Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ И ИНСТРУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ГОСУДАРСТВОМ ДЛЯ КОНТРОЛЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, США, ФРГ, КНР'

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ И ИНСТРУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ГОСУДАРСТВОМ ДЛЯ КОНТРОЛЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, США, ФРГ, КНР Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственные органы / законы / регулирование / сравнительный анализ / политические процессы / финансовый механизм / избирательная система / демократическая / политическая. / government bodies / laws / regulation / comparative analysis / political processes / financial mechanism / electoral system / democratic / political.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Клещева М.В.

В статье исследуется влияние государства на политические партии в четырех различных странах. Рассматривается как государственные органы и законы регулируют и влияют на формирование, регистрацию, финансирование, медийное присутствие и общественную деятельность политических партий. Автор осуществил сравнительный анализ механизмов и инструментов, используемых государством для контроля и регулирования политических партий в каждой из этих стран. Особое внимание уделено законодательству, финансовым механизмам, избирательным системам и связи политических партий с обществом. В статье анализируется влияние государственных органов на политические процессы, включая избирательные кампании, принятие законов и формирование общественного мнения. Рассматриваются различные подходы к регулированию политических партий и их деятельности, а также основные тенденции и вызовы, с которыми сталкиваются политические партии под воздействием государства. Автор статьи предлагает рекомендации по улучшению взаимодействия между государством и политическими партиями с целью развития более открытой, ответственной и демократичной политической системы в каждой из рассматриваемых стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Клещева М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS OF MECHANISMS AND INSTRUMENTS USED BY THE STATE TO CONTROL AND REGULATE POLITICAL PARTIES IN THE RUSSIAN FEDERATION, USA, GERMANY, CHINA

An article that examines the influence of the state on political parties in four different countries. The article examines how government agencies and laws regulate and influence the formation, registration, financing, media presence and public activities of political parties. The article offers a comparative analysis of the mechanisms and tools used by the state to control and regulate political parties in each of these countries. Particular attention is paid to legislation, financial mechanisms, electoral systems and the relationship of political parties with society. The author of the article analyzes the influence of government bodies on political processes, including election campaigns, the adoption of laws and the formation of public opinion. It examines various approaches to regulating political parties and their activities, the main trends and challenges that political parties face under the influence of the state. At the conclusion of the article, the author of the article offer recommendations for improving interaction between the state and political parties with the aim of developing a more open, responsible and democratic political system in each of the countries under consideration.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ И ИНСТРУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ГОСУДАРСТВОМ ДЛЯ КОНТРОЛЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, США, ФРГ, КНР»

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Научная статья

https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-7-28 УДК 342

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ И ИНСТРУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ГОСУДАРСТВОМ ДЛЯ КОНТРОЛЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, США, ФРГ, КНР

Клещева М.В.

Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

Аннотация. В статье исследуется влияние государства на деятельность политических партий в четырех странах. Рассматривается, как государственные органы и законы регулируют и влияют на формирование, регистрацию, финансирование, медийное присутствие и общественную деятельность политических партий. Автор провел сравнительный анализ механизмов и инструментов, используемых государством для контроля и регулирования политических партий в каждой из этих стран. Особое внимание уделено законодательству, финансовым механизмам, избирательным системам и связи политических партий с обществом. В статье анализируется влияние государственных органов на политические процессы, включая избирательные кампании, принятие законов и формирование общественного мнения. Рассматриваются различные подходы к регулированию политических партий и их деятельности, а также основные тенденции и вызовы, с которыми сталкиваются политические партии под воздействием государства. Автор статьи предлагает рекомендации по улучшению взаимодействия между государством и политическими партиями с целью развития более открытой, ответственной и демократичной политической системы в каждой из рассматриваемых стран.

Ключевые слова: государственные органы, законы, регулирование, сравнительный анализ, политические процессы, финансовый механизм, избирательная система, демократическая, политическая.

COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS OF MECHANISMS AND INSTRUMENTS USED BY THE STATE TO CONTROL AND REGULATE POLITICAL PARTIES IN THE RUSSIAN FEDERATION, USA, GERMANY, CHINA

Marina V. Kleshcheva

Moscow Financial and Industrial University «Synergy»

Abstract. An article that examines the influence of the state on political parties in four different countries. The article examines how government agencies and laws regulate and influence the formation, registration, financing, media presence and public activities of political parties. The article offers a comparative analysis of the mechanisms and tools used by the state to control and regulate political parties in each of these countries. Particular attention is paid to legislation, financial mechanisms, electoral systems and the relationship of political parties with society. The author of the article analyzes the influence of government bodies on political processes, including election campaigns, the adoption of laws and the formation of public opinion. It examines various approaches to regulating political parties and their activities, the main trends and challenges that political parties face under the influence of the state. At the conclusion of the article, the author of the article offer recommendations for improving interaction between the state and political parties with the aim of developing a more open, responsible and democratic political system in each of the countries under consideration.

Keywords: government bodies, laws, regulation, comparative analysis, political processes, financial mechanism, electoral system, democratic, political.

Введение.

В современном мире имеют место различные механизмы контроля и регулирования деятельности политических партий, выяснение их положительных и отрицательных сторон являются целью данного исследования. В данном контексте, особый интерес представляет наработан-

ный опыт таких стран, как: Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Германия и Китайская Народная Республика.

Каждое из этих государств имеет свои уникальные механизмы и инструменты, используемые для контроля и регулирования деятельности

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

политических партий, которые отражают особенности их политических систем и правовых традиций [2]. Для полного понимания данной темы целесообразно проанализировать законодательные акты, судебную практику и политические процессы в каждой из указанных стран.

Аспекты контроля и регулирования политических партий являются ключевыми для политической жизни каждой страны, поскольку они определяют условия и правила участия партий в политическом процессе, обеспечивая стабильность и законность политической системы.

Сравнительный правовой анализ механизмов и инструментов, используемых государством для контроля и регулирования политических партий в Российской Федерации, США, ФРГ и КНР позволяет выявить различия в подходах к управлению политической деятельностью.

Результаты.

В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа, государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач. Государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий. В Российской Федерации механизмы и инструменты контроля и регулирования политических партий включают в себя требования к регистрации партий, финансированию и участию в выборах. Государство имеет право отказать в регистрации партии, если она не соответствует установленным законом критериям. Также, осуществляется контроль за финансовыми потоками, связанными с деятельностью партий, чтобы предотвратить незаконное финансирование. Вмешательство государства может проявляться через проверки и аудиты финансовой отчетности политических партий [9]. Помимо этого, государство осуществляет контроль за выполнением политическими партиями предусмотренных законом требований касательно численности членов, численности региональных отделений. Невыполнение установленных требований влечет применение в отношении политической партии мер юридической ответственности, вплоть до ликвидации [3, с. 50].

Плюсом нормативного регулирования партийной системы в Российской Федерации является её стабильность и предотвращение чрезмерной фрагментации, а так же предотвращение конфликтов между партиями. Закон ставит заслон возможного появления в партийной системе экстремистских партий, что не дает им оказывать влияния на общество. Законы и нормативы обеспечивают прозрачность финансирования партий и их деятельности, а также устанавливают механизм их ответственности перед избирателями. Минусами являются возможность манипуляции сознание своих сторонников и коррупция.

В США контроль и регулирование политических партий осуществляется через федеральный закон и законы штатов. В стране существуют требования к финансированию предвыборных кампаний, открытости финансовой отчетности, а также ограничения на взносы от отдельных доноров. Федеральная избирательная комиссия (Federal Election Commission) осуществляет контроль за финансовыми операциями политических партий [7]. В США две главные партии -демократы и республиканцы. Они всегда участвуют в выборах на федеральном уровне и оказывают серьезное влияние на управление страной, остальные партии почти не участвуют в выборах на этом уровне.

