Научная статья на тему 'Сравнительно-правовой анализ ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения в зарубежном законодательстве'

Сравнительно-правовой анализ ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения в зарубежном законодательстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
125
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пестов Р. А., Смирнова Е. С.

Статья посвящена вопросам юридической ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения в зарубежном законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительно-правовой анализ ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения в зарубежном законодательстве»

В правоприменительной практике возникновение проблем при применении части 3 статьи 12.8 КоАП РФ маловероятно, так как в санкции данной статьи четко определен вид наказания, вместе с тем, говоря терминологией профессора Ю.А. Тихомирова, нужно отметить, что только тогда «выстрелы правовых норм» поразят «правовую мишень», когда норма будет сформулирована ясно, однозначно и в корреляции с другими нормами.

Думается, что наиболее удачной могла бы явиться следующая формулировка части 3 статьи 3.8 КоАП РФ: «3. Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением совершения данными лицами административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 12.8, частью 2 статьи 12.26 и частью 2 статьи 12.27 настоящего Кодекса».

Список литературы:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. -№ 1 (ч. 1). - Ст. 1.

2. ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 27.11.1995. - N 48. -Ст. 4563.

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ В СОСТОЯНИИ ОПЬЯНЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

© Пестов Р.А.*, Смирнова Е.С.*

Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону

Статья посвящена вопросам юридической ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения в зарубежном законодательстве.

Анализируя опыт зарубежных стран по установлению и применению санкций за правонарушения, связанные с состоянием опьянения водителей можно прийти к выводу, что управление транспортным средством в состоя-

* Преподаватель кафедры Административного права, кандидат юридических наук.

* Адъюнкт.

нии опьянения признается законодателями зарубежных стран одним из наиболее общественно опасных нарушений Правил дорожного движения.

В свете интеграционных процессов проходящих в настоящее время в Российской правовой системе, данная проблематика приобретает особенно актуальный характер.

Так, в ч. 2 ст. 1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [4] специально подчеркнуто: «Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 6 статьи 8 Венской конвенции ООН («Конвенции о дорожном движении») от 8 ноября 1968 года в национальном законодательстве должен быть предусмотрен допустимый законом уровень содержания алкоголя в крови, а в соответствующих случаях - в выдыхаемом воздухе.

Однако, поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесенные Федеральным законом от 23.07.2010 года N 169-ФЗ «О внесении изменения в статью 19 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», упразднившие примечание (Под состоянием опьянения понимали наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови или 0,15 и более миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, наличие наркотических средств или психотропных веществ в организме человека, а равно совокупность нарушений физических или психических функций человека вследствие употребления вызывающих опьянение веществ) к статье 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) отменили минимальный уровень содержания алкоголя в крови и выдохе водителей.

Вместе с тем, минимальный уровень содержания алкоголя в крови и выдохе водителей законодателями зарубежных стран определяются различно.

На официальном сайте Главного управления внутренних дел Минго-рисполкома республики Беларусь [7] приводятся данные допустимого уровня содержания алкоголя в крови (табл. 1).

Как видно из таблицы, большинство стран придерживается допустимого содержания алкоголя в крови от 0,2 до 0,5 г.

Если мы обратимся к странам ближнего зарубежья, то в той же республике Беларусь в соответствии со статьей 18.16. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях [3] управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, либо передача управле-

ния транспортным средством такому лицу, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, - влекут наложение штрафа в размере от пятнадцати до тридцати пяти базовых величин (В соответствии с п. 1 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2011 года № 1785 базовая величина с 1 апреля 2012 года составит 100 тысяч рублей. По курсу ЦБ РФ на 13.05.2012 - 1 белорусский рубль равен 0,004 российского рубля) с лишением права управления транспортными средствами сроком на три года.

Таблица 1

Страна Установленный предел

Австрия 0,8 г

Бельгия 0,5 г или 0,22 мг/л в выдыхаемом воздухе

Болгария 0,5 г

Чешская республика 0,0 г

Дания 0,5 г

Финляндия 0,5 г

Франция 0,5 г в крови или 0,25 мг/л в выдыхаемом воздухе

Германия 0,8 г

Италия 0,8 г

Латвия 0,5 г

Люксембург 0,8 г

Нидерланды 0,5 г

Норвегия 0,5 г или 0,25 мг в выдыхаемом воздухе.

