Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМНОГО ДОСТУПА ЭМИТЕНТОВ И ИНВЕСТОРОВ НА РЫНКИ ЦЕННЫХ БУМАГ СТРАН-УЧАСТНИЦ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В ПРОЦЕССЕ ИХ ИНТЕГРАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМНОГО ДОСТУПА ЭМИТЕНТОВ И ИНВЕСТОРОВ НА РЫНКИ ЦЕННЫХ БУМАГ СТРАН-УЧАСТНИЦ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В ПРОЦЕССЕ ИХ ИНТЕГРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМИТЕНТЫ И ИНВЕСТОРЫ / ISSUERS AND INVESTORS / НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЫНКИ ЦЕННЫХ БУМАГ / NATIONAL SECURITIES MARKETS / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / EURASIAN ECONOMIC UNION / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОРГАНЫ НАДЗОРА И РЕГУЛИРОВАНИЯ / LEGAL REGULATION / ГАРМОНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / HARMONIZATION OF LEGISLATION / SUPERVISORY AND REGULATORY BODIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терениченко Алексей Александрович

В статье автор выделяет те препятствия, которые, по его мнению, мешают интеграционному развитию рынков ценных бумаг стран-участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в вопросах взаимного доступа эмитентов и инвесторов на рынки ценных бумаг: 1) экономики стран ЕАЭС имеют различный уровень развития и, соответственно, различный уровень интеграции, 2) некоторые страны ЕАЭС имеют низкий уровень рынка ценных бумаг, 3) нет заинтересованности в сближении рынков между ЕАЭС и другими странами бывшего СНГ, 4) влияние сторонних фондовых рынков. Делается вывод о том, что, несмотря на трудности на пути интеграции рынков ценных бумаг стран-участников ЕАЭС, существуют пути гармонизации и дальнейшие перспективы в их сближении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of mutual access to issuers and investors on securities markets of countries participants of the Eurasian Economic Union in the process of their integration

In the article the author outlines the obstacles that, in his opinion, hamper the integration development of the securities markets of the member countries of the Eurasian Economic Union (EAEU) in the issues of mutual access of issuers and investors to the securities markets: 1) the economies of the EAEU countries have different levels of development and, Respectively, a different level of integration, 2) some countries of the EAEU have a low level of the securities market, 3) there is no interest in convergence of markets between the EAEU and other countries of the former CIS, 4) the influence of external stock markets. The conclusion is made that, despite the difficulties in the way of integration of the securities markets of the EAEU member countries, there are ways of harmonization and further prospects for their convergence.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМНОГО ДОСТУПА ЭМИТЕНТОВ И ИНВЕСТОРОВ НА РЫНКИ ЦЕННЫХ БУМАГ СТРАН-УЧАСТНИЦ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В ПРОЦЕССЕ ИХ ИНТЕГРАЦИИ»

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМНОГО ДОСТУПА ЭМИТЕНТОВ

И ИНВЕСТОРОВ НА РЫНКИ ЦЕННЫХ БУМАГ СТРАН-УЧАСТНИЦ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В ПРОЦЕССЕ ИХ ИНТЕГРАЦИИ

ТЕРЕНИЧЕНКО Алексей Александрович,

кандидат исторических наук, доцент,

доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва. E-mail: terenichenko@yandex.ru

Краткая аннотация. В статье автор выделяет те препятствия, которые, по его мнению, мешают интеграционному развитию рынков ценных бумаг стран-участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в вопросах взаимного доступа эмитентов и инвесторов на рынки ценных бумаг: 1) экономики стран ЕАЭС имеют различный уровень развития и, соответственно, различный уровень интеграции, 2) некоторые страны ЕАЭС имеют низкий уровень рынка ценных бумаг, 3) нет заинтересованности в сближении рынков между ЕАЭС и другими странами бывшего СНГ, 4) влияние сторонних фондовых рынков. Делается вывод о том, что, несмотря на трудности на пути интеграции рынков ценных бумаг стран-участников ЕАЭС, существуют пути гармонизации и дальнейшие перспективы в их сближении.

