Научная статья на тему 'ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР КАК ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ'

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР КАК ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
374
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / АТТОРНЕЙСКАЯ СЛУЖБА / АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / PROCURATOR'S SUPERVISION / ATTORNEY / ANGLO-AMERICAN LEGAL SYSTEM / ROMANO-GERMANIC LEGAL SYSTEM / THE SOCIALIST LEGAL SYSTEM / STATE CONTROL FOR ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коваль Е.А., Рузаева Д.В.

В статье поднимается вопрос о наличии полномочий по надзору за исполнением законов субъектов предпринимательской деятельности у органов прокуратуры или их аналогов в зарубежных странах. Для большей объективности была использована выборка по различным правовым системам. Дополнительно для каждой страны указываются субъекты, задействованные в осуществлении контроля за предпринимательской деятельностью. Сравнение с ситуацией государственного контроля и надзора за предпринимательской деятельностью в России позволяет сделать вывод о том, что здесь построена весьма эффективная система, в которой уникальное положение занимает прокуратура: прокурорский надзор осуществляется не только за субъектами предпринимательской деятельности, но и за отраслевыми органами государственного контроля (надзора).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCURATOR'S SUPERVISION AS AN ELEMENT OF STATE CONTROL FOR ENTREPRENEURIAL ACTIVITY: FOREIGN EXPERIENCE

The author considers the powers to supervise for entrepreneurial entities’ enforcement of laws by the prosecution authorities or their analogues in foreign countries. The author studies countries from various legal systems for greater objectivity. Additionally, the author indicates other controlling state bodies for each country. A comparison with the situation of state control and supervision of entrepreneurial entities in Russia carries inference that a very efficient system is built in Russia where the Prosecutor's office occupies a unique position. The Prosecutor's office supervises not only entrepreneurial entities, but also other controlling state bodies.

Текст научной работы на тему «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР КАК ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ»

20. Марков Р.С. Конституционно-правовой статус главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на примере Липецкой области) / Р.С. Марков // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. -2019. - № 2. - С. 40-45.

21. Целикова Е.Ю. Скрытые полномочия Президента РФ на примере института назначения глав исполнительной власти / Е.Ю. Целикова // Colloquium-journal. 2019. - № 2-4. - С. 5-8.

Коваль Е.А.

доктор философских наук Средне-Волжский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России),

г. Саранск, Россия Рузаева Д.В. студентка

Средне-Волжский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России),

г. Саранск, Россия

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР КАК ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Аннотация: в статье поднимается вопрос о наличии полномочий по надзору за исполнением законов субъектов предпринимательской деятельности у органов прокуратуры или их аналогов в зарубежных странах. Для большей объективности была использована выборка по различным правовым системам. Дополнительно для каждой страны указываются субъекты, задействованные в осуществлении контроля за предпринимательской деятельностью. Сравнение с ситуацией государственного контроля и надзора за предпринимательской деятельностью в России позволяет сделать вывод о том, что здесь построена весьма эффективная система, в которой уникальное положение занимает прокуратура: прокурорский надзор осуществляется не только за субъектами предпринимательской деятельности, но и за отраслевыми органами государственного контроля (надзора).

Ключевые слова: прокурорский надзор, атторнейская служба, англоамериканская правовая система, романо-германская правовая система, социалистическая правовая система, государственный контроль за предпринимательской деятельностью.

Koval E.A.

Grand PhD in Philosophy Middle-Volga Institute (branch) of Russian State University of Justice

Saransk, Russia Ruzaeva D.V. student

Middle-Volga Institute (branch) of Russian State University of Justice

Saransk, Russia

PROCURATOR'S SUPERVISION AS AN ELEMENT OF STATE CONTROL FOR ENTREPRENEURIAL ACTIVITY: FOREIGN EXPERIENCE

Abstract: The author considers the powers to supervise for entrepreneurial entities' enforcement of laws by the prosecution authorities or their analogues in foreign countries. The author studies countries from various legal systems for greater objectivity. Additionally, the author indicates other controlling state bodies for each country. A comparison with the situation of state control and supervision of entrepreneurial entities in Russia carries inference that a very efficient system is built in Russia where the Prosecutor's office occupies a unique position. The Prosecutor's office supervises not only entrepreneurial entities, but also other controlling state bodies.

