ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В ИНФОКОММУНИКАЦИЯХ
ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И БАЗОВЫХ ПРИЗНАКОВ НОВОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УКЛАДА
Т.А. Кузовкова, профессор кафедры «Цифровая экономика, управление и бизнес-технологии» МТУСИ, д.э.н., [email protected];
О.И. Шаравова, доцент кафедры «Цифровая экономика, управление и бизнес-технологии» МТУСИ, к.э.н., [email protected];
Д.В. Кузовков, доцент кафедры «Цифровая экономика, управление и бизнес-технологии» МТУСИ, к.э.н., [email protected]
УДК33+65 (075.8)_
Аннотация. В статье представлены результаты систематизации признаков нового технологического уклада, раскрыта сущность понятия цифровой экономики, ее компоненты и связь с информационным обществом. На основе выявления принципиально новых технологий обоснованы закономерности и этапы цифрового развития экономики и общества во взаимосвязи с этапами научно-технического прогресса инфокоммуникаций.
Ключевые слова: технологический уклад; информационное общество; цифровая экономика; инфокоммуникации; научно-технический прогресс (НТП); закономерности цифрового развития; этапы цифрового развития.
IDENTIFICATION OF REGULARITIES OF DIGITAL ECONOMY DEVELOPMENT AND BASIC SIGNS OF THE NEW TECHNOLOGICAL STRUCTURE
T.A. Kuzovkova, professor of the «Digital economy, management and business technology» department MTUCI, doctor of economics;
O.I. Sharavova, associate professor of the «Digital economy, management and business technology» department MTUCI;
D. V. Kuzovkov, associate professor of the «Digital economy, management and business technology» department MTUCI
Annotation. The article presents the results of the systematization of the signs of a new technological structure, reveals the essence of the concept of the digital economy, its components and its relationship with the information society. Based on the identification of fundamentally new technologies, the regularity and stages of the digital development of the economy and society are substantiated in conjunction with the stages of scientific and technological progress in infocommunications.
Keywords: technological structure; information society; digital economy; infocommunications; scientific and technical progress; regularity of digital development; stages of digital development.
Введение
Во второй половине XX века человечество вступило в эпоху глобальных перемен, оно перешло к следующей стадии своего развития - информационному обществу. Сегодня информация является ключевым фактором развития экономики в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости [1-4, 10]. На фоне проникновения инфокоммуникационных технологий (ИКТ) и развития инфокоммуникационных процессов в отраслях экономики развиваются такие формы ведения хозяйственной деятельности как
интернет-магазины, интернет-банки, платежные системы, появляются новые виды денежных знаков (виртуальные валюты), т.е. строится «цифровая экономика».
Расширенный подход к этому понятию определяет, что цифровая экономика - это социально-экономическая деятельность, построенная на основе электронной коммерции, электронного денежного обмена и использующая в производстве и потреблении товаров и услуг цифровые технологии. Как правило, под данными терминами подразумевают работу электронных сервисов, ориентированных на реализацию электронных товаров и услуг, зачастую с обменом электронными деньгами между участниками электронных сделок [1, 12].
Систематизация закономерностей развития цифровой экономики на основе базовых признаков нового технологического уклада
Информационное общество - историческая фаза развития цивилизации, в которой важнейшими продуктами производства являются информация и знания. На этой стадии происходит всеобщая информатизация общественной жизни, доля информационных продуктов и услуг в экономике и валовом внутреннем продукте стран становится весьма существенной, создаются глобальное информационное пространство и цифровая экономика, широко используются технологии электронного государства, электронной демократии, электронные социальные и хозяйственные сети [5, 13]. В последнее десятилетие произошел информационный взрыв - 90% всех мировых данных созданы в течение последних двух лет, а порядка 1 трлн взаимодействующих в мире электронных устройств генерируют свыше 2,5 квинтлн (1018) байт информации в сутки. Применение электронных ресурсов стало дешевле материальных носителей ресурсов производства: основных средств, трудовых ресурсов [18].
С годами роль сети интернет и ИКТ в современном бизнесе возрастает. Стало возможным использование виртуальных корпораций, состоящих из нескольких партнеров по бизнесу, объединяющих свои производственные ресурсы и капиталы для осуществления процесса производства товаров и услуг. В виртуальной корпорации ресурсы бизнес-партнеров объединяются для реализации поставленной цели лишь виртуально, т.е. физически оставаясь на своих прежних местах, тем самым происходит значительная экономия производственных ресурсов и создается дополнительная стоимость с минимальными затратами. Конечно, функционирование виртуального предприятия возможно лишь при наличии развитых и надежных телекоммуникаций и информационных систем [17].
