Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРОКУРАТУРЫ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ'

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРОКУРАТУРЫ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
807
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТТОРНЕЙСКАЯ СЛУЖБА / ВЕТВЬ ВЛАСТИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН / ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ / ИСПОЛНЕНИЕ ЗАКОНОВ / НАДЗОР / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ПРОКУРАТУРА / ПРОКУРОР / СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тюнина И. И.

Исследуются нормативные основы организации и деятельности прокуратуры, рассматривается закрепление основных ее функций в российском и зарубежном законодательстве, показана роль и место данного института в системе государственных органов. В результате проведенного сравнительного анализа конституционно-правового статуса прокуратуры в России и отдельных зарубежных странах выявлены его общие и особенные характеристики, что дает возможность использовать опыт других государств с целью заимствования наиболее интересных положений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL STATUS OF THE PROSECUTOR’S OFFICE IN RUSSIA AND FOREIGN COUNTRIES

The article examines the normative foundations of the organization and activity of the prosecutor's office, considers the consolidation of its main functions in Russian and foreign legislation, shows the role and place of this institution in the system of state bodies. As a result of the comparative analysis of the constitutional and legal status of the prosecutor's office in Russia and certain foreign countries, general and special characteristics were identified, which makes it possible to use the experience of other states in order to borrow the most interesting provisions.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРОКУРАТУРЫ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ»

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОКУРАТУРЫ

CN О СМ

16

УДК 343.1634; 347.963

DOI https://doi.org/10.17308/vsu.proc.law.2021.4/3688

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРОКУРАТУРЫ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

И. И. Тюнина

Воронежский государственный университет

Поступила в редакцию 13 сентября 2021 г.

Аннотация: исследуются нормативные основы организации и деятельности прокуратуры, рассматривается закрепление основных ее функций в российском и зарубежном законодательстве, показана роль и место данного института в системе государственных органов. В результате проведенного сравнительного анализа конституционно-правового статуса прокуратуры в России и отдельных зарубежных странах выявлены его общие и особенные характеристики, что дает возможность использовать опыт других государств с целью заимствования наиболее интересных положений. Ключевые слова: атторнейская служба, ветвь власти, государственный орган, зарубежные страны, исполнение законов, надзор, правовой статус, прокуратура, прокурор, соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Abstract: the article examines the normative foundations of the organization and activity of the prosecutor's office, considers the consolidation of its main functions in Russian and foreign legislation, shows the role and place of this institution in the system of state bodies. As a result of the comparative analysis of the constitutional and legal status of the prosecutor's office in Russia and certain foreign countries, general and special characteristics were identified, which makes it possible to use the experience of other states in order to borrow the most interesting provisions.

Key words: attorney's office, branch of government, state body, foreign countries, enforcement of laws, supervision, legal status, prosecutor's office, prosecutor's office, observance of human and civil rights and freedoms.

Определение «правового статуса», содержащееся в юридических литературных источниках, представляется в качестве важной характеристики, позволяющей отразить правовое положение или состояние, . свойственное отдельному субъекту права. Слово «статус» (лат. status) означает правовое положение, состояние1. Для современной реальности свойственно рассмотрение правового статуса как через личность, включая должностное лицо, так и через орган, учреждение и прочих субъектов, участвующих в правоотношениях.

Государственные органы наделены особым правовым статусом. Он заключается в наборе правовых норм, устанавливающих совокупность целей, задач, функций и полномочий, присущих такому органу, а также

1 См.: Юридические термины и выражения. Краткий латинско-русский, русско-латинский словарь / сост. Г. В. Петрова. М., 1997. С. 29. © Тюнина И. И., 2021

отражает то правовое положение, которое этот орган занимает2. Учитывая сказанное выше, прокуратура наделена собственным правовым статусом, который устанавливается в правовых нормах, регламентирующих занимаемое прокуратурой место среди прочих государственных органов, образующих совместную систему. Определение такого места происходит исходя из функционального предназначения, компетенции и структуры3.

Содержащиеся в Основном государственном законе положения определяют свойственный прокуратуре, имеющей статус государственного органа, общий правовой статус. В России правовой статус данного органа соответственно закрепляется в главе 7 Конституции РФ4 «Судебная власть и прокуратура». Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования от- ^ дельных вопросов организации и функционирования публичной власти» была существенно расширена и дополнена ст. 129 Конституции РФ, устанавливающая статус прокуратуры.

