УДК: 330.16+316.628.2
Онтологические основания экономики в цифровом обществе
Канд. филос. наук, доцент Шестакова И.Г. [email protected]
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный» 199106, Россия, Санкт-Петербург, Васильевский Остров, 21 линия, д. 2
В данной работе мы делаем акцент на онтологическом статусе современной экономики, всецело завязанном на специфике инфокоммуникационных технологий, очевидной особенностью которых является их существенное влияние на деятельность самой экономики, трансформирующее как формы ее существования, так и саму суть. Явным проявлением этого является изменение форм существования экономики: вытеснение классического способа торговли, привязанного к определенному месту сделки, банков как хранилищ реальных денежных запасов, проведение кассовых расчетов с помощью роботов и, в дальней перспективе, трансформация всей денежно-финансовой системы (наиболее наглядный пример последних лет - бум биткоинов). Влиянию цифровых технологий подвержены практически все проявления экономической деятельности. Достаточно назвать собственно производственную деятельность, медицину, сферу образования, а также систему управления и администрирования как в государственном секторе, так и в частных компаниях. Мы остановимся на роли цифровых технологий как инструмента денежно-финансовых и торговых операций, а так же на изменении онтологического пространства торговли, ее перехода в цифровое бытие. Технологии инфокоммуникаций наделяют современную экономику новой сущностной чертой - открытостью коммуникаций в их современном виде, - становясь ее «нервной системой». В свою очередь цифровые технологии сами являются огромной быстро развивающейся частью экономики, характеризуясь невероятными возможностями сверхбыстрого обогащения и мгновенным глобальным распространением. Можно предположить, что на наших глазах происходит «торговая революция». Скорость перемен не позволяет автору сделать никакого надежного прогноза на будущее, кроме того, что изменения будут еще более радикальны и произойдут в ближайшем будущем.
Ключевые слова: цифровое общество, экономика, инфокоммуникационные технологии, онтология, виртуальное пространство, глобализация, электронные деньги, интернет-экономика.
Б01:10.17586/2310-1172-2016-9-2-48-55
The ontological foundation of the economy in the digital society
Ph.D. Shestakova I.G. [email protected]
National Mineral Resources University (Saint-Petersburg, Russia) 199106, Saint-Petersburg, Vasilevsky Ostrov, 21st line, 2
In this paper, we focus on the ontological status of the modern economy, which today entirely depends on the specific information and communication technologies, which is an obvious feature of their significant impact on the operation of the economy, transforming it as a form of existence, and the essence. An obvious manifestation of this is to change the forms of existence of the economy: the displacement of the classic ways to trade, tied to a particular place of transaction, banks as a storage real money supply, conducting cash calculations with the help of robots and, in the long run, the transformation of the entire monetary and financial system (the most obvious example of the latter years - Bitcoin boom). The impact of digital technologies is subject to almost all manifestations of economic activity. Suffice it to mention the actual production activity, medicine, education, and management and administration of the system in both the public sector and in private companies. We will focus on the role of digital technology as a tool of monetary, financial and trading operations, as well as on the change of the ontological space trade, its transition to a digital existence. Infocomm Technology endow modern economy new essential feature - the openness of communications in their present form - becoming her "nervous system". In turn, the digital technology is a huge fast-growing part of the economy, marked by incredible opportunities superfast enrichment and instantaneous global distribution.
Keywords: digital society, economy, information and communication technology, ontology, virtual space, globalization, electronic money, Internet economy.
Технологии инфокоммуникаций, получившие мощное развитие в последние десятилетия, проникли во все сферы человеческой жизни. Впечатляющая трансформация формы и существа современной экономики является, может быть, наиболее эффектным проявлением происходящего на наших глазах становления цифровой цивилизации. Практически все проявления экономической деятельности подвержены влиянию
цифровых технологий. Достаточно назвать собственно производственную деятельность, медицину, сферу образования, а также систему управления и администрирования, как в государственном секторе, так и в частных компаниях. В данной работе мы остановимся на роли цифровых технологий как инструмента денежно-финансовых и торговых операций, а также на роли ИКТ как отдельной и быстро развивающейся части глобальной экономической системы.
Онтология денег: Виртуальность денежно-финансовых операций
Цифровые технологии наделяют современную экономику новой сущностной чертой - открытостью коммуникаций в их современном виде, - становясь ее «нервной системой». Очевидным проявлением этого является изменение форм существования экономики: вытеснение классического способа торговли, привязанного к определенному месту сделки, банков как хранилищ реальных денежных запасов, проведение кассовых расчетов с помощью роботов и, в дальней перспективе, трансформация всей денежно-финансовой системы (наиболее наглядный пример последних лет - бум биткоинов).
