ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ
Gubanov R.S., Rykova I.N.
Рыкова И.Н.,
д.э.н., академик РАЕН, руководитель Центра отраслевой экономики Федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский финансовый институт»
E-mail: rycova@yandex.ru Губанов Р. С.,
к.э.н., старший научный сотрудник Центра отраслевой экономики Федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский финансовый институт»
E-mail: gubanof@mail.ru
К ВОПРОСУ О ГАРМОНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЕАЭС В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ И БИРЖЕВОЙ ТОРГОВЛИ
В статье рассматриваются различия в толковании отдельных норм права в области регулирования рынка ценных бумаг и организованной торговли, установленных на территориях стран - участниц Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС). Приводится обзор законодательства в сфере регулирования инвестиций, рынка ценных бумаг и организации биржевой торговли. Описываются проблемы и пути их решения при гармонизации рынка ценных бумаг и организованной торговли в странах - участницах ЕАЭС.
Ключевые слова: ЕАЭС, ценные бумаги, биржа, биржевая торговля, инвестиции, финансовый рынок.
TO THE QUESTION ABOUT
HARMONIZATION OF THE LEGISLATION OF THE EEU IN THE FIELD OF MARKET REGULATION SECURITIES AND EXCHANGE TRADING
The article discusses differences in interpretation of law in the field of regulation of the securities market and organized trade, established in the territories of member States of the Eurasian economic Union (hereinafter EAEU). Presents an overview of legislation in the sphere of investment regulation, the securities Market and organization of exchange trade. Describes the issues and solutions for harmonisation of the securities market and organized trade in the member countries of the Union.
Keywords: Eurasian Union, securities exchange, stock trading, investment, financial market.
В современных условиях взаимодействия стран - участниц ЕАЭС в качестве приоритетных задач регулирования финансового рынка являются: создание адаптивной финансовой среды, обеспечение доступа к капиталу и развитию бизнеса, улучшение структур национальных экономик. При этом важную роль играет предусмотренное Договором о ЕАЭС формирование к 2025 г. единого финансового рынка.
Действительно, выработка гармонизированных требований в сфере регулирования финансового рынка открывает новые возможности, в частности, для банков и других финансовых учреждений по расширению и проникновению на рынки других стран ЕАЭС1.
1 Стахнюк А.В. Приграничное движение денежных средств в ЕАЭС на примере Оренбургской области // Деньги и кредит. 2015. № 12. С. 72.
В целях организации согласованного регулирования финансовых рынков в целом и рынка ценных бумаг в частности важно руководствоваться принципами, изложенными в нормативно-правовых актах.
В соответствии с п. 1 статьи 70 «Цели и принципы регулирования финансовых рынков» Договора о Евразийском экономическом союзе1 важно создать условия для взаимного признания лицензий в секторе услуг на рынке ценных бумаг, выданных уполномоченными органами одной страны - участницы ЕАЭС на территориях других государств - партнеров Союза.
Реалии таковы, что п. 1 статьи 5 «Уполномоченный государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг» Закона Кыргызской Республики «О рынке ценных бумаг» предусмотрено, что органом регулирования рынка ценных бумаг является орган управления, который проводит единую государственную политику на рынке ценных бумаг, осуществляет надзор за деятельностью регулируемых субъектов.
Более конкретизированная формулировка уполномоченного органа по регулированию рынка ценных бумаг наблюдается в законодательстве Республики Беларусь.
Так, статья 4 «Осуществление государственного регулирования рынка ценных бумаг» Закона Республики Беларусь «О рынке ценных бумаг»3 гласит о том, что государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляет-
1 Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) // СПС «КонсультантПлюс».
2 Закон Кыргызской Республики от 24 июля 2009 года № 251 «О рынке ценных бумаг». URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=28679
3 Закон Республики Беларусь 5 января 2015 г. № 231-3 «О рынке ценных бумаг». Принят Па-
латой представителей 17 декабря 2014 года.
Одобрен Советом Республики 18 декабря 2014 года. URL: http://zakonipravo.hav.by/novyiy-zakon-rb-o-ryinke-tsennyih-bumag/
ся Президентом Республики Беларусь, Советом министров Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь.