В первую очередь, из ч. 1 представленной нормы следует понятие, -о раскрывающее суть, свойственную прокуратуре РФ. Так, прокуратура РФ представляется в виде единой федеральной централизованной системы § органов, реализующей надзорные полномочия в отношении соблюдения х< Конституции РФ и исполнения законов, за соблюдением прав и свобод □ человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со сво- -< ими полномочиями, выполняющей прочие функции. В Конституции не ^ определены полномочия, основные функции, организация и порядок де- "о

5 х

X X

0

1

п

ятельности прокуратуры. Все эти положения закрепляются в Федеральном законе от 17 января 1992 г. № 2202-1 (в ред. от 01.07.2021) «О прокуратуре Российской Федерации»5 (далее - Федеральный закон № 2202-1).

В то же время в отношении прокуроров действует ряд требований, подобных тем, которые устанавливаются в отношении судей, иных должностных лиц, занимающих руководящие должности в государственных органах. Из ч. 2 ст. 129 следует, что прокуроры должны обладать российским гражданством и не иметь гражданства в ином государстве, в том числе вида на жительство или прочего документального основания, указывающего на наличие права постоянного проживания в другой стране. В отношении прокуроров действует запрет на открытие и использование счетов, а также вкладов (ценностей) в банках, действующих вне территории РФ.

TD Q

3

~0

о

Г) Г) X X

17

2 См.: Щерба С. П. Прокуратура в странах СНГ : правовой статус, функции, полномочия : науч. и учеб. пособие / под общ. ред. С. П. Щербы. М., 2007. С. 10.

3 См.: Смирнов А. Ф. К вопросу о правовом регулировании статуса прокуратуры Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 1. С. 216.

4 Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). URL: http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020

5 Рос. газета. 1992. 18 февр. ; 2021. 5 июля.

Конституционные положения, касающиеся порядка назначения Генерального прокурора РФ, его заместителей и прочих руководителей органов прокуратуры, были актуализированы, что отразилось на данном порядке. Назначение перечисленных должностных лиц на должность осуществляется Президентом РФ на основании проведенных им консультаций с Советом Федерации. Он же осуществляет их освобождение от должности. В прошлом такие действия проводились Советом Федерации на основании поступившего от Президента РФ представления. При этом согласование с соответствующими субъектами проводится в том случае, если на должность назначается прокурор субъекта Федерации. Назначение иных прокуроров осуществляется Президентов РФ в случае прямого указания на реализацию такого порядка. Данное правило распространяется и в отношении освобождения указанных должностных лиц от должности (ч. 3-6 ст. 129).

Анализируя положения ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 2202-1, можно с уверенностью сказать, что прокуратура Российской Федерации специализируется в основном на осуществлении надзора. В большей мере, надзорная деятельность направлена на то, чтобы способствовать неукоснительному соблюдению законов и прочих актов правового значения, а также соблюдению и реализации со стороны федеральных органов исполнительной власти, Следственного комитета РФ, представительных и исполнительных органов, действующих на территории субъектов РФ, органов местного самоуправления, военного управления и контроля, прав и свобод, принадлежащих человеку и гражданину. Такая работа проводится в части осуществления контроля за тем, как обеспечиваются права человека в тех местах, где происходит его принудительное содержание. Прокуратура реализует надзорные полномочия в отношении ^ органов: занятых выполнением оперативно-розыскной деятельности, о: дознания и предварительного следствия; судебных приставов; осуществляющих исполнение наказаний и применение принудительных мер, ¡^ назначенных судом; выступающих администрацией тех мест, где содер-сч жатся задержанные и заключенные под стражу.

Вместе с тем прокуратурой РФ реализуются надзорные полномочия, ею выполняются функции, связанные:

— с осуществлением уголовного преследования;

— координированием деятельности, выполняемой правоохранительными органами;

— возбуждением дел о совершенных административных правонарушениях и проведением административных расследований;

— участием в рассмотрении дел судами;

— опротестованием судебных решений, постановлений, определений и приговоров, не соответствующих законодательным нормам.