Польша 0,2 г

Португалия 0,5 г

Испания 0,5 г в крови или 0,25 мг в выдыхаемом воздухе 0,3 г в крови.

Швеция 0,2 г

Швейцария 0,8 г

Турция 0,5 г

Соединенное Королевство 0,8 г

Соединенные Штаты Америки 1,0 г

Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, либо передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурмани-

вающих веществ, совершенные лицом, не имеющим права управления транспортным средством, - влекут наложение штрафа в размере от двадцати пяти до сорока пяти базовых величин.

Таким образом, максимальная сумма административного штрафа в пересчете будет составлять 18000 российских рублей.

В Республике Беларусь 2009 году было совершено 4 803 преступлений и правонарушений, совершаемых пьяными водителями, в 2010 году 4 984, а в первом полугодии 2011 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, отмечено увеличение количества этих преступлений с 1 977 до 2 383, или на 20,5 %. В первом полугодии 2011 года наказание в виде ареста назначалось 219 виновным (10,6 %), ограничения свободы - 107 (5,1 %), лишения свободы - 53 (2,5 %). В первом полугодии 2011 г. судами постановлено взыскать в виде штрафа 11 млрд. 63 млн. рублей, а реально взыскано только 2 млрд. 776 млн. рублей, или 25,1 %.

Законодательство Украины предусматривает административную ответственность за управление транспортными средствами либо судами лицами, находящимися в состоянии алкогольного, наркотического и иного опьянения, или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих их внимание и быстроту реакции (ст. 130 Кодекса Украины об административных правонарушениях).

Ответственность по этой статье наступает при управлении транспортными средствами в состоянии опьянения, при передаче управления транспортным средством лицам в состоянии опьянения, а также за уклонение лиц, управляющих транспортными средствами, от прохождения в соответствии с установленным порядком осмотра на предмет опьянения.

Эта статья предусматривает следующие виды административных наказаний:

- штраф в размере от 150 до 200 не облагаемых минимумом доходов граждан (п.22.5 статп 22 Закону Украни вщ 22.05.03 № 889-ГУ «Про податок з дохода фiзичних оаб» необлагаемый минимум доходов граждан равен 17 грн. По курсу ЦБ РФ на 13.05.2012 - 1 украинская гривна равна 3.757 российского рубля);

- лишение права управлять транспортным средством. Применяется при вышеназванных нарушениях на срок от одного до двух лет.

- за повторное подобное правонарушение в течение года - от двух до трех лет с оплачиваемым изъятием транспортного средства либо без такового;

- водители, которые в течение года дважды подвергались административному наказанию за вышеуказанные нарушения, - на срок до десяти лет с оплачиваемым изъятием транспортного средства;

- за употребление водителем транспортного средства после дорожно-транспортного происшествия с его участием алкоголя, наркотиков,

а также лекарственных препаратов, изготовленных на их основе (кроме тех, которые входят в официально утвержденный состав аптечки либо назначены медицинским работником), или после того, как транспортное средство было остановлено по требованию работника милиции, до проведения уполномоченным лицом медицинского осмотра с целью определения состояния алкогольного, наркотического или иного опьянения или относительно употребления лекарственных препаратов, снижающих его внимание и скорость реакции, или до принятия решения об освобождении от такого освидетельствования - от двух до трех лет.

Общественные работы могут назначаться на срок от сорока до пятидесяти часов, за повторное в течение года любое правонарушение на срок от пятидесяти до шестидесяти часов.

Административный арест как вид административного наказания может применяться на срок от семи до десяти суток, за повторное в течение года любое нарушение на срок от десяти до пятнадцати суток.

Мы согласны с В.В. Ивановым, который отмечает в своей работе [1 с. 92], что недостаток санкций статей Особенной части Кодекса Украины об административных правонарушениях, далее - КУоАП в том, что границы минимальных и максимальных размеров штрафа очень объемны.

В 2011 году среди 204,2 тыс. правонарушителей Украины лишены права управлять транспортными средствами или судами в состоянии опьянения (статья 130 КУоАП) - 42,5 тыс. человек, что составляет 86,4 процентов (в 2010 году - 87,9 %, в 2009 году - 90,3 %) от общего количества лиц, лишенных специального права [6].

Максимальная сумма административного штрафа будет составлять двести не облагаемых налогами минимумов доходов граждан, что в переводе составляет 12773 российских рубля.

