Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ У СТУДЕНТОК-ПЕРВОКУРСНИЦ ВУЗА С РАЗЛИЧНЫМИ СРОКАМИ ПРОЖИВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА РФ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ У СТУДЕНТОК-ПЕРВОКУРСНИЦ ВУЗА С РАЗЛИЧНЫМИ СРОКАМИ ПРОЖИВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА РФ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
54
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / АЭРОБИКА / СЕВЕРНЫЙ РЕГИОН / ELECTIVE COURSE / PHYSICAL EDUCATION / STUDENTS / AEROBICS / NORTHERN REGION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Нененко Наталья Дмитриевна, Максимова Татьяна Алексеевна, Стогов Максим Валерьевич, Юдина Татьяна Анатольевна

Введение. Поиск новых подходов к оздоровлению студентов в рамках курса физической культуры, обеспечивающих улучшение механизмов адаптации организма к учебной деятельности в неблагоприятных климатогеографических условиях Севера РФ, является актуальной задачей. Цель исследования: оценить эффективность применения оздоровительной аэробики в элективных курсах по физической культуре и спорту у студенток-первокурсниц вуза с различными сроками проживания в условиях северного региона РФ. Методика и организация исследования. В исследовании принимали участие 37 девушек-первокурсниц в возрасте 18-19 лет, которые ранее не занимались спортом. В ходе исследования респонденты занимались оздоровительной аэробикой в рамках дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту» два раза в неделю. Испытуемые были разделены на две группы. В группе 1 было 10 девушек, которые были рождены в регионах средней полосы РФ, мигрировавшие не позднее года до включения в исследование. Группа 2 была представлена 27 девушками, которые рождены в регионах севера и являются внуками (второе поколение) мигрантов из регионов средней полосы РФ. Обследование респондентов было выполнено дважды: перед началом обучения и по окончании учебного года. Обследование включало антропометрию, оценку уровня физического развития и функционального состояния кардиореспираторной системы. Результаты исследования и их обсуждение. Показано, что после реализации программы у девушек группы 2 обнаружено статистически значимое улучшение соматотипологического статуса после занятий аэробикой: снижение массы тела, обхвата талии, повышение экскурсии грудной клетки. У девушек группы 1 такие изменений были на уровне тенденции. В обеих группах отмечалась тенденция к положительному изменению индексов функционального состояния кардиореспираторной системы - адаптационный потенциал, вегетативный индекс Кердо (ВИК) и уровень функционального состояния. При этом у девушек группы 2 после реализации курса статистически значимо на 27,6% снижался ВИК. Этого не наблюдалось у девушек группы 1. Заключение. Занятия оздоровительной аэробикой у студенток-первокурсниц вуза северного региона имеют выраженную оздоровительную направленность. Рекомендовано включение в программу «Элективных курсов по физической культуре и спорту» для студенток первого курса ВУЗов северных регионов занятий оздоровительной аэробикой в качестве эффективного средства, повышающего адаптацию, как к учебному режиму, так и к климатическим условиям проживания в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Нененко Наталья Дмитриевна, Максимова Татьяна Алексеевна, Стогов Максим Валерьевич, Юдина Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF AEROBICS EFFECT IN THE ELECTIVE COURSES ON PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AMONG THE STUDENTS OF THE FIRST YEAR OF HIGH SCHOOL WITH DIFFERENT TERMS TO STAY IN THE NORTHERN REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Introduction. The search for new approaches to the health-improvement of students in the course of physical training that improve the body's adaptation to training activities under unfavorable climatic conditions, the Russian North, is an urgent task. Purpose. To assess the effectiveness of the use of aerobics in the elective courses in physical culture and sports among the first-year university students with different periods of residence in the northern region of the Russian Federation. Methodology and organization of the study. The study involved 37 first-year girls aged 18-19 years who have not previously engaged in sports. In the course of the study, the respondents were engaged in aerobics as part of the discipline "Elective courses in physical culture and sports" twice a week. The subjects were divided into two groups. In group 1, there were 10 girls who were born in the regions of the middle zone of the Russian Federation, who migrated no later than a year before being included in the study. Group 2 was represented by 27 girls who were born in the regions of the north and are grandchildren (second generation) of migrants from the regions of the middle zone of the Russian Federation. The survey of respondents was carried out twice: before the start of training and at the end of the academic year. The survey included anthropometry, assessment of the level of physical development and functional state of the cardiorespiratory system. Research results and discussion. It was shown that after the implementation of the program, the girls of group 2 showed a statistically significant improvement in the somatotypological status after aerobics: decrease in body weight, waist circumference, and increased chest excursion. For girls of group 1, such changes were at the level of a trend. In both groups, there was a tendency towards a positive change in the indices of the functional state of the cardiorespiratory system - adaptive potential, Kerdo vegetative index (VIC) and the level of functional state. At the same time, in girls of group 2, after the implementation of the course, the VIC decreased statistically significantly by 27.6%. This was not observed in girls in group 1. Conclusion. Aerobics classes among first-year students of the northern region have a pronounced health-improving orientation. Recommended the inclusion in the program of "Elective courses in physical training and sport" for first-year students of universities of the northern regions by improving aerobics sessions as an effective means of improving the adaptation, as a training regimen and to climatic conditions in the region of residence.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ У СТУДЕНТОК-ПЕРВОКУРСНИЦ ВУЗА С РАЗЛИЧНЫМИ СРОКАМИ ПРОЖИВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА РФ»

