Научная статья на тему 'Соотношение административной и уголовной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения'

Соотношение административной и уголовной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
449
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ В СОСТОЯНИИ ОПЬЯНЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / DRIVING IN AN ALCOHOLIC INTOXICATION / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / CRIMINAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ельчанинова Наталья Борисовна

В статье рассмотрены актуальные вопросы изменения законодательства в части ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения, анализируется перспектива установления уголовной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ельчанинова Наталья Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соотношение административной и уголовной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения»

Соотношение административной и уголовной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения

Ельчанинова Н. Б.

Ельчанинова Наталья Борисовна /Elchaninova Natalia Borisovna - кандидат технических наук, доцент,

кафедра теории права,

институт управления в экономических, экологических и социальных системах,

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Аннотация: в статье рассмотрены актуальные вопросы изменения законодательства в части ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения, анализируется перспектива установления уголовной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения.

Abstract: the article deals with current issues of changes in legislation regarding responsibility for driving in an alcoholic intoxication, analyzes the prospects for the criminalization of driving in an alcoholic intoxication.

Ключевые слова: управление транспортным средством в состоянии опьянения, административная ответственность, уголовная ответственность.

Keywords: driving in an alcoholic intoxication, administrative responsibility, criminal responsibility.

Стремительные темпы развития современного общества поставили нас в зависимость от ежедневного использования транспортных средств. Автомобили стали неотъемлемой частью жизни каждого человека. Ежегодное увеличение количества автотранспортных средств, а также лиц, допущенных к управлению ими, влечет усиление интенсивности дорожного движения, приводит к росту дорожно-транспортных происшествий, в том числе с тяжкими последствиями. Наряду с указанными причинами, на увеличение числа дорожно-транспортных происшествий влияет нарушение водителями правил дорожного движения, включая такое грубое нарушение, как управление транспортным средством в состоянии опьянения [3].

Только в период с 1 по 11 января 2015 года в Российской Федерации произошло 242 ДТП с участием водителей, находившихся в состоянии опьянения либо отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования. В этих ДТП погибли 22 человека, среди которых 1 ребенок, и 341 человек, среди которых 25 детей, получили ранения различной степени тяжести [6].

Эта ситуация нашла отражение в изменениях законодательства в области безопасности дорожного движения, направленных на ужесточение ответственности нетрезвых водителей. Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает ответственность для пьяных водителей в ст. 12.8 [1]. Изначально санкция данной статьи предусматривала наказание в виде штрафа в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда либо лишение права управления транспортными средствами на срок один год. Следует обратить внимание на факт наличия альтернативной санкции, позволявшей ранее пьяному водителю «обойтись малыми жертвами» - денежным штрафом в размере 1000 рублей. Эффективность данного наказания в настоящее время представляется весьма сомнительной, что и повлекло за собой изменения законодательства, произошедшие за последние четырнадцать лет.

В июле 2004 года законодатель устранил альтернативность наказания нетрезвых водителей, исключив из ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ наказание в виде административного штрафа и увеличив максимально возможное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами на срок до двух лет. В июле 2007 года государство еще более ужесточило ответственность для нетрезвых «гонщиков», дополнив ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ, предусматривающей трехлетнее лишение права управления транспортными средствами за повторное совершение подобного административного правонарушения. В том же году появилось примечание к ст. 27.12 КоАП РФ, согласно которому нарушением считалось наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,15 и более миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха. Однако в августе 2010 года данное правило о разрешенном уровне содержания алкоголя отменили, оставив оценку показаний технических средств на усмотрение судьи. Увы, на практике данный подход приводил к разнообразным и не всегда правильным трактовкам в оценке погрешности приборов для измерения алкоголя в выдыхаемом воздухе. Поэтому в июле 2013 года вновь было принято примечание, но теперь уже к ст. 12.8 КоАП РФ, согласно которому ответственность наступает в случае выявленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, определяемых наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха [1].

Одновременно с этим, законодатель в очередной раз ужесточил ответственность, введя помимо лишения права управления транспортным средством еще и штраф в размере 30 тыс. рублей за впервые совершенное правонарушение и 50 тыс. рублей - за повторное. Следует отметить, что указанные санкции применялись безальтернативно.

Анализируя рассмотренные выше изменения в законодательстве, можно заметить, что государство идет

по пути ужесточения ответственности за вождение в состоянии опьянения. Статистика же говорит о том, ужесточение не оказывает ожидаемого влияния на водителей [4]. Именно поэтому депутаты Государственной Думы РФ решили положить конец трагедиям на российских дорогах и ввести с 1 июля 2015 г. уголовную ответственность за повторное управление транспортным в состоянии опьянения, дополнив Уголовный кодекс РФ статьей 264.1. Санкция указанной статьи предполагает назначение наказания в виде лишения свободы на срок до двух лет с лишением прав на срок до трех лет [2]. Одновременно с этим утратила силу ч. 4 ст. 12.8 КоАП РФ, которая предусматривала за указанное деяние только лишь административную ответственность.

Также были внесены изменения в ст. 264 УК РФ путем установления нижних пределов наказаний по ч. 4 ст. 264 за нарушение правил дорожного движения лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека (лишение свободы на срок от 2 до 7 лет), а также по ч. 6 ст. 264 в случае гибели двух или более лиц (лишение свободы на срок от 4 до 9 лет). Ранее ввиду отсутствия нижних пределов наказаний водитель, «убивший» на дороге несколько человек, мог получить 1 год условно. Целесообразно также было бы внести изменения в ст. 73 УК РФ, установив запрет условного назначения наказания за рассматриваемые правонарушения.

Существуют сторонники и более кардинальных изменений законодательства в данной области в направлении его ужесточения. В частности, представители «Единой России» предлагают наказывать автомобилистов, совершивших наезд со смертельным исходом в состоянии опьянения, лишением свободы на срок от 15 лет до пожизненного [5].

Управление транспортным средством в состоянии опьянения - серьезная проблема, которая теснейшим образом связана с уровнем аварийности на всех видах транспорта и, как показывают специальные исследования, характеризуется более тяжкими последствиями. Невозможность установления более строгого наказания за указанное деяние административно-правовыми средствами привела к введению уголовной ответственности. Будем надеяться, что криминализация данного деяния сыграет положительную превентивную роль, позволит значительно снизить аварийность на дорогах по вине пьяных водителей, и количество дорожно-транспортных происшествий в январские праздники 2016 года существенно сократится по сравнению со статистикой января 2015 года.

Литература

1. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 15.11.2015) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч.1). Ст. 1.

2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015) //Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

3. Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.

4. Эльзессер В. В. Правовые аспекты управления транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного опьянения // Транспорт и сервис. 2014. № 2. С. 135-141.

5. «Единая Россия» предлагает за езду в пьяном виде сажать пожизненно [Электронный ресурс]. URL: http://www.mk.ru/politics/2012/09/24/752100-edinaya-rossiya-predlagaet-za-ezdu-v-pyanom-vide-sazhat-pozhiznenno.html (дата обращения: 17.02.2015).

6. Официальный сайт Госавтоинспекции МВД России [Электронный ресурс]. URL: http://www.gibdd.ru/news/federal/1328947/ (дата обращения: 13.01.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.