Исторический путь денег. Появившись в древности, деньги прошли долгий путь от натурального товарного обмена, постепенно воплощаясь в золото, серебро и другие металлы. Позднее в качестве денег стали использовать бумаги, но конец XX в. ознаменовался переходом денег в виртуальное пространство, что стало нашей новой реальностью. Первый этап этого перехода можно отнести к началу электронной эры или ко времени изобретения телеграфа, позволившего, например, реализовать идею финансовых переводов на расстояния, через континенты. Насколько это продвинуло вперед финансовую сферу, описывает Том Стендедж в книге «Викторианский Интернет», посвященной истории телеграфа, где он приводит цитату из статьи, опубликованной в 1847 г. в газете Louis КериЪНеап, где речь идет о влиянии новой технологии на конкуренцию: «Там, где тянутся телеграфные провода, сделки совершаются по телеграфу. Если торговцы и предприниматели из Сент-Луиса не будут иметь доступа к телеграфу, они, естественно, не смогут конкурировать с торговцами и предпринимателями из других городов. Паровой двигатель уже стал инструментом торговли. Сегодня еще одним таким инструментом становится телеграф. Вести дела не по телеграфу, а по почте - это все равно, что пытаться успешно торговать, используя вместо пароходов плоскодонные лодки». [28, р. 167-168. Цит. по: 4].
Бумажные деньги - «пережиток прошлого»
Вторая половина XX в. ознаменовалась появлением пластиковых карт. Появление и развитие интернета способствовало переносу денежно-финансовых операций в киберпространство, где широко применяются инфокоммуникационные сервисы, начиная от пластиковых карт и заканчивая личным кабинетом в банке: физические лица получают доступ к своим деньгам в виртуальном пространстве - на карточке, а банковские операции, причем не только персональные, но и корпоративные на крупные суммы, происходят виртуально. Электронные деньги, хранимые в виртуальном пространстве, обладают всеми неотъемлемыми свойствами денег как таковых: это по-прежнему мера стоимости; средство обращения или обмена; средство накопления и сбережения; средство платежа. Государство со своей стороны стимулирует безналичные операции; к примеру, в России Центробанк осенью 2013 г. устанавливает лимит наличных расчетов деньгами между юридическими лицами [13]. На сегодняшний день расчеты цифровыми деньгами ведутся не только в интернет-пространстве, но и на реальных рынках. Оплату картой можно произвести в большинстве ресторанов, магазинов, в автобусе или даже в такси.
Виртуальная сущность денег воплотилась в феномене биткоинов. Несмотря на то что некоторые считают работу с криптовалютой курьезом или сомнительными операциями [7], тем не менее этой виртуальной валютой можно рассчитываться в интернете, в реальных кафе, например, биткоины принимались к оплате в барах Killfisch [26] и т. д. Вхождение электронных денег в бытие инициируется на разных уровнях. Работа с электронными деньгами удобна не только пользователям [23], но и банкам, для которых виртуальный банковский сектор оказывается наиболее выгодным. Так, например, обслуживание клиентов банков через интернет позволяет, по мнению разработчиков «Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года», сократить трудозатраты в 8-9 раз по сравнению с традиционным обслуживанием [11]. Таким образом, «кровь» и «нервы» экономики - деньги, обретают новый онтологический статус.
Переход от товарного обмена к денежным отношениям, очевидно, не преследовал целей переустройства мира. Это было утилитарное средство, делающее более удобными торговые операции, в результате это стало величайшим прорывом в цивилизационном развитии, цивилизационным скачком, определившим экономическое развитие человечества на тысячелетия. Современная трансформация денежно-финансовой системы сравнима с переходом от товарного обмена к денежным отношениям, как по масштабу влияния на развитие экономики, так и по возможным последствиям.
Изменение онтологии торговли: переход торговли в цифровое пространство
Торговля известна с самых древнейших времен, при этом она всегда являлась важнейшей частью социальной жизни, взаимообмена, взаимопроникновения культур, идей, в том числе религиозных и научных, мощным стимулом познания, путешествий, географических открытий, т. е. и важнейшим средством трансферта и развития цивилизации в ее общечеловеческом глобальном смысле.
