Одной из актуальных проблем отечественной цивилистики является проблема правового регулирования вещных правоотношений на лесные участки. В настоящее время лесные участки, главным образом, находятся в федеральной собственности. Однако новое лесное законодательство содержит в себе такие правовые институты, которые можно назвать чисто гражданско-правовыми. Это, прежде всего, отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, на которые распространяются нормы гражданского права. Итак, каким же образом закон регулирует вещные правоотношения на лесные участки?
Прежде всего, необходимо определить понятие «лесной участок». В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесным участком является земельный участок [1]. В данном случае законодатель не разграничивает эти два понятия «лесной участок» и «земельный участок». Однако дает определение понятию «лес». Так, ст. 5 ЛК РФ называет лес как экологическую систему или как природный ресурс. Таким образом, под лесом, прежде всего, следует понимать неразрывно связанные между собой лесную растительность и землю, где она произрастает, т.е. леса следует рассматривать как земельные участки, имеющие особое публично-правовое регулирование.
Говоря о земельном участке, нельзя не согласиться с мнением некоторых исследователей о том, что «...земельный участок является основной недвижимой вещью и, соответственно, объектом гражданских правоотношений. земельный участок является единственным действительно недвижимым объектом, поскольку остальные недвижимые вещи считаются таковыми именно по причине наличия тесной связи с землей.
Однако в отличие от остальных объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений и т.д.) земельный участок выступает еще и в качестве природного объекта и природного ресурса, составной части окружающей среды» [2].
Важным аспектом указанной проблемы является вопрос, к какой категории имущества относятся леса и нелесная растительность, т.к. с решением этого вопроса закон связывает особенности возникновения, изменения и прекращения права собственности на них.
Леса и нелесная растительность являются объектами гражданских правоотношений, т.е. тем, по поводу чего возникают гражданские правоотношения. К числу наиболее распространенных объектов относятся вещи (в том числе деньги, валютные ценности, ценные бумаги, земельные участки) и права на вещи. Исходя из сказанного возникает вопрос: как соотносятся между собой понятия «лес» и «земельный участок» с точки зрения гражданского законодательства? На наш взгляд, от решения данного вопроса зависит решение вопроса о правовом регулировании вещных правоотношений на лесные участки.
Необходимо отметить, что лесные участки относятся к ограниченно оборотоспособным объектам. В первую очередь, это связано с публичным характером лесных отношений. Следует также отметить, что с точки зрения гражданского законодательства леса не являются недвижимым имуществом, т.е. такой вещью, которая тесно связана с землей и не может быть перемещена без несоразмерного ущерба ее назначению (ст. 130 Гражданского кодекса РФ). Однако, поскольку Лесной кодекс называет лесные участки земельными участками, то следует полагать, что они являются объектами недвижимого имущества, т.е. объектами гражданских прав.
Как пишет В.К. Быковский: «Формально лесной участок можно рассматривать как земельный участок. Однако здесь необходимо обратить внимание на специфику лесного участка. Земельный участок делает лесным определенная совокупность древесно-кустарниковой растительности, произрастающей на нем. Лесной участок обладает особыми свойствами в полной мере благодаря специальным свойствам древесно-кустарниковой растительности. Именно наличие лесов позволило выделить лесные участки в составе земель лесного фонда. Иными словами, понятие лесного участка неразрывно связано с природными свойствами лесов. Поэтому необходимо признать наличие особенностей у лесного участка по сравнению с земельным участком» [3].
Нельзя не согласиться с выше приведенным мнением, поскольку правовая природа земельных и лесных участков не тождественна. Лесной участок является самостоятельным природным объектом. Но это вовсе не означает, что он не может являться объектом гражданских прав.
Говоря о соотношении понятий «лес» и «земельный участок», необходимо определить, что является главной вещью, а что принадлежностью.
Согласно Гражданскому кодексу РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное (ст. 135) [4]. Из смысла данной статьи Гражданского кодекса РФ следует, что главная вещь и принадлежность связаны «общим назначением». Л.Б. Шейнин верно отмечает, что при этом польза от принадлежности проявляется только «окольным путем», поскольку сама принадлежность нередко не имеет самостоятельного значения. Ее смысл в том, что она предназначена для обслуживания главной вещи (ст. 135 ГК РФ). Кроме того, данная статья не уточняет понятия «общее назначение», хотя такое уточнение необходимо [5].
