Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ОРУЖИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФРГ'

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ОРУЖИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФРГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
515
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ОРУЖИЯ / ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПНОСТИ / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРИОБРЕТЕНИЕ ОРУЖИЯ / ЗАПРЕТ НА ОРУЖИЕ / ОРУЖИЕ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ / ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА / ILLEGAL TURNOVER OF WEAPONS / CAUSES OF CRIME / PUBLIC SECURITY / ACQUISITION OF WEAPONS / BAN ON WEAPONS / WEAPONS IN FOREIGN COUNTRIES / IDENTITY OF CRIMINAL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алехин Виталий Петрович, Ситько Николай Геннадьевич, Славинский Владислав Андреевич

В статье, авторы анализируют аналитические данные, мнения ученых о незаконном обороте оружия в Российской Федерации и ФРГ и на основе полученных данных раскрывают основные тенденции в борьбе с незаконным оборотом оружия. Проводится анализ законодательства ФРГ об обороте оружия и сопоставляется с законодательством Российской Федерации. Предоставлены статистические данные по преступлениям в сфере незаконного оборота оружия. Показано, что законодательства об оружия в ФРГ и Российской Федерации сильно различаются относительно предоставленных прав владельцам оружия, понятия оружия. Но есть и общее, так в уголовных законах закреплено, что незаконный оборот оружия есть преступление, посягающее на общественные интересы, безопасность и спокойствие общества. Полемизируя со сторонниками смягчения законодательства об оружии в России, авторы полагают, что государство не может ослабить надзор за оборотом оружия и смягчить законодательство в области оборота оружия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE-LEGAL ANALYSIS OF ILLEGAL TURNOVER OF WEAPONS IN THE RUSSIAN FEDERATION AND FRG

In this article, the authors analyze the analytical data, the opinions of scientists on the illegal turnover of weapons in the Russian Federation and the Federal Republic of Germany (FRG) and on the basis of the data they disclosed the the main trends in the fight against illegal turnover of weapons. It analyzed the legislation of the FRG on the turnover of weapons and compared with the legislation of the Russian Federation. It provided the stats data on crimes in the sphere of illegal turnover of weapons. It is shown that legislation on weapons in the Federal Republic of Germany and the Russian Federation is very different regarding the rights granted to the owners of weapons, the concept of weapons. But there is also a general, so in the criminal laws it is enshrined that the illegal circulation of weapons is a crime encroaching on the public interests, security and calm of the society. Arguing with supporters of the mitigation of legislation on weapons in Russia, the authors believe that the state cannot weaken the supervision of the circulation of weapons and soften the legislation on the circulation of weapons.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ОРУЖИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФРГ»

Данные нормы, с нашей точки зрения, необходимо включить в российское законодательство, которое окончательно разрешило спор материального характера в части компенсации потерпевшим, а в случае их смерти родственникам, потерпевшим от террористического акта не от волеизъявления государства, а по строго фиксированным тарифам. С одной стороны это позволит иметь четкие представления о материальной стороне вопроса жертвам террористического акта, с другой стороны простимулирует государство более тщательно пресекать преступной в целом, особенно такую опасную как преступность террористической направленности.

Литература и источники

1. Уголовный кодекс Испании / http://newrespublika.ru/topic/19286-ugolovnyj-kodeks-korolevstva-ispaniia дата обращения 16.08.2018 года.

2. Уголовный кодекс Франции / https://yurist-online.org/laws/foreign/criminalcode_fr/_doc-5-.pdf дата обращения 16.08.2018 года.

3. Уголовный кодекс ФРГ / https://constitutions.ru/?p=5854 дата обращения 16.08.2018 года.

4. Информационно-аналитические материалы Государственной Думы Российской Федерации «Опыт Италии в борьбе с терроризмом» / http://iam.duma.gov.ru/node/8/4397/14160 дата обращения 16.08.2018 года.

References and Sources

1. Ugolovnyj kodeks Ispanii / http://newrespublika.ru/topic/19286-ugolovnyj-kodeks-korolevstva-ispaniia data obrashcheniya 16.08.2018 goda.

