3. Книжникова С.В. Медиапродукция и риск девиантного поведения у детей и молодежи // Медиаобразование. 2017. №3. С. 91-103.
4. Майерс Д. Социальная психология: интенсивный курс. СПб: Прайм-Еврознак, 2007. - 512 с.
5. Солдатова Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. №3. С. 71-80.
6. Тарасов К.А. Насилие в фильме и предрасположенность юных зрителей к его моделированию в жизни // Кино: реалии и вызовы глобализации / Под общ. ред. М.И. Жабского. -М.: НИИ киноискусства Министерства культуры РФ, 2002. - С.122-164.
7. Федоров А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. - 418 с.
8. Cantor J. (1998). Children's Attraction to Violent Television Programming. In: Goldstein, J. (Ed.). Why We Watch: The Attractions of Violent Entertainment. N.Y.: Oxford University Press. - P. 88-115.
УДК 159.9
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ
Ларионова Л.И.
ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Москва, Россия
Email: [email protected] Горбунова А.Ю.
ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,
Москва, Россия Email: [email protected]
Аннотация. В статье обсуждаются результаты сравнительного исследования интеллектуального развития детей дошкольного возраста в разные исторические периоды (в 1993 году, когда не было цифровой среды и в 2018 году в условиях цифровой среды). Ключевые слова: интеллектуальное развитие, цифровая среда.
COMPARATIVE STUDY OF THE INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL
CHILDREN IN THE DIGITAL ENVIRONMENT Larionova L.I.
Moscow City University, Moscow, Russia Email: [email protected] Gorbunova A.Yu.
National Research University «Higher School of Economics», Moscow, Russia
Email: [email protected]
Abstract. The article summarizes the results of the comparative study of the intellectual development of preschool children in different historical periods (in 1993 in a pre-digital era, and in 2018 in the digital environment).
Keywords: intellectual development, digital environment.
Многие исследователи отмечают, что новые технологии овладели миром и человечество живет в условиях цифровой революции. Существует мнение (Г. Ньюфелд, Г. Матэ), что цифровая революция вышла из берегов и ее последствия могут быть катастрофическими как для детей многих последующих поколений, так и для цивилизации в целом.
Знакомство с цифровыми устройствами происходит уже в раннем детстве. Существует понятие цифрового поколения, в которое входят поколение Y (родившиеся в 1985-2000
РАЗДЕЛ 7. ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПСИХИКИ: СУБЪЕКТ-СРЕДОВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СУБЪЕКТНОСТЬ
годах) и поколение Ъ (родившиеся с 2001 года), которых также называют цифровыми аборигенами, то есть живущими в новом цифровом обществе с самого рождения. Согласно последним психологическим исследованиям (Солдатова Г.В. и др.), средний возраст приобщения детей к цифровым устройствам составляет 4-5 лет, 64% из них уделяют этой деятельности до 1 часа в день, а 36% - от 1 до 3 часов в день.
Последствия влияния активного использования детьми цифровых средств на развитие их психики интересуют как научное, так и педагогическое и родительское сообщества, однако на данном этапе развития науки остаются недостаточно изученными. Результаты исследования цифровой среды, как фактора, влияющего на когнитивное развитие, представлены в работах отечественных и зарубежных ученых. Некоторые из них (С. Тиссерон, М. Шпитцер, Л.И. Эльконинова, Е.О. Смирнова, Е.В. Панькина, Е.И. Петрова и др.), считают, что цифровые технологии могут стать негативным фактором влияния на когнитивное развитие детей, однако другие ученые (Е.В. Гуляева, Ю.А. Соловьева, Е.А. Куликова, Н.В. Белинова, Б.Нойшап, Ъ. Оепе и др.) предполагают, что это скорее обогащающий элемент развивающей предметной среды. Каждая из этих точек зрения находит как своих сторонников, так и оппонентов.
Как известно, факторами, влияющими на интеллектуальное развитие, являются: социальная ситуация развития, совершенствование речевых процессов, появление произвольности поведения, развитие умственных операций. Однако на современного дошкольника большое влияние оказывает также цифровая среда, в условиях которой происходит активное взаимодействие ребенка с таким устройствами, как компьютер, смартфон и планшет.
