Научная статья на тему 'Институциональное развитие интеграции инфраструктурных организаций фондовых рынков СНГ и ЕАЭС'

Институциональное развитие интеграции инфраструктурных организаций фондовых рынков СНГ и ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Human Progress
Область наук
Ключевые слова
рынок ценных бумаг / фондовый рынок / интеграция / инфраструктура / гармонизация / унификация / stock market / stock market / integration / infrastructure / harmonization / unification

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Швайгерт Дмитрий Викторович

В современном мире создание конкурентного мирового финансового центра с сильным фондовым рынком невозможно без развития взаимодействия и сближения с рынками других стран. В этой связи будущее российского рынка ценных бумаг, его привлекательность в качестве источника инвестиций будет главным образом зависеть от уровня развития институциональной интеграции с фондовыми рынками стран ЕАЭС. В данной статье мы рассмотрим общие предпосылки сближения России со странами с децентрализованной системой государственного управления1, текущие проблемы финансовой интеграции и ее потенциальные угрозы, а также меры по развитию интеграции институтов инфраструктуры рынка ценных бумаг в рамках недавно образованного ЕАЭС. Реализация комплексной интеграционной стратегии может помочь российскому фондовому рынку усилить свои позиции на мировом рынке капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL DEVELOPMENT OF INTEGRATION INFRASTRUCTURE ORGANIZATIONS THE STOCK MARKETS OF THE CIS AND EAEU

In today's competitive world, creating a global financial center with strong stock market is impossible without the development of cooperation and rapprochement with the markets of other countries. In this regard, the future of the Russian securities market and its attractiveness as a source of investments will mainly depend on the level of institutional integration with the stock markets of the EAEC. In this article, we describe the general background of Russia's rapprochement with the countries with a decentralized system of public administration, the current problems of financial integration and its potential threats, as well as measures for the development of an effective system of regulation of the regional stock market and the integration of the institutions of securities market infrastructure in the newly formed EAEC. Implementation of a comprehensive integration strategy may help the Russian stock market to strengthen its position in the global capital market.

Текст научной работы на тему «Институциональное развитие интеграции инфраструктурных организаций фондовых рынков СНГ и ЕАЭС»

Журнал «Human Progress» Том 1, № 4 (декабрь 2015)

http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com

УДК 336.76

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФОНДОВЫХ РЫНКОВ СНГ И ЕАЭС

Швайгерт Дмитрий Викторович

Аспирант Института экономики Уральского отделения РАН

dshvaygert@yandex.ru ул. Московская, д. 29 г.Екатеринбург, РФ, 620014 +7 (343) 371-02-54

Аннотация. В современном мире создание конкурентного мирового финансового центра с сильным фондовым рынком невозможно без развития взаимодействия и сближения с рынками других стран. В этой связи будущее российского рынка ценных бумаг, его привлекательность в качестве источника инвестиций будет главным образом зависеть от уровня развития институциональной интеграции с фондовыми рынками стран ЕАЭС. В данной статье мы рассмотрим общие предпосылки сближения России со странами с децентрализованной системой государственного управления* 1, текущие проблемы финансовой интеграции и ее потенциальные угрозы, а также меры по развитию интеграции институтов инфраструктуры рынка ценных бумаг в рамках недавно образованного ЕАЭС. Реализация комплексной интеграционной стратегии может помочь российскому фондовому рынку усилить свои позиции на мировом рынке капитала.

Ключевые слова: рынок ценных бумаг; фондовый рынок; интеграция; инфраструктура; гармонизация; унификация.

JEL коды: G15, G28

Введение

Одна из основных функций рынка ценных бумаг заключается в мобилизации капитала или говоря иначе распределении потока инвестиционных ресурсов. В условиях глобализации потоки инвестиционных ресурсов распределяются в мировом масштабе и достаточно сво-

1 В данной статье под странами с децентрализованной системой государственного управления понимаются страны бывшего СССР, за исключением стран Прибалтики.

1

© Д.В.Швайгерт

Журнал «Human Progress» Том 1, № 4 (декабрь 2015)

http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com

бодно переходят из одной экономики в другую. Это стало возможным благодаря международной экономической интеграции, затронувшей мировые финансовые рынки и рынок ценных бумаг в частности.

К настоящему моменту эмитенты, которые привлекают капитал через фондовый рынок, не ограничены в своем выборе лишь финансовыми инструментами национального рынка. Им доступны не только внутренние, но и внешние рынки капитала. По этой причине мы считаем интеграцию одним из основных направлений развития рынка ценных бумаг в качестве привлекательного источника инвестиций.

Интеграция рынков ценных бумаг с точки зрения институционального подхода проявляется в переплетении финансового капитала участников, а также в создании единой инфраструктуры фондовых рынков в результате усиления взаимодействия и взаимовлияния между национальными рынками капитала. Структура фондового рынка состоит из системы взаимосвязанных между собой институтов. Вследствие чего можно выделить следующие институты, участвующие в интеграционном процессе на рынке ценных бумаг (Рис. 1).

2

Рис. 1: Элементы институциональной интеграции фондовых рынков .

2 Составлено автором

© Д.В.Швайгерт

2

Журнал «Human Progress» Том 1, № 4 (декабрь 2015)

http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com

1. Предпосылки интеграции рынков ценных бумаг СНГ в рамках развития ЕАЭС.

