УДК 681.324.1
РОЛЬ ИКТ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ
Денисова Алла Борисовна,
заместитель первого проректора по воспитательной работе, к.ф.н., доцент ФГОБУ ВПО Московский технический университет связи и информатики, Москва, Россия Den-alla@yandex. ru
Социализация индивида происходит через процесс коммуникации, который особенно активно осуществляется во внеучебной деятельности. Инфокоммуникационные технологии позволяют делать процесс внеучеб-ного взаимодействия педагога и студента более эффективным и продуктивным. Тем не менее, активное внедрение ИКТ в жизнь человека неизбежно трансформирует многие стороны его существования, и вопрос влияния их остается неизученным.
Ключевые слова: внеучебная деятельность, воспитательное пространство, инфокоммуникационные технологии, коммуникативная компетенция, социальная адаптация.
IKT ROLE IN THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL AND COMMUNICATIVE ENVIRONMENT
Denisova Alla Borisovna,
the deputy first vice rector on educational work, candidate of philosophical sciences, assistant professor
FGOBU VPO Moscow technical university of communication and informatics, Moscow, Russia [email protected]
Socialization of the individual occurs through process of communication which is especially actively carried out in nonlearning activity. Technologies allow to do to Infokommunikatsionnye process of nonlearning interaction of the teacher and the student more effective and productive. Nevertheless, active introduction of IKT inevitably transforms many parties of its existence which question of influence remains not studied to human life.
Key words: extracurricular activities, educational space,
infokommunikatsionny technologies, communicative competence, social adaptation.
Языковая среда является важнейшим средством социализации личности, и не только как общекультурный фон, но и как инструмент познания окружающего мира и социума. Она обуславливает систему ценностей, интересов личности, её социальные черты - усвоение индивидом социального опыта, приобретение им социально значимых качеств сознания и поведения. Равновесие между адаптирующимся «Я» и внешней средой может достигаться различными методами, но объективным показателем достижения успешного результата являются когнитивная и социальная активность, основанные, прежде всего, на коммуникации, на умении формулировать и выражать свои мысли. В условиях ограниченности часов предметов гуманитарного цикла и перекладывания части программы в раздел «Самостоятельная работа студентов», формирование и реализация коммуникативных компетенций возможны только при условии организованной и спланированной воспитательной, внеучебной жизни вуза, формирующей определенную социокультурную среду. Именно там артикулируются социальные проблемы, общечеловеческие ценности, происходит активная коммуникация, и студенты могут осуществить себя в коммуникативном процессе. Внеучебная деятельность еще более значима для студентов технических вузов, так как она компенсирует недостаток общения, взаимодействия с людьми, специфичных для специальностей технической направленности.
Процесс учебной деятельности во многом индивидуалистичен, и способен развить ценностное отношение к познанию, а внеучеб-ная деятельность направлена на развитие личностных отношений, рассматривая их как ценность, на воспитание ответственности не только перед собой, но и перед другими, на саморазвитие и самоконтроль не только в профессиональной познавательной деятельности, но и в смежных областях. Внеучебное время располагает оптимальными условиями и возможностями для раскрытия творческих способностей, талантов студентов, разностороннего развития личности. Во внеучебном процессе формируются навыки общения, командообразования, ускоряется процесс адаптации к коллективу и среде, нахождения единомышленников, приобретения организаторских и управленческих навыков, необходимых будущему специалисту - все то, что позволяет не только органично сосуществовать в современном обществе, но и реализовывать личностный потенциал.
Социальное редуцирование жизненных ситуаций, где каждый человек исполняет по отношению к другому какую-либо социальную роль-программу, привело к уходу из сферы человеческой жизни субъективно-экзистенциальных идей, обозначенных в языке как свобода воли, выбора, смысл жизни. Обыденность не требует от субъекта индивидуальной формулировки этих культурных универсалий, которые озвучиваются, проговариваются во внеучебной деятельности как цели, ради которых проводятся мероприятия, организуются акции, тренинги, круглые столы, ставятся творческие номера. Наряду с развлекательностью цели чаще всего являются некими общекультурными императивами, нормами - пропаганда ценностей вузовского сообщества, здорового образа жизни, дань памяти участникам войн, забота о ветеранах, сиротах, больных и т.п. Они артикулируются, проблематизируя сознание всех задействованных в организации и подготовке события, становятся предметом совместного обсуждения, и это является залогом продуманной и проговоренной сопричастности каждого к данной акции. Формируются мировоззренческий и коммуникативный компоненты, необходимые для самоидентификации субъекта культуры. Активизируется интерпретационная деятельность, свидетельствующая о наличии говорящего субъекта, а не того, посредством которого говорят.