Для случая, когда главная вещь представляет собой недвижимость, желательно разделение ее принадлежностей на две категории. Во-первых, это отделимые принадлежности, движимые вещи. Они работают «в связке» с главной вещью, обеспечивая получение от нее максимальной пользы. Но, в принципе, их можно отделить от той вещи, с которой они связаны, и использовать в другом месте. Во-вторых, это вещи недвижимые, неотделимые от главной вещи. Использовать их где-то в другом месте практически невозможно. Фактически они сливаются с главной вещью, которую обслуживают, и должны рассматриваться вместе с ней в качестве одного целого.
Принадлежностью земли могут быть природные, окультуренные, а также рукотворные объекты. Часть 2 ст. 261 ГК РФ установила, что в обычном случае право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой, замкнутые водоемы, «лес и растения».
Во второй половине XVIII в., когда в центральных губерниях России началось генеральное межевание, казна продавала некоторые принадлежавшие ей свободные земли. Среди них фигурировали «степи» - лесостепные земли к югу от широтного отрезка Оки. Была установлена нормативная цена таких земель: 1 рубль за десятину без леса и 3 рубля за десятину, покрытую лесом. Таким образом, растущий (спелый) лес ценился выше, чем занимаемая им земля. При этих условиях можно утверждать, что не растущий лес рассматривался как принадлежность земли, а, наоборот, земля рассматривалась как принадлежность растущего леса.
Для настоящего времени, если лес рос на крутых склонах, на малоплодородных почвах (песчаных, щебнистых), малопригодных для сельского хозяйства, то основным богатством местности считался он, а не земля. Безусловно, именно этим представлением руководствовались авторы Лесного кодекса РФ, которые основное внимание уделили растущему и выращиваемому лесу и самое малое - лесным почвам и лесным землям. Такое отношение к земле нельзя признать правильным. Даже если основным богатством лесного фонда является растущий лес, это не отменяет ценности земли, на которой он вырос. Нельзя исключить, что земли лесного фонда должны (в ряде случаев) признаваться принадлежностью лесных насаждений. Однако лесные почвы и лесные земли заслуживают не меньшего внимания и заботы человека, чем лесные насаждения. Невнимание к ним Лесного кодекса РФ нельзя считать оправданным.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что лес является главной вещью, а земельный участок принадлежностью в том случае, если на данном земельном участке произрастающий лес выступает основной ценностью. В данном случае земельный участок без леса не представляет особой ценности. Поэтому и правовое регулирование вещных прав на такой участок должно обеспечиваться, безусловно, публичными нормами. В остальных же случаях целесообразно считать земельный участок главной вещью, а лес принадлежностью. А т.к. земельный участок является недвижимостью, поэтому регулируется гражданско-правовыми нормами.
Итак, лесной участок как объект гражданских прав представляет собой имущество (недвижимую вещь) в виде комплекса земли и расположенной на ней растительности одновременно, участки нелесных земель, а также участки лесных земель, не покрытых растительностью, границы которых определяются в соответствии с ЛК РФ [6]. В данном случае мы имеем дело с земельным участком и лесной растительностью на его поверхности.
Таким образом, лесной участок может характеризоваться следующими необходимыми признаками:
- это часть поверхности земли, в том числе почвенный слой, границы которой описаны и удостоверены в установленном законом порядке;
- он расположен на землях лесного фонда или на землях: обороны и безопасности, на которых расположены леса; населенных пунктов, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса;
- в отношении него проведено лесоустройство и осуществлено проектирование (подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесного участка);
- он прошел государственный кадастровый учет лесных участков.
Совокупность всех названных признаков позволяет рассматривать соответствующую часть поверхности земли как юридическую категорию - лесной участок.
В отношении правового регулирования вещных прав на лесные участки важное значение имеет их оборотоспособность. Оборот объектов гражданских правоотношений (гражданский оборот) - это совокупность случаев смены носителей субъективных гражданских прав. Основаниями к наступлению такого рода эффекта могут быть акты отчуждения субъективных прав, а также иные юридические факты, являющиеся основаниями для перехода субъективных прав от одного лица к другому.
Некоторые ученые-юристы отмечают, что современное лесное законодательство в целях расширения объема оборотоспособности в лесных отношениях и введения рыночных механизмов разделило понятие леса как единой системы на две составляющие: лесной участок и лесные насаждения [7].
