Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ГЕНОЦИДА ПО РОССИЙСКОМУ И МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ'

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ГЕНОЦИДА ПО РОССИЙСКОМУ И МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
987
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГЕНОЦИД / МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО / УГОЛОВНОЕ ПРАВО РОССИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бурцева Д.С., Быков С.А.

В статье анализируются составы преступления геноцида, закрепленные в международно-правовых актах и уголовном кодексе Российской Федерации. Выявлены сходства и расхождения в регламентации данного общественно-опасного деяния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ГЕНОЦИДА ПО РОССИЙСКОМУ И МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ»

УДК 343.3

Д.С. Бурцева, С.А. Быков

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ГЕНОЦИДА ПО РОССИЙСКОМУ И МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ

В статье анализируются составы преступления геноцида, закрепленные в международно-правовых актах и уголовном кодексе Российской Федерации. Выявлены сходства и расхождения в регламентации данного общественно-опасного деяния.

Ключевые слова: геноцид, международное уголовное право, уголовное право России.

Геноцид - термин, обозначающий одно из опаснейших международных преступлений против человечества, относящихся к конвенционным преступлениям и неоднократно воплощавшихся в жизнь на протяжении всей истории человечества. Столь большая опасность данного деяния предопределяется направленностью на уничтожение, сочетающее в себе массовый и избирательный способ, национальной, этнической, расовой или религиозной групп людей.

С этимологической точки зрения геноцид представляет с собой гибридное слово, имеющее отношение к двум языкам: с греческого «genos» - род (племя) и с латинского «caedere» - убивать.

Попытки научного обоснования и нормативного закрепления состава данного преступления были вызваны историческими событиями, связанными с целенаправленным истреблением определенных групп людей. Стоит лишь вспомнить действия Османской империи в отношении армянского населения в начале ХХ века, унесшего жизни более 1,5 млн. человек [11], или зверства нацисткой Германии в 1930 -1940 гг. по отношении к евреям, жертвами которых стали по разным оценкам около 6 млн. человек [7].

Впервые данный термин был введен в науку польско-американским криминологом Р. Лемкиным. Он предложил считать деяния, направленные на уничтожение расовых, этнических, религиозных и социальных обществ, международным преступлением, разделив деяния, составляющие данное преступление, на две группы: а) акты варварства, направленные против жизни людей или на подрыв экономической основы жизнедеятельности данной группы; б) акты вандализма, характеризующиеся уничтожением культурных ценностей и исторического наследия вследствие передачи детей из одной группы в другую; запретом на использование родного языка; уничтожением их культурных ценностей и т.п. [12].

В ходе Нюрнбергского процесса предъявить обвинение именно за совершения геноцида, преступления, не закрепленного на тот момент ни в одном международном правовом акте, было невозможным, что вызвало необходимость разработки международных уголовно-правовых норм, закрепляющих ответственность за акты геноцида. Одним из таких актов является принятая в 1948 году Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него (далее - Конвенция). В данном международно-правовом акте впервые дано официальное понятие одному из самых жесточайших преступлений против человечества - геноциду и нормативно закреплена ответственность за его совершение. В преамбуле Конвенции содержатся положения следующего содержания - Генеральная Ассамблея ООН объявила, что «геноцид является преступлением, нарушающим нормы международного права и противоречащим духу и целям Организации Объединенных Наций, и что цивилизованный мир осуждает его ... для избавления от этого отвратительного бедствия необходимо международное сотрудничество».

Определение геноцида закреплено в ст. II Конвенции, в которой говорится, что геноцид представляет с собой следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

a) убийство членов такой группы;

b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

c) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое ее уничтожение;

d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

e) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую [1].

© Бурцева Д.С., Быков С.А., 2018.

Научный руководитель: Липкина Надежда Николаевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права, Саратовская государственная юридическая академия, Россия.

Помимо этого, в Конвенции были закреплены основополагающие принципы в борьбе с геноцидом, ставшие обязательными для государств-участников Конвенции. К примеру, в ст. 1 данного международно-правового акта закреплено, что преступность и наказуемость геноцида проявляется вне зависимости того, совершается ли данное деяние в мирное или в военное время. Согласно ст. 5 государства -участники берут на себя обязательство соблюдать Конвенцию, закрепив ее положения во внутреннем законодательстве.