Таким образом, построение подготовки студенческой команды по гандболу имеет свои особенности, выражающиеся преимущественно рамками 4-х летнего обучения в вузе, ежегодной сменой состава спортсменов (приходом новых игроков в команду и уходом выпускников), существующими различиями ежегодных показателей физической и технико-тактической подготовленности, меньшими объемами часов тренировочных занятий по сравнению с профессиональными командами,

Перечисленные ранее особенности реализации подготовки студенческой гандбольной команды определяют походы к выбору задач, структуры и содержания каждого из этапов подготовки с опорой на принципы доступности и индивидуализации тренировочных нагрузок, акцента на средства интегральной подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Германов, Г.Н. Развитие скоростно-силовых способностей у начинающих гандболистов-студентов на основе прыжковых заданий / Г.Н Германов, Г.Г Гарягдыев, Д.И. Войтович // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117). - С. 39-45.

2. Нгуен Х.Ч. Построение макроцикла подготовки студенческой команды по гандболу /Х.Ч. Нгуен, М.В. Жийяр // Вестник Тамбовского университета. Серия : Гуманитарные науки. -2019. - T. 24., № 181. - С. 96-104.

3. Нгуен Х.Ч. Эффективность игровой деятельности мужской студенческой команды по гандболу / Х.Ч. Нгуен, М.В. Жийяр // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4 (170). - С. 236-240.

4. Рыбаков, Г.П. Использование сопряженного метода развития скоростно-силовых способностей и техники броска по воротам у гандболисток-студенток старших разрядов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Рыбаков Георгий Павлович. - Санкт-Петербург, 2004. - 23 с.

5. Сахарова, М.В. Проектирование макроциклов подготовки в игровых видах спорта: значение, сущность, технология / М.В. Сахарова. - Москва : Спутник+, 2005. - 308 с.

REFERENCES

1. Germanov, G.N., Garyagdyev, G.G. and Voytovich, D.A. (2014), "The development of speed-strength abilities in novice handball students-students on the basis of jumping tasks", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (117), pp. 39-45.

2. Nguyen H.Ch. and Gillard, M.V. (2019), "Building a macrocycle for training a student handball team", Bulletin ofthe Tambov University. Series: Humanities, Vol. .24, No. 181, pp. 96-104.

3. Nguyen H.Ch. and Gillard, M.V. (2019), "The effectiveness of the game activity of the male student handball team", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (170), pp. 236-240.

4. Rybakov, G.P. (2004), The use of the conjugate method of development of speed-strength abilities and the technique of throwing on goal among female handball students of the senior categories, dissertation, St. Petersburg.

5. Sakharova M.V. (2005), Designing macrocycles of training in team sports: meaning, essence, technology, Sputnik +, Moscow.

