Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ В НОРМЕ И У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ В НОРМЕ И У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
184
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / НАВЫКИ ЧТЕНИЯ / АДАПТИРОВАННЫЕ МЕТОДИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савкова Анастасия Сергеевна

Экспериментально исследованы особенности сформированности навыков чтения у нормально развивающихся детей и у детей с задержкой психического развития. Показаны отличительные характеристики изучаемых признаков - уровни сформированности навыков чтения, и обсуждается возможность нивелирования недостатков чтения у детей с ЗПР при участии логопеда, учителя начальных классов и родителей ребенка посредством дополнительных коррекционно-педагогических занятий, применения адаптированных методик по формированию навыков чтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Савкова Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE STUDY OF THE FORMATION OF READING SKILLS IN THE NORM AND IN CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

The features of the formation of reading skills in normally developing children and in children with mental retardation were experimentally studied. Distinguishing characteristics of the studied features are shown - the levels of formation of reading skills, and the possibility of leveling reading deficiencies in children with mental retardation with the participation of a speech therapist, a primary school teacher and the child’s parents through additional correctional and pedagogical classes, the use of adapted methods for the formation of reading skills is discussed.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ В НОРМЕ И У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 372.41+376.1

А. С. Савкова

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ В НОРМЕ И У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Введение. Чтение относится к сложному когнитивно-интеллектуальному процессу. Со способностью читать связывают развитие понятийного мышления - от конкретного образа к абстрагированию и представлениям, отвлеченному мышлению. Немаловажная роль также принадлежит чувственной сфере, когда по отношению к прочитанному проявляются определенные эмоции и переживания. Иными словами, процесс чтения отражает сложную структуру когнитивно-личностных явлений, происходящих в субъекте чтения.

Однако начальный путь приобщения человека к чтению лежит в плоскости знакомства со знаком, как элементом передачи информации, что отражает сложный путь так называемых психофизиологических процессов, механизмам изучения которых посвящены труды многих ученых педагогов и психологов. О сложности данного процесса свидетельствует то, как задействуются в процесс чтения зрительный, речедвигатель-ный и речеслуховой анализаторы, о которых ребёнок даже не задумыва-

ется, да и взрослый человек вряд ли обращает внимание на то, как он, например, «идет по улице», «читает газету». После полученных определенных навыков всё происходит как бы «само собой». Видный советский психолог Б. Г. Ананьев предполагал, что в основе чтения лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем» [1], развитие которых происходит прижизненно и определяется особенностями формирования высших психических функций и личности в целом.

Тем не менее каждый взрослый человек может отметить - были ли у него первоначальные трудности в освоении чтения. И конечно же, что такие трудности были - во многом это зависело от применяемых методик обучения чтению в раннем детстве [2], в других случаях - это могло быть обусловлено проблемами психического развития - интеллектуальными нарушениями, вызванными различной степенью тяжести поражения головного мозга ребёнка в пе-

риод внутриутробного или раннего онтогенеза, другими причинами.

Ученые в области коррекционной педагогики и психологии выявили специфические закономерности нарушения формирования процесса чтения у детей с аномалиями психического развития и предложили целый ряд коррекционно-педагогиче-ских приемов, обеспечивающих улучшение качества возникновения навыков чтения [3-4]. Было отмечено, что трудности формирования навыков чтения могут косвенно свидетельствовать о задержке психического развития, поэтому данная группа детей нуждается в своевременном коррекционно-педагогическом сопровождении, позволяющем нивелировать отставание в приобретении тех или иных интеллектуальных способностей.

Наблюдения ученых свидетельствовали, что дети с задержкой психического развития в большей части обнаруживали проблемы с речевым развитием и нуждались в логопедической коррекционной помощи, а также у них наблюдались трудности в восприятии прочитанного, в анализе и переработке полученной информации. По мнению Т. В. Егоровой [5], в основе психофизиологических нарушений и затруднений речемыс-лительных процессов, в том числе и при чтении, лежат механизмы замедленного темпа приёма и переработки зрительного восприятия информации, сложности установления ассоциативных связей между зрительным и слуховым и речедвигательны-ми центрами, участвующими в навыке чтения. Также отмечается низкий

темп мыслительных процессов, которые лежат в основе осмысления воспринимаемой информации и слабость самоконтроля процесса чтения самим ребёнком.