2. Ugolovnyj kodeks Francii / https://yurist-online.org/laws/foreign/criminalcode_fr/_doc-5-.pdf data obrashcheniya 16.08.2018 goda.

3. Ugolovnyj kodeks FRG / https://constitutions.ru/?p=5854 data obrashcheniya 16.08.2018 goda.

4. Informacionno-analiticheskie materialy Gosudarstvennoj Dumy Rossijskoj Federacii «Opyt Italii v bor'be s terrorizmom» / http://iam.duma.gov.ru/node/8/4397/14160 data obrashcheniya 16.08.2018 goda.

МЕДВЕДЕВ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права Кубанского государственного аграрного университета.

СЛАВИНСКИЙ ВЛАДИСЛАВ АНДРЕЕВИЧ - магистрант юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета.

MEDVEDEV, SERGEY S. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Criminal Law, Kuban State Agrarian University (s.medvedev@mail.ru).

SLAVINSKY, VLADISLAV A. - graduate student of the Kuban State Agrarian University.

УДК 343.34

АЛЕХИН В.П., СИТЬКО Н.Г., СЛАВИНСКИЙ В.А. СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ОРУЖИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФРГ

Ключевые слова: незаконный оборот оружия, причины преступности, общественная безопасность, приобретение оружия, запрет на оружие, оружие в зарубежных странах, личность преступника.

В статье, авторы анализируют аналитические данные, мнения ученых о незаконном обороте оружия в Российской Федерации и ФРГ и на основе полученных данных раскрывают основные тенденции в борьбе с незаконным оборотом оружия. Проводится анализ законодательства ФРГ об обороте оружия и сопоставляется с законодательством Российской Федерации. Предоставлены статистические данные по преступлениям в сфере незаконного оборота оружия. Показано, что законодательства об оружия в ФРГ и Российской Федерации сильно различаются относительно предоставленных прав владельцам оружия, понятия оружия. Но есть и общее, так в уголовных законах закреплено, что незаконный оборот оружия есть преступление, посягающее на общественные интересы, безопасность и спокойствие общества. Полемизируя со сторонниками смягчения законодательства об оружии в России, авторы полагают, что государство не может ослабить надзор за оборотом оружия и смягчить законодательство в области оборота оружия.

ALEKHIN, V.P., SITKO, N.G., SLAVINSKY, V.A. COMPARATIVE-LEGAL ANALYSIS OF ILLEGAL TURNOVER OF WEAPONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

AND FRG

Keywords: illegal turnover of weapons, causes of crime, public security, the acquisition of weapons, ban on weapons, weapons in foreign countries, the identity of criminal.

In this article, the authors analyze the analytical data, the opinions of scientists on the illegal turnover of weapons in the Russian Federation and the Federal Republic of Germany (FRG) and on the basis of the data they disclosed the the main trends in the fight against illegal turnover of weapons. It analyzed the legislation of the FRG on the turnover of weapons and compared with the legislation of the Russian Federation. It provided the stats data on crimes in the sphere of illegal turnover of weapons. It is shown that legislation on weapons in the Federal Republic of Germany and the Russian Federation is very different regarding the rights granted to the owners of weapons, the concept of weapons. But there is also a general, so in the criminal laws it is enshrined that the illegal circulation of weapons is a crime encroaching on the public interests, security and calm of the society. Arguing with supporters of the mitigation of legislation on weapons in Russia, the authors believe that the state cannot weaken the supervision of the circulation of weapons and soften the legislation on the circulation of weapons.

Борьба с незаконным обращением и применением оружия очень важна для противодействия преступности в жизни каждого государства. Но в каждом государстве отличается уголовно-правовая регламентация, так не всегда совпадает оружейная терминология и официально разрешенные полномочия разнятся в каждой стране. Так В.П. Полозов утверждает, что в зарубежных странах владение огнестрельным оружием с целью защиты собственного имущества, стрельбы по мишеням, охоты - разрешено [1]. Также в некоторых странах разрешено приобретать оружие, пистолеты и револьверы, в целях самообороны. В таких государствах как Дания, Румыния, Финляндия, Швейцария, Уганда, не существует никаких запретов на владение любыми типами гражданского огнестрельного оружия. В других странах, наоборот, граждане лишены подобного права. В Малайзии и Люксембурге действует абсолютный запрет на все виды гражданского огнестрельного оружия. В большинстве стран для приобретения оружия необходимо оформить соответствующую лицензию [2].

