СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПА РАССМОТРЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ БЮДЖЕТОВ НА ПРИМЕРЕ СТРАН РОССИИ И США
А.И. Пименова, студент
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Москва)
Б01: 10.24411/2500-1000-2019-11649
Аннотация. В данной статье приводится сравнение одного из этапов бюджетного процесса - рассмотрение и утверждение бюджетов, между двумя странами. Для анализа были выбраны: Россия и США. В ходе изучения основ организации второй стадии бюджетного процесса были выявлены существенные различия в сроках и последовательности предоставления и рассмотрения документов. Важным аспектом изучения данной темы является возможность предоставления оценки качества организации бюджетного процесса в ходе проделанной работы.
Ключевые слова: бюджетный процесс, рассмотрение и утверждение бюджетов, бюджет, законопроект, Соединённые Штаты Америки, Бюджетная резолюция, Конгресс, Государственная Дума.
Бюджетный процесс как в России, так и в США является сложным, всеобъемлющем и многофакторным процессом, который отражает взаимодействие различных видов государственной власти при работе над бюджетом. В настоящее время, в экономиках стран активно происходят качественные преобразования, которые обуславливают возникновение изменений в финансовом законодательстве, а также в рамках бюджетного процесса.
На данный момент в России существуют четыре стадии бюджетного процесса:
- составление проектов бюджетов; -рассмотрение и утверждение бюджетов;
- исполнение бюджетов;
- составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности. В США выделяется лишь три этапа, включающие в себя: -составление бюджета президентом США (или же президентская редакция бюджета);
- работа Конгресса над проектом бюджета;
- исполнение бюджета [1].
Важно отметить, что второй этап бюджетного процесса в США является аналогией второй стадии в России. Рассмотрим более детально движение проекта закона о бюджете в России и США.
В России, в 2019 году, рассмотрение и утверждение проекта федерального бюд-
жета осуществляется в сроки с 1 октября по 24 декабря [2]. Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в котором содержатся основные характеристики бюджета, вместе с необходимыми документами и материалами направляется Правительством РФ в Государственную Думу (Далее ГД) не позднее 1 октября текущего года. Одновременно с этим Правительство РФ также вносит в ГД: проект федерального закона о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период; проект федерального закона о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на очередной финансовый год и плановый период. Стоит отметить, что Центральный банк РФ в тот же срок представляет в ГД проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период.
После того, как проект федерального закона о федеральном бюджете внесён в ГД, Совет ГД направляет его в Комитет по бюджету, который уже выдаёт заключение о соответствии представленных документов и материалов. Далее, Совет ГД может принять законопроект, либо возвратить его
на доработку в Правительство РФ, которое в десятидневный срок обязано предоставить все доработанные соответствующие документы обратно в ГД. В случае принятия проекта Совет ГД направляет законопроект в течение 3 дней: Совету Федерации, Счетной Палате РФ, субъектам права законодательной инициативы, Комитетам
ГД.
В Государственной Думе законопроект рассматривается в трёх чтениях в течение 60 дней [3]. Сначала, за 10 дней, Профильные комитеты ГД на основе докладов различных органов власти выдают заключения о принятии или отклонении законопроекта, а Комитет по бюджету уже выдаёт сводное заключение. В первом чтении ГД рассматриваются основные характеристики федерального бюджета, его концепция, после чего законопроект принимается в данном чтении, либо отклоняется. В последнем случае возможны сразу 3 варианта развития событий:
1) Законопроект отправляется в согласительную комиссию и в срок 10 дней исправляется и направляется Правительством РФ в ГД;
2) Законопроект возвращается на доработку в Правительство РФ, и в течение 20 дней возвращается в ГД, после чего в срок 10 дней подлежит повторному рассмотрению;
3) Встаёт вопрос о доверии Правительству РФ, после чего вновь сформированное Правительство в срок 30 дней обязано разработать новый законопроект.
Во время второго чтения рассматриваются текстовые статьи проекта федерального закона о федеральном бюджете, а также приложения к нему. На этом этапе субъекты права законодательной инициативы вносят свои правки, после чего Комитет по бюджету в течение 10 дней формирует сводные таблицы и направляет их в Профильные комитеты. Далее они рассматриваются в Профильных комитетах, и результаты обратно возвращаются в Комитет по бюджету, который выносит их на рассмотрение в ГД.
В третьем чтении рассматривается ведомственная структура расходов федерального бюджета. Принятые материалы
направляются ГД в течение 5 дней в Совет Федерации, который в течение 14 дней выносит решение одобрения, либо неодобрения законопроекта. В первом случае, в течение 5 дней законопроект направляется Президенту, который его подписывает и обнародует. В другом случае, Согласительная комиссия в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение ГД согласованный законопроект, который потом направляется в Совет Федерации. Таким образом происходит организация второго этапа бюджетного процесса в России.
В начале календарного года, в США Президент вносит в Конгресс Бюджетное послание, в котором содержится отчет об экономическом положении государства и определяются бюджетные приоритеты на предстоящий период [4]. Не позднее первого понедельника февраля очередного года, Президент представляет в Конгресс проект бюджета (предложение Президента). Он содержит размер финансирования органов исполнительной власти (текущие расходы), а также может содержать проекты изменений в программы, предусматривающие обязательные расходы и проекты изменений в налоговое законодательство. После внесения проекта бюджета Президентом каждый департамент направляет свои обоснования необходимости расходов в соответствующие комитеты палат Конгресса. При этом обоснования департаментов детализованы и содержат подробную информацию о финансировании реализуемых программ. Именно эти обоснования являются основой для определения объёмов и направлений текущих расходов. То есть, Конгресс сразу же осуществляет рассмотрение проекта президентского бюджета, внесение изменений, и, в конечно итоге, одобряет или отклоняет его.
