УДК 336
СРАВНЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
© 2017
Алексеева Наталья Владимировна, практикантка
ООО «Априори - консалтинг» (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: [email protected]) Астахова Екатерина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: [email protected])
Аннотация. В связи с обновляющимися экономическими и политическими условиями происходят постоянные изменения в финансовой системе. Изменения затрагивают состав финансовой системы, содержание входящих в нее звеньев и их внутреннее строение. Для обеспечения устойчивой финансовой системы и эффективного управления, бюджетный процесс находится в постоянном развитии. Многочисленное число звеньев финансовой системы способствует ее гибкости и эффективности использования. В свою очередь бюджетная система оказывает воздействие на государственный сектор экономики, она влияет на рост экономики и социальной сферы. Актуальность данной темы связана с незнанием бюджетного законодательства зарубежных стран, принципов бюджетной системы, участников, принимающих участие в бюджетном процессе, и конечно же самой структуры бюджетной системы. Практическая значимость исследования заключается в выявлении отличительных черт Российских и зарубежных бюджетов. Статья посвящена изучению основ финансовой системы России и в целом бюджетного процесса, а также бюджетного процесса зарубежных стран. Также подлежит рассмотрению структура финансовой системы и проведению характеристики основных положений бюджетного процесса четырех зарубежных стран. Вследствие для каждой страны выявлены специфические черты финансовой системы и построения бюджетного процесса.
Ключевые слова: финансовая система России, бюджет, бюджетная система, уровни бюджетной системы, принципы бюджетной системы, бюджетный процесс, участники бюджетного процесса, стадии бюджетного процесса.
COMPARISON OF THE FINANCIAL SYSTEM AND THE BUDGETARY PROCESS OF RUSSIA AND FOREIGN COUNTRIES
© 2017
Alekseeva Natalia Vladimirovna, practitioner
OOO «Apriori-consulting» (690014, Russia, Vladivostok, street Gogolya 41, e-mail: [email protected]) Astakhova Ekaterina Viktorovna, candidate of economical sciences, professor of the department economic
Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, street Gogolya, 41, e-mail: [email protected])
Abstract. In the financial system, in connection with the renewing economic and political conditions, there are constant changes. Changes affect the composition of the financial system, the content of its elements and their internal structure. To ensure a stable financial system and efficient management, the budgetary process is in constant development. The numerous number of links in the financial system contributes to its flexibility and efficiency of use. In turn, the budget system has an impact on the public sector of the economy, it affects the growth of the economy and the social sphere. The relevance of this topic is related to the lack of knowledge of the budget legislation of foreign countries, the principles of the budget system, the participants taking part in the budget process, and, of course, the very structure of the budgetary system. The practical significance of the study is to identify the distinctive features of Russian and foreign budgets. The article is devoted to the study of the foundations of the Russian financial system and, in general, the budget process, as well as the budget process of foreign countries. The structure of the financial system and the characterization of the main provisions of the budget process of the four foreign countries are to be considering..
Keywords: financial system, budget, budget system, principles of the budgetary system, budgetary process, budget process, stages of the budget process.
Финансовая система рассматривается во взаимосвязи с бюджетной системой и определяется как финансово-бюджетная система [1, 2].
Целью данной работы является сравнение бюджетного процесса России и зарубежных стран и выявление специфических черт.
Российская финансовая система состоит из двух крупных подсистем, которые представляют собой государственные и муниципальные финансы, и финансы хозяйствующих субъектов.
В свою очередь данные подсистемы образую собой совокупность отдельных звеньев, каждое из которых имеет свою организационную структуру и несущие особую ролью в государстве [3].
Деление на звенья финансовой системы России в первую очередь исходят из различия методов формирования доходов и распределения денежных фондов, а также особенностей их функционирования. В свою же очередь деление на звенья финансовой системы способствует ее гибкости и эффективности действия [4].
Основное звено в финансовой системе России занимает бюджетная система, путем использования которой образуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов и муниципальных образований. Бюджетная система представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Бюджетная система России
Бюджетная система Российской Федерации представляет собой трехуровневую систему, состоящую из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов и территориальных внебюджетных фондов, и местных бюджетов.
