Научная статья на тему 'Сравнительный анализ антиамнестических свойств ноотропов при экспериментальной контактной черепно-мозговой травме'

Сравнительный анализ антиамнестических свойств ноотропов при экспериментальной контактной черепно-мозговой травме Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
216
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТАКТНАЯ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВАЯ ТРАВМА / УСЛОВНАЯ РЕАКЦИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИРОВКИ (УРЗД) / НООТРОПЫ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Слободенюк Татьяна Федоровна

На лабораторных животных с экспериментальной контактной черепно-мозговой травмой проведено исследование особенностей антиамнестических свойств ноотропов с использованием модели условной реакции зрительной дифференцировки (УРЗД). Установлено, что беглимин, нооглютил и изонитрозин в условиях черепно-мозговой травмы способствуют восстановлению процессов обучения адаптивным реакциям. Пирацетам и пиридитол проявляют слабое ноостимулирующее действие, а пантогам не улучшает обучение. Изонитрозин и пантогам восстанавливают воспроизведение УРЗД на основе кратковременной памяти, а нооглютил, беглимин и, в меньшей степени, пирацетам, пиридитол на основе долговременной памяти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Слободенюк Татьяна Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ антиамнестических свойств ноотропов при экспериментальной контактной черепно-мозговой травме»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_

2. Влияние вальпроата натрия и пантогама на переработку информации в системах памяти [Электронный ресурс] / Ф.Ю. Белозерцев [и др.]. // Забайкальский медицинский вестник. - 2009. - №1.- С. 33-36. Режим доступа: http:// medacadem.chita.ru/zmv (03 ноября.2016)

3. Крылова В.В. Лекции по черепно-мозговой травме / В.В. Крылова - М.: Медицина, 2010. -320с.

4. Нейропротекторы и черепно-мозговая травма / Ф.Ю. Белозерцев [и др.]. - Чита: ИИЦ ЧГМА, 2007. - 119с.

5. Применение ноопепта у больных с легкими когнитивными нарушениями посттравматического генеза / М.М. Одинак [и др.] // Справочник поликлинического врача. - 2011. -№2 - С.22-25.

6. Селянина Н.В. Влияние когнитивных расстройств на качество жизни больных в остром периоде черепно-мозговой травмы / Н.В. Селянина, Ю.В. Каракулова // Медицинский Альманах. - 2011. - №1(14) - С.207-210.

7. Скоромец А.А. Исследование эффективности комплексного препарата цитофловин для коррекции последствий легкой черепно-мозговой травмы / А.А. Скоромец, Е.Л. Пугачева // Неврологии и Психиатрии.

- 2010. - №3 - С.31-36.

8. Сравнение антиишемической активности гамкергических препаратов в условиях локальной ишемии и травмы мозга [Электронный ресурс] / Ф.Ю. Белозерцев [и др.] // Забайкальский медицинский вестник. - 2009.

- №2.- С. 35-37. Режим доступа: http:// medacadem.chita.ru/zmv (03 ноября 2016)

9. Bramlett M.H. Pathophysiology of cerebral ischemia and brain trauma: similarities and differences / Bramlett M.H. // Cerebral Blood Flow & Metabolism.-2004.-Vol.24.-P.133-150.

10. Meythaler M. Peduzzi J. Elftheriou E. Patent 4601572 USA, Int.Cl А6 В1 19/00. Apparatus for simulating traumatic brain injury and method for inducting spinal cord injury - №09/913, 017.- PCT Filed 08.02.2000; PCT Pub. 10.08.2000. U.S.Cl 128/897. - 11p.

© Сафронова Е.С., Юнцев С.В.. Белозерцев Ю.А., 2016

УДК 616.8-001 : 615.217.34

Слободенюк Татьяна Федоровна

канд. мед. наук, доцент кафедры фармакологии ЧГМА,

г. Чита, РФ E-mail: [email protected]

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АНТИАМНЕСТИЧЕСКИХ СВОЙСТВ НООТРОПОВ ПРИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ КОНТАКТНОЙ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЕ

Аннотация

На лабораторных животных с экспериментальной контактной черепно-мозговой травмой проведено исследование особенностей антиамнестических свойств ноотропов с использованием модели условной реакции зрительной дифференцировки (УРЗД). Установлено, что беглимин, нооглютил и изонитрозин в условиях черепно-мозговой травмы способствуют восстановлению процессов обучения адаптивным реакциям. Пирацетам и пиридитол проявляют слабое ноостимулирующее действие, а пантогам не улучшает обучение. Изонитрозин и пантогам восстанавливают воспроизведение УРЗД на основе кратковременной памяти, а нооглютил, беглимин и, в меньшей степени, пирацетам, пиридитол - на основе долговременной памяти.

