ПРЕПОДАВАНИЕ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ
УДК 616-093/-098(07.07)
© Е.М. Берлякова, В.А. Шаталин, Л.Г. Сентюрова, 2011
Е.М. Берлякова, В.А. Шаталин, Л.Г. Сентюрова
ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАГЛЯДНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОТОЗООЛОГИИ НА КАФЕДРЕ МЕДИЦИНСКОЙ БИОЛОГИИ АСТРАХАНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ
ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России
На кафедре медицинской биологии Астраханской государственной медицинской академии разработан наглядный дидактический материал, включающий, помимо традиционных микропрепаратов, мультимедийный пакет по протозоологии, набор ситуационных задач и форму для контроля знаний студентов при самостоятельной подготовке.
Ключевые слова: биология, преподавание, протозоология.
E.M. Berlyakova, V.A. Shatalin, L.G. Sentyurova
USE OF VISUAL METHODS IN PROTOZOOLOGY TEACHING AT MEDICAL BIOLOGY DEPARTMENT OF ASTRAKHAN STATE MEDICAL ACADEMY
A visual didactic material that includes in addition to traditional microslides a multimedia packet on protozoology, a set of situational tasks and a form for students' knowledge control in self-training was developed at the Department of Medical Biology of State educational institution of higher education Astrakhan State Medical Academy.
Keywords: biology, teaching, protozoology.
Раздел протозоологии является одним из самых актуальных при преподавании биологии в медицинском вузе. Поэтому неслучайно идет совершенствование наглядности именно этого раздела [1, 2].
Цель. Оптимизация преподавания протозоологии на кафедре медицинской биологии Астраханской государственной медицинской академии.
Материалы и методы. На кафедре медицинской биологии проводятся лабораторные занятия по теме «Протозоология» со студентами 1-го курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического факультетов. В связи с тем, что данный раздел тесно связан с клиникой, он требует тщательной детализации. Многие из изучаемых паразитов являются возбудителями серьезных и опасных заболеваний. Очень важно, чтобы студенты четко представляли себе их жизненный цикл, для результативной борьбы с возбудителями болезней человека и животных.
Результаты. Для наглядности преподавания протозоологии студентам предлагается самостоятельное изучение с помощью микроскопа микропрепаратов: Plasmodium vivax, Entamoeba histolitica, Toxoplasma gondii, Lamblia intestinalis, Leischmania tropica, Trypanosoma brucei gambiense, Balantidium coli, Trichomonas vaginalis. Дополнительно на кафедре имеется мультимедийный пакет препаратов по протозоологии. Этот дидактический материал позволяет более подробно изучить структуру объекта. Особое внимание уделяется дифференциальной диагностике заболеваний с помощью лабораторных методов исследования. После изучения микропрепаратов студенты зарисовывают полученные изображения в тетрадь для практических работ. На кафедре создана обучающая форма (с ответами) и форма для контроля знаний студентов (без ответов).
На кафедре разработаны 12 вариантов конечного контроля знаний студентов по теме «Протозоология», где студентам предлагается по рисунку определить вид паразита, указать его систематику, особенности морфологии и жизненного цикла, пути заражения человека, методы лабораторной диагностики. На кафедре создан и постоянно обновляется набор ситуационных задач по протозоологии, которые используются как для решения на практическом занятии, так и при проведении текущего и конечного контроля знаний студентов по теме «Протозоология».
Пример ситуационной задачи. В родильном доме у женщины родился ребенок с множественными врожденными пороками развития, в том числе головного мозга. Из анамнеза: женщина во время беременности работала на мясокомбинате и не всегда соблюдала правила личной гигиены (мытье рук перед едой). Поставьте предварительный диагноз. Какие методы исследования необходимо применить для уточнения диагноза и постановки окончательного диагноза? Какую санитарно-просветительную работу необходимо провести с больной?
Выводы. Разработан наглядный дидактический материал, включающий, помимо традиционных микропрепаратов, мультимедийный пакет по протозоологии, набор ситуационных задач и форму для контроля знаний студентов при самостоятельной подготовке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Генис Д.Е. Медицинская протозоология. - М., 1991. - 100 с.
2. Меркулов Л.М., Михайлов М.Н., Стручко Г.Ю., Шорников А.И. Использование возможностей мультимедийных технологий в преподавании анатомии // Морфология. - 2009. - № 4. - С. 98.
Берлякова Елена Михайловна, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры медицинской биологии и генетики ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, 121, тел. (8512) 52-41-43, e-mail: [email protected]
Шаталин Виктор Анатольевич, старший преподаватель кафедры медицинской биологии и генетики ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, 121, тел. (8512) 52-41-43, e-mail: [email protected]
Сентюрова Людмила Георгиевна, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой биологии и генетики ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, 121, тел. (8512) 52-41-43, e-mail: [email protected]
УДК: 616.45-001.1-053.5 © Л.П. Великанова, Л. А. Костина, 2011
Л.П. Великанова, Л.А. Костина
СРАВНИТЕЛЬНО-ВОЗРАСТНЫЕ ГЕНДЕРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ
ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России
Проведен анализ клинического и психодиагностического исследования на стрессоустойчивость с учетом тендерных различий у школьников в возрасте 7-15 лет (I гр. 7-10 лет, II гр. 11-15 лет) В исследуемых группах прослеживается корреляция тревоги и напряжения в процессе взросления школьников и их половых различий, что необходимо учитывать при воспитании полоролевого поведения для стабилизации механизмов адаптации.
Ключевые слова: школьники, возраст, гендерныеразличия, стрессоустойчивость.
L.P. Velikanova, L.A. Kostina AGE-COMPARATIVE GENDER CHARACTERISTICS OF STRESS RESISTANCE IN SCHOOLCHILDREN
We have made the analysis of clinical and psychodiagnostic study for stress resistance considering gender differences in schoolchildren aged 7-15 years (the 1st group of 7-10 years, the 2nd group of 11-15 years). The groups studied show a correlation of anxiety and stress in the process of maturation of schoolchildren and their sex differences that must be considered while forming sex-role behaviour for the stabilization of adaptation mechanisms.
Биологическая составляющая пола обусловливает специфические психофизиологические характеристики эмоциональной сферы и эмоционального реагирования, социально-психологическая - гендерные особенности полоролевых отношений и стиля поведения, предписываемые социумом и культурой [1, 2, 3, 4, 5].
Цель: исследование гендерных особенностей стрессоустойчивости у школьников разного пола.
Материалы и методы. Анализировались данные клинического и психодиагностического обследования 285 младших школьников (134 мальчика и 151 девочка), учащихся 1- 4 классов в возрасте 7-10 лет и 545 учащихся 5-9 классов (232 мальчика и 313 девочек) в возрасте 11-15 лет. Использовались методики, адекватные возрасту: детский вариант теста Кэттелла, тест Филлипса, проективный тест Люшера, тест детской тревожности Амена, тест Спилбергера, Айзенка. Психодиагностическое обследование школьников производилось трижды в течение учебного года.
Результаты. Анализ данных теста Люшера выявил большую неустойчивость адаптационных механизмов в младшем школьном возрасте у мальчиков (табл. 1).