Научная статья
УДК 331.101.26 001: 10.36718/2500-1825-2021-3-83-97
РОЛЬ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА
Галина Ярославна Вяткина
Красноярский государственный аграрный университет, доцент кафедры государственного, муниципального управления и кадровой политики, кандидат биологических наук, Красноярск, Россия, [email protected] Людмила Владимировна Фомина
Красноярский государственный аграрный университет, доцент кафедры государственного, муниципального управления и кадровой политики, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, Красноярск, Россия, [email protected]
Цель исследования - изучение роли учебной мотивации студентов аграрного вуза в формировании трудового потенциала. Для выявления и анализа содержательного аспекта мотивов обучения студентов было проведено анкетирование с применением методики диагностики учебной мотивации студентов АА. Реан и ВА. Якунина, модификация Н.Ц. Бадмаевой. В исследовании приняли участие студенты 1-4-го курсов бакалавриата направления подготовки «Управление персоналом» очной и заочной форм обучения. Общее количество респондентов составило 158 человек. При анкетировании студенты оценивали по пятибалльной шкале 34 утверждения, которые характеризуют мотивы учебной деятельности, по их значимости: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов - максимальной. Данные, полученные в результате исследования, позволили рассмотреть динамику учебной мотивации у студентов с 1-го до 4-го курса бакалавриата. Выявлено, что наиболее значимыми для студентов являются учебные мотивы, которые относятся к группе внешних мотивов, менее значимыми для них представляют собой внутренние мотивы. Основная доля студентов имеет средний уровень учебной мотивации. Основными мотивами, побуждающими студентов очной формы обучения к учебной деятельности для 1-го, 3-го и 4-го курсов, являются профессиональные мотивы, для 2-го курса лидерами являются коммуникативные мотивы. При сравнении двух групп выпускников 2011 и 2021 гг. заочной формы обучения отмечается высокий уровень профессиональной мотивации для обеих групп. Следовательно, обучение воспринимается студентами как возможность стать высококвалифицированными специалистами. Таким образом,
© Вяткина Г.Я., Фомина Л.В., 2021
Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2021. № 3. С. 83-97.
учебная мотивация является одним из решающих факторов в формировании трудового потенциала и ключевым моментом в работе преподавателя.
Ключевые слова: трудовой потенциал, образовательный потенциал, аграрное образование, качество образования, учебная мотивация
EDUCATIONAL MOTIVATION ROLE TO FORM LABOR
POTENTIAL
Galina Ya. Vyatkina
Krasnoyarsk State Agrarian University, Associate Professor at the Department of State and Municipal Management and Personnel Policy, Candidate of Biological Sciences, Krasnoyarsk, Russia, [email protected] Lyudmila V. Fomina
Krasnoyarsk State Agrarian University, Associate Professor at the Department of State and Municipal Management and Personnel Policy, Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor, Krasnoyarsk, Russia, [email protected]
The purpose of research is to study the role of educational motivation of students of an agrarian university in the formation of labor potential. To identify and analyze the content aspect of the motives for teaching students, a questionnaire was conducted using AA. Rean and VA. Yakunin, modified by N.Ts. Badmaeva. The study involved 1-4 year full and part-time undergraduate students of the "Personnel Management" training area. The total number of respondents was 158 people. When questioning, students assessed 34 statements on a five-point scale, which characterize the motives of educational activity, according to their significance: 1 point corresponds to the minimum significance of the motive, 5 points - to the maximum. The data obtained as a result of the study made it possible to consider the dynamics of educational motivation among students from the 1st to the 4th year of the bachelor's degree. It was revealed that the most significant for students are educational motives, which belong to the group of external motives, less significant for them are internal motives. The majority of students have an average level of educational motivation. The main motives that encourage fulltime students to study activities for the 1st, 3rd and 4th years are professional motives, for the 2nd year the leaders are communicative motives. Comparison of two groups of extramural graduates in 2011 and 2021 shows a high level of professional motivation for both groups. Consequently, students perceive training as an opportunity to become highly qualified specialists. Thus, educational motivation is one of the decisive factors in the formation of labor potential and a key point in the instructor's work.
