сравнительный анализ эффективности рекреативного воздействия различных видов двигательной активности на психоэмоциональное состояние студентов
УДК/UDC 796.011
Поступила в редакцию 15.06.2021 г.
Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Пешкова1 Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Пешков1
1 Сургутский государственный университет, Сургут
COMPARATIVE ANALYSIS OF RECREATIONAL EFFECTS OF VARIOUS TYPES OF MOTOR ACTIVITY ON STUDENTS' PSYCHO-EMOTIONAL STATE
PhD, Associate Professor N.V. Peshkova1 PhD, Associate Professor A.A. Peshkov1
1 Surgut State University, Surgut
Информация для связи с автором: peshkova [email protected]
Аннотация
Цель исследования - провести сравнительный анализ эффективности рекреативного воздействия различных видов двигательной активности, реализуемых в рамках элективных курсов по физической культуре и спорту в вузе, на психоэмоциональное состояние студентов. Методика и организация исследования. Изыскание было организовано на кафедре физической культуры Сургутского государственного университета в 2020/2021 учебном году. Для оценки психоэмоционального состояния студентов был использован опросник САН: самочувствие, активность, настроение (В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, и др.). В констатирующих экспериментах приняли участие студенты 2-го курса, занимающиеся в рамках элективных курсов по физической культуре и спорту различными видами двигательной активности. Первое направление исследования - анализ изменений в психоэмоциональном состоянии студентов в течение семестрового периода, второе - выявление рекреативного потенциала различных видов двигательной активности. Результаты исследования и выводы. Анализ рекреативного потенциала видов двигательной активности, реализуемых в рамках элективных курсов по физической культуре и спорту в вузе, продемонстрировал различное их воздействие на психоэмоциональное состояние студентов, что обуславливает необходимость взаимных конверсионных проникновений используемых в учебно-тренировочном процессе средств и методов.
Ключевые слова: студенты, рекреативное воздействие, элективные курсы по физической культуре и спорту в вузе.
Abstract
Objective of the study was to conduct a comparative analysis of the recreational effects of various types of motor activity implemented under the elective physical education and sports course on the psycho-emotional state of university students. Methods and structure of the study. The study was carried out at the Physical Education Department of the Saratov State University in the 2020/2021 academic year. The WAM questionnaire (well-being, activity, mood (V.A. Doskin, N.A. Lavrentyeva, etc.) was used to assess the students' psycho-emotional state. The ascertaining experiment involved the 2nd-year students trained under the elective physical education and sports course involving various types of motor activity. The first area of research was the analysis of changes in the students' psycho-emotional state throughout the semester, the second one - identification of the recreational potential of various types of motor activity. Results and conclusions. The analysis of the recreational potential of various types of motor activity implemented at the university under the elective physical education and sports course revealed different effects on the psycho-emotional state of the students, which necessitates mutual conversion of the training means and methods.
Keywords: students, recreational effects, elective physical education and sports courses at the university.
Введение. Одной из приоритетных задач, требующих в настоящее время особого внимания со стороны государства, является сохранение и улучшение здоровья подрастающего поколения. При этом современные стандарты высшего образования предъявляют все большие требования к обучению будущих бакалавров и специалистов, что, в свою очередь, ведет к увеличению интеллектуальных нагрузок на студентов и снижению их умственной и физической работоспособности, нарастанию тревожности и нарушениям в психоэмоциональном состоянии.
В связи с этим во многих вузах ведется активный поиск путей оптимизации организации образовательного процесса, а также средств, методов, технологий, оказывающих рекре-
ативное воздействие на обучающихся, позволяющих наиболее эффективно восстанавливаться студентам в процессе учебной деятельности.
Физическое воспитание в вузе, которое в настоящее время в образовательном процессе реализуется в рамках дисциплин блока по физической культуре и спорту, призвано решать не только задачи, связанные с повышением уровня физической подготовленности обучающихся, развития у них двигательных умений и навыков. Важным целевым направлением является содействие в поддержании умственной и физической работоспособности студентов в течение учебного года, нормализации психоэмоционального состояния обучающихся Г1-41.
№9 • 2021 Сентябрь I Sentember
http://www.teoriva.ru
□ и
£ г.