Понятие «цифровая (электронная) экономика» возникло в начале 90-х гг. XX в. после публикации в 1994 г. книги Дона Тапскотта «Электронно-цифровое общество» [15]. Первым термин «цифровая экономика» (digital economy) употребил в 1995 г. американский ученый из Массачусетского университета Николас Негропонте для разъяснения преимуществ новой экономики по сравнению со старой в связи с интенсивным развитием информационно-коммуникационных технологий.
Число пользователей интернета в цифровой экономике растет в геометрической прогрессии, ИКТ проникают в нашу жизнь, происходит цифровая революция, сейчас мы находимся в активной фазе ее развития. Век новых технологий диктует свои правила в сфере услуг и рынка информационных изобретений. Уже сегодня ни одни общественные отношения не складываются без интернета, связи и компьютера. Эти вещи упрощают нашу жизнь и помогают в реализации наших целей.
Цифровая экономика вводит также в оборот виртуальные деньги, способствующие сокращению ненужной работы, времени и росту производительности, замене бумажных денег на оцифрованные. Благодаря такому развитию технологий значительно быстрее растет сфера электронной торговли. Цифровые системы повышают оперативность и точность доставки продукции, а нарушителей можно легко найти по IP-адресу, номеру карты, или, в конце концов, странице в социальных сетях.
В утвержденной в России «Стратегии развития информационного общества РФ на 20172030 гг.» приводится следующее определение цифровой экономики: «цифровая экономика -это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные
в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг» [13].
Цифровая экономика - это деятельность, непосредственно связанная с развитием цифровых компьютерных технологий, в которую входят сервисы по предоставлению онлайн-услуг, электронные платежи, интернет-торговля, краудфандинг и прочее. Большинство авторов научных публикаций о сущности цифровой экономики связывают ее с интернетом, мобильной связью и ИКТ, с электронной коммерцией, интернет-банкингом, электронными платежами, интернет-рекламой, облачными технологиями и технологиями работы с BigData, областью электронных товаров и услуг, основанной только на цифровых технологиях [11, 16].
Общемировое распространение интернета и подвижной связи способствовало развитию социальных сетей и мессенджеров. В результате распространения цифровых технологий меняются не только социально-экономические процессы, но и сам уклад жизни общества, приобретая черты информационального. Развитие информационного общества тесно связано с построением экономики цифрового типа и общей роботизацией на основе использования ИКТ. Фактически развитие ИКТ ведет к трансформации характера экономики постиндустриального типа в экономику информационального типа [5]. Основные технологии цифровой революции, представленные на рис. 1 укрупненными блоками, характеризуются ростом интенсивности их развития и использования в экономике и обществе.
Рисунок 1
В перспективе основные тенденции развития цифровой экономики и информационного общества коснутся четырех базовых блоков (рис. 2).
Повсеместное использование сети интернет привело к созданию глобальных сетевых бизнес-структур, включающих потребительские сети, сети поставщиков и производителей, сообщества по технологии и стандартам. Это, в конечном итоге, обеспечивает снижение издержек производства и интеграцию производственных ресурсов, приводя к более рациональному их использованию и более полному удовлетворению пользователей.
Интернет вещей. Облачные технологии. Роботизация. Искусственный интеллект. Математическое моделирование. Технология блокчейн. Киберфизические системы. Сквозные технологии. Технологии открытого производства.
1 г V
Большие данные. Безбумажные технологии. Аддитивные технологии. Туманные вычисления. Беспилотные технологии. Мобильные технологии. Биометрические технологии. Квантовые технологии. Суперкомпьютерные технологии. Технологии идентификации.
