Научная статья на тему 'Физическая Физкультура при заболеваниях и профилактики опорно-двигательной системы'

Физическая Физкультура при заболеваниях и профилактики опорно-двигательной системы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1081
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / СКОЛИОЗ / МЫШЦЫ / КОСТИ / СУСТАВЫ / ПЛОСКОСТОПИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Юстус Надежда Алексеевна, Москаленко Игорь Сергеевич

Данная статья информирует читателя о видах физической нагрузки при некоторых заболеваниях опорно-двигательной системы, а также о способах лечения и профилактики данных заболеваний с помощью физкультуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Юстус Надежда Алексеевна, Москаленко Игорь Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическая Физкультура при заболеваниях и профилактики опорно-двигательной системы»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_

Более существенные результаты были получены при введении изонитрозина в дозе 40 мг/кг. Показатель отсроченного воспроизведения в этой группе через 1 час после обучения возрастал на 16% по сравнению с контролем (Р<0,05). Курсовое назначение пантогама 40-100 мг/кг изменяло соответствующий показатель на 17,7-19,5%.

Таким образом, анализ полученных результатов показал, что изонитрозин и пантогам восстанавливают нарушенные черепно-мозговой травмой процессы кратковременной памяти. Курсовое введение нооглютила и беглимина животным, после ЧМТ, облегчает воспроизведение адаптивных навыков через 7 суток после сеанса обучения, т.е. связанные с процессами долговременной памяти. По силе антиамнестического действия эти средства превосходят препарат сравнения пирацетам и пиридитол.

Выводы. 1. Беглимин, нооглютил и изонитрозин в условиях черепно-мозговой травмы способствуют восстановлению процессов обучения адаптивным реакциям. Пирацетам и пиридитол проявляют слабое ноостимулирующее действие, а пантогам не улучшает обучение.

2. Изонитрозин и пантогам восстанавливают воспроизведение УРЗД на основе кратковременной памяти, а нооглютил, беглимин и, в меньшей степени, пирацетам, пиридитол - на основе долговременной памяти.

Список использованной литературы:

1. Арушанян Э.Б. Лекарственное улучшение познавательной деятельности мозга / Э.Б. Арушанян. -Ставрополь: Изд-во СтГМА, 2004. - 401с.

2. Белозерцев Ф.Ю. Нейропротекторы и черепно-мозговая травма / Ф.Ю. Белозерцев, Ю.А. Белозерцев, Ю.А. Ширшов. - Чита: ИИЦ ЧГМА, 2007. - 119с.

3. Ноотропные свойства изонитрозина и неоселена / Ф.Ю. Белозерцев [и др.] // Фундаментальные проблемы фармакологии : материалы 2-го Съезда РНОФ. - М., 2003. - С.64.

4. Селянина Н.В. Влияние когнитивных расстройств на качество жизни больных в остром периоде черепно-мозговой травмы / Н.В. Селянина, Ю.В. Каракулова // Медицинский Альманах. - 2011. - №1(14) - С.207-210.

5. Скоромец А.А. Исследование эффективности комплексного препарата цитофлавина для коррекции последствий легкой черепно-мозговой травмы / А.А. Скоромец, Е.Л. Пугачева // Неврология и психиатрия. - 2010. - №3 - С.31-36.

6. Сравнительная оценка терапевтического эффекта ряда препаратов при травме мозга / Ю.А. Белозерцев [и др.] // Экспериментальная и клиническая фармакология. - 2012. - Т.75, №8. - С.31-33.

7. Juul S.E. Pharmacologic neuroprotective strategies in neonatal brain injury / S.E. Juul, D.M. Fernere // Clin. Perinatal. - 2014. - Vol.41, №1. - P.119-131.

8. Shohami E. Novel approach to the role of NMDA receptors in traumatic brain injury / E. Shohami, A. Biegon // NS Neurol. Disord. Drug Targets. - 2014. - Vol.13, №4. - P. 567-573.

© Слободенюк Т Ф., 2016

УДК 796

Юстус Надежда Алексеевна,

бакалавр ФЭИиГХ СПбГАСУ yustusnadya@mail. гц Москаленко Игорь Сергеевич

Канд. пед. наук, доцент кафедры ФВ СПбГАСУ, г. Санкт-Петербург,

moskalencko@mail.ru

ФИЗИЧЕСКАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И ПРОФИЛАКТИКИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация

Данная статья информирует читателя о видах физической нагрузки при некоторых заболеваниях

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_

опорно-двигательной системы , а также о способах лечения и профилактики данных заболеваний с помощью физкультуры.

Ключевые слова

Опорно-двигательная система, сколиоз, мышцы, кости, суставы, плоскостопие, физические упражнения

Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечнососудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.).

Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т. е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту. В экономически развитых странах за последние 100 лет удельный вес мышечной работы как генератора энергии, используемой человеком, сократился почти в 200 раз, что привело к снижению энергозатрат на мышечную деятельность. В связи с этим для компенсации недостатка энергозатрат в процессе трудовой деятельности современному человеку необходимо выполнять физические упражнения с расходом энергии не менее 350--500 ккал в сутки (или 2000--3000 ккал в неделю).