В современном мире очень остро стоит вопрос преступлений, связанных с использованием, перевозкой, хранением оружия. В новостях то и дело рассказывают о стрельбе в общественных местах и большом количестве пострадавших. Власти Европейского Союза констатируют факт возросшего количества преступлений из-за наплыва мигрантов. Так в ФРГ общее количество преступлений за 2015 год составило более 6,3 миллиона, из которых на иностранцев (в качестве иностранцев понимаются не только беженцы, но и иностранные туристы) приходится порядка 450 тыс. случаев. По статистическим данным правоохранительных органов ФРГ, среди граждан преобладают случаи насилия над детьми, преступления связанные с оборотом наркотиков, кражи. Среди иностранцев на первом месте - это подделка документов, а затем следуют кражи и взломы квартир. Стоит отметить, что количество преступлений с использованием оружия крайне мало, при учете того, что у граждан Германии находится примерно 10 миллионов единиц легального оружия. Статистические данные, взятые за период с

1971 по 1994 год, показывают, что при росте количества оружия, число преступлений с его применением сократилось на 60 %. Изучение зарубежного опыта в области противодействия незаконного оборота оружия даст возможность обогатить российское законодательство и практику применения в данной сфере [3].

Рассмотрим законодательство ФРГ в области приобретения и владения оружием и боеприпасами. В Германии оборот оружия регулируется «Законом об оружии». Первоначальный вариант закона был принят в 1891 году. Однако этот закон в большей степени напоминал ГОСТ, а права владельцев оружия не затрагивались. В 1928 году появился закон, в котором устанавливались ограничения на владение оружием гражданами. Этот закон закреплял, что приобретение оружия и боеприпасов могла производиться только при наличии у покупателя разрешения. В тот момент по статистическим данным у граждан в собственности находилось более 1 миллиона единиц незарегистрированного оружия, оставшегося после войны. Затем в

1972 году был принят закон, опять же практически не имевший ограничений на покупку гражданского оружия (гражданин имеет возможность купить без разрешения любой образец антикварного, дульнозарядного огнестрельного оружия, однако никто не продаст ему порох), который носил антитеррористический характер. В ФРГ в 1996 году насчитывалось более 2 миллионов владельцев оружия, из числа которых 1,5 миллиона стрелков-спортсменов, 320 тысяч охотников и другие лица, которым были выданы разрешения на ношение оружия.

По оценкам полиции, в нелегальном пользовании у граждан Германии находится до 20 миллионов единиц оружия. При этом, по данным правоохранительных органов ФРГ, 97 % жертв насильственных преступлений не являются жертвами применения огнестрельного оружия, 80 % убитых не являются жертвами применения огнестрельного оружия. Применение огнестрельного оружия в преступлениях сократилось с 0,8 % до 0,3%. Количество преступлений, связанных с стрельбой сократилось с 0,5 % до 0,1 %.

Закон об оружии устанавливает определенные правила приобретения, ношения оружия, так к свободной продаже и ношению с 18 лет подпадают любые ножи (до 18 лет - не длиннее 8,5 см), любое газовое оружие, резиновые дубинки, пневматика до 7,5 Дж, не ствольные ракетницы и одноствольное шомпольное капсульное или кремневое оружие. Продажа по охотничьему билету или простому разрешению на длинное огнестрельное оружие: пневматика мощнее 7,5 Дж, любое гладкое или нарезное огнестрельное оружие не короче 60 см.

Уголовное уложение ФРГ устанавливает уголовную ответственность за незаконный оборот оружия лишь в случае его применения или угрозы применения. В ст. 127 уголовного уложения закреплена ответственность лица, не имеющего на то права за организацию или руководство группой, которая имеет в пользовании оружие, либо за присоединение к такой группе, снабжение ее оружием или деньгами. В соответствии с 243 статьей кража личного огнестрельного оружия, для приобретения которого необходимо специальное разрешение, пулемета, автомата, воинского оружия является особо тяжким преступлением. Законодатель рассматривает вооруженность преступника как отягчающее обстоятельство. Что касается Российского законодательства, то к преступлениям связанным с незаконным оборотом оружия относят: контрабанда оружия; незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; незаконное изготовление оружия; хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, регулируемые уголовным кодексом. А также небрежное хранение огнестрельного оружия; ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, которые урегулированы не только УК РФ, но и КоАП РФ [4].

