Научная статья на тему 'Проблемы предупреждения преступления геноцида и ответственности за него в контексте агрессии Грузии против Южной Осетии в 2008 году'

Проблемы предупреждения преступления геноцида и ответственности за него в контексте агрессии Грузии против Южной Осетии в 2008 году Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
493
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГЕНОЦИД / АГРЕССИЯ ГРУЗИИ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ УГОЛОВНЫЙ СУД / GENOCIDE / AGGRESSION OF GEORGIA / THE INTERNATIONAL CRIMINAL COURT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стремоухов А. В., Иванов И. А.

В статье исследуется генезис и определение понятия «геноцид» в международном и российском праве, а также правомерность его использования для квалификации агрессии Грузии против Южной Осетии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems prevention of genocide crime and liability for it in the context of Georgia's aggression against South Ossetia in 2008

The article deals with the genesis and definition of «genocide» in international and Russian law and the legitimacy of its use for qualification the Georgian aggression against South Ossetia.

Текст научной работы на тему «Проблемы предупреждения преступления геноцида и ответственности за него в контексте агрессии Грузии против Южной Осетии в 2008 году»

А. В. Стремоухое,* И. А. Иванов**

проблемы предупреждения преступления геноцида и ответственности за него в контексте агрессии грузии против южной Осетии в 2008 году

Ключевые слова: геноцид, агрессия Грузии, международный уголовный суд.

Аннотация: В статье исследуется генезис и определение понятия «геноцид» е международном и российском праве, а также правомерность его использования для квалификации агрессии Грузии против Южной Осетии.

Key words: genocide, aggression of Georgia, the international criminal court. Summary: The article deals with the genesis and definition of «genocide» in international and Russian law and the legitimacy of its use for qualification the Georgian aggression against South Ossetia.

Геноцид - это одна из наиболее острых и актуальных угроз человеческой безопасности. Актуализация геноцида идет параллельно с процессом эскалации политики «однополярного мира» рядом западных стран. Это, в свою очередь, обуславливает взаимодействие всех цивилизованных стран и международных организаций в противодействии данному негативному явлению. Практически любой акт геноцида, совершенный на территории какого - либо государства имеет международный характер. Это привело государства к выработке против геноцида коллективных, скоординированных и рациональных мер противодействия. Агрессия Грузии против Южной Осетии еще раз заставила мировое сообщество задуматься над угрозой геноцида.

Согласимся с мнением В. А. Батыря о том, что общественная опасность геноцида заключается в том, что в результате соответствующих действий полностью или частично прекращает или может прекратить существование характеризующаяся самобытностью образа жизни и культуры, традиций и обычаев, иными особенностями определенная национальная, этническая, расовая или религиозная группа людей, что влечет обеднение разнообразия человеческого сообщества.1 Геноцид - такое преступное де-

* Доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского и международного частного права Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина.

1 Батырь В. А. Международно-правовые проблемы квалификации преступления

яние, которое ведет к «подрыву» авторитета основ международного гуманитарного права.

Представляется, что события начала и первой половины ХХ века повлекшие гибель многих миллионов людей (1915 г. - истреблено более 1 млн. армян; 1918-1920 г.г. - убийство более 4-х тыс. юго-осетин; 19391945 г.г. - уничтожение ок. 6 млн. евреев; 1941-1945 г.г. - гибель ок. 27 млн. советских людей2) заставили цивилизованное сообщество прийти к единому мнению о необходимости выработки универсального правового определения таким бесчеловечным и антигуманным деяниям. Ведь формально массовое уничтожение людей было безымянным преступлением, так как не имело юридически закрепленного определения в международном правовом акте.

Правда, еще в 1933 г., на 5-й Конференции по унификации международного уголовного права польский юрист, профессор Рафаэль Лемкин предложил закрепить в международном праве, что действия, направленные на уничтожение или разрушение расовых, этнических, религиозных и социальных сообществ - это варварское преступление.

