Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ПРИМЕРЕ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ ИМ. И.С. ЯРЫГИНА (Г. КРАСНОЯРСК) И ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА (Г. ХЭНАНЬ)'

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ПРИМЕРЕ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ ИМ. И.С. ЯРЫГИНА (Г. КРАСНОЯРСК) И ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА (Г. ХЭНАНЬ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / РОССИЯ / АСПИРАНТ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ПОДХОД / НАУЧНАЯ РАБОТА / ПОДГОТОВКА / ИНСТИТУТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цзыкай Чожу, Маосэнь Гуань

Цель работы состояла в изучении опыта по подготовке аспирантов физического воспитания в вузах Китая и России. Исследовались рабочие программы подготовки спортивных врачей для дальнейшего сравнительного анализа существующих программ, выполняя функцию воспитания, образования и профессиональной подготовки специалистов высшего профиля. Были выявлены формы, методы и требования к подготовке аспирантов по физическому воспитанию. Рассмотрено состояние проблемы, связанной с оптимизацией процесса подготовки аспирантов в институтах России и Китая на примере Института физической культуры, спорта и здоровья им. И.С. Ярыгина (г. Красноярск) и Института физического воспитания и спорта (г. Хэнань). Предложены возможные пути решения проблемы обучения студентов на основе использования теоретико-методических подходов, применяемых в университетах Китая и России. Отмечается схожесть в преподавании научных дисциплин по подготовке педагогических и научно-исследовательских кадров в учебных заведениях обоих вузов. Рекомендуется использовать опыт Китая по приобщению будущих аспирантов физического воспитания к повышению своих профессиональных навыков; увеличению количества теоретических курсов в Институте физической культуры и спорта и здоровья им. И.С. Ярыгина с одной стороны, и увеличению количества часов для научной работы аспирантов в Институте физического воспитания и спорта, с другой стороны. Предложены эффективные средства физического воспитания с учетом рекомендаций рабочих учебных программ обоих вузов Китая и России, а также пути повышения мотивации и физического состояния студентов-аспирантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE STUDY OF POSTGRADUATE EDUCATION CURRICULA IN THE DIRECTION OF PHYSICAL EDUCATION ON THE EXAMPLE OF THE INSTITUTE OF PHYSICAL CULTURE, SPORTS AND HEALTH NAMED AFTER I.S. YARYGIN (KRASNOYARSK) AND THE INSTITUTE OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS (HENAN)

The purpose of the work was to study the experience of training graduate students of physical education in universities in China and Russia. The work programs for the training of sports doctors were studied for further comparative analysis of existing programs, performing the function of upbringing, education and professional training of higher profile specialists. The forms, methods and requirements for the training of graduate students in physical education were identified. The state of the problem related to the optimization of the process of training graduate students at the institutes of Russia and China is considered on the example of the Institute of Physical Culture, Sports and Health named after A.I. I.S. Yarygin (Krasnoyarsk) and the Institute of Physical Education and Sports (Henan). Possible ways of solving the problem of teaching students based on the use of theoretical and methodological approaches used in universities in China and Russia are proposed. There is a similarity in the teaching of scientific disciplines for the training of teaching and research personnel in educational institutions of both universities. It is recommended to use the experience of China in introducing future graduate students of physical education to improve their professional skills; an increase in the number of theoretical courses at the Institute of Physical Culture and Sports and Health named after I.S. Yarygin, on the one hand, and an increase in the number of hours for scientific work of graduate students at the Institute of Physical Education and Sports, on the other hand. Effective means of physical education are proposed, taking into account the recommendations of the working curricula of both universities in China and Russia, as well as ways to increase the motivation and physical condition of graduate students.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ПРИМЕРЕ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ ИМ. И.С. ЯРЫГИНА (Г. КРАСНОЯРСК) И ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА (Г. ХЭНАНЬ)»

подброс мяча. Он производится: рукой без вращения; бьющей рукой с вращением; не-бьющей рукой с вращением; небьющей рукой без вращения. Рекорд самой быстрой подачи установлен болгарским спортсменом Матей Казийски и составляет 132 км в час.

Правильное выполнение скоростной верхней прямой подачи с вращением мяча производится с учетом некоторых требований, а именно, необходимо учитывать амплитуду замаха (либо использовать предварительный замах) мяча; в ударном движении увеличить длину пути руки, использовать направляющую работу кисты руки, при этом кисть должна занимать постоянное положение; постепенно наращивать скорость движения руки, чтобы к моменту удара она была максимальной.

В практике применяется укороченная подача, при которой мяч на сторону противника опускается на расстоянии 1-2 м (в районе трехметровой линии). Такая подача не требует больших усилий, она коварна, так как соперники не всегда способны переместиться из глубины площадки к сетке и довести мяч до связующего игрока.