Рисунок 2
Современная цифровая экономика является продуктом развития информационного общества за последние тридцать - тридцать пять лет. Первым шагом в развитии цифровой экономики стало появление глобальной компьютерной сети интернет с начала 80-х гг. XX века, которая постоянно росла, увеличивая количество подключенных пользователей. Изначально интернет использовался для передачи электронной почты, позже при расширении сети - для передачи данных, а в 1994 г. был открыт первый интернет-магазин и запущена система интернет-банкинга, позволяющая оплачивать счета за коммунальные услуги, интернет, телефон, совершать платежи по кредитам и осуществлять переводы третьим лицам, не отходя от своего персонального компьютера. Это послужило началом развития электронной торговли (электронной коммерции), в которую крупный бизнес начал инвестировать средства. Появление интернет-магазинов и систем интернет-банкинга послужило переходом цифровой экономики к следующему этапу развития.
Вторым шагом развития цифровой экономики стало массовое дуплицирование существующих в реальности хозяйствующих субъектов экономики (фирм, магазинов, торговых сетей, банков) в виртуальный мир. За счет свободного доступа к сети интернет новые формы хозяйственной деятельности открывают свои «онлайн» представительства, увеличивая тем самым дополнительный сбыт своей продукции и прибыли, вводится электронная составляющая бизнеса. Появляются сначала виртуальные банки, магазины, офисы, главной особенностью которых становится отсутствие физического отделения, затем виртуальные товары и электронные деньги. Под виртуальными товарами имеются в виду товары, которые можно приобрести в интернет-магазине в электронной форме, т.е. в виде файлов (программное обеспечение, электронные книги, компьютерные игры и т.д.).
Развитию электронной коммерции, основанной на идеях Ф. Махлупа о глобальной информационной технологии, способствовали развитие и конвергенция связи и информатики, создание новых стандартов (EDIFACT, WWW, ISO9000), единого сетевого языка, системы доменных имен, протокола Internet Relay Chat, технологий высокоскоростной передачи данных DSL, ADSL, создание глобальной сети интернет, и новой электронной среды WWW [16]. За период 2010-2018 гг. объем электронной торговли в России увеличился в 4,5 раза при росте доли трансграничной торговли с 8 до 40%. Основным результатом данного этапа развития цифровой экономики является создание хозяйствующими субъектами электронных форм ведения бизнеса. Увеличение объемов продаж электронной экономики повлекло за собой появление электронных
6
денег. Таким образом, цифровая экономика получила свою собственную, отличную от реальной экономики, денежную систему, что позволяет резко ускорить темпы экономического роста.
Выделение начальных этапов развития цифровой экономики за последние 40 лет дает основание для поиска характерных признаков проявления закономерности и оценки этапов цифрового развития. Для определения закономерностей цифрового развития используем критерий, предлагаемый В.И. Яковцом: «При исследовании закономерностей смены поколений техники необходимо выделять принципиально новые поколения, формирующие научно-техническое направление, выражающее содержание революционного переворота в данной области техники» [1 9]. Использование указанного принципа - появления кардинально новых технических средств, линий, сетей связи и степень глубины интеграции с ЭВМ, позволило определить характерные черты этапов развития связи и информатики и выделить этапы НТП в сфере связи и информатики, послужившие теоретической основой технологического развития инфокоммуникаций [5].
Для выявления закономерностей цифрового развития на основе НТП должны быть выделены периоды времени, для которых характерны не только новые поколения техники и технологий, но и появление принципиально новых форм организации производства и реализации товаров и услуг, новых элементов производственных ресурсов, новых форм коммуникаций производителей и потребителей, населения и государственного управления, определяющих очередной качественно новый этап в технологическом развитии. «Закономерности развития отраслей и секторов экономики обусловлены процессом постоянного совершенствования техники и технологии производства, которые в свою очередь являются следствием разрешений во времени противоречия между формой развития продукта (услуг) и их содержанием» [5].
Начало каждого этапа цифрового развития может быть рассмотрено через разрешение противоречия между функциями действующей техники, технологии и новой формой организации их производства и потребления, способствующей приведению формы производимых продуктов в соответствие их новому содержанию [6, 7]. Принципиально новое поколение инфокоммуникационных, цифровых, квантовых, био- и нанотехнологий позволит привести в соответствие социальные и физиологические потребности человека с техническими возможностями жизнедеятельности. В табл. 1 представлено авторское представление этапов цифрового развития, которое охватывает более длительный период времени, чем этапы НТП в инфокоммуникациях, и более глубокие преобразования экономики и общества.