Контактная информация: huutrung144@gmail.com

Статья поступила в редакцию 07.08.2020

УДК 796.011.3

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ В РАМКАХ

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ У

СТУДЕНТОК-ПЕРВОКУРСНИЦ ВУЗА С РАЗЛИЧНЫМИ СРОКАМИ ПРОЖИВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА РФ

Наталья Дмитриевна Нененко, кандидат биологических наук, доцент, Татьяна Алексеевна Максимова, доцент, Максим Валерьевич Стогов, доктор биологических наук, доцент, Татьяна Анатольевна Юдина, магистрант, Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск

Аннотация

Введение. Поиск новых подходов к оздоровлению студентов в рамках курса физической культуры, обеспечивающих улучшение механизмов адаптации организма к учебной деятельности в неблагоприятных климатогеографических условиях Севера РФ, является актуальной задачей. Цель исследования: оценить эффективность применения оздоровительной аэробики в элективных курсах по физической культуре и спорту у студенток-первокурсниц вуза с различными сроками проживания в условиях северного региона РФ. Методика и организация исследования. В исследовании принимали участие 37 девушек-первокурсниц в возрасте 18-19 лет, которые ранее не занимались спортом. В ходе исследования респонденты занимались оздоровительной аэробикой в рамках дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту» два раза в неделю. Испытуемые были разделены на две группы. В группе 1 было 10 девушек, которые были рождены в регионах средней полосы РФ, мигрировавшие не позднее года до включения в исследование. Группа 2 была представлена 27 девушками, которые рождены в регионах севера и являются внуками (второе поколение) мигрантов из регионов средней полосы РФ. Обследование респондентов было выполнено дважды: перед началом обучения и по окончании учебного года. Обследование включало антропометрию, оценку уровня физического развития и функционального состояния кардиореспираторной системы. Результаты исследования и их обсуждение. Показано, что после реализации программы у девушек группы 2 обнаружено статистически значимое улучшение соматотипологического статуса после занятий аэробикой: снижение массы тела, обхвата талии, повышение экскурсии грудной клетки. У девушек группы 1 такие изменений были на уровне тенденции. В обеих группах отмечалась тенденция к положительному изменению индексов функционального состояния кардиореспи-раторной системы - адаптационный потенциал, вегетативный индекс Кердо (ВИК) и уровень функционального состояния. При этом у девушек группы 2 после реализации курса статистически значимо на 27,6% снижался ВИК. Этого не наблюдалось у девушек группы 1. Заключение. Занятия оздоровительной аэробикой у студенток-первокурсниц вуза северного региона имеют выраженную оздоровительную направленность. Рекомендовано включение в программу «Элективных курсов по физической культуре и спорту» для студенток первого курса ВУЗов северных регионов занятий оздоровительной аэробикой в качестве эффективного средства, повышающего адаптацию, как к учебному режиму, так и к климатическим условиям проживания в регионе.

Ключевые слова: элективный курс, физическая культура, студенты, аэробика, северный регион.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p223-229

EVALUATION OF AEROBICS EFFECT IN THE ELECTIVE COURSES ON PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AMONG THE STUDENTS OF THE FIRST YEAR OF HIGH SCHOOL WITH DIFFERENT TERMS TO STAY IN THE NORTHERN REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Natalya Dmitrievna Nenenko, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Tatiana Alekseevna Maksimova, the senior lecturer, Maksim Valeryevich Stogov, doctor of biological sciences, senior lecturer, Tatyana Anatolyevna Yudina, the master student, Yugra State University, Khanty-Mansiysk

Abstract

Introduction. The search for new approaches to the health-improvement of students in the course of physical training that improve the body's adaptation to training activities under unfavorable climatic conditions, the Russian North, is an urgent task. Purpose. To assess the effectiveness of the use of aerobics in the elective courses in physical culture and sports among the first-year university students with different periods of residence in the northern region of the Russian Federation. Methodology and organization of the study. The study involved 37 first-year girls aged 18-19 years who have not previously engaged in sports. In the course of the study, the respondents were engaged in aerobics as part of the discipline "Elective courses in physical culture and sports" twice a week. The subjects were divided into two groups. In group 1, there were 10 girls who were born in the regions of the middle zone of the Russian Federation, who migrated no later than a year before being included in the study. Group 2 was represented by 27 girls who were born in the regions of the north and are grandchildren (second generation) of migrants from the regions of the middle zone of the Russian Federation. The survey of respondents was carried out twice:

