названных теоретических положений дается определение ключевых терминов, которые используются авторами выполненных работ: мотив как побуждение к деятельности, связанной с удовлетворением потребностей субъекта (А. Н. Леонтьев); мотивация как психологический механизм, в котором проявляется соотнесение внутренних и внешних факторов поведения личности (Л. И. Божович); мотивация учения как формируемые педагогом условия и си-

Таблица 1

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ВЫБРАННЫХ ДЛЯ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА НАУЧНЫХ РАБОТАХ

Table 1

GENERAL INFORMATION ABOUT THE SCIENTIFIC WORKS SELECTED FOR COMPARATIVE ANALYSIS

Автор и вид научной работы База исследования Выборка исследования Форма обучения студентов

Агибалова (2015), статья Ярославский государственный университет Обучающиеся 1-4 курсов бакалавриата, 74 чел. Очная форма обучения

Дроздикова-Зарипова, Муртазина, Касимова (2017), статья Казанский федеральный университет Обучающиеся 1-4 курсов бакалавриата, 198 чел. Очная форма обучения

Клепикова (2019), статья Новосибирский государственный педагогический университет Обучающиеся 1-4 курсов бакалавриата, 160 чел. Очная и заочная формы обучения

Мальцева, Суслова (2017), статья Курганский государственный университет Обучающиеся 1-4 курсов бакалавриата, 131 чел. Очная форма обучения

Мамаева (2007), диссертация Астраханский государственный технический университет Обучающиеся 1-2 курсов бакалавриата, 73 чел. Очная форма обучения

Овчинников (2008), диссертация Челябинский государственный педагогический университет Обучающиеся 1-5 курсов специалитета, 390 чел. Очная форма обучения

Осиповская (2013), статья Российский государственный гуманитарный университет Обучающиеся 3-5 курсов специалитета, 74 чел. Очная форма обучения

Павлова (2005), диссертация Коми государственный педагогический институт Обучающиеся 1-5 курсов специалитета, 189 чел. Очная форма обучения

Притуляк (2006), статья Тюменский государственный университет Обучающиеся 2-3 курсов бакалавриата, 126 чел. Очная и заочная формы обучения

Чиркина (2013), статья Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет Обучающиеся 1-5 курсов бакалавриата, 571 чел. Очная и заочная формы обучения

туации, в которых мотивы учения развиваются во взаимосвязи с прошлым опытом, индивидуальностью, внутренними устремлениями обучающегося (А. К. Маркова).

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЙ, СПОСОБЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Практически все авторы отобранных для сравнительного анализа эмпирических исследований в качестве основных использовали методику Т. И. Ильиной и методику А. А. Реана и В. А. Якунина. Методика изучения мотивации обучения студентов Т. И. Ильиной, представляет собой тест из 50 утверждений, отвечая на которые респонденты должны отметить свое согласие знаком «+», а несогласие знаком «-». Использование методики позволяет распределить учебные мотивы по трем шкалам: «Приобретение знаний», «Овладение профессией», «Получение диплома», а также получить представление о типе преобладающей мотивации.

Результаты исследований И. Ф. Албеговой, Ю. Н. Зарубиной, Н. М. Клепиковой показывают, что у студентов всех форм обучения преобладают мотивы получения глубоких и прочных знаний, за которыми следуют мотивы получения диплома и овладения профессией (Албегова, Зарубина, Албегов, 2015; Клепикова, 2019). В то же время исследование Т. С. Притуляк дает основание для утверждения о доминировании различных мотивов у студентов очной и заочной форм обучения. Т. С. Притуляк отмечает: «Результаты обследования с использованием методики "Мотивация обучения в вузе" отражены в таблице. <...> По шкале "приобретение знаний" средний балл, полученный испытуемыми, обучающимися очно, составил 9,65, обучающимися заочно — 6,5. Исходя из того что максимальное количество баллов по данной шкале — 12,6, стремление к приобретению знаний, любознательность у студентов очной формы обучения выражены высоко, в то время как у студентов-заочников оценки по данной шкале достигают лишь средних значений» (Притуляк, 2006: 14).

Исследование динамики формирования учебной мотивации, осуществленное Н. М. Клепиковой, показало, что у студентов первых трех курсов бакалавриата мотив приобретения знаний выражен в большей степени, чем у студентов выпускного курса. У последних «мотивы, связанные с овладением профессией и получением диплома, имеют выраженность ниже статистической нормы, заложенной автором методики (Т. И. Ильиной. — В. Ю.)» (Клепикова, 2019: 4).