Согласованное регулирование рынка ценных бумаг в Республике Беларусь удовлетворяет потребностям развития интеграционных отношений, в остальных государствах - участниках ЕАЭС наблюдается противоречия в законодательстве, содержащим альтернативные нормы права.
Так, в Законе Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг»4 пп. 22 п. 2 статьи 3 «Государственное регулирование рынка ценных бумаг» предусмотрено, что уполномоченный орган, которым выступает Национальный банк Республики Казахстан, взаимодействует с иностранными органами регулирования рынков ценных бумаг по вопросам координации принимаемых мер, предотвращения и пресечения правонарушений и вопросам, представляющим взаимный интерес.
Различия в толковании уполномоченного государственного органа по регулированию рынка ценных бумаг в законах разных стран - участниц ЕАЭС не позволяют произвести единую тактику при проведении процедур, связанных с использованием фондовых инструментов.
Анализ законодательства в сфере регулирования рынка ценных бумаг Республики Армения позволил установить наличие определенных пробелов, которые целесообразно устранить посредством заключения Соглашений между странами - участницами ЕАЭС по следующим основаниям.
Статья 27 «Лица, оказывающие инвестиционные услуги» Закона Республики Армения «О рынке ценных бу-маг»5 позволяет утверждать, что в лице
4 URL: http://online.zakon.kz
5 Закон Республики Армения «О рынке ценных бумаг» от 11 октября 2007 г. № ЗР-195-Н. URL: cba. am> AM/lalaws/Arj etxteri_masin_rus .pdf
хранителя ценных бумаг могут выступать инвестиционные компании, филиалы иностранных компаний и банки, зарегистрированные на территории Республики Армения.
Кроме того, из статьи 86 «Депозитарий» Закона Республики Армения «Об инвестиционных фондах»1 следует, что в лице хранителя ценных бумаг инвестиционных фондов может выступать только банк, зарегистрированный на территории Республики Армения. Возникает необходимость приведения в соответствие банковского законодательства других стран - участниц ЕАЭС на предмет гармонизации процедур участия хранителей ценных бумаг в инвестиционных отношениях Союза.
Согласно п. 1 статьи 103 «Лицензия на деятельность» Закона Республики Армения «О рынке ценных бумаг»2 необходимо считать оператором регулируемого рынка акционерное общество, получившее в установленном порядке лицензию на данную деятельность.
Межу тем из п. 1 статьи 175 «Центральный депозитарий» Закона Республики Армения «О рынке ценных бу-маг»3 также следует, что акционерное общество должно осуществлять функции централизованного хранителя, централизованного держателя реестра и оператора расчетной системы ценных бумаг.
Это указывает на тот факт, что организационно-правовой формой, в которой может быть учрежден Центральный депозитарий - оператор регулируемого рынка, является акционерное общество.
Договором о ЕАЭС предусмотрено, что каждое государство - участник
1 Закон Республики Армения от 30 декабря 2010 г. № ЗР-245 «Об инвестиционных фондах». Принят Национальным Собранием Республики Армения 22 декабря 2010 года. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=66114
2 cba.am>AM/lalaws/Arjetxteri_masin_rus.pdf
3 cba.am>AM/lalaws/Arjetxteri_masin_rus.pdf
Союза обеспечивает на своей территории справедливый и равноправный режим в отношении инвестиций, в том числе национальный режим, а также режим наибольшего благоприятствова-ния4. Вполне очевидно, что указанное правило распространяется и на режимы регулирования операций с ценными бумагами, так как инвестиции представляют значительный интерес для игроков фондового рынка.
Для установления равноправного режима по регулированию рынка ценных бумаг нами рекомендуется прежде всего разработать единый механизм регулирования и лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг государств - членов Союза:
- порядок приостановления лицензии участников рынка ценных бумаг и способ ее аннулирования;
- закрепление обязанностей организации, у которой приостановлена лицензия на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Исследования показывают, что одним из видов ценных бумаг, порядок обращения которых имеет различные ограничения в странах - участницах ЕАЭС, является депозитарная расписка.