Бурно развивающиеся цифровые технологии второй половины XX в. предоставляют торговле новое пространство бытия - виртуальный мир, что впоследствии может обернуться вытеснением классического вида торговли. В 1994 г. конгресс США снимает запрет на торговлю в сети. Этот год становится точкой отсчета для нового вида торговых площадей - интернет-магазинов. Первую попытку создать торговлю в on-line-пространстве предприняла компания «Пицца-Хат» уже в 1994 г. Эта идея была принята с заметной долей скепсиса, ведь практически никто не рассматривал возможность перспективного объединения сети и потока финансов. Людям казалось, что интернет - это новое измерение человеческого опыта, но он никак не ассоциировался с возможностью зарабатывания денег [27], ведь компьютерная сеть возникла как идея для университетов, для образования. В том же 1994 г. Джеф Безос, основатель Amazon, увидел перспективы интернета, осознав, что сеть скоро станет вездесущей. Самое важное его прозрение заключается в том, что on-line пространство безгранично и, следовательно, в нем можно предоставить полный универсальный выбор, который не ограничивает вас площадью магазина. Это приводит, кроме того, к сокращению расходов на торговлю, а также позволяет привлечь больше клиентов. Новые возможности привели к тому, что за пару десятилетий множество людей перестали посещать офисы продаж авиа- и железнодорожных билетов, театральные кассы, все больше покупателей доверяют интернет-магазинам (на сегодняшний день одни из самых крупных сайтов, занимающихся интернет -продажами, - Amazon и eBay). Самыми распространенными товарами, покупаемыми в интернете, являются электронные и бумажные книги, электроника и бытовая техника. Например, объем интернет-продаж по рынку бытовой техники «М-Видео» достиг 9 % от оборота. На втором месте находится одежда и обувь [3]. Обслуживание клиентов в цифровой среде привело к феномену «смерти расстояния», т. е. к сведению до минимума зависимости стоимости услуг от расстояния, на котором находится их потребитель [6].
Конечно, покупки в интернет-магазинах делает более молодое поколение, поскольку именно молодые люди являются активными пользователями интернета. Кроме того, интересным является факт, что доля онлайн-покупателей среди интернет-пользователей с высоким доходом значительно выше (около 90 %), чем среди интернет-пользователей с низким доходом (50-60 %) [25].
Число интернет-продаж растет не только из-за роста доверия, но из-за роста количества людей — пользователей интернета в регионах, а также благодаря развитию мобильного интернета [10]. По данным АКИТ [9], за 2014 г. число интернет-пользователей в России возросло на 6,2 % и достигло 73 млн чел. Покупки в интернете в течение 2014 г. совершили 40 млн чел. (55 % от общего количества интернет-пользователей) против 30 млн чел. (50 % от общего числа интернет-пользователей) в 2013 г.
Однако нужно констатировать, что консервативность мышления и слабое знакомство со спецификой интернета предостерегает покупателей от покупки, а тем более оплаты в интернете, например в 2013 г. только половина покупок, совершаемых on-line, оплачивалась наличными [2].
Покупателей все еще отпугивает невозможность потрогать товар, возможность доставки его в ненадлежащем качестве, а также время доставки. Так, в России доля интернет-продаж на 2013 г. составляла менее одного процента от всей розничной торговли (для сравнения в Британии эта цифра превышает 10 %) [2]. Тем не менее, однажды проведя удачную покупку чего-либо в интернете, люди продолжают делать это вновь и вновь, понимая, что покупка в интернете позволяет сэкономить время и деньги. Можно предположить, что на наших глазах происходит «торговая революция». Какой глубины достигнет эта впечатляющая трансформация важнейшего элемента социума? Сохранятся ли старые формы наряду с новыми, как сохраняется до сих пор бумажная книга, театр? В то же время мы являемся свидетелями ухода в небытие домашних телефонов, мы помним, как канули в Лету печатные машинки вместе с профессией машинистки, как была вытеснена традиционная типография вместе с профессией наборщика. Очевидно, что этими примерами наши цивилизационные потери не исчерпываются.