Использование ИКТ во внеучебном взаимодействии
Активное применение ИКТ во внеучебной сфере позволяет расширить и усилить возможности педагогического воспитательного воздействия. Если существует дистанционное образование, то, вероятно, имеет право на существование и дистанционное воспитание, которое может иметь различные формы, изменяя стиль деятельности «воспитателя». Существование сервисов общения ведет к ликвидации границ воспитательного воздействия, так как рабочее место и время руководителя не определены никакими рамками. Современные инфокоммуникационные средства позволяют дистанционно вести групповую деятельность педагогов и студентов, создавать соответствующую технологическую образовательновоспитательную коммуникативную среду, позволяя совмещать в деятельности руководителя активное педагогическое воздействие на личность обучающегося и в реальной, и в виртуальной среде. Это способствует эффективной полисубъектной и субъект-субъектной деятельности всех участников воспитательного про-
цесса и дополняет необходимые моменты коммуникации.
При такой организации образовательно-воспитательной среды создаются дополнительные условия социализации личности, включаются механизмы внутренней активности обучающегося в его взаимодействиях со средой: с преподавателями, студентами, окружающим социумом. Дистанционное воспитание призвано не только направлять самостоятельную работу, но и часто в режиме интерактива контролировать действия воспитуемого. Большое количество людей работают в Интернете в режиме постоянного присутствия (online), а современные сервисы общения обеспечивают практически неограниченные возможности по обмену любой информацией, так как интегрируют в себе все необходимые функции (почтовые, форумы, системы документооборота и т.п.) и могут использоваться на компьютерах любого типа. Ключевой функцией ИКТ для эффективного воспитательного процесса становится коммуникативная как наиболее важная составляющая развития телекоммуникационных сетей — возможность непосредственного общения людей.
Благодаря интерактивному пространству коммуникации общение строится на демократических принципах диалога, дискуссии, формируется коммуникативная культура, информационнокоммуникативная компетенция, налаживаются психологические контакты, навыки коллективной работы и совместного мышления с людьми разных возрастов, в совместном обсуждении развиваются инициатива и критическое мышление. Реализуется модель обучения, как дискурса обучаемого и обучающего, в процессе которого происходит обмен когнитивными схемами мышления. Внеучебная деятельность вместе с правом студента на активность дает возможность стать равным с преподавателем (зачастую идея, рожденная преподавателем или коллективом, может быть реализована только студентом, имеющем необходимую техническую подготовку), стимулируя переход студента из позиции потребителя в позицию творца.
В режиме интерактива педагог выступает не только в роли консультанта, но и в роли старшего товарища, партнера. Он находится в постоянном состоянии готовности дать «мастер-класс» по решению проблемной ситуации, делясь не только профессиональным, но и жизненным опытом, вступая с учащимся в личностно-смысловые отношения с максимальной степенью индивидуализации.
Воспитательное пространство, созданное за счет использования сервисов интерактивного общения, не зависящее от времени и местонахождения преподавателя и студента, обеспечивает высокоэффективную поддержку их удаленного расположения, облегчает и ускоряет взаимодействие между филиалами, различными типами студенческих сообществ. С их помощью закрепляются существующие межличностные связи и устанавливаются новые, создаются творческие группы и групповые субъекты, сообщества, объединяющие людей на основе общих интересов и ценностей.