Отдельным направлением деятельности прокуратуры выступает правотворчество. Право проявления законодательной инициативы подтверждено положениями ст. 9 Федерального закона № 2202-1. Реализация этого права предполагает возможность внесения в адрес зако-

18

нодательных органов инициатив, касающихся изменения, дополнения,

отмены или принятия актов правового характера, при условии наличия

потребности в совершенствовании существующей законодательной базы.

К примеру, на территории Воронежской области прокурор может реали- .

зовывать законодательную инициативу через Воронежскую областную .

Думу (ст. 34 Устава Воронежской области6). Но на федеральном уровне —

Генеральный прокурор правом законодательной инициативы, согласно х

ст. 104 Конституции РФ, не обладает. х

Генеральная прокуратура РФ осуществляет прямые связи, сотрудни- '

чает и заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с х

преступностью с соответствующими органами иностранных государств и О

различными международными организациями, участвует в разработке <

международных договоров России. ■§

В зарубежных странах нет единого подхода к месту прокуратуры и х

аналогичных ей органов в государственном механизме. По месту про- о

куратуры в системе государственных органов в правовой литературе в

настоящее время выделяются четыре группы стран: страны, где проку- §

ратура входит в состав министерства юстиции; страны, где прокурату- ш

ра полностью включена в состав судебной власти и находится при судах

либо пользуется в рамках судебной власти административной автономи- X

ей; страны, где прокуратура выделена в самостоятельную систему и под- <

п

отчетна парламенту или главе государства; страны, где прокуратуры или

ее прямого аналога вообще нет7. Различны также форма организации и "§

функции прокуратуры. <

Так, в США нет такого органа, как прокуратура. Похожим органом о

там является атторнейская служба. К системе судебной власти она не ^

относится, что указывает на ее независимость. Атторнейской службе не §

свойственна централизация, что отличает ее от российской системы ор- ^

ганов прокуратуры. Учитывая свойственную ей структуру, в нее входят пп

органы федерального, штатного и местного уровня. ^

Генеральному прокурору США отводится роль главы минюста и со- = ветника Президента по вопросам, связанным с уголовной политикой. Он назначается Президентом и утверждается Сенатом, перед которым несет

ответственность за свою деятельность. -

В отличие от других государств в США Генеральному прокурору 19 подведомственны контрразведка, политическая полиция, управление тюрьмами и делами об иммигрантах. Генеральный прокурор обладает весьма широкими полномочиями и в силу этого занимает важное место в системе юридических органов государства8. С его стороны осуществляется координирование деятельности, выполняемой правоохранительными

6 Устав Воронежской области от 7 июня 2006 г. // Коммуна. 2006. 10 июня.

7 См.: Додонов В. Н., Крутских И. Б. Прокуратура в России и за рубежом. М., 2001. С. 5.

8 См.: Тюренкова К. А. Конституционно-правовой статус прокуратуры в зарубежных странах : сравнительно-правовой анализ // Молодой ученый. 2015. № 21 (101). С. 634.

органами, меры уголовного преследования, поддержание обвинения в рамках судопроизводства. Помимо того, атторнейской службе США свойствен ряд надзорных функций, обеспечивающих охрану прав, присущих человеку.

Прокуратуре Франции отводится статус отдельного элемента, входящего в Минюст. Структура органа во многом соответствует той, что характерна судам. Важная особенность заключается в том, что прокуроры и судьи имеют одинаковый статус, в их отношении применяется название магистратов. Для французской прокуратуры свойственно положение промежуточного органа, объединяющего исполнительную и судебную власть, что отличает ее от российского надзорного органа. Во главе прокуратуры находится министр юстиции. Единым корпусом представляются прокуроры и судьи.

Правовой статус прокуратуры во Франции регулируется Конституцией Франции 1958 г., Уголовно-процессуальным кодексом Франции, Кодексом судебной организации и Ордонансом № 58-1270.

Назначение должностных лиц прокуратуры на должность осуществляется Президентом республики. Он же выполняет их освобождение от должности. Предложение относительно кандидатур и кадровых передвижений исходит от министра юстиции. При принятии итогового решения Президент руководствуется заключением, представленным палатой Высшего совета магистратуры. Палатой даются также рекомендации относительно применения дисциплинарных взысканий в отношении представляющих прокуратуру должностных лиц9.