При организации тренировочного процесса волейболистов высшей квалификации необходимо акцентировать внимание на развитие силы мышц верхнего плечевого пояса и спины (сгибания и разгибания рук в упоре лежа; упражнения с эспандером (жгутом) с имитацией подачи; отведение и приведение рук с отягощением). Технически данный прием отрабатывается на точность по зонам либо после физической нагрузки в заранее определенную зону.

ВЫВОД

Вышеуказанные показатели позволяют оценить степень эффективности выполнения подачи волейболистами высшей квалификации.

Контактная информация: a_sdd@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.01.2022

УДК 378.048.2

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ПРИМЕРЕ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ ИМ. И.С. ЯРЫГИНА (Г. КРАСНОЯРСК) И ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА (Г. ХЭНАНЬ) Чожу Цзыкай, аспирант, Российский университет дружбы народов, Москва; Гуань Маосэнь, аспирант, Красноярский государственный педагогический университет им. В.

П. Астафьева, Красноярск

Аннотация

Цель работы состояла в изучении опыта по подготовке аспирантов физического воспитания в вузах Китая и России. Исследовались рабочие программы подготовки спортивных врачей для дальнейшего сравнительного анализа существующих программ, выполняя функцию воспитания, образования и профессиональной подготовки специалистов высшего профиля. Были выявлены формы, методы и требования к подготовке аспирантов по физическому воспитанию. Рассмотрено состояние проблемы, связанной с оптимизацией процесса подготовки аспирантов в институтах России и Китая на примере Института физической культуры, спорта и здоровья им. И.С. Ярыгина (г. Красноярск) и Института физического воспитания и спорта (г. Хэнань). Предложены возможные пути решения проблемы обучения студентов на основе использования теоретико-методических подходов, применяемых в университетах Китая и России. Отмечается схожесть в преподавании научных дисциплин по подготовке педагогических и научно-исследовательских кадров в учебных заведениях обоих вузов. Рекомендуется использовать опыт Китая по приобщению будущих аспирантов физического воспитания к повышению своих профессиональных навыков; увеличению количества теоретических курсов в Институте физической культуры и спорта и здоровья им. И.С.

Ярыгина с одной стороны, и увеличению количества часов для научной работы аспирантов в Институте физического воспитания и спорта, с другой стороны. Предложены эффективные средства физического воспитания с учетом рекомендаций рабочих учебных программ обоих вузов Китая и России, а также пути повышения мотивации и физического состояния студентов-аспирантов.

Ключевые слова: Китай, Россия, аспирант, физическое воспитание, сравнительное исследование, подход, научная работа, подготовка, институт.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p467-476

COMPARATIVE STUDY OF POSTGRADUATE EDUCATION CURRICULA IN THE DIRECTION OF PHYSICAL EDUCATION ON THE EXAMPLE OF THE INSTITUTE OF PHYSICAL CULTURE, SPORTS AND HEALTH NAMED AFTER I.S. YARYGINA (KRASNOYARSK) AND THE INSTITUTE OF PHYSICAL EDUCATION AND

SPORTS (HENAN)

Zhou Zikai, the post-graduate student, RUDN University, Moscow; Guan Maosen, the postgraduate student, State Pedagogical University named after V.P. Astafiev, Krasnoyarsk

Abstract

The purpose of the work was to study the experience of training graduate students of physical education in universities in China and Russia. The work programs for the training of sports doctors were studied for further comparative analysis of existing programs, performing the function of upbringing, education and professional training of higher profile specialists. The forms, methods and requirements for the training of graduate students in physical education were identified. The state of the problem related to the optimization of the process of training graduate students at the institutes of Russia and China is considered on the example of the Institute of Physical Culture, Sports and Health named after A.I. I.S. Yarygin (Krasnoyarsk) and the Institute of Physical Education and Sports (Henan). Possible ways of solving the problem of teaching students based on the use of theoretical and methodological approaches used in universities in China and Russia are proposed. There is a similarity in the teaching of scientific disciplines for the training of teaching and research personnel in educational institutions of both universities. It is recommended to use the experience of China in introducing future graduate students of physical education to improve their professional skills; an increase in the number of theoretical courses at the Institute of Physical Culture and Sports and Health named after I.S. Yarygin, on the one hand, and an increase in the number of hours for scientific work of graduate students at the Institute of Physical Education and Sports, on the other hand. Effective means of physical education are proposed, taking into account the recommendations of the working curricula of both universities in China and Russia, as well as ways to increase the motivation and physical condition of graduate students.