По данным социологического исследования, проведенного в 2014 году Центром интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР) совместно с Международным исследовательским агентством «Евразийский монитор» [1, С.97-101] , уровень общественного одобрения участия в Таможенном союзе (ТС) и Едином экономическом пространстве (ЕЭП) (будущем Евразийском экономическом союзе) составляет 79% в России, 84% в Казахстане и 68% в Белоруссии. Из стран, не входившими в ТС и ЕЭП, наиболее высокая поддержка населением планов по присоединению к ним была зафиксирована в Таджикистане (72%) и Узбекистане (68%). Уровень поддержки выше среднего выявлен также в Армении (64%). В Киргизии уровень общественной поддержки перспектив вступления в ТС и ЕЭП составлял 50%, в Грузии - 53%, в Молдове - 49%. Наиболее низкий уровень общественного одобрения зафиксирован в Украине (31%) и в Азербайджане (22%). При этом, как отмечают исследователи, именно Россия является главной консолидирующей силой евразийской экономической интеграции. Таким образом, перспективы развития ЕАЭС главным образом связаны со странами СНГ, поскольку население именно большинства этих стран поддерживает интеграцию с Россией.

Помимо достаточно высокого уровня общественной поддержки в целом, на перспективы развития ЕАЭС на базе СНГ и в частности в сфере интеграции фондовых рынков оказывают влияние все факторы, свойственные мировой экономической интеграции. Тем не менее, интеграция рынков ценных бумаг стран с децентрализованной системой государственного управления имеет свои особенности возникновения и развития:

1) Общее историческое прошлое. Для стран СНГ характерно общее историческое прошлое, а также в той или иной степени социальная и культурная общность. Данные условия являются важными, но не единственно необходимыми для эффективного развития интеграции рынков ценных бумаг этого региона. В первую очередь речь должна идти об уровне открытости национальных экономик, наличии интереса в сближении, схожести финансовых систем, росте взаимодействия и взаимопроникновения институтов фондовой инфраструктуры и других факторов, определяющих исходные условия развития процесса интеграции.

2) Схожесть экономической модели и финансовой системы. Большинство стран с децентрализованной системой государственного управления обладают схожей экономической моделью, что упрощает процесс консолидации их фондовых рынков. Близость экономических моделей характеризуется большой ролью государства в качестве экономического агента и регулятора экономической политики страны. Сходство также проявляется в высокой концентрации активов в собственности узкого круга лиц.

3

© Д.В.Швайгерт

Журнал «Human Progress» Том 1, № 4 (декабрь 2015)

http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com

Относительно финансовой системы, в странах СНГ и ЕАЭС в частности сформировался неоконтинентальный тип, для которого характерно преобладание банковской системы с довольно невысоким уровнем финансовой глубины и корпоративного управления, а также большая волатильность [2, 480 с.]. Банковские организации этих стран являются основными владельцами финансовых активов (от 78% в Казахстане до 98% в Белоруссии) и основными инвесторами в ценные бумаги (например, в России они обеспечивают 95% всех инвестиций в ценные бумаги) [3, С. 3].

Страны СНГ объединяет также принадлежность к категории стран с преобладанием сырьевого сектора в экономике и низким уровнем международной технологичной специализации. В экспортной структуре большинства государств Содружества в той или иной степени преобладают энергоносители, металлы, удобрения, различные виды аграрного и промышленного сырья. В российском экспорте, например, доля топливно-энергетических товаров на конец 2013 года составляла 70,6% [4]. А в наиболее развитых странах СНГ - Белоруссии и Украины на сырьевые товары приходится около 60% экспорта [5, С. 113]. Большая доля сырья в экспортной структуре, приводит национальные экономики стран СНГ к зависимости от динамики мировых цен на ресурсы, что делает их уязвимыми в ситуациях неблагоприятного изменения рыночной конъюнктуры.

3) Общие экономические интересы. Одним из наиболее важных условий развития интеграционного процесса является наличие общих экономических интересов. Формирование общего фондового рынка отвечает интересам всех стран-участников, так как способствует росту общего уровня их развития, увеличению емкости и ликвидности, в тоже время, снижая волатильность. Все это поможет укреплению экономических позиций стран в мире, где стремительно набирает ход процесс глобализации, повысит конкурентоспособность стран на мировых рынках и сделает их интеграцию в мировую финансовую систему более эффективной.

Создав достаточно масштабное объединение, интеграция даст возможность избежать риска потери самостоятельности национальных рынков и превращения их в периферийный сектор развитых фондовых рынков, чьи участники проявляют интерес к рынкам ценных бумаг стран СНГ. Кроме того, интеграция окажет помощь национальным рынкам в их стремлении занять собственную нишу на международном рынке капитала.

Единый рынок ценных бумаг ЕАЭС будет способствовать формированию необходимых условий для эффективного перераспределения финансовых ресурсов между странами и отраслями, увеличению инвестиционной активности и стимулированию экономического роста посредством трансформации сбережений в инвестиции.

4

© Д.В.Швайгерт

Журнал «Human Progress» Том 1, № 4 (декабрь 2015)

http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com

Таким образом, формирование единого рынка ценных бумаг в интересах всех стран СНГ И ЕАЭС, поскольку каждая из них имеет возможность решить помимо общих задач и вопросы частного характера.

2. Проблемы и потенциальные угрозы развития интеграции рынков ценных бумаг СНГ и ЕАЭС.

Однако кроме факторов способствующих финансовой интеграции стран СНГ и ЕАЭС, есть негативные факторы, затрудняющие развитие этого процесса:

1) Слабое развитие рынков ценных бумаг некоторых стран СНГ. Одним из основных препятствий интеграционного процесса является довольно слабое развитие рынков ценных бумаг некоторых стран СНГ и сильная дифференциация развития рынков в данном регионе, а также ряд проблем в сфере организации рынка ценных бумаг. В большинстве стран СНГ на рынке ценных бумаг отсутствует эффективная регулятивная система, которая отвечала бы необходимым требованиям: например, в некоторых странах на законодательном уровне нет норм против применения незаконной практики и противодействия использованию инсайдерской информации, отсутствует система санкций за нарушения на фондовом рынке. Как следствие рынки ценных бумаг не имеют достаточной инвестиционной привлекательности для участников из соседних стран.