Keywords: labor potential, educational potential, agricultural education, quality of education, educational motivation
Введение. На современном этапе технологического развития нашей страны и перехода к цифровой экономике проблема формирования и развития трудового потенциала как основы для обеспечения эффективности и конкурентоспособности остается одной из основных. От уровня развития и использования трудового потенциала зависят успехи страны в области создания и использования новых технологий, а также ее достижения в сфере социально-экономического развития. Региональный экономический рост зависит от состояния трудового потенциала региона и эффективности его использования [1]. Поэтому управление трудовым потенциалом региона относится к базовым элементам региональной стратегии социально-экономического развития.
Как указывает Е.А. Леднева, трудовой потенциал «характеризуется как степенью подготовленности работника в настоящий момент к выполнению каких-либо трудовых функций, так и его возможностями в долгосрочной перспективе выполнять эти функции» [2]. Наряду с этим трудовой потенциал региона определяется не только количеством трудоспособного населения, но и его качественными характеристиками: интеллектуально-профессиональными, творческими, физическими, мо-тивационными. По мнению Н.Ю. Сорокиной, «наращивание трудового потенциала, являясь, с одной стороны, элементом системы более высокого порядка - наращивания социально-экономического потенциала региона в целом, с другой стороны, включает в себя подсистемы более низкого порядка, в которых осуществляется наращивание его отдельных составляющих: ресурсного, физиологического и образовательного потенциалов. Изменение в любом из указанных локальных потенциалов сказывается на трудовом потенциале региона, а также на величине социально-экономического потенциала региона в целом» [3]. Таким образом, можно утверждать, что рост образовательного потенциала региона способствует его социально-экономическому развитию. В соответствии с определением О.А. Фельдмана, «образовательный потенциал региона представляет собой многокомпонентную систему, которая включает накопленные обществом и закрепленные в материальных носителях знания, опыт деятельности и компетенции населения региона, научно-педагогическое сообщество и образовательную инфраструктуру субъекта РФ, а также экономические и правовые регламенты, сопровождающие образовательную деятельность» [4].
Цель исследования: изучение роли учебной мотивации студентов аграрного вуза в формировании трудового потенциала.
Методология исследования. Принимая активное участие в развитии трудового потенциала, образовательная сфера обеспечивает регион рабочей силой, которая обладает комплексом качеств, необходимых для эффективного функционирования региональной экономики. Формирование трудового потенциала зависит от множества факторов, среди которых важную роль играют потребности и интересы человека, его отношение к труду и мотивация. В условиях старения населения усиливаются риски потери инвестиционной привлекательности региона в результате снижения количества молодых квалифицированных работников, которые вносят основной вклад в формирование его трудового потенциала, что приводит к необходимости уделять повышенное внимание его качеству. Повышение качества реализации стратегических задач, которые стоят перед АПК в части обеспечения продовольственной безопасности страны и устойчивого развития экономики, невозможно без роста образовательного потенциала в соответствии с требованиями и потребностью общества. Сегодня по-прежнему актуальным остается вопрос несоответствия состояния и уровня образования потребностям рынка труда. Одним из вызовов для образования являются научно-технические изменения, которые происходят в последние десятилетия в экономике в целом и в АПК в частности. Переход на новые прогрессивные технологии формирует запросы со стороны работодателей на обновление подходов в подготовке специалистов, которые должны быть готовы не только осваивать передовые технологии, но и разрабатывать их [5].