Депозитарная расписка - обращающаяся на фондовом рынке той или иной страны производная ценная бумага, свидетельствующая о владении акциями иностранной компании, депонированными в депозитарном банке, который выпустил данные расписки на эти акции в форме сертификатов или в бездокументарной форме. В законодательстве многих стран есть ограничение на обращение иностранных ценных бумаг, поэтому инвесторы, которые хотят приобрести акции иностранных компаний,
4 Евразийский экономический союз. Вопросы и ответы. Цифры и факты. М., 2014. 216 с.
прибегают к покупке эмитируемых депозитарных расписок1.
На основе анализа законодательства, регулирующего рынок ценных бумаг в Армении, Белоруссии, Кыргызстане, Казахстане и России, можно сделать вывод о наличии норм права, регулирующих размещение депозитарных расписок в большинстве государств, за исключением Республики Беларусь. В связи с этим в целях гармонизации законодательства в сфере ценных бумаг предлагается заключить многосторонний договор между странами - участницами ЕАЭС на предмет размещения и обращения за пределами Союза акций эмитентов посредством использования депозитарных расписок.
Заключение многостороннего договора следует предусмотреть в период после 2017 года. Это обусловлено необходимостью учета возможных последствий макроэкономических колебаний финансового рынка ЕАЭС в свете предстоящей в период с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. деноминации белорусского рубля, предусмотренной Указом Президента Республики Беларусь А. Лукашенко .
Анализ законодательства государств - членов ЕАЭС по регулированию биржевой торговли позволил выявить примеры положительного формирования правового поля в сфере организованных торгов.
Статья 4 «Осуществление государственного регулирования деятельности товарных бирж» Закона Республики
1 Коньков А.Ю. Депозитарные расписки - привлекательный инструмент как для компаний-эмитентов, так и для инвесторов // Налоговая политика и практика. Февраль 2016. № 2 (158). С. 8.
2 Указ № 450 «О проведении деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь» (деноминация предусматривает уменьшение с 1 июля 2016 г. масштаба цен и номинала обращающихся денежных знаков в 10000 раз). Борисов С.М. Деноминация белорусского рубля // Деньги и кредит. 2015. № 12. С. 16.
Беларусь «О товарных биржах»3 свидетельствует о том, что государственное регулирование деятельности товарных бирж осуществляют Президент Республики Беларусь и курирующие министерства.
Вместе с тем в статье 15 «Лицензия на организацию биржевой торговли» Закона Республики Армения «О товарных биржах»4 биржевая торговля организуется при наличии лицензии, выдаваемой государственным уполномоченным органом Правительства Республики Армения.
Несколько иной порядок организации биржевой торговли прослеживается в законодательстве других стран -партнеров ЕАЭС. Так, в России действует Федеральный закон «Об организованных торгах»5, в соответствии с которым биржевая торговля осуществляется на основе заключения договоров купли-продажи товаров, ценных бумаг, иностранной валюты и т.д.
Российская система законодательства в области организации торгов создает условия для обеспечения гарантийного исполнения сделок, организованного клиринга, рационального движения капитала на фондовых и валютных биржах. Данный вектор регулирования биржевой торговли других стран - участниц ЕАЭС следует адаптировать в целях развития единого биржевого пространства.
Роль российских фондовых бирж в масштабах мирового биржевого пространства можно проследить из данных таблицы 1.
3 Закон Республики Беларусь от 5 января 2009 г. № 10-З «О товарных биржах». URL: http ://www.pravo .by/main. aspx?guid=3 871&p0=H 10900010
4 Закон Республики Армения от 31 августа 1993 г. № C-0913-1-3P-78 «О товарных биржах». URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fWx?rgn=3033
5 Федеральный закон от 21.11.2011 № 325-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об организованных торгах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.02.2016) // СПС «КонсультантПлюс».
Таблица 1 - Прогноз 1РО России в международном биржевом пространстве _на период до 2025 года_
Название биржи 2025 г. Название биржи 2025 г.