Key words: procurator's supervision, attorney, the Anglo-American legal system, the Romano-Germanic legal system, the Socialist legal system, state control for entrepreneurial activity.

При изучении полномочий органов прокуратуры России в сфере прокурорского надзора за предпринимательской деятельностью обращение к зарубежному опыту является неоднозначным вопросом, поскольку в очень немногих странах мира организация и деятельность органов прокуратуры построена схожим с Россией образом.

В юридической науке представлена классификация способов организации работы органов прокуратуры в зависимости от подчиненности конкретному органу государства [1]:

1) прокуратура действует при органах исполнительной власти;

2) прокуратура действует в рамках судебной ветви власти;

3) прокуратура не относится ни к одной из ветвей государственной власти;

4) прокуратура отсутствует как государственный орган.

Для удобства в данной статье процедура сравнения структурируется по правовым семьям: англо-американская правовая система -

США, Великобритания; романо-германская правовая система - Франция, Германия; смешанная правовая система азиатского формата -Япония; социалистическая правовая система - Китай; смешанная правовая система постсоветского формата - Украина, Беларусь.

Англо-американская правовая система.

В США органы прокуратуры отсутствуют, схожими полномочиями обладает атторнейская служба. Функции прокуратуры включены в полномочия Департамента (Министерства) юстиции США, который возглавляет Генеральный атторней (для удобства восприятия переводят как «Генеральный прокурор»). Генеральный атторней США назначается Президентом США «по совету и с согласия» Сената Конгресса США.

Атторнеи не обладают полномочиями общего надзора, поддерживают государственное обвинение в суде, представляют интересы федерального правительства, администрации штатов в судебном разбирательстве. Помимо этого, атторнеи занимаются расследованием преступлений наравне с ФБР, органами полиции и т.д., юридическим консультированием правительства страны, отдельных штатов, других органов исполнительной власти, участвуют в законодательном процессе, при необходимости координируют действия органов уголовного преследования, участвуют в формировании судейского корпуса [1].

В США в отношении бизнеса отсутствует политика прямого контроля его деятельности. Со стороны государства действует разветвленная сеть функционально независимых надзорных органов [2], контролирующих исполнение законодательства по отдельным отраслям (экология, антимонопольное законодательство, страхование, качество продукции, права работников и т.д.), при этом их функции могут дублироваться, что создает путаницу [3].

Ключевыми контрольными органами в анализируемой сфере являются агентство Федерального правительства - Администрация по вопросам развития малого бизнеса (Small Business Administration, SBA) и Комиссия по ценным бумагам и биржам (The United States Securities and Exchange Commission, SEC).

В Великобритании органы прокуратуры также отсутствуют. В отличие от США, Генеральный атторней в Великобритании не входит в кабинет министров, но по статусу является министром. Генеральный атторней возглавляет адвокатский корпус (напрямую барристеров, его заместитель - солиситоров).

Функции прокуратуры выполняет один из департаментов Офиса Генерального Атторнея - Королевская служба обвинения (Crown

Prosecution Service, CPS). Возглавляет службу Глава публичного обвинения (Director of Public Prosecutions, DPP).

В.Т. Конусова отмечает, что «органы [прокуратуры] не осуществляют надзор за соблюдением или применением законов иными органами и организациями», а основной задачей деятельности прокуратуры признается защита публичного интереса [4]. Помимо поддержания обвинения в суде в задачи Королевской службы обвинения входит участие в расследовании наиболее сложных уголовных преступлений, консультирование полиции, предоставление информации и оказание поддержки потерпевшим и свидетелям обвинения.

В Великобритании в контролировании деятельности бизнеса играют большую роль профсоюзы, а также общественные организации, например, Конфедерация британской промышленности [5].

Таким образом, в странах англо-американской правовой семьи полномочия общего надзора не характерны для службы атторнеев, в функции которых включены полномочия прокуратуры по уголовному надзору. При этом сама система службы атторнеев тесно интегрирована с Министерствами юстиции данных стран и не участвует в государственном контроле за предпринимательской деятельностью.