Право собственности на лесные участки, расположенные на других категориях земель, определяется в соответствии со ст. 15-19 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), т.е. может принадлежать субъектам РФ, муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам.
В связи с этим ст. 3 Лесного кодекса РФ устанавливается разделение имущественных отношений
на:
- связанные с оборотом лесных участков;
- связанные с оборотом лесных насаждений.
М.Ю. Тихомиров [8] отмечает, что имущественные отношения регулируются прежде всего Гражданским кодексом РФ и другими актами гражданского законодательства (ст. 2 ГК РФ). В части регулирования имущественных отношений, связанных с оборотом лесных участков и лесных насаждений, нормы Земельного кодекса РФ других федеральных законов должны рассматриваться в качестве специальных по отношению к нормам гражданского законодательства. Например, большое количество таких специальных правовых норм содержится в гл. 6-8 Кодекса.
Именно гражданское законодательство определяет, в частности, правовое положение участников данного оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует договорные и иные обязательства, прочие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Другие отрасли законодательства не могут первично регулировать указанные отношения. Поэтому имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению лесными земельными участками, совершению с ними сделок регулируются гражданским законодательством.
В то же время земля и находящиеся на ней леса являются весьма специфическими природными объектами, особенности которых при определенных условиях могут влиять на возможность и объемы участия данных объектов в гражданском обороте. С учетом этого законодателем в ст. 3 Кодекса предложена правовая конструкция, на основе которой для названных здесь имущественных отношений общее значение имеют нормы гражданского законодательства, а специальное - нормы земельного, лесного и других отраслей законодательства.
Так, в соответствии с п. 5 ст. 27 ЗК РФ лесные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Лесные участки из состава земель лесного фонда могут предоставляться только на праве:
- постоянного (бессрочного) пользования;
- ограниченного пользования чужим лесным участком (сервитут);
- аренды;
- безвозмездного срочного пользования.
Необходимо отметить, что анализ норм лесного законодательства показывает, что в ЛК РФ не реализован провозглашенный п. 7 ст. 1 Кодекса принцип участия граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может воздействовать на леса при их использовании; не предусмотрены формы и порядок участия граждан в подготовке таких решений. Массовая передача лесных участков, находящихся в государственной собственности, на длительный срок в аренду требует учета мнения местного населения.
Таким образом, правовое регулирование вещных прав на лесные участки должно исходить из принципа, что лесные отношения в соответствии с лесным законодательством признаются, как и гражданские, имущественными отношениями. Считается возможным полагать, что они регулируются нормами Гражданского кодекса РФ с учетом специфики лесных отношений, в том числе при совершении сделок с лесными участками. Если возникает коллизия при применении норм этих двух отраслей законодательства, то следует применять специальную, а не общую (гражданско-правовую) норму. Оборотоспособность лесных участков представляет собой возможность их отчуждения или перехода от одного лица к другому. Кроме того, понятие «оборотоспособность» применимо ко всем лесным участкам, находящимся как в частной, так и в государственной или муниципальной собственности. Основное отличие оборотоспособности лесных участков от оборотоспособности иных объектов гражданских прав заключается в том, что земельное и лесное законодательство устанавливает определенные пределы и ограничения оборотоспособности лесных участков. Например, ограничиваются сроки аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которые определяются в соответствии со сроками разрешенного использования лесов, предусмотренного лесохозяйственным регламентом. В целях защиты публичных интересов целесообразно ограничить оборот защитных лесов, а также права лесопользователей по возведению строений.
Литература
1. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 года № 200-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.
2. Анисимов А.П., Дзагоев С.В., Кокоева Л.Т. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в публичной собственности: Вопросы теории и практики / Под ред. А.Я. Рыженкова. М., 2009.
3. Быковский В.К. Использование лесов в Российской Федерации: правовое регулирование. М., 2009.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (часть первая) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
5. Шейнин Л.Б. Недвижимость: пробелы и несоответствия в правовом регулировании. М., 2011.
6. Мельникова Ю.В. Понятие лесного участка как объекта гражданских прав // Юрист. 2008. № 1.
7. Улюкаев В.Х., Чуркин В.Э., Нахратов В.В., Литвинов Д.В. Земельное право: Учебник. М., 2010.
8. Комментарий к новому Лесному кодексу Российской Федерации (поглавный) / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2007.