Онтологическая сущность самой экономики
Третий фактор онтологического статуса цифровых технологий в экономике выражается в том, что они сами по себе стали одной из наиболее значимой, к тому же быстро развивающейся частью современной экономики, характеризующейся невероятными возможностями сверхбыстрого обогащения и мгновенным глобальным распространением. Стоимость в глобальной экономике
Доля глобальной экономики, связанной с инфокоммуникациями, на наших глазах возросла многократно. Как можно видеть, в современной реальности инвестиции в инфокоммуникации дают колоссальный экономический эффект, достигаемый зачастую при минимальных инвестициях, минимальных материальных и трудовых (человеческих ресурсов) затратах. Сентябрь 2015 г. ознаменовался головокружительной вестью -«Рыночная стоимость социальной сети Facebook впервые превысила $240 млрд». Нужно отметить важнейший фактор, который возможен только здесь и сейчас - «Капитализация Facebook на сегодня больше суммарной капитализации «Газпрома», «ЛУКойла» и Сбербанка» [12]. При этом Facebook поставил рекорд скорости: ни одной компании до сих пор не удавалось за столь короткий срок - три с небольшим года - выйти на такой уровень капитализации [15]. Никогда еще не было такой ситуации, чтобы ИКТ (письменность, книгопечатание, телеграф, радио, телевидение и т. д.) являли собой какую-то заметную долю в экономике и приносили доход, сопоставимый с доходом других секторов экономики [20, С. 215-217].
Исторический экскурс. Характерной чертой экономики до последнего времени являлось то, что потребителями инфокоммуникационных технологий была ничтожная доля населения, но даже такое незначительное потребление встречало предостережение [8, С. 186], сталкивалось с ограничениями распространения. В XIX в. издательская деятельность и продажа книг и газет становится выгодным делом, однако в это время возможность читать имеет ничтожное число людей.
В XX столетии на государственном уровне осуществлялись программы по распространению отдельных продуктов ИКТ на все население той или иной страны. Как правило, это делалось с пропагандистской целью. Ленин в Советской России разворачивает государственную программу ликбеза - ликвидации безграмотности, «лишь для того, чтобы каждый крестьянин, каждый рабочий мог самостоятельно, без чужой помощи, читать наши декреты, приказы, воззвания» [Цит. по: 1]. Гитлер инициировал программу дешевого радио для каждой семьи, затем установил тотальный контроль над радио, перекрыв доступ к нему всем своим оппонентам и активно использовал его в своей пропаганде [17]. Но то были отдельные страны, единичные программы. Так, например, Гитлер смог продвинуть программу по радио, но от программы телевидения для страны он отказался, поскольку это оказалось дорого. Даже развитие технологий инфокоммуникаций во второй половине ХХ в., казалось, делало их доступными лишь очень богатым людям, богатым корпорациям, ведь потребителями ИКТ были элиты - ничтожная доля всего населения планеты. При таком ограниченном количестве потребителей
рынку инофокоммуникаций было бы трудно окупить материальные и интеллектуальные ресурсы, требуемые для его производства, следовательно, узкий круг потребителей можно признать тормозом их прогресса.
«Современный мир это, прежде всего, мир технологий, мир, где покупают и продают продукты интеллектуального труда» [18]. В этом мире инфокоммуникационные технологии не только окупаются, но и приносят невероятные дивиденды, что обусловлено глобальностью этого рынка не только в географическом отношении, но и, что важно, его доступностью всему населению [21, С. 297-304]. В современном мире внезапно появился глобальный запрос на то, что совсем недавно рассматривалось как элитарное потребление (как продукт для избранных).
ИКТ: Миллиардное количество пользователей
Капитализация, или рыночная стоимость подразумевает оценку стоимости фирмы на основе рыночной стоимости ее акций и облигаций [24]. Разница в капитализации таких компаний, как Facebook и например Газпром, состоит не только в том, что Facebook легко и быстро обошла блестящую компанию Газпром, но и в том, что структура капитализации Газпрома включает в себя буровые установки, специализированный транспорт, базы обеспечения, инфраструктуру. Газпрому принадлежит Единая система газоснабжения России, которая включает в себя: 156,9 тыс. км магистральных газопроводов и отводов, 6,1 тыс. км конденсат-продуктопроводов, 268 компрессорных станций общей мощностью 44,8 млн кВт, 24 объекта подземного хранения газа и 6 комплексов по переработке газа и газового конденсата [24]. То есть Газпром состоит из трубопроводов, месторождений, заводов, патентов и, конечно же, людей - человеческого капитала. Стоимость подобных компаний затрагивает и вопрос геополитики - война, в которую вовлечены многие страны, существенно сказывается на капитализации. В то же время в стоимость Facebook не заложена ни война, ни та инфраструктурная база, которая выстраивается годами и даже десятилетиями. Капитализация Facebook - это человеческий капитал, программы, патенты и база пользователей. Стоимость Facebook - это оценка виртуального продукта, складывающаяся во многом именно из количества пользователей этого продукта. Причем компания Марка Цукерберга начала лавинообразно завоевывать пользователей с самого момента запуска программы: уже через год к Facebook присоединилось более 3 млн пользователей. Это лишь один из примеров невероятных рекордов скорости достижения такого уровня стоимости компании. Такова специфика именно этой области и именно этого времени.
