Научная статья на тему 'Торговый топос в пространстве цифры: предельное выражение глобализации'

Торговый топос в пространстве цифры: предельное выражение глобализации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
428
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ECONOMY / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL PROGRESS / THE ONTOLOGY OF DIGITAL SPACE / TOPOS / GLOBALIZATION / ONLINE TRADE / ECONOMIC STRUCTURE / ЭКОНОМИКА / ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / ОНТОЛОГИЯ ЦИФРОВОГО ПРОСТРАНСТВА / ТОПОС / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УКЛАД

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шестакова И. Г.

В данной статье рассматривается технические сверхвозможности цифрового пространства в экономике. Пространство цифры стирает границы территорий, нивелирует национальную самобытность, размывает все возможные барьеры, противопоставляющие одних людей другим будь то языковые, религиозные, расовые разграничения, предубеждения или неприязнь между народами. Интернет охватывает огромную часть торговых услуг, где все происходит совершенно в других формах, новых для многотысячелетнего существования человечества разумного. В действительности сфера купли-продажи и прежде претерпевала достаточно глубокие изменения, но можно предположить, что то, что происходит в современной действительности, а именно переход торговли в виртуальное пространство, есть нечто качественно иное, чем те трансформации, которые можно было наблюдать на протяжении всей человеческой истории. Невозможно предвидеть, чем это отзовется. Произойдет ли цивилизационный сдвиг, или смещение парадигмы существования экономики. С известной долей вероятности можно лишь утверждать, что в ближайшем будущем нас ожидают еще более радикальные изменения. Несмотря на то, что развитие средств инфокоммуникаций ускоряет глобализацию именно переход торговли в интернет, по мнению автора, дает предельное выражение глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trading topos in the space of digit: the ultimate expression of globalization

This article discusses the technical sverhvozmozhnosti digital space in the economy. Space figures erases the border areas, levels of national identity, blurs all the possible barriers, contrasting some other people whether linguistic, religious, racial differentiation, prejudice or hostility between nations. Internet covers a large part of commercial services, where everything takes place entirely in other forms for the new millennia of human existence is reasonable. In fact, the scope of the sales and above underwent fairly profound changes, but we can assume that what is happening in today's reality, namely, the transition of trade in virtual space, there is something qualitatively different than those of transformation, which could be seen throughout human history. It is impossible to predict what it will respond. Will there be a shift of civilization, or the existence of a paradigm shift of the economy. With a certain probability we can only say that in the near future we expect even more radical change. Despite the fact that the development of info-communications means it accelerates the globalization of trade in the transition to the Internet, according to the author, it gives the ultimate expression of globalization.

Текст научной работы на тему «Торговый топос в пространстве цифры: предельное выражение глобализации»

УДК 330.16+316.628.2

Торговый топос в пространстве цифры: предельное выражение глобализации

Канд. филос. наук, доцент Шестакова И.Г. Irina_Shestakova@inbox.ru

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный» 199106, Россия, Санкт-Петербург, Васильевский Остров, 21 линия, д. 2

В данной статье рассматривается технические сверхвозможности цифрового пространства в экономике. Пространство цифры стирает границы территорий, нивелирует национальную самобытность, размывает все возможные барьеры, противопоставляющие одних людей другим - будь то языковые, религиозные, расовые разграничения, предубеждения или неприязнь между народами. Интернет охватывает огромную часть торговых услуг, где все происходит совершенно в других формах, новых для многотысячелетнего существования человечества разумного. В действительности сфера купли-продажи и прежде претерпевала достаточно глубокие изменения, но можно предположить, что то, что происходит в современной действительности, а именно переход торговли в виртуальное пространство, есть нечто качественно иное, чем те трансформации, которые можно было наблюдать на протяжении всей человеческой истории. Невозможно предвидеть, чем это отзовется. Произойдет ли цивилизационный сдвиг, или смещение парадигмы существования экономики. С известной долей вероятности можно лишь утверждать, что в ближайшем будущем нас ожидают еще более радикальные изменения. Несмотря на то, что развитие средств инфокоммуникаций ускоряет глобализацию именно переход торговли в интернет, по мнению автора, дает предельное выражение глобализации.

Ключевые слова: экономика, инфокоммуникационные технологии, научно-технический прогресс, онтология цифрового пространства, топос, глобализация, интернет-торговля, экономический уклад.

