СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ СТРАН-УЧАСТНИЦ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА ТЕРЕНИЧЕНКО Алексей Александрович,
кандидат исторических наук,
доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье предпринята попытка анализа и сопоставления положений нормативной правовой базы государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) по вопросам взаимного доступа эмитентов и инвесторов на рынки ценных бумаг с действующими в рамках ЕАЭС международными договорами и стратегическими целями формирования экономического союза. В рамках этой задачи автор рассматривает развитие рынка ценных бумаг стран-участниц в условиях Евразийского экономического союза и выявляет его правовые особенности. Делается вывод о том, что, несмотря на сохраняющиеся проблемы в процессе интеграции и сближении рынков ценных бумаг стран-участниц ЕАЭС в вопросах доступа эмитентов и инвесторов на рынки ценных бумаг, существуют многочисленные объективные предпосылки указанной интеграции.
Abstract: The article attempts to analyze and compare the provisions of the regulatory legal base of the member states of the Eurasian Economic Union (EEMP) on mutual access of issuers and investors to the securities markets with international treaties in force within the framework of the EAEC and the strategic goals of forming an economic union. Within the framework of this task, the author considers the development of the securities market of the participating countries in the conditions of the Eurasian Economic Union and reveals its legal features. The conclusion is made that, despite the remaining problems in the process of integration and convergence of the securities markets of the EEA member countries in the issues of access of issuers and investors to the securities markets, there are numerous objective prerequisites for this integration.
Ключевые слова: Эмитенты и инвесторы, национальные рынки ценных бумаг, Евразийский экономический союз, гармонизация законодательства, форма организации финансово-валютного рынка, органы надзора за рынком ценных бумаг.
Keywords: Issuers and investors, national securities markets, the Eurasian Economic Union, the harmonization of legislation, the form of the organization of the financial and foreign exchange market, and the supervisory bodies for the securities market.
29 мая 2014 года в результате подписания Договора о Евразийском экономическом союзе»[1] (вступил в силу с 1 января 2015 года) было создано образование, поставившее главной целью сближение и укрепление экономик входящих в него государств и повышение конкурентоспособности участников ЕАЭС на мировом рынке.
Сегодня в ЕАЭС входят пять государств: Россия, Казахстан, Беларусь, Армения и Киргизия.
При несомненном макроэкономическом эффекте от процессов интеграции государств-членов ЕАЭС (снижение цен на товары, стимулирование честной конкуренции, создание «общей ниши» на рынке ценных бумаг) следует признать недостаточное закрепление в законодательстве стран-участниц механизмов в сфере экономического и финансового сотрудничества. В частности не проработано до конца решение проблемы взаимного доступа эмитентов и инвесторов на рынки ценных бумаг с действующими в рамках ЕАЭС международными договорами и стратегическими целями формирования экономического союза.
Вопрос о поиске путей гармонизации соответствующего законодательства для государств ЕАЭС и выявлении проблем в данной сфере на сегодняшний день по-прежнему очень актуален. Но прежде чем приступить к его решению, необходимо, на наш взгляд, провести анализ развития рынка ценных бумаг стран-участниц ЕАЭС в условиях Евразийского экономического союза и выявить его правовые особенности.
Анализ современного развития ЕАЭС показывает, что мировой кризис оказывает значительное влияние на развитие экономики государств-членов ЕАЭС, что сказывается на характере, как национальных, так и совместных действий выхода из кризисной ситуации.
Летом 2016 года Евразийская экономическая комиссия приступила к разработке задач по интеграции инфраструктуры рынка ценных бумаг стран ЕА-ЭС[2]. Предполагается, что это позволит решить важные вопросы доступа граждан в рамках ЕАЭС к учетным системам своих государств. Особое внимание будет уделено вопросам «перенастройки» финансового рынка в условиях экономического сокра-
щения, решению рисков и созданию технологий, которые бы позволили решить проблемы взаимного доступа эмитентов и инвесторов на рынки ценных бумаг ЕАЭС. Будут выработаны единые требования.
В результате этого страны ЕАЭС получат возможность размещать ценные бумаги на биржах других участников ЕАЭС на основе соглашения о взаимном признании эмиссий. Вопрос регуляторного арбитража будет снят.
