ковому возрасту эти различия смещались в сторону девочек. Этот факт отражает не только биологические изменения в пубертатном периоде, но и становление полоролевых навыков в процессе воспитания и возрастание роли собственно гендерной (социо-культуральной) составляющей, обусловливающей связанные с полом личностные особенности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства и привычные патологические действия у детей и подростков. - М.: Изд-во Института Психотерапии, Изд-во НГМА, 2000. - 320 с.
2. Бочкарева А.В., Холмогорова А.Б. Гендерные факторы эмоциональных нарушений // Материалы XIV съезда психиатров России. - М., 2005. - С. 389-390.
3. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. -Спб.: «Речь», 2005. - 400 с.
4. Козловская Г.В., Чубарова С.А., Куинджи Н.Н. Новые пути охраны психофизического здоровья школьников // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2005. - № 1. - С. 7-16.
5. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности - СПб.: Речь, 2006. - 198 с.
Великанова Людмила Петровна, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой наркологии, психотерапии и правоведения ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, 121, тел. (8512) 52-41-43, e-mail: agma@astranet.ru
Костина Лариса Александровна, кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой медицинской психологии и педагогики ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, 121, тел. (8512) 52-41-43, e-mail: agma@astranet.ru
УДК 616.99:378.661 © А.Б. Виноградов, С.И. Шилова, 2011
А.Б. Виноградов, С.И. Шилова
АКТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА В ИЗУЧЕНИИ ВОПРОСОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПАРАЗИТОЛОГИИ
ГБОУ ВПО «Пермская государственная медицинская академия им. академика Е.А. Вагнера»
Минздравсоцразвития России
В работе описаны формы и методы, применяемые при изучении вопросов медицинской паразитологии на практических занятиях и во внеаудиторное время. Приводится вариант «деловой игры»: «Трихинеллез - опасное природноочаговое заболевание». Отмечается значение «деловых игр» в формировании профессиональных умений и навыков. Из внеаудиторных мероприятий указывается роль традиционно проводимых на кафедре «Скрябинских чтений» и КВН (клуб веселых и находчивых) по паразитологии в плане становления будущих врачей паразитологов.
Ключевые слова: обучение, студенты.
A.B. Vinogradov, S.I. Shilova
INTENSIFICATION OF THE COGNITIVE ACTIVITY OF THE FIRST YEAR STUDENTS IN THE STUDIES
OF PARASITOLOGY
The article describes the forms and the methods of teaching applied both at the practical classes and in the extra-curriculum time in the course of medical parasitology. An example of professional imitating drama activities on the topic «Trichinelliasis - a dangerous natural focal disease» is presented. The efficiency of this teaching method in the formation of the professionally relevant skills is noted. The significant role of the traditional for the department extra-curriculum activities such as «The Skrjabin's readings» and Intellect Quiz Club on the parasitology issues professionally important for the future doctors-parasitilogists is emphasized.
Key words: education, students.
В рабочей программе курса биологии вопросам изучения паразитологии отводится 1/3 аудиторных и лекционных часов. Преподавателями кафедры разработаны два учебно-методических пособия по медицинской паразитологии, одно из них - «Медицинская паразитология», (Пермь, 2005) издано с грифом УМО [1]. Составлены ситуационные упражнения и задачи по паразитологии человека для самостоятельной работы студентов. Опубликованный материал дает возможность для самоподготовки, самообразования, углубленного изучения вопросов паразитологии, необходимых для изучения программного материала студентами 1 курса и может быть рекомендован для целей подготовки врачей паразитологов [1].
Кафедра постоянно совершенствует методику преподавания вопросов медицинской паразитологии. Изучение данной темы проводится в виде лекций и практических занятий. Весь лекционный материал на кафедре представлен в виде мультимедийных презентаций. На практических занятиях используются различные формы работы: вопросно-ответные, составление схем, циклов развития, микроскопирование, зарисовки, ситуационные задачи, тестовый контроль, «деловые игры». Решение ситуационных задач позволяет студентам на конкретных примерах найти правильное решение, осмыслить и проанализировать представленные в задаче ситуации, а преподавателю оценить успешность освоения студентом данной темы.
