Изолированное применение гипоксического тренинга не повлияло на показатели выработки и воспроизведения УРЗД у животных с ЧМТ.
Далее оценивали селективность действия психометаболических стимуляторов на обучение УРЗД. Курсовое введение пирацетама уменьшало количество проб, необходимых для достижения критерия обучения на 20 %. Введение изонитрозина и бегли-мина оказало более выраженный стимулирующий эффект, уменьшая на 38 % и 52,2 %, соответственно, анализируемый показатель, по сравнению с контролем 2. Пантогам не оказал стимулирующего действия на процесс становления УРЗД.
Курсовое назначение беглимина приводило к восстановлению показателей кратковременной и долговременной памяти до уровня интактных животных. Пирацетам, как эталонный препарат, уступал беглимину по анализируемому показателю. У пантогама и изонитрозина отмечалось влияние лишь на кратковременную память.
Назначение пирацетама, беглимина и пантогама на фоне проведения курса гипоксического тренинга не повлияло на процесс обучения и кратковременную память, по сравнению с изолированным применением данных ноотропов. Однако отмечалось стимулирующее влияние на долговременную память. Коэффициент воспроизведения, соответственно, на 23,3 %, 32,3 % и 18,1 % больше, чем у травмированных крыс. Комбинация гипоксического тренинга и изонитрозина улучшала показатели обучения на 17,2 % по отношению к показателю обучения изо-нитрозина, но воспроизведение полученного навыка ухудшалось по отношению к этой группе животных.
ВЫВОДЫ
Проведенные исследования показали, что после ЧМТ наблюдается мобилизация эндогенных протекторных механизмов к гипоксии и судорожным явлениям — основным факторам вторичного повреждения мозга. В первые сутки увеличивается резистентность ко всем изученным факторам. С третьего дня выносливость к острой гипоксии у травмированных животных снижается до уровня интак-тных животных. Повышение устойчивости травмированного мозга к судорогам сохраняется до шесто-
го дня и достоверно снижается к 15 суткам. Черепно-мозговая травма нарушает процессы становления и воспроизведения УРЗД.
Пантогам, беглимин, пирацетам, при курсовом введении животным с травмой мозга, умеренно повышают устойчивость к гипоксии с гиперкапнией. Высокую антигипоксическую активность проявляет изонитрозин. В посттравматический период панто-гам умеренно повышает устойчивость крыс к электрошоковым судорогам. Высокой протективной активностью обладает изонитрозин. Пирацетам, изо-нитрозин, беглимин стимулируют процесс обучения УРЗД, причем беглимин и изонитрозин превосходят препарат сравнения — пирацетам. Пирацетам и беглимин облегчают воспроизведение адаптивных ответов через 7 суток после сеанса обучения.
Гипоксический тренинг умеренно повышает устойчивость к острой гипоксии и судорожным явлениям, существенно не влияет на когнитивные процессы у крыс с ЧМТ.
Совместное применение гипоксического тренинга с ноотропами способствует усилению анитигипоксичес-кого эффекта последних, стимуляции противосудо-рожного действия изонитрозина и пантогама. Гипок-сический тренинг в комбинации с пирацетамом, бегли-мином, пантогамом замедляет угасание условной реакции зрительной дифференцировки у травмированных животных в сравнении с изолированным применением данных психометаболических стимуляторов.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гурвич, А.М. Постреанимационная энцефалопатия /Гурвич А.М., Алексеева Г.В., Семченко В.В. - Омск, 1996.
2. Белозерцев, Ф.Ю. Значение нейропротекторов в лечении травматической энцефалопатии /Белозерцев Ф.Ю., Белозерцев А.Ю. -Чита, 2004.
3. Горанчук, В.В. Гипокситерапия /Горанчук В.В., Сапова Н.И., Иванов А.О. - СПб., 2003.
4. Гипоксия. Адаптация, патогенез, клиника /Под ред. Ю.Л. Шевченко. - СПб., 2000.