В соответствии с концепцией Р. Лемкина (1933 г.) такие действия могут быть выражены в: принудительном и систематическом изъятии характерных элементов культуры данной группы лиц; запрещении употреблять родной язык даже в личных отношениях; систематическом уничтожении книг на языке группы, разрушение музеев, школ, исторических памятников, культовых и других учреждений, культурных объектов группы или же запрещение пользоваться ими.3

К сороковым годам ХХ века, понятие «геноцид» (от греч. genos -род, от лат. caedare - убивать) предстало новеллой в международной уголовно-правовой теории. В 1944 г. профессор Лемкин опубликовывает книгу «Основное правило в оккупированной Европе», в которой заново переосмысливает проблему, и формулирует новое понятие - «геноцид».4

геноцида и «катынское дело» // Государство и право. 2008. № 5. С. 68.

2 См.: http://www.hrights.ru/text/b8/Chapter5.htm

3 Барсегов Ю.Г. Геноцид армян - преступление по международному праву. М., 2000.

С. 21.

4 Так, Р. Лемкин пишет: «Под геноцидом мы понимаем уничтожение нации или этнической группы. В целом геноцид не обязательно означает моментальное уничтожение нации. Он, скорее, предполагает координированный план действий, направленный на разрушение основ существования национальных групп с целью искоренения самих этих

Долго назревавшая проблема международного определения геноцида, как опасного преступления, требовала от мирового сообщества решительных действий. Они были предприняты Генеральной Ассамблеей ООН в Резолюции 96 (I) от 11 декабря 1946 г. Резолюция гласила, что геноцид является преступлением, нарушающим нормы международного права и противоречащим духу и целям ООН, и что для избавления человечества от этого отвратительного бедствия необходимо международное сотрудничество.

В связи с этим было принято решение о подготовке отдельного нормативно правового акта, имеющего международное значение. Разработка проекта будущей конвенции была поручена Экономическому и Социальному Совету ООН. За работу принялись «отцы основатели» концепции геноцида, профессоры Р. Лемкин, Д. Вабр, В. Пелла.

В результате усилий государств, в том числе СССР, 9 декабря 1948 г. была принята Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него5 (далее - Конвенция о предупреждении геноцида), где в ст. II сказано, что под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу, как таковую: а) убийство членов такой группы; b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; с) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее; d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы; е) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

групп. Составные части такого плана - уничтожение политических и общественных институтов, культуры, языка, национального самосознания, религии, экономических основ существования национальных групп, а также лишение личной безопасности, свободы, здоровья, достоинства и самих жизней людей, принадлежащих к этим группам. Геноцид направлен против национальной группы как целого, и предпринимаемые действия обращены против людей не как отдельных личностей, а именно как членов национальной группы». (Lemkin Raphael. Axis Rule in Occupied Europe. Washington. D. C.: Camegie Endowment for International Peace, 1944).

5 См.: Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г. Конвенция подписана СССР 16декабря 1949 г. Ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 18 марта 1954 г. (Ведомости ВС СССР. 22 июня 1954 г. № 12. Ст. 244). Конвенция вступила в силу для СССР 1 августа 1954 г.

Аналогичное определение геноцида содержится и в других международно-правовых документах.6 В ст. III данной Конвенции был закреплен исчерпывающий перечень наказуемых деяний: а) геноцид; Ь) заговор с целью совершения геноцида; с) прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида; d) покушение на совершение геноцида; е) соучастие в геноциде.

Что касается российского права, то согласно ст. 357 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) «геноцид - это действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы».

Объектом геноцида являются основы человечества и человечности, т. е. международного обеспечения безопасности национальных, этнических, расовых, религиозных групп. Потерпевшими от геноцида выступают не отдельные лица, члены групп, а сами названные группы в целом, на уничтожение которых нацелено это преступление.7

Объективная сторона преступления характеризуется действиями, совершенными каким-либо из способов, указанных в диспозиции нормы ст. 357 УК РФ.