Ключевым моментом, который объясняет существующий разрыв между качеством выпускников аграрных вузов страны и квалификационными требованиями отрасли, является низкий престиж аграрных профессий. Что в свою очередь определяет невысокое качество поступающих на аграрные специальности абитуриентов, имеющих не достаточную мотивацию к развитию в профессии, а также личностные качества, которые необходимы для наилучшей профессиональной реализации. Как итог этого, профессорско-преподавательский состав аграрных вузов вынужден уделять особое внимание профессионализации студентов, ежедневно мотивируя их на получение знаний, умений и навыков, которые определяют их успех в будущей профессии. Эксперт Д. Дирксен отмечает, что обучающиеся без мотивации - это серьезный вызов для любого преподавателя [6]. Работа над повышением учебной мотивации студентов, которая является основой для повышения качества обучения, стимулирует их вовлеченность в учебный процесс, гарантирует их заин-
тересованность в создании прочной базы для будущей карьеры. Именно благодаря мотивации в значительной степени эффективно реализуется процесс обучения.
В общем виде образовательный процесс может быть представлен как комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих элементов, субъектами которого являются преподаватели и студенты, а объектами - цели и способы их достижения. В данном процессе цель выступает системообразующим компонентом - основой для организации деятельности по его управлению. Как было отмечено выше, цели для системы образования формируются в виде запроса со стороны общества и экономики на количество и качество квалифицированных кадров. Мотивация студентов является важным элементом, который необходим для качественного образования, поскольку мало что можно изменить в процессе обучения, если студенты не мотивированы на постоянной основе [7, 8]. Необходимым условием для достижения поставленных целей в современных условиях деятельности образовательной организации является трансформация роли преподавателя в сторону консультирования, поддержки, наставничества и мотивации студентов. Преподаватель вуза должен стать организатором, конструктором учебного процесса, ключевой задачей которого является стимулирование положительной мотивации к учебному успеху. В процессе обучения у студентов должно формироваться осознание ценности профессиональной компетентности и стремление получить востребованную профессию, дающую им возможность к самореализации.
По мнению ряда исследователей, выполнить социальный заказ общества вузы могут посредством применения современных технологий подготовки выпускников, тем самым способствуя их конкурентоспособности на рынке труда. Результаты исследований отечественных и зарубежных ученых демонстрируют, что повысить мотивацию и, как следствие этого, эффективность обучения можно за счет качественного взаимодействия между обучающимися и преподавателем, в ходе которого применяются методы, стимулирующие учебную деятельность [9-12].
Вызывает обеспокоенность тот факт, что в вузах по-прежнему не уделяется должного внимания мотивационному аспекту образовательной деятельности студентов. Учебные мотивы не выделяются как значимые факторы учебной деятельности. Основной составляющей учебного процесса стандартно выступает формирование знаний, умений и навыков, так как предполагается, что студент уже имеет устойчивые мотивы обучения. Однако, как показывает практика, реальность такова, что у большинства современных студентов существуют проблемы с мотивацией к обучению, а качественный образовательный результат без нее невозможен [13-15].
Мотивы - очень сложные образования, «представляющие собой динамические системы, в которых осуществляются анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений» [16]. Мотивация представляет собой совокупность как внутренних, так и внешних сил, побуждаюших к деятельности, именно они задают ее границы и формы, а также придают этой деятельности определенные цели. Учебная мотивация является частным видом мотивации, которая включена в учебную деятельность обучающегося. Мотивацию обучения можно рассматривать как процессы, методы и средства, которые побуждают к продуктивной познавательной деятельности посредством активного освоения содержания образования, которое должно быть интересным, полезным, актуальным и соответствовать потребностям студента. Для учебной мотивации характерна системность, направленность и динамика. Анализируя мотивацию учебной деятельности, следует учитывать тот факт, что эта деятельность относится к полимотивированной. Можно выделить следующие виды мотивов, влияющие на результаты и характер учебной деятельности: внутренние, внешние и личные (рис. 1). Внутренние источники учебной мотивации определяются познавательными и социальными потребностями личности. К внешним источникам относят требования, ожидания и возможности, от которых зависят условия жизнедеятельности обучающихся. Интересы, стереотипы, установки и другие источники, которые отвечают за самореализацию и самосовершенствование, - это личные мотивы. Если отсутствует хотя бы один этих источников, то система учебных мотивов деформируется [17].