Помимо названных выше препятствий, от выхода на фондовые рынки СНГ участников из стран с сопоставимым уровнем развития рынка ценных бумаг отталкивают большие риски, связанные с отсутствием должной информационной и аналитической поддержки, понятного законодательства; различиями в структурной организации рынков; высокой стоимостью выхода и юридическими сложностями законодательства, которые затрудняют создание нормальной системы взаимодействия институтов фондовой инфраструктуры (например, данная проблема характерна для эмитентов и инвесторов из Украины и Казахстана в отношении фондового рынка России, и наоборот). Данные обстоятельства, вместе с отсутствием большого опыта работы на фондовых рынках, приводят к тому, что компании из менее развитых стран отказываются от привлечения финансирования на зарубежных рынках СНГ. В тоже время, интерес эмитентов и инвесторов из развитых стран к менее развитым рынкам остается довольно слабым. Кроме того, российское руководство не всегда уделяет должное внимание слабым фондовым рынкам Белоруссии, Узбекистана, Кыргызстана, фактически отсутствующему рынку Таджикистана, что в условиях существования жесткой конкурентной борьбы, как на глобальном, так и на региональном уровне за оставшиеся не поделенные сегменты может привести к тому, что эти рынки уйдут к конкурентам [6, С. 47].

5

© Д.В.Швайгерт

Журнал «Human Progress» Том 1, № 4 (декабрь 2015)

http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com

2) Отсутствие у отдельных государств заинтересованности в сближении с СНГ и ЕАЭС. Еще одним препятствием является довольно слабый интерес властей к экономическому сближению с СНГ и ЕАЭС, что отражается на внешней политике этих стран. Данная ситуация характерна для Молдовы, Узбекистана и Украины, чей политический курс направлен на сближение с ЕС и США. При этом в 2014 году попытки правительства Украины взять курс на интеграцию с ЕС привели к острому политическому и экономическому кризису в стране, а также к конфронтации с Россией.

3) Разный уровень развития экономик СНГ. Еще одна проблема с точки зрения развития интеграции заключается в углублении различий в развитии экономик стран СНГ за последние десятилетия. Само СНГ разделилось на субрегиональные отделения, существенная доля торговых отношений приходится на страны, находящиеся за пределами содружества. Так, по данным на 2013 год на другие страны мира приходится 82% общего экспорта СНГ [7]. При этом доля третьих стран в общем импорте Содружества с 2000 по 2013 год выросла с 54% до 76% [8].

Таким образом, на данный момент экономические, торговые и производственные предпосылки для развития интеграции фондовых рынков стран с децентрализованной системой государственного управления остаются довольно слабыми.

4) Наличие конкуренции между наиболее развитыми финансовыми рынками региона. Негативное воздействие на интеграционный процесс может оказать наличие конкуренции между наиболее развитыми финансовыми рынками региона. Так в Казахстане, как и в России, идет работа над реализацией планов по созданию Международного финансового центра, которые могут воспрепятствовать интеграции в рамках СНГ и ЕАЭС и стать конкурирующими проектами.

В Казахстане функционирует Региональный финансовый центр города Алматы (РФЦА), предоставляющий налоговые льготы для его участников. Так, корпоративный налог на доход отменен на некоторые услуги, также не подлежит обложению подоходным налогом дивиденды, доходы по облигациям, приобретенных на специальной бирже РФЦА, доход от прироста стоимости в результате продажи ценных бумаг. Определенные льготы имеются и для эмитентов ценных бумаг, в частности компенсация их расходов на аудит, при условии допуска ценных бумах на специальную биржевую площадку.

5) Активизация финансовых игроков из третьих стран. Угрозой для развития интеграционного процесса в сфере рынков ценных бумаг стран с децентрализованной системой государственного управления является активизация финансовых игроков из третьих стран в

данном регионе. Их проникновение на фондовые рынки СНГ происходит при помощи от-

6

© Д.В.Швайгерт

Журнал «Human Progress» Том 1, № 4 (декабрь 2015)

http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com

крытия филиалов и представительств, создания дочерних компаний и участия в капитале инфраструктурных организаций. При этом последнее представляет довольно большую опасность, так как в первую очередь от институтов инфраструктурных организаций зависит функционирование национальных рынков.

На российском рынке ценных бумаг работают все наиболее крупные инвестиционные банки, оказывающие как брокерские услуги, так и услуги по инвестиционному консультированию и андеррайтингу ценных бумаг, тем самым, являясь серьезными конкурентами национальным компаниям, которые теряют свою долю рынка. Некоторые из этих банков работают также и на фондовых рынках Белоруссии, Казахстана и Украины. Так, например, один из наиболее крупных европейских банков BNP Paribas владеет 84,99% акций «УкрСиббанк» [9] и ведет активную деятельность на украинском рынке, осуществляя операции в сфере инвестиций, управления активами, кредитования. Райффайзен Банк владеет долей акционерного капитала белорусского Приорбанка в размере 87,74% [10]. Голландский банк ING работает на кредитном и фондовом рынке Украины через свою дочернюю компанию ING Commercial Banking Украина [11].

Интерес к финансовым посредникам на рынках СНГ проявляют не только европейские участники, но и компании из стран Азии. Так, южнокорейский банк Kookmin Bank владеет 41,9 % акций казахстанского АО «Банк ЦентрКредит» [12] , а инвестиционному холдингу из той же страны «Hanwha Securities» принадлежит пакет акций казахстанской компании «Seven Rivers Capital» [13].

