О.С. Шлокина
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ
В статье приведены результаты сравнительного анализа агрессивности подростков с разным уровнем успеваемости.
Ключевые слова: агрессия, фрустрация, реакции, агрессивное поведение.
В последнее время проблема агрессивного поведения личности приобретает всё более острую социальную направленность и привлекает внимание юристов, социологов, педагогов, психологов, которые все больше внимания уделяют вопросам контроля агрессивных проявлений и «снижения» агрессивности, в особенности подростковой.
В настоящее время агрессивность является предметом исследования ученых: Р. Бэрона, Д. Ричардсона, А. Бандура, Р. Уолтерса, Р. Вельдера, О. Ф. Кернберга, К. Лоренца, А. А. Реана, И. А. Фурманова и др. Вместе с тем следует отметить, что несмотря на повышенный интерес к исследуемой проблеме недостаточное внимание уделяется изучению психологических особенностей агрессивности у детей. Анализируя современное состояние проблемы агрессивности в психолого-педагогической литературе, можно сказать, что ученые до сих пор спорят по поводу терминологического определения агрессии, но во многом их мнения сходятся. Необходимо иметь в виду и то, что различается поведение самоуверенное, энергичное, направленное на достижение поставленной цели, и поведение, единственная цель которого — причинить боль, навредить или разрушить. Первое — это напористость, второе — агрессия.
Как отмечает С. Л. Рубинштейн, «...агрессия - это физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо» [2]. Определение включает в себя два разных типа агрессии. Оба они свойственны животным: это социальная агрессия, для которой характерны демонстративные вспышки ярости, и молчаливая агрессия, подобная той, что проявляет хищник, когда подкрадывается к своей жертве. У людей психологи различают два типа агрессии: враждебная и инструментальная.
В психологии существует множество точек зрения на возникновение агрессии, ее природу и факторы, влияющие на ее проявление. Но все эти теоретические обоснования подпадают, по мнению Л. Берковец, под следующие четыре категории [1]. Агрессия относится к: врожденным побуждениям и задаткам; потребностям, активизируемым внешними стимулами; познавательным и эмоциональным процессам; актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.
На основе анализа литературы, а также собственного опыта работы с обозначенной категорией детей мы предположили, что существуют различия агрессивности у подростков с разным уровнем успеваемости, а именно: агрессивность определяется степенью школьной успешности.
Для подтверждения выдвинутого предположения нами использовался следующий комплект психодиагностических методик: «Личностная агрессивность и конфликтность» (авторы Е.П. Ильин, П. А. Ковалев); методика диагностики агрессивности Басса - Дарки; архивный метод для исследования школьной успешности. В эмпирическом исследовании приняли участие 60 подростков (14-15 лет):1 группа - отличники (20 человек);2 группа - ударники (20 человек);3 группа - троечники (20 человек).
Нами был проведен анализ процентного распределения подростков по уровню выраженности проявлений агрессивности и конфликтности, результаты которого представлены в таблице 1.
© Шлокина ОС., 2021.
Научный руководитель: Калягина Елена Александровна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психо лого-педагогического образования, ИНПО ХГУ им. Н. Ф. Катанова, РФ, Россия.
Таблица 1
Процентное соотношение уровней проявлений агрессивности и конфликтности (%)(по методике «Лич-
ностная аг] эессивность и конфликтность»(Е.П. Ильин и П. А. Ковалев))
Формы Уровни
агрессивности высокий средний низкий
Вспыльчивость 30% (15 чел.) 36% (13 чел.) 34% (17 чел.)
Напористость 32% (16 чел.) 54% (27 чел.) 14% (7 чел.)
Обидчивость 46% (23 чел.) 28% (14 чел.) 26% (13 чел.)
Неуступчивость 38% (19 чел.) 28% (14 чел.) 34% (17 чел.)
Бескомпромиссность 46% (23 чел.) 10% (5 чел.) 44% (22 чел.)
Мстительность 28% (14 чел.) 46% (23 чел.) 26% (13 чел.)
Нетерпимость 34% (17 чел.) 36% (18 чел.) 30% (15 чел.)
Подозрительность 52% (26 чел.) 38% (19 чел.) 10% (5 чел.)