Ключевые слова

Контактная черепно-мозговая травма, условная реакция зрительной дифференцировки (УРЗД), ноотропы.

Черепно-мозговая травма (ЧМТ) относится к наиболее распространенным видам неврологической патологии и представляет собой существенную медицинскую и социально-экономическую проблему [5, С.31-36]. После ЧМТ у пациентов часто появляются когнитивные нарушения в виде снижением памяти,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_

внимания. Вместе с тем, развитие адаптивных реакций является главным индикатором нормализации нервно-психического гомеостаза при черепно-мозговой травме [2, с. 119; 4, С. 207-2010; 6, С. 31-33; 7, С. 119-131]. Поэтому поиск эффективных средств для восстановления когнитивного дефицита является актуальной задачей.

Цель работы. Провести сравнительный анализ антиамнесических свойств ноотропов при контактной черепно-мозговой травме у экспериментальных животных.

Материалы и методы. Исследования выполнены на белых лабораторных крысах массой 100-150г в соответствии с «Правилами лабораторной практики при проведении доклинических исследований в РФ» (ГОСТ 3 51000.3 - 96 и 51000.4 - 96) и Приказом МЗ РФ №267 от 19.06.2003 г. Лабораторные животные были распределены по группам: интактная, контрольная (животные после ЧМТ), опытные (животные, которым со 2 по12 сутки от момента нанесения черепно-мозгового повреждения вводили ноотропные средства). В настоящей работе были исследованы свойства ноотропных средств с разными нейрохимическими механизмами действия. Пирацетам (50 и 200 мг/кг) и нооглютил (50 и 100 мг/кг) - позитивные модуляторы АМРА-рецепторов; беглимин (5 и 50 мг/кг) - агонист глицинового сайта NMDA-рецепторов; пантогам (40 и 100 мг/кг) - стимулятор ГАМКв-рецепторов; пиридитол (50 и 100 мг/кг) - нейрометаболический стимулятор, уменьшающий уровень ГАМК в центральной нервной системе; изонитрозин (5 и 40 мг/кг) - ноотроп с холинергическим механизмом действия [1, с. 401; 3, С.64;, 7, С. 119-131; 8, С. 567-573]. Препараты вводили внутрибрюшинно.

Контактную черепно-мозговую травму наносили с использованием модифицированного метода Аллена под нембуталовым наркозом в дозе 50 мг/кг внутрибрюшинно [2, с. 119].

Исследование антиамнестических свойств ноотропов осуществляли с помощью условной реакции зрительной дифференцировки (УРЗД) на основе различения зрительных световых сигналов с положительным пищевым подкреплением. Считается, что данная модель обучения является наиболее адекватной для изучения процессов памяти у лабораторных грызунов, поскольку создаваемые в этой модели условия соответствуют условиям естественной среды обитания животных [1, с. 401]. Для выработки УРЗД использовали Y-образный лабиринт. Условным стимулом служил освещенный отсек, в поилку которого подавалось молоко (подкрепляющий стимул). Выработке УРЗД предшествовала 2-дневная пищевая депривация при свободном доступе к воде. При обучении навыку после высадки в лабиринт на 10 секунде предъявляли в случайном порядке (в соответствии с таблицами Геллермана) условный стимул в одном из отсеков лабиринта. Выполнение УРЗД считали правильным, если животное сразу переходило в освещенный отсек лабиринта и выпивало молоко из поилки. Критерием выработки УРЗД служило последовательное выполнение 7 правильных реакций в 10 пробах.

Отсроченное воспроизведение оценивали через 1 час и 7 суток после обучения, предъявляя животным по 10 условных стимулов.

Достоверность различий (контроль-опыт) оценивали по критерию (t) Стьюдента и непараметрическому критерию (U) Манна - Уитни.