Аналогичные Конвенции положения, закрепляющие состав преступления геноцида, содержатся в принятом в 1998 г. Римском статуте Международного уголовного суда [2, ст. 6].

Несмотря на то, что СССР был одним из участников Конвенции, правовое закрепление данного общественно-опасного деяния было осуществлено только в 1996 г. с принятием Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ). В УК РФ впервые в отечественной истории закреплена одна из задач уголовного права - обеспечение мира и безопасности человечества. Следуя поставленной задаче, в кодекс была включена статья, закрепляющая состав преступления - геноцид.

Закрепляя определение геноцида в отечественном праве, законодатель сформулировал его в максимальном соответствии с нормами международного права. Однако все же прослеживаются несколько расхождений в регулировании данного состава преступления, что и обуславливает актуальность данной темы.

Непосредственный объект преступления по российскому и международному праву сформулирован сходным образом. А именно, им являются общественные отношения, обеспечивающие безопасные условия жизни национальных, этнических, расовых и религиозных групп людей.

Перечень деяний, составляющих объективную сторону и перечисленных в УК РФ, несколько отличается от аналогичной категории, содержащейся в Конвенции 1948 г.

Согласно российскому уголовному закону геноцид может совершаться путем следующих действий: убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы [4, ст. 357].

Как было указано ранее, в п. «Ь» ст.11 Конвенции одним из способов геноцида является причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства представителям вышеуказанных групп людей. Под данными действиями следует понимать различного рода пытки, сексуальное насилие или аморальное обращение с людьми, унижающими их достоинство и др. Серьезность вреда может проявляться в виде обезображивания лица, нанесение увечья внешним и внутренним органам, а также длительные неудобства, характеризующиеся в затруднительности человека вести обычную жизнь. Серьезное умственное расстройство так же означает малозначительное или временное ослабление умственных способностей человека [3].

Примером к данным деяниям может служить практика Международного трибунала по Руанде, который в 1998 г. вынес приговор по делу Жана Поля Акайезу, истолковав тот факт, что систематические изнасилования женщин народности тутси составляют акт геноцида, но лишь при определенных обстоятельствах: наличия прямого умысла и последствий в виде серьезных физических или психических повреждений у членов группы [8].

Исходя из данного прецедента в международной практике, в ряд уголовных законов зарубежных стран был включен такой способ геноцида как сексуальное нападение [10]. Но стоит сказать, что просто факт систематического изнасилования не может являться проявлением геноцида, так как оно не способно привести к уничтожению непосредственного объекта геноцида. Угрозу жизни групп создает лишь нанесение вреда физическому или психическому здоровью потерпевших, а не сам факт насильственного полового контакта.

В отечественном законодательстве закреплены лишь действия, причиняющие тяжкий вред здоровью. Под данным понятием понимается вред опасный для жизни человека или повлекший за собой потерю зрения, речи, какого-либо органа или функции органа, неизгладимое обезображивание лица и др. [4, ст. 111].

Помимо этого, в международной норме закреплены последствия в виде умственных расстройств. Однако, хотя в ст. 357 УК РФ данное обстоятельство прямо не закреплено, указанные последствия в виде психических расстройств входят в медицинские критерии определения тяжкого вреда здоровью [6, п. 6.8].

Стоит сказать, что и в международных актах и в УК РФ перечень деяний, составляющих объективную сторону геноцида не является исчерпывающим. В обеих правовых системах предусмотрено, что геноцид может проявляться в виде создания иных жизненных условий, рассчитанных на физическое истребление членов групп.

Под данным способом геноцида следует понимать неограниченный перечень деяний, которые не охватываются остальными проявлениями данного преступления, закрепленными в норме. К примеру, это могут быть такие действия как: целенаправленное заражение окружающей среды химическими, радиоактивными или иными опасными для жизни и здоровья веществами; ограничение доступа к пище и воде; запрет на осуществление определенного рода деятельности, являющегося единственным средством к существованию. Помимо этого указанные деяния должны осуществляться в течение продолжительного промежутка времени и в таких масштабах, чтобы создавались условия, ставящие в опасность существования целых групп людей.

Кроме этого, в УК РФ в отличие от положений, закрепленных в Конвенции, содержится следующая разновидность проявления актов геноцида - насильственное переселение. Под данным способом понимается перемещение людей против их воли с мест постоянного проживания в чуждые им места, которыми могут быть и не приспособленные к нормальной жизнедеятельности и грозящие вымиранием групп, насильственно перемещенных [9, с.488].