Игроки из других стран также участвуют в капитале отдельных организаторов торгов на территории стран СНГ. Так, Варшавская фондовая биржа владеет 9,9% акций фондовой биржи Украины «Иннэкс» [14]. Холдинг NASDAQ OMX поглотил Армянскую фондовую биржу, позже переименованную в NASDAQ OMX Армения [15]. Турецкой бирже BORSA Istanbul принадлежит 24,51% Кыргызской фондовой биржи [16] и 4,76% Бакинской фондовой биржи [17].

Отметим также, что Стамбульская фондовая биржа в стремлении усилить свои позиции в странах Центральной Азии и Южного Кавказа, выступает в качестве активного организатора Федерации евро-азиатских фондовых бирж (FEAS), членами которой являются и биржи СНГ (NASDAQ OMX Армения, Бакинская фондовая биржа, Белорусская валютнофондовая биржа). Рост интереса биржевых площадок СНГ к FEAS может усилить влияние данной структуры и переориентацию курса некоторых стран с децентрализованной системой государственного управления в сторону интеграции вокруг Стамбульской биржи.

7

© Д.В.Швайгерт

Журнал «Human Progress» Том 1, № 4 (декабрь 2015)

http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com

Несмотря на наличие ряда угроз и негативных факторов, затрудняющих процесс интеграции, рассмотренные ранее предпосылки свидетельствуют о наличии потенциала развития интеграции на рынках ценных бумаг СНГ и ЕАЭС. Дальнейшие перспективы развития интеграции рынков ценных бумаг СНГ и ЕАЭС будут зависеть, главным образом, от мер по ее стимулированию, осуществляемых на регулятивном уровне. Как показывает практика ЕС, в процессе формирования необходимых условий для финансовой интеграции, главную роль играют институты инфраструктуры фондовых рынков.

3. Перспективы развития регионального фондового рынка.

Практический опыт показывает низкую степень эффективности текущих мер по гармонизации законодательства, которые предпринимались в рамках существующих интеграционных объединений стран с децентрализованной системой государственного управления. На сегодняшний день существенного сближения законодательства не наблюдается. Поэтому перед тем как приступить к разработке рекомендаций, нужно выявить причины сложившейся ситуации.

Низкий уровень эффективности осуществляемых мер, в основном, связан с декларативным характером большей части документов, которые принимают межгосударственные органы, составляя их без учета интереса участников фондовых рынков, на регулирование деятельности которых они нацелены, отсутствием ясных механизмов согласования всех мер, предпринимаемых национальными регуляторами в сфере деятельности рынка ценных бумаг.

Фактически каждый документ имеет ряд серьезных недостатков различного вида. В качестве основных необходимо выделить установление невыполнимых сроков на осуществление принятых мер, отсутствие подробного описания установленных общих целей и методов которыми они должны достигаться. В некоторых документах имеется разрыв между поставленной задачей и способами ее решения. В другой части документов присутствуют труднореализуемые меры в краткосрочной и среднесрочной перспективе, отсутствует разделение на этапы и последовательность действий в реализации целей, а также преемственность некоторых положений в последних редакциях документов.

Среди прочего, по отдельным вопросам существует дублирование, связанное с одновременным действием многосторонних и двухсторонних соглашений, которые их регулируют. Так, приблизительно с конца 90-х годов существовали две системы защиты прав инвесторов. В основе одной системы лежали соглашения в рамках СНГ, в основе другой были двухсторонние соглашения, большинство которых более четко определяли предмет регулирования.

8

© Д.В.Швайгерт

Журнал «Human Progress» Том 1, № 4 (декабрь 2015)

http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com

Больших результатов не принесли и модельные законы. Принятие модельных законов не является обязательным, а носит лишь рекомендательный характер. От страны, принимающей модельный закон, не требуется уведомление о степени их использования при разработке своей законодательной базы. При этом государства в процессе внедрения модельного закона в национальное законодательство могут изменить либо вовсе убрать отдельные его положения.

Кроме того, на внедрение модельных норм негативно воздействуют такие факторы как внутриполитические проблемы государств (Украина, Киргизия, Молдова) и разная степень экономического развития стран СНГ.

Проведенный анализ существующей практики развития механизмов регулирования интеграции в рамках СНГ и исследование причин низкого уровня его эффективности, анализ опыта ЕС и обобщение взглядов экспертов позволяют сделать некоторые выводы и сформировать определенные предложения по преобразованию институтов инфраструктуры фондовых рынков ЕАЭС с целью их сближения.

Институты финансовых посредников.

Гармонизация правил работы и требований к финансовым посредникам в целях создания возможности для признания их лицензий и беспрепятственного осуществления ими своей деятельности на территории ЕАЭС должна исходить из решения следующих задач:

- разработка единых методов и принципов лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

- внедрение единых стандартов аттестации сотрудников;

- гармонизация видов профессиональной деятельности, включая тех, которые подлежат лицензированию;

- унификация стандартов профессиональной подготовки в рамках региона; установление общего порядка для аккредитации организаций, осуществляющих учебную деятельность и для программ профессиональной подготовки, которые в свою очередь также должны соответствовать одинаковым для всех государств Содружества качественным критериям;

- унификация перечня, форм, сроков и порядка предоставления отчетов лицензирующим организациям.