Организация исследования. С целью выявления особенностей формирования навыков чтения у младших школьников, нами было проведено исследование по типу «поперечных срезов». В исследовании принимали участие две группы де-тей1: 1) нормально развивающиеся дети, которые успешно справлялись с учебными заданиями в школе; 2) группа младших школьников, которые были отнесены решением ПМПК к детям с задержкой психического развития. Таким образом, первая группа - контрольная (20 человек) -дети с нормальными показателями в учебе, вторая группа - экспериментальная (10 человек) - дети, испытывавшие трудности в обучении, в том числе и при обучении чтению. Статистически обе группы минимальны, поэтому анализ результатов рассматривался в процентном отношении.

Цель исследования: выявить уровень сформированности навыков чтения у младших школьников.

Задачи экспериментального исследования:

- подобрать методику для выявления уровня сформированности навыков чтения у детей с ЗПР;

1 Опытно-экспериментальной базой исследования являлось Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа N° 11» г. Ливны Орловской области.

- провести обследование детей;

- выявить особенности сформиро-ванности навыков чтения у детей с ЗПР.

В исследовании применялась адаптированная стандартизированная методика исследования навыка чтения (СМИНЧ)1, предложенная А. Н. Корневым [6]. Данная методика позволяет получить достоверные сведения об особенностях процесса чтения у детей; отличается простотой применения и обработки полученных результатов. При этом анализируются следующие показатели сформированного навыка чтения: а) способ чтения; б) скорость чтения за единицу времени; в) правильность и понимание прочитанного.

Таким образом, применяя настоящую методику, анализу подвергается технический компонент (оценка скорости и способа чтения) и смысловой компонент (оценка понимания прочитанного).

Характеристика исследуемых параметров. Методическое описание заданий: предлагаются тексты различного уровня сложности. Параметры оценивая: правильность, беглость, осознанность чтения. Процедура обследования: чтение вслух. Оценка скорости чтения (беглость): число верно прочитанных слов за 1 минуту.

Обсуждение результатов исследования. По результатам исследования уровня сформированности бе-

1 Методика стандартизирована и может быть использована при обследовании учащихся 2-6 классов.

глости чтения вслух в экспериментальной группе (ЗПР) все учащиеся показали низкий уровень, тогда как учащиеся контрольной группы показали средний (и выше) уровень скорости чтения. С учетом полученных первичных данных разрабатывались педагогические техники, способствующие качеству воспринимаемого на слух текста, а также корригировалась скорость чтения.

Таким образом, для детей с задержкой психического развития необходимо разработать специальные коррекционные конспекты занятий с учётом индивидуальных особенностей группы. Процедура обследования темпа чтения предполагает прочтение ребёнком всего текста до конца и определение средней скорости чтения по времени, затраченному на чтение всего текста (в отличие от традиционной методики оценки скорости чтения, которая предполагает выявление количества слов, прочитанных за одну минуту чтения текста).

Целиком текст прочитывался для того, чтобы в дальнейшем иметь возможность оценить понимание прочитанного. Для определения скорости чтения количество слов в тексте делилось на время, затраченное на их прочтение.

Полученные результаты анализировались по нескольким направлениям:

1. Техническая сторона (беглость) чтения:

- темп чтения;

- способ чтения;

- правильность чтения (количество и характер ошибок).

2. Смысловая сторона (осознанность) чтения:

- понимание прочитанного.

Темп чтения фиксировался при

помощи секундомера.

При обследовании правильности чтения анализировались следующие виды ошибок:

- пропуски букв, слогов, слов;

- перестановки букв, слогов, слов;

- добавления звуков;

- смешения букв, обозначающих гласные звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство;

- смешения букв, обозначающих согласные звуки, имеющие акусти-ко-артикуляционное сходство.

На этапе констатирующего эксперимента было проведено исследование в экспериментальной и контрольной группах (табл. 1).

Таким образом, мы выявили, что у младших школьников отмечается низкий уровень навыков чтения. Все ученики этого уровня при чтении допускали различные виды ошибок. Одна из характерных особенностей чтения этих учеников заключается в том, что ошибки чтения являются

нестойкими и диффузными: у одного и того же ученика наблюдается наряду с ошибочным и правильное чтение одних и тех же слоговых структур.