Рис. 1. Система учебных мотивов: 1 - сбалансированное состояние системы (составлено авторами по материалам исследования)
В учебной мотивации выделяют следующие группы мотивов [18]:
- коммуникативные мотивы (связаны с потребностями в общении);
- мотивы избегания (связаны с осознанием того, что могут возникнуть неприятности при невыполнении);
- мотивы престижа (связаны с желанием получить высокий социальный статус);
- профессиональные мотивы (связаны со стремлением овладеть необходимыми профессиональными знаниями и навыками);
- мотивы творческой самореализации (связаны потребностью к развитию и реализации своих способностей);
- учебно-познавательные мотивы (свидетельствуют об ориентации студента на приобретение новых знаний, определяются интересом к знаниям и стремлением к самообразованию);
- социальные мотивы (связаны с ориентиром на социальное взаимодействие и стремлением получить поддержку и одобрение окружающих, заслужить у них авторитет).
Общая мотивация к обучению представляет собой суперпозицию вышеперечисленных мотивов. Образовательный процесс, который основывается на мотивах, создавая предпосылки для их развития и совершенствования, обеспечивает высокую эффективность обучения. Отсутствие учебного мотива или его низкая выраженность исключает значительные успехи в учебе. Наличие у студентов стойкой положительной мотивации - важнейшее условие качественного обучения, поскольку учебная деятельность является для них основной, а процесс формирования ее мотивационной структуры начинается уже с первых дней пребывания в вузе. Эффективность обучения в каждом конкретном случае в значительной степени зависит от содержания и силы мотивации [19].
Результаты исследования. С целью выявления и анализа содержательного аспекта мотивов обучения студентов Красноярского государственного аграрного университета было проведено их анкетирование с применением методики диагностики учебной мотивации студентов А.А. Реан и В.А. Якунина, модификация Н.Ц. Бадмаевой [18]. В исследовании приняли участие студенты 1, 2, 3 и 4-го курсов бакалавриата направления подготовки «Управление персоналом».
Общее количество респондентов составило 158 человек. При анкетировании студенты оценивали по пятибалльной шкале 34 утверждения, которые характеризуют мотивы учебной деятельности, по их значимости: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива; 5 баллов - максимальной.
Данные, полученные в результате исследования, позволили рассмотреть динамику учебной мотивации у студентов с 1-го до 4-го курса бакалавриата. В ходе исследования установлено, что студенты разных курсов обучения имеют различный уровень учебной мотивации (табл. 1).
Таблица 1
Результаты исследования учебной мотивации студентов
Группа мотивов Среднее значение, баллы
1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс
Коммуникативные мотивы 3,57±0,742 3,80±0,760 3,66±0,651 3,63±0,708
Мотивы избегания 2,73±0,725 2,87±1,084 2,76±0,776 2,76±0,984
Мотивы престижа 3,10±0,588 3,69±0,846 3,32±0,718 3,16±0,781
Профессиональные мотивы 3,61±0,674 3,70±0,738 4,03±0,526 3,86±0,689
Мотивы творческой самореализации 3,00±0,833 3,53±0,898 3,35±0,772 3,36±0,893
Учебно-познавательные мотивы 3,38±0,610 3,63±0,789 3,68±0,638 3,32±0,508
Социальные мотивы 3,60±0,467 3,65±0,750 3,71±0,537 3,59±0,625
Анализ полученных результатов показал, что основными мотивами, побуждающими студентов 1-го курса к учебной деятельности, является группа профессиональных мотивов, при которых обучение воспринимается студентами как возможность стать высококвалифицированными специалистами, и группа социальных мотивов, при которых студенты ориентированы на систему отношений, существующих между ними и окружающей действительностью. Обе группы мотивов имеют равноценно большое значение - в среднем 3,6 балла по пятибалльной шкале. Тогда как у студентов 2-го курса лидером является группа коммуникативных мотивов (з,8о±о,76о), отвечающих за потребность в общении, и группа профессиональных мотивов, среднее значение которых 3,70±0,738. Для студентов 3-го курса обучения на первое место по значимости вышли профессиональные мотивы (4,03±0,526), а на втором месте - группа социальных мотивов (3,71±0,537). У студентов 4-го курса также преобладает высокий уровень профессиональной мотивации (3,86±0,689). Учебная мотивация у четверокурсников характеризуется высоким значением коммуникативных мотивов (з,6з±0,708).