Keywords: China, Russia, graduate student, physical education, comparative research, approach, scientific work, training, institute.

ВВЕДЕНИЕ

Данное исследование посвящено актуальным вопросам повышения профессиональной подготовки аспирантов в области развития научного академического образования на примере двух институтов: Института физического воспитания и спорта (г. Хэнань) и Института физической культуры, спорта и здоровья им. И.С. Ярыгина (г. Красноярск). Мы полагаем, что одной из важнейших проблем является выбор методов и способов обучения аспирантов по направлению «Физическое воспитание» в соответствии с существующими рабочими программами, учебными планами в обоих вузах.

На наш взгляд, разработка программы обучения аспирантов заключается в обозначении цели, задач и выработке основных компетенции аспирантов, направленных на повышение физической выносливости, учета особенностей развития физического воспитания студентов, обучающихся в вузах Китая и России.

В результате сравнительного анализа обоих программ мы увидели определенную разницу между ними. Актуальность данной проблемы, кроме всего прочего, во многом обуславливается также особенностями построения общей системы подготовки научных

кадров в вузах Китая и России. Как свидетельствуют некоторые данные, подготовка аспирантов в Институтах Китая началась еще в 50-х годах с опорой на опыт существующей системы подготовки аспирантов в Советском союзе. Несмотря на опыт Советского союза, в вузах Китая была внедрена новая система обучения и подготовки научных кадров [1]. Из этого видно, что начальная форма аспирантского научного образования в Китае возникла из России. Следует отметить, что в России также в программы подготовки научных кадров были привнесены некоторые изменения в соответствии с общими тенденциями развития образования.

В настоящее время в процессе подготовки аспирантов в России, после ознакомления с соответствующей литературой, мы считаем, что общая структура работы по подготовке аспирантов направления «Физическое воспитание» в России является редким явлением по сравнению с выпускниками Аспирантуры вузов Китая по данному направлению. Исходя из этого, мы полагаем, что необходимо провести сравнительный анализ рабочих программ исследований и программы тренировок спортивного врача в Китае и России, а также выяснить различия в обучении между двумя странами, чтобы получить общее представление по совершенствованию уровня подготовки аспирантов по специализации Спортивный врач для дальнейшей выработки наиболее эффективной программы обучения аспирантов обоих вузов.

Состояние развития китайской и российской системы подготовки аспирантов

А. Предпосылки и текущее состояние аспирантуры в Китае.

В развитии системы обучения в области получения научных знаний по программе последипломного образования в Китае можно выделить три этапа: 1) обучение в Советском Союзе и создание механизма подготовки аспирантов; 2) отмена механизма обучения аспирантов; 3) создание нового механизма обучения аспирантов. Вышеуказанные три этапа мы описываем следующим образом:

1. Обучение в Советском Союзе по созданию механизма подготовки аспирантов выглядит следующим образом. В период существовавшей в то время международной обстановкой противостояния между двумя лагерями в мире, Центральное народное правительство установило внешнюю политику «односторонности», выдвинув лозунг «учиться у Советского Союза» в развитии существующей системы образования. Также следует отметить, что правительство отказалось от существования системы степеней при правлении Гоминьдана и начало изучать опыт Советского Союза в области получения последипломного образования. Из истории данного вопроса обратимся к существующим фактам: 5 августа 1955 г. прошло 17-е пленарное заседание Государственного совета обсудило и приняло «Временное положение об аспирантах Академии наук Китая», которое было обнародовано и введено в действие 31 августа. Оно знаменует собой предварительное учреждение степени доцента (Кандидат наук) в соответствии с системой обучения в Академии наук Китая. Поэтому принятые правила также являются первой формальной системой последипломного обучения в Китае.

2. Следующим этапом работы по подготовке научных кадров Китая является упразднение механизма подготовки аспирантов. Принятый документ был опубликован 25 марта 1957г, когда Министерство высшего образования Китая выпустило уведомление об отмене звания «младшего кандидата наук», в совокупности именуемого аспирантом, и изменение сроков продолжительности обучения для выпускников вузов. Изменились сроки обучения для студентов-аспирантов, тк они сократились: с 4 лет до 3 лет обучения.

К тому же, 17 мая того же года Министерство высшего образования в измененной форме выпустило новое уведомление, в котором четко указывалось, что защита аспирантских диссертаций не будет проводиться, и аспирантская степень не будет присуждена. Таким образом, попытка установить степень кандидата наук была приостановлена. Наконец, следующим этапом, который мы можем отметить явилось создание нового по-

ложения по подготовке научных кадров в последипломном образовании китайских студентов.

3. Создание механизма подготовки аспирантов: Комитет по присвоению академических степеней Государственного совета Китая был создан 5 декабря 1980 года.