Б01:10.17586/2310-1172-2016-9-4-37-43

Trading topos in the space of digit: the ultimate expression of globalization

Ph.D. Shestakova I.G. Irina_Shestakova@inbox.ru National Mineral Resources University (Saint-Petersburg, Russia) 199106, Saint-Petersburg, Vasilevsky Ostrov, 21st line, 2

This article discusses the technical sverhvozmozhnosti digital space in the economy. Space figures erases the border areas, levels of national identity, blurs all the possible barriers, contrasting some other people - whether linguistic, religious, racial differentiation, prejudice or hostility between nations. Internet covers a large part of commercial services, where everything takes place entirely in other forms for the new millennia of human existence is reasonable. In fact, the scope of the sales and above underwent fairly profound changes, but we can assume that what is happening in today's reality, namely, the transition of trade in virtual space, there is something qualitatively different than those of transformation, which could be seen throughout human history. It is impossible to predict what it will respond. Will there be a shift of civilization, or the existence of a paradigm shift of the economy. With a certain probability we can only say that in the near future we expect even more radical change. Despite the fact that the development of info-communications means it accelerates the globalization of trade in the transition to the Internet, according to the author, it gives the ultimate expression of globalization.

Keywords: economy, information and communication technologies, scientific and technological progress, the ontology of digital space, topos, globalization, online trade, economic structure.

С древнейших времен торговля являлась важнейшей частью социальной жизни, взаимообмена, взаимопроникновения культур, идей (в том числе религиозных и научных), мощным стимулом к познанию, географическим открытиям, т.е. важнейшим средством трансферта и развития цивилизация в ее общечеловеческом, глобальном смысле. Со времен Древней Месопотамии торговые пути были местом обмена информацией о технологических достижениях, распространения культурных кодов. К примеру, походы Мухаммеда с караванами дали миру новую религию, японцы благодаря встрече с португальцами познали цивилизацию. Британский археолог Гордон Чайлд отмечает, что археологические культуры и распространение типов вещей и обычаев связаны не с этническими группами, а с торговлей и культурными заимствованиями [15, С. 250]. В своем труде «Арийцы» он указывает на два обстоятельства, способствовавших прогрессу

человечества, - войны и торговля. Цивилизации каменного века получили свое развитие благодаря «оплодотворению торговлей». [15, C. 222]. По мнению исследователя, «распространение искусства выплавки железа в Центральной Европе, как и металлургии вообще, произошло благодаря торговле». [15, C. 156]. Являясь связующим звеном мирового информационного пространства, торговля тем самым представляла собой элемент глобализации.

Понятие глобализации вошло в обиход сравнительно недавно. Явное указание на появление глобального мирового рынка мы встречаем в одном из писем Маркса Энгельсу, датированных концом 1850-х гг.: «Теперь мировой рынок существует на самом деле. С выходом Калифорнии и Японии на мировой рынок глобализация свершилась». [1, С.192]. К концу ХХ столетия все большую актуальность приобретает термин «глобальная деревня», введенный Маршаллом Маклюэном полсотни лет назад для обозначения сближения стран мира в одну гигантскую паутину средств массовой информации. В середине XX в. с развитием новых средств связи сложились такие коммуникационные условия, когда стала возможна мгновенная передача информации с любого континента в любую точку мира — весь земной шар «сжался» до размеров деревни [7].

Глобализация в ее предельном абсолютном выражении

Свое предельное выражение глобализация получает в последние десятилетия в важном сегменте бытия -в торговле.

Активно развивающиеся цифровые технологии второй половины XX века открывают торговле новое пространство существования - виртуальный мир, с последующим вытеснением классического вида торговли. [16, С. 50]. К концу XX века интенсивная международная торговля, о которой писал Маркс, переместившись в цифровое пространство, приобретает глобальные масштабы, поскольку произошла глобализация рынка - не только с точки зрения географии, но и, что важно, демографически.

В 2004 году в рамках Генеральной Ассамблеи S-24/2 на специальной сессии, посвященной вопросам достижения социального развития для всех в эпоху глобализации, было провозглашено то, что сегодня каждому представляется очевидным: «Глобализация и продолжающийся быстрый технический прогресс открывают невообразимые в прошлом возможности для социального и экономического развития». [11].

