Научная статья на тему 'ПРЕДМЕТ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" В ВУЗАХ И КОМПЛЕКС ГТО'

ПРЕДМЕТ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" В ВУЗАХ И КОМПЛЕКС ГТО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СТАНДАРТ / КОМПЛЕКС ГТО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королев В.Г., Жораева О.П.

В статье рассматриваются вопросы рабочей программы по дисциплине «Физическая культура» для высших учебных заведений на основе образовательных стандартов третьего поколения, в которых дисциплина вынесена в отдельный раздел. Образовательный стандарт устанавливает следующее требование: выпускники высших учебных заведений должны самостоятельно правильно использовать средства и методы физической культуры, которые направлены на укрепление здоровья и развитие физической работоспособности, связанной с профессиональной деятельностью. Также в статье затрагивается разделение дисциплины на курс «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре». Применение программы рассмотрено на базе опыта кафедры физического воспитания Национального исследовательского университета «Московский институт электронной техники» (НИУ МИЭТ), где разработаны и применяются учебные программы и контрольные тесты по избранным видам спорта, которые оцениваются в баллах. Дан анализ предложений по фонду оценочных средств для программ «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре». Рассмотрен комплекс ГТО, его роль в развитии физической культуры и спорта в современном обществе. Внедрение комплекса ГТО в учебный процесс высших учебных заведений оценивается как необходимое условие для гармоничного и целостного развития физических качеств, а также для улучшения общего состояния здоровья. Анализ полученных данных показывает, с какими нормативами комплекса ГТО справились студенты различных специализаций. На основе исследований, проведенных на базе НИУ МИЭТ, авторами предложено ввести в течение всего периода обучения контрольные тесты для определения динамики физической подготовленности не только по избранным видам спорта, но и для контроля общей физической подготовленности студентов вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королев В.Г., Жораева О.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHYSICAL EDUCATION UNIVERSITY COURSE AND THE GTO COMPLEX

The article conducts analysis of the Physical Education Course program for higher education institutions based on the third-generation educational standards. The educational standard sets the following requirements: university graduates should be able to correctly use by themselves different means and methods of physical training that can result in health strengthening and in developing physical abilities helpful for their professional work. The article clarifies the difference between the Physical Education Course and the Elective Course. The application of the program is shown based on the experience of Physical Education Department in the National Research University "Moscow Institute of Electronic Technology" that developed and applied the course program and assessment tests for selected sports. The authors analyze proposed assessment tools for the Physical Education Course and the Elective Course. The GTO complex and its role in the development of physical education and sports in the modern society is considered. The implementation of the GTO complex into university educational process is assessed as necessary for the balanced and holistic development of personal physical abilities, as well as for improving the general health. The analysis of received data identifies the GTO standards that students majoring in different subjects were able to meet. Basing on the research conducted at the National Research Institute "MET", the authors suggest to introduce fitness assessment tests in duration of the whole university course in order to determine the dynamics of physical training in selected sports, and also for monitoring students’ physical fitness.

Текст научной работы на тему «ПРЕДМЕТ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" В ВУЗАХ И КОМПЛЕКС ГТО»

УДК 796.011

В. Г. Королев, О. П. Жораева Предмет «Физическая культура» в вузах и комплекс ГТО

В статье рассматриваются вопросы рабочей программы по дисциплине «Физическая культура» для высших учебных заведений на основе образовательных стандартов третьего поколения, в которых дисциплина вынесена в отдельный раздел. Образовательный стандарт устанавливает следующее требование: выпускники высших учебных заведений должны самостоятельно правильно использовать средства и методы физической культуры, которые направлены на укрепление здоровья и развитие физической работоспособности, связанной с профессиональной деятельностью. Также в статье затрагивается разделение дисциплины на курс «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре». Применение программы рассмотрено на базе опыта кафедры физического воспитания Национального исследовательского университета «Московский институт электронной техники» (НИУ МИЭТ), где разработаны и применяются учебные программы и контрольные тесты по избранным видам спорта, которые оцениваются в баллах. Дан анализ предложений по фонду оценочных средств для программ «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре». Рассмотрен комплекс ГТО, его роль в развитии физической культуры и спорта в современном обществе. Внедрение комплекса ГТО в учебный процесс высших учебных заведений оценивается как необходимое условие для гармоничного и целостного развития физических качеств, а также для улучшения общего состояния здоровья. Анализ полученных данных показывает, с какими нормативами комплекса ГТО справились студенты различных специализаций. На основе исследований, проведенных на базе НИУ МИЭТ, авторами предложено ввести в течение всего периода обучения контрольные тесты для определения динамики физической подготовленности не только по избранным видам спорта, но и для контроля общей физической подготовленности студентов вузов.