а
ч—
о (и и
а
■
с
га
^
О (и .с Н
Цель исследования - провести сравнительный анализ эффективности рекреативного воздействия различных видов двигательной активности, реализуемых в рамках элективных курсов по физической культуре и спорту в вузе, на психоэмоциональное состояние студентов.
Методика и организация исследования. Исследование было организовано на кафедре физической культуры Сургутского государственного университета в 2020/2021 учебном году. Для оценки психоэмоционального состояния студентов был использован опросник САН: самочувствие, активность, настроение (В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, М. П. Мирошни-ков, В. Б. Шарай). В констатирующих экспериментах приняли участие студенты 2-го курса, занимающиеся в рамках элективных курсов по физической культуре и спорту различными видами двигательной активности: волейболом, баскетболом, настольным теннисом, дзюдо, атлетической гимнастикой и фитнес-тренингом.
Первое направление исследования - выявление изменений в психоэмоциональном состоянии студентов в течение весеннего семестра. Проведены четыре среза: февраль - 192 чел. (117 девушек, 75 юношей); март - 193 чел. (105 девушек и 88 юношей), апрель - 207 чел. (114 девушек и 93 юноши); май - 202 чел. (113 девушек и 89 юношей).
Второе направление исследования - выявление рекреативного потенциала различных видов двигательной активности. Период тестирования - апрель-май, восемь занятий (до/после), 50 студентов (25 девушек, 25 юношей).
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследования изменения психоэмоционального состояния студентов в течение семестрового периода учебного года представлены на рис. 1-3.
По шкале «Самочувствие» можно отметить, что процент показателей, соответствующих норме в целом у студентов, в феврале составлял 51,6 %, тогда как в мае он увеличился до 66,3 %. Динамика показателей нормы составила 14,7 %. При этом сравнительный анализ полученных результатов по половому признаку свидетельствует о том, что девушки демонстрируют по данной шкале значительно более низкие показатели, чем юноши: февраль - 41,0 % и 68,0 %, март - 42,0 % и 61,4 %, апрель - 50,9 % и 67,7 %, май - 62,8 % и 70,8 % соответственно.
80 60 40 20 0
51,6
48,4
48,7
58,5
66,3
33,7
I
норма ниже норма ниже норма ниже норма ниже нормы нормы нормы нормы
Февраль Март Апрель Май
Рис. 1. Процентное соотношение результатов по шкале «Самочувствие» в течение семестрового периода
100 80 60 40 20 0
гттл
норма ниже норма ниже норма ниже норма ниже нормы нормы нормы нормы
Февраль Март Апрель Май
Рис. 2. Процентное соотношение результатов по шкале «Активность» в течение семестрового периода
Процентное соотношение результатов по шкале «Активность» представлено на рис. 2.
По шкале «Активность» показатели, соответствующие норме, так же, как и по шкале «Самочувствие», повышаются в течение семестра от февраля к маю, разница составила
18.6 %. К сожалению, в первой половине семестра в феврале и марте показатели нормы выявлены только у 45,8 % и 42,5 % студентов соответственно, тогда как во второй половине -в апреле (68,6 %) наблюдались значительный прирост значений нормы на 26,1 % и незначительное понижение на 4,2 % в мае (64,4 %).
Сравнительный анализ результатов по половому признаку, также как и в первом случае, свидетельствует о более низких показателях у девушек, по сравнению с юношами: февраль - 35,9 % и 61,3 %, март - 29,5 % и 58,0 %, апрель - 64,9 % и 73,1 %, май - 62,8 % и 66,3 % соответственно. Так, на начало года разница составила 25,4 %, аналогичная ситуация была выявлена и в марте - 28,5 % девушек. Рассматривая динамику в течение семестра, можно отметить, что значения нормы по шкале «Активность» у девушек выросли на 26,9 % и у юношей на 5 %.
Анализируя результаты тестирования по шкале «Настроение», можно констатировать изначально высокий уровень показателей нормы, равный 77,6 % в феврале. К марту произошло незначительное их снижение на 5,1%, и далее наблюдается рост в последующие месяцы (рис. 3).