На первый взгляд - это решение достаточно позитивное. Рассмотрим, что оно даст. В результате принятия этого соглашения может произойти следующее:
- зарегистрированные уполномоченным органом выпуски эмиссионных бумаг (облигации и акции) могут быть размещены на биржах стран ЕАЭС;
- финансовые инструменты (например, опционы, свопы, фьючерсы и т.д.) могут быть размещены одновременно на всех торговых биржах без разрешения уполномоченного органа в рамках единой спецификации;
- произойдёт «освобождение» от регистрации ценных бумаг и регулятивных издержек;
- взаимный допуск получат только лучшие ценные бумаги крупных эмитентов;
- эмитентам будет предоставлен доступа к новым рынкам капитала.
Таким образом, главная цель этого процесса - достижение ликвидности на биржах стран ЕАЭС.
Но для этого крупные эмитенты должны предоставить аудированную отчетность. Кроме того, механизмы гармонизации правил листинга бирж стран-участниц ЕАЭС рассмотрены не были. Это сказывается на развитости рынка ценных бумаг.
Рассмотрим особенности рынков ценных бумаг стран-участниц ЕАЭС в связи с проблемой взаимного доступа на них эмитентов и инвесторов.
Финансовые рынки для размещения ценных бумаг, в частности, биржи, у членов ЕАЭС имеют общие черты, которые зависят от таких факторов: снижение цен на нефть, темпы роста ВВП, инвестиции, зависимость от доллара, внешнеторговый оборот и т.д. Происходит постепенный переход к «плавающему курсу» валют и отказ от жесткого курсообразования.
Выделим общие черты рынков ценных бумаг, т.е. тенденции на сближение и их преимущества:
- наличие электронной системы торговли валютой. Например, в Киргизии существует Автоматизированная торговая система Нацбанка[3];
- информационная прозрачность рынка, что предотвращает недобросовестную конкуренцию и манипуляции;
- активное участие центрального банка;
- установление наилучшей цены на основе установленного спроса и предложения;
- возможность осуществлять своп-операции;
- использование в качестве производных инструментов фьючерсов и опционов.
Итак, рынок ценных бумаг в странах ЕАЭС играет важную роль в предотвращении валютных рисков и дает возможность управлять валютным курсом.
Важным вопросом остается проблема доступа к валютным торгам небанковских институций -брокеров, корпораций, физических лиц и т.д. Поэтому дальнейшая цель ЕАЭС - создание интегрированного рынка ценных бумаг, где будет происходить взаимный доступа эмитентов и инвесторов к нему.
Рассмотрим особенности валютных рынков в плане взаимного доступа эмитентов и инвесторов в каждой из стран ЕАЭС.
Армения имеет достаточно либеральный рынок ценных бумаг и валюты. Правда, динамика биржевого рынка за последние два года не показывает позитивных моментов[4]. По данным биржи «NASDAQ OMX Armenia» объем торгов валютой снизился с 320 млн. долларов до 4 млн. долларов. Это связано с ухудшением валютно-экономической ситуации в государстве. Поэтому перспективы интеграции Армении в единое биржевое пространство ЕАЭС не соответствуют ее полному потенциалу.
Среди нормативно-правовой базы, которая регулирует доступ на рынок ценных бумаг Армении и определяет его перспективные направления, можно назвать такие: Стратегия Центрального банка Республики Армения на 2015-2017 гг.[5], куда входит Концепция по развитию риск-ориентированного подхода в финансовом надзоре, Национальная стратегия по предотвращению экономической преступности, а также Концепция развития капитала[6] и Международные стандарты прозрачности деятельности рынка ценных бумаг.
Армения присоединилась к Договору о Евразийском экономическом союзе в декабре 2015 года. Вследствие этого она получила доступ к выходу на рынок ценных бумаг участников ЕАЭС. Одним из первых на Московский биржевой рынок вышел «Арм-бизнесбанк». Армянская биржа стремится реализовать совместный проект по доступу армянских банков
на валютный рынок России посредством Московской Биржи.
Обратим внимание на следующую особенность: так как Армения является резидентом ЕАЭС, она получает доступ в пространство интегрированного биржевого рынка и выступает в качестве посредника для нерезидентов Армении. И ей не нужно готовить пакет документов.