В основу бюджетного процесса России положены принципы, позволяющие правильно составлять, утверждать и исполнять бюджет с достижением наибольшей пользой для развития страны [5]. Принципы бюджетной системы это: единство бюджетной системы, разграни-
чение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы, самостоятельности бюджетов, общее покрытие расходов бюджетов, равенство бюджетных прав субъектов и муниципальных образований, полнота отражения доходов и расходов, сбалансированность бюджета, эффективность использования бюджетных средств, открытость, достоверность бюджета, адресность и целевой характер бюджетных средств, единство кассы и подведомственность расходов бюджетов [6, 7, 8 ].
Продолжительность бюджетного процесса в совокупности занимает около трех лет. В России бюджетный год установлен в периоде от 1 января до 31 декабря текущего года и соответствует календарному году, что характерно для некоторых зарубежных стран.
Составление бюджета проводится на основе прогноза социально-экономического развития, разработанного на трехлетний период Правительством. Непосредственно Министерство Финансов организует и разрабатывает проектировки основных показателей федерального бюджета на основании выбранного прогноза [9, 10].
После того как Правительство примет основные характеристики Министерство финансов в двухнедельный срок направляет проектировки органам исполнительной власти для распределения бюджетных средств. А Министерство экономического развития формирует перечень федеральных программ и согласовывает их объемы.
До 15 августа Правительство рассматривает прогноз социально-экономического развития. А утвержденный проект бюджета отправляет на рассмотрение в Государственную Думу до 26 августа. Также в Государственную Думу и Президенту направляет Центральный банк проект основных направлений денежно-кредитной политики.
Рассмотрение проекта бюджета осуществляется Государственной Думой, в процессе прохождения трех чтений [11]. При первом чтении она заслушивает доклад Правительства, содоклад Комитета по бюджету и содоклад Комитета-соискателя, а также доклад Председателя Счетной Палаты после чего принимает решение в течении 30 дней. Во втором чтении, Комитет по бюджету готовит сводные таблицы поправок в течении 10 дней и направляет их в Правительство и Профильные комитеты. Эти комитеты рассматривают их и приняв решение передают заключение в Государственную Думу. А в третьем чтении принятый федеральный закон в течении 5 дней передается в Совет федерации, который в течении двух недель направляет одобренный закон Президенту на подписание.
Исполнением бюджета занимается Минфин России, а также Федеральное казначейство, осуществляющее кассовое обслуживание и органы банковской системы [12].
Для реализации успешного функционирования финансовой системы, необходим контроль. Наибольшей значимостью обладает контроль за исполнением бюджета по расходам, так как наиболее важно отследить целевой характер использования бюджетных средств [13].
Федеральное Казначейство представляет бюджетную отчетность в Министерство Финансов. Правительство направляет в Счетную Палату годовой отчет до 1 июня, которая представляет заключение Правительству и Государственной Думе. Государственная Дума принимает федеральный закон до 1 октября.
Идентичным для России и зарубежных стран оказывается то, что законодательной базой бюджетного процесса является Конституция. И, несмотря на то, что бюджетный год не во всех из них совпадает с календарным, он почти везде длится 12 месяцев [14].
Бюджетный процесс в зарубежных странах имеет свои особенности, что в свою очередь обусловлено формой правления и государственного устройства.
В основе бюджетного процесса зарубежных стран
лежат 10 принципов, что на 3 пункта меньше чем в России. К данным принципам относятся: ежегодность бюджета, облегчение бюджета в форму акта, плавность, единство бюджета, полнота, достоверность бюджета, наглядность, публичность и гласность, контроль, разграничение компетенции органов власти и местного самоуправления [15].
Центральное место в системе государственных финансов США занимает финансовая система.
Бюджетный год в США начинается с 1 октября и завершается 30 сентября следующего года. Сам же бюджет принимается в форме резолюции служащей основой для принятия финансовых биллей по доходам и расходам. Он представляет собой регулярно утверждаемую смету всех правительственных доходов и расходов распределенных по источникам поступлений, основным направлениям и программам расходования средств.
Бюджетная система США состоит из трех частей, к которым относятся федеральный бюджет, бюджеты штатов и бюджеты местных органов власти.
Рисунок 2 - Бюджетная система США
Федеральный бюджет составляется на основе президентского бюджетного плана, который отражает социально-экономическое и политическое развитие страны.
Большое число субъектов принимает участие в бюджетном процессе и занимается анализом последствий принятия бюджета [16].
Исполнительная власть принадлежит Президенту, который назначает кабинет Правительства, а также Административно-бюджетное управление, Федеральное агентство и Казначейство. Данные органы разрабатывают и предоставляют бюджеты.