Романо-германская правовая система.

В Германии органы прокуратуры входят в состав Министерства юстиции [1], но территориально расположены по месту нахождения судебных органов. Из функций органов прокуратуры также исключен общий надзор.

В Германии прокуратура проводит расследование по небольшому числу наиболее сложных уголовных дел с участием полицейских служб и поддерживает по ним обвинение в суде [6]; помимо этого, прокуратура в суде выступает от имени государства в случае поступления заявления от гражданина, обеспечивает надзор за исполнением судебных решений, осуществляет преследование за нарушение закона о предоставлении внесудебных правовых услуг (адвокаты, работники Министерства юстиции) и может выступать представителем интересов человека, признанного умершим.

В рамках государственного контроля за субъектами предпринимательской деятельности большое значение отведено налоговым органам, но действуют и различные надзорные ведомства.

Во Франции органы прокуратуры также не обладают полномочиями общего надзора и выступают как органы уголовного преследования и представители исполнительной власти в суде по иным делам.

Прокуратура подчиняется Министерству юстиции, а сами прокуроры входят в магистратуру (судейский корпус) [1].

Прокуратура вправе возбудить уголовное преследование, осуществляет руководство комиссарами, офицерами и агентами судебной полиции и поддерживает обвинение в суде.

При необходимости прокуроры могут участвовать в гражданском процессе в качестве основной или привлеченной стороны. Выступая в качестве привлеченной стороны, прокурор дает свое заключение в отношении применения права в четко установленном количестве дел, о которых его должны уведомлять.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляет Управление по надзору и разрешению споров (Autorite de controle prudentiel et de resolution, ACPR), осуществляющее лицензирование и выдачу разрешений компаниям, а также мониторинг деятельность компаний для контроля их платежеспособности [7].

Как и в странах англо-американской правовой системы, органы прокуратуры стран романо-германской правовой системы также не обладают полномочиями общего надзора, в частности, прокурорского надзора за субъектами предпринимательской деятельности, подчиняются Министерству юстиции, но осуществляют свою деятельность в рамках судебных органов, а в их полномочия помимо уголовного надзора зачастую включены дополнительные полномочия лишь в сфере гражданского судопроизводства.

Смешанная правовая система.

В Японии элементы романо-германской правовой системы находятся в тесной взаимосвязи с национальным правом.

Прокуратура Японии входит в систему Министерства юстиции. Структура прокуратуры приспособлена больше всего к судебной системе: имеются службы Генеральной прокуратуры при Верховном суде, при высших, территориальных, семейных и других судах [8].

Прокуроры осуществляют свою деятельность в сфере уголовного судопроизводства, ведут расследование по ограниченному кругу наиболее важных уголовных дел, наблюдают за дознанием и за исполнением уголовных наказаний, составляют обвинительное заключение и поддерживают обвинение в судебном разбирательстве. При этом они могут приобщать к делу практически любые доказательства, показавшиеся им важными, задерживать любых подозреваемых на срок до 25 суток, контролировать общение подозреваемого и адвоката, произвольно назначая время и количество допросов.

В рамках государственного контроля за бизнесом, в отличии от США и стран Западной Европы, Япония проводит более жесткую политику с помощью вертикали специальных органов контроля, а также активного контроля за ценообразованием. Например, при Министерстве внешней торговли и промышленности Японии действует Управление малых предприятий, которое следит за реализацией антимонопольного законодательства, обеспечивает защиту прав предпринимателей, контролирует заключение договорных соглашений и ответственность сторон [9].

Социалистическая правовая система.

В Китае Верховная Народная прокуратура осуществляет «надзор за соблюдением закона» (ст. 129 Конституции КНР) [10], но напрямую не входит в систему государственного контроля за субъектами предпринимательской деятельности.

Органы прокуратуры подотчетны Всекитайскому Собранию Народных Представителей и его Постоянному Комитету. Местные органы народной прокуратуры разных уровней подотчетны сформировавшим их местным органам государственной власти (ст. 133 Конституции КНР) [10].