before the start of training and at the end of the academic year. The survey included anthropometry, assessment of the level of physical development and functional state of the cardiorespiratory system. Research results and discussion. It was shown that after the implementation of the program, the girls of group 2 showed a statistically significant improvement in the somatotypological status after aerobics: decrease in body weight, waist circumference, and increased chest excursion. For girls of group 1, such changes were at the level of a trend. In both groups, there was a tendency towards a positive change in the indices of the functional state of the cardiorespiratory system - adaptive potential, Kerdo vegetative index (VIC) and the level of functional state. At the same time, in girls of group 2, after the implementation of the course, the VIC decreased statistically significantly by 27.6%. This was not observed in girls in group 1. Conclusion. Aerobics classes among first-year students of the northern region have a pronounced health-improving orientation. Recommended the inclusion in the program of "Elective courses in physical training and sport" for first-year students of universities of the northern regions by improving aerobics sessions as an effective means of improving the adaptation, as a training regimen and to climatic conditions in the region of residence.

Keywords: elective course, physical education, students, aerobics, northern region.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из тенденций развития современного общества является существенное ухудшение состояния здоровья населения, особенно школьников и учащейся молодежи [1, 2]. Основными причинами создавшегося положения, по мнению многих исследователей, является дефицит двигательной активности на протяжении всего периода обучения в образовательных учреждениях, низкий уровень культуры здорового образа жизни всех субъектов образования, а также недостаточная личностная мотивация занятиями физической культурой [3, 4, 5].

Данная проблема особенно остро стоит в регионах с экстремальными климатогео-графическими условиями проживания, к которым относятся и районы Севера РФ. Это связано с тем, что организм студенток испытывает двойное экстремальное воздействие. С одной стороны - это хроническое психоэмоциональное напряжение, возникающее во время обучения в вузе, с другой - негативное влияние специфических климатических факторов региона [6, 7, 8]. В этой ситуации проблема поиска эффективных и рациональных методов оптимизации учебного процесса по физическому воспитанию студенток в регионах Севера РФ имеет одно из приоритетных значений.

Сложность ситуации еще и в том, что процесс физического воспитания в вузе (который должен обеспечить адаптацию студентов к учебному процессу) с традиционным подходом к обучению неудовлетворительно решает проблему сохранения и укрепления здоровья, повышения уровня двигательной активности [9]. Поэтому проблема поиска новых подходов к оздоровлению студентов в рамках курса физической культуры, обеспечивающих улучшение механизмов адаптации организма к учебной деятельности в неблагоприятных климатогеографических условиях Севера РФ, является чрезвычайно актуальной. Цель исследования - оценить эффективность применения оздоровительной аэробики в элективных курсах по физической культуре и спорту у студенток-первокурсниц вуза с различными сроками проживания в условиях северного региона РФ.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Работа выполнена на базе лаборатории по направлению физическая культура Гуманитарного института североведения ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет». В исследовании принимали участие 37 девушек-первокурсниц в возрасте 18-19 лет, которые ранее не занимались спортом и не имели стажа занятий каким-либо видом двигательной активности. В ходе исследования респонденты занимались оздоровительной аэробикой в ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» в рамках дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту» два раза в неделю. Испытуемые были разделены на две группы в связи с различными сроками проживания в северном регионе. В первой группе было 10 девушек, которые были рождены в регионах

средней полосы РФ, мигрировавшие не позднее года до включения в исследование. Вторая группа была представлена 27 девушками, которые рождены в регионах севера и являются внуками (второе поколение) мигрантов из регионов средней полосы РФ.

Обследование респондентов было выполнено дважды: перед началом обучения и по окончании учебного года. Обследование включало: антропометрию (измеряли массу тела, высоту антропометрических точек, охватные размеры тела), оценку уровня физического развития (оценка выполнена перцентильным методом), оценку функционального состояния кардиореспираторной системы по расчетным индексам - адаптационный потенциал (АП), вегетативный индекс Кердо (ВИК) и уровень функционального состояния (УФС).

АП высчитывается по формуле: АП=0,011 хЧСС+0,014+САД+0,008х ДАД+0,0014 хВ-0,009*вес-0,009 хрост-0,27,

где САД - систолическое артериальное давление, ДАД - диастолическое артериальное давление, В - возраст.

Уровень функционального состояния оценивается по формуле:

УФС = (700-3хЧСС-2,5хСАД-2,7хВ+0,28хвес)/(350-2,6хВ+0,21хрост).

Вегетативный индекс Кердо (ВИК) оценивает деятельность вегетативной нервной системы. Индекс вычисляется по формуле:

ВИК = (1-ДАД/ЧСС)х100.