Ключевые слова: дисциплина, физическая подготовленность, стандарт, комплекс ГТО.

Несмотря на возросшие возможности занятий физической культурой и спортом (каждый год в России открываются новые дворцы спорта, бассейны, физкультурно-оздоровительные комплексы, стадионы), общее здоровье нации стремительно падает. Считается, что уровень выносливости является прямым показателем здоровья человека. Так, для студентов основной медицинской группы «безопасному уровню здоровья индивида» соответствует результат быстрее 14,00 мин в беге на 3 000 м у юношей [1].

Анализ динамики физической подготовленности студентов Национального исследовательского университета «Московский институт электронной техники» (НИУ МИЭТ) показывает, что уровень общей выносливости из года в год снижается. Более 70 % результатов юношей, поступивших на первый курс, в беге на 3 000 м не соответствуют безопасному уровню их здоровья. Еще большую тревогу вызывает тот факт, что в последние годы от семестра к семестру наблюдается снижение уровня общей выносливости студентов [2].

Последний раз рабочая программа дисциплины «Физическая культура» для высших учебных заведений Министерством образования и науки Российской Федерации обновлялась в 2010 г. Между тем за прошедшие годы

культура, фонд оценочных средств, физическая

неоднократно вносились изменения в Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО).

В настоящее время высшие учебные заведения осуществляют свою деятельность на основе образовательных стандартов третьего поколения. ФГОС ВО третьего поколения разрабатывались на основе компетентностного подхода. В XXI в. неграмотным называют не того, кто не умеет писать или читать, а того, кто не готов постоянно учиться новому или переучиваться, если того требуют обстоятельства [3]. Согласно Европейской системе квалификаций, «компетенция - это интегрированное понятие, выражающее способность человека самостоятельно применять в определенном контексте различные элементы знаний и умений» [4]. Физическая культура относится к группе общекультурных компетенций.

В структуре ФГОС второго поколения учебная дисциплина «Физическая культура», как известно, была включена в состав обязательных базовых дисциплин цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» в объеме не менее 408 ч.

Во ФГОС ВО третьего поколения дисциплина «Физическая культура» вынесена из цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин в самостоятельный, обяза-

тельный к освоению раздел. Объем реализации в часах практически не изменился - 400 ч, но при этом физическая культура стала не просто учебной дисциплиной, а отдельным самостоятельным разделом в рамках освоения основной профессиональной образовательной программы высшего образования. В данной трактовке физическая культура рассматривается как дисциплина, в результате освоения которой выпускник должен самостоятельно правильно использовать методы и средства физической культуры для укрепления своего здоровья, быть готовым к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

Во ФГОС ВО третьего поколения имеются противоречия между обозначенной в стандарте значимостью дисциплины и оценкой ее трудоемкости в зачетных единицах. Современные стандарты высшего образования подразумевают трудоемкость основных образовательных программ бакалавриата, равную 240 зачетным единицам, а величина каждой из них регламентирована в учебных часах и соответствует 36 акад. ч [5]. С учетом того что дисциплина «Физическая культура» реализуется в объеме 400 акад. ч, трудоемкость дисциплины должна быть равна 11 зачетным единицам. Однако общая трудоемкость дисциплины в новых стандартах высшего образования оценивается всего в две зачетные единицы.

В соответствии с ФГОС 3+ студенты очной формы обучения проходят следующие учебные дисциплины:

1. «Физическая культура» в объеме 72 акад. ч, отведенных на лекционные, семинарские и методико-практические занятия (две зачетные единицы).

