Научная статья на тему 'Сравнительные аспекты порога трезвости водителей транспортных средств'

Сравнительные аспекты порога трезвости водителей транспортных средств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
73
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / АЛКОГОЛЬНОЕ ОПЬЯНЕНИЕ / ПОРОГ ТРЕЗВОСТИ / ВОДИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА / VEHICLE / ADMINISTRATIVE OFFENSE / ALCOHOL INTOXICATION / SOBRIETY THRESHOLD / VEHICLE DRIVER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шкеля Олег Викторович

Рассматривается законодательство Российской Федерации, регулирующее нормы о привлечении к ответственности водителей транспортных средств, находящихся в состоянии опьянения. Анализируется российский и зарубежный опыт установления порога трезвости. Отдельное внимание уделяется проблеме привлечения водителей, госпитализированных в тяжелом состоянии для оказания неотложной медицинской помощи в медицинские организации, к административной ответственности по ст. 12.8 КоАП РФ. На основании проведенного исследования предлагается внести изменения в КоАП РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шкеля Олег Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative aspects of a threshold of sobriety of drivers of vehicles

In article the legislation of the Russian Federation regulating norms on prosecution of drivers of the vehicles which are in state of intoxication is considered. It is analyzed Russian and foreign experience of establishment of a sobriety threshold. Special attention is paid to a problem of involvement of the drivers hospitalized in a serious condition for rendering emergency medical service in the medical organizations to administrative responsibility according to article 12.8 of the Code of the Russian Federation on Administrative Offences. On the basis of the conducted research it is offered to make changes in the Code of the Russian Federation on Administrative Offences.

Текст научной работы на тему «Сравнительные аспекты порога трезвости водителей транспортных средств»

Шкеля Олег Викторович

Сравнительные аспекты порога трезвости водителей транспортных средств

Рассматривается законодательство Российской Федерации, регулирующее нормы о привлечении к ответственности водителей транспортных средств, находящихся в состоянии опьянения. Анализируется российский и зарубежный опыт установления порога трезвости. Отдельное внимание уделяется проблеме привлечения водителей, госпитализированных в тяжелом состоянии для оказания неотложной медицинской помощи в медицинские организации, к административной ответственности по ст. 12.8 КоАП РФ. На основании проведенного исследования предлагается внести изменения в КоАП РФ.

Ключевые слова: транспортное средство, административное правонарушение, алкогольное опьянение, порог трезвости, водитель транспортного средства.

Comparative aspects of a threshold of sobriety of drivers of vehicles

In article the legislation of the Russian Federation regulating norms on prosecution of drivers of the vehicles which are in state of intoxication is considered. It is analyzed Russian and foreign experience of establishment of a sobriety threshold. Special attention is paid to a problem of involvement of the drivers hospitalized in a serious condition for rendering emergency medical service in the medical organizations to administrative responsibility according to article 12.8 of the Code of the Russian Federation on Administrative Offences. On the basis of the conducted research it is offered to make changes in the Code of the Russian Federation on Administrative Offences.

Key words: vehicle, administrative offense, alcohol intoxication, sobriety threshold, vehicle driver.

Вопросам безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах всегда уделялось много внимания как со стороны общества, так и со стороны органов государственной власти. Ежегодно в законодательство нашей страны вносится много изменений в указанной сфере, что подтверждает актуальность темы.

Как свидетельствует изученный опыт, принятие и реализация законодательства, касающегося важного фактора риска - управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, способствуют сокращению смертности в ДТП и дорожно-транспортного травматизма. Так, с 2008 г. по настоящее время, по данным Всемирной организации здравоохранения, в 89 странах мира, в которых в общей сложности проживает 66% населения мира (4,55 млрд человек), действует всеобъемлющее законодательство об управлении транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, устанавливающее предельно допустимый уровень содержания алкоголя в крови (УСАК), равный 0,05 г/дл (количество алкоголя, находящегося в кровотоке, обычно измеряется в граммах на децилитр) или ниже, что соответствует передовой практике. Необходимо подчеркнуть, что в 17 государствах рекомендован к принятию закон, допу-

скающий управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения на основе УСАК, равного 0,05 г/дл и ниже, а в ряде стран, таких как Мали, Марокко и Объединенные Арабские Эмираты, такой закон уже действует. Однако 34 страны мира либо совсем не имеют законодательного запрета управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, либо используют нормы, основанные на менее надежных измерителях, чем уровень содержания алкоголя в крови (таких как оценка уровня интоксикации человека на базе клинических признаков и симптомов) [1].

