Научная статья на тему 'ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ'

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
67
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Филатова О.В., Репникова Е.А., Иванов С.В.

Цель исследования - повышение социально-психологической адаптации иностранных студентов на основе занятий мини-футболом. Методика и организация исследования. Эксперимент проводился на базе кафедры физического воспитания и спорта Владимирского государственного университета с сентября 2019 г. по январь 2021 г. В нем принимали участие российские и иностранные студенты (преимущественно представители африканских и арабских стран) в количестве 43 человек. В ходе исследования использовались психологические методики. Из иностранных студентов были сформированы две выборки. Первая выборка имела обычный двигательный режим в виде двухразовых занятий по программе дисциплины «Физическая культура» и в самостоятельном режиме. Вторая (экспериментальная) выборка из иностранных студентов занималась в секции по мини-футболу три раза в неделю. Результаты исследования и выводы. Результаты проведенного исследования доказывают эффективность процесса социализации и вхождения иностранных студентов в новую культурно-образовательную среду, нормализацию их психоэмоционального состояния в семестровые периоды и экзаменационные сессии благодаря организованной и целенаправленной физической активности. Спортивные командные занятия по мини-футболу способствуют личностному развитию; обеспечению самостоятельности и активности в преодолении индивидуальных затруднений; изменению собственной активности иностранного студента, при которой постепенно снижается потребность во внешнем воздействии и помощи; это является мощным средством восстановления психических и физических сил обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Филатова О.В., Репникова Е.А., Иванов С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS ACTIVITIES AS FACTOR OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS

Objective of the study was to improve the efficiency of socio-psychological adaptation of foreign students by means of futsal practices. Methods and structure of the study. The experiment was conducted on the basis of the Department of Physical Education and Sport of Voronezh State University from September 2019 through January 2021. Subject to the experiment were the Russian and foreign students (mainly from Africa and Arab states) (n=43). Various psychological techniques were applied during the experiment. The foreign students were divided into two samples. The first sample consisted of the students with the normal motor activity mode: two physical education lessons a week and independent training. The second sample (experimental) was made of the students engaged in the futsal section: three training sessions a week. Results and conclusions. The findings prove the benefits of well-organized and targeted physical activities for the socialization and integration of foreign students into new cultural and educational environments, normalization of their psychoemotional state during each semester and examination session. Group futsal trainings contribute to personality development, autonomy and proactivity in overcoming individual difficulties; cause changes in the individual motor activity mode, which gradually reduces the need for external influence or assistance. This is a powerful means to restore students’ psychic force and physical vigor.

Текст научной работы на тему «ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ»

физическое воспитание студентов

оизкультурно-спортивнАя деятельность

как фактор социально-психологической адаптации

иностранных студентов

УДК/UDC 796.011

Поступила в редакцию 07.06.2021 г.

Информация для связи с автором: ofilvladimir@yandex.ru

Кандидат психологических наук, доцент О.В. Филатова1

Кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Репникова1

Кандидат биологических наук, доцент С.В. Иванов1

владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, Владимир

PHYSiCAL EDUCATION AND SPORTS ACTiViTIES AS FACTOR oF socio-psYcHoLoGicAL ADApTATioN oF FoREiGN sTuDENTs

Associate professor, PhD O.V. Filatova1

Associate professor, PhD E.A. Repnikova1

Associate professor, PhD S.V. Ivanov1

1Vladimir State University named after Alexander Grigoryevich and Nikolay Grigoryevich Stoletov, Vladimir

Аннотация

Цель исследования - повышение социально-психологической адаптации иностранных студентов на основе занятий мини-футболом. Методика и организация исследования. Эксперимент проводился на базе кафедры физического воспитания и спорта Владимирского государственного университета с сентября 2019 г. по январь 2021 г. В нем принимали участие российские и иностранные студенты (преимущественно представители африканских и арабских стран) в количестве 43 человек. В ходе исследования использовались психологические методики. Из иностранных студентов были сформированы две выборки. Первая выборка имела обычный двигательный режим в виде двухразовых занятий по программе дисциплины «Физическая культура» и в самостоятельном режиме. Вторая (экспериментальная) выборка из иностранных студентов занималась в секции по мини-футболу три раза в неделю.

Результаты исследования и выводы. Результаты проведенного исследования доказывают эффективность процесса социализации и вхождения иностранных студентов в новую культурно-образовательную среду, нормализацию их психоэмоционального состояния в семестровые периоды и экзаменационные сессии благодаря организованной и целенаправленной физической активности. Спортивные командные занятия по мини-футболу способствуют личностному развитию; обеспечению самостоятельности и активности в преодолении индивидуальных затруднений; изменению собственной активности иностранного студента, при которой постепенно снижается потребность во внешнем воздействии и помощи; это является мощным средством восстановления психических и физических сил обучающегося.