Субъектом этого преступления являются лица, достигшие 16 лет. Они подлежат наказанию независимо от того, являются ли ответственными по конституции правителями, должностными или частными лицами (ст. IV Конвенции о геноциде).

Субъективной стороной преступления геноцида является только прямой умысел. Ибо цель виновного лица состоит в полном или частичном уничтожении соответствующих групп. Мотивами, побудившими субъект к совершению данного преступления могут, быть национальная, расовая, этническая или религиозная вражда, нетерпимость и неуважение к данным

6 См.: к примеру: ст. 4 Устава Международного трибунала по Югославии от 25 мая 1993 г.; ст. 2 Устава Международного трибунала по Руанде от 8 ноября 1994 г.; ст. 6 Римского Статута Международного уголовного суда от 17 июля 1998 г.; ч. 1 ст. 11 Специального трибунала по Ираку от 10 декабря 2003 г.

7 См.: Уголовное право России: Учеб. пос. /Под ред. В.С. Комисарова. 2-е изд. М., 2007. С. 371.

группам.

По мнению А. В. Наумова, нормы отечественного уголовного права без потери самостоятельной роли в механизме регулирования должны быть соотнесены с нормами международного уголовного права.8

Представляется, что нормы Конвенции о предупреждении преступления геноцида и УК РФ, в которых определяется «геноцид», содержат в диспозиции ряд пробелов, которые необходимо реально дополнить и, тем самым, расширить объективные признаки данного состава преступления. А именно: перечень, указанный в диспозиции норм, дополнить, таким преступлением, как целенаправленное, систематическое уничтожение и изъятие исторического наследия и культурных ценностей группы, а также воспрепятствование в пользовании и передаче будущим поколениям своих исконных обычаев, традиций, языка и иных самобытных ценностей. Это позволит защитить права, свободы и законные интересы человека, которые указаны в международных правовых актах.

Кроме того, В. А. Батырь считает,что геноцид осуществляется в четырех формах: 1) физический геноцид; 2) социально-экономический геноцид; 3) биологический геноцид; 4) национально-культурный геноцид, т. е. уничтожение культурных и духовных ценностей таких групп.9

К примеру, в 1922 г. грузинское руководство проводило на территории Южной. Осетии ассимиляторскую политику (национально-культурный геноцид). Осетин вынуждали в документах изменять свою национальную принадлежность, осетинские географические названия заменялись грузинскими. В 1939 г. осетинская письменность была переведена на грузинский алфавит, в осетинских школах было введено преподавание на грузинском языке и др.

Историческую статистику актов грузинского геноцида в отношении юго-осетинского народа с 1918 по 2008 гг. можно разделить на 3 основных этапа: 1) 1918-1920-е гг. - 4143 погибших; 2) 1989-1992 гг.10 - в результа-

8 См.: Наумов А. В. Преступление против мира и безопасности человечества и преступления международного характера // Государство и право. 1995. № 6. С. 54-55.

9 Батырь В. А. Международно-правовые проблемы квалификации ... С. 69.

10 Так, Ф. И. Махарадзе описывает события геноцида 1920 года: «Не будем останавливаться на описании тех ужасов и дикостей, которые были совершены грузинскими войсками и гвардией под начальством палача Джугели над населением Юго - Осетии. Они не делали различия между старыми и молодыми, женщинами и мужчинами, вооруженными и безоружными. Грузинские палачи вели себя как звери и дикари. Они убивали всех без

те кровавого террора погибло свыше 3000 мирных жителей;11 3) 8 августа 2008 г.12 - число жертв колеблется от 1600 до 2000 жителей Цхинвала и близ лежащих сел.13 Что касается августовских событий 2008 г. в Южной Осетии, то в них наблюдается явно выраженный акт национально - культурного геноцида.14

Факты геноцида юго-осетинского народа за последние 90 лет, учиненные Грузией, каждый раз требовали адекватных, объективных и решительных действий со стороны мирового сообщества и международных организаций по оказанию всесторонней правовой помощи Республике Южная Осетия. Однако этого не последовало. До сих пор виновные не понесли заслуженного наказания, а нарушенные права потерпевших не восстановлены. Такое положение не может не порождать безнаказанность лиц, облеченных властью.