Результаты сравнительного анализа (рис. 1) свидетельствуют о возможностях корригирования развития навыков чтения у младших школьников при целенаправленной работе с детьми в логопедической группе и во время неурочных занятий в школе.

Низкий Средний Высокий уровень уровень уровень

Рис. 1. Уровень сформированности

навыков чтения у школьников исследуемых групп

1 - эксперименттальная группа;

2 - контрольная группа

Уровень сформированности навыков чтения у младших школьников с ЗПР, значительно отличается от уровня сформированности навыков чтения у младших школьников с нормативным развитием. Дополнительные занятия с детьми с ЗПР вносят свои коррективы, но их отличительные особенности заметны лишь спустя значительного времени.

Заключение. Разработка программы психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР по повышению формирования навыков чтения является комплексной задачей

Таблица 1

Показатели навыков чтения в исследуемых группах

Экспериментальная Контрольная группа

Уровень группа

Кол-во % Кол-во %

человек человек

Низкий 17 57 2 6

Средний 13 43 20 67

Высокий 1 0 0 8 27

педагогов школы - учителя начальных классов, логопеда, психолога. Их совместная работа должна быть направлена не только в аспекте корригирования познавательных функций, в частности, речевого развития, но и в плане нивелирования причин, обусловливающих задержку развития и проявление педагогической запущенности - нежелании ребёнка

приучать себя к постоянному выполнению домашних заданий, быть внимательным и усидчивым, мотивированным на процесс учения, пр.

Выявленные особенности чтения у детей с ЗПР были учтены при составлении коррекционной программы, которая реализовывалась в условиях образовательного учреждения и семьи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Известия АПН РСФСР, 1950. Вып. 70. С. 106.

2. Портянко В. Ю. Обучение раннему чтению дошкольников методом Г. Домана: за и против // Коррекционно-педагогиче-ское образование. 2021. № 1 (1). С. 59-67.

3. Лубовский В. И., Певзнер М. С., Пекелис Э. Я. Дети с отклонениями в развитии: (Отграничение олигофрении от сходных состояний) / Под ред. проф. М. С. Певзнер; Акад. пед. наук РСФСР. М.: Просвещение, 1966. 271 с.

4. Лубовский В. И. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей / [В. И. Лубовский, Л. И. Переслени, П. Б. Шошин и др.]; Под ред. Т. А. Власовой и др. М.: Просвещение, 1981. 119 с.

5. Егорова Т. В. Особенности познавательных процессов у младших школьников с пониженной обучаемостью. Ав-тореф. дисс. ... канд. психол. наук / АПН СССР. Науч.-исслед. ин-т психологии. М., 1969. 14 с.

6. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб.: Речь, 2003. 330 с.

REFERENCES

1. Ananyev B. G. Analysis of difficulties in the process of mastering reading and writing by children // Izvestiya APN RSFSR, 1950. Issue 70. P. 106. (In USSR).

2. Portyanko V. Yu. Teaching early reading to preschoolers by G. Doman's method: pros and cons // Pedagogic Correction Education Journal. 2021. No. 1 (1). P. 59-67. (In Russ.).

3. Lubovsky V. I., Pevsner M. S., Pekelis E. Ya. Children with developmental disabilities: (Delineation of oligophrenia from similar states) / Edited by Professor M. S. Pevsner; Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR. M.: Prosveshchenie, 1966. 271 p. (In USSR).

4. Lubovsky V. I. Teaching children with mental retardation: A manual for teachers / [V. I. Lubovsky, L. I. Peresleni, P. B. Shoshin, etc.]; Edited by T. A. Vlasova et al. M.: E Prosveshchenie, 1981. 119 p. (In USSR).

5. Egorova T. V. Features of cognitive processes in younger schoolchildren with reduced learning ability. Abstract of the dissertation ... Candidate of Psychological Sciences / Academy of Pedagogical Sciences of the USSR. Scientific Research Institute of Psychology. M., 1969. 14 p. (In USSR).

6. Kornev A. N. Violations of reading and writing in children. St. Petersburg: Rech', 2003. 330 p. (In Russ.).

Поступила в редакцию 04.05.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.