В среде Интернета студент становится не только получателем информации, но и её источником, создателем. Всё это, безусловно, повышает у учащихся интерес к процессу, стимулирует самостоятельный поиск необходимой информации и ее обработку, способствует обмену мнениями с преподавателями и сверстниками, дает возможность самообразования, личностного роста и творческой самореализации. Повышается способность к самооценке, формируются способность к выбору и ответственность за него, развиваются умения поиска путей решения и отстаивания мнений, интеллектуальные и творческие навыки. Все это в большой степени способствует самоопределению и саморазвитию учащегося.
Общение педагогов со студентами посредством ИКТ приобщает их к этой измененной языковой среде и типу мышления. Происходит параллельный процесс формирования нового мышления - как у студентов, так и у членов педагогического коллектива. Преподаватель становится одним из членов сообщества «друзей» на форуме или подгруппе, который видит все новости, включен в молодежную «тусовку», понимает их «язык», умонастроения и является не только сторонним наблюдателем, но и активным членом группы. Во внеучебной работе такие развитые коммуникативные связи и консультации являются необходимыми для эффективного управления процессом. Только благодаря существующим системам оповещения стало возможным одновременно решать множество задач: организовать людей на внеплановое мероприятие, скоординировать действие большого количества человек, найти недостающую информацию и т.п..
Если консультации с преподавателями-предметниками вызывают ряд вопросов и трудностей, то во внеучебной деятельности такое общение воспринимается как естественное.
Создание и эксплуатация соответствующей коммуникацион-
ной структуры для подобного «виртуального воспитания» относятся к задачам информационного менеджмента. Наряду с наиболее распространенными сегодня социальными сетями, в качестве коммуникационных средств можно выделить сайты групп, факультетов, форумы, чаты, блоги, отдельные модули связи с руководством (как в виде открытых форумов, так и через электронную почту), с работодателями. Для разных групп и под разные цели будут использоваться разные средства связи.
Некоторые проблемы, связанные с широким использованием ИКТ
Технические достижения ХХ в. в области связи и информатики превратили информацию в информационные технологии, что повлияло на ментальную сферу человека и изменило организацию социума. В мире сложилась определенная информационная среда взаимодействия людей - информационно-телекоммуникационное пространство, где поведение человека меняется не в зависимости от информации об окружающих его предметах объективного мира, а от коммуникативной информации, содержащей мнение об этих объектах других людей. Если раньше человек получал информацию через собственный опыт - он знал, как растет, производится что-либо, какие происшествия случились в городе за последнее время, т.е. имел личный контроль над действительностью, то сейчас мы узнаем из новостных программ чью-то субъективную точку зрения. Любое событие существует не в реальности, а в информационном пространстве. Мы знаем только образ события, а не само событие.
Информационная реальность - одна из частей множественных проявлений бытия, существование которой мы осознаем, сталкиваясь с ее особым языком и структурой. Пространство Интернета многомерно, множественно, части этого множества не противостоят друг другу и не стремятся к единению: они сосуществуют или событийствуют в акте существования как такового. Таким же образом, в виде отдельных не связанных ничем фрагментов без внутренних связей информация продолжает существовать и в сознании индивида, что порождает феномен «клиповости мышления».
Виртуальный образ человека - это определенная его ипостась, часто отличная от реальной, один из способов самоидентификации. В виртуальности нам является некая целостность (человека характеризует как сама информация, так и ее объем - то, что, по
мнению человека, должны знать о нем все), понятийно определенная и закрепленная, опосредованная инфокоммуникационными средствами. Если раньше дневники писались для себя, то сегодня они пишутся для других (и неважно, интересно ли кому-то, во сколько ты сегодня проснулся и что ты сегодня поел). С другой стороны, часто именно в виртуальности человек более открыт: то, что невозможно сформулировать непосредственно, говорится в комментариях и на показ всем интересующимся. Человек является создателем виртуального образа, живет в мире виртуальных смыслов, да еще и сам выступает модусом бытия виртуального образа. Следовательно, проблема бытия виртуального образа неразрывно связана и перерастает в проблему бытия человека.