2. «Элективные курсы по физической культуре» в объеме 328 акад. ч, отведенных на практические занятия по обеспечению уровня физической подготовленности студентов, в том числе профессионально-прикладного характера, для выполнения ими нормативов по физической подготовленности. Указанные академические часы являются обязательными для освоения, но в зачетные единицы не переводятся.

Положительным моментом разделения физического воспитания в вузах на две дисци-

плины является возрастание роли теоретической подготовки студентов. В предыдущие годы преподаватели кафедр физического воспитания основное внимание уделяли практическим занятиям, а теоретическая подготовка отходила на второй план. Современные стандарты предполагают углубленное изучение теоретического раздела физической культуры. Это, несомненно, поможет студентам эффективнее использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования.

По нашему мнению, дисциплину «Физическая культура» желательно изучать в 5-м и 6-м семестрах, после того, как студенты приобретут опыт практических занятий по физической культуре и будут более осознанно воспринимать теоретический материал.

С английского языка слово elective переводится как выбор. Учебный процесс по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре» в НИУ МИЭТ осуществляется на базе различных видов спорта и систем физических упражнений. Занятия по избранному виду спорта повышают интерес студентов к учебным занятиям по физической культуре. Кафедра физического воспитания НИУ МИЭТ ежегодно проводит опрос студентов первого курса с целью выявления желания заниматься тем или иным видом спорта. По результатам анкетирования с учетом личностных приоритетов (желание, интересы, умения) и возможностей спортивной базы формируются учебные группы по специализациям. Осознанный выбор вида деятельности формирует у молодых людей положительное эмоциональное отношение к занятиям и устойчивое желание прикладывать волевые усилия, нацеленные на физическое совершенствование личности.

Уровень квалификации преподавательского состава кафедры физического воспитания НИУ МИЭТ и спортивная база физкуль-турно-спортивного комплекса позволяют организовывать учебный процесс по следующим спортивным направлениям: атлетическая гимнастика, баскетбол, борьба, волейбол, легкая атлетика, мини-футбол, плавание, теннис, фитнес-аэробика. Студенты с ослабленным

здоровьем занимаются в специальных медицинских группах или в группах лечебной физической культуры. Количество студентов-первокурсников, ежегодно поступающих в НИУ МИЭТ, составляет около 900 чел. Удовлетворить интересы такого количества студентов практически невозможно, поэтому в анкетах первокурсники указывают два-три вида спорта, которыми они хотели бы заниматься.

Перечень требований и тестов по каждому разделу, их оценки в баллах разрабатываются кафедрой физического воспитания. Формирование оценки текущего контроля успеваемости студентов, их промежуточной аттестации и зачета (в 1-6-м семестрах) в НИУ МИЭТ осуществляется с использованием балльно-рейтинговой системы оценивания. Для получения зачета студенту необходимо набрать 50 баллов из 100. В качестве критериев результативности оценивания используются:

- регулярность посещения учебных занятий в течение семестра;

- выполнение обязательных тестов;

- активность на занятиях;

- участие в соревнованиях различного уровня (от первенства университета до чемпионата России) в качестве спортсмена или волонтера.

В настоящее время для контроля освоения дисциплин «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре» предусмотрены зачеты без оценки. Однако учитывая то обстоятельство, что на дисциплину «Физическая культура» отводятся две зачетные единицы, а освоение теоретического материала не зависит от состояния здоровья студентов, мы предлагаем ввести по этому курсу дифференцированный зачет, а по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре» оставить зачет без оценки.

Занятия по физической культуре в НИУ МИЭТ проводятся не только для студентов очной формы обучения, но и для студентов вечернего отделения. Учитывая острый дефицит учебного времени у этих студентов, считаем целесообразным в учебных планах вечернего отделения оставить только дисциплину «Физическая культура» в объеме 72 акад. ч (две зачетные единицы).

Предыдущий комплекс ГТО 1972 г. сыграл большую роль в становлении и развитии

физической культуры и спорта. Однако в конце 80-х гг. ХХ в. его популярность резко упала, и последние 25 лет учебные занятия по физической культуре в вузах России проводились без учета задач и содержания комплекса ГТО. В 2014 г. Правительством РФ были разработаны документы, направленные на возрождение комплекса ГТО. Указом Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 с 1 сентября 2014 г. в Российской Федерации введен в действие Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО) [6]. Президент Российской Федерации 5 октября 2015 г. подписал Федеральный закон № 274 «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации. В законе закреплено понятие ВФСК ГТО как программной и нормативной основы системы физического воспитания населения, устанавливающей государственные требования к уровню его физической подготовленности.