Тенденция к более низким показателям у девушек по сравнению с юношами сохраняется и по данной шкале: февраль -
72.7 % и 85,3 %, март - 66,7 % и 79,5 %, апрель - 75,4 % и 80,6 %, май - 77,0 % и 80,9 % соответственно, однако разница в значениях значительно ниже по сравнению с вышеуказанными результатами.
Как у юношей, так и у девушек можно отметить снижение показателей в марте по сравнению с февралем, далее их повышение в апреле и мае. Разница значений в течение семестра от февраля к маю у девушек составила 4,3 %, тогда как у юношей наблюдается незначительное снижение показателей нормы на 4,4 % от февраля к маю.
На рис. 4 представлены результаты по второму направлению исследования - определению рекреативного потенциа-
100 80 60 40 20 0
77,6
72,5 —
77,8 -> —
78,7
22,4
27,5
i
22,2 i
21,3
i
норма ниже норма ниже норма ниже норма ниже нормы нормы нормы нормы
февраль Март Апрель Май
Рис. 3. Процентное соотношение результатов по шкале «Настроение» в течение семестрового периода
0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0
0,56 0,54
0 34 0,4 0,4 ' 0,4 1
||| (и м|
2
2
2
Самочувствие Активность Настроение
Рис. 4. Показатели рекреативного потенциала различных видов двигательной активности (в баллах)
76
http://www.teoriya.ru
№9^ 2021 Сентябрь | September
ла различных видов двигательной активности, которыми занимаются студенты в рамках выбранных элективных курсов по физической культуре и спорту в вузе. Следует обозначить, что рекреативный потенциал представлен в виде разницы среднегрупповых показателей по шкалам до и после учебно-тренировочных занятий в течение месяца (восемь срезов).
На основании тестирования студентов было выявлено, что по шкале «Самочувствие» наибольшим рекреативным потенциалом с оценкой 0,48 обладает волейбол, так же, как и по шкале «Активность» с результатом 0,61. По шкале «Настроение» лидирующую позицию занимает фитнес-тренинг (0,68). Наименьший рекреативный потенциал выявлен по настольному теннису и дзюдо.
Выводы. Анализ рекреативного потенциала различных видов двигательной активности позволил сделать заключение, что командные игровые виды спорта оказывают более значительное положительное влияние на психоэмоциональное состояние студентов. Поэтому мы считаем целесообразным широкое использование игрового метода в процессе физического воспитания студентов.
Литература
1. Блинов Д. А. Влияние занятий физической культурой разной направленности на психоэмоциональное состояние студентов вуза/Д. А. Блинов, Г. В. Барчукова//Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2021. - № 3. - С. 41-43.
2. Гогинава С. Е. Об оздоровительном эффекте сочетания нагрузок аэробного и анаэробного характеров на физкультурных занятиях в вузе/С. Е. Гогинава, О. Г. Румба//Физическое воспитание студентов. - 2014. - № 3. - С. 18-29.
3. Кабачкова А. В. «Самочувствие - Активность - Настроение» студентов-первокурсников при посещении занятий по физическому
воспитанию/А. В. Кабачкова//Теория и практика физ. культуры. -2015. - № 7. - С. 29-31.
4. Пешкова Н. В. Анализ эффективности рекреативного воздействия процесса физического воспитания в вузе/Н. В. Пешкова, Ю. В. Лепихина, А. А. Пешков//Актуальные проблемы, современные тенденции развития физической культуры и спорта с учетом реализации национальных проектов: матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ.; под науч. редакцией Л. Б. Андрющен-ко, С. И. Филимоновой. - М.: РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2020. -С. 247-251.
References
1. Blinov D.A., Barchukova G.V. Vliyanie zanyatiy fizicheskoy kulturoy raznoy napravlennosti na psikhoemotsionalnoe sostoyanie studentov vuza [Effect of physical education lessons of different orientation on psychoemotional state of university students]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2021. No. 3. pp. 41-43.
2. Goginava S.E., Rumba O.G. Ob ozdorovitelnom effekte sochetaniya nagruzok aerobnogo i anaerobnogo kharakterov na fizkulturnykh zanyatiyah v vuze [Health-improving effect of combination of aerobic and anaerobic loads at academic physical education lessons]. Fizicheskoe vospitanie studentov. 2014. No. 3. pp. 18-29.