Abstract. In the article the author outlines the obstacles that, in his opinion, hamper the integration development of the securities markets of the member countries of the Eurasian Economic Union (EAEU) in the issues of mutual access of issuers and investors to the securities markets: 1) the economies of the EAEU countries have different levels of development and, Respectively, a different level of integration, 2) some countries of the EAEU have a low level of the securities market, 3) there is no interest in convergence of markets between the EAEU and other countries of the former CIS, 4) the influence of external stock markets. The conclusion is made that, despite the difficulties in the way of integration of the securities markets of the EAEU member countries, there are ways of harmonization and further prospects for their convergence.

Ключевые слова: Эмитенты и инвесторы, национальные рынки ценных бумаг, Евразийский экономический союз, правовое регулирование, гармонизация законодательства, органы надзора и регулирования.

Keywords: Issuers and investors, national securities markets, the Eurasian Economic Union, legal regulation, harmonization of legislation, supervisory and regulatory bodies.

Состав участников и спектр проводимых операций современного рынка ценных бумаг очень широк. В его деятельности участвуют почти все национальные рынки ценных бумаг, инвесторы и эмитенты получают взаимную выгоду от совместных действий. С помощью определённых инструментов участники рынка ценных бумаг добиваются нужного результата.

Главной целью создания ЕАЭС является сближение и укрепление экономик входящих в него государств, повышение их конкурентоспособности на мировом рынке. Макроэкономический эффект от процессов интеграции государств-членов ЕАЭС проявляется в снижении цен на товары, стимулировании честной конкуренции, создании «обшей ниши» на рынке ценных бумаг. Но стоит отметить, что во многих позициях соглашение о создании Союза носило компромиссный характер. Многие положения в сфере экономического и финансового сотрудничества проработаны не до конца. А создание единого финансового регулятора и выявление ограничений между странами-участниками ЕАЭС отложено до 2025 года. В частности существует ряд проблем в вопросах взаимного доступа эмитентов и инвесторов на рынки ценных бумаг. Поэтому вопрос о поиске путей гармонизации соответствующего законодательства для государств ЕАЭС является актуальным. В рамках настоящей работы мы ставим перед собой задачу выявить основные проблемы в процессе интеграции и сближении рынков ценных бумаг стран-участниц ЕА-ЭС в вопросах доступа эмитентов и инвесторов на

К сожалению, глобальность рынка ценных бумаг имеет кроме положительной ещё и оборотную сторону, которая выражается в том, что при несовершенстве валютно-налогового законодательства в сфере взаимного доступа эмитентов и инвесторов к национальным рынкам ценных бумаг недобросовестные финансовые «субъекты» имеют возможность легализовать доходы, полученные преступным путем, или производить финансирование терроризма.

Этот вопрос особенно актуален для стран-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который был создан 29 мая 2014 года в результате подписания Договора о Евразийском экономическом союзе»[1] (вступил в силу 1 января 2015 года) и включает на сегодняшний день пять государств: Россию, Казахстан, Беларусь, Армению и Киргизию.

рынки ценных бумаг.

В Договоре ЕАЭС предусмотрено формирование единого финансового рынка к 2025 году[2]. Если будут выработаны гармоничные требования в сфере регулирования финансового рынке, то это будет способствовать продвижению финансовых акторов на рынки стран ЕАЭС.

Например, в статье № 70 Договора ЕЭС «Цели и принципы регулирования финансовых рынков» указывается, что первоочередной задачей должно стать создание условий для взаимного признания лицензий в сфере рынка ценных бумаг на территориях других стран-участниц ЕАЭС.

Но на самом деле происходит следующее.

В Законе «О рынке ценных бумаг» (статья № 5) Киргизии[3] указывается, что единственным регулятором единой государственной политики в области ценных бумаг выступает «орган управления». Это определение достаточно расплывчато.

Более конкретно говорится о регуляторе в Законе «О рынке ценных бумаг» Республики Беларусь. Так, в статье № 4 «Осуществление государственного регулирования рынка ценных бумаг» указано, что регулятором выступает Президент, Совет Министров и Национальный банк[4]. В целом законодательство Беларуси достаточно альтернативно и направлено на развитие интеграции стран ЕАЭС в плане допуска эмитентов и инвесторов на рынок ценных бумаг.