Полученные результаты. На первом этапе эксперимента исследовали динамику выработки УРЗД. У крыс с черепно-мозговой травмой наблюдалось значительное снижение способности к обучению УРЗД (Табл. 1). В данной группе животных на приобретение условного рефлекса требовалось в среднем 45±3,17 проб, что на 120,6% больше, чем в интактной группе (Р<0,05). Вместе с тем, время, затраченное на обучение до критерия, достоверно не изменялось.

Анализ действия ноотропных средств на выработку УРЗД у крыс с ЧМТ выявил выраженное протекторное действие беглимина 5-50 мг/кг и нооглютила 50-100 мг/кг (Табл. 1). На фоне курсового назначения этих препаратов количество проб, необходимых для достижения критерия обучения УРЗД, уменьшалось, в сравнении с контролем, на 50,5-52,3% в случае использования беглимина и на 53,2-54,9% при введении нооглютила. Одновременно препараты отчетливо уменьшали общее время обучения на 28,233,4% и 33,7-29,5% соответственно (Р<0,05).

Таблица 1

Влияние ноотропов на выработку условной реакции зрительной дифференцировки

у крыс с черепно-мозговой травмой

Группа (п - число животных) Доза препарата (мг/кг) Показатели выработки условной реакции зрительной дифференцировки

Число проб, затраченных на обучение до критерия Время обучения (сек)

Интактная группа (интактные крысы) (п=10) _ 20,4±1,12 595,3±27,21

Контрольная группа (крысы с ЧМТ) (п=14) _ 45,0±3,17# 650,4±21,79

Опытная группа 1 (пирацетам) (п=10) 50 36,0±1,52* 558±24,17*

Опытная группа 2 (пирацетам) (п=10) 200 34,0±1,26* 526,4±19,29*

Опытная группа 3 (беглимин) (п=12) 5 22,3±1,81* 467,3±33,13*

Опытная группа 4 (беглимин) (п=10) 50 21,5±1,08* 433,2±26,59*

Опытная группа 5 (нооглютил) (п=8) 50 21,1±2,74* 431,5±38,59*

Опытная группа 6 (нооглютил) (п=10) 100 20,3±0,86* 458,4±20,69*

Опытная группа 7 (пиридитол) (п=10) 50 35,6±1,42* 610,6±19,82

Опытная группа 8 (пиридитол) (п=10) 100 32,0±1,55* 599,1±19,97

Опытная группа 9 (пантогам) (п=11) 40 42,7±1,47 617,9±27,13

Опытная группа 10 (пантогам) (п=11) 100 40,1±1,49 621,9±31,41

Опытная группа 11 (изонитрозин) (п=10) 5 37,2±2,03* 602,1±23,56

Опытная группа 12 (изонитрозин) (п=10) 40 27,9±0,64* 548,9±29,31*

Примечание. # - значимость различий интактная группа (интактные крысы) - контрольная группа (крысы после ЧМТ) при Р<0,05; * - значимость различий контрольная группа (крысы после ЧМТ) - опытная группа (крысы после ЧМТ + ноотропы) при Р<0,05

Обращает внимание тот факт, что с увеличением дозы беглимина и нооглютила не происходило прироста стимулирующего действия на упрочение УРЗД. Примечательно, что оба препарата восстанавливали скорость достижения критерия обучения пищедобывательного навыка до уровня интактных животных, а время обучения уменьшали по сравнению с ними на 23-27%.

Курсовое назначение пирацетама в посттравматическом периоде приводило к достоверному уменьшению времени обучения сложному пищедобывательному навыку, в сравнении с контролем. Однако скорость упрочения адаптивной реакции до критерия обучения оставалась ниже на 66,7-76,5%, чем у интактных крыс.

Животные, которым вводили пиридитол (50-100 мг/кг), выполняли на 20-24,5% меньше проб до момента достижения критерия запоминания УРЗД, чем в контроле. Вместе с тем, скорость упрочения УРЗД оставалась достоверно более низкой, чем у интактных животных.

Курсовое введение пантогама не восстанавливало обучение УРЗД у крыс в посттравматический период.