3. Kabachkova A.V. «Samochuvstvie - Aktivnost - Nastroenie» studentov-pervokursnikov pri poseschenii zanyatiy po fizicheskomu vospitaniyu ["Wellbeing - activity - mood" of first-year students during physical education classes]. Teoriya i praktika fiz. Kultury. 2015. No. 7. pp. 29-31.
4. Peshkova N.V., Lepikhina Y.V., Peshkov A.A. Analiz effektivnosti rekreativnogo vozdeystviya protsessa fizicheskogo vospitaniya v vuze [Analysis of effectiveness of recreational effect of academic physical education process]. Aktualnye problemy, sovremennye tendentsii razvitiya fizicheskoy kultury i sporta s uchetom realizatsii natsionalnykh proektov [Actual problems, modern trends in development of physical education and sports within implementation of national projects]. Proceedings national research- practical conf. with int. participation.; L.B. Andryushchenko, S.I. Filimonova [ed.]. Moscow: Plekhanov RUE publ., 2020. pp. 247-251.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ХОККЕЙНЫХ
КЛУБОВ РОССИИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ХОККЕЙНОЙ ЛИГИ
А.М. Овечкин1
Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва
УДК/UDC 796.015
Ключевые слова: технико-тактическая тренировка, многолетняя подготовка, хоккей.
Цель исследования - выявить особенности многолетнего тренировочного процесса технико-тактической направленности хоккеистов в профессиональных клубах КХЛ и НХЛ.
Методика и организация исследования. Для исследования было выбрано по три ведущих клуба каждого континента. Наблюдения и сбор необходимой информации проводился на протяжении одного сезона в России и одного в США. С российской стороны были обследованы команды с восьми и до 17 лет - ЦСКА, «Спартак», представляющие г. Москву, а также команда «Локомотив» из г Ярославль. Такой же возраст для адекватного сравнения был выбран и в американских командах из Вашингтона Washington Capitals, Нью-Йорка New York Rangers и Филадельфии Philadelphia Flyers. В командах каждой возрастной группы фиксировалась выполненная тренировочная нагрузка по общепринятой методике [1].
Результаты исследования и их обсуждение. Отмечаются значительные различия по объему тренировочной работы в профессиональных клубах КХЛ и НХЛ хоккеистов различного возраста. В часовом выражении объем выполненной тренировочной работы по общей физической подготовке достоверно (р<0,01) различается в командах разного возраста.
В североамериканских командах мы видим значительное снижение объема данного вида работ по мере взросления
FEATURES OF HOCKEY CLUB TRAINING PROCESS IN RUSSIA AND NATIONAL HOCKEY LEAGUE
A.M. Ovechkin1
1Federal Scientific Center of Physical Culture and Sports, Moscow
Поступила в редакцию 05.07.2021 г.
спортсменов. Такая же картина наблюдается при сравнении данных выполненной работы, направленной на тактическую подготовку. Американские тренеры уделяют данному компоненту большее внимание (р<0,01) по сравнению с российскими специалистами. Это касается в первую очередь первых двух лет занятий, в которых разница в процентах колеблется в районе 10 %, а также возраста 16-летних игроков, в котором парциальная разница достигает 9 %%, также достоверная (р<0,01).
Соотношение объема тренировочной работы технико-тактической и технической направленности во внеледовых и ледовых условиях среди хоккейных команд разного возраста клубов НХЛ и КХЛ достоверно (р<0,05) различаются. Соотношение внеледовых и ледовых занятий в годичном цикле в российских командах в среднем имеет тенденцию к пропорции 50:50 к возрасту 16-17 лет, в то же время у североамериканских команд обнаруживается процентная пропорция 30:70 в командах 12-17 лет.
Выводы. В результате проведенного исследования определена разница в организации многолетнего тренировочного процесса технико-тактической подготовки в командах профессиональных хоккейных клубов с восьми до 17 лет.
Литература
1. Савин В.П. Теория и методика хоккея: учеб. для студентов акад. и вузов физ. культуры по направлению 521900; по спец. 022300: доп. УМО по образованию в обл. физ. культуры и спорта / В.П. Савин. - М.: Academia, 2003. - 399 с.
Информация для связи с автором: [email protected]
№9 • 2021 Сентябрь | September
http://www.teoriya.ru