- внедрение передовых методов оценки уровня рисков, с использованием применяемых в мире моделей, в том числе рейтинговых оценок и использование цифровых показателей, выражающих операционный риск;

Решение данных задач позволило бы осуществить взаимное признание статуса профессиональных участников фондового рынка и как следствие профессиональные участники

9

© Д.В.Швайгерт

Журнал «Human Progress» Том 1, № 4 (декабрь 2015)

http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com

из одной страны ЕАЭС смогли бы свободно проводить свои операции на биржевых площадках других стран этого региона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Институты организаторов торгов.

На сегодняшний день было подписано множество двухсторонних соглашений в области сотрудничества между фондовыми биржами ЕАЭС, которые пока не дали серьезных результатов. Данное обстоятельство, главным образом, объясняется тем, что построение единой торговой системы по ценным бумагам на основе национальных бирж неосуществимо без объединения возможностей организаторов торгов в организационной, технологической и информационной сфере, что невозможно без государственной поддержки. Необходимо напомнить, что фундаментальные основы для развития интеграции фондовых рынков стран ЕС были заложены посредством принятия директивы о взаимном признании листинга. На данный момент создание единого паспорта эмитента в рамках стран с децентрализованной системой государственного управления, планируется для участников ЕЭП к 2020 году [18, С. 8]. Внедрение данной меры на фондовые рынки ЕАЭС требует большой подготовительной работы.

На текущем этапе необходимо начать с процесса организации для участников - нерезидентов из ЕАЭС взаимного допуска на национальные системы торговли. Для этого следует:

- создать на фондовых биржах специализированные сектора для торговли иностранными ценными бумагами и утвердить правилам по ним;

- на законодательном уровне закрепить возможность и процедуру допуска на фондовые биржи ЕАЭС иностранных участников;

Далее, двигаясь по пути взаимного признания листинга нужно решить на межгосударственном уровне следующие задачи:

- создать механизм рыночного контроля, обмен сведеньями для предотвращения незаконной деятельности на рынках (в том числе манипуляций с биржевым курсом);

- развить обмен информационными материалами при помощи регулярно обновляемой электронной базы данных по фондовым биржам (некоторые наработки в данной сфере имеются у МАБ СНГ);

- сформировать общие подходы к осуществлению процедуры листинга ценных бумаг;

- унифицировать правил и требований в отношении участников торгов;

- разработать единые стандарты профессиональной деятельности на фондовых рынках стран ЕАЭС;

- унифицировать правила кросс-листинга ценных бумаг на биржевых площадках ЕАЭС.

На следующем этапе, с целью создания в ЕАЭС единой системы торговли, кроме правовых основ необходимо разработать общую торговую платформу или технические основы

10

© Д.В.Швайгерт

Журнал «Human Progress» Том 1, № 4 (декабрь 2015)

http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com

для организации интеграции существующих к настоящему моменту систем. Для решения данной задачи требуется изучить особенности программной и технической инфраструктуры национальных фондовых рынков и оценить технологический потенциал их сближения.

Для организации процедуры кросс-допуска компаний-эмитентов и инвесторов необходимо наличие отлаженного механизма взаимодействия клиринговых и учетных систем рынков ценных бумаг стран ЕАЭС, что довольно затруднительно без решения вопросов эффективности их функционирования и правового регулирования, а также проблем налаживания международного сотрудничества, гармонизации требований и стандартов их работы.

Институты учетных систем.

Учитывая нынешний уровень развития корреспондентских отношений, первоочередной задачей является ликвидация имеющихся барьеров и ограничений по выходу иностранных игроков на национальные рынки ценных бумаг на уровне институтов учетной инфраструктуры. Для этого необходимо:

- перейти на повсеместное использование международных стандартов документооборота (ISO);

- ввести упрощенный для иностранных инвесторов порядок получения доходов от национальных ценных бумаг;

- отменить дополнительные требования, связанные с открытием счета для иностранного номинального держателя.

На следующем этапе для продолжения развития интеграционного процесса необходимо сближение фондовой инфраструктуры.

Для этого требуется:

- унифицировать условия биржевых торгов ценными бумагами, учитываемых на счете иностранного депозитария;

- сформировать систему обмена материалами информационно-аналитического характера и унифицировать систему контроля над депозитарными системами;

- унифицировать возможности для открытия счета, предназначенного для учета денежных средств по сделкам с ценными бумагами;

- усилить роль центральных депозитариев ЕАЭС в национальных учетных системах;

- повсеместно исключить бумажный документооборот.

Для формирования единого торгового пространства ЕАЭС, помимо общих направлений, отмеченных выше, необходимо сформировать прямые каналы взаимодействия между депозитариями для осуществления платежей по принципу «поставка против платежа», что даст инвесторам возможность более эффективно проводить сделки и расчеты по ним между

11

© Д.В.Швайгерт

Журнал «Human Progress» Том 1, № 4 (декабрь 2015)

http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com

рынками. Кроме того, нужно разработать решение относительно клиринга и расчетов между системами, которое могло бы позволить участникам, кастодианам и инвесторам осуществлять расчеты по сделкам с ценными бумагами в своем локальном депозитарии, имеющим регистрацию в любом центральном депозитарии стран ЕАЭС.

Для решения задач эффективного функционирования и взаимодействия институтов расчетно-клиринговой инфраструктуры странам ЕАЭС необходимо выполнить следующие условия:

- гармонизировать требования, предъявляемые к организациям, которые осуществляют расчеты и клиринг по сделкам с ценными бумагами (например, к размеру уставного капитала, чистых активов и т.д.);

- закрепить возможность для проведения мультивалютных расчетов по сделкам с ценными бумагами, которые заключаются с иностранными контрагентами;

- с учетом национальных особенностей рынков ЕАЭС, внедрить принципы Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO) в области регулирования и порядка работы расчетных систем;

- расширить возможности использования различных вариантов расчетов, в том числе на основе разных моделей клиринга;

- разработать правовые условия деятельности центрального контрагента (законодательно закрепить его права и обязанности), унифицировать юридическую базу стран в области лицензии профессионального участника, на основе которой он может работать;

- разработать регламентацию на законодательном уровне юридических основ проведения неттинга, что будет способствовать оптимизации расчетов;

- создать действенные механизмы уменьшения уровня риска, в том числе при помощи формирования гарантийных фондов и других механизмов, которые обеспечивают выполнение обязательств по клирингу.