Если первый, второй и третий этапы цифрового развития по сущности и времени соответствуют 5-му и 6-му этапам научно-технического развития инфокоммуникаций [5], то последующие этапы цифрового развития углубляют степень информационной проницаемости и использования инфокоммуникационных, цифровых, нано-, био- и бизнес-технологий в экономике и социуме и конкретизируют направления формирования информационного общества. Пройденные этапы цифрового развития и закономерности цифровой революции, охватившей мир в 1960-х гг. и продолжающейся до сих пор, послужили основой формирования экономического фундамента информационного общества - цифровой экономики.
Для последующих этапов цифрового развития экономики и общества важно не только принципиально новые технологии, но и масштабы их применения. Если для третьего этапа цифрового развития характерно локальное (секторальное) использование ИКТ, цифровых платформ, интернета вещей, умных городов, разработка типовых услуг и сайтов, создание электронных управленческих, производственных и социальных сетей, то на четвертом этапе осуществляется повсеместная и всеобъемлющая цифровая трансформация экономики и социума, межотраслевая и региональная интеграция цифровых инфраструктур и сервисов, роботизация и цифровизация производства, способствующие применению индустриального интернета, предоставлению услуг и выполнению части производственных процессов в электронной форме, формированию электронных систем государственного управления, образования, медицины, услуг [7].
Таблица 1
Номер этапа и период
Принципиально новые технологии и масштабы их _применения_
Социально-экономические последствия
Этап 1 1975-1990 гг.
Глобальная компьютерная _сеть интернет._
Интернет-магазин, интернет-банкинг. _Электронная торговля._
Этап 2 1991-2010 гг.
Широкополосный мобильный доступ к сети интернет. ИКТ, цифровые, облачные технологии. ИКТ знания и навыки.
Дуплицирование хозяйствующих субъектов в виртуальный мир. Электронные формы бизнеса, услуг,
товаров, виртуальные магазины, _виртуальные деньги._
Этап 3 2011-2020 гг.
Интернет вещей, сетевая форма организации бизнеса и управления. Достаточная и безопасная инфокоммуникационная инфраструктура. ИКТ компетенции.
Локальное (секторальное) использование ИКТ, цифровых платформ, электронных услуг, интернета вещей, умных городов. Электронные управленческие, производственные и социальные сети. Типовые услуги и сайты государственного и муниципального управления, образования, медицины, обслуживания пользователей.
Этап 4 2021-2030 гг.
Цифровая трансформация экономики и социума. Межотраслевая и региональная интеграция цифровых инфраструктур и сервисов, роботизация и цифровизация _производства._
Индустриальный интернет, электронная форма услуг, производственных операций. Роботизация. Электронная система государственного управления, образования, медицины. Интегральные услуги.
Этап 5 2031-2040 гг.
Единое национальное информационное пространство. Экономическая модель производства товаров и услуг на основе обеспечения персональных потребностей.
Массовые функциональные сервисы с интеллектуальной составляющей. Интегральный цифровой контур здравоохранения, образования, управления. Интегральное цифровое производство и трансграничное бизнес-пространство. Экономическая модель рационального производства по прогнозным потребностям товаров и услуг _и объемам ресурсов._
Этап 6 2041-2050 гг.
Цифровая экономика информационного общества, единое международное информационное пространство.
Глобализация экономики и социума, международные ресурсы, интегральное цифровое производство и международное бизнес-пространство.
На пятом этапе цифрового развития должно быть создано единое национальное информационное пространство и реализована экономическая модель производства товаров и услуг на основе обеспечения персональных потребностей, что способствует массовому применению функциональных сервисов с интеллектуальной составляющей и функционированию интегрального цифрового контура здравоохранения, образования, управления, интегрального цифрового производства и трансграничного бизнес-пространства.
На этом этапе цифрового развития внедрение киберфизических систем, квантовых сетей и сквозных технологий, новых поколений беспроводной связи, в том числе узкополосной для интернета вещей, гиперконвергентных решений и искусственного интеллекта позволит перейти к индивидуальному производству, требования к продукту которого устанавливаются конкретным потребителем, т.е. к новой экономической модели, называемой сервисной, клиентоориентированной. В экономической модели цифровой экономики, ориентированной на потребителя, «человеку будут предлагать не товар, а услугу. Не автомобиль, а поездку на дачу в наиболее подходящем для конкретных условий автомобиле, с учетом количества членов семьи, домашних животных, расстояния, сложности дороги, привычного уровня комфорта» [2]. Информацию о клиенте и его потребностях может дать интернет вещей (IoT), который станет основой новой ориентированной на клиента экономики. «IoT открывает перед компаниями новые возможности, позволяя существенно повысить эффективность внутренних процессов, поднять на новый уровень взаимодействие с клиентами и экосистемой» [2]. Новая экономическая модель характеризуется заранее определенными потребностями в товарах и услугах и объемами производственных ресурсов, что обеспечит рациональное использование всех природных ресурсов в производственных целях, не наносящее вреда окружающей среде.