Прокуратура осуществляет надзор за следствием по наиболее тяжким преступлениям, связанным с государственной изменой, по делам, отнесенным к ее компетенции, надзор за деятельностью органов общественной безопасности, поддерживает обвинение в суде, осуществляет надзор за судебными органами и органами уголовно-исполнительной системы.

В отличие от стран Европы и Америки в Китае действует политика строгого государственного контроля за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности, оказывается государственная поддержка крупному бизнесу, поощряется совместная частно-государственная форма собственности. Одновременно действует система органов исполнительной власти, курирующая работу малого и среднего бизнеса: Госсовет КНР - Национальная комиссия по развитию и реформе (National Development and Reform Commission, NDRC) -Департамент малого и среднего предпринимательства (Department of Small and Medium-Sized Enterprises) - Китайский центр координации и кооперации бизнеса (China Center for Business Cooperation & Coordination - CCBCC) [11].

Сравнивая Китай и Японию, можно сделать вывод, что для данных стран характерна концентрация широкого перечня уголовно-надзорных полномочий в руках органов прокуратуры. При этом орга-

ны прокуратуры Китая обладают полномочиями, частично затрагивающими сферу общего надзора. Действует политика активного государственного регулирования частного сектора экономики, и помимо отдельных надзорных ведомств создана отдельная система органов поддержки и контроля.

Смешанная правовая система постсоветского формата.

Для стран данной группы характерно построение правовой системы на основе социалистической правовой системы с дальнейшим внедрением принципов романо-германской правовой системы.

Изучение данной группы представляется наиболее интересным, поскольку с постсоветскими странами Россию объединяют общие правовые традиции и сходные структурно системы органов государственной власти, поэтому гораздо легче анализировать возможный для заимствования опыт.

В Беларуси прокуратура является контрольно-надзорным органом власти, находящимся в непосредственном подчинении Президента страны. Согласно Закону «О прокуратуре Республики Беларусь» [12] прокуратура осуществляет надзор за исполнением законодательства государственными органами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, надзор за ОРД, предварительным расследованием, за соответствием закону судебных постановлений, за органами уголовно-исполнительной системы (ст. 4). А также прокуратура координирует работу правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

В сфере государственного контроля за частным сектором действует строгий перечень контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, в том числе субъектов предпринимательской деятельности [13]. В целом подход схож с практикой России.

В Украине в 2014 г. была проведена реформа органов прокуратуры, в результате которой Верховная Рада лишила прокуратуру функции общего надзора. Нововведения направлены на имплементацию европейских стандартов, ограничение полномочий прокуратуры, повышение эффективности работы, создание органов прокурорского самоуправления [14]. Поэтому в новом Законе «О прокуратуре» содержатся функции европейского уголовно-надзорного формата: поддержание государственного обвинения в суде, надзор за органами предварительного расследования, надзор за органами уголовно-исполнительной системы.

Новая система органов прокуратуры была выстроена с заимствованием элементов англо-американской правовой системы: Офис Гене-

рального прокурора - региональные прокуратуры - окружные прокуратуры; Специализированная антикоррупционная прокуратура (ст. 7) [15].

В сфере государственного контроля за бизнесом действует Госре-гуляторная служба (ГРС) Украины, которая регулирует деятельность контроль-надзорных ведомств [16].

В целом, для стран постсоветского формата характерно наличие полномочий общего надзора у органов прокуратуры и их участие в государственном контроле за частным сектором экономики. Хотелось бы отметить тенденцию к реформированию системы органов государственной власти по аналогии со странами Западной Европы.

Обобщая зарубежную практику, можно сделать вывод о том, что участие органов прокуратуры и их аналогов в осуществлении государственного контроля за предпринимательской деятельностью несвойственно для зарубежных стран. Это объясняется и иными историческими традициями становления и развития органов прокуратуры, и иным подходом государственной политики в отношении субъектов предпринимательской деятельности, больше концентрирующейся на инструментах государственного регулирования и поддержки, а также на деятельности иных контролирующих органов.