Важным этапом в развитии международно - правовой защиты человека от преступлений геноцида после Нюрнбергского процесса над главными военными преступниками, стало создание постоянно действующего Международного уголовного суда.

Первым послевоенным международным законом, который предусматривал создание международного уголовного суда, была Конвенция

разбора, разрушали, жгли все на своем пути»// http://cominf.org/node/1161172761

11 http://top.rbc.ru/society/08/08/2008/216916.shtml

12 Подтверждением совершения военнослужащими грузинских вооруженных формирований массовых убийств и геноцида населения Южной Осетии являются следующие доказательства: изъятый в грузинском анклаве, расположенном на территории с. Ачабети, план мероприятий по блокированию (отравлению) водоснабжения г. Цхинвала в период боевых действий; данные УФМС России по РСО-Алания, согласно которым в период с 7 по 16 августа 2008 года территорию РЮО в связи с невозможностью проживания покинуло более 36 тыс.человек, при общей численности населения республики около 50 тыс. человек; данные БТИ г. Цхинвала, согласно которым в результате грузинской агрессии было полностью разрушено и сожжено 655 жилых домов, подверглись частичному разрушению 2139 жилых строений, в которых проживало более 5000 тыс. жителей (из справки Следственного комитета при прокуратуре РФ).// Танаев К. Осетинская трагедия. Белая книга преступлений против Южной Осетии. Август 2008 года. - М.: Издательство «Европа», 2008. С. 333-334.

13 См.: Российская газета. 2008. 14 авг.

14 А. Бастрыкин заявил: «Танками грузины стерли с лица земли даже христианский храм шестого века. Вот вам еще одно подтверждение геноцида со стороны Грузии. Ведь это преступление подразумевает не только уничтожение одного народа, но и его историю, культуру, памятники» // Российская газета. 2008. 26 авг.

о предупреждении преступления геноцида и наказания за него.15 Данная Конвенция прямо предусматривала возможность преследования и придания наказанию правонарушителей международному суду. Так, ст. VI Конвенции провозглашала: «Лица, обвиняемые в совершении геноцида или других перечисленных в статье III деяний, должны быть судимы компетентным судом того государства, на территории которого было совершено это деяние, или таким международным уголовным судом, который может иметь юрисдикцию в отношении Сторон настоящей Конвенции, признавших юрисдикцию такого суда».

17 июля 1998 г., был принят Римский статут, который вступил в силу с 1 июля 2002 г.16 Юрисдикцию международного уголовного суда в отношении лиц, обвиняемых за совершение преступлений, предусмотренных статьей 5 Статута,17 мы толкуем во взаимодействии со ст. 12 Статута, которая гласит, что любое государство, которое становится участником настоящего Статута, признает тем самым юрисдикцию Суда в отношении преступлений, указанных в ст. 5. Это значит, что в компетенцию международного уголовного суда входят только те преступления, которые были совершены либо на территории государства-участника (т. н. территориальный принцип), либо гражданином государства-участника (т. н. персональный принцип).

Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что Грузия 18 июля 1998 г. подписала, а в 2003 г. ратифицировала Римский статут, тем самым безоговорочно признав юрисдикцию международного уголовного суда. Это дает возможность привлечь к международной уголовной ответственности граждан Грузии, виновных в совершении на территории Южной Осетии преступления геноцида.