Результаты проведенных исследований обрабатывались с помощью компьютерной программы Microsoft Excel, на основе формул и общепринятых методов математической статистики. В ходе проведения расчетов были вычислены: среднее арифметическое значение, стандартная ошибка среднего арифметического значения, стандартное отклонение, а также значение достоверность различий полученных данных между группами и сроками наблюдения по критерию Стьюдента (t-критерий). Различия показателей считались достоверными при p<0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Динамика показателей антропометрического статуса в обследованных группах девушек, различающихся сроками проживания в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, представлены в таблице 1. При оценке исходного уровня физического развития студенток-первокурсниц с различными сроками проживания в северном регионе, выявлено, что большая часть антропометрических показателей между сравниваемыми группами имела статистически значимые отличия (таблице 1).

Таблица 1 - Влияние занятий оздоровительной аэробикой на антропометрические показать_

Показатель Этап исследования Группы испытуемых с различными сроками проживания

I группа (приезжие) II группа (аборигены)

Рост, см Начало 159,30±2,66 162,00±1,61

Конец 159,95±2,84 162,24±1,12

Масса тела, кг Начало 49,03±2,38+ 58,64±1,67

Конец 51,55±2,30 53,73±0,82*

ОГК в спокойном состоянии, см Начало 78,78±0,75+ 82,40±0,88

Конец 79,70±1,68 81,78±0,94

Экскурсия грудной клетки Начало 5,58±0,78 5,42±0,61

Конец 6,38±0,58 6,88±0,25*

Обхват талии, см Начало 61,75±1,63+ 68,66±1,19

Конец 63,20±1,74 65,25±0,64*

Обхват ягодиц, см Начало 91,15±1,25+ 95,43±1,23

Конец 91,75±1,45 92,97±0,69

Примечание: * - различия достоверны (р <0,05) между соответствующими показателями внутри одной группы. + - различия на сроках достоверны (р<0,05) между соответствующими показателями первой и второй групп.

Так, у мигрантов в отличие от аборигенов была достоверно ниже масса тела, объем грудной клетки, обхват талии и ягодиц. После реализации программы обнаружено, что статистически значимое улучшение соматотипологического статуса при занятиях аэробикой отмечено только у коренных жительниц региона, у которых в конце года произошло достоверное снижение массы тела, обхвата талии, повышение экскурсии грудной клетки. Регулярные занятия аэробикой способствовали и снижению обхвата ягодиц, однако данная тенденция была менее выражена.

В группе приезжих девушек занятия оздоровительной аэробикой не способствовали улучшению телосложения, все исследуемые показатели, либо не изменились (обхват ягодиц), либо незначительно увеличились (масса тела, обхват талии) в конце исследования. Вероятно, описанные тенденции обусловлены включением механизмов кратковременной адаптации к климатогеографическим условиям Северного региона, направленных на совершенствование терморегуляции, проявляющиеся в накоплении подкожно-жирового слоя.

Оценка гармоничности физического развития производилась с использованием перцентильного метода. С помощью шкал данного метода определялся уровень физического развития, степень его гармоничности (гармоничность/ дисгармония/ резкую дисгармония) и соматотип испытуемых (гипосоматический, нормосоматический, гиперсоматический).

При оценке уровня физического развития студенток-первокурсниц методом пер-центилей выявлено, что на начало исследования в группе приезжих девушек количество испытуемых с дисгармоничным физическим развитием составило 75% от общего количе -ства, 25% составили испытуемые с резко дисгармоничным развитием. По итогам занятий оздоровительной аэробикой, в конце исследования в группе приезжих девушек соотношение уровней физического развития изменилось следующим образом: количество респондентов с гармоничным развитием возросло до 25%, количество респондентов с дисгармоничным и резко дисгармоничным развитием снизилось до 50% и 25%, соответственно. В то же время в группе коренных жительниц Ханты-Мансийского автономного округа-Югры количество испытуемых с гармоничным развитием составило 56,66%, с дисгармоничным развитием - 30%, а с резко дисгармоничным развитием всего 13,33%. В конце исследования количество респондентов с гармоничным физическим развитием увеличилось до 57,69%, количество респондентов с дисгармоничным развитием снизилось до 26,92%, в то время как количество респондентов с резко дисгармоничным развитием возросло до 15,38%.