Законодательная власть в США принадлежит Конгрессу, который состоит из Сената и Палаты представителей. Она осуществляет рассмотрение бюджета и его утверждения.
Бюджетный процесс в США включает три основных этапа. При первом этапе президентский аппарат и аппарат исполнительных министерств и ведомств составляют первоначальный проект бюджета. Па втором этапе происходит работа конгресса по изменению дополнению и утверждению окончательного проекта. А на третьем этапе осуществляется исполнение бюджета и его контроль.
Проект федерального бюджета вносится в конгресс Президентом, который несет ответственность за его разработку и исполнение, а непосредственную работу по составлению проекта бюджета осуществляет Административно-бюджетное управление. Оно начинается за 9 месяцев до передачи бюджета в конгресс, а завершение разработки проекта бюджета приходится на начало января.
Президентский бюджет представляет собой предложения, ознакомившись с которыми конгресс начинает свою работу над бюджетом и после его утверждения Президент подписывает его. Только после этого Правительство создает бюджет.
Работая над бюджетом Конгресс, принимает резолюцию, которая содержит запланированные показатели доходов и расходов. Первая резолюция принимается до 15
мая и устанавливает общий размер доходов и размеры расходов по категориям. Вторая резолюция представляет собой документ обязательный для исполнения, как Конгрессом, так и всеми представительными ведомствами.
После того как Президент вносит проект бюджета Конгресс начинается его рассмотрение. Причем первоначально на рассмотрение вносится в нижнюю палату Конгресса, а затем в Сенат. Совпадающая резолюция принимается каждой палатой и передается на подпись Президенту.
Главная роль на стадии исполнения бюджету отводится Министерству финансов, которое отпускает средства на оплату расходов, а также Федеральной резервной системе выполняющей функции центрального банка.
Большое значение отводится контролю за исполнением федерального бюджет и как в России в наибольшей степени оно направлено на контроль за расходами.
Для США как для зарубежной страны в отличие от Российской Федерации характерным является то, что бюджет не имеет силы закона и вносится в Конгресс непосредственно Президентом.
Финансовая система Великобритании состоит из государственного бюджета, специальных фондов, местных
бюджетов, и финансов государственных предприятий. Ведущее звено финансовой системы занимает государственный бюджет [17].
Бюджетная система Великобритании включает в себя центральный бюджет, бюджеты графств и бюджеты общин, представленная на рисунке 3.
Бюджетная система Великобритании
Государственный бюджет
Бюджеты гравсгв
Бюджеты общнн
Исполнение бюджета осуществляет Казначейство, а кассовое исполнение бюджета производит Банк Англии. Казначейство отвечает за формирование годового бюджета. В его обязанности входит и совместное с Банком Англии участие в формировании денежной политики государства [19].
Казначейство контролирует общие поступления в консолидированный фонд, выступающий в виде единого счета. Важное место отведено парламентскому контролю, который осуществляется комитетом по государственной отчетности. Также контролер и генеральный аудитор проверяют правильность расходных средств. В результате которой в комитет по государственной отчетности направляется доклад.
Бюджетный год в Германии, как и в России начинается 1 января и 31 декабря он заканчивается. Здесь существует трехуровневая бюджетная система, состоящая из бюджета федерации, региональных бюджетов и местных бюджетов, представленная на рисунке 4.
Рисунок 3 - Бюджетная система Великобритании
Государственный бюджет Великобритании состоит из двух частей, к которым относятся консолидированного фонд, по которому проходят текущие доходы и расходы, и национального фонда займов [18].
Бюджетный год в Великобритании длится с 1 апреля и заканчивается 31 марта. Бюджет в Великобритании принимается в форме двух финансовых законов, а не единого законодательного акта.
Идентичным с Россией является то, что бюджетный процесс в Великобритании состоит из четырех таких же стадий.
Составлением проекта бюджета занимаются Министерство финансов, которое несет ответственность за его подготовку и межминистерские органы. Также учувствует в составлении проекта межминистерский комитет по определению государственных расходов, занимающийся разработкой рекомендаций.
Закон об ассигновании и закон о финансах рассматривается и утверждается всей палатой Парламента раздельно. В зависимости от того рассматриваются доходы или расходы комитет палаты выступает в качестве комитета по ассигнованиям или же комитет путей и средств.