На сегодняшний день мировой доход инфокоммуникационных компаний приближается к 1,5 трлн $ / год, а вклад информационного сектора в ВВП развитых стран - к 40 %; 60-70 % новых рабочих мест в развитых странах связаны сегодня с той или иной формой обработки информации. [5]. Современные темпы развития отрасли ИКТ в мире в 8 раз выше, чем темпы развития добывающих отраслей [6]. Это было невозможно до тех пор, пока не возникло информационное пространство, поскольку построение реального сектора экономики требует физически другого времени. Газопровод проложить за полтора месяца нельзя и нельзя в столь короткий срок построить завод. Мы входим в информационную эру, где превалируют новые «способы передачи информации», мы живем в «электронном обществе» и подходим к «виртуальной экономике», движущей силой которой стала информация, мы уже существуем в условиях «глобальной информационной экономики» [14]. Перед нами открывается новое состояние экономики и социальной действительности как отражение другой реальности, и эта реальность - существующая как совокупное достижение всех инфокоммуникационных монстров (поисковиков, социальных сетей и т.д.) - глобальная база пользователей.
Мы привели примеры статистики, говорящей о мировых трендах, причем скорее о трендах развитых стран. Здесь хотелось бы отдельно остановиться на рассмотрении ситуации, возникшей в современной России.
Трансформация приоритетных направлений в области экономики поставила под удар страны, живущие в основном за счет сырья. Конкретно для России очевидную важность имеет диверсификация экономики, т. е. переориентация сырьевой по преимуществу экономики на развитие инновационных технологий и производство высокотехнологичных продуктов. Стало понятно, что для подъема экономики в современных условиях нужно развивать отрасль ГГ. Здесь вновь возникают вопросы: какие технологии и какие продукты следует производить? Вопрос заключается в том, что любое такое развитие - процесс, требующий планирования на период времени не менее 5 лет, а как правило, и более (это время прохождения изобретения от стадии научно-технической разработки до промышленного производства). Ведь в создавшейся специфической ситуации, когда скорость научно-технического прогресса достигла такого уровня, что коренные изменения происходят многократно на протяжении жизни одного поколения, повлиял на многие аспекты реальной жизни. Один из важнейших моментов состоит в том, что в совершенно ином свете предстает задача прогнозирования путей дальнейшего развития [22]. Для реализации поставленной задачи в России была выработана «Стратегия развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014-2020 г. и на перспективу до 2025 г.», реализация которой должна содействовать снижению зависимости экономики страны от сырьевого экспорта за счет увеличения экспорта продукции отрасли информационных технологий до $11 млрд, повышению производительности труда за счет ускоренного внедрения информационных технологий в важнейшие сферы экономики и улучшению общего инвестиционного климата в России [11].
Кроме этого, Стратегия ставит своей задачей на ближайшее десятилетие обеспечить рост объема производства отечественной продукции и услуг в сфере информационных технологий с 270 до 620 млрд руб., а для этого нужно увеличить количество высокотехнологичных рабочих мест в российской отрасли информационных технологий с 300 тыс. мест в 2012 г. до 700 тыс. мест к 2020 г. [11]. 22 декабря 2015 г. состоялся форум «Интернет-экономика». В.В. Путин, выступая на данном форуме, заметил, что коммерческий сегмент сети динамично растет и на сегодняшний день объем рынка, связанный с интернетом, составляет 16 % ВВП. По итогам обсуждений тематических круглых столов были сформулированы и представлены основные тезисы развития интернет-среды и связанных с ней отраслей экономики России в формате предложений по реализации долгосрочной «Программы развития российской части информационно-телекоммуникационной сети интернет» и единое экспертное мнение по проблемным точкам и точкам роста интернет-экономики [19].