Рассматривая суть проблемы, необходимо провести небольшой ретроспективный анализ российского законодательства, регулирующего ответственность водителей транспортных средств, находящихся в состоянии опьянения. Важно отметить, что за последнее десятилетие неоднократно менялся «порог трезвости» водителей: до 2009 г. допускалось наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха; в 2010 г. был введен «нулевой порог». Данное решение привело к значительному увеличению количества водителей, привлеченных к административной ответственности, многочисленным спорам и жалобам. В 2013 г. Президентом РФ В.В. Путиным был подписан закон, который

98

впервые в истории отечественного административного законодательства ввел категорию «минимально допустимое содержание алкоголя», заключающееся в «возможной суммарной погрешности измерения, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха». В соответствии с примечанием к ст. 12.8 КоАП РФ административная ответственность наступает в случае, когда установлен факт употребления веществ, вызывающих алкогольное опьянение, который может быть подтвержден только наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений (0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха). То есть допустимая погрешность технического средства измерения уже включена в этот показатель, и ее не нужно прибавлять к данной величине. Если показания технического средства измерения составляют 0,161 или 0,17 миллиграмма абсолютного этилового спирта на один литр выдыхаемого воздуха, то факт употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ считается установленным.

В рамках рассматриваемой проблемы нельзя не упомянуть и зарубежный опыт. Как отмечают А.Г. Зернин и С.М. Мостовой, в области, связанной с контролем трезвости, за рубежом в последнее время прослеживаются две тенденции: в качестве первой следует назвать снижение допустимого предельного уровня концентрации алкоголя в крови; вторая предусматривает при определении концентрации алкоголя в организме водителя переход от исследования крови к исследованию выдыхаемого воздуха, чему способствовали разработка и широкое внедрение в практику избирательных к алкоголю анализаторов паров алкоголя в выдыхаемом воздухе, обладающих малой погрешностью, способностью регистрировать протоколы исследования и избегать каких-либо ошибок при пробоотборе [2, с. 5].

В значительной группе стран установлены более жесткие, чем в международных актах, требования, которые предусматривают, что для всех категорий водителей соответствующая величина равна 0,00 граммов чистого алкоголя на 1 литр крови (Венгрия, Румыния, Словакия, Украина, Чехия, Азербайджан, Афганистан, Бангладеш, Бахрейн, Иран, Йемен, Катар, Коморские острова, Кувейт, Мавритания, Мар-шалловы острова, Пакистан, Саудовская Аравия). Согласно Венской конвенции о дорожном движении в национальных законодательствах должен быть предусмотрен «допустимый уровень содержания алкоголя в крови, а в соответ-

ствующих случаях - в выдыхаемом воздухе», но не более 0,25 мг на литр воздуха и 0,50 г чистого алкоголя на литр крови.

В современной России в случае возникновения дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими, когда водитель находится в тяжелом состоянии и ему необходима госпитализация для оказания неотложной медицинской помощи в медицинских учреждениях, заключение «установлено состояние опьянения» составляется на основе результатов химико-токсикологического исследования биологического объекта (кровь или моча) при наличии абсолютного этилового спирта в концентрации 0,5 и более грамма на один литр крови.

В соответствии со ст. 27.12 КоАП РФ установление состояния опьянения проводится непосредственно должностным лицом, которое уполномочено осуществлять государственный надзор и контроль за безопасностью движения, посредством освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, которое оформляется актом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, а также врачами медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ и услуг (составляется акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения).

Таким образом, возникает проблема привлечения водителей, госпитализированных в тяжелом состоянии для оказания неотложной медицинской помощи в медицинские организации, к административной ответственности по ст. 12.8 КоАП РФ. До 1 июня 2016 г. установление факта наличия опьянения проводилось на основании приказа Министерства здравоохранения РФ от 14 июля 2003 г. № 308, в соответствии с которым освидетельствование на состояние опьянения осуществлялось путем проведения газохроматографического исследования, результаты которого оформлялись заключением судебно-химического исследования с указанием концентрации этилового спирта в процентном соотношении, т.е. наличия абсолютного этилового спирта в концентрации 0,5 и более грамма на один литр крови. Однако в марте 2016 г. был утвержден новый приказ Министерства здравоохранения РФ от 18 декабря 2015 г. № 933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)», в котором указано, что «положительным результатом исследования выдыхаемого воздуха считается наличие

99

абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха» [3], а указания о наличии абсолютного этилового спирта в крови в концентрации 0,5 грамма на один литр крови и более отсутствуют. Вместе с тем отбор биологического объекта (кровь, моча) для направления на химико-токсикологические исследования производится.