При оценке соматотипов девушек-студенток с различными сроками проживания в северном регионе было выявлено, что в начале исследования в группе приезжих количество представительниц гипосоматического типа телосложения составило 100%.

В конце исследования у приезжих девушек количество респондентов с гипосома-тическим типом телосложения уменьшилось до 75%, а количество респондентов с нор-мосоматическим типом телосложения возросло до 25%.

В то же время на начало исследования в группе аборигенов количество представительниц гипосоматического типа телосложения было равно 40%, нормосоматического типа телосложения - 50%, а количество представительниц гиперсоматического телосложения составило 10%.

В конце исследования произошло увеличение количества респондентов с гипосо-матическим типом телосложении до 50%, а так же уменьшилось количество респондентов нормосоматического типа и гиперсоматического типа до 46% и 3,84%, соответственно. По окончательным результатам исследования было выявлено, что в группе коренных жительниц Ханты-Мансийского автономного округа-Югры произошли улучшения показателей антропометрического статуса. Данные изменения свидетельствуют о благоприятном влиянии занятий оздоровительной аэробикой на исследуемые показатели и позволя-

ют сделать вывод о необходимости использования средств аэробики во время адаптации к обучению в вузе. Исследованием так же установлены изменения уровня физического развития и соматотипологического статуса у приезжих девушек, что так же отражает благоприятное воздействие занятий оздоровительной аэробикой на группу, подвергающуюся кратковременной адаптации к условиям северного региона.

Таблица 2 - Влияние оздоровительной аэробикой на функциональное состояние кардио-респираторной системы девушек с различными сроками проживаниям в северном регионе

Показатель Этап исследования Группы испытуемых с различными сроками проживания

I группа (приезжие) II группа (аборигены)

УФС Начало 0,67±0,05 0,66±0,03

Конец 0,70±0,07 0,69±0,02

АП Начало 1,71±0,14 1,77±0,05

Конец 1,69±0,17 1,68±0,03

ВИК Начало 7,74±5,43 10,30±2,98

Конец 8,71±5,83 7,37±1,73*

Примечание: * - различия достоверны (р <0,05) между соответствующими показателями внутри одной группы.

Фоновые значения функциональных индексов у обследованных девушек достоверно между группами не отличались (таблица 2). Уровень функционального состояния (УФС) организма, определяющего особенности жизнедеятельности и работоспособности человека, в группе приезжих девушек при занятиях аэробикой повысился несущественно. Относительное количество девушек с высоким и выше среднего уровнем физического состояния в начале исследования соответствовало 75% и 25%, соответственно, в конце исследования данные не изменились. В группе коренных жительниц данный показатель также вырос не значимо, однако в конце исследования в этой группе отмечено уменьшение количества испытуемых с уровнем ниже среднего на 3,4%, в то же время увеличилось количество испытуемых со средним уровнем на 6,8%, с уровнем выше среднего на 3,4%, а с высоким уровнем на 3,4%.

По окончанию исследования средняя величина АП в первой группе практически не изменилась. Все студентки группы один к концу наблюдения сохраняли АП в пределах нормы. Во второй группе данный показатель так же имел тенденцию к снижению, но по окончанию исследования количество респондентов с напряжением снизилось на 24,14%, что соответствовало увеличению количества студенток с нормальным адаптационным потенциалом до 100%.

В ходе исследования была выявлена положительная динамика роста ВИК в группе приезжих девушек. Однако, соотношение количества респондентов с симпатотонией и нормотонией не изменилось и осталось равным 25% и 75%, соответственно. В группе аборигенов выявлено значимое снижение данного показателя на 27,59%. В конце исследования у них также произошло снижение количества студенток с ваготонией на 3,4% и симпатотонией на 24,14%, что соответствовало увеличению количества испытуемых с нормотонией до 72,46%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показало, что занятия оздоровительной аэробикой у студенток-первокурсниц вуза северного региона имели выраженную оздоровительную направленность. При этом характер морфофункциональных сдвигов определялся сроками проживания в регионе и был более значим для девушек постоянно проживающих в регионе (группа 2). Полученные данные позволяют рекомендовать включение в программу «Элективных курсов по физической культуре и спорту» студенткам первого курса северных регионов занятия оздоровительной аэробикой в качестве эффективного средства, повышающего адаптацию как к учебному режиму, так и к климатическим условиям проживания в гипокомфортном северном регионе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Состояние здоровья и проблема здоровья подростков в России / А. А. Баранов, Л.С. Намазова-Баранова, В.Ю. Альбецкий [и др.] // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2012. - Т. 22, № 6. - С. 10-14.