Биржа Армении не является кредитной организацией. А в Договоре ЕАЭС - это обязательное условие. Поэтому следует законодательно решить этот вопрос.
Итак, участниками рынка ценных бумаг в Армении являются банки и профессиональные участники. В рамках единого пространства взаимного доступа эмитентов и инвесторов осуществляется доступ к торгам нерезидентов без ограничений, но в соответствии с биржевыми правилами.
В Республике Беларусь рынок ценных бумаг регулируется Законом «О рынке ценных бумаг»[7] (статья 27 содержит требования к ценным бумагам эмитентов-нерезидентов для допуска). Существует только одна специализированная организация, которая имеет право осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг. Это Белорусская валютно-фондовая биржа[8]. В ее задачи входит формирование текущего курса валют, поддержание ликвидности валютного рынка. За последние два года наблюдается снижение доли биржевого рынка вследствие либерализации валютного законодательства. Переход к системе непрерывного аукциона позволил подавать заявки на покупку и продажу валюты на протяжении всего периода торгов.
Важно отметить, что в Беларуси эмитентами на фондовом рынке могут выступать только юридические лица, часто это крупные предприятия и банки. Тенденции к уменьшению числа эмитентов зависят от того, что издержки выхода на рынок достаточно большие и отсутствует среднее звено - средние и малые предприятия.
Кроме этого, доступ эмитентам на рынок ценных бумаг позволен только через профессиональных участников рынка, к которым ставятся определенные требования[9]. Эталоном является котировальный лист «А», который должен обладать чистыми активами не менее 10 млн. евро. Если это небанковская кредитно-финансовая организация, то это не менее 5 млн. евро.
Из-за отсутствия среднего звена бизнеса,
эмитентами и инвесторами выступают банки и страховые компании, а институт частных инвесторов не сформирован. Инвесторы, так же как и эмитенты, имеют ограниченный доступ к рынку ценных бумаг и бирже. Физическое лицо не может купить акции, это можно сделать только через брокера или депозитария. Все сделки подлежат регистрации. Цели рынка долгосрочные - доход по сберегательным сертификатам можно получить только после его погашения. Поэтому инвестиции физических лиц на белорусском рынке ценных бумаг ориентированы на внебиржевые вложения.
Итак, основной формой рынка ценных бумаг и валютного рынка в Республике Беларусь выступает ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», участниками которой могут быть банки и кредитные организации. Беларусь предоставляет возможности доступа нерезидентов к валютным торгам и эмитентов и инвесторов на рынки ценных бумаг.
Рынок Казахстана имеет в своем составе три сегмента: биржевой, внебиржевой и межбанковский валютный рынок, которые имеют тенденции к снижению. По данным Казахстанской фондовой биржи в 2016 году после падения ажиотажа на валюту, появилось снижение активности по операциям[10]. Но торги на Московской Бирже у Казахстана составили около 17 млрд. рублей, что стало подтверждением факта необходимости расширения межбиржевого взаимодействия членов ЕАЭС.
Сейчас Казахстанская фондовая биржа работает над расширением эмитентов и инвесторов и собирается включить в их число «не-банки», что будет позитивно влиять на гармонизацию рынка ценных бумаг в рамках сотрудничества с ЕАЭС.
Итак, основной формой организации валют-но-финансового рынка в Казахстане выступает Казахстанская фондовая биржа, резидентами считаются банки и кредитные организации. Производится допуск банков-нерезидентов к валютным торгам. Но в это число входят только юридические лица, которые соответствуют правилам Договора ЕАЭС.
В Киргизии валютно-финансовый рынок регулируется Положением о Службе надзора и регулирования финансового рынка Республики[11] и документами по международному сотрудничеству по развитию рынка ценных бумаг. Существует Автоматизированная торговая система Национального банка Республики Кыргызстан[12], через которую проводятся операции, по большей части - это спот, есть воз-
можность осуществлять и своп.
Мировой кризис негативно сказался на внешнеэкономической среде Киргизии. Поэтому правительство взяло курс на интеграцию стран ЕАЭС с целью реформирования валютно-финансового рынка. Например, за поставку газа и ГСМ из России планируется вести расчет в рублях.