Позитивная агр. 14% (7 чел.) 64% (32 чел.) 22% (11 чел.)
Негативная агр. 20% (10 чел.) 52% (26 чел.) 28% (14 чел.)
Конфликтность 16% (8 чел.) 78% (39 чел.) 6% (3 чел.)
Согласно полученным данным, высокий, средний и низкий уровни вспыльчивости, неуступчивости и нетерпимости в выборке подростков встречаются примерно в равных долях. Высокий уровень преобладает по показателям обидчивости (у 46% подростков), бескомпромиссности (у 46%) и подозрительности (у 52%). По параметрам «напористость», и «мстительность» чаще всего встречаются подростки со средним уровнем. Низкий и высокий уровень бескомпромиссности встречается примерно в равной степени.
Среди подростков, участвующих в исследовании, преобладают испытуемые со средними уровнями позитивной агрессивности (64%), негативной агрессивности (52%) и конфликтности (78%).
Таким образом, результаты, полученные по методике Е.П. Ильина и П. А. Ковалева, позволяют констатировать о распространенности высоких и средних значений проявлений личностной агрессивности и конфликтности у подростков.
Результаты анализа процентного распределения подростков по уровням проявления агрессивности представлены в таблице 2.
Таблица 2
Процентное соотношение уровней проявления агрессивного поведения (Методика диагностики показателей и форм агрессии (А.Басса и А. Дарки))_
Формы агрессивности Уровни
высокий средний низкий
Физическая 38% (19 чел.) 42% (21 чел.) 20% (10 чел.)
Вербальная 54% (27 чел.) 26% (13 чел.) 20% (10 чел.)
Косвенная 10% (5 чел.) 48% (24 чел.) 42% (21 чел.)
Негативизм 34% (17 чел.) 54% (27 чел.) 12% (6 чел.)
Раздражение 20% (10 чел.) 72% (36 чел.) 8% (4 чел.)
Подозрительность 58% (29 чел.) 42% (21 чел.) 0
Обида 20% (10 чел.) 42% (21 чел.) 38% (19 чел.)
Чувство вины 60% (30 чел.) 28% (14 чел.) 12% (6 чел.)
ИА 36% (18 чел.) 42% (21 чел.) 22% (11 чел.)
ИВ 44% (22 чел.) 46% (13 чел.) 10% (5 чел.)
Согласно представленным данным, в исследуемой выборке преобладают подростки со средним и высоким уровнем вербальной агрессии (54%), подозрительности (58%) и чувства вины (60%). А также большинство подростков характеризуются средним уровнем выраженности негативизма (54%) и раздражительности (72%). Низкий уровень проявлений агрессии у подростков встречается достаточно редко. Так, не выявлено подростков с низким уровнем подозрительности, только у 8% опрошенных низкий уровень раздражительности, у 12% - чувства вины и негативизма, 20% испытуемых отличаются низким уровнем физической и вербальной агрессии. Наиболее часто встречается низкий уровень обиды (38%).
В исследуемой выборке чаще встречаются подростки с высоким и средним уровнем общих показателей агрессивности (42% и 36% соответственно) и враждебности (46% и 44% соответственно).
Таким образом, можно говорить о высокий распространенности повышенной агрессивности и враждебности у подростков, о которой можно говорить скорее, как об отклонении в поведении, характерных для подросткового возраста, чем как о личностных особенностях подростков.
Таким образом, наша гипотеза о том, что существуют различия агрессивности у подростков с разным уровнем успеваемости, а именно: агрессивность определяется степенью школьной успешности, - подтвердилась.
Библиографический список
1. Абрамова, А.А. Влияние условий обучения на проявление агрессивности у подростков [Текст] / А.А. Абрамова, С.О. Кузнецова // Тюменский медицинский журнал. - 2012. - № 1. - С. 4.
2. Долгова, В.И., Иванова Л.В., Банщикова А.И. Психологические особенности агрессивного поведения подростков [Текст] / В.И. Долгова, Л.В. Иванова, А.И. Банщикова // Научнометодический электронный журнал Концепт. - 2015. - Т. 31. - С. 11-15.
ШЛОКИНА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА - магистрант, ХГУ им. Н. ф. Катанова, РФ, г. Абакан.