В методике А. А. Реана и В. А. Якунина, используемой во многих эмпирических исследованиях, содержится 16 утверждений, значимость которых респондентам предлагается оценить по пятибалльной системе (1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 — максимальной).

Исследования Л. В. Мальцевой и Ю. А. Сусловой, Н. А. Павловой, С. Е. Чирки-ной и других ученых показали весьма сходные данные относительно доминирующих групп мотивов. Н. А. Павлова предложила следующие обозначения групп учебных мотивов студентов специалитета: «на первом курсе — учебно-профессиональные, на втором — учебно-познавательные, на третьем — профессионально-прагматические, на четвертом — познавательно-профессиональные на пятом — мотивы профессионального достижения» (Павлова, 2005: 17).

Наиболее удачным является представление авторами эмпирических исследований полученных промежуточных и итоговых результатов в форме таблиц. В качестве примера приведем таблицу из статьи Л. В. Мальцевой и Ю. А. Сусловой (табл. 2).

Таблица 2

РЕЙТИНГ НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫХ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОСТАВЛЕННЫЙ Л. В. МАЛЬЦЕВОЙ И Ю. А. СУСЛОВОЙ (МАЛЬЦЕВА, СУСЛОВА, 2007: 67)

Table 2

RATING OF THE MOST SIGNIFICANT MOTIVES OF EDUCATIONAL ACTIVITY, COMPILED BY L. V. MALTSEVA AND YU. A. SUSLOVA (MALTSEVA, SUSLOVA 2007: 67)

Ранговый ряд 1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс

1 Стать высококвалифицированным специалистом Получение диплома Постоянно получать стипендию Получение диплома

2 Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» Стать высококвалифицированным специалистом Получение диплома Стать высококвалифицированным специалистом

3 Постоянно получать стипендию Приобрести прочные, глубокие знания Стать высококвалифицированным специалистом Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»

4 Получение диплома Успешно продолжать обучение на последующих курсах Обеспечить успешность будущей профессии Постоянно получать стипендию

5 Приобрести прочные, глубокие знания Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» Приобрести прочные, глубокие знания Приобрести прочные, глубокие знания

Использование методики А. А. Реана и В. А. Якунина позволило С. Е. Чиркиной составить таблицу, в которой сопоставлены учебные мотивы студентов очной и заочной форм обучения (табл. 3, с. 232).

Для математической обработки и анализа полученных данных многие исследователи (Л. В. Мальцева, А. В. Осиповская и др.) использовали t-критерий Стьюден-та с применением программы Microsoft Excel для Windows, что позволило осуществить проверку равенства средних значений в двух выборках. Однако крайне редко исследователями осуществляется сравнительный анализ средних значений шкал учебных мотивов по всем курсам обучения в вузе. Примером такого рода фрагментарности могут служить сводные данные результатов диагностики учебной мотивации студентов, представленные А. В. Осиповской (табл. 4, с. 232).

Таблица 3

СОПОСТАВЛЕНИЕ С. Е. ЧИРКИНОЙ МОТИВОВ УЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ (ЧИРКИНА, 2013: 87)

Table 3

S. E. CHIRKINA'S COMPARISON OF MOTIVES FOR LEARNING OF FULL-TIME AND PART-TIME STUDENTS (CHIRKINA, 2013: 87)

Ранговый ряд Очная форма обучения Заочная форма обучения

1 Хочу получить диплом Стать высококвалифицированным специалистом

2 Стать высококвалифицированным специалистом Получить интеллектуальное развитие

3 Получить интеллектуальное развитие Хочу получить диплом

4 Приобрести глубокие и прочные знания Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности

5 Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности Приобрести глубокие и прочные знания

Таблица 4

ДАННЫЕ А. В. ОСИПОВСКОЙ О РЕЗУЛЬТАТАХ ДИАГНОСТИКИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ (ОСИПОВСКАЯ, 2013: 91)

Table 4

A. V. OSIPOVSKAYA'S DATA ON THE RESULTS OF DIAGNOSTICS OF EDUCATIONAL MOTIVATION (OSIPOVSKAYA, 2013: 91)

Группа мотивов Средние значения шкал мотивов по курсам t-критерий Стьюдента

3 4 5 3/4 4/5

Коммуникативные 3,30 3,64 3,29 0,6 1,1

Избегания 2,35 2,46 1,72 0,1 2,5

Престижа 2,76 2,99 2,13 0,8 2,8

Профессиональные 3,9 3,72 3,96 1,5 1,2

Творческой самореализации 3,13 3,46 2,9 3,42 1,6

Учебно-познавательные 3,42 3,38 3,06 0,3 1,2

Социальные 3,32 3,42 2,87 0,5 2,4

Средние значения 3,17 3,3 2,85 1,03 1,83

В работе А. Р. Дроздиковой-Зариповой, Э. И. Муртазиной, Р. Ш. Касимовой названы средние значения шкал мотивов очной формы обучения бакалавриата, которые представлены в настоящей статье в форме табл. 5.