Г.В. Солдатова, рассматривая проблему взаимодействия детей с цифровыми технологиями, считает, что с точки зрения культурно-исторического подхода, существует понятие цифрового детства, которое описывается следующим образом:
• «ИКТ расширяют пространство жизнедеятельности ребенка и влияют на всю структуру его деятельности как в оффлайне, так и в онлайне.
• Новая социальная ситуация развития современного ребенка - важнейшая координата ИКТ и, в первую очередь, интернета.
• Интернет не просто технологии, это - среда обитания, которая выступает источником развития и фактором социализации» [5, с. 5].
Ряд исследователей (Л.Ф. Обухова, Г.В. Солдатова, С. Тиссерон, Е.О. Смирнова, А.Д. Андреева и другие) выделяют объективные причины, по которым цифровые технологии стали доступны детям уже с младенческого возраста:
- создание сенсорного экрана, который значительно упростил процесс использования компьютерных устройств;
- поведенческие паттерны родителей и других взрослых, которые сами испытывают потребность обращаться к своим устройствам, и подают соответствующий пример подрастающему поколению;
- привлекательность цифрового устройства для ребенка делает его незаменимым «помощником родителя», ведь он является универсальным средством для утешения, отвлечения и развития ребенка;
- развитие индустрии развлекательного и обучающего контента для детей всех возрастов: существуют приложения для смартфонов, адресованные детям раннего возраста, от 0 до 3 лет.
В ходе недавнего исследования Фонда Развития Интернет [4], получены результаты, свидетельствующие о том, что детям дошкольного возраста гораздо проще осваивать планшет, чем персональный компьютер, поскольку он удобнее в обращении (отсутствие мышки, клавиатуры и т.д.). Благодаря простоте интерфейса и многофункциональности, цифровые устройства становятся любимой игрушкой ребенка. Что касается интернета, социальных сетей и онлайн-общения, то большинство детей дошкольного возраста находят их скучными и неинтересными. К тому же детям дошкольного возраста некоторые виды цифровой деятельности недоступны ввиду особенностей развития.
Несмотря на то, что цифровые технологии прочно вошли в жизнь современных детей, по-прежнему большой интерес вызывает вопрос, оказывают ли цифровые технологии негативное влияние на когнитивное развитие детей. Существует точка зрения, что компьютер становится не средством получения информации, а источником сенсорных впечатлений, потребление которых превращается в самостоятельный род занятий. Компьютерный экран все больше подменяет физическую активность, предметную и продуктивную деятельность, игру, общение с близкими взрослыми [7]. Избыточное использование цифровых технологий, особенно в детском возрасте, считают авторы, ввиду пластичности мозга, может привести к таким серьезным последствиям, как развитие так называемой «цифровой деменции» или «цифрового слабоумия», которые специалист в области психологии и цифровых технологий М. Шпитцер рассматривает как феномен Антимозга: он выражается «главным образом в отсутствии необходимости использовать умственные способности в полном объеме, то есть думать, желать, действовать, осознавая при этом, что именно происходит, где мы находимся и, в конце концов, кто мы» [6, с.210].
Основным аргументом противников внедрения цифровых технологий в повседневную жизнь детей является тот факт, что у детей остается меньше времени на творческие игры, исследование окружающего мира и другую деятельность, способствующую гармоничному развитию. На основе такого понимания проблемы французским ученым С. Тиссероном была разработана программа рекомендаций для родителей и педагогов «3/6/9/12: скажем «нет» компьютерной зависимости». Эта программа включает в себя основные правила использования цифровых технологий детьми: ограничение времени, проводимого ребенком перед экраном компьютера и телевизора, возрастной порог знакомства с сетью Интернет и социальными сетями, виды цифровой активности, которые могут быть доступны и полезны детям в зависимости от их возраста [8].
Что касается дошкольников, основным видом цифровой деятельности для них является игра, изучению которой исследователи уделяют пристальное внимание. Специалисты приходят к мнению, что виртуальная игра не является аналогом традиционной игры, а собственно компьютер как культурный предмет не является игрушкой -это сложно устроенный «прибор/орудие», который вклинился в пространство между игроком и игрой. К тому же исследователи отмечают, что компьютерные игры, даже ролевые не позволяют ребенку самостоятельно выстраивать сюжет (Эльконинова Л.И.).