Шанхайская фондовая биржа 55% Сингапурская фондовая биржа 14%
NYSE 39% Российские фондовые биржи (ММВБ и РТС) 11%
Индийские фондовые биржи (Бомбейская фондовая биржа и Национальная фондовая биржа Индии) 38% Немецкая фондовая биржа Deutsche Borse 8%
Bovespa (Бразилия) 29% Австралийская фондовая биржа 7%
Лондонская фондовая биржа 27% Фондовая биржа Торонто 4%
Гонконгская фондовая биржа 27% Токийская фондовая биржа 3%
NASDAQ 18% Южно-Корейская фондовая биржа 3%
Примечание: общая сумма процентов не составляет 100%, поскольку респонденты могли выбрать до 3 бирж. Источник: Ховрак И.В. Привлечение капитала посредством IPO // Сборник статей ежегодной Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Актуальные проблемы экономических, юридических и социально-гуманитарных наук»: материалы научно-практической конференции, 21 ноября 2013 г. / под ред. Е.В. Поносовой. Пермь : Пермский институт экономики и финансов, 2013. 468 с.
В ходе опроса ^респондентов, проводимого учеными для разработки плановых источников привлечения капитала на период до 2025 года, выявлено, что Россия в международном биржевом пространстве в прогнозном периоде будет иметь IPO 11%. Это означает принадлежность российских фондовых бирж ММВБ и РТС к 9 позиции из 14 возможных мест, включенных в диапазон исследования.
Исследование вопросов формирования единого биржевого пространства и централизации институтов учета и расчетов в рамках ЕАЭС, проведенное Евразийской экономической комиссией (далее - ЕЭК), позволило выявить ключевые проблемы, в частности, наличие разницы в применении технологий в клиринге при трансграничном движении капитала.
1 Ховрак И.В. Привлечение капитала посредством IPO // Сборник статей ежегодной Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Актуальные проблемы экономических, юридических и социально-гуманитарных наук» : материалы научно-практической конференции, 21 ноября 2013 г. / под ред. Е.В. Поносовой. Пермь : Пермский институт экономики и финансов, 2013. 468 с.
В целях решения проблем биржевой торговли Союза ЕЭК предлагает внедрить пилотный проект по консолидации ресурсов, направленный не на создание новой наднациональной биржи, а на организацию новой системы взаимодействия торговых площадок стран ЕАЭС2.
При этом профильные ведомства будут иметь возможность проведения гармонизации путем унификации технологических процессов, которые используют биржевые площадки стран ЕАЭС. Реализация данного проекта может быть осуществлена в рамках функционирования единого централизованного технологического узла, действующего на основе корреспондентских отношений и усовершенствованного способа электронного документооборота.
Таким образом, в сложившихся экономико-правовых условиях достичь эффективности при организации торговли ценными бумагами, биржевыми активами и фондовыми инструментами в странах - членах ЕАЭС весьма проблематично в силу нормативных ограничений и несовпадения отдельных
2 http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/ Ра§е8/29-01-2016-1.а8рх
трактовок действующего законодательства о рынке ценных бумаг и организованных торгах. Повысить эффект от организованной торговли предлагается за счет расширения прав участников Евразийского экономического союза по инвестированию в биржевые активы посредством консолидации финансовых, интеллектуальных и информационных ресурсов, в том числе на основе совершенствования системы взаимодействия торговых площадок стран ЕАЭС. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Закон РФ от 20.02.1992 № 23831 (ред. от 23.07.2013) «О товарных биржах и биржевой торговле» // СПС «Кон-сультантПлюс».
