Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ'

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
384
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ / ТЕРРОРИЗМ / СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ / БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ / TERRORIST ACT / TERRORISM / COMPARATIVE-LEGAL ANALYSIS OF CRIMINAL LEGISLATION / CRIMINAL LIABILITY FOR TERRORIST ACT / THE COMBATING AGAINST TERRORISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Медведев Сергей Сергеевич, Славинский Владислав Андреевич

В статье осуществлен сравнительно-правовой анализ правовой регламентации уголовной ответственности за террористический акт в законодательствах Италии, Испании, Франции, ФРГ. Акцентируется внимание на том, что в настоящее время нет единого унифицированного подхода к пониманию терроризма и террористического акта. Между тем национальное уголовное законодательство данных стран содержит общие признаки, единые по своей сути, которые позволяют определить круг преступлений террористической направленности. Отмечается, что в указанных источниках уголовного права имеются некоторые позитивные моменты, которые возможно было бы использовать в законодательстве Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE-LEGAL ANALYSIS OF CRIMINAL LIABILITY FOR A TERRORIST ACT

In this article viewed the comparative-legal analysis of the legal regulation of criminal liability for a terrorist act in Italy, Spain, France, Germany. Attention is drawn to the fact that at present time there is no single unified approach to the understanding of terrorism and terrorist act, while the national criminal legislation of these countries contains common features, common in nature, that allow to determine the range of crimes of terrorist orientation. Also in the specified sources of criminal law there are some positive moments that could be used in the legislation of the Russian Federation. Justified the conclusion about the need to tighten sanctions for crimes related to the composition of terrorism,

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ»

11. Kruglyj stol zhurnala «Gosudarstvo i pravo»: Terrorizm: psihologicheskie korni i pravovye ocenki // Gosudarstvo i pravo. 1995. №4. S.23-24, 40.

12. Ustinov V.V. Mezhdunarodnyj opyt bor'by s terrorizmom: standarty i praktika. M., 2002. S. 14.

13. Artamonov I.I. Nekotorye predlozheniya po sovershenstvovaniyu pravovoj osnovy bor'by s terrorizmom // Terrorizm v Rossii i problemy sistemnogo reagirovaniya / Pod red. A.I. Dolgovoj. M., 2004.

14. Martynenko B.K. Teoretiko-pravovye voprosy politicheskogo terrorizma (na primere Rossii konca 80-90-h gg. XX v.). Diss. ...kand. yurid. nauk. Rostov n/D., 1999. S.27.

15. Lucenko V.V., Motornyj I.D. Antibombing - grazhdanskie tekhnologii protivodejstviya bombovomu terrorizmu. M., 2000. S.6.

16. Sm.: Musaelyan M.F. K voprosu o politizirovannosti ugolovno-pravovyh opredelenij terrorizma // Rossijskij sledovatel'. 2004. № 12. S. 19-22.

17. Emel'yanov V.P. Terrorizm i prestupleniya s priznakami terrorizirovaniya: ugolovno-pravovoe issledovanie. SPb., 2002. S. 38.

18. Dolgova A.I. Konkretizaciya ponyatiya terrorizma v kriminologicheskih i pravovyh celyah // Ugolovnoe pravo. 2003. № 2. S. 101.

19. Gyskeh A.V. Teoretiko-metodologicheskie aspekty obespecheniya obshchestvennoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii. M., 2000.

20. Dolgova A.I. Prestupnost', ee organizovannost' i kriminal'noe obshchestvo. M., 2003. S. 488.

21. Min'kovskij G.M., Revin V.P. Harakteristika terrorizma i nekotorye na pravleniya povysheniya ehffektivnosti bor'by s nim // Gosudarstvo i pravo. 1997. № 8.

22. FZ «O protivodej stvii legalizacii (otmyvaniyu) dohodov, poluchennyh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma» / SPS «Konsul'tant-Plyus» 2017 g

23. Ukaz Prezidenta RF ot 15 fevralya 2006 g. N° 116 «O merah po protivodejstviyu terrorizmu» / SPS «Konsul'tant-Plyus» 2017.

24. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 6 iyunya 2007 g. № 352 «O merah po realizacii Federal'nogo zakona «O protivodejstvii terrorizmu» / SPS «Konsul'tant-Plyus» 2017.

