Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ОСОБЕННОСТИ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
654
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЧИНЕНИЕ / ИЗЛОЖЕНИЕ / INDEPENDENT WRITTEN SPEECH / PRIMARY SCHOOL CHILDREN / MENTAL DEVELOPMENTAL DELAY / INCLUSIVE EDUCATION / ESSAY / EXPOSITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Большакова Марина Сергеевна, Щербак Светлана Геннадьевна

Статья посвящена результатам изучения навыков самостоятельной письменной речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР в условиях инклюзивного образования. В статье описываются особенности обучения детей с задержкой психического развития, проводится анализ письменных работ учащихся: изложения и сочинения с элементами описания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Большакова Марина Сергеевна, Щербак Светлана Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF INDEPENDENT WRITING SKILLS OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH MENTAL DEVELOPMENTAL DELAY IN INCLUSIVE EDUCATION

The article is devoted to the results of studying the skills of independent writing in primary school children with mental developmental delay in inclusive education. The article describes the features of teaching children with mental developmental delay, analyzes the written work of students: exposition and essay with elements of description.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 376.3 ГРНТИ 14.29.29

ОСОБЕННОСТИ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Р01: Ш.3Ш8^Ц.2413-9335.2020.2.77.969 Большакова Марина Сергеевна

магистрант ЮУрГГПУ, г. Челябинск, РФ Щербак Светлана Геннадьевна

кандидат педагогических наук, доцент ЮУрГГПУ,

г.Челябинск, РФ

PECULIARITIES OF INDEPENDENT WRITING SKILLS OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH MENTAL DEVELOPMENTAL DELAY IN INCLUSIVE EDUCATION

Bolshakova Marina Sergeevna

master's of South Ural State Humanitarian Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia Sherbak Svetlana Gennadievna

candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of South Ural State Humanitarian Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена результатам изучения навыков самостоятельной письменной речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР в условиях инклюзивного образования. В статье описываются особенности обучения детей с задержкой психического развития, проводится анализ письменных работ учащихся: изложения и сочинения с элементами описания.

ABSTRACT

The article is devoted to the results of studying the skills of independent writing in primary school children with mental developmental delay in inclusive education.

The article describes the features of teaching children with mental developmental delay, analyzes the written work of students: exposition and essay with elements of description.

Ключевые слова: самостоятельная письменная речь, младшие школьники, задержка психического развития, инклюзивное образование, сочинение, изложение.

Keywords: independent written speech, primary school children, mental developmental delay, inclusive education, essay, exposition.

Формирование навыков самостоятельной письменной речи у младших школьников является одной из программных задач общеобразовательной школы. Среди младших школьников есть категории детей, которые испытывают трудности при усвоении программных требований. Одну из этих категорий детей составляют дети, имеющие задержку психического развития (ЗПР).

Большинство детей с ЗПР на современном этапе развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещают общеобразовательные школы. Именно эта категория детей является самой многочисленной среди всех категорий детей с ОВЗ, посещающих общеобразовательные организации. Инклюзивное образование этой категории учащихся предполагает получение образования, идентичного по срокам и уровню образованию нормально развивающихся сверстников. Несмотря на то, что дети с ЗПР находятся в среде нормально развивающихся сверстников, они всё же имеют

право на получение специально организованных условий для удовлетворения их особых образовательных потребностей, а также на предоставление помощи в формировании полноценной жизненной компетенции [1].

Дети младшего школьного возраста с ЗПР обучаются по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (АООП НОО обучающихся с ЗПР), которая разрабатывается организацией и опирается на требования ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Для данной категории детей предусмотрены варианты 7.1 и 7.2. Для детей, обучающихся по варианту 7.1. образование полностью соответствует образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения. [4].

Навык самостоятельной письменной речи является одним из необходимых при усвоении программных требований. Согласно АООП НОО

обучающихся с ЗПР среди метапредметных результатов освоения программы обозначается умение осознанно строить речевое высказывание и составлять тексты в письменной форме. Это означает, что дети должны уметь письменно излагать содержание прослушанных или прочитанных текстов, а также самостоятельно передавать свои мысли на письме. Помимо этого, немаловажным является умение создавать собственные тексты с учётом точности, выразительности и грамотности письменной речи

[4].

Психолого-педагогические исследования и практика коррекционного обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) показывают, что снижение уровня сформированности познавательной деятельности учащихся данной категории отражается на развитии устно-речевых навыков, так и на становлении самостоятельной письменной речи (Н.Ю. Борякова, В.И. Лубовский, В.И. Насонова, H.A. Никашина, Г.Н. Рахмакова, Р.Д. Тригер, H.A. Цыпина, С.Г. Шевченко, Л.В. Яссман и др.).