В 2017 г. начался третий этап мероприятий по внедрению ВФСК ГТО во всех субъектах Российской Федерации. В последние годы в вузах недостаточное внимание уделяется таким видам физических упражнений, входящих в комплекс ГТО, как лыжные гонки и плавание, а такие виды, как стрельба, метание спортивного снаряда, туристический поход, самозащита без оружия, практически не используются на учебных занятиях. Внедрение ВФСК ГТО в процесс обучения студентов вузов России потребует совершенствования рабочей программы по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре». При этом фонд оценочных средств (ФОС) должен включать как тесты по технической и физической подготовке в избранном виде спорта, так и тесты, входящие в комплекс ГТО. В настоящее время большинство преподавателей, проводящих занятия по специализациям, в основном включают в ФОС тесты по спортивно-технической подготовке, так как считают, что студенты должны совершенствоваться в избранном виде спорта, а не тратить время и силы на тесты комплекса ГТО. Эти преподаватели аргументируют свои решения тем, что в ФГОС 3+ по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре» отсутствуют ссылки на комплекс ГТО.

Узкоспециализированные занятия не оказывают положительного влияния на физическую подготовленность студентов. Это подтверждают результаты конкурса по физической подготовленности среди студентов II курса разных специализаций по видам спорта. В октябре 2017 г. студенты состязались в подтягивании из виса на высокой перекладине, в беге на 100 и 1 000 м. Физическая подготовленность студентов оценивалась нами по результатам выполнения нормативов на бронзовый знак ГТО и по средней сумме очков, набранных студентами разных специализаций в сумме троеборья. Бег же на 1 000 м не входит в число видов испытаний комплекса ГТО. Однако в таблице начисления баллов за выполнение видов испытаний комплекса ГТО есть шкала оценок как для бега на 3 000 м, так и для бега на 1 000 м [7]. Результаты в беге на 1 000 м были обработаны в соответствии с сопоставимыми нормативами для бега на 3 000 м. Результаты, оценивающие физическую подготовленность студентов некоторых специализаций, представлены в таблице.

Из таблицы видно, что студенты всех специализаций лучше всего справились с тестом в беге на 100 м. Результаты в подтягивании и беге на 1 000 м свидетельствуют о слабом развитии таких физических качеств, как сила и выносливость. Лучшую физическую подготовленность показали студенты, занимающиеся в группах легкой атлетики и общей физической подготовки. В группах по плаванию и игровым видам спорта от 50,0 до 72,0 % студентов не сумели выполнить нормативы на бронзовый знак ГТО в тестах, оценивающих выносливость и силовую подготовку. Очевидно, что в этих группах мало внимания уделяется общей физической подготовке.

Студенты из групп общей физической подготовки в среднем подтянулись 10 раз, а баскетболисты всего 6 раз. Лучший средний

результат в беге на 100 м показали футболисты - 14,0 с, а худший пловцы - 14,5 с. Средний результат в беге на 1 000 м выше всех у легкоатлетов - 3 мин 45 с, волейболисты показали результат 4 мин 08 с.

По положению о комплексе ГТО выполнение нормативов осуществляется на добровольной основе. Заставлять выполнять нормативы ГТО никого нельзя, но подготавливать студентов к выполнению тестов комплекса преподаватели кафедр физического воспитания вузов могут и должны.

Что же мешает внедрению комплекса ГТО в учебный процесс вузов? В предыдущем комплексе ГТО присваивать удостоверения знаков отличия могли спортивные клубы вузов. В новом комплексе это право предоставлено только Министерству спорта России. С одной стороны, это, несомненно, повышает статус знака и удостоверения комплекса ГТО, с другой - отсутствует заинтересованность преподавателей кафедр физического воспитания в подготовке значкистов.