Использование гарантийных фондов и обеспечения будет стимулировать повышение эффективности операций, что в итоге, приведет к росту качественного состояния фондовых рынков ЕАЭС посредством увеличения ликвидности, снижения уровня рисков и размера транзакционных издержек.

Еще одним важным направлением является построение эффективной системы трансграничных расчетов, которая создаст необходимые условия для более организованного проведения операций. Такая система будет содействовать увеличению мобильности финансового капитала. Европейский опыт может быть полезен странам ЕАЭС и в части построения платежной системы, подобной ТАРГЕТ и системы расчетов по сделкам с ценными бумагами

12

© Д.В.Швайгерт

Журнал «Human Progress» Том 1, № 4 (декабрь 2015)

http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com

ТАРГЕТ 2 СЕКЬЮРИТИЗ (T2S). Для создания аналогичной системы нужно решить вопросы технической несовместимости друг с другом существующих на данный момент национальных платежных систем ЕАЭС, разного времени их работы, а также проблемы оперативности поступления платежей.

Создание общей системы может стать одним из основных факторов, способствующих усилению интеграции во многих финансовых сферах. Возрастут объемы торгов, где в расчетах по сделкам используются национальные валюты, что в свою очередь приведет к росту защищенности рынков от внешних потрясений.

Институты СРО.

СРО, являясь одним из институтов регулятивной инфраструктуры, должны принимать активное участие в проведении экспертизы проектов и содействовать процессу гармонизации законодательства и практики работы участников фондовых рынков. При этом деятельность самих СРО тоже должна быть объектом гармонизации, поскольку они на сегодняшний день функционируют в разных правовых условиях. В связи с чем, представляется необходимым создать единую модель регулирования СРО и как следствие достигнуть единства:

- требований, связанных с членством в данных организациях на обязательной или добровольной основе;

- стандартов работы СРО и системы контроля над деятельностью ее членов, механизмов решения конфликтов до назначения судебных разбирательств;

- роли СРО на фондовых рынках при помощи замены или дополнения государственного лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Для решения этих задач на наднациональном уровне при ЕЭК нужно сформировать рабочую группу, которая, проведя изучение особенностей регулирования национальных рынков ценных бумаг, составила бы заключение относительно целесообразности использования той или иной модели СРО, а также их роли в процессе создания регулятивной системы рынков ЕАЭС с учетом мирового опыта и особенностей стран с децентрализованной системой государственного управления, а также занялась бы подготовкой международного соглашения по этому вопросу, для формирования некоторых направлений гармонизации законодательства.

Участники фондового рынка.

Эмитенты.

Есть два варианта выхода эмитента на зарубежный рынок ценных бумаг. Первый вариант - это самостоятельный выход, в процессе которого эмитент создает дочернюю компанию за рубежом и через нее привлекает финансирование (необходимые условия для этого

13

© Д.В.Швайгерт

Журнал «Human Progress» Том 1, № 4 (декабрь 2015)

http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com

существуют во всех странах ЕАЭС, поскольку национальные рынки в той или иной мере являются открытыми). Или когда эмитент размещает ценные бумаги в соответствии с законодательством страны-реципиента в качестве эмитента-нерезидента. Тем не менее, для роста привлекательности доступа на фондовые рынки соседних стран целесообразно провести унификацию порядка государственной регистрации эмиссии ценных бумаг, а также необходимых требований, предъявляемых к эмитентам.

Другой вариант, реализуемый при помощи четко отлаженного взаимодействия институтов сервисной инфраструктуры, состоит в обращении национальных ценных бумаг на иностранном рынке или через использование финансовых инструментов, таких как депозитарные расписки и международные облигации, или через продажу ценных бумаг напрямую, с использованием интегрируемой инфраструктуры.

Вследствие того, что процедура выпуска депозитарных расписок уже регламентирована на уровне тех стран, в которых они имеют наибольшую вероятность быть использованными, в основном, эмитентами из стран с низким уровнем развития институтов инфраструктуры фондового рынка, главным условием функционирования данного механизма является устранение в слаборазвитых странах ограничений и законодательное закрепление процедур, связанных с выходом посредством такого способа на зарубежный рынок.

Данные меры предполагают осуществление унификации правовых условий выпуска, размещения и обращения ценных бумаг стран ЕАЭС, а именно:

- создание единого режима раскрытия информации эмитентами в процессе эмиссии ценных бумаг и их обращении на фондовом рынке;

- унификацию требований относительно сведений, которые содержит проспект ценных бумаг, включая стандарты составления финансовой отчетности, которая прилагается к проспекту;

- гармонизацию требований к эмитентам ценных бумаг.

Инвесторы.

Формирование условий для развития институциональной интеграции касающихся инвестиционного сообщества, в первую очередь должно быть связано с обеспечением возможностей для инвестиций на иностранных рынках и в иностранные ценные бумаги. Здесь, кроме отмеченных ранее изменений в институтах сервисной инфраструктуры, необходимо убрать и валютные ограничения, уменьшить расходы, связанные с конвертацией.