5. Пиголкин, Ю.И. Функциональная морфология нервного аппарата кровеносных сосудов в норме и при механической травме /Ю.И. Пиголкин: Автореф. дис. ... докт. мед. наук. - Л., 1991.
6. Ковалев, Г.В. Ноотропные средства /Г.В. Ковалев. - Волгогр., 1990.
Стаценко О.А., Шмулевич М.В.
МУЗ Городская клиническая больница № 3 им. М.А.Подгорбунского,
г. Кемерово
НОВЫЕ ИМПЛАНТАТЫ
АО В ХИРУРГИЧЕ
СКОМ ЛЕЧЕНИИ
Д|
ФОРМИРУЮЩИХ АРТРОЗОВ КОЛЕННОГО СУСТАВА
еформирующий остеоартроз коленного сус-I I тава или гонартроз встречается у 54,7-69,7 % больных с дегенеративно-дистрофическими заболеваниями суставов, поражая до 10-12 % взрослого населения, причем каждый третий больной имеет заболевание обоих коленных суставов. Боль-
ные, имеющие поздние стадии заболевания (II и III), составляют до 75 % [1].
В качестве одного из основных факторов в гене-зе фронтальной деформации коленного сустава у больных деформирующим гонартрозом выявляется несостоятельность мышечно-связочных структур,
100
№ 3 2005
O^QduUi
та
Кузбассе
МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ
стабилизирующих сустав, что провоцирует и усугубляет костную деформацию [2].
На сегодняшний день широкое распространение в лечении деформирующего остеоартроза коленного сустава получила высокая корригирующая остеотомия большеберцовой кости. При использовании данной методики, по данным литературы, положительные функциональные результаты достигаются у 67-93 % больных [3]. Эндопротезирование влечет за собой определенные проблемы, особенно у активных и молодых пациентов. Оптимизация оси нагрузки и кинематики сустава приводит к стойкому многолетнему улучшению, позволяющему надолго отсрочить эндопротезирование коленного сустава [4].
Цель исследования — обобщение и анализ результатов использования новых имплантатов с угловой стабильностью (ХС^СР) и спейсеров из сплава пористого никелида титана при исправлении деформации коленного сустава с помощью высокой остеотомии большеберцовой кости в сочетании с санирующей артроскопией коленного сустава.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
За 2002-2004 гг. по данной технологии выполнены 42 проксимальные корригирующие остеотомии 42 пациентам с гонартрозами 3 ст. и деформацией коленного сустава. Средний возраст пациентов составил 55,2 лет (47-71). Всем пациентам до операции проводилось рентгенологическое исследование коленных суставов, включая стресс-рентгенограммы. 12 пациентам выполнено ЯМРТ-исследование. Всем пациентам первым этапом проводилась артроскопия коленного сустава. Она условно делилась на диагностический этап, когда оценивалась степень поражения хряща и состоятельность связочного аппарата, и санирующий, во время которого производился лаваж коленного сустава, абразивная хондропласти-ка, удаление разрастаний синовиальной оболочки, травмирующих сустав остеофитов, свободных тел, туннелизация по Pridie (перфорация субхондраль-ной кости), резекция поврежденных менисков.
Остеотомия выполнялась осциляторной пилой поперечно, сохраняя место прикрепления собственной связки надколенника, на 3-5 см дистальнее суставной щели из минимально-инвазивного доступа 5-7 см (техника М1РО). Выполнялась коррекция деформации, в дефект кости устанавливался спей-сер из сплава пористого никелида титана. Размеры его рассчитаны заранее в ходе предоперационного планирования. При необходимости, размер и форма спейсера из сплава пористого никелида титана корректировалась во время операции. Угол коррекции-гиперкоррекции составлял, в среднем, 11° (от 8 до 16°). Гиперкоррекция производилась на 4-6°. Спейсер устанавливался у кортикального слоя кости и занимал пространство 0,5-0,7 см от края кости, что не препятствует в последующем эндопроте-зированию коленного сустава. Имплантат системы LP-LCP фиксировался винтами LHS перкутанно, минимально нарушая кровообращение. Длитель-
ность операции составила, в среднем, 50 минут (4075 мин).