В начале 2016 года на Московскую Биржу впервые вышел Айыл Банк - первый банк из Киргизии, который стал SMA-участником.
Итак, в Киргизии основной формой организованного валютно-финансового рынка выступает Автоматизированная торговая система Нацбанка Кыргызской Республики, участниками-резидентами являются банки-резиденты. Но, доступ банков-нерезидентов из стран ЕАЭС не осуществляется.
Россия имеет самую развитую финансово-биржевую систему среди челнов ЕАЭС, которая включает возможности проведения сделок с нерезидентами. В 2016 году на Московской Бирже насчитывалось около 50 не кредитных организаций. Реализуются проекты DMA и SMA за счет включения нерезидентов, иностранных брокеров и т.д.
Все это выступает привлекательным для клиентов государств-участниц ЕАЭС в плане формирования интегрированного валютно-финансового рынка и рынка ценных бумаг. Согласно статистике, на 2016 год доля банков из стран ЕАЭС составляет до 10%, а по спот-операциям - до 7%[13].
Итак, формой организации валютного рынка в России выступает ПАО «Московская биржа». Участниками валютного рынка могут быть банки, кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг. Кроме того, реализуется проект доступа банков-нерезидентов из ЕАЭС к валютным торгам. В частности уже сейчас существует прямой доступ к валютным торгам для стран ЕАЭС и Таджикистана.
Все это направлено на повышение стабильности финансово-экономической системы стран ЕАЭС и способности противостоят мировым кризисам.
Таким образом, предоставление взаимного доступа эмитентов и инвесторов на рынки ценных бумаг с действующими в рамках ЕАЭС международными договорами и стратегическими целями формирования экономического союза способствует решению важных задач:
- центральные банки получают инструменты для проведения эффективной рыночной политики;
- доступ к валютным операциям помогает
совершать международные расчеты;
- сближение валютных курсов;
- расширение клиентской базы с помощью нерезидентов;
- допуск к биржевым торгам банков-нерезидентов наравне с банками-резидентами.
Все это будет способствовать созданию межбиржевых мостов, использованию новых финансовых инструментов и расширит возможности национальных рынков ценных бумаг. Поэтому для дальнейшего развития сотрудничества стран ЕАЭС необходимо включать эмитентов и инвесторов на рынок ценных бумаг пространства ЕАЭС.
Все эти позиции объединяет Договор о Евразийском экономическом союзе[14], где предусмотрено взаимодействие национальных банков по вопросам контроля рынка ценных бумаг и повышение прозрачности допуска эмитентов и инвесторов к этому рынку.
Сегодня рынки ценных бумаг стран ЕАЭС находятся на разном уровне развития, а также те нормы и законодательство, которое его регулирует.
Меры регулирования и надзора этого рынка имеют комплексный характер. Существуют мега-регуляторы, которые соединяют в себе все органы надзора. Но уровень интеграции рынка ценных бумаг стран ЕАЭС не соответствует их экономическому потенциалу. Поэтому совместный доступ эмитентов и инвесторов на эти рынки требует оптимизации законодательства в данной сфере.
Например, одним из важных направлений работы Совета по финансовой стабильности и развитию финансового рынка Казахстана в качестве важного направления выделяет интеграцию финансового рынка в рамках ЕАЭС. С этой целью Национальный банк Казахстана внес предложения в Налоговый кодекс Казахстана[15], которые позволят передавать налоговые заявления, которые содержат информацию об экспортно-импортном валютном контроле. Или вследствие либерализации допустить брокеров из стран ЕАЭС к деятельности на территории Казахстана. Была создана рабочая группа, которая будет работать в направлении гармонизации законодательства членов ЕАЭС.
Укажем органы надзора за рынком ценных бумаг стран ЕАЭС, которые контролируют размещение эмитентов и инвесторов:
Армения. Регулятор - Центробанк Армении, Закон «О рынке ценных бумах»;
Беларусь. Регулятор - Министерство финан-
сов Республики Беларусь, Закон «О ценных бумагах и фондовом рынке»;
Казахстан. Регулятор - Национальный банк Казахстана и комитет по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций, Закон «О рынке ценных бумаг», «Об утверждении Правил выдачи разрешения на выпуск или размещение эмиссионных ценных бумаг организации - резидента Республики Казахстан на территории иностранного государства»;
Россия. Регулятор - Банк России, ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
Киргизия. Регулятор - Госфиннадзор, Закон «О рынке ценных бумаг».