Таблица 5

ДАННЫЕ А. Р. ДРОЗДИКОВОЙ-ЗАРИПОВОЙ И ДР. О РЕЗУЛЬТАТАХ ДИАГНОСТИКИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРИАТА (ДРОЗДИКОВА-ЗАРИПОВА, МУРТАЗИНА, КАСИМОВА, 2017: 4)

Table 5

DATA OF A. R. DROZDIKOVA-ZARIPOVA ET AL. ON THE RESULTS OF DIAGNOSTICS OF EDUCATIONAL MOTIVATION OF FULL-TIME UNDERGRADUATE STUDENTS (DROZDIKOVA-ZARIPOVA, 2017: 4)

Шкалы мотивов Средние значения шкал мотивов по курсам

1 2 3 4

Коммуникативные 4,5 4,2 3,8 3,8

Избегания 2,9 2,6 2,4 3,1

Престижа 4,4 3,4 2,4 3,4

Профессиональные 4,1 3,9 3,8 3,2

Творческой самореализации 4,0 3,1 4,3 3,43

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учебно-познавательные 4,0 3,6 3,4 3,6

Социальные 3,7 2,9 3 3,43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сравнительный анализ эмпирических исследований учебной мотивации студентов вуза позволил выявить их общую направленность на выявление иерархизи-рованной структуры и динамики учебной мотивации студентов, обусловленной единством ее динамической и содержательно-смысловой сторон, а также ведущей в студенческом возрасте учебно-профессиональной деятельностью.

Осуществленный сравнительный анализ показывает, что выводы исследователей во многом совпадают. Это касается прежде всего состояния и динамики рассматриваемого феномена, свидетельствующей, что у испытуемых на протяжении всех лет обучения постепенно снижается степень значимости учебных мотивов.

При этом авторы исследований показывают, что различия в общем уровне мотивации статически незначительны у студентов с первого по предвыпускной курс, но становятся заметными в учебной мотивации студентов на предвыпускном и особенно на выпускном курсе ^ = 2,4 при р < 0,05, по данным А. В. Осиповской). Л. В. Мальцева и Ю. А. Суслова считают, что это связано с изменением доминирующей установки студентов первых трех курсов на процесс деятельности, а на последующих курсах — на результат. С точки зрения А. В. Осиповской, «снижение мотивации к концу обучения можно объяснить тем, что студенты очной формы обучения озабочены поиском работы, а завершение обучения отодвигается на второй план» (Осиповская, 2013: 91).

Среди ведущих учебных мотивов практически все исследователи отмечают стабильно доминирующие на протяжении всех лет обучения коммуникативные мотивы, которые многие студенты рассматривают как профессионально значимые. Вторую и третью позиции в иерархии учебных мотивов занимают, иногда меняясь местами, профессиональные и учебно-познавательные мотивы. На первых трех

курсах чаще всего более высокий ранг имеют профессиональные мотивы, однако на предвыпускном и особенно на выпускном курсе они теряют лидирующие позиции, уступая место учебно-познавательным мотивам. Это связано, с точки зрения Л. В. Мальцевой и Ю. А. Сусловой, с тем, что последние мотивы становятся смыс-лообразующими в учебной деятельности; выступают фактором, влияющим на формирование профессиональных мотивов.

Средние позиции в учебной мотивации занимают мотивы престижа и творческой самореализации. Значимость для студентов мотивов престижа проявляется в начальный период обучения, что связано с желанием получить и поддерживать высокий (с их точки зрения) социальный статус, достижение которого, как правило, завершается на «экваторе» обучения в вузе. Значимость другого мотива — творческой самореализации, наоборот, возрастает на старших курсах, что А. Р. Дрозди-кова-Зарипова, Э. И. Муртазина, Р. Ш. Касимова связывают «с желанием более полно выявлять и развивать свои способности, творчески подходить к решению задач» (Дроздикова-Зарипова, Муртазина, Касимова, 2017: 4). При этом исследователи замечают, что «это обусловлено возможностью практической реализации потенциала студентов на месте своей работы в период обучения, к сожалению, зачастую не связанному с их будущей профессией» (там же: 4).

Стабильно низким, занимающим последние места в ранговом ряду являются мотивы избегания и социальные мотивы.