6 недель после операции пациент ходит с дозированной нагрузкой на оперированную конечность (10-15 кг), если пациент не грузный, переходит на трость до 8 недель, занимается лечебной физкультурой с активными движениями в суставах конечности, получает физиолечение.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
При оценке отдаленных результатов (0,5-2 года) использована схема, разработанная Р. Rasmussen (1973), в которой учитываются 5 клинических параметров: боль, способность ходить, стабильность сустава, объем движений в коленном суставе, экстензия в коленном суставе.
Рентгенологическое обследование проводилось через 1,5, 3, 6, 12, 18 месяцев. Все пациенты субъективно отмечали улучшение. Значительно деградировал болевой синдром, улучшилась способность ходить. Хорошие результаты составили 82,6 %, удовлетворительные — 15,4 %. Потеря угла коррекции у всех пациентов составила не более 2°.
Эти результаты объясняется еще тем, что при выполнении данного вида остеотомии санирующая артроскопия была обязательным условием операции. Помимо этого, мы не использовали иммобилизацию, которая, по нашему мнению, отрицательно влияет на питание хряща и одновременно удлиняет сроки временной нетрудоспособности.
По нашему мнению, использование артроскопи-ческой техники позволяет выполнить операцию практически внесуставно, что уменьшает сроки послеоперационного пребывания больного в стационаре и препятствует развитию дегенеративных процессов в суставном хряще с образованием внутрисуставных спаек.
Технология корригирующей остеотомии с использованием имплантатов системы LCP и спейсера из сплава пористого никелида титана позволяет добиться нужного угла коррекции с возможным изменением его в ходе операции. Учитывая прочную фиксацию пластиной с угловой стабильностью и опорную функцию спейсера, возможно добиться высокой первичной стабильности даже в условиях остеопороза и в ранние сроки начать реабилитационные мероприятия, до минимума снизить потерю угла коррекции, уменьшить сроки нетрудоспособности пациентов.
Результаты данного исследования позволяют получить экономический и социальный эффект, улучшить качество жизни больных.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Корнилов, Н.В. Состояние эндопротезирования крупных суставов в Российской Федерации /Корнилов Н.В. //Эндопротезирование крупных суставов: Матер. симп. - М., 2000. - С. 49-52.
2. Сименач, Б.И. Остеотомия большеберцовой кости как метод лечения гонартроза /Сименач Б.И., Ремизов В.Б. //Орт., травм., протезир. - 1982. - № 5. - С. 68-74.
3. Кузьменко, В.В. Высокая поперечная корригирующая остеотомия большеберцовой кости в лечении деформирующего артроза ко-
ОЛ^ищт
. и № 3 2005 101
в Кузбассе 1
ленного сустава /Кузьменко В.В., Городниченко А.И. //Орт., 4. Muller, W. «High Tibial Osteotomi» EFORT Instuctional Lectures. -травм., протезир. - 1980. - № 8. - С. 61-62. 2001. - Vol. 5.
Тавлуева Е.В., Кротиков Ю.В., Барбараш Л.С.
ГУ НППЛ реконструктивной хирургии сердца и сосудов с клиникой, Кемеровская государственная медицинская академия,
г. Кемерово
НОРМАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ РЕМОДЕЛИРОВАНИЯ У БОЛЬНЫХ ПОСЛЕ ПРОТЕЗИРОВАНИЯ МИТРАЛЬНОГО КЛАПАНА
Среди сердечно-сосудистой патологии приобретенные пороки сердца занимают 3-е место по распространенности после артериальной ги-пертензии и ишемической болезни сердца. Среди пороков первое место занимают поражения митрального клапана (МК) [1]. Современное состояние сердечно-сосудистой хирургии открыло возможности эффективной помощи больным со всеми приобретенными пороками сердца при своевременном выявлении и направлении их в кардиохирургическую клинику [2].