Шестой этап цифрового развития означает функционирование цифровой экономики информационного общества в едином международном информационном пространстве, в котором реализуются принципы глобализации экономики и социума, международных ресурсов, интегрального цифрового производства и международного бизнес-пространства.
Проникновение ИКТ в экономическую деятельность и социум способствует изменению характера труда (повышение роли интеллектуального творческого труда), характера занятости (работа удаленно, посредством современных ИКТ), повышению общих требований к уровню образования и профессиональным компетенциям (превыше всего начинают цениться знания и информация, умение их преподнести, своевременно обработать и воспользоваться ими), характера бизнес-процессов, которые уходят в онлайн. Основной задачей на данном этапе развития человеческого общества является усовершенствование технологических платформ информационных систем, их повсеместное распространение, обеспечение информационной безопасности цифровых экономических систем, общая цифровизация общества.
На наш взгляд, цифровая экономика является сложно структурированным еще не сформировавшимся объектом, находящимся в становлении и развитии [3, 10, 11]. Хотя уже можно выделить основные компоненты (секторы) цифровой экономики:
• электронная торговля (электронная коммерция) как новый вид торговли осуществляется через интернет в виртуальных магазинах с помощью электронных виртуальных денег. Предметом электронной торговли может быть практически любой продукт - товар, услуга, недвижимость, банковский продукт и т.д. Для покупателя ценность электронной торговли заключается в экономии времени на поиск и покупку нужного товара, для продавца - в потенциальной возможности охватить своей торговлей большее количество покупателей;
• электронный маркетинг - это информационно-аналитическая и экспертно-исследовательская деятельность компании по выбору конкурентной позиции на рынке, стратегии продвижения и распределения товара, рекламной и ценовой политики с учетом всей совокупности факторов внешней и внутренней среды в условиях риска и неопределенности на основе использования сетевых инфокоммуникационных систем и технологий;
• электронный банкинг представляет собой технологию предоставления банковских услуг на основании распоряжений, передаваемых клиентом удаленным образом с использованием компьютерных технологий и телефонных сетей;
• индустриальный (промышленный) интернет вещей (IoT) - это сеть сетей, состоящих из уникально идентифицируемых объектов (устройств, датчиков, коммутационного оборудования), способных взаимодействовать друг с другом без вмешательства человека, через 1Р-подключение. Использование индустриального интернета вещей подразумевает
9
создание комплексного решения, объединяющего информационные процессы с производственными, системами логистики и безопасности на основе датчиков и интеллектуальных систем.
Внедрение киберфизических систем и технологий интернета вещей оказывает кардинальное влияние на экономическую модель информационного общества посредством перехода к персональному производству товаров и услуг под индивидуальные требования потребителя или конкретного заказчика. За счет индивидуального взаимодействия экономических агентов экономическая деятельность по производству товаров и услуг становится более эффективной вследствие рационального использования ресурсов и оптимизации спроса и предложения. Использование индустриального интернета способно перестроить экономические и производственные процессы, исключить из ряда действий и операций участие человека, повысить производительность труда, энергоемкость и конкурентоспособность производства, обеспечить рост экономики предприятий и государства в целом.
Для отслеживания процесса формирования цифровой экономики необходим комплекс показателей, характеризующих объемы электронной торговли, долю людей, имеющих доступ к интернету и заказывающих товары и услуги в электронном формате; долю результатов экономической деятельности, осуществляемой в цифровом формате, уровень компьютерных навыков населения, цифровых компетенций работников.