Последнее можно достигнуть при помощи более активного использования национальных валют в расчетах. Так удельный вес российского рубля в абсолютном объеме

направленных и полученных платежей стран СНГ по состоянию на 2013 год составлял

14

© Д.В.Швайгерт

Журнал «Human Progress» Том 1, № 4 (декабрь 2015)

http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com

61,2 %, в то время как доля иных региональных валют (белорусского рубля, тенге, сома, сомони и др.) в валютной структуре платежей этих стран не превышала 0,5 % [19]. Остальной объем платежей осуществляется с использованием валют-конкурентов доллара и евро, совместная доля которых в 2013 году составила 37,6 % [20]. Также эту проблему можно решить посредством внедрения условной расчетной единицы аналогичной Экю, существовавшей в странах ЕС с 1979 по 1998 год.

Кроме того необходимо повысить уровень эффективности и унифицировать систему защиты прав и интересов инвесторов включая иностранных. В целях реализации данной меры необходимо на уровне законодательства стран ЕАЭС решить проблему, связанную с обязательным участием в СРО участников финансовых рынков, предоставляющим услуги для розничных инвесторов. После чего следует на правовом уровне внести требования, обязывающих СРО создавать компенсационные фонды для покрытия убытков инвесторов, причиненным в результате нарушения обязательств со стороны профессиональных участников, включая нарушения правил по учету и хранению ценных бумаг. Формировать капитал данных фондов можно при помощи вступительных и ежегодных платежей от профессиональных участников рынка ценных бумаг. В законодательстве каждого государства ЕАЭС необходимо определить одинаковый круг лиц, имеющих право на денежные выплаты из компенсационного фонда, общие основания для данных компенсаций, максимальный размер компенсации и установить контроль национального регулятора над инвестиционной деятельностью данного фонда. Отметим, что с точки зрения унификации подходов, принятие таких мер повлечет за собой реорганизацию уже действующих в странах ЕАЭС механизмов компенсации. Например, в России нужно будет провести реорганизацию «Федерального общественногосударственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров» с последующей передачей его функций создаваемым фондам.

Заключение

По мере вступления в ЕАЭС новых стран, главным образом из СНГ, вопросы, связанные с развитием финансовой интеграции и в частности интеграции фондовых рынков будут приобретать все большую значимость для качественного развития нового объединения. Существование общих проблем в интеграционной сфере и путей их решения говорит о необходимости усиления сотрудничества в области модернизации и укреплении институтов инфраструктуры рынков ценных бумаг, учитывая все достоинства и недостатки иностранной практики, в том числе в реализации сбалансированной политики в отношении фондового рынка, с

использованием современных методов его регулирования.

15

© Д.В.Швайгерт

Журнал «Human Progress» Том 1, № 4 (декабрь 2015)

http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com

Литература

1. Задорин И.В., Алмакаева А.М., Бабич Н.С., Мальцева Д.В., Мойсов В.В., Халкина Е.В., Шубина Л.В., Интеграционный барометр ЕАБР - 2014. Аналитическое резюме.// Евразийский банк развития, 2014, С.97-101.

2. Миркин Я.М. Финансовое будущее России: экстремумы, бумы и системные риски. М.: GELEOS Publishing House, Кэпитал Трейд Компани, 2011. 480 с.

3. Жукова Т. В. Структура собственности на финансовом рынке в странах с неоконтинентальной моделью (страны - члены ЕАЭС) // Финансы и кредит. - 2015.- № 35. - С.3.

4. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2013 г. - М.: Министерство экономического развития Российской Федерации. - 2014, Февраль. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depMacro/monitoring2013 (Дата обращения:

10.08.2014)

5. Чигринская А. П. Интеграция рынков ценных бумаг России и стран СНГ: дис. канд. экон. наук: 08.10.00 /Чигринская Александра Павловна. - М., 2011. - С. 113.

6. Головин М. Ю. Перспективы совместного развития инфраструктуры фондовых рынков в странах ЕврАзЭС // Евразийская экономическая интеграция. - 2009. - №1 (2). - С. 47.

7. Официальный сайт межгосударственного статистического комитета СНГ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cisstat.com/ (Дата обращения: 14.07.2015)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Официальный сайт межгосударственного статистического комитета СНГ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cisstat.com/ (Дата обращения: 14.07.2015)

9. Официальный сайт банка «Укрсиббанк» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ukrsibbank.com/ru/about-bank/ (Дата обращения: 29.10.2015)

10. Официальный сайт банка «Приорбанк» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.priorbank.by/akcionery (Дата обращения: 23.06.2015)

11. Официальный сайт ING Commercial Banking Украина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ingbankukraine.com/en/home (Дата обращения: 20.06.2015)

12. Официальный сайт банка «Центркредит» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bcc.kz/about/about/ (Дата обращения: 23. 10.2015)

13. Официальный сайт делового журнала «Kazakhstan» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.investkz.com/journals/54/536.html (Дата обращения: 08.07.2015)

14. Официальный сайт фондовой биржи «Иннэкс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.innex-group.com/ (Дата обращения: 12.10.2015)

16

© Д.В.Швайгерт

Журнал «Human Progress» Том 1, № 4 (декабрь 2015)

http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com

15. Официальный сайт фондовой биржи NASDAQ OMX Армения [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://nasdaqomx.am/en/about.htm (Дата обращения: 17.09.2015)

16. Официальный сайт фондовой биржи BORSA [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://borsaistanbul.com/en/corporate/about-borsa-istanbul/affiliations (Дата обращения:

20.08.2015)

17. Официальный сайт фондовой биржи BORSA [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://borsaistanbul.com/en/corporate/about-borsa-istanbul/affiliations (Дата обращения:

20.08.2015)

18. Интервью с Сулейменовым Т. «Строить интеграционные процессы на финансовом рынке нужно на основе лучших практик» // РЦБ. - 2013. - № 9. - С. 8.