В Соединённых Штатах Америки плюсом партийной системы является свобода и идеологическое разнообразие, что способствует обилию политических взглядов и идей. Процесс регулирования деятельности партий основан на законах, что способствует открытости политического процесса.

Минусами является влияние денежных интересов, так как деньги играют слишком большую роль в американской политике, что может ограничивать доступ новых партий и кандидатов к избирателям, а свобода действий партий может привести к усилению политической поляризации и углублению расколов в обществе.

Неконтролируемые политические рекламные кампании могут вводить избирателей в заблуждение и искажать реальные политические позиции. Негативное влияние на прозрачность финансирования оказывает возможность внесения анонимных пожертвований. Несмотря на то, что их сумма ограничена 100 долларами от одного анонимного жертвователя [4 с. 96], это не препятствует внесению более крупных сумм, разбитых на мелкие платежи.

В Федеративной Республике Германия правовое положение политических партий закреплено конституционно, а регулирование их деятельности осуществляется посредством как федеральных законов, так и законов земель [8, с. 218]. На федеральном уровне данная деятельность регулируется Законом о политических партиях (Parteiengesetz) [6]. Этот нормативно-правовой акт устанавливает правовые рамки для создания и функционирования политических партий на всей территории Германии.

Закон о политических партиях закрепляет требования к созданию партий, их финансированию, внутренней демократии, участию в выборах и другие аспекты их деятельности. Он также устанавливает механизмы контроля за финансовой деятельностью партий и требования по отчетности.

Механизм финансирования политических партий (Parteienfinanzierungsgesetz) предусматривает регулирование финансирования партий, включая государственное финансирование партий полу-

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

чивших большинство на выборах. Эти законы направлены на обеспечение прозрачности , демократии и честной конкуренции между политическими партиями в Германии. Они также служат для предотвращения коррупции и злоупотреблений в политике. Большим преимуществом закона о партиях является использование в ФРГ сбалансированной модели их финансирования, при которой выделяемый государством для конкретной партии объем денежных средств увязан с размером собранных ею поступлений из иных источников [5, с. 21]. Это позволяет избежать попадание партий в финансовую зависимость от государства, и одновременно стимулирует их к более тесному взаимодействию с избирателями.

В Федеративной Республике Германия плюсом партийной системы является стабильность возникающих коалиций. Законы о запрещении экстремистских партий помогают предотвратить угрозы для демократии и общественной безопасности. Регулирование партийной деятельности обеспечивает защиту основных демократических принципов и ценностей.

Минусами является ограничение свободы, которое выражается через некоторые ограничения, что может подавлять свободу слова и политическую активность определенных групп, а чрезмерное регулирование может способствовать укреплению политических монополий и уменьшению конкуренции, также система регулирования может быть излишне сложной и бюрократичной, что затрудняет участие новых игроков в политике.

В Китае политическая система построена на принципах однопартийности, где Коммунистическая партия Китая (КПК) является единственной легальной политической партией. Это означает, что другие партии не могут участвовать в избирательном процессе национального уровня или иметь законную возможность конкурировать с КПК за власть.

КПК контролирует все аспекты политической жизни в стране, начиная от высших уровней правительства и заканчивая местными органами власти. Важные решения принимаются высшими руководителями партии, а партийная дисциплина строго контролирует поведение членов партии на всех уровнях.

Приверженность принципам однопартийности в Китае обосновывается идеей, что только КПК способна обеспечить стабильность, развитие и процветание страны. Однако это также вызывает критику со стороны тех, кто призывает к большей политической свободе, разнообразию мнений и конкуренции в политической сфере.

Таким образом, принципы однопартийности в политической системе Китая имеют как плюсы, так и минусы, и они продолжают быть предметом обсуждений и дебатов, как в самой стране, так и за ее пределами [1].

Политическая система КНР отличается от системы многих других стран, поэтому плюсы и минусы политических партий в КНР могут восприниматься по-разному в зависимости от точки зрения.