Рисунок 3
В современных условиях становления цифровой экономики уже проявилась целая совокупность закономерностей цифрового развития (рис. 3):
• доминирующая роль ИКТ, цифровизация экономики - развитие ИКТ приводит к трансформации экосистемы и структуры экономики, моделей и форм ведения бизнеса, изменяются цепочки создания ценности (стоимости) и поведение потребителей. ИКТ из
средства автоматизации бизнес-процессов превращаются в технологическую среду развития бизнеса и способствуют повышению стоимости акций компаний;
• организационные структуры приобретают виртуальный и интегральный характер корпораций, кооперативной деятельности нескольких участников, ресурсы которых, физически оставаясь на местах, объединяются виртуально и обеспечивают экономию производственных ресурсов и дополнительную стоимость с минимальными издержками;
• финансовые операции, денежные расчеты и платежи приобретают сетевой и виртуальный характер, что способствует экономии издержек финансовых, банковских структур и денежных институтов;
• развитие бизнес-сетей (сетевые системы продаж, партнеров) с помощью интерактивной системы коммуникаций на смену традиционным вертикально интегрированным компаниям приходят глобальные сообщества добавленной стоимости, аутсорсинг и краудсорсинг, происходит формирование виртуальных компаний и сетевых сообществ, образуется экономическое пространство без границ;
• возрастание роли корпоративных знаний и экономики знаний - основным невещественным активом компании и средством поддержания преимуществ и конкурентоспособности становятся инновации, интеллектуальный и управленческий потенциал. На производстве неуклонно растет доля информационных ресурсов и его информационного сегмента;
• возросший уровень суверенитета потребителя и увеличение его влияния на производство - с развитием интерактивных коммуникаций и интернета потребитель получил большие возможности выбора наилучших предложений товаров и услуг на рынке, расширились формы отношений между поставщиками и потребителями благодаря подгонке под желания потребителей предложений и их совместной разработке;
• на основе широкомасштабного индустриального использования интернета вещей часть функций производственных процессов приобретает электронную форму, позволяющую на основе электронной формы документации и 3.0-принтеров получить вещественный продукт;
• цифровизация сферы услуг и электронная коммерция ведут к приобретению электронной формы заказов и оплаты услуг, виртуализации денежной системы, дистанционности электронного образования, медицинской диагностики и лечения, государственного и корпоративного управления;
• глобализация экономики - на основе ИКТ создается единое финансово-экономическое пространство, благодаря которому развиваются глобальные рынки товаров, услуг, трудовых ресурсов и капитала.
Систематизация закономерностей становления цифровой экономики указывает на проявление совокупности базовых признаков нового технологического уклада, представленных на рис. 4. Базовыми признаками нового технологического уклада являются: электронная и дистанционная форма услуг системы управления, торговли, обслуживания, медицины, образования, культуры; электронная форма производственных функций в производстве вещественных продуктов; виртуальность финансовых расчетов и денег, ведущих к исчезновению существующей денежной системы; интегральность и глобальность бизнеса, способствующих стиранию границ отраслей и государств; сетевая и корпоративная организация экономической деятельности и социума за счет инфокоммуникационного характера производства.
Электронная форма услуг
Дистанционная форма услуг системы управления, торговли, обслуживания, медицины, образования, культуры
Электронная форма функций производства Индустриальный интернет вещей, искусственный разум, роботизация Рост доли информационных ресурсов при снижении вещественных основных и оборотных средств
Виртуальность финансовых расчетов и денег
Электронные деньги и Исчезновение наличных
финансовые ресурсы денег и расчетов
Интегральность и глобальность бизнеса Стирание границ отраслей и государств, кооперативная система бизнеса Дополнительная стоимость с минимальными издержками
Сетевая форма производства и потребления
Сетевой и виртуальный принцип Синергия
организации экономики и социума эффективности
Рисунок 4
Заключение
Проведенная систематизация закономерностей развития цифровой экономики указывает на необходимость формирования ее понятийного аппарата и методологии измерения как уровня цифрового развития, так и эффективности использования факторов и результатов производства с учетом доминирования электронной формы факторов и результатов экономической деятельности, сетевой организации производства товаров и услуг, виртуализации финансовой системы, синергии эффективности сетевого виртуального принципов организации экономики и социума.
Литература
1. Борисова О.В. Основные тенденции развития цифровой экономики // РИСК-Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция, 2019. - № 1. - С. 128-131.
2. Гассман О. Бизнес-модели: 55 лучших шаблонов / О. Гассман, К. Франкерберг, М. Шик. - М.: Албпина Паблишер, 2016. - 432 с.
