Научная статья на тему 'Правовой режим лесных участков'

Правовой режим лесных участков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1779
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕС / ЛЕСНОЙ УЧАСТОК / ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / ОБЪЕКТ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ / FOREST / FOREST PARCEL / LAND PARCEL / FOREST LAW / OWNERSHIP

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малая Татьяна Николаевна

Автором рассматривается соотношение норм гражданского, земельного и лесного законодательства при определении правового режима лесных участков как объектов права собственности в связи с принятием нового Лесного кодекса Российской Федерации. Делается вывод, что при определении правового режима лесного участка во всех случаях нормы гражданского права могут применяться лишь субсидиарно, а в качестве специальных норм будут выступать нормы лесного, земельного, экологического права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGIME OF FOREST LAND

This article is about a role of Civil Law, Land Law and Forest Law in the regulation of the Forest propertys relations, connected with changing in the type of object, which may be owned, established in new Forest Code of the Russian Federation. It is concluded that in determining the legal regime of the forest area in all cases, civil law may only apply subsidiary, as special rules will be performing the norms of the forest, land and environmental law.

Текст научной работы на тему «Правовой режим лесных участков»

Правовой режим лесных участков

Т.Н. Малая

профессор кафедры гражданского и трудового права Северного (Арктического) федерального университета, доцент, кандидат юридических наук (г. Архангельск)

Татьяна Николаевна Малая, am@atknet.ru

Несмотря на то, что категория правового режима была предметом исследования многих ученых, до настоящего времени не выработано ни общепринятого понятия, ни единого подхода к определению его сущности и содержания. Анализ же существующих точек зрения по этому вопросу позволяет говорить, что определить правовой режим - значит установить варианты возможного поведения правообладателя и обязанных субъектов, закрепив для них в правовых нормах должное и возможное. Иными словами, установить правовой режим конкретных объектов права собственности - это определить, какие действия в отношении них можно совершать, а какие нельзя, а также определить круг лиц, управомоченных на их совершение.

Говоря о правовом режиме природных объектов, нельзя не отметить, что за последние годы законодательство в части регулирования отношений собственности на природные ресурсы претерпело кардинальные изменения. Сегодня повышенный интерес как теоретиков, так и практикующих юристов вызывают лесные отношения собственности. Во многом это связано как с неточностью определений леса, лесного фонда, земель лесного фонда, использовавшихся в ранее действовавшем лесном законодательстве, так и с современным понятием леса, закрепленным в статье 5 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).

Как правило, до принятия ныне действующего Лесного кодекса Российской Федерации в качестве объекта права собственности рассматривался лес или лесной

фонд. Примером могут служить статьи 18, 19 предыдущего ЛК РФ, определявшие содержание права собственности на лесной фонд и права собственности на леса, не входящие в лесной фонд. В них, в частности, было указано, что собственник имеет право на получение доходов от использования лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд.

В то же время законодатель отмечал, что владение, пользование и распоряжение лесным фондом и не входящими в лесной фонд лесами осуществляются с учетом глобального экологического значения лесов, их воспроизводства, длительности выращивания и иных их природных свойств. Однако определения леса и лесного фонда отсутствовали, хотя и говорилось, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. В новом Лесном кодексе Российской Федерации лес, с одной стороны, рассматривается как экологическая система, а с другой - как природный ресурс, поэтому утверждение, что лес является самостоятельным объектом собственности, вызывает целый ряд вопросов. По крайней мере четкого ответа на них в Лесном кодексе Российской Федерации сегодня нет.

В то же время нельзя не констатировать, что лес как природный ресурс одновременно является объектом присвоения, а потому может выступать в качестве особого объекта права собственности, несмотря на отсутствие в новом ЛК РФ правовых норм, прямо закрепляющих право собственности на леса. Аналогичную позицию занимают законодатели ряда государств1. При этом

1 См., например:

Конституции зарубежных стран : сборник. М. : Юрлитинформ, 2006. С. 132-133, 226;

Андреева Г. Н. Объекты права собственности в конституциях зарубежных стран: ретроспективный взгляд // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 1, 2;

нельзя отрицать наличие иного взгляда на эту проблему, согласно которому только лесной или земельный участок, но не земля или лес, могут рассматриваться в качестве объекта права собственности, так как только конкретные участки могут выступать как индивидуально определенные вещи2.

Различия мнений по исследуемому вопросу во многом обусловлены тем, что в статье 8 нового Лесного кодекса в качестве объектов права собственности названы только лесные участки. Сам лесной участок определен как земельный участок. Такой поход законодателя к определению объектов права лесной собственности вызывает объективную потребность в проведении анализа правовых норм, содержащихся не только в лесном, но также в земельном, бюджетном и гражданском законодательствах.

