Аглетдинов Эдгар Феликсович, кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры биологической химии ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России, Россия, 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3, тел. (3472) 72-11-60.
Камилов Феликс Хусаинович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой биологической химии ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России, Россия, 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3, тел. (3472) 72-11-60, e-mail: bgmy-ufa@ya.ru
УДК 616-053.5 (470.46)
© В.Г. Сердюков, И.С. Елизарова, А.А. Антонова, Г. Л. Шендо, В.Р. Рябикин, 2011
В.Г. Сердюков, И.С. Елизарова, А.А. Антонова, Г.Л. Шендо, В.Р. Рябикин
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В АСТРАХАНИ
ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России
Определена динамика распространенности нарушений в состоянии здоровья у детей дошкольного и младшего школьного возраста в течение 5 лет.
Ключевые слова: педиатрия, здоровье, динамика.
V.G. Serdyukov, I.S. Yelizarova, A.A. Antonova, G.L. Shen^, V.R. Ryabikin ASTRAKHAN PRIMARY SCHOOL AGE CHILDREN HEALTH CHANGES
Prevalence of health disturbances in children of pre-school and junior school age within 5 years is defined.
Key words: pediatrics, health, dynamics.
Целостный подход к концепции «здоровых школ» подразумевает анализ и понимание совокупности потребностей школьной жизни, в том числе и того, что определяется как «программа» формирования норм и ценностей. Школа рассматривается как часть общества, поэтому применяемые здоровьесберегающие технологии должны учитывать все аспекты и потребности конкретного учебного заведения и в то же время должны быть универсальными, отражающими потребности образования в XXI веке. В здоровьесберегающем образовательном процессе найти единые и всеобъемлющие критерии оценки очень трудно. В последнее десятилетия наблюдается снижение потенциала здоровья школьников, в связи с чем особую актуальность приобретает изучение здоровья детей перед поступлением в школу и в конце первого года обучения [1, 2, 3, 4].
Цель. Изучить динамику распространенности нарушений в состоянии здоровья у детей дошкольного и школьного возраста в течение 5 лет (2005-2009 гг.).
Материалы и методы. Исследование проведено путем логического и статистического анализа годовых отчетов школьных и дошкольных учреждений г. Астрахани за 2005-2009 календарные годы. В общей сложности исследовано 45043 детей.
Результаты. В 2005 году перед поступлением в школу осмотрено 4967 детей, из них выявлено: с понижением остроты зрения - 107, со сколиозом - 49, с нарушениями осанки - 81. В конце первого года обучения осмотрено 4938, из них с понижением остроты зрения - 207, со сколиозом - 61, с нарушениями осанки - 73. В 2006 году перед поступлением в школу осмотрено 4581 детей, из них выявлено: с понижением остроты зрения - 91, со сколиозом - 39, с нарушениями осанки - 103. В конце первого года обучения осмотрено 4930, из них с понижением остроты зрения - 95, со сколиозом - 57, с нарушениями осанки - 123. В 2007 году перед поступлением в школу осмотрено 4927 детей, из них выявлено: с понижением остроты зрения - 84, со сколиозом - 23, с нарушениями осанки - 78. В конце первого года обучения осмотрено 4767, из них с понижением остроты зрения - 117, со сколиозом - 57, с нарушениями осанки - 117. В 2008 году перед поступлением в школу осмотрено 5244 детей, из них выявлено при осмотрах: с понижением остроты зрения - 76, со сколиозом - 38, с нарушениями осанки - 63. В конце первого года обучения осмотрено 5045, из них с понижением остроты зрения - 123, со сколиозом - 69, с нарушениями осанки - 77. В 2009 году перед поступлением в школу осмотрено 6166 детей, из них выявлено при осмотрах: с понижением остроты зрения - 99, со сколиозом - 62, с нарушениями осанки -82. В конце первого года обучения осмотрено 5637, из них с понижением остроты зрения - 148, со сколиозом -80, с нарушениями осанки - 115.