Одной из форм активных средств обучения является самостоятельная работа студентов. Основными задачами самостоятельной деятельности является: постановка цели, определение способов работы, системность и последовательность овладения материалом, грамотная работа с источниками информации. Эта продуктивная деятельность приводит как к получению новых знаний, так и к углублению и расширению ранее полученных.
Перенос приобретенных знаний в фазу профессиональных умений позволяет студентам активно включаться в «деловые игры» и решать ситуационные задачи. На кафедре имеются методические разработки для проведения целого ряда деловых игр.
В качестве примера мы приводим один из вариантов профессиональной «деловой игры» «Трихинеллез -опасное природно-очаговое заболевание», включающей в себя следующие этапы:
- заранее сообщается тема «игры», определяется цель, устанавливаются задачи, студентам предлагается для подготовки к «игре» использовать лекционный материал, а также провести активный поиск дополнительной литературы, данных интернета и других источников по предложенной теме;
- на практическом занятии студенты делятся на две подгруппы, одна их которых - «врачи», другая -«больные», им предлагается коллективно рассмотреть случай заражения трихинеллезом. В ходе обсуждения студенты должны вспомнить во временном аспекте полный цикл развития гельминта от заражения инкапсулированными личинками до нового обызвествления капсулы. Воспроизвести в памяти все симптомы заболевания, вызываемого гельминтом. При этом необходимо владеть данными этиологии, эпидемиологии, клинической картины заболевания.
- подгруппам предлагается выбрать «больного» и «врача», создать ситуацию обращения больного к врачу, «больной» излагает жалобы (повышение температуры, отечность лица, ног, появление сыпи, боли в мышцах, затруднения речи и другие признаки болезни). «Врач» уточняет симптомы заболевания, время их возникновения, выясняет возможные причины заболевания (чем питался больной, где находился, контакты с другими больными и другую информацию), проводит осмотр больного, устанавливает предварительный диагноз и назначает лабораторные исследования. В ходе осмотра и уточнения тяжести заболевания больного принимает решение о дальнейшем наблюдении в амбулатории или стационаре.
- студенты по подгруппам начинают обсуждение диалога, дополняют то, что было не сказано больным, на что не обратил внимание врач, обсуждение проходит, как правило, очень активно. Группа включается в рассмотрение вопросов как ветеринарно-санитарных мероприятий, так и медицинских мер профилактики.
- преподаватель оценивает выступление «врача», «больного» и студентов, участвующих в обсуждении. Деловые игры имеют большое значение для формирования профессиональных умений и навыков, для развития продуктивного мышления в теоретической и практической сфере их дальнейшей деятельности. Особенно это важно для студентов медико-профилактического факультета, которым требуется знать вопросы эпидемиологии паразитарных заболеваний.
Хорошей традицией стало проведение на кафедре «Скрябинских чтений» с фотовыставками и написанием рефератов. При этом студенты узнают о таких выдающихся паразитологах и их деятельности, как академик К.И. Скрябин, неоднократно приезжавший к нам на кафедру, профессор М.М. Левашов - более 30 лет возглавлявший нашу кафедру, профессор Е.Н. Павловский, профессор Н.А. Холодовский и о других отечественных ученых, чьи имена составляют гордость Российской науки - зоологии.
В течении многих лет на кафедре практикуются нетрадиционные формы обучения и воспитания: КВН по паразитологии, где раскрываются удивительные способности студентов. В полной мере проявляется их остроумие, поэтический талант, музыкальный и вокальные дарования. Тематические КВН отражают программный материал, содействуют совершенствованию воспитательной работы в группах и развитию художественного потенциала студентов. Успех КВН зависит в равной степени от глубокого знания программного материала и творческой активности студентов. Студенты понимают, что это не только увлекательное мероприятие, но и смотр их знаний и умений быстро и правильно оперировать учебным материалом. У студентов проявляется талант художника, поэтические и писательские способности. Студенты составляют кроссворды, приветствия, пишут прекрасные сценарии, где, например, по паразитологии показывают не только знания по краевой патологии, но и по тропическим формам заболеваний.