Помимо прочего, психологи опасаются скрытых рисков при чрезмерном увлечении виртуальными играми. Было проведено исследование (Тендрякова М.В.) дошкольников, в ходе которого было установлено, что у детей, увлекающихся такими видами игр как квесты и аркады, показатели развития воображения значимо ниже, чем у их сверстников, не играющих в компьютерные игры вообще. Любители аркад продемонстрировали самые низкие показатели уровня развития воображения. Таким образом, виртуальный мир негативно влияет на воображение ребенка: у него нет необходимости придумывать свой воображаемый мир, ведь все компьютерные игры уже придуманы за детей, которые в этом смысле становятся не игроками, а «пользователями игры».
Одним из очевидных рисков чрезмерной цифровой активности ребенка может стать развитие такого психического расстройства как компьютерная и интернет-зависимость, которая проявляется в отсутствии интереса к реальному миру и предпочтению ему мира виртуального, цифрового. Исследователи, в частности М.В. Жукова [3], отмечают возрастающую зависимость детей от компьютерных игр. Кроме того, у детей дошкольного и младшего школьного возраста еще не развиты механизмы самоконтроля, и они просто не в состоянии контролировать количество времени, проведенного за онлайн-игрой.
Цель нашей работы заключалась на основе сравнительного исследования в выявлении особенностей интеллектуального развития детей дошкольного возраста в условиях цифровой среды и при отсутствии цифровой среды. Исследование носило сравнительный характер. Сопоставлялись результаты исследования, проведенного нами детей подготовительной
РАЗДЕЛ 7. ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПСИХИКИ: СУБЪЕКТ-СРЕДОВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СУБЪЕКТНОСТЬ
группы детского сада в возрасте 6-7 лет (52 ребенка) с результатами исследования 163 детей, поступающих в первый класс в 1993 году [1].
В исследовании была использована методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС), разработанная в лаборатории психологии ПИРАО И. С. Авериной, Е.И. Щеблановой и Е.Н. Задориной [1]. Задания в методике подобраны таким образом, чтобы можно было оценить развитие разных сторон интеллекта ребенка. Методика предназначена для быстрого ориентировочного обследования уровня интеллектуального развития детей 6-7 лет.
Поскольку не все дети в этом возрасте умеют читать, все задания МЭДИС представлены в виде рисунков. При выполнении заданий ребенок должен выбрать правильный ответ из нескольких предложенных. Экспериментатор дает инструкции и объясняет задания в устной форме.
Методика состоит из 4 субтестов по 5 заданий возрастающей сложности. Перед выполнением каждого субтеста проводится тренировочное решение двух заданий, аналогичных тестовым. Во время этих упражнений, ребенок выполняет задания вместе с экспериментатором, при этом ему дается возможность задавать вопросы и уточнить, если осталось непонятным, что от него требуется. При необходимости тренировочные задания могут повторяться.
Первый субтест направлен на выявление словарного запаса учащихся, их общей осведомленности. Задания состоят в том, чтобы среди пяти -шести изображений предметов ребенок отметил тот, который назвал экспериментатор. Первые задания отвечают низкому уровню сложности и включают хорошо знакомые детям предметы, например «ботинок», а последние -более редкие и малоизвестные, например «статуя».
Второй субтест оценивает понимание количественных и качественных соотношений между предметами и явлениями: больше -меньше, выше -ниже, старше -моложе и т.д. В первых заданиях решение простое -самый большой, самый дальний, а уже в последних заданиях ребенку необходимо, выбрать картинку, где один предмет расположен выше второго, но ниже третьего.
Третий субтест направлен на диагностику логического мышления, аналитико-синтетической деятельности ребенка. В заданиях, где требуется исключить лишнее, используются изображения конкретных предметов, а также фигур с различным количеством элементов.
Четвертый субтест выявляет уровень развития математических способностей. Он включает в себя математические задания на сообразительность, арифметические задачи, задачи на пространственное мышление, на определение закономерностей и т. д. В тестировании участвуют дети, которые умеют считать до десяти и производить такие арифметические действия как сложение и вычитание.
Диагностика интеллектуального развития обеих групп детей (в 1993 году и в 2018 году) проводилась по методике МЭДИС.