Учебно-познавательные мотивы, связанные со стремлением к новым знаниям, выявленные в результате опроса студентов (3,38±0,610 -у первокурсников; з,6з±0,789 - у второкурсников; з,68±0,6з8 - у третьекурсников; 3,32±0,5084 - у четверокурсников), не демонстрируют высоких значений и находятся лишь на 5-м месте среди анализируемых групп. Мотивы престижа, связанные со стремлением к высокому социальному статусу, оказались наиболее значимы для студентов 2-го курса и имеют минимальное среднее значение в группе студентов 1-го курса: з,69±0,846 и з,10±0,588 соответственно. На последнем месте у всех групп студентов оказался мотив избегания (от 2,73 до 2,87 баллов по пя-
тибалльной шкале). Это свидетельствует, что для респондентов возникающие в учебе проблемы не вызывают особых страхов, и они действуют так, чтобы их преодолеть.
Таким образом, наиболее значимые для студентов учебные мотивы, которые выявлены в результате проведения опроса, относятся к группе внешних мотивов (мотивы успеха, похвалы, достижений и др.) Менее значимыми для них являются внутренние мотивы (мотивы познавательной потребности, собственного развития и удовольствия от процесса обучения).
На рисунке 2 представлена динамика уровней учебной мотивации в зависимости от курса обучения.
Рис. 2. Динамика уровня учебной мотивации по шкалам
Обращает на себя внимание тот факт, что для всех групп мотивов, независимо от курса обучения, уровень мотивации находится на среднем уровне, что свидетельствует о необходимости активного участия преподавателей в мотивировании студентов. Существует множество методов учебной мотивации, но с изменением формата обучения, развитием цифровизации общепринятые методы уже не оказывают необходимого эффекта. Формализованный, менторский подход в обучении приводит к демотивации. Полученные результаты являются сигналом к поиску подходов и методов, которые способствуют развитию внутренней мотивации студентов. Необходимо менять, актуализировать содержательную часть учебного материала, увеличивать коммуникационную составляющую во время занятий, использовать приемы апперцепции. Немаловажное значение для современного студента имеет личность преподавателя - гармоничная, интересная, целостная личность существенно обращает на себя внимание студентов и усиливает их вовлеченность в
учебный процесс. Ценятся профессионализм, креативность преподавателя. Горящие глаза, любовь к своему предмету, личный пример развития преподавателя, примеры развития успешных людей не останутся не замеченными студентами.
Была проведена оценка уровня мотивации студентов на основе разработанной балльно-рейтинговой системы (табл. 2).
Таблица 2
Балльно-рейтинговая система оценки уровня мотивации*
Оцениваемый параметр Значение (баллы) Уровень
Внешняя мотивация 3,0-6,9 Низкий
7,0-10,9 Средний
11,0-15,0 Высокий
Внутренняя мотивация 4,0-9,2 Низкий
9,3-14,5 Средний
14,6-20,0 Высокий
Учебная мотивация 7,0-16,3 Низкий
16,4-25,7 Средний
25,8-35,0 Высокий
"^Составлено авторами.
Результаты распределения студентов разных курсов обучения в зависимости от уровня их учебной мотивации представлены на рисунке 3. Основная доля студентов имеет средний уровень учебной мотивации (от 16,4 до 25,7 баллов). Процент студентов с низким уровнем не превышает 10 % во всех группах.