Расхождения выводов некоторых авторов эмпирических исследований касаются оценки студентами значимости отдельных мотивов. Например, для студентов гуманитарных направлений гораздо более значимыми, чем для обучающихся на экономических и технических направлениях подготовки, являются мотивы творческой самореализации. Некоторая разница в иерархии мотивов наблюдается у студентов бакалавриата и специалитета, обучающихся на очной и заочной формах обучения. Однако расхождения подобного рода не носят принципиального характера.

Сравнительный анализ диссертационных работ, научных статей, содержащих результаты эмпирических исследований, показывает, что их авторы, за небольшим исключением, лишь констатируют сложившуюся ситуацию, не пытаясь сформулировать обоснованные предложения по внесению корректив в содержание и организацию учебного процесса в вузе, учитывающую нарастающую тенденцию снижения уровня учебной мотивации обучающихся; не стремятся привлекать самих студентов к рефлексии результатов проведенных эмпирических исследований.

список литературы

Албегова, И. Ф., Зарубина, Ю. Н., Албегов, Ф. Г. (2015) Особенности мотивации обучения студентов направления «Социальная работа» // Системогенез учебной и профессиональной деятельности : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Ю. П. По-варенкова. Ярославль. 328 с. С. 16-18.

Божович, Л. И. (1972) Изучение мотивации поведения детей и подростков. М. : Просвещение.

Дроздикова-Зарипова, А. Р., Муртазина, Э. И., Касимова, Р. Ш. (2017) Специфика учебной мотивации у работающих студентов — будущих педагогов-психологов // Казанский педагогический журнал. №3. С. 1-5.

Клепикова, Н. М. (2019) Особенности мотивации учебной деятельности студентов в зависимости от формы обучения // Baikal Research Journal. №2. С. 1-9. DOI: 10.17150/2411-6262.2019.10(2).5

Ковалева, А. И. (2021) Динамика воспитательной функции высшей школы России // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 33-47. DOI: 10.17805/zpu.2021.4.3

Леонтьев, А. Н. (1972) Проблемы развития психики. 3-е изд. М. : Изд-во Моск. ун-та.

Луков, С. В. (2019) Вуз, организация учебного процесса в нем: удовлетворенность и ожидания студентов // Знание. Понимание. Умение. №3. С. 118-148. DOI: 10.17805/zpu. 2019.3.11

Мальцева, Л. В., Суслова, Ю. А. (2017) Исследование мотивационной сферы студентов в процессе обучения в вузе // Вестник Курганского государственного университета. №3. С. 63-68.

Мамаева, Н. А. (2007) Формирование учебной мотивации студентов технических вузов : дис. ... канд. пед. наук. Великий Новгород. 203 с.

Маркова, А. К., Матис, Т. А., Орлов, А. Б. (1990) Формирование мотивации учения. М. : Просвещение.

Овчинников, М. В. (2008) Динамика мотивации учения студентов педагогического вуза и ее формирование : дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург. 198 с.

Осиповская, А. В. (2013) К вопросу о мотивации учебной деятельности студентов // Экономический журнал. № 2 (30). С. 89-93.

Павлова, Н. А. (2005) Мотивация учебной деятельности студентов педагогического вуза : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль. 24 с.

Притуляк, Т. С. (2006) Особенности учебной мотивации студентов очного и заочного отделений // Медицина и образование в Сибири. № 2. С. 11-15.

Чиркина, С. Е. (2013) Мотивы учебной деятельности современного студента // Образование и саморазвитие.. № 4 (38). С. 83-89.

Юсупов, В. З. (2019) Профессиональное воспитание студентов вуза: понятие, структура, генезис развития // Знание. Понимание. Умение. 2019. №3. С. 216-231. DOI: 10.17805/zpu. 2019.2.20

Дата поступления: 07.01.2021 г.

comparative analysis of empirical studies of educational motivation of university students V. Z. Yusupov Moscow University for the Humanities

Educational motivation is important in the formation of a student as a professional and it largely determines the quality of the educational process at university. Numerous scientific papers have been devoted to solving the problem of its formation. At the same time, a comparative analysis of empirical studies of students' educational motivation conducted in various universities of the country was not carried out before this scientific work.

The implementation of such an analysis in order to identify the general direction of empirical work in the field of students' learning motivation, the identification of essentially similar conclusions and the detection of differences in the results of the research is the main content of the article. Its methodology is set by the logic of comparative analysis, carried out on the basis of the principles of consistency, and clearly defined criteria for the selection of scientific papers, which made it possible to compare the results of studies of educational motivation in 10 universities of the country with the number of respondents of almost 2000.