В соответствии с принятым «Положением», Комитет улучшил систему образования студентов, обучающихся в магистратуре и аспирантуре, обнародовав новые «Принципы и методы работы Комитета по академическим степеням Государственного совета по экспертизе и утверждению единиц, присваивающих степени (24 февраля 1981 г.) и «Временные меры по выполнению положений Китайской Народной Республики об академических степенях» (20 мая 1981 г.) Соответственно, Министерство образования пересмотрело и дополнило временное Положение о работе по повышению квалификации аспирантов в высших учебных заведениях» и выпустило ряд дополнительных положений и уведомлений. Таким образом, система академических степеней была связана с системой последипломного образования, и уже на данном этапе была создана система поддержки академической степени и последипломного образования, а в 1982 году началась работа по набору студентов в аспирантуру.

Для получения сравнительной картины развития аспирантуры в институтах Китая и России, перейдем к рассмотрению этапов работы по развитию и текущему положению аспирантов в России.

Б. Развитие и текущее положение аспирантов в России.

Развитие последипломного образования в России можно разделить на два этапа: во-первых, обучение аспирантов в период существования Советского Союза (Октябрьская революция 1917 года - распад Советского Союза в 1991 году); во-вторых, получение доцента в период Российской Федерации (распад Советского Союза в 1991 году - настоящее время). На данном этапе были выделены два аспекта:

1. Обучение аспирантов в Советском Союзе.

В 1925 году Народное министерство образования Советского Союза приняло «Положение о подготовке научных кадров в вузах и научно-исследовательских институтах», в котором четко предусматривалось наименование "Аспирант кафедры". Студенты, обучающиеся в аспирантуре, назывались «аспирантами», и их срок обучения составлял три года. Затем в 1934 году Министерство народного просвещения Советского Союза обнародовало и единогласно приняло новое «Решение об академических степенях и званиях» (далее именуемое «Решение»). «Решение» утвердило учреждение двухуровневой степени, состоящей из «Кандидат наук» и «Доктор наук». Кроме того, в нем также предусматривалось, что соответствующие академические звания, включая профессора, доцента, и т. д. присваиваются на преподавательских должностях высших учебных заведений, а академические звания, устанавливаемые в научно-исследовательских учреждениях, включают академика и научного сотрудника (старшего и младшего) и т. д.

В развитии послевузовского образования в советский период важную роль сыграл Комитет по оценке высших академических степеней (в дальнейшем именуемый «ВАК»: Высшая аттестационная комиссия, Высший аттестационный комитет). В 1975 году в целях обеспечения согласованности оценки и требований кадров высокого уровня в Советском Союзе было утверждено и обнародовано «Положение о Высшем комитете по оценке и принятию академических степеней» и «Положение о присуждении академических степеней» (далее по тексту), именуемое «Правила»). В данном документе, именуемом «Положение», было установлено, что «ВАК» является национальным органом Союза, реорганизовано из Высшей комиссии по оценке ученых степеней Министерства высшего и среднего профессионального образования Советского Союза; в его основные обязанности входит: отвечать за оценку деятельности научных работников и преподавателей высокого уровня, формулировать единые требования к ученым степеням и ученым званиям, а также проверять качество научных диссертаций и т. д.

2. Получение степени доцента в Российской Федерации (распад Советского Союза в 1991 году и по настоящее время).

После распада Советского Союза в декабре 1991 года Россия, как крупнейшее федеративное государство, несомненно, унаследовала опыт наиболее важных образовательных ресурсов, полученных при Советском Союзе.

Из рассмотренных нами документов следует, что в марте и апреле 1992 г. Министерство образования и науки Российской Федерации приняло, соответственно, «Постановление о многоуровневой структуре высшего образования в Российской Федерации» и «Временное положение о многоуровневой структуре высшего образования в России ". А в июне 1999 года была принята «Болонская декларация» для создания «Европейского пространства высшего образования» с целью создания единой степени, получения эквивалентных сертификатов, содействия интеграции европейского высшего образования и усиления влияния ЕС на международной арене. Согласно данной декларации, основными задачами всех стран до 2010 года являются: создание легко понятной и сопоставимой системы академических степеней, внедрение двухуровневой системы бакалавриата и последипломного образования, создание кредитной системы, содействие преподавателю-ученику и академическому образованию для обеспечения получения уровня высшего образования в Европе, и содействие образовательному сотрудничеству в Европе. Исходя из существующей в России системы академических степеней (бакалавр-магистр-аспирант-аспирант) и системы академических степеней, внедренной в Советском Союзе (научный исследователь-аспирант), нетрудно понять, что на развитие образования в России оказало существенное влияние «Болонская декларация» и ее нынешняя система существующих академических степеней, что в большей степени соответствуют международной системе получения академических степеней.

