Научная статья на тему 'Сравнительно-правовой анализ определений лесного и земельного участков'

Сравнительно-правовой анализ определений лесного и земельного участков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2892
300
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛЕСНОЙ УЧАСТОК / ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гринь Елена Анатольевна, Сиденко Александр Александрович

В статье рассматривается термин «лесной участок», утверждённый Лесным кодексом Российской Федерации, проводится анализ соотношения понятий «земельный участок» «лесной участок» и «земельный участок в составе земель лесного фонда». Автор статьи на основании норм лесного и земельного законодательства определяет понятие «лесной участок».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительно-правовой анализ определений лесного и земельного участков»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Сравнительно-правовой анализ определений лесного и земельного

участков

1 2 Гринь Е. А. , Сиденко А. А.

1Гринь Елена Анатольевна / Grin Elena Anatolievna - кандидат юридических наук, доцент;

2Сиденко Александр Александрович /Sidenko Alexandr Alexandrovich - магистрант, кафедра земельного, трудового и экологического права, юридический факультет, Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар

Аннотация: в статье рассматривается термин «лесной участок», утверждённый Лесным кодексом Российской Федерации, проводится анализ соотношения понятий «земельный участок» «лесной участок» и «земельный участок в составе земель лесного фонда». Автор статьи на основании норм лесного и земельного законодательства определяет понятие «лесной участок».

Ключевые слова: лесной участок, земельный участок, государственный кадастровый учет.

Термин «лесной участок» оказался первым из появившихся новшеств нового Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (далее - Лесной кодекс). Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. содержал в себе только термины «участок лесов, не входящих в лесной фонд» и «участок лесного фонда» [1].

В ст. 9 Лесного кодекса 1997 г. было установлено, что в состав участков лесного фонда входят лесные земли, которые не покрыты лесной растительностью, нелесных участки земель и участки леса.

В лесной фонд не вошли леса, которые расположены на землях обороны, городских поселений - городские леса, сельских поселений. Согласно ст. 10 Лесного кодекса 1997 г., в составе таких лесов создавались участки лесов, не входящих в лесной фонд, на которые распространялись правила ст. 9 Лесного кодекса 1997 г.

В соответствие со ст. 7 Лесного кодекса, лесной участок - это земельный участок, у которого границы определяются согласно ст. 67, 69 и 92 Лесного кодекса.

В итоге, ст. 7 Лесного кодекса закрепляет лесной участок как земельный участок, отсылая к статьям Кодекса, где проводится разграничение этого земельного участка. Другими словами, Лесной кодекс не имеет полноценного легального понятия лесного участка. И это однозначно, большой недостаток со стороны правильной трактовки правовых норм. Это обстоятельство может привести к ложному пониманию статей законодательства и, как правило, к их неправильному применению. Как пример данного взгляда приведём пару закрепившихся в теориях понятий лесного участка, полученных цивилистами во время детального рассмотрения статей Лесного кодекса.

Комментируя Лесной кодекс, М. Ю. Тихомиров рассматривал особенности лесного участка. Новый Кодекс впервые содержит термин «лесной участок», при этом, не уточняя конкретного смысла этого понятия, а лишь указывает, что таким является земельный участок. Следовательно, лесной участок имеет следующие необходимые признаки: это часть поверхности земли; он расположен на землях лесного фонда или на землях обороны и безопасности, поселений, особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса; в отношении него проведено лесоустройство и осуществлено проектирование по правилам ст. 69 Кодекса [6, с. 1183].

Все вышеперечисленные особенности определяют эту часть земли как юридическую категорию лесного законодательства - лесной участок.

Лесоустройство проходит на землях лесного фонда, обороны и безопасности, на которых расположены леса, населенных пунктов, на которых расположены городские леса, особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса. Государственный

кадастровый учет лесных участков действует на основе Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» [3].

Понятие лесного участка М. Ю. Тихомирова является корректным, хоть и громоздким по своей структуре, но определяет это понятие через наиболее обширную систему его особенностей и устанавливает полную характеристику лесного участка [7].

Также анализ доктринальных понятий лесного участка указывает на то, что нынешний подход Лесном кодексе к определению лесного участка не помогает единому однотипному пониманию термина в сообществе учёных-юристов.

В Гражданский кодекс Российской Федерации отсутствует определение земельного участка, но вещным правам на этот объект гражданских правоотношений отведена часть Кодекса [2].

В земельном законодательстве, земельный участок это часть земной поверхности, где определены границы в соответствии с федеральными законами.

