Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ'

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
756
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРОР / ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ / ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ / АТТОРНЕЙСКАЯ СЛУЖБА / ПРАВОВОЙ СТАТУС / СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Власов Дмитрий Викторович

В статье проводится сравнительно-правовой анализ положения органов прокуратуры в зарубежных странах. Исследуются функции и полномочия органов прокуратуры в зарубежных странах. Проводится изучение деятельности органов прокуратуры в зависимости от способа формирования указанных органов. Детально анализируется формирование и осуществление деятельности органов прокуратуры в таких странах, как Германия, США, Франция, Болгария, Испания, Вьетнам. Приводятся конкретные предложения, направленные на усовершенствование деятельности органов прокуратуры в Российской Федерации на основании опыта зарубежных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS OF THE SITUATION OF PROSECUTION BODIES IN FOREIGN COUNTRIES

The article provides a comparative legal analysis of the position of the prosecutor's office in foreign countries. The functions and powers of the prosecutor's office in foreign countries are investigated. The activities of the prosecutor's office are being studied depending on the method of formation of these bodies. The formation and implementation of the activities of the prosecution authorities in such countries as Germany, the USA, France, Bulgaria, Spain, Vietnam are analyzed in detail. Specific proposals are given aimed at improving the activities of the prosecutor's office in the Russian Federation based on the experience of foreign countries.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ»

УДК 340

DOI 10.23672/q5513-0641 -0472-j

Власов Дмитрий Викторович

магистрант Института прокуратуры, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина 11dmr@mail.ru

Dmitry V. Vlasov

Master of the Institute of the Prosecutors, Moscow State Legal University named after O.E. Kutafina 11dmr@mail.ru

Сравнительно-правовой анализ

положения органов прокуратуры в зарубежных странах

Comparative legal analysis

of the situation of prosecution bodies in foreign countries

Аннотация. В статье проводится сравнительно-правовой анализ положения органов прокуратуры в зарубежных странах. Исследуются функции и полномочия органов прокуратуры в зарубежных странах. Проводится изучение деятельности органов прокуратуры в зависимости от способа формирования указанных органов. Детально анализируется формирование и осуществление деятельности органов прокуратуры в таких странах, как Германия, США, Франция, Болгария, Испания, Вьетнам. Приводятся конкретные предложения, направленные на усовершенствование деятельности органов прокуратуры в Российской Федерации на основании опыта зарубежных стран.

Ключевые слова: прокурор, органы прокуратуры, зарубежные страны, атторнейская служба, правовой статус, судебная власть, министерство юстиции.

Annotation. The article provides a comparative legal analysis of the position of the prosecutor's office in foreign countries. The functions and powers of the prosecutor's office in foreign countries are investigated. The activities of the prosecutor's office are being studied depending on the method of formation of these bodies. The formation and implementation of the activities of the prosecution authorities in such countries as Germany, the USA, France, Bulgaria, Spain, Vietnam are analyzed in detail. Specific proposals are given aimed at improving the activities of the prosecutor's office in the Russian Federation based on the experience of foreign countries.

Keywords: prosecutor, prosecutor's office, foreign countries, attorney's office, legal status, judiciary, Ministry of Justice.

Формирование органов прокуратуры берет свое начало еще в XIV веке, первая прокуратура была создана во Франции и выполняла функции по надзору за жизнью общества и государства. Со временем, во Франции был впервые создан Закон об организации деятельности органов прокуратуры Франции 1586 г. и Ордонанса 1670 г., которые определили правовое положение прокуратуры, а также, закрепили полномочия, которыми обладал указанный орган в то время [6]. Система органов прокуратуры получила широкое распространение по всему миру и в дальнейшем была заимствована в других странах мира.

Таким образом, за столь длительный период своего существования институт прокуратуры прошел ряд существенных изменений, которые привели его к статусу органа надзора за законностью и уголовного преследования лиц, совершивших преступление. В настоящее время в мире не существует единого стандарта организации деятельности и структуры органов прокуратуры, в связи с чем, в правовой доктрине выработан подход к классификации института прокуратуры. Ученые выделяют континентальную и англо-американскую модели прокуратуры. К континентальной относятся все страны Европы, Латинской Америки и некоторые страны Азии. К англо-

американской модели относятся Великобритания, США, Канада, Австралия и др. В зависимости от способа формирования органов прокуратуры в зарубежных странах, существуют:

- прокуратуры, которые сформированы в качестве отдельной системы (Китай, Вьетнам, Куба);

- прокуратуры, включенные в состав судейского корпуса (Испания, Болгария, Латвия);

- прокуратуры, входящие в состав Министерства юстиции (Франция, Израиль и др.);

- прокуратуры, не являющиеся специализированным органом [0].