Интернет-экономика становится темой правительственного уровня. В декабре 2015 года проходил Первый российский форум «Интернет - экономика», на котором прозвучало выступление Президента. [9].

Абсолютная глобализация в торговле как сегменте бытия выражается в двух аспектах - это тотальная доступность для всех любой информации и уничтожение всех возможных границ.

1. Тотальная доступность всем всего.

Наличие интернета, распространившегося по всему глобусу, не взирая ни на расы, ни на финансовое состояние предоставляет возможность любому человеку находить любой интересующий товар в любое время в любой точке земного шара (развитие всемирной паутины предоставляет каждому пользователю практически неограниченный выбор товаров и услуг на мировом уровне). При этом выбор и приобретение происходит с максимальным комфортом. Удовольствие приносит как легкость, удобство и эстетичность скрин-шопинга, так и возможность мгновенно просмотреть отзывы о товаре и, самое главное, совершение покупки «одним кликом», расположившись в своем уютном кресле.

Такие бонусы накладываются на очевидную выгоду торговли в виртуальном пространстве - сокращение затрат на выставочное пространство, а значит, удешевление продукта. Все это в совокупности позволяет увеличить клиентскую базу, мгновенно доводя ее до глобального уровня. И вот мы уже существуем в условиях «глобальной информационной экономики». [13].

Покупка в интернете для многих все еще остается гипотетической возможностью, люди по инерции продолжают делать покупки в классических магазинах, но статистика указывает на неумолимый рост покупок в виртуальном сегменте. Сделав однажды удачную покупку в интернете, сложно противостоять соблазну этой «невыносимой легкости», и возврат к классическому виду покупки вряд ли возможен.

Это касается как жителей мегаполисов, имеющих в доступности магазины и офисы продаж, привыкших считать свои время и деньги, так и жителей отдаленных, малонаселенных мест, для которых уже привычны девайсы и интернет, но не всегда доступны торговые центры.

Сегодня весь мир стремится к удобству, на первый план выходят покупки или продажи online. Вряд ли кто-то сможет отказаться от этого.

2. Интернет-пространство уничтожает все границы.

В идее глобализации некоторые исследователи видят окончание прежней национальной истории. [14].

Однако многие аспекты бытия имеют мощное сопротивление претенциозно победоносному шествию глобализации: государства укрепляют границы, все больше ресурсов вкладывается в поддержание национального языка.

Совсем иную ситуацию мы видим в виртуальном пространстве и, следовательно, в новом топосе торговли, предоставленном этим пространством. Предоставленная цифровым пространством возможность

любому человеку в любой точке земного шара найти и купить любой товар стирает границы территорий, нивелирует национальную самобытность, размывает все возможные барьеры, так или иначе противопоставляющие одних людей другим, в чем бы это ни выражалось, - будь то языковые, религиозные, расовые разграничения, предубеждения или неприязнь между народами. Барьер появляется лишь в случае перемещения товара через реальную границу и столкновения его с системой таможенных пошлин. [12].

Таким образом, глобализация в интернет-торговле близка к своему чистейшему, предельному выражению. И возникает вопрос: достигнет ли глобализация своего предельного выражения и в других сегментах бытия, таких как образование, медицина, наука, сфера отдыха? Продлевая современный тренд - ответ очевиден.

Снижение обывательской мобильности

Глобализация в торговле, когда средства коммуникаций ограничены, подразумевает физическое перемещение продавцов товара, которые с глубокой древности перемещались по миру в поисках товаров и рынков сбыта, так складывались торговые пути. Но времена купцов с караванами навьюченных верблюдов остались в прошлом.

Тенденцией современности стало смещение торговли в новую онтологическую реальность - в интернет. Современный покупатель все реже идет в поисках товара в торговый центр и все чаще остается у экрана компьютера (смартфона). Цифровому пространству интернет-магазина отдают предпочтение, как любители шопинга, так и потенциальные покупатели жизненно важных товаров. Благодаря развитию средств инфокоммуникаций и системы логистики физическое перемещение людей в торговых целях сокращается, что приводит к изменениям глобальной инфраструктуры.

Уже сегодня говорят о феномене «смерти расстояния». Обслуживание клиентов в цифровой среде сводит к минимуму зависимость стоимости товара от расстояния, на котором находится потребитель. [5].

