СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Генис Д.Е. Медицинская протозоология. - М., 1991. - 100 с.
2. Меркулов Л.М., Михайлов М.Н., Стручко Г.Ю., Шорников А.И. Использование возможностей мультимедийных технологий в преподавании анатомии // Морфология. - 2009. - № 4. - С. 98.
Берлякова Елена Михайловна, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры медицинской биологии и генетики ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, 121, тел. (8512) 52-41-43, e-mail: agma@astranet.ru
Шаталин Виктор Анатольевич, старший преподаватель кафедры медицинской биологии и генетики ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, 121, тел. (8512) 52-41-43, e-mail: agma@astranet.ru
Сентюрова Людмила Г еоргиевна, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой биологии и генетики ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, 121, тел. (8512) 52-41-43, e-mail: agma@astranet.ru
УДК: 616.45-001.1-053.5 © Л.П. Великанова, Л.А. Костина, 2011
Л.П. Великанова, Л.А. Костина СРАВНИТЕЛЬНО-ВОЗРАСТНЫЕ ГЕНДЕРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ
ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России
Проведен анализ клинического и психодиагностического исследования на стрессоустойчивость с учетом гендерных различий у школьников в возрасте 7-15 лет (I гр. 7-10 лет, II гр. 11-15 лет) В исследуемых группах прослеживается корреляция тревоги и напряжения в процессе взросления школьников и их половых различий, что необходимо учитывать при воспитании полоролевого поведения для стабилизации механизмов адаптации.
Ключевые слова: школьники, возраст, гендерные различия, стрессоустойчивость.
L.P. Velikanova, L.A. Kostina AGE-COMPARATIVE GENDER CHARACTERISTICS OF STRESS RESISTANCE IN SCHOOLCHILDREN
We have made the analysis of clinical and psychodiagnostic study for stress resistance considering gender differences in schoolchildren aged 7-15 years (the 1st group of 7-10 years, the 2nd group of 11-15 years). The groups studied show a correlation of anxiety and stress in the process of maturation of schoolchildren and their sex differences that must be considered while forming sex-role behaviour for the stabilization of adaptation mechanisms.
Биологическая составляющая пола обусловливает специфические психофизиологические характеристики эмоциональной сферы и эмоционального реагирования, социально-психологическая - гендерные особенности полоролевых отношений и стиля поведения, предписываемые социумом и культурой [1, 2, 3, 4, 5].
Цель: исследование гендерных особенностей стрессоустойчивости у школьников разного пола.
Материалы и методы. Анализировались данные клинического и психодиагностического обследования 285 младших школьников (134 мальчика и 151 девочка), учащихся 1- 4 классов в возрасте 7-10 лет и 545 учащихся 5-9 классов (232 мальчика и 313 девочек) в возрасте 11-15 лет. Использовались методики, адекватные возрасту: детский вариант теста Кэттелла, тест Филлипса, проективный тест Люшера, тест детской тревожности Амена, тест Спилбергера, Айзенка. Психодиагностическое обследование школьников производилось трижды в течение учебного года.
Результаты. Анализ данных теста Люшера выявил большую неустойчивость адаптационных механизмов в младшем школьном возрасте у мальчиков (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительные показатели факторов теста Люшера в зависимости от пола и года обучения у младших
школьников (критерий Манна-Уитни)
Факторы/ п обследованных ФНВ ФОАН ФТ ФА ФР ВТ
1 кл. М, п=47 44,0±21,3 53,9±19,9 29,9±23,3 46,6±16,4 60,4±22,2 0,2±0,8
Д, п=37 42,1±24,9 39,2±17,4* 19,2±14,6** 48,2±13,2 69,9±20,3* 0,7±0,8*
2 кл. М,п=18 57,3±22,7 51,5±16,7 24,3±17,2 50,0±15,7 65,1±1,2 0,3±0,9
Д, п=23 38,9±25,8* 39,5±16,8* 19,2±15,8 44,6±11,9 70,1±21,4 0,7±0,7*
3 кл. М, п=31 25,4±23,7 52,6±26,8 34,1±29,6 51,3±13,6 63,4±29,2 0,6±1,0
Д,п=51 24,7±22,7 32,7±15,7* 12,6±15,8* 47,7±15,4 76,2±16,1 0,8±0,9
4 кл. М,п=38 26,9±21,4 37,9±18,3 16,3±16,1 48,7±14,2 74,9±18,3 0,4±0,9
Д, п=40 28,6±20,4 42,7±11,1** 18,3±14,6 43,5±14,4** 67,5±17,5* 0,4±0,9
Примечания: ФНВ - фактор нестабильности выбора; ФОАН - фактор отклонения от аутогенной нормы; ФТ - фактор тревожности; ФА- фактор активности; ФР - фактор работоспособности;
**- р<0,05- различия достоверны; **- р<0,1- различия на уровне тенденций (критерий Манна-Уитни).
К концу обучения в начальной школе (к 10 летнему возрасту) все показатели были выше у девочек. Результаты теста Амена подтверждали данные теста Люшера о более высоких показателях тревоги у мальчиков в младшем школьном возрасте на уровне тенденций (р=0,108; критерий Манна-Уитни). По данным теста Кэттел-ла, мальчики младшего школьного возраста отличались большей эмоциональной чувствительностью, зависимостью от окружения, потребностью в сопереживании (фактор А, I), неуверенностью, ранимостью (фактор С). У детей среднего школьного возраста результаты опросника Филлипса выявили преобладание большинства показателей тревожности и более низкую физиологическую устойчивость к стрессу у девочек (табл. 2).