Как известно, протезирование клапанов сердца приводит к коренному улучшению показателей центральной гемодинамики. Вместе с тем, даже после адекватного протезирования клапана сердца у пациентов в послеоперационном периоде сохраняются структурные изменения миокарда. По современным представлениям, медикаментозная терапия способна оптимизировать процесс сердечно-сосудистого послеоперационного ремоделирования, нейтрализовать последствия избыточной нейро-гормональной активации и, таким образом, повысить качество и увеличить продолжительность жизни больных с приобретенными пороками сердца [3].
Применяемая с давнего времени традиционная терапия сердечными гликозидами и мочегонными препаратами является в большей степени симптоматическим лечением и не влияет на патогенетические процессы формирования сердечной недостаточности [4, 5]. Эффективность ингибиторов АПФ у больных ИБС с низкой фракцией выброса или клиническими симптомами сердечной недостаточности в настоящее время достаточно хорошо изучена (исследования SAVE, CONSENSUS-II) [6, 7]. Доказано, что раннее медикаментозное вмешательство с помощью ингибиторов ангиотензинпревращающего фермента (иАПФ) у этих больных может благотворно влиять на процесс ишемического или постинфарктного ремоделирования миокарда, улучшить прогноз и качество жизни.
Вместе с тем, до сих пор не оценена эффективность применения иАПФ у больных с приобретенными пороками сердца, в частности, в послеоперационном периоде после протезирования клапанов. Учитывая присущие иАПФ нейро-гуморальные и гемодинамические эффекты, данная группа препаратов может занять одно из главных мест в медикаментозной послеоперационной реабилитации этой группы пациентов.
Цель исследования — оценить влияние эналап-рила на процессы послеоперационного ремоделиро-вания миокарда у больных после протезирования митрального клапана.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Обследованы 36 больных с изолированной или преобладающей митральной недостаточностью и 54 пациента с митральным стенозом, наблюдавшихся в Научно-производственной проблемной лаборатории реконструктивной хирургии сердца и сосудов с клиникой (г. Кемерово). Возраст больных составил от 24 до 62, в среднем, 44,5 ± 10,9 лет. Среди исследуемых пациентов 44 мужчины (48,9 %) и 46 женщин (51,1 %). Этиология поражения митрального клапана была представлена ревматизмом — у 63 больных (70 %), первичным инфекционным эндокардитом — у 12 (13,3 %), вторичным инфекционным эндокардитом на фоне ревматического стеноза митрального клапана — у одного, первичной дегенерацией створок митрального клапана — у 14 больных (15,6 %). Функциональный класс (ФК) хронической сердечной недостаточности по классификации NYHA: III ФК - 38 пациентов (42,2 %), IV ФК - 52 (57,8 %). У 60 больных (66,7 %) имелась постоянная форма фибрилляции предсердий, у 30 (33,3 %) — синусовый ритм, у 11 (36,7 %) из них в анамнезе были зарегистрированы пароксизмы фибрилляции предсердий.
Всем больным с января 2000 г. по декабрь 2003 г. была выполнена хирургическая коррекция порока. Большинству больных имплантирован диэ-поксиобработанный биопротез «КемКор» (84 пациента, 93,3 %), 6 пациентам (6,7 %) — дисковый протез «МИКС». 48 пациентам (53,3 %) выполнено протезирование клапана с частичным или полным сохранением подклапанных структур. 16 пациентов (17,8 %) подверглись одномоментной пластике три-куспидального клапана по N. DeVega. 6 пациентам (6,7 %) выполнена тромбэктомия из левого предсердия.
В раннем послеоперационном периоде у всех больных, при отсутствии противопоказаний, была начата терапия эналаприлом в дозе от 2,5 до 20 мг/сут. Лечение проводили на фоне стандартной терапии дигоксином в дозе 0,25 мг/сут и мочегонными препаратами (гипотиазид 12,5-25 мг/сут или фуросемид 20-40 мг ежедневно). Средний срок наб-
102 № 3 2005 ^УПвощина
lui в Кузбассе
О^Аедици