Как видно из вышеприведенного анализа статистических данных, назначение штрафа является не эффективной мерой воздействия и хотя данная мера административного наказания характерна тем, что ее воздействие напрямую связано с имущественным правоограничением нарушителя. Данные свидетельствуют о том, что увеличение размера штрафа, накладываемого на лиц, привлеченных к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения, никоим образом не повлияло на уменьшение желающих садиться пьяным за руль [2].

Что касается основного вида наказания, за данный вид нарушения - общественных работ, к сожаленью такой вид административного наказания в настоящий момент отсутствует в Российской Федерации.

Введенные Федеральным законом от 08.06.2012 N 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» обязательные работы не предусматривают

административное наказание за административные правонарушения в области дорожного движения.

В соответствии со статьей 467 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях [5] управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, либо передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, - влечет лишение права управления транспортным средством на срок два года.

Те же действия, повлекшие создание аварийной обстановки, - влекут лишение права управления транспортным средством на срок три года.

Те же действия, совершенные повторно в течение года после истечения срока административного взыскания - влекут административный арест на пятнадцать суток и лишение права управления транспортными средствами сроком на десять лет.

Однако, административный арест не может применяться к беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, к инвалидам I и II групп, а также к женщинам в возрасте свыше пятидесяти восьми лет и к мужчинам свыше шестидесяти трех лет, в этом случае на таких лиц налагается штраф в размере ста месячных расчетных показателей.

Месячный расчетный показатель (МРП) - это коэффициент для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан (Месячный расчетный показатель (МРП) устанавливается Законом Закон Республики Казахстан «О республиканском бюджете» на соответствующий год. Согласно ст. 9 Закона № 496-1У от 24.11.2011 «О республиканском бюджете на 2012-2014 годы», с 1 января 2012 года размер месячного расчетного показателя (МРП) составил 1 618 тенге. По курсу ЦБ РФ на 13.05.2012 - 1 казахстанский тенге равен 0.204 российского рубля).

Таким образом, максимальный административный штраф может составлять, в переводе на российские рубли 33 тысячи рублей.

Анализ действующего законодательства некоторых евразийских государств показывает, что полностью искоренить управление транспортным средством в состоянии опьянения не удается ни одному государству, но снизить порог вполне возможно.

Для этого необходимо ввести в санкции статьи 12.8. КоАП РФ обязательные работы на срок от ста пятидесяти до двухсот часов.

Список литературы:

1. Иванов В.В. Материально-правовые и процессуальные гарантии законности привлечения к административной ответственности. - Одесса: «Ас-тропринт», 2001. - С. 92.

2. Груздева Л. Пьяному не место за рулем [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.court.gov.ua/tu15/infor/pyani (дата обращения: 11.04.12).

3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-З с изм. и дополн. от 13 декабря 2011 г. № 325-3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.pravo.by/main.aspx?guid=3871 &p0=Hk0300194&p2={NRPA} (дата обращения: 11.04.2012).

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.05.2012) // «Российская газета». -31.12.2001. - N 256.

5. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года № 155-11 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 27.04.2012 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://on-Иne.zakon.kz/Document/?doc_id=1021682&page=1 (дата обращения: 11.04.12).

6. Официальный сайт судебной власти Украины [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.court.gov.ua/sudova_statystyka/oglyad/ (дата обращения: 11.04.2012).

7. Штраф за пьянство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://guvd. gov.by/gai/pdd/shtrafzapjanstvo/ (дата обращения: 11.04.2012).

К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ

© Прокопьев А.М.*

Сургутский государственный университет, г. Сургут

Установление административной ответственности предполагает определенное профилактическое воздействие по обеспечению безопасности на дорогах, тем не менее, приходится констатировать, что некоторые меры наказания не оказывают должного предупредительного воздействия. Решение проблемы автор видит, во-первых, в ужесточении административных наказаний за правонарушения и, во-вторых, в более тщательном рассмотрении каждого дела о нарушении правил дорожного движения с привлечением к административной ответственности всех виновных лиц.

Автомобильный транспорт, взаимодействуя с человеком и природой, оказывает на них негативное влияние: используются энергетические и сырьевые ресурсы, загрязняется атмосфера, земля и водоемы, в больших количествах потребляются кислород из атмосферы и вибрации наносят большой

* Научный сотрудник Научного отдела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.