Эффект скорости и глобальности
Специфической особенностью цифровых технологий является высокая скорость и глобальность распространения. В действительности достаточно высокую скорость развития и вовлечения населения мы наблюдаем в транспорте (автомобили, авиация, железные дороги). Однако, несмотря на столь стремительное развитие транспорта, транспортная инфраструктура (дороги, аэропорты и т. д.) требует гигантских затрат, которые выражаются в ресурсах, человеческом капитале, и, главное, - это временные затраты. Именно поэтому, спустя десятилетия, а для некоторых видов транспорта - даже столетия, транспортный охват все еще не является глобальным. Аэропорты и железные дороги не пронизывают всю планету.
Специфика же инфокоммуникаций заключается в том, что за несколько лет они смогли охватить все население планеты, причем независимо от их уровня развития: от цивилизованных, живущих в достатке жителей Западной Европы до самых бедных африканских племен. Отсюда вытекает и невероятная капитализация Facebook, ведь их клиентская база - все население планеты. Кроме того, глобальная вовлеченность инфокоммуникационных технологий в различные сферы приводит к удешевлению продукта, в то время как другие современные проекты, как, например, создание транспортной инфраструктуры, построение электростанции, проекты газо- и нефтедобычи, даже создание мест развлечений требуют все больших и больших вложений. Так, например, построение Сиднейского оперного театра потребовало вложений, превышающих первоначальный расчет в 15 раз [16]. Картина непрерывного снижения цен, наблюдаемая в отрасли инфокоммуникаций, не оставляет сомнений. К примеру, стоимость 1 Мбайта памяти микросхем показывает, что в 1977 г. за те же деньги можно было купить полдома, спустя десять лет - только рубашку, к началу нашего века стоимость 1 Мбайта памяти микросхем сравнялась с почтовой маркой или даже листом бумаги. Подобный тренд мы можем наблюдать и в изменении стоимости вычислительной мощности (1 млн. операций в секунду): 1978 г. - $ 480; 1985 г. - $ 50; 1995 г. - $4 [6]. В новом информационном обществе процесс удешевления продукта позволяет увеличить клиентскую базу, мгновенно доводя ее до глобального уровня. Невероятная скорость и тотальное распространение технологий и средств инфокоммуникаций придает дополнительный импульс цифровой экономике.
Выводы
Как видно из вышесказанного, в связи со всепроникающим характером инфокоммуникационных технологий и их внедрением во все сферы экономической жизни, радикальные изменения претерпевают как форма существования экономики, так и ее существо. Все это происходит с небывалой в прежние исторические эпохи скоростью. Движение в этом направлении продолжает на наших глазах происходить и, так же как до сих пор никто не предсказал того, с чем человечество столкнулось в современных реалиях, так же мы не беремся предсказывать дальнейшие последствия этого тренда. С некоторой степенью уверенности можно только утверждать, что в ближайшем будущем нас ожидают еще более радикальные изменения.
Литература
1. АнненковЮ. П. Дневник моих встреч: Цикл трагедий / Предисл. Е. И. Замятина: В 2 т. Л.: Искусство, 1991. Т.2.303 с
2. Быркова Е. Статистика интернет-торговли в странах мира: основные тенденции и показатели //http://planetasmi.ru/blogi/comments/33174.html (дата обращения 14.04.2016)
3. Благовещенский А. В России насчитали 30 миллионов интернет-покупателей // Российская газета //www.rg.ru/2014/03/20/pokupateli-site.html (дата обращения 14.04.2016)
4. Карр Н.Дж. Блеск и нищета информационных технологий. Почему ИТ не являются конкурентным преимуществом / Пер. А. Кириченко. М.: Секрет фирмы, 2005
5. Колбанёв М. О. Технология информационного общества // https://a2608a7b3f632983e12a35e39ce30005c0ff42c0.googledrive.com/host/0B4XiZyOtqTpzcmMwaXR1TEhnY Тд/01_%В0%Л2%В0%Б5%В1%85%В0%БВ%В0%ББ%В0%ББ%В0%ББ%В0%Б3%В0%Б8%В1%8Р%20 %В0%В8%В0%ВВ%В1%84%В0%ВЕ%В1%80%В0%ВС%В0%В0%В1%86%В0%В8%В0%ВЕ%В0%ВВ%
D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2 %D0%B0.pdf (дата обращения 14.04.2016)
6. Копылов А. М., Унтила А. Л. Тенденции развития информационно-коммуникационных технологий (интеграция сетей электросвязи, компьютерных сетей и телерадиовещания). Кишинёв, 4-6 мая 2010 г. // www.itu.int/ITU-D/tech/events/2010/ RDF_EUR/ Presentations/ Session0/ RDF10_EUR_ Presentation_AKopylov_ 1.pdf (дата обращения 14.04.2016)
7. Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют», в частности, Биткойн 27 января 2014 года Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Пресс -служба // http://www.cbr.ru/press/PR.aspx?file=27012014_1825052.htm
8. Платон. Федр // Платон. Собрание сочинений: В 4 т. М.: Мысль, 1993. Т. 2. С. 186
9. По итогам 2014 года российский рынок онлайн-торговли составил 713 млрд руб. // http://www.akit.ru (дата обращения 14.04.201б)
10. Попсулин С. Рынок онлайн-торговли в России показал рост в рублях и в долларах // http://internet.cnews.ru/news/top/rynok_onlajntorgovli_v_rossii_pokazal (дата обращения 14.04.2016)
11. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года // http://minsvyaz.ru/ru/documents/4084/].