В данной статье объектом исследования послужила система получения последипломного образования в Красноярском государственном педагогическом университете им. Ярыгина (Россия) и Института физкультуры и спорта Университета Хэнань (Китай).

Сравнительное исследование программ подготовки китайских и российских спортивных аспирантов

Из истории рассмотрения данного вопроса мы можем обратиться к получению ученой степени в аспирантуре Института физической культуры и спорта Хэнаньского университета. Обратимся к проблематике документальной стороны данного вопроса. Комитет ученых степеней Государственного совета и Национальная комиссия по образованию совместно выпустили «Каталог дисциплин и специальностей для предоставления аспирантам, магистрантам и докторантам» в июне 1997 года. В декабре 2005 года Комитет по академическим степеням Государственного совета и Национальная комиссия по образованию совместно выпустили «Каталог дисциплин и специальностей для присвоения аспирантских степеней, степеней магистра и последипломного образования» (второй пересмотр и дополнение) после неоднократных консультаций и повторного рассмотрения. Комитет по академическим степеням и Национальная комиссия по образованию совместно выпустили «Каталог дисциплин и специальностей для получения аспирантских степеней, степеней магистра и подготовки докторантов» в июне 1997 года (обнародован в 1997 году). Этот каталог был основан на данной информации и был дополнен и пересмотрен дважды в октябре 1998 года и декабре 2005 года. Следует отметить, что данный «Каталог дисциплин и специальностей для предоставления аспирантских, магистерских и обучающих программ» (сокращенно «Каталог дисциплин и специальностей») является основой для обзора дисциплин и специальностей, предоставляемых Комитетом академических степеней Государственного совета. В то же время единицы, присваивающие степени, присуждают соответствующие степени , исходя из категорий избранных дисциплин, к которым относится каждая дисциплина и специальность в этом каталоге.

Хочется отметить, что данная информация являлась на тот момент особенно актуальной для всех учебных заведений Китая, тк колледжи, университеты и научно-исследовательские институты, которые готовят аспирантов, а также соответствующие компетентные отделы, могли обращаться к этому каталогу для составления планов подготовки аспирантов, а также для зачисления и обучения. Рассмотрим структурные составляющие данного каталога: общую и содержательную стороны. Согласно каталогу, физическое воспитание имеет четыре второстепенные дисциплины: физическое воспитание и обучение, спортивные гуманитарные и социологические науки, спортивные гуманитарные науки и национальные традиционные спортивные состязания.

Исходные положения каталога говорят о том, что работа по созданию рабочих программ аспирантуры в университете Хэнань также осуществляется в соответствии с представленной в доступном виде информации в каталоге. Здесь уместно обратить внимание на то, что уже в 2005 году Каталог был утвержден в качестве отправной точки авторизации для получения степени кандидата наук по направлению физической культуры и спорта (это точка авторизации дисциплины второго уровня), а в 2018 году он был утвержден в качестве основополагающей отправной точки для дисциплины физического воспитания первого уровня. Другими словами, если проходит утверждение дисциплины первого уровня, то все дисциплины второго уровня могут быть зачислены автоматически под существующие дисциплины.

Вышеизложенное подчеркивает важность и необходимость разработки программ по уже существующему Каталогу для дальнейшего развития направления аспирантуры Колледжа физического воспитания Университета Хэнань ,основанной на «Каталоге дисциплин и специальностей в получении аспирантских степеней, магистерских степеней и подготовки докторантов».

Тем не менее, мы можем говорить о выделении только одного типа профессионального обучения в Колледже физического воспитания Университета. Основное внимание в данном колледже уделяется методологии спорта, содержанию и методологии научных основ и базовых прикладных исследований, а также контролю в управлении и обсуждению деталей по вопросам организационных функций. Результаты этих исследований, на наш взгляд, станут основой для расширения исследований в области спорта, физических упражнений, здоровья и адаптивного спорта, а также для укрепления их профессионального применения в дальнейшем.

Таблица 1 - Основные настройки для аспирантантов по физическому воспитанию в «Двух институтах»_

Страна Код темы Код дисциплины

Китай 0403 Sports Humanistic Sociology Спортивная гуманистическая социология

Human Movement Science Наука о человеческом движении

Physical Education Training Физическая культура

Science of Ethnic Traditional Sports Наука об этнических традиционных видах спорта

Россия 49.06.01 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры 13.00.04)

Примечание: перевод профессионального имени происходит из Китайского Сервисного Центра Научного Обмена, «Сертификат об образовании за рубежом и степень признания».