Для французской прокуратуры характерно выполнение главной функции, заключающейся в уголовном преследовании. Этим органом реализуются контрольные полномочия относительно предварительного ^ следствия и поддержания обвинения.

о: В конституционных положениях, действующих на территории Республики Германия, не прослеживается широкого спектра норм, регулиру-¡^ ющих правовой статус прокуратуры. Причиной тому служит признание сч прокуратуры в качестве органа, реализующего судебную или исполнительную власть10.

В Основном законе ФРГ 1949 г. положения о прокуратуре отсутству-20 ют. Деятельность прокуратуры в Германии подробно регламентируется Федеральным законом «О судоустройстве», Уголовно-процессуальным кодексом ФРГ и иными нормативными правовыми актами.

Из законодательных положений следует отношение прокуратуры к числу исполнительных властных органов, находящихся в подчинении Минюсту. Вся совокупность рассматриваемых органов делится на федеральные и земельные. Их главами выступают генеральные прокуроры. Президент Германии, заручившийся согласием бундестага, осуществля-

9 См.: Додонов В. Н. Прокуратуры зарубежных стран. М., 2006. С. 215—216.

10 См.: Растопшин Р. А. Права и задачи прокурора в уголовном процессе РФ и ФРГ // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 4. С. 141.

ет назначение Генерального федерального прокурора, который осуществляет свою деятельность, находясь в подчинении министра юстиции. Министры юстиции, действующие на территории отдельных земель, осуществляют руководство в отношении прокуроров высших и окружных судов.

Основное направление деятельности немецкой прокуратуры заключается в уголовном преследовании, поддержании обвинения и выполнении руководства в отношении судебной полиции. Представленное указывает на отсутствие у органа надзорных полномочий. Вместе с тем прокурор имеет ряд полномочий, свойственных гражданскому судопроизводству, в результате чего может вмешиваться в отдельные ситуации, осуществляя надзор за соблюдением законодательных требований. <

В судебную ветвь власти прокуратура входит, например, в таких госу дарствах, как Испания и Болгария.

5 х

X

I '

о

X

п

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Конституции Королевства Испания от 27 декабря 1978 г. (как и в -

Конституции РФ) прокуратуре посвящена лишь одна ст. 124, располо- -о

о

женная в разделе VI «О судебной власти». Детально статус прокуратуры регулируется Законом Испании от 20 декабря 1981 г. № 50/1981 («Органический устав прокуратуры»).

Прокуратурой Испании должны выполняться задачи, связанные с отправлением правосудия. Это необходимо для того, чтобы защищать п законность, свойственные гражданам права и публичные интересы. До- =1 стижение этих целей выполняется исходя из закрепления обязанностей "о за должностными лицами, а также на основании поступивших от заин- ° тересованных лиц ходатайств. Рассматриваемый орган выполняет над- < зорные функции в отношении того, насколько полно обеспечены условия о к тому, чтобы суд осуществлял свою деятельность независимо, соблюдая § общественные интересы. Вместе с тем надзорные полномочия распро- о страняются на судебную полицию, в части расследования преступлений, п установления лиц, допустивших правонарушение, сбор доказательств, . указывающих на их виновность.

Назначение действующего в государстве генерального прокурора осуществляется со стороны короля, чему предшествует получение предложения от правительства и выражение мнения Генеральным советом судебной власти11. Учитывая сложившуюся в Испании иерархию, Генеральному прокурору отводится место, следующее за Председателем Верховного трибунала. Действие прокуратуры осуществляется на базе всех судов (трибуналов), которые функционируют на провинциальном уровне и до Верховного трибунала Испании. Отдельная роль отводится специальной прокуратуре, деятельность которой направлена на предупреждение и подавление противоправных действий, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Счетный трибунал также сопровождает деятельность прокуратуры.

21

11 См.: Конституции государств Европы : в 3 т. / под общ. ред. Л. А. Окунькова. М., 2001. Т. 2. С. 77.

Положениями Конституции, принятой 12 июля 1991 г. в Республике Болгария, прокуратура отнесена к органам, осуществляющим судебную власть, что позволяет относить ее к одной ветви власти с судом и следствием. Косвенным подтверждением тому выступает ст. 126 Конституции Болгарии, в силу которой свойственная прокуратуре структура является идентичной той, что характера судам12.