Различия зарубежных органов прокуратуры имеют место также в их функциях, задачах и полномочиях. Считаем необходимым для наиболее четкого понимания провести детальный анализ деятельности прокуратуры в разных странах.

Во Вьетнаме прокуратура существует в качестве отдельного органа, который возглавляется Генеральным прокурором и именуется Верховной народной прокуратурой Вьетнама. Роль прокурора во Вьетнаме заключается в выполнении надзора за деятельностью всех государственных

органов, министерств и ведомств. Прокуратура Вьетнама призвана обеспечивать защиту социалистического законодательства. Прокурор во Вьетнаме также наделен правом на возбуждение уголовного преследования и обеспечения единообразия исполнения закона.

В Испании прокуратура включена в состав судейского корпуса. Ее основной функцией в государстве является отправление правосудия и полное обеспечение всех условий для независимого и законного осуществления правосудия. Прокуратура осуществляет надзор за деятельностью судебной полиции, которая направлена на расследование преступлений и установление лиц, виновных в совершении преступления. Отдельное место в системе государственных органов в Испании занимает специальная прокуратура, которая обладает полномочиями по выявлению и пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств.

В Болгарии прокуратура также относится к одной ветви власти с судом и следствием. Из положений Конституции Болгарии следует, что основным направлением деятельность прокуратуры является соблюдение законности. Прокуратура в Болгарии наделена полномочиями по привлечению к ответственности лиц, виновных в совершении преступления, поддержанию обвинения в суде, надзору за органами, исполняющими меры уголовного и иного принуждения.

В США отсутствует как таковой орган под названием «прокуратура», однако, существует орган со схожими в общем понимание полномочиями, который именуется атторнейской службой. Функция государственного обвинения возложена на указанный орган, что не имеет аналогов в других странах [3]. Атторнейская служба имеет полномочия по возбуждению уголовного дела, расследованию нарушений норм закона, привлечению к уголовной ответственности и представлению обвинения в суде. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что атторнейская служба, выступая органом прокуратуры в США, обладает рядом полномочий, которые отсутствуют у прокуратуры в Российской Федерации, например полномочия по возбуждению уголовного дела. Генеральный прокурор в США также выполняет функции, которые отсутствуют у Генерального прокурора РФ, например, Генеральный прокурор в США выполняет функции главы Министерства юстиции и советника Президента по вопросам, связанным с уголовной политикой государства.

В свою очередь, во Франции прокуратура не является самостоятельным органом, а входит в состав Министерства юстиции. Прокуратуре во Франции отводятся функции исполнительного и судебного органа власти, что отличает ее от прокуратуры других государств, в том числе и Российской Федерации. Главой прокуратуры является не Генеральный прокурор, а Министр

юстиции, который осуществляет контроль деятельности всего Министерства. Деятельность Министерства юстиции в основном сосредоточена на уголовном производстве, однако, магистры (именно так именуют прокуроров во Франции) осуществляют, помимо этого, деятельность в области гражданского и торгового права, надзора за всеми ведомствами судебной системы, обеспечения защиты прав и свобод человека и иные функции, которые в общем понимании принадлежат прокуратуре.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в зарубежных странах нет единой модели и подхода к осуществлению деятельности органов прокуратуры. Анализ правового положения органов прокуратуры в зарубежных странах показывает, что, в большинстве своем, прокуратуре отводятся функции по надзору за следствием и дознанием и по содействию в осуществлении правосудия. Органы прокуратуры также могут наделяться полномочиями по уголовному преследованию, поддержанию обвинения в суде и осуществлению надзора за соблюдением законности, как государственными органами, так и простыми гражданами.