2. Закон Республики Армения от 31 августа 1993 года № С-0913-1-ЗР-78 «О товарных биржах». - Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc ^х? ^п =3033
3. Закон Республики Армения «О рынке ценных бумаг» от 11 октября 2007 г. № ЗР-195-Н. - Режим доступа: cba.am>AMЛalaws/Aljetxteri_masin_rus.pdf
4. Закон Республики Армения от 30 декабря 2010 г. № ЗР-245 «Об инвестиционных фондах». - Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc ^х? ^п =66114
5. Закон Республики Казахстан «О товарных биржах» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.10.2015 г.). - Режим доступа: http://online.zakon.kz
6. Закон Республики Беларусь от 5 января 2009 г. № 10-З «О товарных биржах». - Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=387 ^0^10900010
7. Закон Республики Беларусь 5 января 2015 г. № 231-3 «О рынке ценных бумаг». Принят Палатой представителей 17 декабря 2014 г. Одобрен Советом Республики 18 декабря 2014 г. -Режим доступа: http://zakonipravo.hav.by/ novyiy-zakon-rb-o-ryinke-tsennyih-bumag/
8. Закон Кыргызской Республики от 24 июля 2009 г. № 251 «О рынке ценных бумаг» (в редакции Законов Кыргызской Республики от 25.07.2012 г. № 122). - Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx7rgn =28679
9. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) // СПС «КонсультантПлюс».
10. Евразийский экономический союз. Вопросы и ответы. Цифры и факты. - М., 2014. - 216 с.
11. Коньков А.Ю. Депозитарные расписки - привлекательный инструмент как для компаний-эмитентов, так и для инвесторов // Налоговая политика и практика. - Февраль 2016. - № 2 (158). -С. 8.
12. Стахнюк А.В. Приграничное движение денежных средств в ЕАЭС на примере Оренбургской области // Деньги и кредит. - 2015. - № 12. - С. 72.
13. cba.am>AM/lalaws/Arjetxteri_m asin_rus.pdf
14. Симонян В.В. Фондовый рынок Армении в условиях интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
15. http://www.eurasiancommission. org/ru/nae/news/Pages/29-01 -2016-1. aspx
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. The Law of the Russian Federation of 20.02.1992 № 2383-1 (ed. from 07.23.2013) «On commodity exchanges and exchange trade» // SPS Consultant.
2. The Republic of Armenia Law on August 31, 1993 Wc-0913-1-H0-78 «On Commodity Exchanges». - URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx7rgn =3033
3. Law of the Republic of Armenia «On Securities Market» dated 11 October 2007 № LA-195-N - URL: cb a. am> AM/lalaws/ Arj etxteri_masin_rus. pdf
4. Law of the Republic of Armenia on December 30, 2010 № ZR-245 "On Investment Funds». - URL:
http://base.spinform.ru/show_doc .fwx? rgn =66114
5. The Law of the Republic of Kazakhstan «On Commodity Exchanges» (with alterations and amendments as of 29.10.2015 was). - URL: http://online.zakon.kz
6. The Law of the Republic of Belarus of January 5, 2009, № 10-W «On Commodity Exchanges». - URL: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=387 1&p0=H10900010
7. Act of January 5, 2015, № 231-3 «On the Securities Market». Adopted by the House of Representatives 17 December 2014. Approved by the Council of 18 December 2014. - URL: http://zakonipravo. hav.by/novyiy-zakon-rb-o-ryinke-tsennyih-bumag/
8. Law of the Kyrgyz Republic from July 24, 2009 № 251 «On the Securities Market» (in edition of the Law of the Kyr-gyz Republic dated 25.07.2012 of № 122).
- URL: http://base.spinform.ru/show_doc. fwx?rgn= 28679
9. Treaty on the Eurasian Economic Union (signed in Astana 29.05.2014) (ed. by 05.08.2015) // SPS Consultant.
10. Eurasian Economic Union. Questions and answers. Facts and Figures. - M.,
2014. - 216 p.
11. Kon'kov A.J. Depositary receipts
- an attractive tool for both issuers and investors // Tax policy and practice number.
- February 2016. - № 2 (158). - P. 8.
12. Stachniuk A.V. Cross-border cash flows in the EAEC as an example of the Orenburg area // Money and credit. -
2015. - № 12. - P. 72.
13. cba.am>AM/lalaws/Arjetxteri_ masin_rus.pdf
14. Simonyan V.V. The stock market of Armenia in terms of the integration processes on the post-Soviet space.
15. http://www.eurasiancommission. org/ru/nae/news/Pages/29-01 -2016-1.aspx