менных детей выше, это подтверждается такими показателям как словарный запас, общая осведомленность и логическое мышление, однако уступают своим предшественникам по пониманию количественных и качественных отношений и математическим способностям. Выявленные отличия свидетельствуют о том, что изменение социальной ситуации развития детей-дошкольников, связанной с распространением в семье и в детских образовательных организациях цифровых устройств оказывает неоднозначное влияние на их интеллектуальное развитие.
Проведенное исследование не исчерпывает всей сложности проблемы влияния цифровой среды на развитие ребенка дошкольного возраста. Представляет интерес изучения особенностей развития таких психических процессов как речь и воображение, внимание и др. Целесообразно рассмотреть особенности когнитивного развития детей в условиях цифровой среды в зависимости от принадлежности к полу. Нуждается в дальнейшем исследовании влияние цифровых технологий на личностное развитие дошкольников (самосознание, коммуникативные навыки, психические состояния и т. д.).
Список литературы
1. Аверина И.С., Задорина Е.Н., Щебланова Е.И. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей б-7 лет // Вопр. психол. 1994. № 4. С. 143-14б
2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. Т. 9. 1998. №1. С. 89-100
3. Жукова М.В. Увлечение компьютерными играми как фактор зависимого поведения в дошкольном возрасте // Начальная школа плюс До и После. 2010. №10. С. 32-3б
4. Проект «Поколение Z: информационно-коммуникационные технологии как культурное орудие развития высших психических функций»// Отчет о деятельности Фонда Развития Интернет 2017. URL: http://www.fid.su/reports/fid-report-2017.pdf (Дата обращения 31.01.2020)
5. Солдатова Г.В., Шляпников В.Н. Новые образовательные и воспитательные технологии. Использование цифровых устройств детьми дошкольного возраста// Нижегородское образование. 2015. № 3. С. 78-85
6. Шпитцер М. Антимозг: цифровые технологии и мозг, М.: АСТ, 2013. 288 с.
7. Hoffman B. Computer as a Threat or an Opportunity for Development of Children// Procedia - Social and Behavioral Sciences 14б, 2014. С. 15-21
8. Tisseron S. Les dangers de la télé pour les bébés. Bruxelles: Yapaka.be, 2013. 61с.
УДК 008.2
ИНФОКОММУНИКАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ УСТАНОВОК ЛИЧНОСТИ
Мишук С.С.
МГЭИ им. А. Д. Сахарова БГУ, Минск, Беларусь E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается система информационно-коммуникационных технологий в качестве необходимого компонента ноосферы. Она анализируется как глобальная по масштабам система отражения. Ее функционирование приводит к формированию особого экосоциального пространства, включающего когнитивный, социальный и экологический компоненты. Нахождение человека в рамках данного пространства приводит к существенным трансформациям сформированных ранее ценностных установок и норм языкового мышления.
Ключевые слова: инфокоммуникационные технологии, система, экосоциальное пространство, экоинформационное пространство, инфокоммуникационное пространство, языковое мышление, мировоззрение, экологическое сознание.
РАЗДЕЛ 7. ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПСИХИКИ: СУБЪЕКТ-СРЕДОВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СУБЪЕКТНОСТЬ
INFOCOMMUNICATION SPACE AS A PARADIGM FACTOR OF WORLD-VIEW PERSONALITY SETTINGS TRANSFORMATION Mishuk S.S.
International State Ecological institute by A.D. Saharov BSU, Minsk, Belarus.
E-mail: [email protected]
Abstract. The article considers the system of information and communication technologies as a necessary component of the noosphere. It is analyzed as a global reflection system. Its functioning leads to the formation of a special ecosocial space, including cognitive, social and environmental components. Finding a person in the framework of this space leads to significant transformations of previously formed value attitudes and norms of linguistic thinking.
Keywords: infocommunication technologies, system, eco-social space, eco-information space, infocommunication space, language thinking, worldview, environmental awareness.
Интенсивное распространение компьютерных технологий, их включенность во все сферы жизни общества, привело к настолько сильным трансформациям во всех сферах общественной жизни, что в 80-е годы был сделан вывод о возникновении «компьютеризированного, или информационного общества» как нового этапа в развитии человеческой цивилизации.