Рис. 3. Распределение студентов в зависимости от уровня
учебной мотивации
Учитывая тот факт, что отношение к учению как к средству достижения профессиональных целей - важнейший элемент мотивации студентов к профессиональной деятельности, целесообразным является работа по увеличению количества студентов с высоким уровнем мотивации, а также фокусирование внимания в работе на студентах, которые оказались в группе с низким уровнем мотивации, ведь именно благодаря сформированности у студентов профессиональной мотивации можно оценить их готовность к будущей профессиональной деятельности. Важно, чтобы выпускники имели высокую мотивацию к развитию в профессии, так как это одна из составляющих их способности быстро адаптироваться к новым требованиям.
Данный подход лег в основу оценки готовности выпускников к профессиональной деятельности. С этой целью нами сравнивались результаты опроса двух групп студентов: группа 1 - студенты заочной формы обучения, выпускники 2011 г. (26 человек; средний возраст 26,8 лет); группа 2 - студенты заочной формы обучения, выпускники 2021 г. (37 человек; средний возраст 29,2 года). Для обеих групп отмечается высокий уровень профессиональной мотивации: Хср.= 3,92±0,659 и Уср.= 3,99±0,669. Профиль учебной мотивации для сравниваемых групп студентов демонстрирует общие тенденции в содержательном аспекте мотивации выпускников заочной формы обучения, а их сравнение выявило статистически значимые различия (р < 0,05) по ее уровню в зависимости от года для группы мотивов избегания (X ср.= 2,б9±0,911 для 2021 г., Уср.= 2,08±0,7б2 для 2011 г.) и группы социальных мотивов (Хср.= 3,59±0,631 для 2021 г., Уср.= 3,05±0,778 для 2011 г.) (рис. 2). Дальнейший сравнительный анализ показал, что для студентов 2011 г. группа учебно-познавательных мотивов имела значимость выше, чем для студентов 2021 г. обучения (табл. 3).
Таблица 3
Результаты сравнительного анализа учебной мотивации студентов
Ранг группы
Группа мотивов мотивов
2021 г. обучения 2011 г. обучения
Коммуникативные мотивы 2 2
Мотивы избегания 7 7
Мотивы престижа 6 6
Профессиональные мотивы 1 1
Мотивы творческой 5 5
самореализации
Учебно-познавательные 4 3
мотивы
Социальные мотивы 3 4
Ранжирование мотивов позволило оценить изменения в приоритетах исследуемых групп студентов и продемонстрировало, что данные изменения коснулись только групп учебно-познавательных и социальных мотивов (рис. 4).
Коммуникативные
мотивы
4.00
Социальные мотивы ^^ Мотивы избегания
2.00
1.00
-2011 год
0.00
Учебно- II -2021 год
познавательные \\ Ц Мотивы престижа
мотивы
Мотивы творческоР Профессиональные
самореализации мотивы
Рис. 4. Мотивационный профиль студентов заочной формы обучения (студенты 2011 и 2021 гг.)
Выводы. Полученные результаты подтверждают, что учебная мотивация, представляя собой совокупность мотивов, вызывающих активность студентов в учебной деятельности, является одним из решающих факторов, который не только способствует повышению эффективности учебного процесса, но и обеспечивает качество трудового потенциала. Следует также подчеркнуть, что отношение студентов к профессии наполняется профессиональным смыслом и содержанием непосредственно в ходе учебной деятельности. И именно мотивация студентов является, по нашему мнению, ключевым моментом в работе преподавателя.
Список источников
1. Бардовский В.П., Ильин И.В., Трошина Е.В. Управление трудовым потенциалом региона // Фундаментальные исследования. 2016. № 11-2. С. 343-347. URL: http://fundamentalresearch.ru/ru/article /view?id=40978 (дата обращения: 02.04.2021).
2. Леднева ЕА. Трудовой потенциал в системе категорий труда // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. № 20 (49). С. 85-90.
3. Сорокина Н.Ю. Формирование концепции наращивания трудового
потенциала региона // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 34. С. 27-33.
