Научная статья на тему 'Исследование процесса становления политической системы: сравнительный анализ активности политических партий в кампаниях выборов депутатов Государственной Думы 2021 года и дополнительных выборов 2023 года'

Исследование процесса становления политической системы: сравнительный анализ активности политических партий в кампаниях выборов депутатов Государственной Думы 2021 года и дополнительных выборов 2023 года Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Политическая система / представительство / парламентские выборы / партии. / Political system / representation / parliamentary elections / parties.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Внук Владимир Константинович

В статье осуществлён сравнительный анализ активности политических партий в ходе выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 17–19 сентября 2021 года и в ходе дополнительных выборов 10 сентября 2023 года. Задачами статьи являются определение процента политических партий, участвовавших в указанных избирательных кампаниях; выявление факторов, влияющие на политическую активность российских политических партий на выборах; выработка практических рекомендаций по стимулированию партий, активно участвующих в избирательных кампаниях. В работе исследуются проблемы, связанные с участием политических партий в избирательных кампаниях; делается вывод о том, что, несмотря на появление значительного числа политических партий в России, партийная система ещё до сих пор находится в состоянии становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE PROCESS OF FORMATION OF THE POLITICAL SYSTEM: COMPARATIVE ANALYSIS OF THE ACTIVITY OF POLITICAL PARTIES IN THE CAMPAIGNS FOR THE ELECTIONS OF STATE DUMA DEPUTIES IN 2021 AND BY-ELECTIONS IN 2023

The article provides a comparative analysis of the activity of political parties during the elections of deputies to the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation on September 17–19, 2021 and during the by-elections on September 10, 2023. The objectives of the article are to determine the percentage of political parties that participated in these election campaigns; to identify the factors affecting the political activity of Russian political parties in the elections; to develop practical recommendations to stimulate parties actively participating in election campaigns. The paper examines the problems associated with the participation of political parties in election campaigns; it concludes that, despite the emergence of a significant number of political parties in Russia, the party system is still in a state of formation.

Текст научной работы на тему «Исследование процесса становления политической системы: сравнительный анализ активности политических партий в кампаниях выборов депутатов Государственной Думы 2021 года и дополнительных выборов 2023 года»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ, ТЕХНОЛОГИИ

Исследование процесса становления политической системы: сравнительный анализ активности политических партий в кампаниях выборов депутатов Государственной Думы 2021 года и дополнительных выборов 2023 года

Внук Владимир Константинович,

кандидат политических наук, доцент кафедры фундаментальных юридических и социально-гуманитарных дисциплин, Московский финансово-промышленный университет «Синергия» E-mail: wnuk@mail.ru

В статье осуществлён сравнительный анализ активности политических партий в ходе выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 17-19 сентября 2021 года и в ходе дополнительных выборов 10 сентября 2023 года. Задачами статьи являются определение процента политических партий, участвовавших в указанных избирательных кампаниях; выявление факторов, влияющие на политическую активность российских политических партий на выборах; выработка практических рекомендаций по стимулированию партий, активно участвующих в избирательных кампаниях. В работе исследуются проблемы, связанные с участием политических партий в избирательных кампаниях; делается вывод о том, что, несмотря на появление значительного числа политических партий в России, партийная система ещё до сих пор находится в состоянии становления.

Ключевые слова: политическая система, представительство, парламентские выборы, партии.

<п ■_

CJ

Политические партии являются одним из ключевых элементов политической системы, обеспечивающим связь между гражданами, гражданским обществом и государством. С одной стороны, политические партии нуждаются в социальной поддержке со стороны граждан. С другой стороны, гражданское общество заинтересовано в поддержке со стороны государства общественных инициатив через участие политических партий в деятельности государственных институтов. Среди функций политических партий необходимо выделить участие в формировании органов государственной власти посредством механизма выборов. В нашей стране политические партии являются единственным видом общественных объединений, которые обладают правом выдвижения кандидатов на выборы в органы государственной власти. [1, с. 15] В то же время необходимо признать, что различные политические партии проявляют неодинаковую активность при проведении выборов.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью улучшения избирательной системы России, базирующегося на научных разработках. Кроме того, актуальность исследования обусловлена относительной немногочисленностью отечественных научных работ, посвящённых избирательной активности политических партий на дополнительных выборах.

Целью настоящей статьи является сравнительный анализ активности политических партий в ходе выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 17-19 сентября 2021 года и в дополнительных выборов депутатов Государственной Думы 10 сентября 2023 года. Задачами статьи являются:

- определить процент политических партий, участвовавших в указанных избирательных кампаниях;

- выявить факторы, влияющие на политическую активность российских политических партий на выборах;

- выработать практические рекомендации по стимулированию партий, активно участвующих в избирательных кампаниях.