Таким образом, во всех государствах ЕАЭС приняты законодательные документы, которые регулируют размещение и обращение ценных бумаг эмитентов и инвесторов на территории иностранных государств.
Но есть и расхождения в законодательстве. Например, в Казахстане есть дополнительные условия для размещения эмитентов и ограничено их количество - не более 20% от общего рынка. В России ценные бумаги подлежат котировке на бирже, и не разрешается размещать за рубежом более 50% от их общего количества. Поэтому процесс гармониза-Библиография :
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.02.2017). - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/
2. ЕЭК продолжает работу по интеграции рынка ценных бумаг в ЕАЭС. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/12-07-2016-9.aspx
3. Автоматизированная торговая система Национального банка Кыргызской Республики. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.nbkr.kg/contout.jsp?item=102&lang=RUS&material=55310
4. NASDAQ OMX Armenia. Issuer Reports (2015). Электронный ресурс. - Режим доступа: https://www.nasdaqomx.am/en/issuer_reports.htm
5. Стратегия Центрального банка Республики Армения на 2015 - 2017 гг. - Электронный ресурс. - Режим доступа: https://www.cba.am/RU/panalyticalmaterialsresearches/Razm_15_17_rus.pdf
6. Armenian Capital Market. Development, New Regulatory Framework, Pension Reform. Central Bank of Armenia. Presentation. 7 February, 2014. - Электронный ресурс. - Режим доступа: https://www.nasdaqomx.am/zfiles/en/events/20140217_conference/conf_20140217_Yeritsyan_CBA.pdf
7. О рынке ценных бумаг. Закон Республики Беларусь от 5.01.2015 гр. № 231-З. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11500231
8. ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.bcse.by/ru
9. ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». Эмитенты и участники торгов. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http ://www. bcse. by/ru/hom e/index/4
10. Казахстанская фондовая биржа (KASE). - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.kase.kz/
11. Положение о Службе надзора и регулирования финансового рынка Кыргызской Республики. - Электронный ресурс. -Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/58424?cl=ru-ru
12. Автоматизированная торговая система Национального банка Республики Кыргызстан. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.nbkr.kg/contout.jsp?item=102&lang=RUS&material=41692
13. Основные показатели внутреннего валютного рынка Российской Федерации по методологии Банка международных расчетов. - Электронный ресурс. - Режим доступа: https://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=/statistics/credit_statistics/turn_2004-04.htm&pid=finr&sid=m1_2_turnover
14. Договор о Евразийском экономическом союзе. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://mvd.gov.by/imgmvd/dgim/e1.pdf
15. Отчет Национального банка Республики Казахстан за 2015 год. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://nationalbank.kz/cont/%D0%93%D0%9E_2015_%20%D1 %80%D1 %83%D1 %81 %D1 %81 %D0%BA_.pdf
ции данного направления достаточно важен.
Анализ рынков ценных бумаг стран-участниц ЕАЭС позволяет нам видеть сохраняющиеся пока что проблемы в процессе интеграции и сближении рынков ценных бумаг стран-участниц ЕАЭС в вопросах доступа эмитентов и инвесторов на рынки ценных бумаг.
Но изучение истории и причин создания ЕАЭС позволяет нам выделить предпосылки, которые будут и далее сопутствовать указанной интеграции.
Во-первых, общественность стран бывшего пространства СНГ поддерживает создание единого экономического пространства.
Во-вторых, у всех стран имеется общее историческое прошлое, в частности, в сфере экономики и рынков ценных бумаг.
В-третьих, экономически и финансовые модели развития этих стран имеют много сходных черт, например большая доля государства в управлении экономикой.
В-четвертых, общность экономических интересов.
Кроме того это не даст установить монополию крупных фондовых рынков и сделать национальные рынки периферийными.
Так что, несмотря на трудности на пути интеграции рынков ценных бумаг стран-участников ЕАЭС, несомненны дальнейшие перспективы их сближения.