Несмотря на то, что виртуальные образы отличны от реальных, тем не менее, они воспринимаются так же предметно, как и реальные и живут самостоятельными жизнями, часто вне зависимости от своего создателя субъекта (существуют как бы «вещами в себе», противопоставляясь ему), заставляя уже его жить по своим правилам: при поддержании выдуманного образа происходит вживание в него, проживание параллельной жизни. Имманентно-виртуальные смыслы трансцендентны по отношению к жизненной реальности, потому многие психические заболевания связаны с выходом из реального пространственно-временного континуума, а воздействие интернета часто сродни наркотическому, благодаря его возможностям реализовывать нечто из глубин бессознательного.
Ориентация в множественности информационных пространств требует выработанных защитных механизмов, критериев оценки релевантности информации, способности отделять главное от второстепенного, умения отметать «информационный мусор», который искажает процесс адекватного восприятия актуальной информации. Современные условия профессиональной подготовки, связанные с необходимостью переработки большого информационного потока, предполагают высокий уровень информационной культуры и грамотности, где свобода выбора и саморазвития опирается на сформированное повышенное чувство ответственности личности за свой выбор. Сегодня не существует определенного набора базовых источников информации, как предполагала классическая система образования. Каждый образованный, информационно грамотный индивид должен не только знать об общедоступных источниках информации и уметь ими воспользоваться (т.е. владеть
общей системой ориентации, где и как найти, быстро разобравшись в разнообразии источников), но и уметь оценивать достоверность и полезность информационных данных, иметь личностные фильтры отбора и отсечения информации, выстраивая и пополняя личностную диаграмму знаний. Следовательно, информационная культура - это не технические умения, а умение адекватно оценивать, отбирать, развитое критическое мышление.
Информационная культура рассматривается многими исследователями как качественная характеристика личности, неотъемлемый элемент общей культуры. Ценности современного информационного мира неразрывно связаны с общечеловеческими ценностями, а нелинейность его развития делает задачу формирования личности, во все времена являющейся аксиологической целью образования, важнейшей. Ценностному аспекту информационной культуры личности меньше всего уделяется внимания в процессе образования.
Активное внедрение в повседневную жизнь компьютерных сетей ведёт к структурным и функциональным изменениям в психологической структуре деятельности человека. Эти изменения затрагивают и трансформируют/модифицируют все основные сферы жизнедеятельности личности: познавательную, коммуникативную, праксиологическую, изменяют потребности, цели, мотивы. Сегодня не встает вопрос выбора: распечатать или нарисовать, сделать сложные вычисления на калькуляторе или в уме, создавать чертежи на кульмане или в чертежных программах. Автоматизация всего и вся позволяет человеку быстрее и проще решать большинство повседневных задач.
Внедрение ИКТ в область внеучебной деятельности, с одной стороны, значительно расширяет ее формы, методы и средства, а с другой, ставит определенные вопросы. Например, процесс создания газеты с помощью ИКТ заключается в сборе материалов, компьютерной верстке, распечатке необходимого тиража, что можно сделать одному человеку, не выходя из дома. При традиционном подходе к созданию газеты все происходит в процессе совместной и разнообразной деятельности, что, обычно, гораздо дольше и организационно сложнее. Но в данном случае газета выступает не только как средство массовой информации, но и как эффективнейший способ формирования социальных связей, способностей к диалогу, нахождению компромиссов, коммуникативных способ-
ностей, мелкой моторики, выработки аккуратности, привычки доводить начатое до конца и т.п. При традиционном подходе к решению задачи учащийся видит, как видоизменяется объект его воздействия: чистый ватман с течением времени при самых разнообразных манипуляциях становится неким художественным и информационным объектом с большой значимостью и ценностью, так как он единственный в своем роде. При электронной верстке все действия достаточно однотипны, а высокая тиражность уменьшает ценность копии и восприятие ценности всей работы в целом. Утверждение, что действие, опосредованное электронными средствами, настолько же естественно и эффективно для человека, является весьма спорным.
Претерпевает значительные и неоднозначные изменения процесс коммуникации. При всех преимуществах дистанционного общения, он становится опосредованным средствами ИКТ, информационной средой, аккумулирующей информационные потоки и передающей их от одного человека к другому. По сути, появилось два вида сетей - одни связывают компьютеры, а другие - людей. Динамика социальных явлений определяет скорость появления, создания и открытия новых информационных пространств, объединяющих людей друг с другом различными информационными связями.