Согласно Конституции Российской Федерации, в России признаётся многопартийность и идеологическое многообразие. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации № 95-ФЗ «О политических партиях», в России существует многопартийная система. Согласно статьи 3 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, и 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты. Таким образом, в России существует смешанная мажоритарно-

пропорциональная избирательная система. Как считает ряд политологов, смешанная избирательная система в большей мере обеспечивает народовластие, чем пропорциональная. [14, с. 41]

Смешанная избирательная система вобрала достоинства, присущие как мажоритарной, так и пропорциональной системы. Неоспоримым плюсом мажоритарной системы является то обстоятельство, что в рамках неё избиратель голосует за конкретного кандидата, основываясь на его личных качествах. В результате мажоритарная система предоставляет возможность пройти в представительный орган как кандидатам от небольших партий, так и беспартийным кандидатам. Мажоритарная система способствует построению в парламенте двухпартийной системы. Несомненным достоинством пропорциональной системы является то, что каждая политическая партия, прошедшая в парламент, получает число мест в соответствии с набранным процентом голосов. Вследствие этого результат народного волеизъявления рассматривается значительной частью гражданского общества как справедливый, так как это обеспечивает артикуляцию интересов различных социальных групп гражданского общества. Пропорциональная избирательная система способствуют формированию многопартийной политической системы.

На протяжении последних трех десятилетий избирательная система России находилась в состоянии трансформации. Смешанная избирательная система применялась на выборах в Государственную Думу с 1993 г. В середине 2000-х гг. произошел переход к пропорциональной избирательной системе, которая использовалась на выборах Государственной Думы 2007 и 2011 гг., но обнаружившиеся недостатки и противоречия. [6, с. 1048] В итоге это привело к возврату начиная с выборов 2016 г. к смешанной избирательной системе.

За тридцать лет с момента принятия российской Конституции прошло уже восемь электоральных циклов в Государственную Думу, в результате которых в стране сложилась многопартийная система. Однако, как показывает практика, не более половины политических партий стремятся полноценно участвовать в избирательном процессе.

Так, выборы депутатов Государственной Думы восьмого созыва состоялись 17-19 сентября 2021 года. В ходе выборов в нижнюю палату парламента было избрано 450 депутатов: 225 - по федеральному избирательному округу и 225 - по одномандатным избирательным округам. Всего, по состоянию на 7 июля 2021 года, было зарегистрировано 30 политических партий: Всероссийская политическая партия «Единая Россия»; Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации»; Политическая партия ЛДПР - Либерально-демократическая партия России; Всероссийская политическая партия «Партия Роста»; Социалистическая политическая партия «Справедливая Россия - Патриоты - За правду»; Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко»; Политическая партия «Партия народной свободы»; Политическая партия «Демократическая партия России»; Политическая партия «Российская экологическая партия «Зелёные»; Политическая партия «Коммунистическая партия коммунисты России»; Всероссийская политическая партия «Партия за справедливость!»; Политическая партия «Партия прогресса»; Политическая партия «Российская партия свободы и справедливости»; Политическая партия Социальной защиты; Общественная организация Всероссийская политическая партия «Гражданская Сила»; Общественная организация - поли-

тическая партия «Российский общенародный союз»; Политическая партия «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость»; Политическая партия «Гражданская Платформа»; Всероссийская политическая партия «Родина»; Политическая партия «Казачья партия Российской Федерации»; Всероссийская политическая партия «Партия дела»; Всероссийская политическая партия «Гражданская инициатива»; Политическая партия «Партия Возрождения России»; Политическая партия «Добрых дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными», Политическая партия «Альтернатива для России (Партия социалистического выбора)»; Политическая партия «Партия малого бизнеса России»; Политическая партия «Народно-патриотическая партия - Власть Народу!»; Политическая партия «Зелёная альтернатива»; Политическая партия «Партия прямой демократии»; Политическая партия «Новые люди». [7]

Из них в выборах по общефедеральному списку и по одномандатным округам приняли участие 15 политических партий: КПРФ, Зелёная, ЛДПР, «Новые люди», «Единая Россия», «Справедливая Россия», «Яблоко», «Партия роста», Партия свободы и справедливости, Коммунисты России, «Гражданская Платформа», «Зелёные», «Родина», Партия пенсионеров, Российский общенародный союз. При этом в одномандатных округах своих кандидатов выдвинули: КПРФ (в 225 округах), ЛДПР (в 225 округах), Справедливая Россия - За правду (в 225 округах), Единая Россия (в 219 округах), «Новые люди» (в 211 округах), Партия пенсионеров (в 194 округах), Яблоко (в 158 округах), Коммунисты России (в 144 округах), «Родина» (в 138 округах), «Партия роста» (в 98 округах), «Зелёные» (в 93 округах), Российская партия свободы и справедливости (в 73 округах), «Гражданская платформа» (в 62 округах), «Зелёная альтернатива» (в 31 округах), Российский общенародный союз (в 26 округах). [4] (рис. 1).