Результаты, полученные в ходе сопоставления уровня интеллектуального развития современных детей и дошкольников конца советского периода, позволили установить, что общий показатель интеллектуальных способностей у современных детей составил 13,4 балла, результаты детей начала 1990-х несколько ниже - 12,7 баллов. Показатель по субтесту 1 «словарный запас, общая осведомленность» у современных дошкольников составил 4,5 балла, результаты группы дошкольников в 1993 году - 3,4 балла. Показатель по субтесту 2 «понимание количественных и качественных отношений» у группы детей в 2018 году равняется 2,8 балла, результаты детей в 1993 году - 3,4 балла. Показатель по субтесту 3 «логическое мышление» у детей, участвующих в исследовании 2018 года составил 3,5 балла, у детей, участвующих в исследовании 1993 года, показатель составил 3 балла. Результаты по субтесту 4 «математические способности» у современных дошкольников составили 2,6 балла, в то время как результаты детей, участвующих в диагностике в 1993 году - 2,9 балла.
При сравнении результатов диагностики по тесту МЭДИС современных детей и детей начала 1990-х годов выявляется следующая особенность: общий уровень интеллекта совре-
менных детей выше, это подтверждается такими показателям как словарный запас, общая осведомленность и логическое мышление, однако уступают своим предшественникам по пониманию количественных и качественных отношений и математическим способностям. Выявленные отличия свидетельствуют о том, что изменение социальной ситуации развития детей-дошкольников, связанной с распространением в семье и в детских образовательных организациях цифровых устройств оказывает неоднозначное влияние на их интеллектуальное развитие.
Проведенное исследование не исчерпывает всей сложности проблемы влияния цифровой среды на развитие ребенка дошкольного возраста. Представляет интерес изучения особенностей развития таких психических процессов как речь и воображение, внимание и др. Целесообразно рассмотреть особенности когнитивного развития детей в условиях цифровой среды в зависимости от принадлежности к полу. Нуждается в дальнейшем исследовании влияние цифровых технологий на личностное развитие дошкольников (самосознание, коммуникативные навыки, психические состояния и т.д.).
Список литературы
1. Аверина И.С., Задорина Е.Н., Щебланова Е.И. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7 лет // Вопр. психол. 1994. № 4. С. 143-146
2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. Т. 9. 1998. №1. С. 89-100
3. Жукова М.В. Увлечение компьютерными играми как фактор зависимого поведения в дошкольном возрасте // Начальная школа плюс До и После. 2010. №10. С. 32-36
4. Проект «Поколение Z: информационно-коммуникационные технологии как культурное орудие развития высших психических функций»// Отчет о деятельности Фонда Развития Интернет 2017. URL: http://www.fid.su/reports/fid-report-2017.pdf (Дата обращения 31.01.2020)
5. Солдатова Г.В., Шляпников В.Н. Новые образовательные и воспитательные технологии. Использование цифровых устройств детьми дошкольного возраста// Нижегородское образование. 2015. № 3. С. 78-85
6. Шпитцер М. Антимозг: цифровые технологии и мозг, М.: АСТ, 2013. 288 с.
7. Hoffman B. Computer as a Threat or an Opportunity for Development of Children// Procedia - Social and Behavioral Sciences 146, 2014. С. 15-21
8. Tisseron S. Les dangers de la télé pour les bébés. Bruxelles: Yapaka.be, 2013. 61с.
УДК 008.2
ИНФОКОММУНИКАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ УСТАНОВОК ЛИЧНОСТИ
Мишук С.С.
МГЭИ им. А. Д. Сахарова БГУ, Минск, Беларусь E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается система информационно-коммуникационных технологий в качестве необходимого компонента ноосферы. Она анализируется как глобальная по масштабам система отражения. Ее функционирование приводит к формированию особого экосоциального пространства, включающего когнитивный, социальный и экологический компоненты. Нахождение человека в рамках данного пространства приводит к существенным трансформациям сформированных ранее ценностных установок и норм языкового мышления.
Ключевые слова: инфокоммуникационные технологии, система, экосоциальное пространство, экоинформационное пространство, инфокоммуникационное пространство, языковое мышление, мировоззрение, экологическое сознание.