В последние годы в связи с ростом числа международных преступлений в мире создаются специальные международные трибуналы для

15 См.: Стремоухов А. В. Правовая защита человека. М., 2006. С. 334.

16 Римский Статут Международного уголовного суда. Принят в г. Риме 17 июля 1998 Дипломатической конференцией полномочных представителей под эгидой ООН по учреждению Международного уголовного суда. По состоянию на июль 2009 года, Римский статут ратифицировали 110 государств во всем мире // http://ru.wikipedia.org/ wiki/%D0%9C%D0%A3%D0%A1.

17 В соответствии с настоящим Статутом Суд обладает юрисдикцией в отношении следующих преступлений: а) преступление геноцида; Ь) преступления против человечности; с) военные преступления; d) преступление агрессии.

рассмотрения дел о совершении преступлений против человечества. Так, для судебного преследования виновных лиц в нарушении международного гуманитарного права на территории бывшей СФРЮ и Руанде, Камбодже и Сьерра-Леоне, а также для защиты (восстановления) прав потерпевших в этих странах, в рамках ООН были созданы специальные локальные международные уголовные суды. Ими стали: Международный трибунал по бывшей Югославии,18 Международный трибунал по Руанде,19 Специальный суд по Сьерра-Леоне,20 Чрезвычайная палата по Камбодже,21 с которыми активно сотрудничает Международная организация уголовной полиции (Интерпол).22

Следственным комитетом при прокуратуре РФ в связи с совершением грузинскими официальными лицами преступлений против человечности на территории Южной Осетии было возбуждено уголовное дело.23 В основу будущего дела по обвинению Саакашвили лягут показания и доказательства, которые сейчас собираются российскими следователями и будут представлены в международные суды. Для этих целей по указанию Генерального прокурора РФ создана специальная бригада работников прокуратуры, которая оказывает юридическую помощь в составлении обращений и жалоб в Европейский суд по правам человека и Гаагский международный уголовный суд по преступлениям против мирного населения Южной Осетии.24

18 Устав Международного трибунала по Югославии. Принят 25 мая 1993 Резолюцией 827 (1993) на 3217 заседании Совета Безопасности ООН // Международное публичное право. Сборник материалов. Т. 2. М., 1996. С. 102 - 109.

19 Устав Международного трибунала по Руанде. Принят 8 ноября 1994 Резолюцией 955 (1994) на 3453 заседании Совета Безопасности ООН // Там же. С. 109 - 117.

20 http://www.un.org/russian/documen/basicdoc/charter_sierra.pdf

21 http://www.hrea.org/lists2/display.php?language_id=4&id=11566

22 Устав Международной организации уголовной полиции (Интерпол). Принят в Вене на 25-ой сессии Генеральной Ассамблеи Международной комиссии уголовной полиции в 1956г. // Международное публичное право. Сборник материалов. Т. 2. С. 117 - 123. Устав вступил в силу 13 июня 1956г. Россия участвует в нем с 7 апреля 1990г., как правопреемник СССР.

23 Уголовное дело № 201/374108-08, возбужденно по фактам массового убийства и геноцида мирных жителей Республики Южной Осетии, а именно по ч. 3 ст. 30, пп. «а», «е», «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ, пп. «а», «е», «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ и ст. 357 УК РФ // Танаев К. Осетинская трагедия. Белая книга преступлений против Южной Осетии. Август 2008 года. М., 2008. С. 332.

24 См.: Грузино-осетинский конфликт: защита прав пострадавших // Законность. 2009. № 10. С. 25-28.

На основании вышеизложенного представляется необходимым сделать вывод о том, что вопреки политическим амбициям и разногласиям необходимо отдать предпочтение защите и уважению прав человека. Этому может способствовать не только толерантные отношения между странами, но и реальная международная уголовно-правовая превентивная политика ООН, которая должна выражаться в жестком, но объективном ответе на вызовы таких преступных деяний, как геноцид. Поэтому привлечение к международной уголовной ответственности главных преступников, виновных в совершении злодеяний на территории Республики Южная Осетия в 2008 г., является архиважной задачей цивилизованного мира.

