УДК 373.2
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Малышева Анжела Константиновна.
Россия, Красноярск, Красноярский государственный педагогический университет им. В. Астафьева, магистрант 3 курса по направлению «психологическое консультирование и психотерапия», [email protected].
Черенёва Елена Александровна.
Россия, Красноярск, Красноярский государственный педагогический университетам. В. Астафьева, научный руководитель, к.пс.н., доцент кафедры специальной психологии, директор Международного института аутизма, [email protected].
Аннотация. В статье обсуждается эффективность разработанной программы для развития познавательных способностей детей. Метод наглядно-образного моделирования эффективен для развития логики, а также для понимания соотношений. В то же время методы наглядно-образного моделирования не могут использоваться в качестве единственного средства познавательного развития, должны сочетаться с другими формами и методами.
Ключевые слова: наглядное моделирование, познавательные способности, дошкольный возраст, формирующий эксперимент.
A STUDY OF VISUAL-EFFECTIVE MODELING AS A MEANS OF DEVELOPING THE COGNITIVE ABILITIES OF OLDER PRESCHOOL
CHILDREN
Malysheva Angela Konstantinovna.
Russia, Krasnoyarsk, KSPU named after V. Astafyev, 3-year master student in the direction of "Psychological counseling and psychotherapy", [email protected].
Cherenevа Elena Aleksandrovna.
Russia, Krasnoyarsk, KSPU named after V. Astafyev, Scientific adviser- Ph.D., associate Professor of special psychology, the Director of International Institute of Autism, [email protected].
Abstract. Effectiveness of the developed program for children's cognitive abilities is discussed in the article. The method of visual-figurative modeling is effective for logic development, as well as for relationships understanding. At the same time, the methods of visual-figurative modeling cannot be used as the only means of cognitive development. They should be combined with other forms and methods. Key words: visual modeling, cognitive abilities, preschool age, forming experiment.
Key words: visual modeling, cognitive abilities, preschool age, forming experiment.
Термин «познавательные способности» можно определять как способности, которые включают в себя сенсорные способности (восприятие предметов и их внешних свойств) и интеллектуальные способности, обеспечивающие продуктивное овладение и оперирование знаниями, их знаковыми системами [5, c.118].
Наглядное моделирование - специфическая форма опосредования мыслительной деятельности в дошкольном детстве, которая выступает как одна из общих интеллектуальных способностей, которая обнаруживается при решении широкого круга задач [4, с.162].
Для исследования эффективности наглядно-действенного моделирования как средства развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста нами был проведена экспериментальная работа, состоящая из трех этапов: констатирующего эксперимента; формирующего эксперимента; контрольного эксперимента.
Для диагностики познавательных способностей нами выбрана методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6 лет (МЭДИС) Е.А. Щеблановой, И.С. Авериной, Е.Н. Задориной [10], разнообразие заданий которой дает возможность посмотреть на интеллектуальную деятельность ребенка с разных сторон и позволяет получить информацию об индивидуальной структуре его интеллекта.
По результатам диагностики МЭДИС нами были получены следующие данные
Словарный запас Отношения Логика Математика Интегральная
Ср. балл 3,9 2,1 2,55 2,3 10,85
Норма 3 - 4 3 3 2 - 3 11 - 13
Диагностика познавательных способностей детей позволила выявить существующие проблемы: несформированность логических операций, пониманий отношений, действий сериации и т.д. В соответствии с ними и были разработаны развивающие задания различных типов.
Измерение - изобретение детьми способов оценки величины предметов, подбор ими эталонов предметного измерения, произведение процедуры измерения.
Понимание отношений - формирование понимания, что предметы находятся в отношениях, которые определяются разными критериями, основаниями, понимание сути этих отношений и умения действовать с предметами в соответствии с отношением-закономерностью.
Конструирование - построение плоских и объёмных объектов по образцу, условиям, замыслу.
Занятия проводились во время образовательных занятий в детском саду в течение трех месяцев.
Целью контрольного эксперимента является установление эффективности разработанной методики. Эту эффективность мы оценивали по относительному сдвигу в уровне познавательных способностей детей экспериментальной и контрольной групп. Использовался экспериментальный план для двух групп с тестом и ретестом. В качестве теста (метода диагностики начального уровня сформированности познавательных способностей) использовался МЭДИС форма А, в качестве ретеста - МЭДИС, форма Б.
В экспериментальную группу вошли 10 респондентов, имеющие наиболее низкие результаты по тесту. В контрольную группу вошли все остальные дети выборки.
Оценить развивающий эффект формирующего эксперимента можно на основании данных контрольной диагностики МЭДИС:
- увеличились показатели по субтестам 2 «Логическое мышление» и 3 «Количественные и качественные отношения». Их показатели стали выше на 1,5 балла;
- показатели по субтесту 4 «Математические способности» увеличились на
0.75.балла;
- сдвиг по субтесту 1 «Общая осведомленность» не зафиксирован.
Мы считаем, что эти данные доказывают влияние формирующего эксперимента на развитие познавательных способностей детей. Наиболее выражено развитие способностей к осуществлению логических операций, пониманию количественных и качественных отношений, счету.
Применительно к оценке педагогической эффективности разработанной программы, эти результаты означают, что метод наглядного моделирования является эффективным для развития логических способностей, нейтральным по отношению к эрудиции.
Таким образом мы можем очертить область применения нашего метода, это
- развитие логических операций, но работа с детьми должна проводиться в комплексе с другими методами (развитие эрудиции, общей осведомленности).
Библиографический список:
1. Венгер Л.А., Цукерман Н.К. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. - Томск: Пеленг, 1993. - 110 с.
2. Венгер Л. А. Овладение опосредствованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка // Вопр. психол. - 1983. -№ 2. - с. 43-50.
3. Гомезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. Личность от молодости до старости. - М.: Рос - Балт, 2001. - 520 с.
4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. - 187 с.
5. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. - Москва: Просвещение, 1988. - 235 с.
6. Кравцова К.А. Изучение способности старшего дошкольника к наглядному моделированию // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - Киров: Вят.ГГУ, - 2010. - № 3 (3). - С. 100-103.
7. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста. - М.: Академия, 2012. - 272 с.
8. Хализева Л.М. Моделирование в процессе решения пространственных задач как средство развития мышления дошкольника // Вопросы психологии/ Ред. А.А. Смирнов, О.А. Конопкин. - 1979. - № 3. - С. 143.
9. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования 2-ое изд, перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. - 196 с.
10. Щебланова Е.И., Аверина И.С., Задорина Е.Н. «Методика экспресс-диагностики способностей детей 6-7 лет» // «Вопросы психологии», - 1994, - № 4, - С. 143-146.