Назначение прокуроров, их повышение и понижение в должности, перемещение и освобождение от должности в силу ч. 1 ст. 129 Конституции Болгарии осуществляется со стороны Высшего судебного совета, который имеет статус независимого органа. Его члены выступают представителями сообщества судей, прокурорами и прочими юристами. Президент Республики уполномочен назначать Главного прокурора и освобождать его от должности. Соответствующие решения принимаются с учетом предложений, предоставленных Высшим судебным советом.

Важная роль отводится норме (ч. 3 ст. 129) Конституции, из которой следует несменяемость прокуроров на протяжении трех лет. Освобождение от должности прокуроров осуществляется только тогда, когда они уходят на пенсию, заявляют об отставке, признаются виновными в совершении умышленного преступления судом, длительный период (свыше одного года) не имеют возможности к фактическому исполнению соответствующих должностных обязанностей. Подобные правила не свойственны российскому законодательству.

Надзор за тем, насколько законно и методично выполняют свою работу прокуроры, осуществляется со стороны Главного прокурора, наделенного определенным набором полномочий. Из ст. 127 Конституции Болгарии следует, что соблюдение законности является основным направлением деятельности прокуратуры. Этот орган уполномочен применять меры от-^ ветственности к тем лицам, которыми совершено преступление, а также о: поддерживать обвинение в рамках уголовных дел. Отдельным направлением работы прокуратуры выступает надзор за тем, как исполняют-¡^ ся меры уголовного и иного принуждения. В некоторых случаях прокуса рор может выступать участником административного или гражданского дела, принимать участие в процессе нормотворчества.

Несмотря на то что в Конституции Латвийской Республики от 15 февраля 1922 г. термин «прокуратура» не упоминается, она там есть. Правовую основу ее организации и деятельности составляет Закон Латвийской Республики от 19 мая 1994 г. «О Прокуратуре» (действующий с рядом изменений и дополнений), а также иные нормативные правовые акты. Поскольку прокурору присущ независимый статус, отделяющий его от прочих государственных органов, установить, какое место отводится прокуратуре, практически невозможно.

Отдельными элементами латвийской прокуратуры выступают: Генеральная прокуратура Латвии, являющаяся высшим звеном; проку-

22

12 См.: Конституции государств Европы : в 3 т. / под общ. ред. Л. А. Окунькова. Т. 1. С. 415.

5 х х

х '

о

X

п

ратуры судебных округов, наделенные статусом промежуточного звена; прокуратуры, действующие в районах (городах), являющиеся низовой составляющей. Отмечается наличие специализированных прокуратур. Высшим должностным лицом прокуратуры Латвии является Генеральный прокурор Латвии, назначаемый на должность сеймом (парламентом Латвии) по предложению Председателя Верховного суда.

В Законе Латвийской Республики «О Прокуратуре» установлен исчерпывающий перечень функций прокуратуры: надзор за органами дознания и органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность; осуществление предварительного расследования, поддержание государственного обвинения; надзор за исполнением наказаний, защита законных интересов личности и государства; обращение в суд с иском; < участие в рассмотрении уголовных дел в судах. х

Полномочия Генерального прокурора, обращающегося с исковым за- хх явлением в суд, предполагают «право подачи заявления о возбуждении -дела о соответствии законов Конституции... о соответствии подписанных или заключенных Латвией международных договоров Конституции.., а о также о соответствии решений сейма Конституции и другим законам...», 0 что закреплено в Законе Латвийской Республики «О Конституционном п Суде». В российской правовой системе подобное право не предусмотрено. X В социалистических странах прокуратура не относится ни к одной из <п ветвей власти и представляет собой отдельную систему, подотчетную пар- =1 ламенту или главе государства. Основы правового статуса прокуратуры в о

7\ <

о

Г) Г) X X

23

КНДР и КНР закрепляются конституциями и законами этих государств.

В Северной Корее прокурорские функции осуществляет Централь- < ная прокуратура, провинциальные, городские, уездные и специальные о прокуратуры. Руководит деятельностью прокуратуры в Северной Корее § Центральный народный комитет (ст. 120 и 160 Конституции КНДР), а ответственна она в своей деятельности перед ним, Верховным народным собранием и Президентом КНДР (ст. 167 Конституции КНДР).