200 150

II..

/// / / /

/ ^ «Л «г

Л/./У *

У

Рис. 1. Активность политических партий в ходе выборов депутатов Государственной Думы VIII созыва 17-19 сентября 2021 г. по одномандатным округам

Таким образом, в избирательной кампании приняло участие 50% зарегистрированных политических партий.

Ещё более показательна картина на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, состоявшихся 10 сентября 2023 года. Выборы проходили в четырёх одномандатных избирательных округах: Карачаево-Черкесская Республика (Карачаево-Черкесский одномандатный избирательный округ № 16); Республика Крым (Симферопольский одномандатный избирательный округ № 19); Красноярский край (Див-ногорский одномандатный избирательный округ № 56); Липецкая область (Липецкий одномандатный избирательный округ № 114).

сз о

сг ш

0

1

-1 У

"О ш

сг

250

100

50

<п

I_

и

По состоянию на 26 июля 2023 года, в Российской Федерации было официально зарегистрировано 25 политических партий: Всероссийская политическая партия «Единая Россия»; Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации»; Политическая партия ЛДПР - Либерально-демократическая партия России; Всероссийская политическая партия «Партия Роста»; Социалистическая политическая партия «Справедливая Россия - Патриоты - За правду»; Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко»; Политическая партия «Демократическая партия России»; Политическая партия «Российская экологическая партия «Зелёные»; Политическая партия «Коммунистическая партия коммунисты России»; Всероссийская политическая партия «Партия за справедливость!»; Политическая партия «Партия прогресса»; Политическая партия «Российская партия свободы и справедливости»; Политическая партия Социальной защиты; Общественная организация Всероссийская политическая партия «Гражданская Сила»; Общественная организация - политическая партия «Российский общенародный союз»; Политическая партия «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость»; Политическая партия «Гражданская Платформа»; Всероссийская политическая партия «Родина»; Политическая партия «Казачья партия Российской Федерации»; Всероссийская политическая партия «Партия дела»; Всероссийская политическая партия «Гражданская инициатива»; Политическая партия «Партия Возрождения России»; Политическая партия «Зелёная альтернатива»; Политическая партия «Партия прямой демократии»; Политическая партия «Новые люди». [8]

Как и в ходе выборов 2021 года, политические партии в ходе избирательной кампании 2023 года проявили различную активность. Наиболее активными были политические партии, уже представленные в нижней палате парламента: «Справедливая Россия», «Единая Россия», «Коммунистическая партия Российской Федерации», «Либерально-демократическая партия России», сумевшие зарегистрировать своих кандидатов во всех четырёх избирательных округах. Партия «Яблоко» зарегистрировала кандидатов в трёх избирательных округах, «Коммунисты России» - в двух округах, и партия «Родина» - в одном. [10] (рис. 2).

4,5 4 3,5 3 2,5

I

Справедливая Россия

Коммунист! России

Рис. 2. Активность политических партий в ходе выборов депутатов Государственной Думы VIII созыва 17-19 сентября 2021 г.

Таким образом, можно констатировать, что в ходе дополнительных выборах 2023 года принимало участие 28% от общего числа зарегистрированных российских политических партий. Этот показатель, на наш взгляд, является недостаточным, особенно учитывая то обстоятельство, что именно политические партии играют роль связующего звена между государством и обществом. [2, с. 17]

Представляется, что низкая политическая активность российских политических партий является следствием сразу ряда факторов.

Во-первых, многие российские партии ориентированы на достижение краткосрочных, тактических задач, не ставя перед собой долгосрочных целей в виде решения серьезных социальных проблем, стоящих перед российским обществом. Так, Е.А. Трофимов считает, что современные российские политические партии де-факто уступили свои представительные функции государству и высшей государственной бюрократии, что ведёт к ригидности политической системы, утрате государством контроля за обществом и разрушению системы «обратных связей». [11, с. 109]

Во-вторых, особенность партийной системы России заключается еще и в особенности конкурентной борьбы, в том числе в наличии «партии власти», что приводит к тому, что партии создаются вокруг конкретного лидера, а не как выразители интересов определенных социальных слоев или классов. Как отмечает Ю.В. Попова, нередко политики выстраивают партии под себя, в то время как предвыборная и не только деятельность партий наполнена межличностными конфликтами. [9, с. 93]