В настоящее время сделан более общий вывод о формировании глобальной системы информационно-коммуникационных технологий как принципиально новом компоненте современной цивилизации. Появление данной системы явилось закономерным и необходимым этапом в развитии человеческого общества [2]. С ее возникновением ноосфера как планетарная оболочка Земли приобрела логически завершенный вид [1]. Она превратилась в полноценную общепланетарную оболочку, в которой происходит постоянный обмен информацией между членами человеческого сообщества. Помимо этого, система информационно-коммуникационных технологий преобразует все без исключения компоненты «неорганического тела» человеческой цивилизации и сферу социальных отношений. В результате она, очевидно, превращается в парадигмальный по своему значению фактор развития человеческого общества [3].
Более того. В начале XXI века можно, по нашему мнению, сделать совершенно обоснованный вывод о том, что система информационно-коммуникационных технологий в своем развитии перешла на качественно новый уровень: из значимого компонента отдельных подсистем человеческой цивилизации она превратилась в полноценную и «самодостаточную» систему. И данная система на современном этапе явно демонстрирует наличие собственных внутренних закономерностей, уже не зависящих от остальных структур человеческого общества. Внутри нее возникают элементы, необходимые только для функционирования самой системы и определяющие ее внутреннюю «логику развития» [6]. Однако присутствие компонентов ИКТ во всех структурах современного общества, в свою очередь, приводит к тому, что данные компоненты начинают активно воздействовать все без исключения сферы общественной жизни. Средства инфокоммуникационных технологий выходят за технико-технологические рамки. Они сами превращаются в важнейший фактор изменения существующих не только экономических, но также социальных, политических и духовных структур общества.
При этом необходимо также учитывать, что система инфокоммуникационных технологий принципиально отличается от ранее созданных человеческой цивилизацией «искусственных органов». Она изначально формируется человеком как средство усиления и, в этом смысле, как продолжение его специфически-существенного свойства, отличающего Homo Sapiens от прочих живых существ, обладающих психикой - человеческого сознания. И как система, призванная усиливать собственно человеческую способность отражения, информационно-коммуникационные технологии начинают активно отражать, копировать и дублировать уже существующую цивилизационную реальность. По сути, возникает некая новая ре-
альность, которая, по своей структуре повторяет уже сформированные человечеством системы социума, но виртуальна по способу своего существования.
Более этого, в рамках вышеназванной реальности формируется и специфическая экосреда со своими особыми физическими, биологическими и др. параметрами [5]. В результате, по нашему мнению, можно говорить о возникновении на основе системы инфокомму-никационных технологий особого экосоциального (экоинформационного) пространства [4].
Таким образом, развитие системы инфокоммуникационных технологий как ядра информационного общества демонстрирует три основных направления изменения человеческой цивилизации.
Во-первых, трансформируется существовавшая экологическая среда обитания человека.
Во-вторых, формируется особая система социальных отношений, в рамках которой переплетаются виртуальная и объективная реальность.
И, в-третьих, становление глобальной по масштабам системы получения, обработки, хранения, передачи, распределения, обмена и потребления (использования) информации означает появление единой для всей планеты «системы психического отражения».
Рассматривая под таким углом зрения сформировавшуюся в рамках человеческой цивилизации систему информационно-коммуникационных технологий, можно сделать вывод о появлении глобальной по масштабам системы отражения. В процессе ее функционирования и развития данное образование начинает все четче проявлять имманентно присущие ему закономерности. Поскольку данная система возникает в рамках человеческой цивилизации, в ней с необходимостью присутствуют фундаментальные закономерности социальной и познавательной деятельности человека, но реализация их обладает также и рядом специфических особенностей.
Одной из важнейших закономерностей подобного типа является, на наш взгляд, глубокое единство языка и мышления, которое традиционно трактуется как единый по своей сути феномен «языкового мышления».
Формирование глобальной системы обмена информацией первоначально воспринималось как возникновение общецивилизационного инструмента, предоставляющего большинству людей колоссальные возможности непосредственного и быстрого доступа к духовным богатствам человечества. Однако реальные процессы демонстрируют существенно иную картину.