25. Moiseenko A.I. Ugolovno-pravovaya i kriminologicheskaya harakteristika terrorizma (po materialam YUzhnogo federal'nogo okruga Rossii). Diss. ...kand. yurid. nauk. Stavropol', 2006. S. 9.

26. Terrorizm. Pravovye aspekty protivodejstviya: normativnye i mezhdunarodnye pravovye akty s kommentariyami, nauchnye stat'i / Pod red. I.L. Trunova, YU.S. Gorbunova. M., 2007. S. 210-211.

27. Kibal'nik A. Ocenka «antiterroristicheskih» novell ugolovnogo zakona // Ugolovnoe pravo. 2006. № 5. S. 50.

28. Bogolyubova T. Bor'ba s terrorizmom: ugolovno-pravovye problemy / Ugolovnoe pravo. 1999. № 1. S. 42.

29. Avdeev YU.I. Terrorizm kak social'no-politicheskoe yavlenie // Sovremennyj terrorizm: sostoyanie i perspektivy / Pod red. E.I. Stepanova. M.., 2000. S. 40.

30. Gyskeh A.V. Sovremennaya rossijskaya prestupnost' i problemy bezopasnosti obshchestva (politicheskij analiz). M., 2000. S. 223.

31. Sm.: Deryugina YU.N. Terrorizm: ugolovno-pravovoj i kriminologicheskij aspekty. Diss. ...kand. yurid. nauk. M., 2001. S. 10, 213.

32. Turicyn I.V. Vlast', obshchestvo i terrorizm: razmyshleniya o rossijskoj istoricheskoj tradicii // Sovremennaya nauchnaya mysl'. 2014. №1. S.6-35.

БАТЧАЕВА АМИНАТ АЛХАЗОВНА - старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин СевероКавказской государственной академии (A.Batchaeva@mail.ru)

BATCHAEVA, AMINAT A. - Senior Lecturer, Department of Criminal Law Disciplines, North Caucasus State Academy (A.Batchaeva@mail.ru).

УДК: 343.3

МЕДВЕДЕВ С.С., СЛАВИНСКИЙ В.А. СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ЗА ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ

Ключевые слова: террористический акт; терроризм; сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства; уголовная ответственность за террористический акт; борьба с терроризмом.

В статье осуществлен сравнительно-правовой анализ правовой регламентации уголовной ответственности за террористический акт в законодательствах Италии, Испании, Франции, ФРГ. Акцентируется внимание на том, что в настоящее время нет единого унифицированного подхода к пониманию терроризма и террористического акта. Между тем национальное уголовное законодательство данных стран содержит общие признаки, единые по своей сути, которые позволяют определить круг преступлений террористической направленности. Отмечается, что в указанных источниках уголовного права имеются некоторые позитивные моменты, которые возможно было бы использовать в законодательстве Российской Федерации.

MEDVEDEV, S.S., SLAVINSKY, V.A. COMPARATIVE-LEGAL ANALYSIS OF CRIMINAL LIABILITY FOR A TERRORIST ACT

Keywords: terrorist act; terrorism; comparative-legal analysis of criminal legislation; criminal liability for terrorist act; the combating against terrorism.

In this article viewed the comparative-legal analysis of the legal regulation of criminal liability for a terrorist act in Italy, Spain, France, Germany. Attention is drawn to the fact that at present time there is no single unified approach to the understanding of terrorism and terrorist act, while the national criminal legislation of these countries contains common features, common in nature, that allow to determine the range of crimes of terrorist orientation. Also in the specified sources of criminal law there are some positive moments that could be used in the legislation of the Russian Federation. Justified the conclusion about the need to tighten sanctions for crimes related to the composition of terrorism,

Исследуя вопрос уголовной ответственности за террористический акт обратим своё внимание на ряд государств, в которых их национальное законодательство имеет определенные положительные тенденции, которые возможно было бы перенять для нашего отечественного законодательства. Исследуя вопрос правовой регламентации уголовной ответственности за