Весьма полезными для нас оказались результаты данного исследования. Собственные наблюдения показали, что хотя и Китай, и Россия полагаются на существующие платформы универсальных университетов, из таблицы 1 видно, что Китай и Россия демонстрируют значительные различия в вопросах специализации. Усиление внимания к данной проблеме позволило нам сделать соответствующие выводы о проявлении различий в двух основополагающих аспектах, исходя из программ , представленных Институтом физической культуры и спорта Хэнаньского университета и Института физической культуры, спорта и здоровья им. Е.С. Ярыгина.

Во-первых, по сравнению с вузом России, в вузе Китая существуют более обширные области и развитые профессиональные направления в области специализации по спортивным дисциплинам, которая в прошлом перешла от выращивания профессиональных талантов «спортивного типа» к выращиванию профессиональных талантов «всеобъемлющего спортивного типа» в разных дисциплинах. Важным для исследования является тот факт, что с начала 21-го века, когда в Китае увеличился спрос на спорт, появилось много новых специальностей. Например, специализация в области спортивного туризма, специализация в области традиционной китайской медицины, специализация в области спортивной деятельности, специализация в области вещания и хостинга, специализация в области обеспечения безопасности стадиона, специализация в области спортивной музыки, специализация в области спортивной рекламы и дизайна. Во-вторых, по сравнению с Россией, условия для занятий спортом в Китае слишком «всеобъемлющие», что приводит к неясным целям профессиональной подготовки, нечетким спецификам подготовки и повторным установкам курсов для разных специальностей, что также ведет к «неспециализированной» подготовке профессионалов спорта. В результате изучения данного вопроса, мы можем говорить о том, что ситуация с обучением спортивным специальностям в России более конкретная, и цели обучения и профессиональный интерес можно увидеть уже непосредственно из названий.

А. Цель обучения.

Важным для исследования является положение о том, что целью обучения китайских аспирантов по программе физического воспитания является подготовка высокопрофессиональных специалистов в области науки, которые морально, интеллектуально и физически развиты, полны инновационного духа и наделены практическими способностями в спорте. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что они должны владеть иностранным языком, навыками работы на компьютере, а также иметь возможность самостоятельно проводить научные исследования в области спорта, преподавания или работать в сфере социальных услуг. Необходимо отметить, что им следует получить основательные и обширные базовые теоретические знания не только по физическому воспитанию, но и углубить знания по самому предмету, методике проведения научных исследований в области спортивной науки.

Целью подготовки российских аспирантов в области спорта является привлечение высококвалифицированных кадров , которые могут заниматься физической деятельностью и обладают способностями к проведению исследований в вопросах физического воспитания, а также обладают широким научным и культурным потенциалом. Исходя из сравнительной характеристики целей обучения в представленных институтах Китая и России, мы можем утверждать о схожести содержательной и обучающей стороны по данному вопросу. Хочется отметить, что обе страны придают большое значение подготовке педагогических и научно-исследовательских кадров. К тому же, в настоящее время обучение и подготовка аспирантов в России более ориентированы на развитие прикладных талантов с целью превращения их в исследовательский талант более высокого уровня; Более обширный по содержанию, как он представляется нам, Китай все еще сосредоточен на развитии теоретической базы исследований, с той же целью развить их в исследовательские таланты высокого уровня.

Б. Режим обучения.

Методы обучения тел. Б. Студенты физического воспитания в Институте физического воспитания и спорта Университета Хэнань в основном включают в себя следующие аспекты. Во-первых, систематическое теоретическое обучение, научные исследования и практическая деятельность принимаются в процессе обучения. Сосредоточив внимание на научных исследованиях, мы можем говорить о том, что основное внимание уделяется развитию самостоятельных и творческих исследовательских способностей у аспирантов, обращая внимание на то, что знания других дисциплин будут систематически изучаться в

соответствии с потребностями проводимых ими исследований. Во-вторых, для повышения квалификации аспирантов была принята система ответственности научного руководителя. Основными задачами научного руководителя являются: проведение идеологического образования для аспирантов; разработка плана курсовой и научно-исследовательской работы для аспирантов; организация и реализация плана обучения. В-третьих, тьютор и аспиранты должны вместе разработать личный план тренировок и представить его в офис аспиранта институты физического воспитания и спорта для записи.