Стоит заметить, что термин лесного участка, данный в ст. 7 Лесного кодекса, в своей конструкции копирует определение земельного участка, приведенное в ст. 11.1 Земельного кодекса, лишь придавая больше конкретики норме лесного права, где также определяются границы лесных участков.

Отметим, что в этих понятиях есть такой признак - ограниченность, то есть границы как земельного участка, так и лесного участка, закрепляют предел территории исполнения конкретных правовых норм.

Для определения границ и контрольной функции за соблюдением лесного законодательства важную роль играют лесничества, руководствующиеся нормами лесохозяйственных регламентов. Они утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации [5, с. 590].

Лесохозяйственные регламенты необходимы для граждан, юридических лиц, которые осуществляют защиту, охрану, использование, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка; порядок их разработки, состав лесохозяйственных регламентов, порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и сроки их действия.

Использование лесного участка осуществляется только с соблюдения лесохозяйственного регламента лесничества, и только в границе расположения данного лесного участка. То есть, лесохозяйственный регламент имеет большую юридическую силу, чем любое постановление государственного органа или соглашение, предусматривающее передачу лесного участка, чтобы пользоваться им.

Согласно ст. 91 Лесного кодекса, Государственный лесной реестр - это сводная система информации об охране, защите, воспроизводстве, лесах, их использовании, о лесничествах и о лесопарках. Ч. 3 ст. 69 Лесного кодекса определяет данные государственного лесного реестра, как основание для выбора вида разрешенного использования лесного участка, а также его целевого назначения, где данная информация закрепляется во время процесса проектировании лесного участка в документации проекта.

Ст. 92 Лесного кодекса подчёркивает, что государственный кадастровый учет лесных участков выполняет свои функции на основе Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Касательно государственного кадастрового учета лесных участков, стоит уточнить их особенности, расположенные в Федеральном законе от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации». Этот закон конкретно определяет временный характер предоставления лесных участков в пользование, при этом, без проведения государственного кадастрового учета лесных участков, а также принципиальные особенности государственного кадастрового учета лесных участков.

Обобщая всё ранее сказанное про нормы лесного законодательства, дадим определение лесного участка: лесным участком является земельный участок, который прошел государственный кадастровый учёт, входит в состав земель лесного фонда и земель обороны и безопасности, на которых расположены леса, земли населенных пунктов, где располагаются городские леса, земли особо охраняемых природных территорий, на которых

69

расположены леса, и границы которого определяются в процессе проведения лесоустройства, и закреплены на местности с помощью лесоустроительных и лесохозяйственных знаков, а вид разрешенного использования и целевое назначение конкретного участка закрепляется в лесохозяйственном регламенте лесничества и государственным лесным реестром, только в границах расположенного участка [4].

Из содержащихся в Лесном кодексе перечисленных условий можно определить земельный участок как лесной. Но это понятие лесного участка как земельного участка, верно исключительно только формально. Чтобы определить земельный участок как лесной важно не то, на каких категориях земель он расположен и как определяются границы участка, а то, что на этом земельном участке должна быть лесная растительность.

В результате, анализ ст. 67 Лесного кодекса и ст. 101 Земельного кодекса позволяет сделать логический вывод о том, что лесоустройство проводится на землях, что имеют лесную растительность, или на земле, где нет леса, но он предназначен для восстановительной функции. То есть лесной участок обязательно должен иметь на своей территории лес.

Особенность лесных участков в сравнении с земельными отмечена Верховным Судом РФ. Известно, что правовая природа этих участков не схожа. Лесные участки - это самостоятельные природные объекты, которые имеют особый правовой режим, определённый лесным законодательством, поэтому важен своей многофункциональной ролью леса и значимостью для общества. Помимо этого, лесное законодательство основывается на других базовых принципах, нежели земельное законодательство (ст. 1 ЗК РФ, ст. 1 ЛК РФ).

Помимо этого, в Земельном кодексе есть и понятие «земельный участок из состава земель лесного фонда», поэтому возникает резонный вопрос о соотношении понятий «лесной участок» и «земельный участок из состава земель лесного фонда». Принимая во внимание всё сказанное выше, основываясь на положениях Лесного кодекса, заключим, что понятие «лесной участок», имеет более широкий смысл, чем понятие «земельный участок из состава земель лесного фонда», потому что ст. 7 и 67 Лесного кодекса гласят, что лесной участок является земельным участком, что может располагаться на землях лесного фонда и на землях обороны и безопасности, где расположены леса, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.