Еще одно расхождение в законодательстве можно увидеть в Законе «О рынке ценных бумаг» Казахстана, где в статье № 3 «Государственное регулирование рынка ценных бумаг» указано, что регулятором выступает Национальный банк, который координирует вопросы, связанные с присутствием иностранных эмитентов и инвесторов. Его главная цель - предотвратить правонарушения в интересах стран, которые участвуют в финансовом процессе.

При анализе законодательства Армении мы обнаружим, что в статье № 27 «Лица, оказывающие инвестиционные услуги» в Законе «О рынке ценных бумаг»[5] указано, что в качестве хранителя ценных бумаг могут быть инвестиционные иностранные компании и банки, которые должны иметь регистрацию на территории Армении. А в статье № 86 «Депозитарий» закона «Об инвестиционных фондах»[6] говорится, что хранить ценные бумаги может только банк, который имеет регистрацию на территории страны.

Итак, законодательство разное, это не по-

зволяет выработать единую тактику действий.

Очевидным выходом из сложившейся ситу-ции может служить выработка единого соглашения между странами ЕАЭС.

В тоже время в Договоре ЕАЭС указывается, что на территории стран-участниц ЕАЭС должны быть созданы равноправные и единые условия, как для присутствия инвесторов, так и для функционирования рынка ценных бумаг.

Изучение причин создания ЕАЭС позволит нам выделить предпосылки, которые будут сопутствовать интеграции рынков ценных бумах по вопросам доступа эмитентов и инвесторам к этим рынкам.

Во-первых, согласно данным социологических исследований, которые проводит Центр интеграционных исследований Евразийского Банка Развития, общественность стран бывшего пространства СНГ поддерживает создание единого экономического пространства. В Беларуси - до 70%, в Казахстане -до 85%, в России - до 80%, в Армении - до 70%, в Киргизии - до 50%[7]. Поддерживают создание единой экономической зоны Грузия, Узбекистан и Молдова. Одним из элементов создания единой экономической зоны может стать создание единого рынка ценных бумаг в пространстве бывшего СНГ.

Во-вторых, у всех вышеназванных стран (те, которые уже состоят в ЕАЭС, и те, которые могут туда потенциально войти) имеется общее историческое прошлое, в частности, в сфере экономики и рынков ценных бумаг. Гармонизация пространства рынка ценных бумаг может стать основой для открытости национальных экономик этих стран, создания единых институтов фондовых и биржевых рынков. Это может стать основой для интеграции.

В-третьих, экономически и финансовые модели развития этих стран имеют много сходных черт, например большая доля государства в управлении экономикой. Банки имеют большое значение в держании капитала и инвестируют финансы в рынок ценных бумаг. На этом можно построить единое пространство рынка ценных бумаг.

В-четвертых, общность экономических интересов. Если будет сформирован общий рынок ценных бумаг, то это будет выгодно всем участникам процесса - повышение ликвидности, снижение вола-тильности, повышение конкурентоспособности, возможность противостоять глобализации.

Кроме того это не даст установить монополию крупных фондовых рынков и сделать националь-

ные рынки периферийными.

Таким образом, создание единого рынка ценных бумаг позволит сформировать необходимые условия для взаимного доступа эмитентов и инвесторов на эти рынки.

Проведенный анализ вопроса взаимного доступа эмитентов и инвесторов на рынки ценных бумаг ЕАЭС и собственные размышления дают возможность выделить ключевые проблемы, которые сегодня присутствуют в процессе интеграции финансовых рынков ЕАЭС.

Это, во-первых, если говорить о самом рынке ценных бумах:

- усиление глобальной конкуренции в мире и смещение деятельности на внебиржевые рынки стран-участниц ЕАЭС и зарубежные рынки;

- национальные рынки не имеют достаточно средств (национального капитала) для эмитентов;

- отсутствие механизма коллективных инвестиций и отсутствие информации у инвесторов об эмитентах национальных рынков ЕАЭС;

- отсутствие или низкое качество корпоративного управления эмитентов, что обусловлено национальными особенностями экономик стран ЕАЭС;

- отсутствие или недостаток финансовых инструментов для развития рынка ценных бумаг.

Во-вторых, что касается инфраструктуры самого рынка:

- не разработаны элементы инфраструктуры в процессе биржевых торгов

- отсутствие четкого понимания инструментов ликвидности между биржевыми площадками.