терроризм и террористический акт, как его проявление в Испании, мы пришли к выводу о том, что в данном государстве отсутствует отдельный закон, который был бы посвящен исключительно правовой регламентации ответственности за терроризм. В то же время Уголовный кодекс Испании в статье 571 закрепляет норму дефиницию, определяющую, что за террористов признают тех, кто: «...принадлежит, действует в составе, или сотрудничает с вооруженными группами, организациями или группами, цель которых состоит в том, чтобы ниспровергать конституционный порядок или серьезно изменять общественный мир» [1]. В статье 346 Уголовного кодекса Испании к лицам, совершающим террористические акты относятся те, кто нападает на транспорт, здания или инфраструктуру с использованием взрывчатых устройств; осуществляет поджог, вызывающий риск раны или смерти (статья 351 Уголовного кодекса Испании) [1].

С нашей точки зрения, уголовно-процессуальное право Испании содержит положительную норму, которую можно было бы перенять и использовать в нашем законодательстве. Так, согласно Уголовно-процессуальному кодексу Испании, подозреваемый в террористическом акте может быть задержан без санкции суда на срок до 5 суток, более того, суд может избрать в отношении указанного подозреваемого особый правовой статус, называемой «incommunicado», что при дословном переводе означает - отрезанный от внешнего мира. Содержание данного правового статуса заключает в том, что на период задержания, лицу, в отношении которого выбран статус «incommunicado» запрещается любое общение с внешним миром, ни кто не обязан извещать родственников о задержании, даже адвокат назначается из числа лиц назначаемых государством, и общении с ним не может быть конфиденциальным и в любое время. Считаем необходимым для российского уголовного законодательства как материального, так и процессуального применить данные позиции, так как террористический акт крайне общественно опасное преступление, и распространять все права преступника на злоумышленников, совершивших данное преступление нецелесообразно, более того может повлечь еще большие общественно опасные последствия.

Далее, изучая вопрос уголовно-правовой регламентации ответственности за терроризм, и террористический акт в частности, в уголовном законодательстве Франции, отметим, что данный источник уголовного права содержит целый отдельный раздел, который так и называется «О терроризме» [2]. К преступлениям террористической направленности законодатель Франции относит ряд преступлений, объединенных единой целью - серьезно нарушить общественный порядок путем запугивания или террора. Среди преступлений данной направленности выделяют: умышленное посягательство на жизнь, посягательство на неприкосновенность человека, похищение человека, незаконное лишение человека свободы, угон летательного аппарата, судна или любого другого транспортного средства. Применительно к законодательной трактовке самого террористического акта или терроризма во множестве его проявлений, законодатель Франции отдельно не регламентирует данные преступления, а использует конструкции, состоящие из сложения обще уголовного преступления и цели - серьезно нарушить общественный порядок путем запугивания или террора, которая существенно повышая общественную опасность преступления, также повышает верхний предел санкции. Такой расширительный подход к формированию преступлений террористической направленности привел к тому, что во Франции даже подделка документов, которая облегчает совершение преступления или позволяет избежать наказания за него, при наличии цели - серьезно нарушить общественный порядок путем запугивания или террора, признается террористическим актом. Более того законодатель Франции включил в Уголовный кодекс нотационный состав преступления - Экологический терроризм (статья 421-2), согласно которому разновидностью террористического акта выступают действия направленные на умышленное введение в атмосферу, в почвенный слой, или подпочвенный слой, или в воды, в том числе и морскую среду, единолично или в составе группы, с целью серьезно нарушить общественный порядок путем запугивания или террора, веществ, способных создать опасность для здоровья людей, животных или окружающей среды [2].

Санкция данной статьи аналогична по верхнему пределу санкции статьи 205 Уголовного кодекса Российской Федерации, но в то же время, если наступила смерть человека от таких действий, то злоумышленник наказывается пожизненным лишением свободы. Считаем

возможным в будущем, в условиях обостряющегося экологического кризиса на планете, предусмотреть в Уголовном законодательстве Российской Федерации похожий состав преступления, так как по оценкам ученых через несколько десятилетий, при условии сохранения современных темпов развития и потребления, человечество в целом будет испытывать нехватку жизненно важных источников существования - воды, пищи, воздуха; что, в конечном счете, при умышленном ухудшении данных элементов окружающей среды будет существенно влиять на общественную безопасность. Более того, считаем позитивным опыт французского законодателя, который совокупность обще уголовного преступления и цели, явно террористического характера признает террористическим актом. Думается и нашему отечественному законодательству необходимо перенять данный опыт, дабы исключить любое проявление терроризма.