Генеральный прокурор Центральной прокуратуры назначается Верховным народным собранием (ст. 91 Конституции КНДР), и срок его полномочий равен сроку полномочий последнего.

В ст. 165 Конституции КНР от 27 декабря 1972 г. закрепляется, что прокуроры осуществляют надзор за точным исполнением государственных законов всеми учреждениями, предприятиями, организациями и гражданами, за тем чтобы постановления и распоряжения государственных органов не противоречили Конституции и нормативным правовым актам Верховного народного собрания, Президента, Центрального народного комитета, а также защищали власть и социалистический строй в КНДР, государственную и общественно-кооперативную собственность, конституционные права граждан, их жизнь и имущество путем привлечения к ответственности правонарушителей.

В Китайской Народной Республике учреждается Верховная народная прокуратура, местные народные прокуратуры, военные прокуратуры и специальные народные прокуратуры. По Конституции КНР Народная

прокуратура является государственным органом надзора за соблюдением законности (ст. 134), а Верховная народная прокуратура — высшим органом прокурорского надзора (ст. 137). Верховная народная прокуратура ответственна перед Всекитайским собранием народных представителей и его Постоянным комитетом.

Срок полномочий Генерального прокурора Верховной народной прокуратуры соответствует сроку полномочий Всекитайского собрания народных представителей. Кроме того, согласно ст. 135 Конституции КНР от 4 декабря 1982 г. он может занимать данную должность не более двух сроков подряд. Подобные ограничения по количеству сроков занятия должности генерального прокурора редко встречаются в законодательстве зарубежных стран. Если сравнивать с Российской Федерацией, то срок полномочий Генерального прокурора составляет пять лет, одно и то же лицо может быть назначено на эту должность неоднократно (ст. 12 Федерального закона № 2202-1).

Существуют государства, где рассматриваемый институт вообще не существует. Ярким примером является Великобритания и государства, бывшие ранее английскими колониями. Однако в этих странах все же есть должности генеральных атторнеев или специальные службы, функции которых схожи с прокуратурой. В Великобритании такими органами являются Ведомство генерального атторнея, Королевская служба обвинения, Департамент (Офис, Дирекция, Управление) публичных преследований, Государственная служба.

Таким образом, зарубежная практика отводит институту прокуратуры более узкую сферу деятельности, а во многих государствах исследуемый орган входит в судебную систему. Чаще всего прокуратура рассматривается в системе исполнительных органов власти и подчиняется ^ министерству юстиции (иногда генеральные прокуроры являются мини-о I страми юстиции).

Проведенный сравнительный анализ конституционно-правового ста-¡^ туса прокуратуры показал, что в большинстве зарубежных государств сч прокуратура действует как орган надзора за следствием и дознанием, как орган, содействующий правосудию, осуществляющий уголовное преследование и поддержание государственного обвинения в суде. Реже ор-24 ганы прокуратуры осуществляют функцию надзора за законностью.

Достижение законности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина возможно при наличии независимого органа власти, наделенного полномочиями для выявления нарушений и их устранения. В России прокуратура не относится ни к одной из трех ветвей власти, ей отводится особое место. Она выполняет функции одного из элементов системы уравновешивания в механизме разделения властей. Прокуратура Российской Федерации представляет собой самостоятельный, независимый конституционно-правовой институт, основной функцией которого является обеспечение прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законодательства всеми субъектами общественных отношений, в чем со-

5 х

X I

Q

стоит ее существенное отличие от рассматриваемого института в большинстве зарубежных стран.