Подробнее изучим законодательство ФРГ об оружии, так в «Законе об Оружии» для права владения личным оружием должно быть доказательства признанные государством, как личные и хозяйственные интересы. Таким образом, владельцами оружия могут являться члены различных спортивных и охотничьих обществ, коллекционеры, эксперты по оружию, сотрудники охранных предприятий, которые наделяются таким правом на время исполнения рабочих обязанностей, сотрудники правоохранительных органов. Сама лицензия на право ношения оружия называется «Waffenschein», для ее получения предъявляются жесткие условия: Быть совершеннолетним гражданином, быть физически психологически здоровым, не иметь судимости, не иметь больших денежных штрафов, не являться членом радикальных или запрещенных обществ в ФРГ, иметь доказательства по соблюдению требований по хранению оружия, уметь обращаться с оружием. Каждые три года проверяется адекватность владельца оружия. Своей лицензии можно лишиться из-за легкомысленного или неосторожного обращения или из-за несоблюдения законодательства о хранении оружия. Даже при наличии Лицензии «Закон об Оружии» все равно накладывает некоторые обременения по ношению оружия. Так нельзя ходить с оружием в массовых скоплениях людей, концертах, фестивалях. В случае нелегального приобретения или продажи оружия, кроме разрешенных к свободному обороту, можно получить лишение свободы на срок до 10 лет. Тоже самое касается нарушения порядка ношения или хранения оружия. Но в этом случае, есть возможность лишиться лицензии и получить штраф [5].

Для получения лицензии на оружие в Российской Федерации также имеются определенные условия, так для получения лицензии в 18 лет необходимо пройти военную службу, либо граждане проходящие службу в государственных военизированных организациях, либо с 21 года, лицам не служившим в армии, также на момент обращения не должно числиться более 2 административных правонарушений в части нарушения общественного порядка, не должно быть непогашенной судимости за умышленное преступление, лицам не прошедшим медицинскую комиссию тоже не получится получить лицензию. Также стоит учитывать, что лица, не умеющие обращаться с оружием, будут вынуждены либо пройти обучение, либо отказаться от идеи получения лицензии. Как можно заметить, законодательство ФРГ и Российской Федерации, в сфере получения лицензии, предъявляет серьезные требования к кандидатам, что вполне оправдано, ибо наличие оружия у граждан, представляет большую опасность для общества [6].

Но также с получением Лицензии необходимо будет получить удостоверение владельца оружия «Waffenbesitzkarte», это необходимая процедура для возможности хранения оружия по месту жительства. Само собой, оружие должно храниться в металлическом сейфе, а при транспортировке в специальном футляре в разряженном состоянии. Также в ФРГ предусмотрена малая лицензия на оружие «Kleiner Waffenschein», она необходима для пистолета-пугача или сигнального оружия, которые служат для привлечения внимания сотрудников правоохранительных органов или отпугивания преступников. На 2017 год в ФРГ было выдано порядка 300000 таких лицензий.

В ФРГ не обязательно иметь разрешение на владение таким оружием, как кинжалы, ножи, мечи, такие предметы можно хранить дома без специальных условий, а ходить по улице, размахивая мечом, не получится, сотрудники правоохранительных органов изымут у вас оружие и привлекут к административной ответственности. Также можно владеть: страйкбольным оружием, но носить с собой по улице нельзя, декоративное или историческое оружие, лишенное возможности вести стрельбу. Также стоит отметить весьма интересный факт, владельцы оружия, кроме коллекционеров, могут практически без всяких препятствий обмениваться своим оружием на неопределенный срок.