Выполнять нормы комплекса можно только в центрах тестирования ГТО. Большинство вузов России такими центрами не являются. Чтобы получить статус центра тестирования, надо иметь хорошую спортивную базу. Желательно, чтобы в вузе были: бассейн, стадион с современной беговой дорожкой, тир, спортивный зал. Преподаватели кафедры физического воспитания должны иметь удостоверения судей ГТО. Выполнять нормативы ГТО в центрах тестирования имеют право все желающие, а не только студенты и сотрудники вуза. В расписании работы спортивного комплекса необходимо выделить время для приема нормативов, а все свободное время от учебных занятий и спортивно-массовой работы со студентами в вузах сдается в аренду. К тому же работа по приему нормативов в настоящее время никем не финансируется.

Количество студентов, не выполнивших нормативы на бронзовый знак комплекса ГТО в отдельных видах испытаний, в зависимости от их специализаций по видам спорта, %

Специализация Количество участников, чел. Вид испытаний

Подтягивание Бег на 100 м Бег на 1000 м

Баскетбол 24 70,8 37,5 50,0

Волейбол 25 60,0 20,0 72,0

Футбол 32 68,7 6,3 69,9

Плавание 65 55,4 36,9 60,0

Легкая атлетика 21 38,0 9,5 38,1

ОФП 20 20,0 30,0 35,0

Очевидно, что в этой ситуации руководители вузов никак не заинтересованы в открытии центров тестирования.

В течение всего периода обучения для контроля динамики физической подготовленности студентов во всех вузах России должно проводиться контрольное тестирование студентов всех учебных отделений. Обязательные тесты контроля общей физической подготовленности проводятся в начале первого семестра на I курсе как контрольные, характеризующие исходный уровень физической подготовленности первокурсника при поступлении в вуз. В конце каждого учебного года обязательные тесты контроля общей физической подготовленности определяют сдвиг в его уровне за прошедший год.

Несмотря на то что контрольное тестирование никто не отменял, во многих вузах «забывают» его проводить, потому что сведения о физической подготовленности студентов никто не собирает и не обрабатывает. Отметим, что контрольное тестирование студентов проводится по следующим единым тестам: мужчины - бег на 100 м и 3 000 м, подтягивание из виса на высокой перекладине; женщины - бег на 100 м и 2 000 м, поднимание и опускание туловища из положения лежа, ноги закреплены, руки за головой (у женщин поднимание туловища входит в комплекс ГТО, но не является обязательным тестом) [8]. При этом все три теста для мужчин и два теста для женщин являются обязательными видами испытаний комплекса ГТО.

Знак ГТО его обладателям практически никаких дивидендов не приносит. В соответствии с Приказом Министерства образования России от 14.10.2015 № 1147 при приеме в вузы России абитуриентам дополнительно к результатам ЕГЭ может быть начислено от 1 до 10 баллов (на усмотрение учебного заведения) за наличие золотого знака отличия Всероссийского физкуль-турно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» и удостоверения к нему. В 2017 г. абитуриенты, поступающие в НИУ МИЭТ, такой привилегии были лишены. Приказом Министерства образования и науки России от 29 февраля 2016 г. № 169 внесены изменения в порядок назначения государственной академической стипендии студентам за счет бюджетных

ассигнований федерального бюджета, согласно которым за успешное выполнение нормативов испытаний (тестов) ВФСК ГТО на золотой знак отличия также может быть назначена повышенная стипендия [9]. Может, но это необязательно.

Решить проблему внедрения комплекса ГТО в учебный процесс вузов России помогли бы выводы и предложения Международной научно-практической конференции «Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) и массовый спорт в системе здорового образа жизни населения», которая была проведена во Владимире 10 октября 2016 г. Одним из организаторов этой конференции было Министерство образования и науки Российской Федерации. В резолюции конференции третьим пунктом записано: «Рекомендовать Минобрнауки России:

- направить в образовательные организации высшего образования и региональные органы управления образованием инструктивные письма о необходимости разработки критериев оценки эффективности деятельности педагогических работников образовательных организаций по внедрению комплекса ГТО в образовательной организации и организации подготовки учащихся и сотрудников к выполнению нормативов комплекса ГТО в рамках работы школьных и студенческих спортивных клубов;

- взять под контроль фактическое приведение ФГОС по учебной дисциплине "Физическая культура" в соответствие с содержанием комплекса ГТО» [10].