Общение, происходящее через информационные средства, имеет свои качественно отличные специфические особенности: в сети утрачивают значение невербальные средства (эмоциональная окраска голоса, жест, взгляд), которые составляют 80% воспринимаемой человеком информации, отсутствие реального собеседника зачастую воспринимается как вседозволенность и приводит к свободе выражений и отношений, отсутствие ответственности облегчает установление контактов. Любой акт общения интенционален и возможен при преодолении границ, но, в отличие от реального мира, в Интернете нет наглядно представленного Другого, поэтому и границы ненаблюдаемы, возможны анонимность, полное абстрагирование от реальности. Граница между Я и Другим практически стерта, но в то же время всегда можно нажатием нескольких кнопок выйти из взаимодействия (из диалога, игры, стереть контакт, исправить уже написанное). На этой почве появляется неумение решать реальные проблемы.
Особая знаковая репрезентация изменяет стилистику языковой
коммуникации, способы формулировки и выражения мысли подчиняются иным законам и правилам, юмор специфичен, эмоции выражаются через «смайлы», литературно правильно составленные выражения воспринимаются как неестественные. Новые стилистические особенности, речевые обороты, сформированные в сети, переходят и в языковую практику: многие люди уже перешли к общению в стиле ИТ и в непосредственном, живом общении - к краткому, сжатому, оптимизированному тексту, несущему по максимуму полезной информации, часто сдобренному хорошей долей условных символов, призванных охарактеризовать эмоциональное состояние. Это отдельная культура с видоизмененной лексикой, новая сфера человеческого бытия и знания, совершенно самостоятельный способ взаимодействия, который, как и все новое, требует времени для освоения, чтобы научиться быть эффективным членом общения в стиле ИТ.
Широкое, активное и эффективное внедрение и применение инфокоммуникационных технологий в образовании существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта, повышает качество обучения, позволяя человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде. Формирование высокой информационной культуры не является конечным процессом. В этом смысл непрерывного образования, обеспечивающего возможность ориентироваться в постоянно увеличивающемся потоке информации и адаптироваться в мире технических инноваций и происходящих социальных изменениях.
Интеграция образовательного процесса с современными информационными технологиями и необходима, и неизбежна. Применение ИКТ само по себе не может привести к существенному повышению эффективности образовательного или воспитательного процесса, но новые технологии дают возможность создать личностно-ориентированную социокультурную образовательную среду, условия которой максимально благоприятствуют саморазвитию личности, а процессы гуманизации образования происходят за счет повышения креативности и индивидуализированной направленности образовательного процесса.
В воспитательной деятельности, призванной формировать здоровую, социализированную личность, человека как профессионального, активного члена общества, необходимо следить за соответствием целей и средств их достижения, чтобы инфокомму-
никационные технологии разнообразили пространства и формы деятельности, а не сковывали строгой алгоритмизацией, расширяли круг общения, а не ограничивали его социальными сетями и виртуальной средой, давали информационный простор для подготовленного и адекватно воспринимающего человека, а не засоряли сознание.
Библиографический список:
1. Григорьев С. Г., Гриншкун В. В. //Сетевой учебно-методический комплекс электронных средств поддержки обучения для подготовки кадров СОО. URL: http://www.ido.edu.ru/open/ikt/index.html
2. Интернет-порталы: содержание и технологии. Сб. научн. ст. Вып. 2. - М.: Издательство «Просвещение», 2004.- 499 с.
3. Развивающие информационные технологии в образовании: использование учебных материалов нового поколения в образовательном процессе: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции («ИТО-Томск—2010»). - Томск, 2010. - 410 с.
4. Тихомирова Е.И. Миссия воспитывающей среды в модернизируемом образовательном пространстве // Ученые записки Оренбургского государственного педагогического университета. Т.1. Педагогика. -Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. - С. 348-361.
5. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. -СПб.: Питер, 2002. - 272 с.