Цифровые технологии расширяют и преобразуют возможности и способности человека, создают открытое пространство общения. Имея доступ в интернет и, не имея ничего более, можно реализовать себя в профессии, найти источник дохода и жить полноценной социальной жизнью. Всем известен пример Стивена Хокинга, английского физика и популяризатора науки, который, несмотря на страшный недуг, на десятки лет приковавший его к креслу, ведет активную социальную и научную жизнь. Т.е., для социализации вовсе не обязательно существование в пространстве рынка/площади. Сегодня достаточно (а может быть, даже необходимо) существование в интернет-пространстве.

Можно предположить, что поколение-next перестанет рассматривать покупку как необходимость перемещения куда-либо в реальном пространстве. Опустошение торговых центров, сокращение горожан, спешащих на рынки и в магазины, а также снижение нагрузки на транспортную инфраструктуру - вот важные последствия кибер-торговли, которые влекут за собой изменение городской среды.

Изменение городской среды

Два фокуса этой трансформации - городская среда и городские жители. В цифровой цивилизации традиционная торговля подвергается сильнейшему конкурентному давлению. И мы становимся свидетелями связанных с этим изменений городской инфраструктуры. Важно так же, что город информационного мира наполняется другими людьми с другими интересами, задачами, целями.

Исторически города являлись местом осуществления торговли. Становились и крепли там, где проходили торговые пути, такие города, как Вена, Великий Новгород, Константинополь и множество других. [3, С.5]. Первичной функцией древних городов Востока, возникавших, как правило, в неспособной прокормить городское население пустыне, было предоставление торговой площадки - места обмена товарами, рынка для караванов. Существует мнение, что начальный капитал для строительств городских сооружений, таких как храмы, дороги, мосты, крепости, мог быть собран только благодаря торговле и войнам. [6, С. 100-109].

И на протяжении всего существования урбанистической цивилизации концепция градостроения выстраивалась таким образом, чтобы оптимально обустроить торговлю. Значительное место в топосе города занимал рынок. Этот важнейший элемент городской жизни основан на укладе и стереотипах поведения, учитывающих стремление людей к посещению торговых мест. Это центр социальной жизни, центр цивилизации и культуры.

Мы знаем, как любил базарную площадь Сократ; обязательным элементом знакомства с культурой Парижа является прогулка по Блошиному рынку; понять же культуру и цивилизацию Востока без посещения базара просто невозможно. Это место всегда обладало невероятной притягательностью, здесь у человека была возможность общаться, познавать новое, учить других и учиться самому.

Поведение людей сопричастно и подчинено торговому топосу

Для ощущения образа городской жизни можно обратиться к литературной классике. Если события в произведении разворачиваются в городе, то в центральной его части по обыкновению сосредоточен рынок.

Главная улица ведет к рыночной площади. Все в этом месте, в особенности в выходной день (день торговли), подчинено своему укладу, люди спешат за покупками или чтобы продать товары. Состоятельные дамы в лучших нарядах.

Из века в век складывалась картина городской жизни - из конкретных стереотипов и привычек поведения отдельных людей, их сословных различий, а также магазинов, торговых рядов, лавок, которые так же прочно занимали свое место в городском укладе.

Научно-технический прогресс внес коррективы в традиционные устои. В XX веке под нашествием цивилизации вытесняется и трансформируется значение рынка. Местом притяжения становятся торговые центры, которые теперь выполняют функции рынка. Большой уютный павильон становится не просто местом, где можно что-то купить. Это и развлекательный комплекс, место проведения выходных с семьей или с друзьями, место социализации.

Новый топос привлекает концентрацией зон отдыха, ресторанов и кафе с разнообразной кухней и, конечно же, бесконечной вереницей бутиков, супермаркетов, магазинов. Замена рынков торговыми центрами стала одним из первых шагов в изменении городской среды.

Центральная часть большинства городов до сих пор обустраивается в расчете на то, что там будет идти торговля. Но это время бесконечно позади нас. С конца ХХ столетия торговля постепенно перемещается за пределы исторического центра, и связаны эти тенденции с массовым распространением автомобилей. Автомобилизация вымывает торговлю из центра города, новые большие торговые площадки появляются на окраинах (условных границах города в их урбанистическом смысле).