4. Фельдман ОА. Образовательный потенциал системы национальной безопасности России: автореф. дис. ... д-ра полит. наук. М., 2011. 44 с.
5. Фролова ОЯ., Фомина Л.В., Шпирук Ю.Д. Реализация социально-экономической парадигмы развития сельских территорий // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2017. № 2. С. 59-71.
6. Дирксен Д. Искусство обучать: как сделать любое обучение нескучным и эффективным. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 265 с.
7. Williams K.C. & Williams C.C. Five Key Ingredients for Improving Student Motivation // Research in Higher Education Journal, 12, 2011, p. 1-23.
8. Шмелева Ж.Н., Капсаргина СА. Целесообразность имплементации стандарта ENQA по студентоцентрированному обучению при изучении иностранного языка // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9, № 3. С. 111-126. DOI: 10.12731/2218-7405-2018-3-111-126.
9. Hava K. (2021). The effects of the flipped classroom on deep learning strategies and engagement at the undergraduate level. Participatory Educational Research, 8 (1), 379-394.
10. Freeman et al. Active learning increases student performance in science, engineering, and mathematics // Proceedings of the National Academy of Sciences, 111 (23) (2014), pp. 8410-8415.
11. Вяткина ГЯ. Применение инновационных образовательных технологий как необходимое условие повышения качества обучения // Проблемы современной аграрной науки: мат-лы междунар. науч. конф. (Красноярск, 15 октября 2020 г.) / Краснояр. гос. аграр. ун-т. Красноярск, 2020. С. 416-420.
12. Антонова Н.В., Шмелева Ж.Н. Повышение мотивации студентов на уроках иностранного языка в неязыковом вузе // Вестник КрасГАУ. 2015. № 3(102). С. 223-228.
13. Shmeleva Zh.N. Life-long learning of the foreign language at Krasnoyarsk SAU as the prerequisite for receiving ECBE accreditation and a means of implementing UNESCO educational standards // Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Vol. 8. No 2 (27). P. 267-270. DOI 10.26140/anip-2019-0802-0061.
14. Шмелева Ж.Н. Социализация и адаптация студентов первого курса ИММО Красноярского ГАУ посредством изучения иностранного языка // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сб. ст. по мат-лам всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Красноярск, 20 октября 2016 г.). Красноярск: Литера-принт, 2017. С. 239-241.
15. Shmeleva Zh.N. XXIX world winter Universiade in Krasnoyarsk as a factor of motivating students for learning "survival English" // Azimuth of
Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Vol. 8. No 2 (27). P. 263-266. DOI i0.26i40/anip-20i9-0802-0060.
16. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011. 512 с.
17. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // American Psychologist. 2002. V. 55. № 1. P. 68-78.
18. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) // Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: монография. Улан-Удэ, 2004. С. 151-154.
19. Ксенда О.Г. Особенности мотивации обучения современных студентов // Философия и социальные науки в современном мире: мат-лы междунар. науч. конф. к 30-летию факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета (Минск, 26-27 сентября 2019 г.). Минск: БГУ, 2019. С. 512-516.
References
1. Bardovskii V.P., Win I.V., Troshina E.V. Upravlenie trudovym potentsialom regiona // Fundamental'nye issledovaniya. 2016. № 11-2. S. 343-347. URL: http://fundamentalresearch.ru/ru/article /view?id=40978 (data obrashcheniya: 02.04.2021).
2. Ledneva, EA. Trudovoi potentsial v sisteme kategorii truda // Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. 2007. № 20 (49). S. 85-90.
3. Sorokina N.Yu. Formirovanie kontseptsii narashchivaniya trudovogo potentsiala regiona // Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2011. № 34. S. 27-33.
4. Fel'dman OA. Obrazovatel'nyi potentsial sistemy natsional'noi bezopasnosti Rossii: avtoref. dis. ... d-ra polit. nauk. M., 2011. 44 s.