Происходит, прежде всего, экспоненциальный рост объемов информации, безответственно направляемой в систему информационно-коммуникационных технологий. В результате всемирная сеть переполняется сведениями, которые в большей степени искажают объективную реальность, чем отражают ее. Пагубность данной тенденции стала настолько очевидной, что уже ставится задача перехода на новый формат интернета, когда направляемая в сеть информация будет поступать туда только после оценки экспертным сообществом. Правда, не очень понятно, кто и по каким признакам будет формировать это экспертное сообщество, наделять его соответствующими полномочиями и т.д. Но сама постановка данной проблемы именно в таком виде свидетельствует об остроте данной проблемы.
Однако вышеназванная проблема достаточно очевидна и, соответственно, поверхностна. Существенно большее значение имеют, на наш взгляд, процессы, приводящие к внешне малозаметным, но от этого более глубоким трансформациям сознания как отдельного человека, так и целых социальных групп. Одним из факторов, формирующих данную негативную тенденцию, является, очевидно, постоянное упрощение и искажение языковых средств, используемых индивидами в виртуальной среде.
Изменение языкового мышления в целом как феномен общения в виртуальной среде приобретает, очевидно, массовый характер. Этот процесс превращается в закономерность уже в том смысле, что становится характерной чертой при общении подавляющего большинства участников, то есть превращается в эмпирически фиксируемую норму. Будучи сформи-
РАЗДЕЛ 7. ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПСИХИКИ: СУБЪЕКТ-СРЕДОВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СУБЪЕКТНОСТЬ
рованной, она в дальнейшем становится необходимым условием «вхождения в среду» для новых участников независимо от их собственных установок.
Результатом данного процесса является формирование противоречий на базовых, фундаментальных уровнях сознания и языковой культуры личности. Личность изначально формируется в нормальной культурно-языковой среде на самых ранних (и поэтому наиболее важных) этапах социализации. В этот период, на основе языкового мышления в том числе, закладываются базовые программы, определяющие в дальнейшем социальное поведение человека. Данные программы, даже если они и не осознаются в полной мере, всегда выражаются в конкретной языковой форме, соответствующей языку общения. А в дальнейшем личность должна переходить на иную форму общения, которая, с одной стороны, функционирует в рамках существующего языкового мышления, но, с другой стороны, существенно отличается от принятых и закрепленных в сознании норм. Общение в виртуальной среде воспринимается субъектом как весьма важный компонент его жизнедеятельности. И в результате возникает глубинное противоречие между заложенными на ранних стадиях формирования личности нормами и идеалами, с одной стороны, и правилами текущего общения, с другой. Возникает определенное «раздвоение» личности человека, которое однозначно может приводить к негативным последствиям функционирования, как его индивидуального сознания, так и социального поведения. По сути, возникает ситуация, когда масса «персонажей» виртуальной среды является в ее рамках не теми людьми, которые уже сформировались и существуют в объективной реальности. Это является очень мощным фактором, вызывающим глубокие и постоянно присутствующие стрессы, которые могут развиваться как в различные скрытые психические расстройства, так и в анормальное поведении. Специально отметим, что данный феномен уже стал подлинно массовым. Поэтому и все возможные последствия его предвидеть достаточно сложно. (Ранее, к примеру, было понятно, что сотрудники разведслужб, работая «под легендой», испытывают огромные психологические трудности. Но их было немного, они специально отбирались и проходили специальную подготовку. Сейчас же в схожих условиях начинают существовать десятки миллионов людей преимущественно молодого возраста, психика которых часто еще и не сформировалась полностью.)
Происходят существенные изменения и в функционировании системы социальных отношений личности. Стремление к максимально возможному количеству контактов, присутствующее у пользователей социальных сетей, очевидно, подталкивает к появлению своего специфического языка, когда исчезают требования элементарной грамотности при написании сообщений, слова заменяются сочетаниями отдельных букв и др. Создается видимость ускорения процессов общения, однако в действительности происходит обратное. Общение утрачивает глубину, становится более поверхностным. По сути, общения как такового и нет [7]. Однако негативные трансформации сознания присутствуют с необходимостью.
