Научная статья на тему 'Сравнительный анализ бюджетно-процессуальных стадий в РФ и иностранных государствах: проблемы их реализации в посткризисных условиях'

Сравнительный анализ бюджетно-процессуальных стадий в РФ и иностранных государствах: проблемы их реализации в посткризисных условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
172
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / БЮДЖЕТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / НАЛОГ / FINANCIAL CRISIS / FINANCIAL SYSTEM / BUDGET / STATE BUDGET / TAX

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яковлев Дмитрий Иванович

Эта статья содержит анализ стадий составления бюджета в Российской Федерации и их реализации в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of the budgetary and procedural steps in the Russian Federation and foreign countries: problems of implementation in the post-crisis environment

This article contains an analysis of stages of the budget process in Russian Federation and its realization in the modern conditions.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ бюджетно-процессуальных стадий в РФ и иностранных государствах: проблемы их реализации в посткризисных условиях»

УДК 347.73(470+571):336.14:340.5

Д. И. Яковлев

Сравнительный анализ бюджетно-процессуальных стадий в РФ и иностранных государствах: проблемы их реализации в посткризисных условиях

Эта статья содержит анализ стадий составления бюджета в Российской Федерации и их реализации в современных условиях.

This article contains an analysis of stages of the budget process in Russian Federation and its realization in the modern conditions.

Ключевые слова: финансовый кризис, финансовая система, бюджет, государственный бюджет, налог.

Key words: financial crisis, financial system, budget, state budget, tax.

В настоящее время финансовый кризис поразил все ведущие мировые финансовые системы. Многие экономисты и юристы, занимающиеся проблемами финансового права, в средствах массовой информации высказывают иногда полярные точки зрения о причинах мирового финансового кризиса. На наш взгляд, указанное явление необходимо воспринимать как факт, который уже произошел, с которым надо бороться и осуществлять все возможное для недопущения в будущем повторения этих негативных последствий для финансовых систем многих государств.

Главным звеном финансовой системы любого государства является бюджетная система в целом и бюджет, в частности, от которого во многом зависит стабильность финансовой системы в целом. В связи с этим практически значимым представляется сравнительно-правовой анализ бюджетного процесса в Российской Федерации и зарубежных государствах, имеющих значительный положительный опыт функционирования бюджетной системы.

Большинство зарубежных конституций прямо закрепляют положение, в соответствии с которым все доходы и расходы государства должны быть включены в бюджет и утверждены парламентом путем принятия

© Яковлев Д. И., 2013

соответствующего закона. Однако Конституция РФ содержит лишь общие положения о необходимости утверждения бюджета федеральным законом. Так например, в ст. 106 утверждается, что федеральный бюджет принимается в форме федерального закона.

Сравнение конституций ряда государств дает право полагать, что высшему законодательному органу власти принадлежит решающая роль в сфере федерального бюджетного процесса (в странах с федеративным государственным устройством), а также значительные права в вопросах установления общегосударственных налогов, являющихся основными источниками доходов федерального бюджета.

В ряде государств, в число которых входит и Россия, процесс составления, рассмотрения и утверждения проекта федерального бюджета (в странах с федеративным государственным устройством) или государственного бюджета (в странах с унитарной системой государственного устройства) более длительный и жесткий, чем процедура принятия других законов. Это связано с тем, что законам о бюджете придается важное значение ввиду воздействия через них на любые сферы развития государства.

В парламентах большинства стран (США, Франция, Италия, Германия) проект бюджета после внесения на рассмотрение направляется в специализированную Комиссию по бюджету, в России - в Комитет по бюджету. Однако особенности рассмотрения проекта бюджета такими специализированными комиссиями Конституцией, как правило, не регламентируются.

Финансовыми законами многих государств устанавливаются строго ограниченные сроки прохождения проекта бюджета в парламентских чтениях. Например, согласно ст. 47 Конституции Франции, высший законодательный орган (Национальное собрание) должен принять бюджет в первом чтении в течение 40 дней. Однако существующая в РФ и в других странах практика показала, что не всегда закон о бюджете принимается в срок. В данном случае многими конституциями и иными законами предусматривается специальная процедура, которая может быть выражена в принятии парламентом специальных законов о временном исполнении бюджета (Австрия, Италия); о временном продлении действия бюджета предшествующего года (Германия); о временном введении бюджета в действие правительственным актом (Франция); об издании специального федерального закона о финансировании расходов (Россия).