В каждом мероприятии, проводимом на кафедре, будь то практическое занятие или внеаудиторная учебно-воспитательная работа, мы стараемся вносить элементы игры, новизны, стремимся помочь нашим студентам развить свои творческие дарования и одновременно углубить знания по медицинской биологии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виноградов А.Б., Глумов С.Г., Афонина Т.Д. Медицинская паразитология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 256 с.
Виноградов Александр Борисович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой биологии, экологии и медицинской генетики ГБОУ ВПО «Пермская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России, Россия, 614000, Пермь, ул. Петропавловская, 26, тел. (3422) 17-11-47, e-mail: abvinogradov2008@yandex.ru
Шилова Светлана Ивановна, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры биологии, экологии и медицинской генетики ГБОУ ВПО «Пермская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России, Россия, 614000, .Пермь, ул. Петропавловская, 26, тел. (3422) 17-11-47, e-mail: abvinogradov2008@yandex.ru
УДК 616-053.5 (470.46)
© И.С. Елизарова, В.Г. Сердюков, А.А. Антонова, 2011
И.С. Елизарова, В.Г. Сердюков, А.А. Антонова МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ 6-15 ЛЕТ В АСТРАХАНИ
ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России
В статье рассматривается анализ заболеваемости и функциональное состояние организма школьников 6-15 лет, проживающих в г. Астрахани, на протяжении 8 лет.
Ключевые слова: мониторинг, школьники, здоровье.
I.S. Elizarova, V.G. Serdyukov, A.A. АМошэта HEALTH CONDITION MONITORING OF 6-15 AGE PUPILS IN ASTRAKHAN
The article deals with the prevalence and functional state of the pupils of 6-15 age during 8 years according to the data of analysis made in Astrakhan.
Key words: monitoring, pupils, health.
Одной из центральных проблем общественного развития является сохранение здорового подрастающего поколения. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, их физическое развитие - являются основными направлениями государственной политики проводимой в нашей стране. «Именно в школьный период, подчеркнул Президент Российской Федерации Д. А. Медведев в своем Послании Федеральному собранию, - формируется здоровье человека на всю последующую жизнь». В настоящее время все более растущую тревогу специалистов вызывает здоровье детей, которое в значительной степени определяет длительность сохранения трудоспособности и социальной активности человека [1, 6]. Результаты многочисленных исследований здоровья детей школьного возраста различных регионов России показали, что к настоящему времени сформировалась тенденция ухудшения здоровья и физического развития учащихся в процессе их обучения от начальной школы до старшей более чем в полтора раза.
Цель: комплексное исследование состояния здоровья школьников 6-15 лет в Астрахани.
Материалы и методы. Исследование проводилось в средней общеобразовательной школе № 39 г. Астрахани на протяжении 2001-2008 гг. Углубленные медицинские осмотры проводились по единой методике, одними и теми же специалистами, что позволило рассчитывать на достаточно высокую степень информативности полученных результатов и возможность их сравнения. Изучение состояния здоровья детей проводилось методом сплошного исследования. Ежегодно осматривались от 1200 до 936 человек, последние 3 года наблюдения абсолютное число обследованных уменьшилось, из-за снижения общей численности детского населения. Данные о численности осмотренных детей представлены в таблице.
По результатам исследования, с использованием электронных таблиц MS Excel пакета прикладных программ (Microsoft Office XP., 2003), была создана электронная база данных. Для анализа и сравнения полученных данных использовались методы вариационной статистики с помощью программ STATISTICA [2].
Результаты. Одним из основных критериев оценки состояния здоровья детского населения является уровень его заболеваемости. Немаловажное значение имеет учет различных функциональных отклонений в состоянии здоровья детей. Оценка заболеваемости, проводимая с помощью ежегодных профилактических медицинских осмотров, была ориентирована на выявление заболеваний, как клинически выраженных, так и нечетко диагностируемых функциональных нарушений. Для проведения анализа вся выявленная патология была