XXI век предоставляет новый тренд - перенос торговли в виртуальное пространство. Вместо современных торговых центров, в которых происходила классическая торговля, на окраинах города множатся склады, с которых курьеры доставляют товары, выбранные и заказанные через интернет. По современной статистике, за последние несколько лет посещаемость торговых салонов сократилась на 20 %. Конечно, можно ссылаться на экономический кризис, но интернет-торговля вносит все больший вклад в это сокращение.

Правильно сформированная логистика интернет-продаж сокращает затраты на предоставление услуг -не нужно содержать огромные здания и армию персонала, т.е. велика вероятность исчезновения торговых центров со всей их атрибутикой. Это приведет не только к проблемам окупаемости огромных вложений в эти центры, но и к модификации лиц городов, стиля жизни и стереотипов поведения людей.

Изменение городской среды возможно в силу двух причин. Во-первых, жители городов, где все подчинено торговле — особые люди, образ жизни которых выстраивается вокруг их главного интереса - купля-продажа. Такие люди на протяжении всей истории человечества заполняли городские улицы и кварталы, контактировали друг с другом и создавали городскую среду. Сегодня же из городской среды исчезает такое звено, как покупатель, точнее человек, находящийся в городской среде с целью покупки-продажи, изменяется психологический портрет человека городского пространства.

Во-вторых, трансформируется сам облик городской среды, городского пространства в его инфраструктурном смысле. Значимость торгового топоса в центральной части города девальвируется. В местах торговли (рынках, магазинах) уже нет необходимости. Происходит исчезновение некого важнейшего места в социальном смысле.

К примеру, сегодня центр городской торговли Санкт-Петербурга, - в первую очередь, памятник федерального значения, находится под охраной ЮНЕСКО, сохраняет все архитектурные пропорции XVIII века. В здании Гостиного Двора половина площадей сдается в аренду для проведения перфоменсов, а также владельцам различных кафе и ресторанов.

Морфология городского топоса затронула не только торговые места. Пространственные трансформации просматриваются в банковской системе, мощный толчок формирования которой был дан экономическим становлением эпохи капитализма. Банки занимали красивейшие дворцы, директора имели возможность нанять лучших архитекторов, пример тому - здание Ассигнационного банка на канале Грибоедова в Санкт-Петербурге. До сих пор под банковские офисы выстраиваются роскошные архитектурные шедевры, их можно встретить во многих городах мира [8].

В этом смысле банки являются не только продуктом развития мировой экономики, но и важнейшим элементом городской среды, городской культуры, и в какой-то мере - двигателем прекрасного, драйвером эстетики. Перенос денежно-финансовых операций в виртуальную плоскость, возможно, задаст тенденцию сокращения банковских офисов, что, несомненно, изменит городскую среду.

Примерно так трамваи вытеснили конную тягу, при всем сопротивлении корпорации конников, оставшихся лишь на страницах исторических хроник и в качестве развлечения для туристов. Притом что когда-то конники, кареты, люди на повозках были на улицах повсюду, составляя значимый элемент городской среды, картины быта и уклада городской жизни.

Возможно, и кибер-пространство изменит инфраструктуру и наше привычное существование.

Это лишь некоторые аспекты изменений в экономической инфраструктуре, связанной с преобразованием торгового топоса. Тех изменений, которые повлекли за собой трансформацию городской

среды. Подобные трансформации можно наблюдать и в исчезновении реальных бирж как элемента жизненного уклада города, а также многих других важных городских объектов. Можно предполагать, что это повлечет за собой необратимые и еще более выразимые последствия.

Изменение/трансформация образа жизни, стереотипов поведения, повседневности/быта

Новый пласт в сфере торговли, интерактивное виртуальное пространство привносит колоссальную трансформацию в сам процесс покупки/продажи, а следовательно, в образ жизни, меняя стереотипы поведения, всю картину повседневности. Человек в этом процессе проявляется в двух ипостасях.

Одна сторона этого процесса - покупатель (все население земного шара), Роль покупателя в процессе изменения образа жизни

С точки зрения покупателя важно отметить экономическую и социальную функции торговли. Участие в торговле (когда-то в процессе торгового обмена) всегда была существенной частью жизни быта и повседневности каждого индивида и общества. В этом просматривается обрядовый элемент, связанный с культурно-цивилизационными традициями. Сегодня же именно этот обряд подвергается трансформации.