Представляет интерес еще одна характерная особенность бюджетного процесса, выраженная во взаимоотношениях верхней и нижней палат

231

парламента. В странах с англосаксонской системой права финансовые законопроекты вносятся, как правило, только в нижнюю палату парламента (США, Канада, Великобритания). В большинстве государств с континентальной системой права (Россия, Франция) закон о бюджете первоначально утверждается нижней палатой парламента, а затем передается для утверждения в верхнюю палату.

Анализ ряда конституционных и иных законодательных положений многих государств позволяет сделать вывод о главенствующей роли нижней палаты в бюджетном процессе. Так, в США Сенат может лишь предлагать поправки к законопроектам финансового характера, либо соглашаться на их внесение. Во Франции Национальное собрание, являясь нижней палатой парламента, обладает гораздо большими полномочиями в сфере принятия бюджета, чем верхняя палата - Сенат. В случае разногласий между палатами решающая роль принадлежит нижней палате. В Германии принятие закона о бюджете не предполагает обязательного одобрения его верхней палатой -Бундесратом, хотя указанный закон и подлежит рассмотрению.

Россия относится к числу государств, где в бюджетном процессе нижняя палата парламента обладает существенной прерогативой перед верхней палатой. Однако, несмотря на все ограничения Совета Федерации, не следует говорить о полном бесправии его в бюджетном процессе. Верхняя палата парламента наделена правом участвовать в согласительной комиссии, которая образуется в результате отклонения Государственной думой проекта закона о федеральном бюджете в первом, либо во втором чтении. Помимо этого Совет Федерации через «сенаторов» участвует в рассмотрении проекта закона о федеральном бюджете, внося определенные коррективы и обеспечивая финансовые интересы всех субъектов РФ.

Недостатком некоторых бюджетно-процессуальных норм, определяющих порядок рассмотрения и утверждения бюджетов, являются слишком неопределенные гипотезы некоторых из них. В основном это относится к правилам, регулирующим процедуры разрешения разногласий, возникающих в процессе рассмотрения бюджетов. Важнейшей проблемой является отсутствие в действующем бюджетном законодательстве оснований отклонения проекта бюджета в том или ином чтении и передачи его в согласительную комиссию. Данный недостаток - следствие неопределенности компетенции представительных органов в области корректировки бюджетных показателей (нет определенности в том, когда законодатель должен самостоятельно вносить изменения в бюджетные проектировки, а когда необходимо отклонить проект бюджета и использовать согласительные процедуры). Восполнение обоих названных

232

пробелов должно быть взаимоувязано путем внесения в БК РФ соответствующих дополнений.

Особое содержание обозначенная проблема приобретает применительно к отклонению проектов бюджетов в первом чтении. Действующие в настоящее время процессуальные нормы предусматривают возможность использования для разрешения разногласий на данном этапе не одной, а трех процедур: 1) передачи проекта бюджета в согласительную комиссию; 2) возвращения его для доработки в Правительство РФ 3) постановки вопроса о доверии Правительству РФ (ст. 202 БК РФ). В данном случае неопределенность гипотез соответствующих бюджетнопроцессуальных норм касается не только оснований отклонения проекта бюджета, но и критериев, по которым депутаты должны выбрать определенную процедуру разрешения возникших разногласий.

Анализируя иные ситуации, при которых возможно создание согласительных комиссий в действующем бюджетном процессе, можно сделать вывод, что ни процедура согласования между Государственной думой, Советом Федерации, Правительством РФ при отклонении проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении, ни согласование, обязательное в результате отклонения проекта закона о федеральном бюджете, Президентом РФ детально не регламентируются. Также ни в одной статье БК РФ не указывается, сколько представителей должна предоставить каждая сторона при образовании согласительной комиссии; не определяется вид документа, создаваемый в результате вынесения решения согласительной комиссией.

Обращает на себя внимание и отсутствие в бюджетнопроцессуальном законодательстве ответственности за нарушение правил по составлению, рассмотрению и утверждению федерального бюджета.

Российское бюджетное законодательство далеко от совершенства, для полноценного функционирования всей бюджетной системы необходимо существенным образом дополнить БК РФ, который является основополагающим нормативным актом в бюджетной сфере. Думается, что в основу изменения российского бюджетного законодательства должны быть положены: 1) иностранное законодательство в данной сфере; 2) мнение ведущих российских ученых, занимающихся проблемами российского финансового права.

Только совместными усилиями, используя весь мировой опыт, Россия сможет развивать собственную экономику, преодолевая посткризисные негативные явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.