Кроме того, Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 528-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения» введена уголовная ответственность за повторное совершение правонарушений, которые связаны с управлением транспортным средством в состоянии опьянения и невыполнением требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения [4]. Примечание к ст. 264.1 УК РФ определяет, что находящимся в состоянии опьянения является лицо, которое управляло транспортным средством, при установлении факта употребления данным лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, определяющегося наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, которая превышает возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при наличии в организме такого лица наркотических средств или психотропных веществ, либо лицо, которое управляло транспортным средством и не выполнило законные требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Следует отметить, что наличие абсолютного этилового спирта в концентрации, которая превышает возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, определяет факт употребления водителем веществ, вызывающих алкогольное опьянение [5].

На основании вышеизложенного можно предположить, что при наличии события, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ, привлечь водителя, ранее госпитализированного в тяжелом состоянии для оказания неотложной медицинской помощи в медицинские организации, к уго-

ловной ответственности будет проблематично по причине того, что факт наличия опьянения установлен путем проведения газохроматогра-фического исследования, по результатам которого оформляется заключение судебно-хими-ческого исследования, в котором указывается концентрация этилового спирта в процентном соотношении, а именно наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,5 и более грамма на один литр крови.

Ранее для разрешения данной правовой коллизии нами предлагалось внести изменения в ст. 12.8 КоАП РФ, а именно примечание ст. 12.8 КоАП РФ изложить в следующей редакции:

«Примечание. Употребление водителем, управляющим транспортным средством, веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение, либо психотропных веществ запрещается. Административная ответственность, предусмотренная настоящей статьей и частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, наступает в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или наличием абсолютного этилового спирта в концентрации 0,5 и более грамма на один литр крови, или в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека» (некоторые позиции автора, изложенные в данной статье, были им опубликованы ранее: [6]).

Предложенные нами изменения нашли отражение в Федеральном законе от 3 апреля 2018 г. № 62, который утвердил новую предельно допустимую норму содержания алкоголя в организме водителя. Статью 12.8 КоАП РФ дополнили формулировкой «наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови...».

Внесение данных изменений позволит устранить правовую коллизию привлечения к ответственности водителя, находящегося в бессознательном состоянии и не имеющего возможности подышать в алкотестер или в течение получаса дважды сдать анализ мочи. Данные изменения позволят исключить возможность ухода водителей транспортных средств от ответственности, а также более четко устанавливать «состояние опьянения» водителя на основании проведения анализа крови.

100

1. Доклад о состоянии безопасности дорожного движения в мире - 2013 / Всемирная организация здравоохранения; пер. докл. на рус. яз. и верстка выполнены изд-вом «Весь Мир (Москва)». Тверь, 2013.

2. Зеренин А.Г., Мостовой С.М. Пособие для врачей психиатров-наркологов и врачей общей практики по вопросам медицинского освидетельствования на состояние опьянения. М., 2007.

3. О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического): приказ Минздрава России от 18 дек. 2015 г. № 933н. Доступ из справ. правовой системы «<КонсультантПлюс».

4. Уголовный кодекс РФ. Доступ из справ. правовой системы «<КонсультантПлюс».

5. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) с постатейными материалами / под. ред. А. Б. Борисова. Доступ из справ. правовой системы «<Консультант-Плюс».

6. Шкеля О. В. Об обеспечении привлечения к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Общество и право. 2015. № 4. С. 286-288.

1. State of Global Road Safety Report 2013 / World Health Organization; transl. in Russian and layout made by the publication «All World (Moscow)». Tver, 2013.

2. Zerenin A.G., Mostovoy S.M. Manual for doctors psychiatrists, narcologists and general practitioners in medical examinations on the state of intoxication. Moscow, 2007.

3. On the procedure for conducting a medical examination on the state of intoxication (alcohol, drugs or other toxic): order of the Ministry of Public Health of Russia d.d. Dec. 18, 2015 № 933n. Access from the legal reference system «ConsultantPlus».

4. Criminal Code of the Russian Federation. Access from the legal reference system «ConsultantPlus».

5. Comment to the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses (itemized) with itemized materials / ed. by A.B. Borisov. Access from the legal reference system «ConsultantPlus».

6. Shkelya O.V. On ensuring the prosecution of an administrative offense under article 12.8 of the Code of the Russian Federation about administrative offences // Society and daw. 2015. № 4. P. 286-288.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Шкеля Олег Викторович, заместитель начальника кафедры административной деятельности ОВД Краснодарского университета МВД России; тел.: +78612583770.

INFORMATION ABOUT AUTHOR

O.V. Shkelya, Deputy Head of the Chair of Administrative Activity of Law Enforcement Agencies of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; ph.: +78612583770.

101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.