Во-первых, изменились роли в домашнем ведении хозяйства. Покупки через интернет предпочитают делать мужчины. В это занятие старшее поколение вовлекает и детей. Классический портрет покупателя очень быстро меняется. Поскольку отношения покупатель-продавец всегда были важнейшим элементом социальной жизни, следует говорить об изменении характера социальных отношений.

Во-вторых, из бытовой рутины исчезает трата времени на перемещение за покупками, стояние в очередях, отчасти уходит развлекательный элемент - посещение торгового центра и много другое.

В-третьих, меняется стиль жизни, стереотипы поведения (в социальном смысле) конкретных людей. Ведь шопинт это и особая психология, и стиль жизни, и «привычка к перемене мест» при перемещении из одной торговой точки другую. Все это также подвержено трансформации, когда люди, занимаясь скрин-шопингом, остаются дома.

В-четвертых, происходит обеднение социальной жизни. Несомненно, новые формы торговли приносят огромное благо: удобно, быстро, дешево, глобально. Однако во многом это утрата: утрачиваются функции торговли, существовавшие с Античности, утрачиваются профессии и социальные роли. Современный человек, вместо того чтобы быть участником городской среды, ходить в торгово-развлекательные центры (или на торговую площадь, как в древности), сидит дома у компьютера. Это реальная утрата является ценой прогресса и всего нового. Для поколений, воспитанных на традиционных формах торговли, это особенно заметно. При замене покупки в магазине интернет-заказом пожилой человек может испытывать дискомфорт, его сокрушения о потере того, с чем он был связан, вполне обоснованы.

Другая роль человека в этом процессе - продавец - торговое сословие. Роль торговца в процессе изменения образа жизни

Торговля - сложный бизнес. Сегодня это огромный сектор не только экономики, но и рынка труда. В этот бизнес вовлечены как продавцы, кассиры, так и люди, занимающиеся закупками, стратегическими вопросами бизнеса, а также люди, предоставляющие торговые площади. Особое давление со стороны цифровой реальности чувствуют представители первой группы этого бизнеса. Данный профессиональный кластер участников торгового процесса вымывается, заменяясь автоматами. От второй группы участников торгового бизнеса всегда требовались особые знания, способности. Для этой страты изменился характер труда. Она получила во владение новый инструментарий, другой уровень доступа к информации, новые требования к знаниям и компетенциям, подразумевающие умение работать в условиях цифрового пространства. И наконец, третья составляющая этого процесса, владельцы торговых площадей, интересы которых затрагиваются напрямую. Торговля как некий актив, включающий в себя склады, ритейл, заказы, логистику. Если уровень потребления не снизится, то все останется, кроме конечного пункта назначения товара — магазина.

Это фантазии, или Все уже было...

Рассмотренные здесь проблемы, возможно, звучат как фантазии. Ведь доля интернет-торговли не является сравнимой. В России этот показатель пока еще ничтожно мал по сравнению с другими развитыми странами. Доля интернет-продаж в РФ на 2013 год составляла менее одного процента от всей розничной торговли (для сравнения — в Британии эта цифра превышает 10 %). [2]. Тем не менее, однажды сделав удачное приобретение через интернет, люди продолжают делать это вновь и вновь, понимая, что покупка опНпе позволяет сэкономить время и деньги. Виртуальная сеть, как ни одна другая существовавшая платформа, позволяет с такой легкостью достучаться до потенциального потребителя, соблазнив его еще в момент, когда он этого не желает [17, С. 300]. При этом нужно осознавать, что Россия отличается от других стран только запаздыванием по времени. Для примера вспомним конец 90 -х: когда в Японии даже школьники ходили с мобильными телефонами, в России огромные мобильники были только у новых русских в красных пиджаках, но все изменилось радикально уже через несколько лет.

Однако есть мнение, известное нам со времен царя Соломона, что все уже было. [4, С. 611-619]. Действительно, мы неоднократно были свидетелями ситуации, когда новации вытесняли что-то предшествующее им. Всем известен пример из развития сферы развлечений, когда кино пришло на смену театру, телевидение - на смену кино, интернет - на смену телевидению, при этом мы наблюдаем параллельное существование всех этих видов развлекательных технологий1.

Возможно, подобная ситуация сложится и в сфере торговли. В параллельном существовании будут пребывать и рынки, и торговые центры, и интеренет-магазины.