3. Индикаторы цифровой экономики: 2018: статистический сборник. - М.: НИУ ВШЭ, 2018. -268 с.
4. Кузовкова Т.А. Оценка роли инфокоммуникаций в национальной экономике и выявление закономерностей ее развития // Системы управления, связи и безопасности, 2015. - № 4. - С. 2668.
5. Кузовкова Т.А., Тимошенко Л.С. Анализ и прогнозирование развития инфокоммуникаций. -2-ое изд., перераб. и доп. - М.: Горячая линия - Телеком, 2016. - 162 с.
6. Кузовкова Т.А., Салютина Т.Ю., Шаравова О.И. Трансформация задач и показателей статистики инфокоммуникаций в условиях цифрового развития экономики и общества // Методические вопросы преподавания инфокоммуникаций в высшей школе, 2018. - № 4. - С. 916.
7. Володина Е.Е., Девяткин Е.Е. Интернет вещей: тенденции и перспективы развития. В книге: Мобильный бизнес: перспективы развития и реализации систем радиосвязи в России и за рубежом сборник материалов (тезисов) XXXVIII международной конференции РАЕН. 2016. -С. 16-17.
12
8. Кузовкова Т.А., Салютина Т.Ю., Шаравова О.И. Эволюция показателей статистики инфокоммуникаций в условиях мирового цифрового развития / В Сборнике: Технологии информационного общества. Сборник трудов XIII Международной отраслевой научно-технической конференции, 2019. - Т. 2. - С. 382-384.
9. Кузовкова Т.А., Шаравова О.И. Причины формирования новой модели бизнеса в сфере инфокоммуникаций // Век качества, 2016. - № 2. - С. 40-51.
10. Купер Р. Дж. Седьмое чувство. Под знаком предсказуемости: как прогнозировать и управлять изменениями в цифровую эпоху. - М.: Эксмо, 2017. - 400 с.
11. Маркова В.Д. Цифровая экономика: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 186 с.
12. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. - № 1632-р.
13. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденная Президентом Российской Федерации от 9 мая 2017 г. - № 203. - 186 с.
14. Свон М. Блокчейн. Схема новой экономики. - М.: Олимп-Бизнес, 2017. - 235 с.
15. Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество. - К.: «INT - press», - М.: «Рельф-бук», 1999. -432 с.
16. Цифровая экономика. Учебник для вузов / И.А. Хасаншин, А.А. Кудряшов, Е.В. Кузьмин и др. - М.: Горячая линия -Телеком, 2019. - 288 с.
17. Шаравова О.И. Проблемы оценки финансового положения виртуального предприятия // Экономика и качество систем связи, 2017. - № 1 (3) . - С. 16-24.
18. Шваб К. Четвертая промышленная революция. - М.: Эксмо, 2016. - 230 с.
19. Яковец В.И. Ускорение научно-технического прогресса. Теория и экономический механизм. - М.: Экономика, 1988. - 382 с.
ОБОСНОВАНИЕ ЭВОЛЮЦИИ КРИТЕРИЕВ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ
ЭКОНОМИКИ И ОБЩЕСТВА
Т.А. Кузовкова, профессор кафедры «Цифровая экономика, управление и бизнес-технологии» МТУСИ, д.э.н., [email protected];
Е.Г. Кухаренко, декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» МТУСИ, к.э.н., [email protected];
Т.Ю. Салютина, заведующий кафедрой «Цифровая экономика, управление и бизнес-технологии» МТУСИ, д.э.н., [email protected]
УДК33+65 (075.8)_
Аннотация. В статье рассматриваются причины и условия эволюции критериев и показателей цифрового развития, результаты установления закономерности смены, расширения перечня и содержания показателей цифрового развития. Для информационно-аналитического обеспечения процессов цифровой трансформации секторов экономики и социума обоснованы три этапа цифрового развития и соответствующие целевые критерии формирования цифровой экономики.
Ключевые слова: цифровая экономика; инфокоммуникационные технологии; цифровое развитие; этапы цифрового развития; показатели и критерии цифрового развития.
SUBSTANTIATION OF THE CRITERIA EVOLUTION OF DIGITAL DEVELOPMENT
OF THE ECONOMY AND SOCIETY
T.A. Kuzovkova, professor of the «Digital economy, management and business technology» department MTUCI, doctor of economics;