В свою очередь, прокуратура Российской Федерации является самостоятельным и независимым органом, основной функцией которого является обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Несмотря на достаточную развитость института прокуратуры в Российской Федерации, заимствование некоторого опыта зарубежных стран может способствовать улучшению положения прокуратуры в системе государственных органов.

Одним из примеров может являться прокуратура во Франции, в которой прокурор имеет широкий спектр полномочий при участии в гражданском процессе, что в полной мере отсутствует у прокурора в Российской Федерации. Также, наблюдается необходимость наделения прокурора полномочиями по возбуждению уголовного дела, так как указанный институт применяется в зарубежных странах и является неотъемлемой функцией прокурора при осуществлении своей деятельности.

Таким образом, правовое положение органов прокуратуры в зарубежных странах значительно отличается. В одних странах прокуратура не является самостоятельно действующим органом, а включена в состав судебной системы или Министерства юстиции. В других же странах, прокуратура является самостоятельно действующим органом и, помимо участия в уголовном процессе, обладает полномочиями по надзору за многообразными сферами жизни общества и государства. Считаем, что именно последняя модель прокуратуры является наиболее приближенной к первоначальной, образовавшейся еще в XIV веке во Франции, а также, требующей дальнейшего развития и глобального применения.

Литература:

1. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 // Собр. законодательства РФ. 1992. № 47. Ст. 4472.

2. Воронин О.В. Об отборе прокурорской деятельности в некоторых зарубежных странах / О.В. Воронин // Уголовная юстиция. 2018. № 12. ШЬ : https://cyberleninka.rU/article/n/ob-organizat sii-i-ustroystve-prokurorskoy-deyatelnosti-v-nekoto ryh-zarubezhnyh-stranah (дата обращения 15.08.2022).

3. Загородний В.В. Конституционно-правовые основы организации и деятельности прокуратуры в зарубежных странах / В.В. Загородний, А.А. Бать-ковская // Вестник Донбасской юридической академии. Юридические науки. 2020. № 14. С. 54-62.

4. Какителашвили М.М. Организация и деятельность прокуратур зарубежных стран / М.М. Какителашвили, Г.Л. Куликова; Университет прокуратуры РФ. М., 2020. 176 с.

5. Трофимова С.А. Особенности системы органов прокуратуры в зарубежных странах / С.А. Трофимова // Материалы Всероссийских (национальных) научно-практических конференций, Красноярск, 17 декабря 2021 года - 17 2022 года. Красноярск : Красноярский государственный аграрный университет, 2022. С. 81-83.

6. Тюренкова К.А. Конституционно-правовой статус прокуратуры в зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ / К.А. Тюренкова // Молодой ученый. 2015. № 21 (101). С. 633-636.

Literature:

1. On the Prosecutor's Office of the Russian Federation: Federal Law of January 17, 1992 № 2202-1 // Collection. Russian legislation. 1992. № 47. Art. 4472.

2. Voronin O. V. On the selection of prosecutorial activities in some foreign countries / O.V. Voronin // Criminal Justice. 2018. № 12. URL : https://cyber-leninka.ru/article/n/ob-organizatsii-i-ustroystve-pro-kurorskoy-deyatelnosti-v-nekotoryh-zarubezhnyh-stranah (date of the application 08/15/2022).

3. Zagorodniy V.V. Constitutional and legal foundations of the organization and activities of the prosecutor's office in foreign countries / V.V. Zago-rodniy,A.A. Batkovskaya // Bulletin of the Donbass Law Academy. Legal Sciences. 2020. № 14. P. 5462.

4. Kakitelashvili M.M. Organization and activities of the prosecutor's offices of foreign countries / M.M. Ka-kitelashvili, G.L. Kulikova; University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation. M., 2020. 176 p.

5. Trofimova S.A. Features of the system of prosecution authorities in foreign countries / S.A. Trofimova // Proceedings of the All-Russian (national) scientific and practical conferences, Krasnoyarsk, December 17, 2021 - 17, 2022. Krasnoyarsk : Krasnoyarsk State Agrarian University, 2022. P. 81-83.

6. Tyurenkova K.A. The constitutional and legal status of the prosecutor's office in foreign countries: a comparative legal analysis / K.A. Tyurenkova // Young scientist. 2015. № 21(101). P. 633-636.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.