The unity or closeness of the conclusions is manifested in the decrease in the importance of educational motives for students observed by the authors of the studies, which is especially noticeable in senior years; in the stable dominance of some motives (communicative and professional) and the low level of formation of others (avoidance motives and social motives); in increasing or decreasing importance of educational and cognitive motives for students. A certain difference in the hierarchy of motives is observed among undergraduate and specialist students, as well as fulltime and part-time students.

Keywords: motive; educational motivation; empirical research; comparative analysis

references

Albegova, I. F., Zarubina, Yu. N. and Albegov, F. G. (2015) Osobennosti motivatsii obucheniya studentov napravleniya «Sotsial'naya rabota». In: Sistemogenez uchebnoj i professional'noj dey-atel'nosti : materialy VII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / ed. by Yu. P. Povaryonkov. Yaroslavl'. 328 p. Pp. 16-18. (In Russ.).

Bozhovich, L. I. (1972) Izuchenie motivatsii povedeniya detej i podrostkov. Moscow, Pro-sveshchenie. (In Russ.).

Drozdikova-Zaripova, A. R., Murtazina, Je. I. and Kasimova, R. Sh. (2017) Spetsifika uchebnoj motivatsii u rabotayushchikh studentov — budushchikh pedagogov-psikhologov. Kazanskij pe-dagogicheskijzhurnal, no. 3, pp. 1-5. (In Russ.).

Klepikova, N. M. (2019) Osobennosti motivatsii uchebnoj deyatel'nosti studentov v zavisimosti ot formy obucheniya. Baikal research journal, no. 2, pp. 1-9. DOI: 10.17150/2411-6262.2019. 10(2).5 (In Russ.).

Kovalyova, A. I. (2021) Dinamika vospitatel'noj funktsii vysshej shkoly Rossii. Znanie. Poni-manie. Umenie, no. 4, pp. 33-47. DOI: 10.17805/zpu.2021.4.3 (In Russ.).

Leont'ev, A. N. (1972) Problemy razvitiya psikhiki. 3d ed. Moscow, Moscow State University. (In Russ.).

Lukov, S. V. (2019) Vuz, organizatsiya uchebnogo protsessa v nyom: udovletvoryonnost' i ozhidaniya studentov. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 118-148. DOI: 10.17805/zpu. 2019.3.11 (In Russ.).

Mal'tseva, L. V. and Suslova, Yu. A. (2017) Issledovanie motivatsionnoj sfery studentov v pro-tsesse obucheniya v vuze. Vestnik Kurganskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 3, pp. 63-68. (In Russ.).

Mamaeva, N. A. (2007) Formirovanie uchebnoj motivatsii studentov tekhnicheskikh vuzov : Dis. ... Cand. of Pedagogy. Velikij Novgorod. 203 p. (In Russ.).

Markova, A. K., Matis, T. A. and Orlov, A. B. (1990) Formirovanie motivatsii ucheniya. Moscow, Prosveshchenie. (In Russ.).

Ovchinnikov, M. V. (2008) Dinamika motivatsii ucheniya studentov pedagogicheskogo vuza i eyo formirovanie: Dis. ... Cand. of Psychology. Ekaterinburg. 198 p. (In Russ.).

Osipovskaya, A. V. (2013) K voprosu o motivatsii uchebnoj deyatel'nosti studentov. Jeko-nomicheskij zhurnal, no. 2 (30), pp. 89-93. (In Russ.).

Pavlova, N. A. (2005) Motivatsiya uchebnoj deyatel'nosti studentov pedagogicheskogo vuza : Abstract of the Dis. . Cand. of Psychology. Yaroslavl'. 24 p. (In Russ.).

Pritulyak, T. S. (2006) Osobennosti uchebnoj motivatsii studentov ochnogo i zaochnogo otde-lenij. Meditsina i obrazovanie v Sibiri, no. 2. Pp. 11-15. (In Russ.).

Chirkina, S. E. (2013) Motivy uchebnoj deyatel'nosti sovremennogo studenta. Obrazovanie i samorazvitie, no. 4 (38), pp. 83-89. (In Russ.).

Yusupov, V. Z. (2019) Professional'noe vospitanie studentov vuza: ponyatie, struktura, genezis razvitiya. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 216-231. DOI: 10.17805/zpu.2019.2.20 (In Russ.).

Submission date: 07.01.2021.

Юсупов Виталий Зуфарович — доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-74-59. Эл. адрес: pp.mos-gu@mail.ru

Yusupov Vitaliy Zufarovich, Doctor of Pedagogy, Professor, Department of Pedagogy and Psychology of the Higher School, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-74-59. E-mail: pp.mosgu@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.