У детей младшего школьного возраста с ЗПР существуют значительные трудности в формировании умения излагать свои мысли посредством письменной речи и проявляются в недостаточности написания сочинений и изложений [2].

Нами было проведено изучение самостоятельной письменной речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР с целью выявления уровня сформированности,

посещающих общеобразовательную школу.

Рис. 1.

Анализ изложений детей младшего школьного возраста с ЗПР показал, что половина учащихся (50 %) имеют низкий уровень сформированности навыка изложения. Учащиеся испытывают серьезные затруднения в раскрытии темы, соблюдении композиционной структуры, в письменных работах наблюдаются ошибки в передаче последовательности событий. Дети используют как правило простые нераспространенные предложения, отмечается стереотипность оформления высказываний, словесные замены как близкие, так и родственные, повторы и неадекватное использование слов.

Исследование проводилось на базе МКОУ «Талицкая СОШ № 55» г. Талица. В эксперименте приняло участие 10 детей младшего школьного возраста, имеющих ЗПР.

На основании анализа документации, анамнестических данных, бесед с родителями было выяснено, что основная часть обследуемых имеет ЗПР соматогенного и психогенного происхождения, а также церебрально-органического происхождения. Дети, принявшие участие в эксперименте, имеют заключение психолого-медико-педагогической комиссии и обучаются по адаптированной программе. Все учащиеся обучаются по варианту 7.1. и имеют специфические образовательные потребности, которые в значительной мере удовлетворяются образовательной организацией.

Для диагностики была использована методика Е.Н. Российской [5].

Изложения учащиеся писали по предложенному тексту (В.В. Бианки «Белочка») после предварительно организованной беседы. Сочинение на тему «Клад под сосной» требовало максимальной самостоятельности учащихся и было организовано в игровой форме с использованием графической опоры в виде «карты сокровищ» [5].

Были проанализированы тексты изложений и сочинений учащихсяпо следующим параметрам: цельность текста, связность высказывания, языковые средства, соответствие нормам грамотной письменной речи.

Наглядно уровни сформированности навыка изложения отражены на рисунке 1.

Кроме того, в работах отмечается значительное количество как дисграфических ошибок (наиболее распространённые ошибки -пропуски букв или слогов, слитное написание слов с предлогами), так и орфографических и пунктуационных ошибок. Это указывает на серьезные затруднения, которые дети испытывают при написании изложений.

Стоит отметить, что данную группу составляют дети, имеющие ЗПР психогенного и церебрально-органического происхождения. Для этих детей характерны затруднения ввыполнении операций анализа и синтеза, установлении взаимосвязи между предметами. Особенности

■ Средний уровень ■ Низкий уровень

Уровень сформированности навыка изложения у детей младшего школьного возраста с ЗПР

выполнения данного задания детьми связаны с трудностями запоминания и передачи услышанного в письменном изложении, установлении главной информации и последовательности событий.

У детей со средним уровнем сформированности навыка изложения (50%) отмечается достаточное раскрытие темы, однако не все необходимые смысловые звенья высказывания переданы в изложении. В работах отмечены ошибки в использовании языковых средств, наблюдается несоответствие нормам грамотной письменной речи. Данную группу учащихся в основном составляют дети, имеющие ЗПР

соматогенного происхождения. При выполнении заданий у данной категории учащихся наблюдается отсутствие интереса к заданию, что говорит о сниженной мотивации. Учащиеся выражали нежелание выполнять задание («Не хочу», «Не могу»). Такие проявления являются особенностью данной категории ЗПР и оказывают влияние. Также отмечались истощаемость внимания и рассеянность, которые также повлияли на результат.

Уровень сформированности навыка написания сочинения у детей с ЗПР наглядно представлен на рисунке 2.

Средний

уровень

■ Средний уровень ■ Низкий уровень

Рис.2. Уровень сформированности навыка сочинения у детей младшего школьного возраста с ЗПР

Средний уровень сформированности навыка сочинения наблюдается у 2 учащихся (20 %). Данную группу учащихся составляют дети, имеющие ЗПР психогенного происхождения. Тема была раскрыта недостаточно, смысловые звенья были незначительно сокращены (пропущены некоторые пункты, изображенные на карте). Вступление (зачин) дети обычно начинали как обращение к воображаемому другу - Робинзону. Заключение же было оформлено как подпись (например, «Письмо от Артема» или «твоя подруга Альбина») Предложения были построены правильно, ошибки отсутствовали. Лексические значения слов также были использованыверно. Предложения были связаны между собой с помощью замены существительных

местоимениями. Однако, в работах наблюдались некоторые подмены слов, имеющих схожий смысл. В письменных работах отсутствовали привнесения или какие-либо искажения, дети использовали существительные, глаголы, прилагательные, реже наречия и местоимения. Наблюдались незначительные смешения понятий (например, вместо слова «ручей» дети писали «речка»). Кроме того, предложения, использованные в сочинениях, были простыми. Также в работах наблюдалась стереотипность оформления высказываний.