2. Изаак, С.И. Актуальные проблемы сохранения здоровья студенческой молодежи / С.И. Изаак, С. Л. Володкович // Человеческий капитал. - 2016. - № 5 (89). - С. 8-10.

3. Каприн, А.Д. Медико-социальные аспекты формирования в россии концепции здорового образа жизни / А. Д. Каприн, Л.М. Александрова, В.В. Старинский // Российский медицинский журнал. - 2017. - Т. 25, № 14. - С. 995-999.

4. Истягина-Елисеева, Е.А. Анализ отношения к здоровому образу жзни, физической культуре и спорту в современной России / Е.А. Истягина-Елисеева // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - Т. 7, № 3. - С. 34.

5. Гарина, О.Г. Социально-экономическая значимость занятий физической культурой и спортом / О.Г. Гарина, И. А. Мелехина, В. А. Кадушина // Наука и общество. - 2018. - № 3 (32). - С. 125-129.

6. Хаснулин, В.И. Северный стресс, формирование артериальной гипертензии на севере, подходы к профилактике и лечению / В.И. Хаснулин, А.В. Хаснулина, И.И. Чечеткина // Экология человека. - 2009. - № 6. - С. 26-30.

7. Пащенко, Л.Г. Антропометрические и соматотипологические особенности студентов ХМАО-Югры / Л.Г. Пащенко, О.С. Красникова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2019. - № 7. - С. 90-92.

8. Особенности физической активности студентов Сургута и Караганды в аспекте сравнительного анализа / С.И. Логинов, А.Ю. Николаев, Н.К. Смагулов и др. // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 7. - С. 90-92.

9. Орехов, Е.Ф. Состояние здоровья студентов-спортсменов и модернизация подготовки кадров для отрасли физической культуры и спорта / Е.Ф. Орехов, О.И. Коломиец, Е.В. Быков // Культура физическая и здоровье. - 2015. - № 4 (55). - С. 83-85.

REFERENCES

1. Baranov, A.A., Namazova-Baranova L.S., Albetsky, V.Y. et al. (2018), "Health and adolescent health problem in Russia", Social problems of hygiene, health and medical history, Vol. 22, No. 6, pp. 1014.

2. Izaak, S.I. and Volodkovich, S.L. (2016), "Actual problems of preservation of health of students", Human capital, No. 5 (89), pp. 8-10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Kaprin, А.Б., Alexandrov, L.M. and Starinskiy, V.V. (2017), "Medical and social aspects of formation in Russia the concept of a healthy lifestyle", Russian Medical Journal, Vol. 25, No. 14, pp. 995999.

4. Istyagin-Eliseeva, E.A. (2015), "Analysis of attitude to healthy zhzni, physical culture and sports in modern Russia", Historical and socio-educational thought, Vol. 7, No. 3, pp. 34.

5. Garina, O.G., Melehina, I.A. and Kadushina, V.A. (2018), "Socio-economic importance of physical culture and sports", Science and Society, No. 3 (32), pp. 125-129,

6. Khasnulin, V.I., Khasnulina, A.V. and Chechetkina, I.I. (2009), "North of stress, the formation of arterial hypertension in the north approaches to prevention and treatment", Human ecology, No. 6, pp. 26-30.

7. Paschenko, L.G. and Krasnikova, O.S. (2019), "Anthropometric characteristics of students and somatotypological KhMAO-Yugra", Physical culture: education, education and training, No. 7, pp. 90-92.

8. Loginov, S.I., Nikolaev, A.Y., Smagulov, N.K. et al. (2019), "Features of physical activity of students of Karaganda Surgut and in the aspect of the comparative analysis", Theory and Practice ofPhysical Culture, No. 7, pp. 90-92.

9. Orekhov, E.F., Kolomiets O.I. and Bykov, E.V. (2015), "The state of health of students-athletes and upgrading training for the branch of physical culture and sports", Physical culture and health, № 4 (55), pp. 83-85.

Контактная информация: nenenkon@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.