Исследуя вопрос правовой регламентации террористического акта в уголовном законодательстве ФРГ, мы пришли к выводу о том, что в данном государстве борьбе с терроризмом посвящен целый ряд законов, которые позволяют с относительным успехом противодействовать террористическому акту уголовно-правовыми средствами. Так, Закон «О борьбе с терроризмом» в статье 3 закрепляет определенные действия, признаваемые террористическими, при наличии следующих целей: во - первых, нанесение ущерба целостности, а также внешней или внутренней безопасности ФРГ; во-вторых, устранение, прекращение действия или подрыва конституционных основ ФРГ; в-третьих, нанесение ущерба безопасности размещенным на территории ФРГ войскам иностранных государств - участников Североатлантического договора. То есть сам закон описывает субъективную сторону преступлений террористической направленности, в то время как Уголовный кодекс ФРГ закрепляет способы реализации объективной стороны данной группы преступлений, по-сути носящих обще уголовный характер, без названной цели, а именно - убийство (статья 211 УК ФРГ), взятие заложников (статья 239в УК ФРГ), квалифицированный поджог (статья 307 УК ФРГ), использование при совершении преступлений ядерной энергии (статья 310в УК ФРГ), ионизирующих лучей (статья 311а УК ФРГ) [3]. Считаем положительным моментом отнесение действий, направленных на снижение боеспособности вооруженных сил с целью террористической направленности, к террористическому акту. Считаем, что в условиях современной геополитической обстановки в мире, в условиях нарастания социальной и экономической напряженности, особенно с расширением практики терроризма на обширных территориях, например в Сирии, данная разновидность преступления и в нашем уголовном законодательстве должна признаваться террористической.

Обращаясь к законодательству Италии, в части правовой регламентации террористического акта, считаем необходимым отметить, что с нашей точки зрения, законодатель данного государства правильно соотносит терроризм и организованную преступность. Все поправки в уголовные нормы, относящиеся к организованной (мафиозной) преступности, так или иначе всегда затрагивают нормы, посвященные преступлениям террористической направленности. Из всех проанализированных в данной статье уголовных мер противодействия преступности террористической направленности, законодательство Италии, с нашей точки зрения более оптимально и эффективно. Такое утверждение базируется на том факте, что помимо динамично развивающихся положений уголовного кодекса, направленных на жесткое наказание террористов, законодатель предусматривает ряд рекомпенсивных норм, которые призваны поощрять лиц, сотрудничающих с правосудием, а также раскаявшихся преступников.

С нашей точки зрения весьма продуктивным и крайне актуальным для нашего отечественного законодателя является положение, согласно которому обязательной конфискацией подлежат имущество или деньги, происхождение которых осужденный не может объяснить и доказать и которые подтверждают непропорциональность его доходов (Закон 501/1994). В своей законотворческой работе итальянский законодатель не обходит стороной и вопрос о материальной компенсации потерпевшим от террористических актов и организованной преступности. В Италии действует специальный Закон о возмещении ущерба лицам, потерпевшим от терроризма (302/1990) «О покровительстве потерпевшим от терроризма и организованной преступности», принятый 20 октября 1990 г., на основании которого увеличивается размер денежной компенсации потерпевшим от террористического акта [4].

Данные нормы, с нашей точки зрения, необходимо включить в российское законодательство, которое окончательно разрешило спор материального характера в части компенсации потерпевшим, а в случае их смерти родственникам, потерпевшим от террористического акта не от волеизъявления государства, а по строго фиксированным тарифам. С одной стороны это позволит иметь четкие представления о материальной стороне вопроса жертвам террористического акта, с другой стороны простимулирует государство более тщательно пресекать преступной в целом, особенно такую опасную как преступность террористической направленности.

Литература и источники

1. Уголовный кодекс Испании / http://newrespublika.ru/topic/19286-ugolovnyj-kodeks-korolevstva-ispaniia дата обращения 16.08.2018 года.