12. Тодоров В., Айзятулова И. Facebook привезли 200. Рыночная капитализация социальной сети Facebook впервые превысила $200 млрд // http://www.gazeta.ru/business/2014/09/09/6207737.shtml (дата обращения 14.04.2016)
13. Указание Банка России от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162480
14. Уэбстер Ф. Теории информационного' общества. М.: Аспект-Пресс, 2004 // http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000690/st000.shtml (дата обращения 14.04.2016)
15. Facebook установила рекорд скорости // http://www.kommersant.ru/doc/2767846 (дата обращения 14.04.2016)
16. Фливобьорг Б., Ротенгаттер В., Брузелиус Н. Мегапроекты: История недостроев, перерасходов и прочих рисков строительства. М.: Альпина Диджитал. 2013.
17. Хазанов Б. Творческий путь Геббельса // www.magazines.russ.ru/october/2002/5/haz.html (дата обращения 14.04.2016)
18. Ходорковский М. Интеллектуальный потенциал и экономический рост России: возможности и пределы // http://rbis.su/article.php?article=4 (дата обращения 02.03.2016)
19. Шаляпин А. Итоги форума «Интернет-экономика-2015 // http://www.vestifinance.ru/articles/65771 (дата обращения 14.04.2016); RT / Прямой эфир: 22 дек. 2015 г. Прямая трансляция. Президент РФ Владимир Путин принимает участие в пленарном заседании первого российского форума «Интернет-экономика»
20. Шестакова И. Г. Инновационные посредники и их роль в ускорении НТП // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 4-2 (66). С. 215-217.
21. Шестакова И. Г Современное развитие ИКТ: экономические и социальные аспекты // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2015. № 4. С. 297-304
22. Шестакова И. Г. Человек и социум в новой реальности инфокоммуникационного мира / Национальный минерально-сырьевой университет «Горный». СПб, 2015. 133 с.
23. Электронные деньги набирают популярность в России. Вести-Экономика. 19.05.2014 10:13 // http: //www .vestifinance.ru/articles/42889
24. Экономический словарь // http://abc.informbureau.com/html/eaieoaeecaoess.html (дата обращения 14.04.2016)
25. e-Commerce User Index 2014 // http://markswebb.ru/e-commerce/e-commerce-user-index/ (дата обращения 14.04.2016).
26. KILLFISH внедряется в киберпространство bitcoin // http://killfish.ru/news/616.html
27. Rushkoff D. Life Inc: How Corporatism Conquered the World, and How We Can Take It Back. Random House Trade Paperbacks; unknown edition (January 4, 2011), 384 p.