В каждой из палат Конгресса созданы три основных комитета:
1) бюджетный комитет;
2) комитет по расходам (в каждой из палат такой комитет разделен на 12 подкомитетов, отвечающих за принятие отдельного акта по расходам);
3) комитет по налогообложению (в Сенате такой комитет называется Комитет по Финансам), в Палате Представителей -Комитет способов и средств, которые формулируют Бюджетную резолюцию.
Иными словами, это план, не являющийся законом, но служащий основой для последующих действий Конгресса. Отдельные варианты резолюций по проекту бюджета одновременно готовятся верхней и нижней палатами Конгресса. Возникшие противоречия, решаются в ходе работы согласительной комиссии. Комитеты по бюджету в США проводят слушания, в которые уже входят показания чиновников, мнения экспертов и т.д. Единую Бюджетную резолюцию Конгресс принимает не позднее 15 апреля. Этот документ отражает мнение палат Конгресса по основным характеристикам бюджета (общий объем доходов, расходов, распределение предельных объемов финансирования осуществления функций государства, предельный объем публичных заимствований и государственного долга и т.д.). В резолюции определяются предельные объемы текущих расходов, а также рекомендации Комитетам палат, отвечающим за обязательные расходы.
Отмечается, что с принятием Бюджетной резолюции, которая очень редко принимается в установленный срок, Конгресс не вводит в действие бюджет. 15 мая начинается рассмотрение законопроекта о бюджетных назначениях [5]. После её принятия Конгресс утверждает акты о расходах, которых должно быть 12 на каждый финансовый год. Эти акты отражают направления государственной деятельности в различных областях. Получается, что фактически предусматривается принятие 12 актов о бюджете на соответствующий финансовый год. При этом ни Конституция, ни бюджетное законодательство, ни регламенты палат не устанавливают особой процедуры прохождения указанных актов через Конгресс - в этом смысле существующая американская бюджетная
практики других стран, где устанавливается специальный порядок принятия бюджета, причём иногда на конституционном уровне.
15 июня происходит завершение работы по согласованию. Завершение работы палаты представителей над законами о расходах должны быть осуществлены в срок до 30 июня.
Далее 15 июля Президент представляет промежуточный обзор о состоянии бюджета. До 20 августа Административно-бюджетное управление представляет промежуточный доклад о секвестировании. В сентябре, через 7 дней после Дня труда, Конгресс рассматривает все законопроекты о расходах и доходах. До 15 сентября Конгресс принимает бюджет во втором чтении. И, наконец, до 25 сентября Конгресс принимает согласованный закон о бюджете [6].
Таким образом, получается, что стадия рассмотрения и утверждения бюджетов в США имеет свои особенности и длится в совокупности с февраля по 25 сентября, причём в большинстве случаев с нарушением сроков представления документов. Это связано с тем, что сроки прохождения финансово-плановых актов через Конгресс и порядок принятия актов о расходах на практике почти не соблюдаются. В отличие от США, в России существует чёткая регламентация сроков и последовательности предоставления соответствующих материалов в органы законодательной (представительной) власти. Более того, получается, что в США происходит усиление роли Конгресса, так как составление, рассмотрение и утверждение бюджетов фактически осуществляется органами представительной власти. В заключение, важно упомянуть о том, что Конгресс США до сих пор использует законы 90-х годов, которые не только не отражают произошедших изменений в общественной и политической сферах, но и могут негативно влиять на качество нынешней организации бюджетного процесса.
практика также существенно отличается от
Библиографический список
1. Сайт Российской библиотеки научных журналов и статей Академии (РАН). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://naukarus.com/ (Дата обращения: 27.10.2019 г.).
2. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации. - [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://budget.gov.ru/epbs/faces/page_home?_adf.ctri-state=vl7et6sqw_131®ionId=45 (Дата обращения: 25.10.2019 г.)
3. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -1998. - №31. - Ст. 3823 - Глава 21.
4. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2001.
- 220 с.
5. The 1974 Congressional Budget and Impoundment Act. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://legislink.org/us/stat-88-297 (Дата обращения: 25.10.2019 г.);
6. Сайт Государственной Думы Федерального Собрания РФ / АВ 2003г. Выпуск №14 Бюджетный процесс в развитых странах. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://duma.gov.ru/ (Дата обращения: 28.10.2019 г.).
COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF THE STAGE OF CONSIDERATION AND APPROVAL OF BUDGETS ON THE EXAMPLE OF THE COUNTRIES OF RUSSIA
AND THE USA
A.I. Pimenova, Student
Financial University under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)
Abstract. This article compares one of the stages of the budget process - consideration and approval of budgets between the two countries. For analysis were selected: Russia and the United States. In the course of studying the basics of organizing the second stage of the budget process, significant differences were identified in the timing and sequence of the submission and consideration of documents. An important aspect of the study of this topic is the possibility of evaluating the quality of the organization of the budget process in the course of this work.
Keywords: budget process, consideration and approval of budgets, budget, bill, United States of America, Budget resolution, Congress, The State Duma.