2. Уголовный кодекс Франции / https://yurist-online.org/laws/foreign/criminalcode_fr/_doc-5-.pdf дата обращения 16.08.2018 года.

3. Уголовный кодекс ФРГ / https://constitutions.ru/?p=5854 дата обращения 16.08.2018 года.

4. Информационно-аналитические материалы Государственной Думы Российской Федерации «Опыт Италии в борьбе с терроризмом» / http://iam.duma.gov.ru/node/8/4397/14160 дата обращения 16.08.2018 года.

References and Sources

1. Ugolovnyj kodeks Ispanii / http://newrespublika.ru/topic/19286-ugolovnyj-kodeks-korolevstva-ispaniia data obrashcheniya 16.08.2018 goda.

2. Ugolovnyj kodeks Francii / https://yurist-online.org/laws/foreign/criminalcode_fr/_doc-5-.pdf data obrashcheniya 16.08.2018 goda.

3. Ugolovnyj kodeks FRG / https://constitutions.ru/?p=5854 data obrashcheniya 16.08.2018 goda.

4. Informacionno-analiticheskie materialy Gosudarstvennoj Dumy Rossijskoj Federacii «Opyt Italii v bor'be s terrorizmom» / http://iam.duma.gov.ru/node/8/4397/14160 data obrashcheniya 16.08.2018 goda.

МЕДВЕДЕВ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права Кубанского государственного аграрного университета.

СЛАВИНСКИЙ ВЛАДИСЛАВ АНДРЕЕВИЧ - магистрант юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета.

MEDVEDEV, SERGEY S. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Criminal Law, Kuban State Agrarian University (s.medvedev@mail.ru).

SLAVINSKY, VLADISLAV A. - graduate student of the Kuban State Agrarian University.

УДК 343.34

АЛЕХИН В.П., СИТЬКО Н.Г., СЛАВИНСКИЙ В.А. СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ОРУЖИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФРГ

Ключевые слова: незаконный оборот оружия, причины преступности, общественная безопасность, приобретение оружия, запрет на оружие, оружие в зарубежных странах, личность преступника.

В статье, авторы анализируют аналитические данные, мнения ученых о незаконном обороте оружия в Российской Федерации и ФРГ и на основе полученных данных раскрывают основные тенденции в борьбе с незаконным оборотом оружия. Проводится анализ законодательства ФРГ об обороте оружия и сопоставляется с законодательством Российской Федерации. Предоставлены статистические данные по преступлениям в сфере незаконного оборота оружия. Показано, что законодательства об оружия в ФРГ и Российской Федерации сильно различаются относительно предоставленных прав владельцам оружия, понятия оружия. Но есть и общее, так в уголовных законах закреплено, что незаконный оборот оружия есть преступление, посягающее на общественные интересы, безопасность и спокойствие общества. Полемизируя со сторонниками смягчения законодательства об оружии в России, авторы полагают, что государство не может ослабить надзор за оборотом оружия и смягчить законодательство в области оборота оружия.

ALEKHIN, V.P., SITKO, N.G., SLAVINSKY, V.A. COMPARATIVE-LEGAL ANALYSIS OF ILLEGAL TURNOVER OF WEAPONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

AND FRG

Keywords: illegal turnover of weapons, causes of crime, public security, the acquisition of weapons, ban on weapons, weapons in foreign countries, the identity of criminal.

In this article, the authors analyze the analytical data, the opinions of scientists on the illegal turnover of weapons in the Russian Federation and the Federal Republic of Germany (FRG) and on the basis of the data they disclosed the the main trends in the fight against illegal turnover of weapons. It analyzed the legislation of the FRG on the turnover of weapons and compared with the legislation of the Russian Federation. It provided the stats data on crimes in the sphere of illegal turnover of weapons. It is shown that legislation on weapons in the Federal Republic of Germany and the Russian Federation is very different regarding the rights granted to the owners of weapons, the concept of weapons. But there is also a general, so in the criminal laws it is enshrined that the illegal circulation of weapons is a crime encroaching on the public interests, security and calm of the society. Arguing with supporters of the mitigation of legislation on weapons in Russia, the authors believe that the state cannot weaken the supervision of the circulation of weapons and soften the legislation on the circulation of weapons.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.