Мы обращаем внимание на то, что Институт физического воспитания и здоровья Красноярского государственного педагогического университета по программе обучения практически не отличается от Университета Хэнань. Однако, как мы может отметить, в учебной программе Красноярского государственного педагогического университета «усвоение знаний по другим предметам» не было разъяснено. Система ответственности супервайзеров и основные задачи супервайзеров по воспитанию аспирантов ведут к одному и тому же направлению. Последовательные методы обучения, на наш взгляд, принимаются с точки зрения учебных планов. Хотя в учебной программе Университета Хэнань отсутствует четкий механизм следования плану, в Институте физического воспитания и здоровья Красноярского государственного педагогического университета им. Ярыгина существует механизм надзора, который требуется представлять в учебное управление института каждый семестр. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что отчет в институте составляется каждый учебный год, а также присутствует группа экспертов по оцениванию результативности работы и взаимодействию между преподавателей и аспирантов.

B. Продолжительность обучения и составление учебной программы.

Продолжительность обучения, составление учебных планов для аспирантов дисциплины физического воспитания в Китае и России являются важными компонентами получения последипломного образования и служат одним из способов укрепления физического здоровья, развития академического уровня и повышения методики проводимых научных исследований, а также подготовки высококвалифицированных научных работников. Вместе с тем следует подчеркнуть, что написание учебных планов в соответствии с общей продолжительностью курса обучения аспирантов во всех странах являются обязательными и долгосрочными, а их качественная характеристика оказывает большое влияние на реализацию целей обучения в дальнейшем.

Таблица 2 - Продолжительность обучения и период обучения для аспирантов по физическому воспитанию в двух институтах_

Продолжительность обучения Учебное время Годы обучения Рабочие годы

Китай Full-time (очная форма) 3 3-8 0

Россия Full-time (очная форма) 3 3-7 2

Part-time (заочная форма) 4 4-7 2

Как мы можем видеть из таблицы 2, общая продолжительность периода обучения в аспирантуре по дисциплине Теория и методика физического воспитания в двух институтах в основном одинаковы в вопросах очного обучения, в то время как в Китае полностью отменена система обучения в заочной форме. Продолжительность обучения составляет 3 года, а максимальный срок обучения - 8 лет. Путем сравнительного анализа общей продолжительности сроков обучения в институтах двух стран в таблице 3 и таблице 4 при составлении учебных программ, нами было установлено, что и Китай и Россия имеют одинаковую направленность, но демонстрируют некоторые различия. Данные таблицы представлены в статье Maosen Guan, Huawei Wang, Mengqi Li (2020), "A Comparative Study on the Training Programs of Chinese and Russian Sports Doctoral Students" [1].

В итоге рассмотрения данного вопроса можно обозначить некоторые схожие моменты: во-первых, обе страны уделяют больше внимания получению теоретических знаний в области профессиональной подготовки; во-вторых, факультативные курсы, предла-

гаемые двумя специальностями, не ограничиваются их собственными специальностями, охватывающими широкий спектр гуманитарных дисциплин, природы, общества, биологии и других специальностей; в-третьих, обе страны придают большое значение включению в программу таких дисциплин, как иностранный язык, методика научных исследований и практическая подготовка аспирантов к написанию диссертации. В исследуемой проблематике вопроса также становятся актуальными проблематика отличительных особенностей проанализированных нами программ. Из этого следует, что различия отражены в названии предлагаемых дисциплин: во-первых, в России предлагаются такие курсы, как психическое здоровье, профилактика экстремизма, командная гарантия подготовки кадров и управление научной подготовкой, в то время как Китай предлагает идеологические и политические курсы, такие как марксизм и современный Китай, классика Маркса, Энгельса и Ленина, Академическая этика и т.д.; во-вторых, по сравнению с Россией, Китай придает большее значение внедрению профессиональных теоретических курсов и развитию, а также получению профессиональных теоретических знаний студентов, в то время как в России мы наблюдаем меньше учебных программ по профессиональной теории; в-третьих, есть практические курсы в России, но не в Китае; В-четвертых, объем учебной программы для аспирантов по философии и физическому воспитанию в Китае значительно меньше, чем в России.

ВЫВОД

Результаты проведенного нами анализа позволяют сделать некоторые частные выводы, представляющие интерес для нашего исследования. Из сравнительного анализа рассмотренных программ подготовки китайских и российских аспирантов в области спорта можно обнаружить много фактов из опыта, применяемого Китаем , существовавшего в бывшем Советском Союзе.

Отдавая должное тому, что было сделано ранее, мы бы хотели отметить, что в последние годы в Китае и России была проведена своевременная реформа подготовки аспирантов по физическому воспитанию, которая не только разъясняет содержание уровней подготовки научных кадров, но и выдвигает новые требования к подготовке спортивных талантов высокого уровня. В то же время очевидные проблемы и различия выявляются при сравнении.