19. Официальный сайт информационного портала «Межгосударственный банк» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.isbnk.info/analytics_payments.html (Дата обращения: 15.11.2015)

20. Официальный сайт информационного портала «Межгосударственный банк» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.isbnk.info/analytics_payments.html (Дата обращения: 15.11.2015)

INSTITUTIONAL DEVELOPMENT OF INTEGRATION INFRASTRUCTURE ORGANIZATIONS THE STOCK MARKETS OF

THE CIS AND EAEU

Dmitriy Shvaygert

Postgraduate student in the Institute of Economics, the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences Yekaterinburg, Russia

Abstract: In today's competitive world, creating a global financial center with strong stock market is impossible without the development of cooperation and rapprochement with the markets of other countries. In this regard, the future of the Russian securities market and its attractiveness as a source of investments will mainly depend on the level of institutional integration with the stock markets of the EAEC. In this article, we describe the general background of Russia's rapprochement with the countries with a decentralized system of public administration, the current problems of financial integration and its potential threats, as well as measures for the development of an effective system of regulation of the regional stock market and the integration of the institutions of securities market

17

© Д.В.Швайгерт

Журнал «Human Progress» Том 1, № 4 (декабрь 2015)

http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com

infrastructure in the newly formed EAEC. Implementation of a comprehensive integration strategy may help the Russian stock market to strengthen its position in the global capital market.

Keywords: stock market; stock market; integration; infrastructure; harmonization; unification.

JEL codes: G15, G28 References:

1. Zadorin I.V. Almakaeva A.M. Babich N.S. Maltsev D.V. Moses V.V. Halkin E.V. Shubin L.V. EDB Integration Barometer - 2014. Analytical summary .// Eurasian Development Bank, 2014 P.97-101.

2. Mirkin Y.M. The financial future of Russia: extremes, booms and systemic risks. M .: GELEOS Publishing House, Capital Trade Co., 2011. 480 p.

3. Zhukova T. V. Ownership structure of the financial market in countries with neokontinentalnoy model (the country - members of the EAEC) // Finances and Credit. - 2015.- № 35. - P.3.

4. On the results of socio-economic development of the Russian Federation in 2013 - M .: Ministry of Economic Development of the Russian Federation. - 2014, February. [Electronic resource]. - Access: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depMacro/monitoring2013 (Date of treatment: 08/10/2014)

5. Chygrynskaya A.P. Integration of securities markets in Russia and CIS: dis. cand. ehkon. Sciences: 08.10.00 / Chygrynskaya Alexandra Pavlovna. - M., 2011. - P. 113.

6. Golovin M. Y. Prospects for joint development of the infrastructure of stock markets in the countries of the Eurasian Economic Community // Eurasian Economic Integration. - 2009. - №1 (2). - P. 47.

7. The official website for CIS Interstate Statistical Committee [electronic resource]. - Access: http://www.cisstat.com/ (Date of treatment: 07/14/2015)

8. The official website for CIS Interstate Statistical Committee [electronic resource]. - Access: http://www.cisstat.com/ (Date of treatment: 07/14/2015)

9. The official website of the bank "UkrSibbank" [Electronic resource]. - Access: https://ukrsibbank.com/ru/about-bank/ (Date of treatment: 10/29/2015)

10. The official website of the bank "Priorbank" [Electronic resource]. - Access: https://www.priorbank.by/akcionery (Date of treatment: 06/23/2015)

11. The official website for ING Commercial Banking Ukraine [electronic resource]. - Access: http://www.ingbankukraine.com/en/home (Date of treatment: 06/20/2015)

18

© Д.В.Швайгерт

Журнал «Human Progress» Том 1, № 4 (декабрь 2015)

http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com

12. The official website of the bank "Centercredit" [Electronic resource]. - Access: http://www.bcc.kz/about/about/ (Date of treatment: 23. 10.2015)

13. The official website of business magazine «Kazakhstan» [electronic resource]. - Access: http://www.investkz.com/journals/54/536.html (Date of treatment: 07/08/2015)

14. The official website of the stock exchange "Innex" [Electronic resource]. - Access:

http://www.innex-group.com/ (Date of treatment: 10/12/2015)

15. The official website of NASDAQ OMX Armenia [electronic resource]. - Access:

https://nasdaqomx.am/en/about.htm (Date of treatment: 09/17/2015)

16. The official website of the stock exchange BORSA [electronic resource]. - Access:

http://borsaistanbul.com/en/corporate/about-borsa-istanbul/affiliations (Date of treatment:

08/20/2015)

17. The official website of the stock exchange BORSA [electronic resource]. - Access:

http://borsaistanbul.com/en/corporate/about-borsa-istanbul/affiliations (Date of treatment:

08/20/2015)

18. Interview with Suleimenov T. "Build the integration processes in the financial market should be based on the best practices" // RZB. - 2013. - № 9. - P. 8.

19. The official website of the information portal "Interstate Bank" [Electronic resource]. - Access: http://www.isbnk.info/analytics_payments.html (Date of treatment: 11/15/2015)

20. The official website of the information portal "Interstate Bank" [Electronic resource]. - Access: http://www.isbnk.info/analytics_payments.html (Date of treatment: 11/15/2015)

Contact

Dmitriy Shvaygert

The Institute of Economics at the Russian Academy of Sciences (Ural branch)

29, Moskovskaya Str., 620014, Yekaterinburg, Russia dshvaygert@yandex .ru

© Д.В.Швайгерт

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.