Ключевые слова: иностранные студенты, физкультурно-спортивная деятельность, адаптация, университет.

Abstract

Objective of the study was to improve the efficiency of socio-psychological adaptation of foreign students by means of futsal practices. Methods and structure of the study. The experiment was conducted on the basis of the Department of Physical Education and Sport of Voronezh State University from September 2019 through January 2021. Subject to the experiment were the Russian and foreign students (mainly from Africa and Arab states) (n=43). Various psychological techniques were applied during the experiment. The foreign students were divided into two samples. The first sample consisted of the students with the normal motor activity mode: two physical education lessons a week and independent training. The second sample (experimental) was made of the students engaged in the futsal section: three training sessions a week. Results and conclusions. The findings prove the benefits of well-organized and targeted physical activities for the socialization and integration of foreign students into new cultural and educational environments, normalization of their psychoemotional state during each semester and examination session. Group futsal trainings contribute to personality development, autonomy and proactivity in overcoming individual difficulties; cause changes in the individual motor activity mode, which gradually reduces the need for external influence or assistance. This is a powerful means to restore students' psychic force and physical vigor.

Keywords: foreign students, physical education and sports activities, adaptation, university.

Введение. Во Владимирском государственном университете имени А. Г. и Н. Г. Столетовых ежегодно обучаются более 1100 иностранных студентов по различным формам. Анализ научной литературы по проблеме адаптации иностранных студентов к российской действительности в рамках высшей школы показал, что это сложный процесс, сопряженный с психическими (душевными), личностными, эмоциональными, интеллектуальными и психофизиологическими перегрузками. Особенность иностранного студента как объекта исследования состоит в том, что, приезжая в другую страну,

он вынужден приспосабливаться к новым климатическим условиям, усваивать новые культурные образцы поведения для успешного функционирования в качестве члена принимающего сообщества [1, 3, 5].

Как отмечает А. Д. Бухалко [2], психолого-педагогическое сопровождение иностранных студентов в период обучения в вузе должно быть направлено на развитие собственного адаптационного потенциала и осуществляться в двух плоскостях: как особый вид педагогической поддержки и воздействия, направленного на постоянное изменение собственной

№8 • 2021 Август | August

http://www.teoriya.ru

физическое воспитание студентов

Сравнительный анализ социальной адаптированности и психофизических показателей иностранных обучающихся с различным режимом двигательной активности в семестровый и экзаменационный периоды (M±m)

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

G CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Группы

Пока- Октябрь Январь

№ затели Не зани-мающиеся в секции Занима- Не занимаю-щиеся в секции Занима-

п/п (баллы) ющиеся мини-футболом ющиеся мини-футболом

1 АУГ 7,8±0,60 11,2±0,79 7,8±0,53 11,3±0,87

p <0,001 <0,001

2 АУД 7,5±0,66 9,0±0,57 7,5±0,60 10,1±0,23

p >0,05 <0,05

3 РТ 48,4±1,33 38±1,47 49,5±1,04 41,7±1,86 1

p <0,001 >0,05

4 ЛТ 48,9±1,40 40,8±1,83 47,6±1,15 46,3±1,21 1

p <0,05 >0,05

5 САН 4,6±0,08 5,34±0,16 4,58±0,08 4,55±0,20 1

p <0,001 >0,05

активности обучающегося, при котором постепенно снижается потребность во внешнем воздействии и помощи.

Цель исследования - повышение социально-психологической адаптации иностранных студентов на основе занятий мини-футболом.

Методика и организация исследования. Эксперимент проводился на базе кафедры физического воспитания и спорта Владимирского государственного университета с сентября 2019 г по январь 2021 г В нем принимали участие 43 российских и иностранных студента (преимущественно представители африканских и арабских стран).

Анализ адаптационных характеристик студентов проводился по методике «Адаптированность студентов в вузе» Т. Д. Дубовицкой, А. В. Крыловой. Для оценки психоэмоционального состояния (самочувствие, активность, настроение) иностранных студентов мы проводили диагностику с применением опросника «Шкала самооценки уровня тревожности» Ч. Д. Спилберга, Ю. Л. Ханина и тест-опросника «Самочувствие - Активность - Настроение» В. А. Доскина, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай, М. П. Мирошникова в начале учебного года (октябрь), в период экзаменационной сессии (январь) и в конце учебного года (май). Для обработки результатов исследования использовались методы математической статистики (и-критерий Манна-Уитни) [4].

В сентябре 2019 года из иностранных студентов были сформированы две выборки. Первая выборка имела обычный двигательный режим в виде двухразовых занятий по программе дисциплины «Физическая культура» и в самостоятельном режиме. Вторая (экспериментальная) выборка из иностранных студентов занималась в секции по мини-футболу. Из российских студентов была сформирована контрольная выборка.