Также стоит рассмотреть законодательное регулирование международной торговли оружием в ФРГ. Так, Конституция Германии обеспечивает свободу внешней торговли. Меры, которые будут ограничивать осуществление этого принципа, могут быть введены только путем принятия закона или на основании правомочий, предоставленных законом. В процессе взаимодействия прав частных лиц и государства, принцип пропорциональности будет регулировать данные отношения. При этом есть конституционное положение, ограничивающее производство, транспортировку и сбыт оружия, предназначенного для ведения боевых действий. Два акта, которые опираются на Конституцию, предусматривают возможность осуществления надзора за внешней торговлей и предотвращения, при необходимости определенных сделок. Этими статутами являются Акт о контроле за оружием для ведения войны и Акт о внешней торговле и платежах, а также Ордонанс о внешней торговле и платежах.

Стоит ознакомиться с мнениями немецких ученых по данной проблематике. Так М. Боте и Т. Марауна пишут, что вне зависимости от того, является ли право на ведение торговли присуще государству или частным лицам, целесообразно предопределить последствия этих двух подходов. Ученые думают, что в тех странах которые гарантируют вышеперечисленные права частных лиц, не только сложнее доказывать, почему присутствует необходимость в ограничении торговой деятельности, но также и более весомая степень правового контроля, осуществляемого судами, по сравнению с теми странами, где торговля оружием считается привилегией государства. Из двух концепций происходит еще одна проблема в случае заключения многостороннего соглашения о торговле оружием, так представляется весьма сложно дать понятие «оружия», а в национальных нормативных актах используется перечень вооружений. Однако, законодательство разных странах далеко от единообразия. Так, к примеру, понятие вооружения в Законе о контроле за боевым оружием более узкое в сравнении с другими странами.

Если изучать законодательное регулирование международной торговли оружием в Российской Федерации, то можно отметить, что конституционные принципы, закрепленные в ст. 71 Конституции РФ, провозглашают, что покупка и продажа оружия находится в ведении Российской Федерации. Правила оборота оружия на территории Российской Федерации предусматривают последовательную систему, направленную на полный контроль государственных органов над созданием оружия и дальнейшей его реализацией. Российские компании, занимающиеся продажей оружия, должны осуществлять свою деятельность в строгом соответствии с единым списком продукции военного назначения. Для осуществления своих торговых операций, компаниям необходимо иметь лицензию. Выдача лицензии осуществляется согласно «Положению о порядке лицензирования в РФ экспорта и импорта продукции, работ и услуг военного назначения», срок действия составляет 12 месяцев. В Российской Федерации действует ряд документов, которые способны осуществить контроль в области вооружения. Российское уголовное законодательство включает в себя ряд норм, предусматривающих ответственность за незаконные действия, совершаемые в отношении оружия, что следует рассматривать как важнейший элемент обеспечения законности оборота оружия.

Наряду с прибывающими в ФРГ иммигрантами, растет незаконный оборот оружия. Проследить цепочку, по которой перемещается оружие не составляет большого труда. Так, вместе с беженцами в Европу проникли и боевики Исламского Государства. Сейчас об этом факте говорят открыто, но на тот момент идея торжества демократизма и тотальная толерантность заглушила голос разума и сейчас понятно, что боевики не только успешно проникли в Европу, но и наладили каналы поставок оружия. По официальным данным, самым распространенным оружием на черном рынке является автомат Калашникова. Это оружие не

нуждается в представлении, и на сегодняшний день, по самым скромным подсчетам, в обращении находится более 200 млн. экземпляров. Если проследить путь автоматов в Европу, то эксперты заявляют, что оружие проходит через Африку, и схема выглядит весьма просто. Так, в Китае автоматы производятся по лицензии, потом поставляются в Африку, откуда и попадают на черный рынок. Одним из способов перевозки является «муравьиный», при котором оружие в небольших количествах перевозится одним человеком, который, не привлекает к себе большого внимания. Одним из условий роста этого «бизнеса» является его высокая рентабельность. Так, оружие покупается за 200 долларов, а продается в Европе от 2000 долларов и выше. У властей вызывает обеспокоенность и тот факт, что, наряду с вооруженностью бандитов, вооружаются и обычные граждане - для самозащиты от бесчинств беженцев.