Что такое заболевания опорно-двигательной системы? Опорно-двигательная система состоит из костей, связок, хрящей и сухожилий. Она обеспечивает структурную крепость вашего тела, вертикальное положение, защищает внутренние органы от повреждений. Опорно-двигательная система является хранилищем минеральных веществ. Кости бывают длинные (в руках и ногах), короткие (коленная чашечка, лодыжка, запястье), плоские (череп, ребра, грудная клетка, лопатки). Прочность опорно-двигательного аппарата снижается из-за плохого питания, употребления большого количества сахара, отсутствия должной физической нагрузки. Способствует этому и гормональный дисбаланс. Употребление кофе и напитков с высоким содержанием фосфорной кислоты ведет к потере кальция и формированию остеопороза, при котором увеличивается скорость резорбции (рассасывания) минеральных веществ костей. На рентгенограммах такие кости имеют много пор, а в жизни причиняют человеку много хлопот - ноющие боли, частые переломы и пр. Костная ткань - живая часть организма, постоянно участвующая в обмене веществ, получающая минеральные элементы (бор, кремний, кальций, марганец, калий, витамин С и D). Как и другие клетки нашего организма, она постоянно обновляется. Зрелые кости (их 206) полностью заменяются каждые 10-12 лет.

В зависимости от количества составляющих опорно-двигательного аппарата существует большое многообразие его заболеваний. Заболевания суставов включают разнообразные формы поражения опорно-двигательного аппарата (костей, суставов, мышц, околосуставных мягких тканей), системные заболевания, протекающие с поражением суставов (ревматизм, системная красная волчанка и др.), ревматоидный артрит, туберкулезный, сифилитический, гонорейный и другие артриты инфекционного происхождения, псориатический артрит, метаболический артрит. Группу дистрофических заболеваний суставов составляют деформирующий остеоартроз, остеохондроз, деформирующий спондилез, остеохондропатии. Заболевания позвоночника нередко сопровождаются его деформациями. Искривления в сагиттальной плоскости называют либо кифозом (при выпуклости назад), либо лордозом (выпуклость кпереди); искривления во фронтальной плоскости - сколиозом. Эти деформации часто бывают проявлениями различных заболеваний.

Плоскостопие - деформация стопы, заключающаяся в уменьшении высоты продольных сводов в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой переднего отдела стопы. Сводчатое строение стопы определяет ее прочность. Мощная система связок и мышц обеспечивает сохранение формы сводов стопы и их функций.

Различают продольное и поперечное плоскостопие. В случаях прогрессирования продольного плоскостопия длина стоп увеличивается в основном вследствие опускания продольного свода, а при

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_

развитии поперечного плоскостопия длина стоп уменьшается за счет веерообразного расхождения плюсневых костей, отклонения первого пальца кнаружи и молоткообразной деформации среднего пальца.

Сколиоз - это боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости. Реберный горб, который при этом наблюдается, образует деформацию с выпуклостью вбок и кзади - кифосколиоз.

Этиологически различают сколиозы врожденные (по В.Д.Чаклину они встречаются в 23.0%), в основе которых лежат различные деформации позвонков:

- недоразвитие;

- клиновидная их форма;

- добавочные позвонки и т.д

Методика составления комплексов упражнений корригирующей ритмической гимнастики аналогична методике построения комплексов для уроков с элементами ритмической гимнастики. Следовательно, каждый такой комплекс должен состоять из трех частей.

В подготовительную часть включают несложные общеразвивающие и корригирующие упражнения, соответствующие типу нарушения осанки. Темп выполнения - медленный, умеренный и средний. Оптимальная дозировка упражнений - 6-8 повторений.

Основную часть насыщают собственно корригирующими упражнениями, большинство из которых должно выполняться в положении лежа на спине, на боку и на животе. В этих положениях легче следить за выпрямленным положением тела, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки, как при удержании тела в положениях стоя и сидя. Темп выполнения - медленный, умеренный и средний. Дозировка зависит от самочувствия детей, их физической подготовленности и усвоенности материала. В среднем упражнения повторяют 8-16 раз. Все упражнения обязательно выполняются в обе стороны.

Заключительная часть строится из упражнений на расслабление, выполняемых в исходных положениях лежа на спине, дыхательных и специальных упражнений на ощущение правильной осанки.

Выполняя упражнения, дети должны дышать через нос, не задерживая дыхание. Следует учитывать также, что формированию правильной осанки способствуют упражнения с предметами. С помощью их можно усилить эффект воздействия на отдельные мышечные группы.

Комплексы корригирующей ритмической гимнастики должны быть интересными, увлекательными, желательно имитационного характера, тогда их будут выполнять охотнее.

Список использованной литературы:

1. Ю.И.Курпан, Е.А. Таламбум, Л.Л. Силин «Движения против остеохондроза позвоночника» - М: Физкультура и спорт, 1987

2. Н.А. Касьян "Боль в спине" М: Физкультура и спорт, 1991.

3. Medicus.ru Медицинский портал ©2016

© Юстус Н А., Москаленко И.С., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.