В-третьих, проблемы надзора и регулирования рынка:

- все страны ЕАЭС не имеют единого подхода в регулировании рынка ценных бумаг. Это касается лицензий, капитала, отчетности и т.д.;

- существуют различия в использовании национальной валюты одной страны на территории другой страны при совершении финансовой сделки;

- наблюдаются определенные ограничения в допуске профессиональных участников рынка на национальный рынок другой страны-участницы ЕАЭС.

Итак, обобщим и выделим те препятствия, которые мешают интеграционному развитию рынков ценных бумаг в вопросах взаимного доступа эмитентов и инвесторов на рынки ценных бумаг.

1. Экономики стран ЕАЭС имеют различный уровень развития и, соответственно, различный уро-

вень интеграции. Это ослабляет возможность развития интеграции рынка ценных бумаг стран ЕАЭС.

2. Некоторые страны ЕАЭС имеют низкий уровень рынка ценных бумаг. На сегодняшний момент в некоторых странах отсутствует регулятивная система, на законодательном уровне нет разработанной нормативной системы противодействию нарушениям на фондовых биржах, а рынок ценных бумаг не имеет привлекательности для инвесторов. Например, сложности в законодательстве усложняют присутствие эмитентов и инвесторов из Казахстана на рынке России. У России нет интереса к слабым фондам Киргизии и Беларуси.

3. Нет заинтересованности в сближении рынков между ЕАЭС и другими странами бывшего СНГ. Например, Украина, Молдова, Узбекистан имеют политический курс, который больше направлен на сближение с рынками ЕС и США.

4. Влияние сторонних фондовых рынков. Более мощные мировые рынки стараются проникнуть на фондовые рынки стран ЕАЭС и бывшего СНГ. Они имеют большое влияние на национальные рынки. Например, в Беларуси - это Райффайзен Банк, который владеет около 87% капитала Приорбанка. В Казахстане - это южнокорейский банк Куукмин Банк, который владеет около 41% АО Банк ЦентрКредит. Холдинг NASDAQ OMX полностью владеет Армянской фондовой биржей. Турецкая биржа БОРСА Истанбул владеет четвертью акций фондовой биржи Киргизии.

Но, несмотря на трудности на пути интеграции рынков ценных бумаг стран-участниц ЕАЭС, существуют пути гармонизации и дальнейшие перспективы их сближения.

Для того чтобы осуществить гармонизацию законодательства стран ЕАЭС в вопросах взаимного доступа эмитентов и инвесторов на рынки ценных бумаг с действующими в рамках ЕАЭС международными договорами и стратегическими целями формирования экономического союза, следует разработать единые механизмы регулирования этого вида деятельности.

Нам представляется, что наиболее перспективные направления гармонизации указанной правовой базы можно определить следующим образом:

- привести законодательство, регулирующее рынок ценных бумаг, к единой основе;

- обеспечить единые условия доступа на биржевые рынки ЕАЭС;

- признать национальные лицензии;

ков рынка;

- законодательно закрепить права участни-

- обеспечить прозрачность рынков в плане борьбы с отмыванием доходов и финансированием

- разработать единые подходы к защите от

терроризма;

- создать единый регулятор и систему надзора.

рисков;

Библиография:

1. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.02.2017). - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/

2. Договор о Евразийском Экономическом союзе. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/Lists/EECDocs/635375701449140007.pdf

3. Закон Кыргызской республики «О рынке ценных бумаг» от 24 июля 2009 года № 251 (с изм. и доп.). - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/202677/40?cl=ru-ru

4. Закон Республики Беларусь 5 января 2015 г. №231-3 «О рынке ценных бумаг». - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://kodeksy-by.com/zakon_rb_o_rynke_tsennyh_bumag.htm

5. Закон Республики Армения «О рынке ценных бумаг» от 11 октября 2007 года (с изм. и доп.). - Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.parliament.am/legislation.php?sel=show&ID=1762&lang=rus

6. Закон Республики Армения «Об инвестиционных фондах» от 22.10.2010 (с доп. и изм.). - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.parliament.am/legislation.php?sel=show&ID=4040&lang=rus

7. Евразийский Банк Развития. Интеграционный барометр ЕБАР-2016. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.eabr.org/r/research/centre/projectsCII/integration_barometer/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.