После того как Правительство ответит на тронную речь проект доходной части вносится на рассмотрение палаты общин. По каждому источнику принимается резолюция.
Согласование расходной части происходит в начале сессии палаты общин после тройной речи королевы в течении 29 дней и после ее одобрения становится законом, билль об ассигнованиях. Однако ни одна статья государственных расходов не вносятся в законопроект без резолюции палаты общин, которые вскоре объединяются в закон об ассигнованиях, принимающийся ежегодно.
Рисунок 4 - Бюджетная система Германии
Основополагающую роль занимает федеральный бюджет. Бюджет Германии включает все доходы и расходы Федерации и утверждается в виде закона.
Бюджетный процесс включает в себя четыре основные этапа, соответствующие этапам российского бюджетного процесса.
На стадии составления проекта федерального бюджета играет главную роль Правительство и в первую очередь
Министерство финансов. Он вносится Правительством в Парламент в начале сентября на рассмотрение.
Проект закона о федеральном бюджете в одно время рассматривается Бундестагом (нижней палатой) и Бундесратом (верхней палатой). Главная роль отводится нижней палате парламента. Бюджет рассматривается в трех чтениях.
В первом чтении проект передается Федеральным Министром финансов и после рассмотрения передается для доработки в бюджетную комиссию, члены которой готовят проект к обсуждению во втором чтении. Во втором чтении закон о бюджете рассматривается целиком и в нем принимают участие представители фракций. А в третьем чтении проводится анализ проекта целиком и голосование в нижней палате осуществляется постатейно большинством голосов. После чего он случае он вступает в силу.
Главную роль на стадии исполнения бюджета играет Министерство финансов, которое составляет отчет и направляет его в Парламент, утверждающий его и Счетную палату.
Контроль за исполнением бюджета осуществляет законодательная и исполнительная власть. Федеральный министр финансов предоставляет отчет о всех доходах и расходах, а Счетная палата его проверяет.
Бюджетный год во Франции, как и в России начинается 31 декабря. Бюджет принимается в форме закона о финансах.
Бюджетная система Франции состоит из государственного и местные бюджеты, имея два уровня. Она
представлена на рисунке 5.
Рисунок 5 - Бюджетная система Франции
Государственный бюджет является основным звеном Бюджетной системы Франции, а сам бюджетный процесс длится более трех лет и состоит из четырех стадий. Составление законопроекта включает 4 этапа.
На первом этапе с января до середины марта определяют направления бюджетной политики. Бюджетное управление проанализировав бюджетные запросы передает предложения Министру финансов. Тот же совместно с Премьер-министром определяет основные направления финансовой деятельности. На втором этапе Бюджетное управление обсуждает новые программы и согласует объемы средств передает результаты министру финансов и вносят для рассмотрения в правительство. На третьем этапе до середины августа между министерством и бюджетным управлением более подробно обсуждается законопроект и определяют бюджетные показатели. На четвертом этапе заканчивается разработка статей, которые после принятия кабинета министров передается на заключение государственного совета.
Составление проекта бюджета осуществляется исполнительными органами власти. Он утверждается Советом министров, а затем его вносят на рассмотрение до 15 сентября Национальному собранию и передается Парламенту.
Национальное собрание в первом чтении рассматривает представленный проект на заседании целиком с последующим обсуждением отдельных статей и принимает решение в течении 40 дней. Вначале исследуется вопрос о ресурсах бюджета в течении 15 голосований, а затем вопрос расходной части. После голосования в целом текст закона передается на рассмотрение в Сенат, который осуществляет это в течении 15 дней, и передает его снова в Национальное собрание.
Исполнением бюджета занимается Правительство, которое издает декрет для каждого министерства о распределении кредитов каждого министерства. Здесь проводится кассовое исполнение бюджета через систему казначейских касс, имеющих счета в банке Франции.
Контроль за исполнением бюджета осуществляют исполнительные и представительные органы власти [20].
Исходя из проведенного исследования можно сделать вывод о том, что среди зарубежных стран существуют отличительные характеристики бюджетного процесса. Но также они обладают идентичными чертами.
Некоторые принципы бюджетной системы зарубежных стран совпадают с принципами России. Соответствует принцип единства бюджета, который гласит как принцип единства бюджетной системы, также принцип полноты бюджета, названный в России принципом полноты отражения доходов, расходов и источников дефицита бюджета. Принцип достоверности бюджета, а также принцип публичности и гласности, соответствует российскому принципу открытости.