Низкий уровень сформированности данного навыка имеет большинство учащихся - 8 детей (80 %). В этой группе учащихся преобладают учащиеся с ЗПР соматогенного происхождения. Затруднения в аналитико-синтетической деятельности,

установлении пространственных и причинно-следственных отношений, низкая

работоспособность и истощаемость отрицательно влияют на построение и написание сочинения. Дети испытывают трудности в раскрытии темы письменного высказывания, используют простые нераспространённые предложения. Иногда предложения состояли лишь из одного главного члена предложения - либо подлежащего, либо сказуемого. Объем сочинения крайне мал, что может указывать на недостаточно развитый словарный запас младшего школьника.

Во всех работах были обнаружены несоответствия фонематическому принципу написания и морфологическому принципу правописания.

При сопоставлении полученных результатов написания изложений и сочинений было отмечено, что уровень сформированности навыка изложения выше, чем уровень сформированности сочинения. Это можно объяснить тем, что изложение представляют собой репродуктивный вид письменной речи. При написании изложения ребёнок может использовать уже готовые речевые формы. Сочинение же является продуктивным видом и требует от ребенка большей творческой активности и самостоятельности в планировании и построении высказывания.

Таким образом, проведенный анализ письменных работ детей младшего школьного возраста показывает, что у детей младшего школьного возраста с ЗПР отмечается

недостаточный уровень сформированности навыков самостоятельной письменной речи. Для эффективного обучения самостоятельному письму детей с ЗПР необходимо знать не только состояние самостоятельного письма, но и понимать причины его недостаточного формирования. Дальнейшая работа заключается в проведении диагностики психических процессов и изучении навыков сформированности операциональных компонентов письменно-речевой деятельности и устно-речевых навыков.

Список литературы:

1. Бабкина Н.В. Инклюзивное образование детей с задержкой психического развития: предпосылки и условия реализации // Альманах Института коррекционной педагогики. 2018. № 34. [Babkina N.V. Inkljuzivnoe obrazovanie detej s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija: predposylki i uslovija realizacii // Al'manah Instituta korrekcionnoj pedagogiki. 2018. № 34. (In Russ).]

2. Власова, Т.А. Дети с задержкой психического развития // под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. М.: Педагогика, 1984. [Vlasova, T. A. Children with mental

developmental delay // ed. by T. A. Vlasova, V. I. Lubovsky, N. A. Tsypina, M.: Pedagogika, 1984. (In Russ).]

3. Леонтьев, А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М. : Наука, 1969. [Leontiev, A. A. Psycholinguistic units and the generation of speech utterance. Moscow: Nauka, 1969. (In Russ).]

4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол от 22 декабря 2015 г. №4 /15). [Approximate adapted basic General education program for students with mental retardation (Approved by the decision of the Federal educational and methodological Association for General education (Protocol No. 4 /15 of December 22, 2015). (In Russ).]

5. Российская, Е. Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. М.: Айрис-пресс, 2004. [Rossiyskaya, E. N. Methods of forming independent written speech in children. Moscow: iris-press, 2004. (In Russ).]

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ АРАБСКОМУ ЯЗЫКУ СРЕДСТВАМИ

ВИЗУАЛИЗАЦИИ_

Кодзова Зуриет Нурбиевна

ассистент

Адыгейский государственный университет

г. Майкоп

THE METHOD OF FORMING FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF TEACHING THE ARABIC LANGUAGE TO STUDENTS BY MEANS OF VISUALIZATION

Kodzova Zuriet

assistant

of Adygh State University, Maykop

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются визуальные средства как одни из эффективных средств, направленных на более успешное изучение и усвоение иностранного языка. Выделяются достоинства этих средств для формирования иноязычной коммуникативной компетентности. Перечислены основные визуальные средства, которые используются автором в течение ряда лет при обучении арабскому языку.

ABSTRACT

This article discusses visual aids as one of the effective means aimed at more successful learning and mastering a foreign language. The advantages of these means for the formation of foreign language communicative competence are highlighted. The main visual aids that have been used by the author for a number of years in teaching the Arabic language are listed.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, арабский язык, визуализация, мультимедийная презентация, метод фишбоун, ментальные карты, инфографика.

Keywords: communicative competence, the Arabic language, visualization, multimedia presentation, fishbone method, mental maps, infographics.

Для современного общества характерно интенсивное развитие науки благодаря созданию новых информационных технологий, развитию Интернета и средств коммуникации, что существенным образом влияет на развитие сферы образования. Одна из основных проблем методики

преподавания иностранных языков видится в формировании коммуникативной компетенции, способствующей обеспечение возможности участия полилингвальной и поликультурной личности в межкультурной коммуникации. Огромное число отечественных и зарубежных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.