В отличие от пантогама, курсовое введение изонитрозина оказывало доза-зависимое действие на приобретение пищедобывательного навыка. В дозе 5 мг/кг он проявлял слабую активность, уменьшая на 17,3% количество проб, затраченных на достижение критерия обучения (Р<0,05). С увеличением дозы до 40 мг/кг препарат уменьшал анализируемый показатель на 38% по отношению к контролю. При этом время обучения было меньше, чем у интактных и травмированных контрольных животных.

Таким образом, проведенные исследования выявили, что беглимин, нооглютил и изонитрозин (40 мг/кг) восстанавливают процессы обучения адаптивным навыкам у животных, перенесших черепно-мозговую травму. Пирацетам и пиридитол проявляют слабое протекторное действие. Вместе с тем, пантогам не восстанавливает выработку адаптивных пищедобывательных навыков.

Таблица 2

Влияние ноотропов на воспроизведение условной реакции зрительной дифференцировки

у крыс с черепно-мозговой травмой

Группа (п - число животных) Доза препарата (мг/кг) Показатели воспроизведения условной реакции зрительной дифференцировки (%)

1 час 7 суток

Интактная группа (интактные крысы) (п=10) _ 79,0±4,07 60,0±3,65

Контрольная группа (крысы с ЧМТ) (п=14) _ 65,0±3,59# 35,7±4,77#

Опытная группа 1 (пирацетам) (п=10) 50 77,0±5,59* 50,0±6,99*

Опытная группа 2 (пирацетам) (п=10) 200 78,0±5,33 53,0±4,73*

Опытная группа 3 (беглимин) (п=12) 5 68,3±6,83 58,3±8,51*

Опытная группа 4 (беглимин) (п=10) 50 80,0±4,47* 63,0±5,17*

Опытная группа 5 (нооглютил) (п=8) 50 78,8±5,81* 68,8±7,89*

Опытная группа 6 (нооглютил) (п=10) 100 79,0±4,58* 69,0±5,47*

Опытная группа 7 (пиридитол) (п=10) 50 78,0±4,67* 54,0±6,0*

Опытная группа 8 (пиридитол) (п=10) 100 78,0±5,33* 56,0±4,99*

Опытная группа 9 (пантогам) (п=11) 40 82,7±5,24* 45,5±4,13

Опытная группа 10 (пантогам) (п=11) 100 84,5±5,11* 43,6±4,91

Опытная группа 11 (изонитрозин) (п=10) 5 71,0±4,07 40,0±4,71

Опытная группа 12 (изонитрозин) (п=10) 40 81,0±4,58* 41,0±5,26

Примечание. # - значимость различий интактная группа (интактные крысы) - контрольная группа (крысы после ЧМТ) при Р<0,05; * - значимость различий контрольная группа (крысы после ЧМТ) - опытная группа (крысы после ЧМТ + ноотропы) при Р<0,05

Далее оценивали влияние черепно-мозговой травмы на показатели воспроизведения условной реакции зрительной дифференцировки. В контрольной группе животных, в сравнении с интактными крысами, наблюдалось ухудшение сохранения памятного следа УРЗД по мере увеличения сроков от момента выработки адаптивного пищедобывательного навыка. Так, у животных с ЧМТ через 1 час этот показатель был меньше результатов интактных животных на 14%, через неделю различия достигали 24,3% (Р<0,05). Количество травмированных крыс, достигших критерия воспроизведения через 1 час, составило 64,3%, а через 7 суток- 21,4%.

Анализ отсроченного воспроизведения УРЗД позволил выявить следующие особенности антиамнестических свойств ноотропных средств (Табл. 2).

Наиболее сильно противодействовал угасанию пищедобывательного навыка нооглютил (50-100 мг/кг), который увеличивал показатель отсроченного воспроизведения УРЗД у животных с травматическим повреждением мозга на 13,8-14% через 1 час и на 33,1-33,3% через неделю от момента обучения.

С достаточно высокой степенью достоверности восстанавливал процесс припоминания адаптивной реакции беглимин 50 мг/кг. После его курсового назначения показатель отсроченного воспроизведения УРЗД через 1 час был выше контрольных результатов на 15%, спустя 7 суток - на 27,3%.

Применение пирацетама (50-200 мг/кг) и пиридитола (50-100 мг/кг) менее эффективно восстанавливало нарушенное черепно-мозговой травмой воспроизведение адаптивного навыка у животных. В опытах обнаружено улучшение отсроченного выполнения УРЗД через 1 час после сеанса обучения на 1213%, 14% и через неделю - на 15-17%, 18-20% соответственно (Р<0,05).