В России сложился иной подход. Прокуратура в рамках в своей деятельности как независимый надзорный орган, чья деятельность не ограничивается уголовно-процессуальным профилем (статусом органа обвинения и надзора за расследованием преступлений), осуществляет надзор за субъектами предпринимательской деятельности, а также надзор за деятельностью иных органов контроля. На данном этапе такой подход является оправданным, поскольку частный сектор экономики находится в стадии своего формирования и развития, а органы контроля не всегда точно действуют в рамках своих полномочий либо обладают недостаточными полномочиями. В дальнейшем при стабилизации деятельности субъектов предпринимательской деятельности, особенно малого и среднего формата, объединении контролирующих органов в единую систему возможно уменьшение роли органов прокуратуры в системе органов государственного контроля за предпринимательской деятельностью.

В качестве источника заимствования можно рассматривать государственную политику Китая в сфере построения частного сектора экономики, но, поскольку для России перспективным является развитие именно малых и средних предприятий, речь можно вести только об адаптации конкретных мер.

Список литературы

1. Калашников Н.Н. Зарубежный опыт прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства / Н.Н. Калашников // World science. -2018. - № 2 (30), Vol. 5. - С. 80-88.

2. Независимые агентства и корпорации Федерального правительства США [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://ru.wikipedia.org. -Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 17.04.2020).

3. Плюсы и минусы ведения бизнеса в США: наблюдения после года развития своей компании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://habr.com. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 17.04.2020).

4. Конусова В.Т. Организация и деятельность органов прокуратуры в Соединенном королевстве Великобритании и Северной Ирландии / В.Т. Конусова // Право и государство. - 2016. - № 2 (71). - С. 65-70.

5. Сорокина В. Государственное регулирование малого бизнеса: опыт Великобритании [Электронный ресурс]. /В. Сорокина. - Режим доступа: URL: http://vasilievaa.narod.ru. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 17.04.2020).

6. Структура прокуратуры Германии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://poisk-ru.ru. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 17.04.2020).

7. ACPR - Управление по надзору и разрешению споров Франции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.masterforex-v.org. -Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 17.04.2020).

8. Прокуратура восходящего солнца [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.vedomosti.ru. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 17.04.2020).

9. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Японии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://studall.org. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 17.04.2020).

10. Конституция Китайской Народной Республики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://asia-business.ru. - Заглавие с экрана. -(Дата обращения: 17.04.2020).

11. Китай - Государственное регулирование бизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://orv.gov.ru. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 17.04.2020).

12. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 08.05.2007 № 220-З [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.pravo.by. - (ред. от: 17.04.2020).

13. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://mshp.gov.by. - (ред. от: 17.04.2020).

14. Рада лишила прокуратуру функции общего надзора [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://112.ua. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 17.04.2020).

15. О прокуратуре: Закон Украины от 14.10.2014 №1697-VII [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://base.spinform.ru. - (ред. от: 17.04.2020).

16. Перечень контролирующих органов Украины [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: https://vreshetov.com. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 17.04.2020).

Михайловская В.И.

студент

ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского» Институт истории, права и общественных наук

г. Липецк, Россия Научный руководитель: Шатурина Н.А., ст. преподаватель

ФГБОУ ВО «ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского»

ПРИМЕНЕНИЕ МЕДИАТИВНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ПРОБЛЕМЕ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос о применении медиации при решении семейных споров, где обнаружено домашнее насилие. Статья раскрывает актуальные проблемы данного вопроса и предлагает пути решения. Возникает необходимость рассмотрения медиации в случаях домашнего насилия как процесса разрешения сложного уголовно-правового конфликта. Возможно ли проведение медиации между насильником и жертвой домашнего насилия в случаях повышенной ранимости жертвы? Ответить на этот и другие вопросы можно, прежде всего, после изучения основных положений восстановительного правосудия как новой уголовно-правовой парадигмы, а также исследования международно-правового опыта и международных стандартов.

Ключевые слова: медиация, конфликты, домашнее насилие, восстановительное правосудие, домашнее насилие, медиация между жертвой и правонарушителем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.