Неразрывная связь языка и мышления приводит, прежде всего, к упрощению, примитивизации мыслительной деятельности. Постоянно вовлеченный в такое общение индивид постепенно теряет способность к решению новых задач, оказывается не в состоянии воспринимать информацию выше некоего предела сложности, который десять лет назад считался очевидным для его возраста.
Кроме этого, нарушается наработанная в течение предшествующего развития целостность сознания человека. Новые вербальные конструкты включаются в уже существующую структуру сознания как изначально противоречащие ей компоненты. В результате они вступают в противоречие с уже сложившимися у человека структурами восприятия реальности и мышления. Данные инородные компоненты подобны компьютерным вирусам. Только поражают они именно базисные уровни, которые закладывались в период самой ранней социализации личности и потом являются наиболее важными и, одновременно, трудноосознаваемы-ми. В результате нарушается формировавшаяся годами целостность человеческого сознания.
Наблюдаемая примитивизация сознания как следствие упрощения языковых средств общения выражается также и в значительной утрате стремления к освоению нового. Достаточно большие социальные группы проявляют в современных условиях устойчивую апатию
к учебе, к освоению новых знаний. Можно сказать, что уже имеет место некая «идеология», обосновывающая отсутствие полезности знаний в целом.
Тесное взаимодействие, «переплетение» виртуальной и объективной реальностей существенно изменяет фундаментальные нормы и идеалы социального взаимодействия человека. Отсутствие практических ориентиров создает видимость равнозначности диаметрально противоположных по своему характеру ценностей человеческого общества. Особенно четко данная тенденция проявляется в функционировании норм социальной ответственности за действия субъекта. Постоянное пребывание в инфосоциальном пространстве формирует иллюзию возможности возвращения в исходную точку социального действия в любой момент времени, то есть можно как бы заново прожить тот или иной отрезок жизни человека.
В результате возникают очевидные проблемы в процессе формирования экологического сознания человека как необходимого компонента мировоззрения общества. Возникает ситуация, когда, с одной стороны, система инфокоммуникационных технологий уже начинает активно менять экологические структуры ноосферы, а, с другой стороны, осознание значимости экологических проблем для самого существования человеческого общества «размывается». Особую значимость данная проблема приобретает в контексте реализации концепции устойчивого развития как глобальной стратегии функционирования человеческой цивилизации на современном этапе.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что современные инфокоммуникацион-ные технологии можно рассматривать как глобальную систему человеческого сознания, формирующую особое экосоциальное пространство. Внутренние закономерности развития данной системы, ориентирующие на постоянное расширение количества контактов субъекта в ущерб их качеству приводят как к нежелательному упрощению, примитивизации языковых средств, используемых в процессе общения, так и к трансформации фундаментальных идеалов и норм социального взаимодействия субъектов.
Список литературы
1. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление / В.П.Вернадский // Научная мысль как планетное явление. Москва: Наука, 1991. - 271 С.
2. Мишук С.С. Информационно-коммуникационные технологии как компонент ноосферы / С.С. Мишук // «Весшк сувязЬ», № 4 (132), 2015, С. 54-57.
3. Мишук С. С. Информационно-коммуникационные технологии как фактор глобального системообразования / С.С. Мишук // «Весшк сувязЬ», № 5 (133), 2015, С. 57-60.
4. Мишук С.С. Проблемы и направления формирования «экопространства» системы инфокоммуникационных технологий / С.С. Мишук // «Экологический вестник», № 3 (37), 2016, С. 11-15.
5. Мишук С.С. «Экопространство» системы инфокоммуникационных технологий: проблемы и перспективы формирования / С.С. Мишук, А.С.Мишук // Экономика и управление в XXI веке: анализ тенденций и перспективы развития: сборник тезисов научных работ II Международной научно-практической конференции: Киев-Будапешт-Вена, 30 марта 2016. Фiнансово-економiчна наукова рада, 2016. С. 10-18.
6. Погуляев П.В. ЦОД - это система, к которой требуется системный подход. [Электронный ресурс] - Режим доступа: httm://www.tssonline.ru/articles2/data-centres/ energoeffektivnost- tsod#stash.MV6Z544v.dpuf - Дата обращенияа: 27.03.2016
7. Turkle S. Alone Together / Sherry Turkle // Alone Together. - New York: Basic Books, 2011. - 384 с.