При этом нужно отметить, что уже сегодня практически вытеснена классическая библиотека. Явную тенденцию перехода в интернет-пространство имеет сфера социальных услуг. В подавляющем большинстве исчезли билетные кассы. В интернет-пространство уходят газетные и журнальные издательства. Крупнейшее британское издание "Independent", имея 10 миллионов читателей, в 2015 году выпускала бумажный тираж 25 тыс. экземпляров. Это соотношение уже означало лишь номинальное сосуществование бумажной формы выпуска газеты. В марте 2016 года данное издательство прекратило свою работу и полностью перешло в онлайн. Таким образом, надвигающиеся реалии этого быстро развивающегося мира, так или иначе, приводят к постановке ряда вопросов.

Что может произойти? Какие могут быть последствия в социальной жизни: как изменятся стереотипы поведения, как преобразится городская среда, в особенности человеческий фактор? Как трансформируется городская инфраструктура, система экономики, рынка труда? Может ли этот мощный пласт изменений спровоцировать Цивилизационный сдвиг? К чему это приведет? Приведет ли накопление этих изменений к качественно иной ситуации? Найдет ли новая ситуация свое отражение в новых понятиях, таких как цифровое общество, информационное общество?...

Заключение. Как видно из вышесказанного, мы наблюдаем колоссальную трансформацию в торговле как важнейшем сегменте человеческого бытия.

Хотя эта сфера и прежде претерпевала достаточно глубокие изменения, однако в современной действительности переход торговли в виртуальное пространство — это нечто качественно иное, чем те трансформации, которые можно было наблюдать на протяжении всей человеческой истории.

Невозможно предвидеть, чем это отзовется. Произойдет ли цивилизационный сдвиг, или смещение парадигмы существования экономики. С известной долей вероятности можно лишь утверждать, что в ближайшем будущем нас ожидают еще более радикальные изменения.

Литература

1. Аттали, Ж. Карл Маркс. Мировой дух. — М., 2008, С.192

2. Быркова, Е. Статистика интернет-торговли в странах мира: основные тенденции и показатели. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: planetasmi.ru/blogi/comments/33174.html (дата обращения 14.04.2016)

3. Дом в России. Национальная идея. — М.: ОЛМА-Пресс, 2004. 408 с. С.5

4. Книга Екклезиаста или Проповедника // Библия. Книги священного писания ветхого и нового завета. Российское библейское общество, 2002. С. 611-619

5. Копылов, А. М., Унтила, А. Л. Тенденции развития информационно-коммуникационных технологий (интеграция сетей электросвязи, компьютерных сетей и телерадиовещания). Кишинев, 4-6 мая 2010 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.itu.int/ITU-D/tech/events/2010/RDF_EUR/Presentatiom/Session0/RDF10_EUR_Presentation_AKopyhv_Lpdf

6. Кузьмин, В. Торговый караван — локомотив цивилизации // Наука и жизнь. - 2011. — № 11. - С. 100-109

7. Маклюэн, М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего. - М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2005

8. Милишенкова, Е. Самые красивые здания зарубежных банков. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: finparty.ru/office_life/17046/ (20.04.16)

1 Аргумент, что кино появилось, а театры не умерли, недостаточно убедителен. В XIX веке основным наполнением общества было крестьянство, мещанство, купечество, с узкой прослойкой аристократии. Представители высшего общества посещали театры практически каждый день (аристократы даже имели персональные ложи). В литературной классике мы встречаемся с таким описанием поклонников театральной жизни: «Онегин входит... Двойной лорнет скосясь наводит... С мужчинами со всех сторон Раскланялся.» [10, С. 259]. Состоятельные люди позапрошлого столетия следили за театральной жизнью, ведь телевизора в те времена не было. Если бы перенести отсутствие ТВ и интернет на наше время, то практически все люди с удовольствием посещали бы театры, ведь современное городское население коренным образом поменялось. На фоне качественного изменения - сегодня это образованные, достаточно состоятельные люди, мы видим другую структуру - в основе лежит средний класс, являющийся потенциальным зрителем. Кроме того, число жителей в городах увеличилось в несколько раз. Можно предположить, что в современном городе, если бы не было домашних кинотеатров, то потребовалось бы увеличение театров и кинотеатров в десятки раз. Это, конечно, происходит, но несоразмерно увеличению количества людей, имеющих возможность их посещать.