Проще говоря, основополагающее лесным законодательством термин «лесной участок» вбирает в себя предусмотренное Земельным кодексом понятие «земельный участок из состава земель лесного фонда», то есть суть земельного участка из состава земель лесного фонда такая же, как и лесной участок в составе земель лесного фонда. Однако это сходство формальное и зависит от самой терминологии Лесного кодекса. Признаки лесного участка, обычно, вторичны и формальны, в отличие от признаков земельного участка.

Литература

1. Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) // Собрание законодательства РФ, 2006 г. № 50. ст. 5278, 2011 г. № 1. ст. 54.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. (в ред. от 3 июля 2016 г.). № 51-ФЗ // СЗ РФ, 1994. № 32. Ст. 3301.

3. О государственном кадастре недвижимости: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ (в ред. от 23 июня 2016 г.).

4. Решение Верховного Суда РФ от 19 сентября 2012 г. № ГКПИ07-936. Определение кассационной инстанции Верховного Суда РФ от 15 ноября 2012 г. № КАС07-572 оставило данное решение без изменения // СПС «КонсультантПлюс».

5. Гринь Е. А., Горбань П. А. Публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка // Молодой ученый, 2015. № 21 (101). С. 587-590.

6. Гринь Е. А., Сиденко А. А. Процедура проведения аукциона по предоставлению лесных участков в аренду // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета, 2015. № 109. С. 1181-1190.

7. Тихомиров М. Ю. Комментарий к новому Лесному кодексу Российской Федерации (поглавный) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

Понятие, уголовно-правовое значение, признаки добровольного отказа

Арпентьев В. О.

Арпентьев Владислав Олегович /Arpentyev Vladislav Olegovich - студент, кафедра уголовного и уголовно-исполнительного права, Институт магистратуры Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов

Аннотация: в статье анализируются понятие, признаки и уголовно-правовое значение добровольного отказа.

Ключевые слова: понятие, анализ, добровольный отказ.

Данная статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с понятием, уголовно-правовым значением, а также признаками добровольного отказа. На основе проведенного исследования автором было выделено обобщенное понятие добровольного отказа, были рассмотрены его признаки, а также уголовно-правовое значение добровольного отказа.

Постановка проблемы. Добровольный отказ важный институт уголовного права, хотя в Уголовном кодексе Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 64-ФЗ ему и посвящена всего одна статья [1]. А. А. Тер-Акопов в научно-популярном издании, отвечая читателю на вопрос о том, «что такое добровольный отказ от совершения преступления», отметил: «На первый взгляд может показаться, что сама по себе формулировка - добровольный отказ от совершения преступления - не содержит проблемы и не нуждается в особых разъяснениях». Добровольный отказ является частым объектом для исследования со стороны теоретиков права, что мы наблюдаем, просматривая статистику последних лет.

В теоретическом плане проблема добровольного отказа не исчерпала себя. Актуальность исследуемой нами темы определяется тем обстоятельством, что многие теоретические вопросы касаемо добровольного отказа от совершения преступления до сих пор остаются дискуссионными. Статистика показывает, что сотрудники правоохранительных органов на практике сталкиваются с трудностями в определении признаков добровольного отказа, допускают серьезные ошибки посредством установления уголовной ответственности и назначения наказания лицам, добровольно отказавшимся от совершения преступления, и, наоборот, освобождая виновных от уголовной ответственности на основании ст. 31 УК РФ.

Рассмотрение основного материала. В рамках уголовного законодательства под добровольным отказом понимается прекращение лицом приготовления к преступлению либо прекращение действий (бездействия), непосредственно направленных на совершение преступления, если лицо осознавало возможность доведения преступления до конца [1].

Также под добровольным отказом понимают - добровольное и окончательное прекращение начатого преступления при осознании лицом возможности реального его завершения [7].

Согласно мнению А. А. Тер-Акопова, юридическое понятие добровольного отказа связано со значением слова «отказаться»: «перестать продолжать что-либо» [2]. О таком отказе можно говорить только тогда, когда налицо определенные действия уже выполненные кем-то на «пути» к совершению преступления.

Основываясь на понятиях, как представленных нами в этой статье, так и на представленных в законе и юридической литературе, мы вывели свое обобщенное понятие добровольного отказа. Добровольный отказ - прекращение лицом приготовления к преступлению либо прекращение действий (бездействия), непосредственно направленных

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.