Плюсами является политическая монополия Коммунистической партии Китая, это способствует относительной стабильности в стране, поскольку она предотвращает политическую фрагментацию и борьбу за власть между различными партиями. Реализация долгосрочных стратегий - КПК может эффективно проводить долгосрочные стратегии развития страны, не подвергаясь внешним воздействиям или внутренним политическим разногласиям, так как централизованное управление и единое руководство КПК позволяет быстро и эффективно принимать решения и реагировать на вызовы, такие как экономические кризисы или природные бедствия.

Минусами является отсутствие политической свободы, политическая монополия КПК ограничивает политические свободы граждан и подавляет возможность альтернативных политических взглядов и мнений, так как и ограниченный доступ к информации и контроль над политическими партиями означает, что правительство может ограничивать доступ граждан к информации и медиа, контролируя дискурс и формируя мнение общества, а недемократичность и система политической монополии противоречит основным принципам демократии, таким как свободные и справедливые выборы и разделение властей. Это может приводить к отсутствию ответственности перед народом и рискам коррупции и злоупотреблений властью.

Итак, законодательство имеет значительное влияние на развитие и функционирование политических партий в каждой из рассмотренных стран. Оно определяет условия для конкуренции, финансирования, регистрации и деятельности партий, формируя особенности политической системы каждого государства.

Стоит отметить, что во всех перечисленных странах политические партии активно используются в деле обеспечения государственной безопасности от внешнего вмешательства. Эта цель способствует объединению политические партии с различными идеологиями и взглядами на политику, что позволяет мобилизовать больше ресурсов для решения проблем безопасности. Актив политических партий активно участвует в деятельности специализированных комиссии по безопасности, которые занимаются анализом угроз и разработкой стратегий по защите государства.

В связи с этим, политические партии привлекают экспертов и специалистов по вопросам безопасности для разработки своей политики и принятию решений.

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Стоит отметить, что, на наш взгляд, необходимо высказать рекомендации по совершенствованию законодательств в отношении политических партий в анализируемых странах:

Во-первых, важно ужесточить требования к финансовой прозрачности политических партий, включая открытость их источников финансирования, расходов и пожертвований. Это поможет предотвратить коррупцию и нечестные практики, а законы должны гарантировать равные возможности для всех политических партий в доступе к медийным ресурсам, финансированию и участию в избирательных процессах.

Во-вторых, важно обеспечить независимость судебной системы от политического влияния, чтобы гарантировать справедливое рассмотрение дел, связанных с политическими партиями. Законы должны гарантировать защиту политических прав и свобод граждан, включая свободу слова, собраний и ассоциаций, укреплять демократические процессы, включая механизмы общественного участия, консультации и диалог между государством и политическими партиями.

В-третьих, целесообразно создать независимые механизмы мониторинга и оценки деятельности политических партий для обеспечения их соответствия законодательству и демократическим стандартам.

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

Эти рекомендации могут быть адаптированы и уточнены с учетом конкретных особенностей каждой страны, но в целом они могут способствовать совершенствованию законодательства в отношении политических партий.

Заключение.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать заключение, что сравнительно-правовой анализа механизмов и инструментов контроля и регулирования политических партий в Российской Федерации, Соединенных Штатах Америки и Китайской Народной Республике показывает разнообразие подходов к этому вопросу.

В России действует система, направленная на регулирование и контроль политических партий через установленные нормы и требования, включая регистрацию и финансовую прозрачность.

В США регулирование политических партий осуществляется через законы о финансировании кампаний и деятельности лоббистов, а также через процессы выборов.

В Китае политическая система не предусматривает многопартийности национального уровня и контроль за политической деятельностью осуществляется главным образом через единую правящую партию.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Баринкова А.В. Партийная система КНР в типологическом аспекте: однопартийность или неконкурентная многопартийность? / А.В. Баринкова, Е.В. Кремнёв // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2015. № 3. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/partiynaya-sistema-knr-v-tipologicheskom-aspekte-odnopartiynost-ili-nekonkurentnaya-mnogopartiynost (дата обращения 11.07.2024).