Ранее лесной фонд и лес рассматривались в качестве объектов права государственной собственности, поэтому в настоящее время большая часть лесных участков принадлежит на праве собственности России. В то же время при современной смене понятий субъектами права собственности на лесные участки могут стать не только Российская Федерация, но и ее субъекты, муниципальные образования, а также граждане и юридические лица. В связи с этим особое значение приобретают нормы, определяющие порядок индивидуализации лесных участков.

Согласно статьям 92 и 93 ЛК РФ право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а государственный кадастровый

учет лесных участков необходимо осуществлять в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Это означает, что лесной участок является недвижимым имуществом, но режим недвижимости он приобретает только после того, как его границы описаны в лесоустроительной документации, с указанием конкретных данных, номером, а также описанием самого участка. Документом, подтверждающим право собственности, должно стать свидетельство о государственной регистрации права собственности на лесные участки. Для этого необходима инвентаризация лесов.

В связи с тем, что большая часть лесных участков находится в федеральной собственности, расходы на оценку реального состояния лесов и разработку направлений их использования и защиты должна в значительной мере нести Российская Федерация. Иное решение будет противоречить требованиям статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), устанавливающей, что по общему правилу собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Реальное же осуществление прав собственника Россия часто передает иным участникам гражданского оборота. В связи с этим важно вовремя передать субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям и хозяйствующим субъектам финансовые средства, необходимые для осуществления переданных им полномочий по осуществлению прав федерального собственника.

Примером может служить возложение обязанности по разработке лесохозяйственных регламентов, без которых невозможно освоение конкретных лесных участков, на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах их

Act on Jointly Owned Forests. [Электронный ресурс]. URL: http://www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/ 2003/ en20030109.pdf (дата обращения: 25.04.2010).

2 Перспективы развития гражданского законодательства в России: планы и современные реалии : интернет-интервью с Е.А. Сухановым, заведующим кафедрой гражданского права Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, заместителем председателя Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, профессором, доктором юридических наук. URL: //http://www.consultant.ru/law/interview/sukhanov.htm

полномочий. Основой для подготовки таких регламентов являются материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования. Все эти работы требуют надлежащего и своевременного финансирования, поэтому их разработка, как и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из федерального бюджета. Порядок их предоставления определен в постановлении Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 № 837 «Об утверждении Правил расходования и учета средств в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений».

Однако в бюджетном законодательстве не всегда учитываются обязанности государства как субъекта права собственности поддерживать свои лесные участки в надлежащем состоянии. Это хорошо видно на примере участков, находящихся в пользовании государственных образовательных учреждений. До настоящего времени режим таких участков не определен надлежащим образом, что затрудняет их использование по назначению и осуществление лесовосстановления там, где это необходимо.

Особенность определения правового режима лесных участков состоит еще и в том, что лесные участки в составе земель лесного фонда, а также леса на землях обороны отнесены к федеральной собственности. В собственности иных лиц могут быть только лесные участки, которые находятся в составе земель иных категорий. Учитывая, что виды категорий земель определяются в соответствии с земельным законодательством, круг субъектов права собственности на лесные участки не может быть определен без анализа норм земельного законодательства. Однако найти других собственников, кроме Российской Федерации, сегодня маловероятно, поэтому говорить о многообразии форм собственности на лесные участки рано.

Для возникновения права государственной собственности субъекта Российской Федерации необходимо определить порядок разграничения государственных лесов на федеральные и переданные в собственность субъектов. Появление иных собственников невозможно без закрепления процедуры разгосударствления и приватизации лесов, то есть в отсутствие механизма передачи государственных лесов в собственность муниципальных образований, без определения возможности и пределов приватизации лесов. Наличие такого механизма позволило бы проводить четкое различие между реализацией федеральным законодателем своей функции как регулятора общественных отношений и суверена и как собственника, осуществляющего свое правомочие владения.

Анализируя правовой режим лесных участков, вряд ли можно обойти стороной проблему соотношения норм гражданского, земельного и лесного законодательства в определении оборотоспособности лесных участков.

Согласно статье 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами. Аналогичная по своей сути норма содержится и в ГК РФ: «Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах» (п. 3 ст. 129). В настоящее время оборотоспособность лесных участков зависит от формы собственности, целевого назначения участка, возможного вида использования.

Иная перспектива судьбы лесных участков заложена в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, одобренной 7 октября 2009 года решением Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. По мнению ее разработчиков,

для гармонизации земельного и лесного законодательства с гражданским законодательством следует отказаться от категории «лесной участок», который должен быть признан земельным участком с особым правовым режимом (п. 3.6.5 Концепции). Подобный подход ничем не обусловлен. Лесные, в том числе лесные имущественные, отношения не тождественны ни земельным имущественным отношениям, ни имущественным гражданским отношениям.