Таблица 2
Сравнительное распределение показателей школьной тревожности в зависимости от пола
в среднем школьном возрасте
Фоб* Ф1* Ф2 Ф3** Ф4* Ф5* Ф6 Ф7* Ф8
М;п=213 0,37±0,13 0,47±0,24 0,38±0,18 0,39±0,14 0,44±0,26 0,45±0,26 0,48±0,24 0,21±0,20 0,45±0,16
Д; п=287 0,43±0,16 0,45±0,20 0,39±0,18 0,37±0,16 0,54±0,25 0,53±0,27 0,47±0,28 0,37±0,26 0,47±0,17
Примечание: Фоб - общая тревожность; Ф1 - общая школьная тревожность; Ф2 - переживание социального стресса; Ф3 - фрустрация потребности в достижении успеха; Ф4 - страх самовыражения; Ф5 - страх ситуации проверки знаний; Ф6. -страх не соответствовать ожиданиям окружающих; Ф7 - низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; Ф8 - проблемы и страхи в отношениях с учителями;
*- различия достоверны (р<0,05; критерий Манна-Уитни);
**- различия достоверны на уровне тенденции - 0,1>р>0,05.
В группах детей школьного, младшего подросткового, старшего подросткового возрастов гендерные различия были более выражены у детей старшего школьного возраста (9 класс, 14-15 лет). Достоверное превышение показателей у девочек выявлены как по реактивной (РТ), так и по личностной тревожности (ЛТ) по тесту Спилбергера, по уровню нейротизма (тест Айзенка) (табл. 3).
Таблица 3
Сравнительное распределение показателей реактивной и личностной тревожности и экстраверсии -
нейротизма у подростков в зависимости от пола
Реактивная тревожность Личностная тревожность Нейротизм Экстраверсия
37,7±14,6; п=101 45,9±8,7; п=101 10,9±4,1; п=165 13,2±3,9; п=165
41,1±13,3*, п=179 48,7±10,1*, п=179 14,5±4,3*, п=257 12,8±3,8, п=257
Примечание *- различия достоверны (р<0,05; однофакторный дисперсионный анализ).
Выводы. Проведенное исследование выявило сопряженность характеристик эмоциональной сферы и половой принадлежности. У младших школьников уровень тревожности и напряжение механизмов адаптации у мальчиков были более выражены по сравнению с девочками. В процессе взросления и приближения к подрост-
ковому возрасту эти различия смещались в сторону девочек. Этот факт отражает не только биологические изменения в пубертатном периоде, но и становление полоролевых навыков в процессе воспитания и возрастание роли собственно гендерной (социо-культуральной) составляющей, обусловливающей связанные с полом личностные особенности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства и привычные патологические действия у детей и подростков. - М.: Изд-во Института Психотерапии, Изд-во НГМА, 2000. - 320 с.
2. Бочкарева А.В., Холмогорова А.Б. Гендерные факторы эмоциональных нарушений // Материалы XIV съезда психиатров России. - М., 2005. - С. 389-390.
3. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. -Спб.: «Речь», 2005. - 400 с.
4. Козловская Г.В., Чубарова С.А., Куинджи Н.Н. Новые пути охраны психофизического здоровья школьников // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2005. - № 1. - С. 7-16.
5. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности - СПб.: Речь, 2006. - 198 с.
Великанова Людмила Петровна, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой наркологии, психотерапии и правоведения ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, 121, тел. (8512) 52-41-43, e-mail: agma@astranet.ru
Костина Лариса Александровна, кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой медицинской психологии и педагогики ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, 121, тел. (8512) 52-41-43, e-mail: agma@astranet.ru
УДК 616.99:378.661 © А.Б. Виноградов, С.И. Шилова, 2011
А.Б. Виноградов, С.И. Шилова АКТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА В ИЗУЧЕНИИ ВОПРОСОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПАРАЗИТОЛОГИИ
ГБОУ ВПО «Пермская государственная медицинская академия им. академика Е.А. Вагнера»
Минздравсоцразвития России
В работе описаны формы и методы, применяемые при изучении вопросов медицинской паразитологии на практических занятиях и во внеаудиторное время. Приводится вариант «деловой игры»: «Трихинеллез - опасное природноочаговое заболевание». Отмечается значение «деловых игр» в формировании профессиональных умений и навыков. Из внеаудиторных мероприятий указывается роль традиционно проводимых на кафедре «Скрябинских чтений» и КВН (клуб веселых и находчивых) по паразитологии в плане становления будущих врачей паразитологов.
Ключевые слова: обучение, студенты.
A.B. Vinogradov, S.I. Shilova
INTENSIFICATION OF THE COGNITIVE ACTIVITY OF THE FIRST YEAR STUDENTS IN THE STUDIES
OF PARASITOLOGY
The article describes the forms and the methods of teaching applied both at the practical classes and in the extra-curriculum time in the course of medical parasitology. An example of professional imitating drama activities on the topic «Trichinelliasis - a dangerous natural focal disease» is presented. The efficiency of this teaching method in the formation of the professionally relevant skills is noted. The significant role of the traditional for the department extra-curriculum activities such as «The Skrjabin’s readings» and Intellect Quiz Club on the parasitology issues professionally important for the future doctors-parasitilogists is emphasized.
Key words: education, students.
В рабочей программе курса биологии вопросам изучения паразитологии отводится 1/3 аудиторных и лекционных часов. Преподавателями кафедры разработаны два учебно-методических пособия по медицинской паразитологии, одно из них - «Медицинская паразитология», (Пермь, 2005) издано с грифом УМО [1]. Составлены ситуационные упражнения и задачи по паразитологии человека для самостоятельной работы студентов. Опубликованный материал дает возможность для самоподготовки, самообразования, углубленного изучения вопросов паразитологии, необходимых для изучения программного материала студентами 1 курса и может быть рекомендован для целей подготовки врачей паразитологов [1].