Считаем возможным и необходимым создать Специальный трибунал по Грузии, в юрисдикцию которого входили бы такие преступления как: геноцид; преступления против человечности; военные преступления; некоторые преступления, предусмотренные законодательством Республики Южная Осетия и РФ и привлечение к ответственности президента Грузии М. Саакашвили и его ближайших сподвижников.

Предполагается, что Специальный трибунал по Грузии - станет таким международным институтом, который под эгидой ООН будет реально проводить судебное разбирательство на принципах уважения и предпочтения международных стандартов в области прав человека и соблюдения необходимых гарантий безопасности, чтобы избежать судилищ, которые на сегодняшний день уже известны человечеству. (К примеру, процессы над югославским лидером С. Милошевичем и экс-президентом Ирака - С. Хусейном).

Все вышеперечисленные модели уголовных трибуналов ad hoc по Югославии, Руанде и другие создавались (и должны будут создаваться новые) с целью предать суду лиц, ответственных за серьезные нарушения прав человека, положить конец таким нарушениям и не допустить их повторения, восстановить справедливость, содействовать национальному примирению, содействовать восстановлению мира.

В данном контексте следует отметить положения Конвенции о неприменимости сроков давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества от 26 ноября 1968 г.,25 закрепившие, что никакие

25 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1971. № 2. Ст. 18. От имени СССР Конвенция подписана 6 января 1969 г., ратифицирована Указом Президиума ВС СССР 11 марта 1969 г. № 3667- VII с заявлением. Ратификационная грамота СССР депонирована

сроки давности не применяются к преступлению геноцида, определяемому в Конвенции 1948 года, даже если эти действия не представляют собой нарушения внутреннего законодательства той страны, в которой они были совершены.26

Однако успех противодействия геноциду можно достичь, если будут: ликвидированы любые препятствия и барьеры при проведении совместных операций по пресечению актов геноцида на территории того или иного государства; построено единое правовое поле борьбы с геноцидом на основе тесного сотрудничества всех государств. Вышеизложенное позволяет сформулировать следующие предложения:

1) Государственной Думе необходимо принять федеральный закон о внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации с целью обеспечения сотрудничества с Международным уголовным судом и приведении законодательства Российской Федерации в соответствие с Римским Статутом Международного уголовного суда. Предварительно провести слушания в Государственной Думе по обсуждению положений проекта указанного закона с приглашением представителей соответствующих органов государственной власти и научных учреждений;

2) в минимально возможный срок, после соответствующей подготовки ратифицировать Римский Статут Международного уголовного суда 1998 г. и Соглашение о привилегиях и иммунитетах Международного уголовного суда от 22 июля 2004 г.;

3) учесть все важнейшие процедурные нормы подписанного Российской Федерацией Римского Статута от 1998 г., путем внесения соответствующих изменений и дополнений в ч. 5 УПК РФ «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства». Следственному ко-

Генеральному секретарю ООН 22 апреля 1969 г. Конвенция вступила в силу для СССР

11 ноября 1970 г.

Согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» Россия в качестве государства правопреемника СССР осуществляет права и выполняет обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных СССР.

26 Также Конвенция от 26 ноября 1968 г. установила, что ее положения применяются к представителям государственных властей и частным лицам, которые выступают в качестве исполнителей или соучастников преступлений, или непосредственно подстрекают других лиц к совершению преступлений, или участвуют в заговоре для их совершения, независимо от степени их завершенности, равно как и к представителям государственных властей, допускающим их совершение (ст. II).

митету при прокуратуре РФ определить соответствующие процессуальные права в области защиты прав и интересов граждан России за ее пределами.

4) политическому руководству РФ выйти с инициативой в ООН о создании Международного Трибунала по Грузии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.