Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
212
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / ФРУСТРАЦИЯ / РЕАКЦИИ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шлокина О.С.

В статье приведены результаты сравнительного анализа агрессивности подростков с разным уровнем успеваемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шлокина О.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ»

О.С. Шлокина

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ

В статье приведены результаты сравнительного анализа агрессивности подростков с разным уровнем успеваемости.

Ключевые слова: агрессия, фрустрация, реакции, агрессивное поведение.

В последнее время проблема агрессивного поведения личности приобретает всё более острую социальную направленность и привлекает внимание юристов, социологов, педагогов, психологов, которые все больше внимания уделяют вопросам контроля агрессивных проявлений и «снижения» агрессивности, в особенности подростковой.

В настоящее время агрессивность является предметом исследования ученых: Р. Бэрона, Д. Ричардсона, А. Бандура, Р. Уолтерса, Р. Вельдера, О. Ф. Кернберга, К. Лоренца, А. А. Реана, И. А. Фурманова и др. Вместе с тем следует отметить, что несмотря на повышенный интерес к исследуемой проблеме недостаточное внимание уделяется изучению психологических особенностей агрессивности у детей. Анализируя современное состояние проблемы агрессивности в психолого-педагогической литературе, можно сказать, что ученые до сих пор спорят по поводу терминологического определения агрессии, но во многом их мнения сходятся. Необходимо иметь в виду и то, что различается поведение самоуверенное, энергичное, направленное на достижение поставленной цели, и поведение, единственная цель которого — причинить боль, навредить или разрушить. Первое — это напористость, второе — агрессия.

Как отмечает С. Л. Рубинштейн, «...агрессия - это физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо» [2]. Определение включает в себя два разных типа агрессии. Оба они свойственны животным: это социальная агрессия, для которой характерны демонстративные вспышки ярости, и молчаливая агрессия, подобная той, что проявляет хищник, когда подкрадывается к своей жертве. У людей психологи различают два типа агрессии: враждебная и инструментальная.

В психологии существует множество точек зрения на возникновение агрессии, ее природу и факторы, влияющие на ее проявление. Но все эти теоретические обоснования подпадают, по мнению Л. Берковец, под следующие четыре категории [1]. Агрессия относится к: врожденным побуждениям и задаткам; потребностям, активизируемым внешними стимулами; познавательным и эмоциональным процессам; актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.

На основе анализа литературы, а также собственного опыта работы с обозначенной категорией детей мы предположили, что существуют различия агрессивности у подростков с разным уровнем успеваемости, а именно: агрессивность определяется степенью школьной успешности.

Для подтверждения выдвинутого предположения нами использовался следующий комплект психодиагностических методик: «Личностная агрессивность и конфликтность» (авторы Е.П. Ильин, П. А. Ковалев); методика диагностики агрессивности Басса - Дарки; архивный метод для исследования школьной успешности. В эмпирическом исследовании приняли участие 60 подростков (14-15 лет):1 группа - отличники (20 человек);2 группа - ударники (20 человек);3 группа - троечники (20 человек).

Нами был проведен анализ процентного распределения подростков по уровню выраженности проявлений агрессивности и конфликтности, результаты которого представлены в таблице 1.

© Шлокина ОС., 2021.

Научный руководитель: Калягина Елена Александровна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психо лого-педагогического образования, ИНПО ХГУ им. Н. Ф. Катанова, РФ, Россия.

Таблица 1

Процентное соотношение уровней проявлений агрессивности и конфликтности (%)(по методике «Лич-

ностная аг] эессивность и конфликтность»(Е.П. Ильин и П. А. Ковалев))

Формы Уровни

агрессивности высокий средний низкий

Вспыльчивость 30% (15 чел.) 36% (13 чел.) 34% (17 чел.)

Напористость 32% (16 чел.) 54% (27 чел.) 14% (7 чел.)

Обидчивость 46% (23 чел.) 28% (14 чел.) 26% (13 чел.)

Неуступчивость 38% (19 чел.) 28% (14 чел.) 34% (17 чел.)

Бескомпромиссность 46% (23 чел.) 10% (5 чел.) 44% (22 чел.)

Мстительность 28% (14 чел.) 46% (23 чел.) 26% (13 чел.)

Нетерпимость 34% (17 чел.) 36% (18 чел.) 30% (15 чел.)