28. Standage T. The Victorian Internet. New York, 1998. P. 167-168.
References
1. Annenkov Yu. P. Diary of my meetings: Cycle tragedies / Predisl. E. I. Zamyatina: In 2 t. L.: Art, 1991. T. 2. 303 with
2. Byrkova E. Internet trade statistics in the countries of the world: main tendencies and indicators of //http://planetasmi.ru/blogi/comments/33174.html (date of the address 4/14/2016)
3. Blagoveschensky A. Russia has counted 30 million Internet buyers//the Russian newspaper //www.rg.ru/2014/03/20/pokupateli-site.html (date of the address 4/14/2016)
4. Carrhae N. J. Blesk and poverty of information technologies. Why IT aren't competitive advantage / Lane of A. Kirichenko. M.: Secret of firm, 2005
5. Kolbanyov M. O. Technology of information society //https:// a2608a7b3f632983e12a35e39ce30005c0ff42c0.googledrive.com/host/ 0B4XiZyOtqTpzcmMwaXR1TEhnYTQ /01_%D0%A2%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D 0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0% BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BE%D0%B 1%D 1 %89%D0%B5%D 1%81 %D 1 %82%D0%B2%D0 %B0.pdf (date of the address 4/14/2016)
6. Kopylov A. M., Untila A. L. Tendencies of development of information and communication technologies (integration of networks of telecommunication, computer networks and TV and radio broadcasting). Chisinau, on May 4-6, 2010//www.itu.int/ITU-D/tech/events/2010/RDF_EUR/Presentations/Session0/RDF 10_EUR_Presentation_AKopylov_1 .pdf (date of the address 4/14/2016)
7. About use at transactions of "virtual currencies", in particular, Bitcoin on January 27, 2014 the Central bank of the Russian Federation (Bank of Russia). Press service//http://www.cbr.ru/press/PR.aspx?file=27012014_1825052.htm
8. Platon. Fedr//Platon. Collected works: In 4 t. M.: Thought, 1993. T. 2. Page 186
9. Following the results of 2014 the Russian market of online trade has made 713 billion rubles//http://www.akit.ru (date of the address 4/14/2016)
10. Popsulin S. The market of online trade in Russia has shown growth in rubles and in dollars//http://internet.cnews.ru/news/top/rynok_onlajntorgovli_v_rossii_pokazal (date of the address 4/14/2016)
11. Strategy of development of branch of information technologies in the Russian Federation for 2014-2020 and on prospect till 2025//http://minsvyaz.ru/ru/documents/4084/].
12. Todorov V., Ayzyatulova I. Facebook was brought by 200. Market capitalization of Facebook social network has for the first time exceeded $200 billion//http://www.gazeta.ru/business/2014/09/09/6207737.shtml (date of the address 4/14/2016)
13. The indication of the Bank of Russia from 10/7/2013 No. 3073-U "About implementation of cash calculations"//www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162480
14. Uebster F. Theories information' societies. M.: Aspekt-Press, 2004//http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000690/st000.shtml (date of the address 4/14/2016)
15. Facebook has set a speed record//http://www.kommersant.ru/doc/2767846 (date of the address 4/14/2016)
16. OnHBo6bopr B., Rotengatter V., Bruzelius N. Megaprojects: History HegocrpoeB, overexpenditures and other risks of construction. M.: Alpina Didzhital. 2013.
17. Hazanov B. Career of Goebbels//www.magazines.russ.ru/october/2002/5/haz.html (date of the address 4/14/2016)
18. Khodorkovsky M. Intellectual potential and economic growth of Russia: opportunities and limits//http://rbis.su/article.php?article=4 (date of the address 3/2/2016)
19. Shalyapin A. Forum results "Internet-ekonomika-2015//http://www.vestifinance.ru/articles/65771 (date of the address 4/14/2016); RT / Air: 22 Dec. 2015. Live broadcast. The Russian President Vladimir Putin takes part in plenary session of the first Russian forum "Internet economy"
20. Shestakova I. G. Innovative intermediaries and their role in acceleration of NTP//Historical, philosophical, political and jurisprudence, cultural science and art criticism. Questions of the theory and practice. 2016. No. 4-2 (66). P.215-217.
21. Shestakova I. Modern development of ICT: economic and social aspects//Economy and ecological management. 2015. No. 4. P. 297-304
22. Shestakova I. G. of People and society in new reality of the infocommunication world / National mineral and raw university "Gorny". SPb, 2015. 133 pages.
23. Electronic money gains popularity in Russia. Vestie Economy. 5/19/2014 10:13//http: //www.ve stifinance .ru/article s/42889
24. Economic dictionary//http://abc.informbureau.com/html/eaieoaeecaoess.html (date of the address 4/14/2016)
25. e-Commerce User Index 2014//http://markswebb.ru/e-commerce/e-commerce-user-index/ (date of the address 4/14/2016).
26. KILLFISH takes root into bitcoin//http://killfish.ru/news/616.html cyberspace
27. Rushkoff D. Life Inc: How Corporatism Conquered the World, and How We Can Take It Back. Random House Trade Paperbacks; unknown edition (January 4, 2011), 384 p.
28. Standage T. The Victorian Internet. New York, 1998. P. 167-168.
Статья поступила в редакцию 20.04.2016 г.