Что касается источников поступления оружия в нелегальный оборот в Российской Федерации, то здесь можно отметить, что в основном пополнение происходит из-за халатности должностных лиц, которые должны контролировать этот оборот. Здесь речь идет о воровстве с армейских складов, с оборонных предприятий. Также поставки оружия производятся из мест вооруженных конфликтов. Немаловажный вклад вносят так называемые «Черные копатели». Конечно, по сравнению, с ФРГ схема поставок оружия на «черный рынок» довольно проста, но стоит отметить, что на территории ФРГ нет такого количества оружия, которое было произведено во времена СССР и сейчас покоится на военных складах. Стоит отметить, что в последнее время государство ограничивает эти схемы и поставщикам оружия все тяжелее находить как источник оружия, так и рынок сбыта. Если посмотреть на личность преступника, совершившего незаконный оборот оружия, можно констатировать, что в основном преступниками являются мужчины среднего возраста с достаточно высоким доходом, потому что оружие является весьма дорогим товаром на «черном рынке». Как правило, высока вероятность рецидива [7].

Таким образом, можно говорить, что законодательства об оружии в ФРГ и Российской Федерации сильно различаются относительно предоставленных прав владельцам оружия, понятия оружия, но есть и общее. Так, в уголовных законах закреплено, что незаконный оборот оружия - есть преступление, посягающее на общественные интересы, безопасность и спокойствие общества. Проводя параллели, стоит отметить, что имеется довольно много сторонников смягчения законодательства об оружии в России. По мнению авторов, об этом не может идти и речи. Даже невозможно представить, сколько попадет оружия на российский рынок, и к каким последствиям это приведет, если государство ослабит надзор за оборотом оружия и смягчит законодательство в области оборота оружия.

Литература и источники

1. Уголовное право. Особенная часть: учебник/ отв. ред. И.Я. Козаченко, Г.П. Новоселов. 5-е изд., изм. и доп. М.:Норма; Инфра, 2013.

2. Полозов В.П. Оружие в гражданском обществе. М.2001.

3. Корецкий Д.А., Солоницкая Э.В. Оружие и его незаконный оборот: криминологическая характеристика и предупреждение. СПб. : Юридический центр Пресс, 2006.

4. Федеральный закон «Об оружии» от 13 декабря 1996 № 150 - ФЗ.

5. Уголовное уложение (Уголовный кодекс) Федеративной Республики Германия: Текст и научно-практический комментарий. М., 2010.

6. Ситько Н.Г. Алехин В.П. К вопросу о понятии незаконного оборота оружия/ Успехи современной науки и образования/ 2016. С. 66-68

7. Ситько Н.Г. Алехин В.П. К вопросу о криминологической характеристики личности преступника, совершившего незаконный оборот оружия.// Полиматис. №7. С. 8-13.

References and Sources

1. Ugolovnoe pravo. Osobennaya chast': uchebnik/ otv. red. I.YA. Kozachenko, G.P. Novoselov. 5-e izd., izm. i dop. M.:Norma; Infra, 2013.

2. Polozov V.P. Oruzhie v grazhdanskom obshchestve. M.2001.

3. Koreckij D.A., Solonickaya EH.V. Oruzhie i ego nezakonnyj oborot: kriminologicheskaya harakteristika i preduprezhdenie. SPb. : YUridicheskij centr Press, 2006.

4. Federal'nyj zakon «Ob oruzhii» ot 13 dekabrya 1996 № 150 - FZ.

5. Ugolovnoe ulozhenie (Ugolovnyj kodeks) Federativnoj Respubliki Germaniya: Tekst i nauchno-prakticheskij kommentarij. M., 2010.

6. Sit'ko N.G. Alekhin V.P. K voprosu o ponyatii nezakonnogo oborota oruzhiya/ Uspekhi sovremennoj nauki i obrazovaniya/ 2016. S. 66-68

7. Sit'ko N.G. Alekhin V.P. K voprosu o kriminologicheskoj harakteristiki lichnosti prestupnika, sovershivshego nezakonnyj oborot oruzhiya.// Polimatis. №7. S. 8-13.