К сожалению, до сих пор никаких инструктивных писем из Минобрнауки России в адрес вузов не поступало.

В заключение отметим, что преподавателям, ведущим занятия по элективным курсам по физической культуре любой спортивной специализации, следует больше внимания уделять общей физической подготовке студентов. Это позволит им не только успешнее выполнять нормативы комплекса ГТО, но и повысить результаты в избранном виде спорта. Отметим также, что без дополнительных и самостоятельных занятий по развитию силы и выносливости большинство студентов высших учебных заведений не смогут выполнить нормативы ГТО даже на бронзовый знак.

Библиографический список

1. Апанасенко Г. Л., Науменко Р. Г. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида // Теория и практика физической культуры. 1988. № 4. C. 29-31.

2. Королев В. Г., Бардушкин В. В. Физическая подготовленность студентов-юношей младших курсов и ее динамика в процессе обучения в техническом университете // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка : науч.-метод. журнал. 2011. № 1. С. 58-62.

3. Дистанционное обучение в вузах России // Zillion : сайт. URL: http://zillion.net/blog/28/distantsionnoie-obuchieniie-v-vuzakh-rossii (дата обращения: 05.04.2018).

4. Ланда Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности : учеб. пособие. 2-е изд. М. : Сов. спорт, 2005. 192 с.

5. ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» (уровень бакалавриата). URL: http://www.fgosvo.ru/news/5/697 (дата обращения: 05.04.2018).

6. Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне (ГТО)"» // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70519520 (дата обращения: 05.04.2018).

7. Таблица начисления баллов за выполнение упражнений по физической подготовке // ГТО : сайт. URL: http://www.gto.ru/files/uploads/documents/57566 e058dc04 (дата обращения: 05.04.2018).

8. Примерная программа дисциплины «Физическая культура», рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации // Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова : сайт. URL: http://www.journ.msu.ru/umo/standard/programs_ example.php (дата обращения: 05.04.2018).

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 169 «О внесении изменений в порядок назначения государственной академической стипендии и (или) социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2013 г. № 1000» // Контур : сайт. URL: https://normativ.kontur.ru/document? moduleId=1&documentId=270432 (дата обращения: 05.04.2018).

10. Резолюция Международной научно-практической конференции «Всероссийский физкультурно-спор-тивный комплекс "Готов к труду и обороне" (ГТО) и массовый спорт в системе здорового образа жизни населения», г. Владимир, 10 октября 2016 г. // Министерство спорта : офиц. сайт. URL: https://www.min-sport.gov.ru/2016/doc/Rezol-po-itogam-Konferencii-GT0.doc (дата обращения: 05.04.2018).

V. G. Korolev, О. P. Zhoraeva

The Physical Education University Course and the GTO Complex

Abstract. The article conducts analysis of the Physical Education Course program for higher education institutions based on the third-generation educational standards. The educational standard sets the following requirements: university graduates should be able to correctly use by themselves different means and methods of physical training that can result in health strengthening and in developing physical abilities helpful for their professional work. The article clarifies the difference between the Physical Education Course and the Elective Course. The application of the program is shown based on the experience of Physical Education Department in the National Research University "Moscow Institute of Electronic Technology" that developed and applied the course program and assessment tests for selected sports. The authors analyze proposed assessment tools for the Physical Education Course and the Elective Course. The GTO complex and its role in the development of physical education and sports in the modern society is considered. The implementation of the GTO complex into university educational process is assessed as necessary for the balanced and holistic development of personal physical abilities, as well as for improving the general health. The analysis of received data identifies the GTO standards that students majoring in different subjects were able to meet. Basing on the research conducted at the National Research Institute "MET", the authors suggest to introduce fitness assessment tests in duration of the whole university course in order to determine the dynamics of physical training in selected sports, and also for monitoring students' physical fitness.

Key words: university subject; physical education; assessment means; physical fitness; standard; GTO complex.

Королев Василий Геннадьевич - доцент кафедры физвоспитания НИУ МИЭТ. E-mail: gkoroleva@list.ru

Жораева Оксана Петровна - старший преподаватель кафедры физвоспитания НИУ МИЭТ. E-mail: mis. oxana@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.