Иные закономерности обнаружены в группах животных, которым вводили изонитрозин и пантогам. Так, при тестировании УРЗД выявлено, что анализируемые психометаболические стимуляторы восстанавливали краткосрочную память и не влияли на показатели долгосрочной памяти. Обращает на себя внимание тот факт, что малая доза изонитрозина не активировала когнитивные функции, нарушенные ЧМТ.

Более существенные результаты были получены при введении изонитрозина в дозе 40 мг/кг. Показатель отсроченного воспроизведения в этой группе через 1 час после обучения возрастал на 16% по сравнению с контролем (Р<0,05). Курсовое назначение пантогама 40-100 мг/кг изменяло соответствующий показатель на 17,7-19,5%.

Таким образом, анализ полученных результатов показал, что изонитрозин и пантогам восстанавливают нарушенные черепно-мозговой травмой процессы кратковременной памяти. Курсовое введение нооглютила и беглимина животным, после ЧМТ, облегчает воспроизведение адаптивных навыков через 7 суток после сеанса обучения, т.е. связанные с процессами долговременной памяти. По силе антиамнестического действия эти средства превосходят препарат сравнения пирацетам и пиридитол.

Выводы. 1. Беглимин, нооглютил и изонитрозин в условиях черепно-мозговой травмы способствуют восстановлению процессов обучения адаптивным реакциям. Пирацетам и пиридитол проявляют слабое ноостимулирующее действие, а пантогам не улучшает обучение.

2. Изонитрозин и пантогам восстанавливают воспроизведение УРЗД на основе кратковременной памяти, а нооглютил, беглимин и, в меньшей степени, пирацетам, пиридитол - на основе долговременной памяти.

Список использованной литературы:

1. Арушанян Э.Б. Лекарственное улучшение познавательной деятельности мозга / Э.Б. Арушанян. -Ставрополь: Изд-во СтГМА, 2004. - 401с.

2. Белозерцев Ф.Ю. Нейропротекторы и черепно-мозговая травма / Ф.Ю. Белозерцев, Ю.А. Белозерцев, Ю.А. Ширшов. - Чита: ИИЦ ЧГМА, 2007. - 119с.

3. Ноотропные свойства изонитрозина и неоселена / Ф.Ю. Белозерцев [и др.] // Фундаментальные проблемы фармакологии : материалы 2-го Съезда РНОФ. - М., 2003. - С.64.

4. Селянина Н.В. Влияние когнитивных расстройств на качество жизни больных в остром периоде черепно-мозговой травмы / Н.В. Селянина, Ю.В. Каракулова // Медицинский Альманах. - 2011. - №1(14) - С.207-210.

5. Скоромец А.А. Исследование эффективности комплексного препарата цитофлавина для коррекции последствий легкой черепно-мозговой травмы / А.А. Скоромец, Е.Л. Пугачева // Неврология и психиатрия. - 2010. - №3 - С.31-36.

6. Сравнительная оценка терапевтического эффекта ряда препаратов при травме мозга / Ю.А. Белозерцев [и др.] // Экспериментальная и клиническая фармакология. - 2012. - Т.75, №8. - С.31-33.

7. Juul S.E. Pharmacologic neuroprotective strategies in neonatal brain injury / S.E. Juul, D.M. Ferriero // Clin. Perinatol. - 2014. - Vol.41, №1. - P.119-131.

8. Shohami E. Novel approach to the role of NMDA receptors in traumatic brain injury / E. Shohami, A. Biegon // NS Neurol. Disord. Drug Targets. - 2014. - Vol.13, №4. - P. 567-573.

© Слободенюк Т Ф., 2016

УДК 796

Юстус Надежда Алексеевна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

бакалавр ФЭИиГХ СПбГАСУ yustusnadya@mail. ги Москаленко Игорь Сергеевич

Канд. пед. наук, доцент кафедры ФВ СПбГАСУ, г. Санкт-Петербург,

[email protected]

ФИЗИЧЕСКАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И ПРОФИЛАКТИКИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация

Данная статья информирует читателя о видах физической нагрузки при некоторых заболеваниях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.