Выводы. В последние годы отмечена тенденция к нарушению зрения у школьников уже в первые годы обучения (р<0,05), причиной является ряд факторов - организация учебного процесса, медико-социальные и другие, непосредственно связанные с участием и напряжением зрительного анализатора. Не меньшего внимания заслуживают нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, сколиоз и другие
заболевания (р<0,05). Полученные данные позволяют разработать превентивные мероприятия по своевременной коррекции прогрессирующих заболеваний детей младшего дошкольного и школьного возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александрова Г. А. Изучение здоровья детей и подростков по данным повозрастной обращаемости за медицинской помощью // Материалы II Конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья с международным участием. - М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2010. - С. 56-60.
2. Бабенкова Е.А. Мониторинг здоровья учащихся и технологии оздоровления в образовательных учреждениях // Материалы II Конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья с международным участием. - М.: Научный центр здоровья детей РАМН,
2010. - С. 74-76.
3. Денисова Н.Б., Полякова А.Н. Факторы риска нарушений опорно-двигательного аппарата у школьников в процессе обучения // Материалы II Конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья с международным участием. - М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2010. - С. 177-180.
4. Номограммы центильных полей для оценки показателей физического развития детей / под ред. Ю.Г. Яковлева - Астрахань: АГМА. - 1990. - 94 с.
Сердюков Василий Г аврилович, доктор биологических наук, профессор кафедры общей гигиены ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, 121, тел. (8512) 52-41-43, e-mail: agma@astranet.ru
Елизарова Ирина Сергеевна, врач-педиатр ГУЗ «Областная психиатрическая больница» Россия, 414004, г. Астрахань, Началовское шоссе, 15, тел. (8512) 49-13-50
Антонова Алена Анатольевна, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры нормальной физиологии ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, 121, тел. (8512) 52-41-43, e-mail: agma@astranet.ru
Шендо Геннадий Леонидович, главный врач ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области», Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Кирова, 89, тел. (8512) 34-14-94
Рябикин Виктор Ростиславович, заместитель главного врача ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области», Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Кирова, 89, тел. (8512) 34-14-94
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ СТАТЕЙ ДЛЯ «АСТРАХАНСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ЖУРНАЛА»
«Астраханский медицинский журнал» публикует научные статьи, нормативно-методические документы, рецензии и информационные материалы по всем разделам медицины. Статьи всех авторов публикуются бесплатно. Периодичность издания - 4 номера в год.
При направлении статьи в редакцию «Астраханского медицинского журнала» авторам необходимо строго соблюдать следующие правила.
1. Статья должна сопровождаться официальным направлением учреждения, в котором выполнена работа (2 экз.).
2. Рукопись должна быть представлена в 3-х экземплярах, а также на электронном носителе (на каждую статью - отдельный CD). Текст печатается в формате А4 через 2 интервала (шрифт Times New Roman 12) с шириной полей 2 см.
3. На первой странице одного экземпляра рукописи должны быть виза «В печать» и подпись руководителя, заверенная круглой печатью учреждения, а в конце - подписи всех авторов с указанием автора, ответственного за контакты с редакцией (его фамилия, имя, отчество, полный рабочий адрес и телефон).
4. На первой странице рукописи указываются выходные данные: 1) УДК (в левом углу листа, без отступа от края); 2) инициалы и фамилия автора; 3) название работы (заглавие статьи должно быть сформулировано кратко, но без сокращений); 4) название учреждения, 5) город; 6) страна.
5. После название учреждения предоставляется резюме (8-10 строк), ключевые слова (от 3 до 6), а также инициалы и фамилия автора, название работы, резюме и ключевые слова, переведенные на английский язык.
6. После основного текста статьи должен следовать список литературы и сведения о каждом авторе: фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, должность, полное наименование места работы (с указанием кафедры, отдела, лаборатории), полный почтовый служебный адрес, e-mail, номер служебного телефона, факса.