АЛЕХИН ВИТАЛИИ ПЕТРОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина;

СИТЬКО НИКОЛАЙ ГЕННАДЬЕВИЧ - магистрант юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина;

СЛАВИНСКИЙ ВЛАДИСЛАВ АНДРЕЕВИЧ - магистрант юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета им. И. Т. Трубилина.

ALEKHIN, VITALY P. - PhD in Law, Associate Professor of the Higher Attestation Commission, Associate Professor of the Department of Criminal Law of the Kuban State Agrarian University of I.T. Trubilin;

SITKO, NIKOLAY G. - graduate student of the Law Faculty of the Kuban State Agrarian University. I.T. Trubilin; SLAVINSKY, VLADISLAV A. - graduate student of the Law Faculty of the Kuban State Agrarian University. I.T. Trubilin.

УДК 343.54

КОРОВИН Е.П., МАРМУТА И.Л. ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВОВЛЕЧЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В СОВЕРШЕНИЕ ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЙСТВИЙ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЕГО ЖИЗНИ (СТ. 151.2 УК РФ)

Ключевые слова: вовлечение, склонение, несовершеннолетний, убеждение, принуждение, противоправное действие, опасность для жизни

В статье проводится критический анализ положений, регулирующих ответственность за преступление, предусмотренное ст. 151.2 УК РФ. Обозначены проблемные вопросы уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение противоправных действий, создающих опасность для его жизни. На основе проведенного исследования выработаны научно обоснованные предложения по совершенствованию указанной нормы. В частности, обоснован вывод о том, что при определении признаков вовлечения несовершеннолетнего в совершение противоправных действий, представляющих опасность для его жизни, уголовную ответственность следует дифференцировать в зависимости от способов воздействия на потерпевшего. Также предложено установить более строгое наказание для родителей, педагогов и иных лиц, которые, в силу родства или положения, в большей степени оказывают влияние на формирование личности несовершеннолетнего.

KOROVIN, E.P., MARMUTA, I.L. DISCUSSION ISSUES OF THE LEGISLATIVE REGULATION OF CRIMINAL RESPONSIBILITY FOR INVOLVEMENT A MINOR IN THE PERFORMANCE OF ILLEGAL ACTIONS PRESENTING DANGER TO ITS LIFE (ART. 151.2 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION)

Keywords: involvement, inducement, minor, persuasion, coercion, illegal act, danger for life.

In the article provides a critical analysis of the provisions of the crime under Art. 151.2 of the Criminal Code of the Russian Federation, identified problematic issues of criminal responsibility for the involvement of a minor in the commission of unlawful acts that create a danger to its life. On the basis of the conducted research, scientifically grounded proposals for the improvement of this norm were developed. In particular, it substantiated the conclusion that in determining the signs of involving a minor in the commission of unlawful acts that pose a danger to its life, criminal responsibility should be differentiated depending on the methods of influence on the victim. It was also proposed to establish a more severe punishment for parents, teachers and other persons who, by virtue of kinship or position, have a greater influence on the formation of the personality of the minor.

Федеральным законом от 7 июня 2017 г. № 120-ФЗ Уголовный кодекс РФ был дополнен новыми нормами, устанавливающими ответственность за склонение к совершению самоубийства и содействие совершению самоубийства [1]. Одна из новелл уголовного законодательства - ст. 151.2 УК РФ призвана усилить эффективность уголовно-правовых мер противодействия деструктивной деятельности, направленной на побуждение несовершеннолетних к потенциально опасному для их жизни поведению.

Несмотря на то, что принятая норма имеет существенное предупредительное значение, ее законодательная конструкция порождает целый ряд дискуссионных вопросов.

Анализ диспозиции ч. 1 ст. 151.2 УК РФ позволяет выделить следующие действия, образующие объективную сторону:

1) склонение несовершеннолетнего в совершение противоправных действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего;

2) иное вовлечение несовершеннолетнего в совершение противоправных действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего.

При этом указанные деяния не должны сдержать признаки склонения к совершению самоубийства (ст. 110.1 УК РФ) и вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления или в совершение антиобщественных действий (ст. 151 УК РФ).

В рассматриваемой уголовно-правовой норме отсутствуют понятия «вовлечение» и «склонение». Несмотря на то, что в тексте уголовного закона эти термины используются

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.