Подозрительность 52% (26 чел.) 38% (19 чел.) 10% (5 чел.)

Позитивная агр. 14% (7 чел.) 64% (32 чел.) 22% (11 чел.)

Негативная агр. 20% (10 чел.) 52% (26 чел.) 28% (14 чел.)

Конфликтность 16% (8 чел.) 78% (39 чел.) 6% (3 чел.)

Согласно полученным данным, высокий, средний и низкий уровни вспыльчивости, неуступчивости и нетерпимости в выборке подростков встречаются примерно в равных долях. Высокий уровень преобладает по показателям обидчивости (у 46% подростков), бескомпромиссности (у 46%) и подозрительности (у 52%). По параметрам «напористость», и «мстительность» чаще всего встречаются подростки со средним уровнем. Низкий и высокий уровень бескомпромиссности встречается примерно в равной степени.

Среди подростков, участвующих в исследовании, преобладают испытуемые со средними уровнями позитивной агрессивности (64%), негативной агрессивности (52%) и конфликтности (78%).

Таким образом, результаты, полученные по методике Е.П. Ильина и П. А. Ковалева, позволяют констатировать о распространенности высоких и средних значений проявлений личностной агрессивности и конфликтности у подростков.

Результаты анализа процентного распределения подростков по уровням проявления агрессивности представлены в таблице 2.

Таблица 2

Процентное соотношение уровней проявления агрессивного поведения (Методика диагностики показателей и форм агрессии (А.Басса и А. Дарки))_

Формы агрессивности Уровни

высокий средний низкий

Физическая 38% (19 чел.) 42% (21 чел.) 20% (10 чел.)

Вербальная 54% (27 чел.) 26% (13 чел.) 20% (10 чел.)

Косвенная 10% (5 чел.) 48% (24 чел.) 42% (21 чел.)

Негативизм 34% (17 чел.) 54% (27 чел.) 12% (6 чел.)

Раздражение 20% (10 чел.) 72% (36 чел.) 8% (4 чел.)

Подозрительность 58% (29 чел.) 42% (21 чел.) 0

Обида 20% (10 чел.) 42% (21 чел.) 38% (19 чел.)

Чувство вины 60% (30 чел.) 28% (14 чел.) 12% (6 чел.)

ИА 36% (18 чел.) 42% (21 чел.) 22% (11 чел.)

ИВ 44% (22 чел.) 46% (13 чел.) 10% (5 чел.)

Согласно представленным данным, в исследуемой выборке преобладают подростки со средним и высоким уровнем вербальной агрессии (54%), подозрительности (58%) и чувства вины (60%). А также большинство подростков характеризуются средним уровнем выраженности негативизма (54%) и раздражительности (72%). Низкий уровень проявлений агрессии у подростков встречается достаточно редко. Так, не выявлено подростков с низким уровнем подозрительности, только у 8% опрошенных низкий уровень раздражительности, у 12% - чувства вины и негативизма, 20% испытуемых отличаются низким уровнем физической и вербальной агрессии. Наиболее часто встречается низкий уровень обиды (38%).

В исследуемой выборке чаще встречаются подростки с высоким и средним уровнем общих показателей агрессивности (42% и 36% соответственно) и враждебности (46% и 44% соответственно).

Таким образом, можно говорить о высокий распространенности повышенной агрессивности и враждебности у подростков, о которой можно говорить скорее, как об отклонении в поведении, характерных для подросткового возраста, чем как о личностных особенностях подростков.

Таким образом, наша гипотеза о том, что существуют различия агрессивности у подростков с разным уровнем успеваемости, а именно: агрессивность определяется степенью школьной успешности, - подтвердилась.

Библиографический список

1. Абрамова, А.А. Влияние условий обучения на проявление агрессивности у подростков [Текст] / А.А. Абрамова, С.О. Кузнецова // Тюменский медицинский журнал. - 2012. - № 1. - С. 4.

2. Долгова, В.И., Иванова Л.В., Банщикова А.И. Психологические особенности агрессивного поведения подростков [Текст] / В.И. Долгова, Л.В. Иванова, А.И. Банщикова // Научнометодический электронный журнал Концепт. - 2015. - Т. 31. - С. 11-15.

ШЛОКИНА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА - магистрант, ХГУ им. Н. ф. Катанова, РФ, г. Абакан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.