2. Богатырев В.В. Качество партийной системы как индикатор состояния гражданского общества в современных западных странах / В.В. Богатырев // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2024. № 4.

3. Долгих Ф.И. Ликвидация политических партий / Ф.И. Долгих // Юридический мир. 2013. № 6. С. 49-52.

4. Долгих Ф.И. Микропожертвования как источник финансирования политических партий - российские реалии и опыт США / Ф.И. Долгих // Сравнительное конституционное обозрение. 2017. № 2(117). С. 92105. С. 96.

5. Долгих Ф.И. Прямое государственное финансирование политических партий в ФРГ // Ф.И. Долгих // Гражданское общество в России и за рубежом. 2019. № 3. С. 22-25.

6. Закон о политических партиях ФРГ. URL : https://studopedia.ru/4_102521_zakon-federativnoy-respubliki-germanii-o-politicheskih-partiyah--iyulya--g.html (дата обращения 15.07.2024).

7. Закон Соединенных Штатов «О политических партиях». URL : https://politsim.ru/threads/zakon-soe dinennyx-shtatov-o-politicheskix-partijax.116 (дата обращения 15.07.2024).

8. Палюлин А.Ю. Закрепление партийных систем в конституциях стран Запада / А.Ю. Палюлин // Конституция Российской Федерации, как фундамент российской правовой системы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 2024. С. 218-228.

— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —

9. Федеральный закон РФ от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях». URL : https://www.consul tant.ru/document/cons_doc_LAW_32459 (дата обращения 15.07.2024).

1. Barinkova A.V. The Party System of the PRC in the Typological Aspect: One-Party System or Non-Competitive Multi-Party System? / A.V. Barinkova, E.V. Kremnev // Crede Experto: Transport, Society, Education, Language. 2015. № 3. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/partiynaya-sistema-knr-v-tipologicheskom-aspekte-odnopartiynost-ili-nekonkurentnaya-mnogopartiynost (date of application 11.07.2024).

2. Bogatyrev V.V. The Quality of the Party System as an Indicator of the State of Civil Society in Modern Western Countries / V.V. Bogatyrev // Humanities, social-economic and social sciences. 2024. № 4.

3. Dolgikh F.I. Liquidation of political parties / F.I. Dolgikh // Legal world. 2013. № 6. P. 49-52. P. 50.

4. Dolgikh F.I. Microdonations as a source of financing political parties - Russian realities and the US experience / F.I. Dolgikh // Comparative constitutional review. 2017. № 2(117). P. 92-105. P. 96.

5. Dolgikh F.I. Direct state financing of political parties in Germany / F.I. Dolgikh // Civil society in Russia and abroad. 2019. № 3. P. 22-25. P. 21.

6. Law on Political Parties of the Federal Republic of Germany. URL : https://studopedia.ru/4_102521_zakon-federativnoy-respubliki-germanii-o-politicheskih-partiyah--iyulya--g.html (date of application 15.07.2024).

7. Law of the United States «On Political Parties». URL : https://politsim.ru/threads/zakon-soedinennyx-shtatov-o-politicheskix-partijax.116 (date of application 15.07.2024).

8. Palyulin A.Yu. Consolidation of Party Systems in the Constitutions of Western Countries / A.Yu. Palyulin // Constitution of the Russian Federation as the Foundation of the Russian Legal System. Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Moscow, 2024. P. 218-228. P. 218.

9. Federal Law of the Russian Federation of 11.07.2001 № 95-FZ «On Political Parties». URL : https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32459 (date of application 15.07.2024).

References:

Информация об авторе

Клещева Марина Викторовна

аспирантка,

Московский финансово-промышленный университет «Синергия» mkleshcheva@synergy.ru

Marina V. Kleshcheva

Postgraduate Student,

Moscow Financial

and Industrial University «Synergy»

mkleshcheva@synergy.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.