7. Материал оригинальных работ должен включать разделы: введение, цель и задачи исследования, материалы и методы, результаты и их обсуждение (статистическая обработка результатов обязательна), выводы или заключение, список литературы. Объем оригинальных статей не должен превышать 6 страниц, а объем обзорных статей - 10 страниц, включая таблицы, рисунки и список цитируемой литературы (до 12 названий - для оригинальных работ и до 25 названий - для обзоров).
8. Все сокращения слов и аббревиатуры, кроме общепринятых, должны быть расшифрованы при первом упоминании. Общепринятые сокращения должны приводиться в соответствии с системой СИ, а названия химических соединений - в соответствии с рекомендациями ИЮПАК.
9. В статье должно быть минимальное количество таблиц (обязательно с заголовками), графиков, рисунков или фотографий с подрисуночными подписями. Графики и диаграммы должны быть выполнены с помощью «Microsoft Graph». Фотографии должны быть представлены в формате TIFF или JPEG с разрешением не менее 300 dpi. He допускается представление копий иллюстраций, полученных ксерокопированием. Все данные внутри таблиц, надписи внутри рисунков и графиков - через 1 интервал, шрифт Times New Roman 10. В подписях к микрофотографиям необходимо указывать кратность увеличения. Формулы набирать с помощью «Microsoft Equation».
10. Список литературы приводится в алфавитном порядке, сначала отечественные авторы, а затем - иностранные (в транскрипции оригинала), со сплошной нумерацией. Для статей в списке необходимо указывать фамилию и инициалы автора (если авторов несколько, то первых 3-х авторов), название статьи, название журнала (сборника), год издания, том, номер выпуска, страницы (от - до). Для книг - автор (если авторов несколько, то первых 3-х авторов) и название книги по титульному листу, город издания, издательство, год, общее количество страниц. Для диссертаций (авторефератов) - автора, название диссертации (автореферата), дис. ... д-ра (канд.) мед. (биол.) наук, город, год, страницы.
Библиография оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008. Библиография печатается через 1 интервал (шрифт Times New Roman 10, словосочетание «Список литературы» - шрифт Times New Roman 10, жирный). В тексте ссылки даются арабскими цифрами в квадратных скобках в соответствии со списком литературы, например [1] или [2, 4, 22].
Примеры оформления литературы.
1. Алешкин В.А., Гостищев В.К., Афанасьев С.С. [и др.]. Способ профилактики нозокомиального перитонита: пат. 2333005 Рос. Федерации. № 2006144767/14; заявл. 18.12.06; опубл. 10.09.08. - 5 с.
2. Аронов Д.А., Лупанов В.П. Функциональные пробы в кардиологии. - М.: МЕДпресс-информ, 2007. - 328 с.
3. Блэйк П.Г. Современные представления об анемии при почечной недостаточности // Нефрология и диализ. - 2000. - Т. 2, № 4. - С. 278-286.
4. Иванов В.И. Роль индивидуально-типологических особенностей студентов в адаптации к учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. биол. наук. - Томск, 2002. - 18 с.
5. Онищенко Г.Г., Алешкин В.А., Афанасьев С.С. [и др.]. Иммунобиологические препараты и перспективы их применения в инфектологии / под ред. Г.Г. Онищенко, В.А. Алешкина, С.С. Афанасьева, В.В. Поспеловой. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002. - 608 с.
6. Johnson D.W., Forman C., Vesey D.A. Novel renoprotective actions of erythropoietin: New uses for an old hormone // Nephrology. - 2006. - Vol. 11, № 4. - P. 306-312.
11. Статья должна быть тщательно выверена автором.
12. Представление в редакцию для публикации работ уже опубликованных или отправленных в другие издания, не допускается.
13. Редакция оставляет за собой право на редактирование и сокращение присланных рукописей.
14. Статьи, получившие отрицательное заключение рецензента в журнале не публикуются и авторам не возвращаются.
15. Статьи, оформленные с нарушением изложенных правил, редакцией не принимаются.
Рукописи направлять по адресу: 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская 121,
«Астраханский медицинский журнал», редакция