Конкретный перечень видов использования лесов содержится в статье 25 ЛК РФ. В последующих статьях, как правило, дается определение соответствующего способа использования, а также определяется круг управомоченных лиц. Указанные факторы предопределяют возможный вид субъективного права на лесные участки, а также основания, порядок приобретения и прекращения конкретного объема прав на соответствующий лесной участок. Все перечисленное, в свою очередь, предопределяет форму и направления контроля со стороны государства-собственника и государства, осуществляющего свою экологическую функцию.

Общим для режима лесных и земельных участков является то, что их использование должно строиться с учетом отношения к природным ресурсам как к основе жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Не случайно, в статье 36 Конституции Российской Федерации после утверждения, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, введен ряд пределов хозяйственной свободы. Каждый собственник обязан избирать такие методы фактического использования природных ресурсов, которые не наносят ущерб окружающей среде и не нарушают права и законные интересы иных лиц. Эти пределы не зависят от того, кто будет осуществлять право собственности - гражданин, государство, муниципальное образование или юридическое лицо. В то же время есть особенности определения границ свободы в зависимости от субъектного состава отношений, так как для каждого субъекта

права характерны свои приемы и способы осуществления правомочий, составляющих содержание права собственности.

Учитывая это, при определении правового режима лесного участка во всех случаях нормы гражданского права могут применяться для регулирования отношений по осуществлению в отношении него субъективного права собственности лишь субсидиарно, а в качестве специальных норм будут выступать нормы лесного, земельного, экологического права. Иными словами, определение правового режима лесного участка, включая выявление особенностей оборота лесных участков являются столь же актуальными для земельного, лесного и экологического права, сколь и для гражданского права.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИСТОЧНИКИ

1. Андреева Г. Н. Объекты права собственности в конституциях зарубежных стран: ретроспективный взгляд // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 1, 2.

2. Конституции зарубежных стран : сборник. М. : Юрлитинформ, 2006.

3. Концепция совершенствования общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации. иЯЬ: http://www.privlaw.ru/

4. Концепция развития законодательства о вещном праве. иЯЬ: http://www.priv-law.ru/

5. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации : одобрена решением Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 года // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2009. № 11.

6. Перспективы развития гражданского законодательства в России: планы и современные реалии : интернет-интервью с Е.А. Сухановым, заведующим кафедрой гражданского права Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, заместителем председателя Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию граж-

данского законодательства, профессором, доктором юридических наук. URL: http:// www.consultant.ru/law/interview/sukhanov. htm

7. Конституция Российской Федерации : принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведенного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1S октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации».

В. Лесной кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 4 декабря 2006 года № 200-ФЗ.

9. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним : Федеральный закон от 21 июля 1 997 года № 122-ФЗ.

10. О государственном кадастре недвижимости : Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ.

11. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ.

12. Об утверждении Правил расходования и учета средств в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений : постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 № В37 : в редакции от 4 февраля 2011 года.

13. Act on Jointly Owned Forests. [Электронный ресурс]. URL: http://www.finlex.fi/en/ laki/kaannokset/ 2003/en20030109.pdf (дата обращения: 25.04.2010).

Общество с ограниченной ответственностью «КОНСАЛТ ГЕО ГРУПП»

Общество основано в 2007 году, является членом НП «Кадастровые инженеры юга» и НП «Саморегули-руемая организация ассоциации российских магистров оценки».

Все виды деятельности общества имеют сертификаты и лицензии.

Главные принципы работы компании - индивидуальность, качество, доступность, строгая конфиденциальность.

>

«Консалт Гео Групп» оказывает помощь при решении вопросов в следующих областях:

> землеустройство, выполнение геодезических и картографических работ

получение исходно-разрешительной документации на строительство, регистрация прав собственности > оценка:

коммерческой недвижимости жилой недвижимости земельных участков • природных ресурсов • оборудования и машин, сооружений (промышленных устройств)

• транспортных средств

• предприятия (бизнеса)

• интеллектуальной собственности

• ущерба

• активов в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО-2007) и Международными стандартами оценки (МСО-2007)

> консультирование по оспариванию кадастровой стоимости

347904, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Петровская, д. 111 тел./факс: (8634) 43-11-03, 43-11-23, 34-12-73, 34-12-70; e-mail: office@cggroup.ru, taganrog@cggroup.ru, info@cggroup.ru, сайт: www.consultgeogroup.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.