Касательно субъекта преступления, в науке российского уголовного права четко определено, что им может являться вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Российских уголовный закон не содержит для субъекта данного преступления никаких специальных критериев.

В Конвенции возраст для субъекта не определен, однако специально оговаривается, что лица, совершившие геноцид, подлежат ответственности вне зависимости от того, являются ли они согласно внутреннему законодательству главой государства, должностным или частным лицами [1, ст.4]. Однако Римский статут Международного уголовного права от 1998 года установил 18-летний возраст, с которого лицо несет ответственность за совершение актов геноцида в данном международном органе [2, ст. 26].

Как видим, прослеживается противоречие между нормой отечественного и международного права. По нашему мнению, возраст, который закреплен в УК РФ, видится вполне обоснованным и логичным. Согласно положению Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования показывает, что 16-летний ребенок должен уже в этом возрасте уметь выделять себя относительно национальной, этнической, религиозной и расовой принадлежности, ориентироваться во многоконфессиональном мире, иметь сформированное мировоззрение [5]. Вышеуказанные обстоятельства, а также тот факт, что геноцид является одним из самых опаснейших преступлений против мира и безопасности человечества, позволяют уже в 16 лет осознавать общественную опасность и недопустимость данного преступления, что в итоге определяет способность нести ответственность за данное деяние.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления и в международном и в российском уголовном праве характеризуется прямым умыслом. Помимо этого, в обеих правовых системах, выделяют цель геноцида - полное либо частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозных групп.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что за исключением объективной стороны, состав преступления геноцида по международному праву и в УК РФ содержит аналогичные положения. По нашему мнению, это связано с тем обстоятельством, что Конвенция 1948 г., не претерпевшая существенных изменений с момента принятия, не была рассчитана на противодействие все новым проявлениям преступлений против мира и безопасности. Таким потенциалом, в силу быстрого приспособления к бурно развивающимся общественным отношениям, обладают нормы национальных правовых систем. Законодательное совершенствование норм, закрепляющих состав преступления геноцида, в уголовных законах различных стран, является важнейшим средством в противодействии данному общественно-опасному деянию и защите социальных общностей.

Библиографический список

1.Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ genocide.shtml. (дата обращения: 25.11.2017)

2.Римский статут Международного уголовного суда 1998 г. // URL:http://www.un.org/ru/law/icc/rome_statute(r).pdf (дата обращения: 25.11.2017)

3.Международный трибунал для бывшей Югославии. Решение судебной камеры по делу Семанза от 15 мая 2003 г., § 320-322 // Вестник Международного Уголовного Правосудия. URL: http://www.mup-info.com/mup/book/definitionof-crimes. (дата обращения: 26.11.2017)

4.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 29.07.2017) // СПС Консультант

плюс.

5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 413 «Об утверждении и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта «Среднего общего образования» // СПС Консультант плюс.

6.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 апреля 2008 г. № 194н "Об утверждении медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека" // СПС Консультант плюс.

7.Аванесян В.В. Нюрнбергский трибунал и геноцид // Общество и право. 2011. № 3. С. 17-21.

8. Мемориальный музей Холокоста США [Электронный ресурс] //URL:https://www.ushmm.org/wlc/ru/artide.php?ModuleId=10007157# (дата обращения: 27.11.2017)

9.Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник для бакалавров / отв. ред. А.И. Рарог. -Москва.: Проспект, 2016. - 496 с.

10.Уголовный кодекс Испании 1996 г. / пер. с испанского В.П. Зыряновой, Л.Г. Шнайдер; под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Ф. М. Решетникова. М.: Зерцало, 1998.

11. Энциклопедия Britannica [Электронный ресурс]: Armenian Genocide \\ URL: https://global.britannica.com/event/Armenian-Genocide. (дата обращения: 27.11.2017)

12.Кочои С.М., Хасан Х.А. Преступление геноцида: монография. М.: Проспект, 2015.

БУРЦЕВА ДАРЬЯ СЕРГЕЕВНА - студент Института Прокуратуры, Саратовская государственная юридическая академия, Россия.

БЫКОВ СЕРГЕЙ АНДРЕЕВИЧ - студент Института Прокуратуры, Саратовская государственная юридическая академия, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.