Так бюджетный год в Германии и Франции идентичен российскому и длится с 1 января по 31 декабря. А вот в Великобритании он длится с 1 апреля по 31 марта, а в США с 1 октября по 30 число сентября.
Во всех представленных странах кроме Франции, чья бюджетная система двух уровневая, три уровня бюджет-
ной системы.
Сам бюджетный процесс в зарубежных странах, как и в России включает в себя 4 стадии, исключение составляет бюджетный процесс США, состоящий из трех стадий.
В Германии бюджет несмотря на то что, рассматривается одновременно обеими палатами Парламента, но решающая роль здесь, во Франции и в Великобритании принадлежит нижней палате. Также в США главной ролью наделена нижняя палата Конгресса. Бюджет России, Великобритании и Германии принимается исключительно в форме закона, что касаемо США и Франции, то здесь бюджет не имеет силы закона.
Идентичной чертой Российского бюджетного процесса и Германского, является то, что бюджет подлежит рассмотрению в трех чтениях. А для Франции и России характерно то, что около трех лет составляет бюджетный процесс.
Таким образом, очевиден тот факт, что бюджетный процесс зарубежных стран схож с бюджетным процессом России, но и имеет свои специфические особенности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка: учебник для бакалавров. С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. М.: Юрайт. 2014. 422 с.
2. Молчанов И.Н., Молчанова Н.П. Эволюция научных взглядов на национальную финансовую систему через призму потребностей общества и бизнеса // Экономика. Налоги. Право. 2016. № 5. С. 42-49.
3. Кузенкова В.О., Малолетко Д.Н. Включение финансов домашних хозяйств в государственную финансовую систему // Сервис в России и за рубежом. 2011. № 3 (22). С. 42-47.
4. Крохина Ю.А., Писарева Е.Г., Химичева Н.И. Финансовое право: учебник для студентов вузов. М.: Норма: ИНФРА-М. 2011. 768 с.
5. Александров И.М., Субботина О.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для студентов вузов. М.: Дашков и К. 2012. 448 с.
6. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Москва, Проспект: КноРус. 2017. 320 с.
7. Дементьев Д.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика». М.: КНОРУС. 2016. 332 с.
8. Андросова Л.Д., Горский И.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для бакалавров. М.: Проспект. 2016. 440 с.
9. Изабакаров И.Г., Ниналалова Ф.И. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие для студентов вузов. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М. 2013. 272 с.
10. Лупей Н.А., Соболев В.И. Финансы: учебное пособие для студентов вузов. М.: Магистр: ИНФРА-М. 2012. 400 с.
11. Майорова Е.И., Хроленкова Л.В. Финансовое право: учебное пособие для студентов образовательных учреждений сред. проф. образования. М.: ФОРУМ. 2014. 304 с.
12. Писарева Е.Г., Покачалова Е.В., Попов В.В. Финансовое право: учебник для студентов вузов. М.: Норма: ИНФРА-М. 2013. 752 с.
13. Нешитой А.С., Воскобойников Я.М. Финансы: учебник для студентов вузов. М.: Дашков и К. 2012. 528 с.
14. Бондаренко Т.Н., Серебрякова В.И. Казначейский контроль при организации исполнения бюджета по расходам // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 7. С. 293-297.
15. Болтинова О.В. Бюджетное право: учебное пособие. М.: Норма: ИНФРА-М. 2013. 320 с.
16. Булгакова А.В., Золотова Е.А. Современная финансовая система США // Экономика и управление: проблемы, решения. 2015. № 11. С. 46-51._
17. Рудый К.В. Финансовые, денежные и кредитные системы зарубежных стран: учебное пособие. М.: Новое знание. 2014. 400 с.
18. Вовченко Н.Г. Финансовые системы зарубежных государств: учебное пособие. Ростовский гос. эконом. ун-т «РИНХ», Д.: Мини Тайп. 2013. 592 с.
19. Браиловская Т.В., Косторниченко В.Н. Особенности развития финансовой системы Великобритании: история и современность // Альманах мировой науки. 2016. № 4-2 (7). С. 22-26.
20. Швайко М.Л. Финансы зарубежных стран: методическое пособие. Х.: ХНУ имени В.Н. Каразина. 2012. 133 с.
Статья поступила в редакцию 30.06.2017.
Статья принята к публикации 25.09.2017.