Если изучить положительный опыт Франции, который может быть заимствован, наиболее весомую значимость будут иметь свойственные французским прокурорам полномочия, реализуемые ими при участии в гражданском процессе. Здесь они могут выступать основными сторонами или иметь статус привлеченных. Если прокурор привлечен к производству, ему необходимо дать заключение относительного того, как было применено право по конкретному делу. Из сути законодательных положений следует указание на те дела, которые могут сопровождаться с ° участием прокурора как стороны, которая была привлечена. Такие дела Н связаны с усыновлением, организацией опеки в отношении несовершен- ^ нолетних, изменением попечительства, установленного в отношении со- х вершеннолетнего, временным отстранением от должности, привлечени- х ем к материальной ответственности, признанием банкротства. 9

Прослеживается целесообразность изучения и заимствования лат- -о вийского опыта, в силу которого Генеральному прокурору РФ необходимо § предоставить право обращения к Конституционному Суду РФ с запросом, § касающимся проверки конституционности актов нормативного значе- х< ния, принимаемых органами государственной власти, оговоренных в ч. 2 ^ ст. 125 Конституции РФ, а также тех договоров, в заключении которых -< они участвуют. о

о

А

Q

Библиографический список

Додонов В. Н. Прокуратуры стран мира : справочник / под общ. ред. С. П. Щербы. М. : Юрлитинформ, 2006. 313 с.

Додонов В. Н., Крутских В. Е. Прокуратура в России и за рубежом : срав- ^ нительное исследование / под ред. С. И. Герасимова. М. : НОРМА, 2001. 181 с. ^

Конституции государств Европы : в 3 т. / под общ. ред. Л. А. Окунькова. п М. : НОРМА, 2001. Т. 1. 824 с. ; Т. 2. 840 с. |

Растопшин Р. А. Права и задачи прокурора в уголовном процессе РФ и . ФРГ // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 4. С. 141—142.

Смирнов А. Ф. К вопросу о правовом регулировании статуса прокуратуры Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2017._

№ 1. С. 215-220. 25

Тюренкова К. А. Конституционно-правовой статус прокуратуры в зару--

бежных странах : сравнительно-правовой анализ // Молодой ученый. 2015. № 21 (101). С. 633-636.

Щерба С. П. Прокуратура в странах СНГ : правовой статус, функции, полномочия : науч. и учеб. пособие / под общ. ред. С. П. Щербы. М. : Экзамен, 2007. 557 с.

Юридические термины и выражения. Краткий латинско-русский, русско-латинский словарь / сост. Г. В. Петрова. М. : Изд-во УРАО, 1997. 64 с.

References

Dodonov V. N. Prosecutor's offices of the countries of the world: handbook / under the general ed. of S. P. Shcherba. M. : Yurlitinform, 2006. 313 p.

Dodonov V. N., Krutskikh V. E. Prosecutor's office in Russia and abroad : a comparative study / edited by S. I. Gerasimov. M. : NORMA, 2001. 181 p.

Constitutions of the states of Europe : In 3 vols. / Under the general editorship L. A. Okunkov. M. : NORMA Publishing House, 2001. Vol. 1. 824 p.; Vol. 2. 840 p.

Rastopshin R. A. The rights and tasks of the prosecutor in the criminal process of the Russian Federation and Germany // Problems of economics and legal practice. 2017. № 4. P. 141-142.

Smirnov A. F. On the issue of legal regulation of the status of the Prosecutor's Office of the Russian Federation // Actual problems of Russian law. 2017. № 1. P. 215-220.

Tyurenkova K. A. Constitutional and legal status of the prosecutor's office in foreign countries: comparative legal analysis // Young Scientist. 2015. № 21 (101). P. 633-636.

Shcherba S. P. Prosecutor's office in the CIS countries: legal status, functions, powers: a scientific and educational manual / under the general ed. S. P. Shcherby. M. : Publishing house «Exam», 2007. 557 p.

Legal terms and expressions. Russian Russian, Russian-Latin dictionary / Comp. G. V. Petrova. M. : Publishing house of the Ural Federal District, 1997. 64 p.

Для цитирования:

Тюнина И. И. Конституционно-правовой статус прокуратуры в России и зарубежных странах // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2021. № 4 (47). С. 16-26. DOI: https://doi.org/10.17308/vsu.proc.law.2021.4/3688

Recommended citation:

Tunina I. I. Constitutional and legal status of the prosecutor's office in Russia and foreign countries // Proceedings of Voronezh State University. Series: Law. 2021. № 4 (47). Р. 16-26. DOI: https://doi.org/10.17308/vsu.proc.law.2021.4/3688

Воронежский государственный университет

Тюнина И. И., кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права

- E-mail: tunina-i@mail.ru

26

Voronezh State University Tunina I. I., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Constitutional and Municipal Law Department E-mail: tunina-i@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.