Во-первых, с точки зрения появления спортивных специальностей, в Китае мы наблюдаем более обширные области и более профессиональные направления, в то время как развитие спортивных специальностей в России являются более конкретными по своему содержательному характеру. Во-вторых, существует определенное сходство целей обучения. Обе страны придают большое значение подготовке педагогических кадров, научных и научно-исследовательских кадров. В-третьих, методика обучения двух стран в основном одинакова с точки зрения самого характера обучения. В вузах России наблюдается понимание того, что студентам также необходимо изучать другие дисциплины, наравне с существующими, как например, философию, иностранный язык. Однако в этом аспекте имеются некоторые отличительные особенности, как например, в программе подготовки спортивного врача отсутствуют меры осуществляемого контроля. В-четвертых, в вузах Китая придается большое значение профессиональным теоретическим курсам и развитию профессиональных теоретических знаний студентов, в то время как в России наблюдается снижение количества учебных программ, включающих в содержательную сторону обучения получение теоретических знаний. В-пятых, объем учебной программы для аспирантов по философии и по физическому воспитанию в Китае значительно меньше, чем в России. Таким образом, мы приходим к выводу, что в связи с этим, объем предлагаемого материала в области исследований должен быть расширен, а количество часов, отводимых для данного рода занятий, должно быть соответственно увеличено. Перспективами дальнейшего исследования является более подробное изучение содержания учеб-

ных программ профессионально-ориентированных дисциплин аспирантур физического воспитания представленных вузов Китая и России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Maosen Guan. A Comparative Study on the Training Programs of Chinese and Russian Sports Doctoral Students / Maosen Guan, Huawei Wang, Mengqi Li // Proceedings of the 2020 International Conference on Sports Sciences, Physical Education and Health (ICSSPEH 2020). - URL: https://www.atlantis-press.com/proceedings/icsspeh-20/125942966 (дата обращения: 01.11.2021).

REFERENCES

1. Maosen Guan, Huawei Wang, Mengqi Li (2020), "A Comparative Study on the Training Programs of Chinese and Russian Sports Doctoral Students", Proceedings of the 2020 International Conference on Sports Sciences, Physical Education and Health (ICSSPEH 2020), available at: https://www.atlantis-press.com/proceedings/icsspeh-20/125942966 (data accessed: 01.11.2021).

Контактная информация: iloveyoutoo31@gmail.com

Статья поступила в редакцию 19.12.2021

УДК 796.91

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАГРУЗОК ШОРТ-ТРЕКЕРОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПРИ ТРЕНИРОВКЕ СКОРОСТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ

Екатерина Изосимовна Шевченко, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Иван Владимирович Мартыненко, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва

Аннотация

Введение. Статья посвящена необходимости повышения уровня скоростной выносливости шорт-трекеров высокой квалификации, что подтверждается спецификой соревновательного упражнения на различных дистанциях многоборья. Цель исследования - провести оценку эффективности разработанных средств и методов развития скоростной выносливости для высококвалифицированных шорт-трекеров. Методика и организация исследования. Разработанная в исследовании методика основана на современных биохимических данных по тренировке спортсменов на средние дистанции в циклических видах спорта, а также на психологических рекомендациях А.В. Алексеева о формировании оптимального психического состояния. Организация исследования основана на выявлении особенностей подготовки спортсменов в шорт-треке, разработке и внедрении в тренировочный процесс средств и методов тренировки с дальнейшим контролем и регуляцией психофизиологических параметров функционального состояния участников эксперимента в экспериментальных группах 1 и 2 (ЭГ-1 и ЭГ-2). Результаты исследования и их обсуждение. Выявление различий в показателях спортивной подготовленности шорт-трекеров высокой квалификации при первоначальной оценке показало отсутствие достоверных различий в результатах физической подготовленности (p >0,05). При изучении динамики компонентов психических состояний шорт-трекеров оказалось, что достижение наилучших показателей в соревнованиях происходит, когда параметры психических состояний оптимизируются за 3-5 недель до соревнований. После внедрения разработанной методики при оценке ее эффективности были получены достоверно значимые различия как в тестах по ОФП, так и в специфических тестах в беге на коньках. Выводы. Установ -лено, что объем тренировочных нагрузок, связанных с развитием скоростной выносливости, у шорт-трекеров на этапе ранних стартов достигает 53,5%. Следует контролировать параметры психических состояний в тренировочном процессе с целью дальнейшей их коррекции в случае отклонения от оптимальных значений. Реализация разработанной методики развития скоростной выносливости шорт-трекеров на основе динамики психофизиологических показателей способствует достижению высоких спортивных результатов в соревновательной деятельности.

Ключевые слова: конькобежцы, шорт-трекеры, тренировочная нагрузка, психическое состояние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.