5. Frolova O.YA., Fomina L.V., Shpiruk Yu.D. Realizatsiya sotsial'no-ehkonomicheskoi paradigmy razvitiya sel'skikh territorii // Sotsial'no-ehkonomicheskii i gumanitarnyi zhurnal Krasnoyarskogo GAU. 2017. № 2. S. 59-71.
6. Dirksen D. Iskusstvo obuchat': kak sdelat' lyuboe obuchenie neskuch-nym i ehffektivnym. M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2013. 265 s.
7. Williams K.C. & Williams C.C. Five Key Ingredients for Improving Stu-dent Motivation // Research in Higher Education Journal, 12, 2011, p. 1-23.
8. Shmeleva Zh.N., Kapsargina SA. Tselesoobraznost' implementa-tsii standarta ENQA po studentotsentrirovannomu obucheniyu pri izuchenii inostrannogo yazyka // Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem (ehlektronnyi nauchnyi zhurnal). 2018. T. 9, № 3. S. 111-126. DOI: 10.12731/2218-7405-2018-3-111-126.
9. Hava K. (2021). The effects of the flipped classroom on deep learning strategies and engagement at the undergraduate level. Participatory Educational Research, 8 (1), 379-394.
10. Freeman et al. Active learning increases student performance in sci-ence, engineering, and mathematics // Proceedings of the National Academy of Sciences, 111 (23) (2014), pp. 8410-8415.
11. Vyatkina G.Ya. Primenenie innovatsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologii kak neobkhodimoe uslovie povysheniya kachestva obucheniya // Problemy sovremennoi agrarnoi nauki: mat-ly mezhdunar. nauch. konf. (Krasnoyarsk, 15 oktyabiya 2020 g.) / Krasnoyar. gos. agrar. un-t. Krasnoyarsk, 2020. S. 416-420.
12. Antonova N.V., Shmeleva Zh.N. Povyshenie motivatsii studentov na urokakh inostrannogo yazyka v neyazykovom vuze // Vestnik KraSGAU. 2015. № 3(102). S. 223-228.
13. Shmeleva ZhN. Life-long learning of the foreign language at Krasnoyarsk SAU as the prerequisite for receiving ECBE accreditation and a means of implementing UNESCO educational standards // Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Vol. 8. No 2 (27). P. 267-270. DOI 10.26140/anip-2019-0802-0061.
14. Shmeleva Zh.N. Sotsializatsiya i adaptatsiya studentov pervogo kur-sa IMMO Krasnoyarskogo GAU posredstvom izucheniya inostrannogo yazyka // Professional'noe samoopredelenie molodezhi innovatsionnogo regiona: problemy i perspektivy: sb. st. po mat-lam vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem (Krasnoyarsk, 20 oktyabrya 2016 g.). Krasnoyarsk: Litera-print, 2017. S. 239-241.
15. Shmeleva Zh.N. XXIX world winter Universiade in Krasnoyarsk as a factor of motivating students for learning "survival English" // Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Vol. 8. No 2 (27). P. 263-266. DOI 10.26140/anip-2019-0802-0060.
16. Win E.P. Motivatsiya i motivy. SPb.: Piter, 2011. 512 s.
17. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // American Psychologist. 2002. V. 55. № 1. P. 68-78.
18. Metodika dlya diagnostiki uchebnoi motivatsii studentov (A.A. Rean i V.A. Yakunin, modifikatsiya N.TS. Badmaevoi) // Badmaeva N.TS. Vliyanie motivatsionnogo faktora na razvitie umstvennykh sposobnostei: monografiya. Ulan-Udeh, 2004. S. 151-154.
19. Ksenda O.G. Osobennosti motivatsii obucheniya sovremennykh studentov // Filosofiya i sotsial'nye nauki v sovremennom mire: mat-ly mezhdunar. nauch. konf. k 30-letiyu fakul'teta filosofii i sotsial'nykh nauk Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta (Minsk, 26-27 sentyabrya 2019 g.). Minsk: BGU, 2019. S. 512-516.