Тренировочные занятия по мини-футболу с экспериментальной группой студентов проводились три раза в неделю. В качестве средств физической тренировки выступали общие подготовительные, специально-подготовительные и соревновательные упражнения. Воздействие на процесс адаптации иностранных студентов, входящих в команду «Дельта», осуществлялось через следующие компоненты: двигательный (физический), социальный, психологический, педагогический и биологический компоненты.

Результаты исследования и их обсуждение. Иностранные студенты, входящие в команду «Дельта», приступили к занятиям мини-футбола в сентябре 2019 г. Результа-

ты диагностики в октябре 2019 г позволили зафиксировать на уровне статистической значимости у них более высокие показатели по шкале адаптированности к учебной группе (иэмп=117,5 при p<0,01). Уровень реактивной (иэмп=122 при p<0,05) и личностной тревожности (иэмп=98 при p<0,05) у студентов экспериментальной группы понизился. Адаптированность к учебной деятельности сохранялась на более низком уровне, чем у российских студентов. Результаты по шкалам тест-опросника САН не показали устойчивой тенденции в изменении, так как находятся в существенной зависимости от текущего физического состояния студентов. Однако наблюдалось, что игровые занятия позволили иностранным студентам данной группы чаще испытывать положительные эмоции и от реализации своего двигательного потенциала и общения в команде (см. таблицу).

В группе иностранных студентов, не занимающихся регулярно физкультурно-игровой деятельностью, статистически значимых изменений показателей адаптированности и тревожности не выявлены. Показатели тревожности находятся в диапазоне высоких, а адаптированности - низких значений.

У российских студентов уровень личностной и реактивной тревожности соответствует умеренному диапазону, а уровень социальной адаптированности к учебной группе и учебной деятельности имеют высокие показатели.

Выводы. Результаты проведенного исследования доказывают эффективность процесса социализации и вхождения иностранных студентов в новую культурно-образовательную среду, нормализацию их психоэмоционального состояния в семестровые периоды и экзаменационные сессии благодаря организованной и целенаправленной физической активности. Спортивные командные занятия по мини-футболу способствуют личностному развитию; обеспечению самостоятельности и активности в преодолении индивидуальных затруднений; изменению собственной активности иностранного студента, при которой постепенно снижается потребность во внешнем воздействии и помощи; это является мощным средством восстановления психических и физических сил обучающегося.

Литература

1. Арсеньев Д.Г. Социально-психологические и физиологические проблемы адаптации иностранных студентов / Д.Г. Арсеньев, А.В. Зинковский, М.А. Иванова. - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. - 159 с.

2. Бухалко А.Д. Основы психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе / А.Д. Бухалко // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарного педагогического университета. - 2019. - № 2. - С. 56-69.

3. Витенберг Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям / Е.В. Витенберг. - СПб., 1995. - 76 с.

4. Занковец В.Э. Энциклопедия тестирований / В. Э. Занковец. -М.: Спорт, 2016. - 456 с.

5. Питерова А.Ю. Культурный шок: особенности и пути преодоления / А.Ю. Питерова // Наука. Общество. Государство. - 2014. - № 4 (8). - С. 159-172.

References

1. Arsenyev D.G., Zinkovskiy A.V., Ivanova M.A. Sotsialno-psikho-logicheskie i fiziologicheskie problemy adaptatsii inostrannykh stu-dentov [Socio-psychological and physiological problems of adaptation of foreign students]. St. Petersburg: SPbSPU publ., 2003. 159 p.

2. Bukhalko A.D. Osnovy psikhologo-pedagogicheskogo soprovozh-deniya adaptatsii inostrannykh studentov k obucheniyu v rossiyskom vuze [Fundamentals of psychological-pedagogical support for adaptation of foreign students to Russian university studies]. Vestnik Yuzh-no-Uralskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo pedagogicheskogo universiteta. 2019. No. 2. pp. 56-69.

3. Vitenberg E.V. Sotsialno-psikhologicheskie faktory adaptatsii k sotsi-alnym i kulturnym izmeneniyam [Socio-psychological factors of adaptation to social and cultural changes]. St. Petersburg, 1995. 76 p.

4. Zankovets V.E. Entsiklopediya testirovaniy [Encyclopedia of testing]. Moscow: Sport publ., 2016. 456 p.

5. Piterova A.Y. Kulturny shok: osobennosti i puti preodoleniya [Culture shock: features and solutions]. Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo. 2014. No. 4 (8). pp. 159-172.

Б8

http://www.teoriya.ru

№8^ 2021 Август | August

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.