9. Первый российский форум «Интернет — экономика» (21.04.16). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/50992

10. Пушкин, А. С. Евгений Онегин. — М.: Эксмо, 2003. 384 с.

11. Резолюция Генеральной Ассамблеи S-24/2. A/RES/S-24/2. Принята 15 дек. 2000 г., пункт 4 // 24-я специальная сессия Генеральной Ассамблеи. «Всемирный саммит по социальному развитию и другим вопросам: достижение социального развития для всех в эпоху глобализации». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N00/665/18/PDF/N0066518.pdf7OpenElement

12. Рожков, М. и др. Таможня заработает на посылках. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2860429

13. Уэбстер, Ф. Теории информационного общества. - М.: Аспект Пресс, 2004. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000690/st000.shtml

14. Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек. Перевод на русский язык: М. Б. Левин. - М.: 2004. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/6341

15. Чайлд, В. Г. Арийцы. Основатели европейской цивилизации. Пер. с англ. И.А. Емеца. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. — C. 250

16. Шестакова, И.Г. Онтологические основания экономики в цифровом обществе // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2016. № 2. С. 48-55.

17. Шестакова, И.Г. Современное развитие ИКТ: экономические и социальные аспекты // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2015. № 4. С. 297-304.

References

1. Attali, Zh. Karl Marx. World spirit. — M, 2008, S. 192

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Byrkova, E. Statistik of Internet trade in the countries of the world: main tendencies and indicators. [Electronic resource]. — Access mode: http: planetasmi.ru/blogi/comments/33174.html (date of the address 4/14/2016)

3. The house in Russia. National idea. — M.: OLMA-Press, 2004. 408 pages of Page 5

4. Ecclesiastes or Propovednik's book//Bible. Books of the Scripture of the Old and new testament. Russian bible society, 2002. Page 611-619

5. Kopylov, A. M., Untila, A. L. Tendencies of development of information and communication technologies (integration of networks of telecommunication, computer networks and TV and radio broadcasting). Chisinau, on May 4-6, 2010 [Electronic resource]. - Access mode: www.itu.int/ITU-D/tech/events/2010/RDF_EUR/Presentations/Session0/RDF10_EUR_Presentation_AKopylov_1.pdf

6. Kuzmin, Century. A trade caravan — the engine of a civilization//Science and life. - 2011. — No. 11. - Page 100-109

7. Maklyuen, M. Galaktika Guttenberga: Formation of the person printing. - M.: Academic project: Mir fund, 2005

8. Milishenkova, E. The most beautiful buildings of foreign banks. [Electronic resource]. - Access mode: http: finparty.ru/office_life/17046/ (20.04.16)

9. First Russian forum "The Internet — Economy" (21.04.16). [Electronic resource]. - Access mode: http://kremlin.ru/events/president/news/50992

10. Pushkin, A.S. Eugene Onegin. — M.: Eksmo, 2003. 384 pages.

11. Resolution of the General Assembly of S-24/2. A/RES/S-24/2. It is accepted 15 Dec. 2000, point 4//24th special session of the General Assembly. "The world summit on social development and other questions: achievement of social development for all during a globalization era". [Electronic resource]. - Access mode: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N00/665/18/PDF/N0066518.pdf? OpenElement

12. Horns, M., etc. The customs will earn on parcels. [Electronic resource]. - Access mode: http://www.kommersant.ru/doc/2860429

13. Webster, T. Theories of information society. - M.: Aspect Press, 2004. [Electronic resource]. — Access mode: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000690/st000.shtml

14. Fukuyama, F. Konets of history and last person. Translation into Russian: M. B. Levin. - M.: 2004. [Electronic resource]. — Access mode: URL: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/6341

15. Chayld, V. G. Aryans. Founders of European civilization. The lane with English I. A. Emetsa. — M.: CJSC Tsentrpoligraf, 2007. — C. 250

16. Shestakova, I.G. The ontologic bases of economy in digital society//the NIU ITMO Scientific magazine. "Economy and Ecological Management" series. 2016. No. 2. Page 48-55.

17. Shestakova, I.G. Modern development of ICT: economic and social aspects//NIU ITMO Scientific magazine. "Economy and Ecological Management" series. 2015. No. 4. Page 297-304.

Статья поступила в редакцию 16.11.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.