В-третьих, ряд политических партий участвует в выборах исключительно для того, чтобы оттянуть голоса у других партий. Их политическая деятельность имеет скорее имитационный характер. Как считают некоторые исследователи, такие партии регулярно участвуют в выборах, но «с отрицательным результатом». [13, с. 146] Как следствие, эти факторы приводят к потере интереса избирателей не только к политическим партиям как к институтам, но и вообще к политическим процессам, что выражается в существенном снижении явки на выборах. [5, с. 144]

В-четвертых, участие вы выборах федерального уровня является высокозатратным. Для проведения полноценной избирательной кампании, с использованием электронных средств массовой информации, политическая партия должна располагать значительным объемом материальных ресурсов. При том, что многие из зарегистрированных партий обладают достаточно скромными бюджетами. Малым партиям значительно сложнее конкурировать на выборах еще и потому, что, в отличие от партий, представленных в Государственной Думе, на первых не распространяются гарантии доступа к общегосударственным СМИ. Федеральный закон «О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами» устанавливает, что распространение информации о деятельности каждой парламентской партии государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами должно осуществляться в равном объеме. [12, с. 2392] В отношении иных партий такие требования данный закон не содержит. В результате парламентские партии в части доступа к информационным ресурсам оказываются в более выгодных условиях по сравнению со всеми остальными партиями. [3, с. 12]

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что за тридцать лет в России сложилась и в целом завершила своё оформление многопартийная система. В тоже время, сам факт появления значительного числа политических партий не привёл к расширению народного представительства во власти и повышению его качества. Очевидно, на настоящем этапе целесообразно сделать шаги по стимулированию партий активнее осуществлять функцию политического представительства. Возможно, на законодательном уровне

,5

0,5

диная Россия

КПРФ

можно предпринять меры, которые бы мотивировали активное участия партий в электоральном процессе, и с другой стороны, отфильтровывали бы те политические партии, которые игнорируют или имитируют избирательный процесс.

Литература

1. Долгих Ф.И. Муниципальный фильтр на региональных выборах: проблемные точки и правовые параметры оптимизации//Избирательное законодательство и практика. 2019. № 2. С. 15-19.

2. Долгих Ф.И. Общественный контроль за деятельностью политических партий - к постановке вопроса // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал, 2016, № 2, с. 13-18.

3. Долгих Ф.И. Политическая конкуренция в России и политические партии // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 2. С. 9-14.

4. Заверенные списки кандидатов, выдвинутых политическими партиями по одномандатным избирательным округам // http://cikrf.ru/analog/ediny-den-go-losovaniya-2021/kategorii-viborov/vibori-deputatov-gosdumi/uchastie-politicheskikh-partiy-v-vyborakh-deputatov-gosudarstvennoy-dumy-federalnogo-sobraniya/spiski-kandidatov.php (дата обращения 10.01.2024)

5. Кисляков А.С. К вопросу об истории формирования многопартийной системы в Российской Федерации. // Общество: философия, история, культура. 2023. № 8. C. 140-145.

6. Мажников В.И. Основные этапы и тенденции модернизации избирательной системы РФ // Вопросы политологии. 2022. Т. 12. № 4 (80). С. 1043-1051.

7. Политические партии, отвечающие требованиям пункта 2 статьи 36 Федерального закона «О политических партиях», согласно информации, представленной Министерством юстиции Российской Федерации (по состоянию на день получения официальной информации) По состоянию на 7 июля 2021 года // http://cikrf.ru/politparty/MinUst/49706/ (дата обращения 10.01.2024)

8. Политические партии, отвечающие требованиям пункта 2 статьи 36 Федерального закона «О политических партиях», согласно информации, представленной Министерством юстиции Российской Федерации по состоянию на 26 июля 2023 года // Официальный сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации http://www.cikrf.ru/politparty/ MinUst/last/ (дата обращения 10.01.2024)

9. Попова Ю.В. «Единая Россия» как опорный институт персонализации режима // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2020. Т. 7, № 3 (27). С. 87-95.

10. Сведения о выдвижении политическими партиями кандидатов на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатным избирательным округам, назначенных на 10 сентября 2023 года // http://cikrf.ru/ analog/ediny-den-golosovaniya-2023/kategorii-viborov/ vibori-deputatov-gosdumi/svedeniya-o-vidvizhenii-i-registracii-kandidatov.php (дата обращения 10.01.2024)

11. Трофимов Е.А. Субинституционализация политических партий в России // Теория и практика общественного развития 2014, № 19, стр. 108-110.

12. Федеральный закон от 12.05.2009 № 95-ФЗ «О гарантиях равенства парламентских партий при осве-

щении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами»,пункт 1 ст. 3 //Собрание законодательства РФ, 18.05.2009, N20.

13. Шашкова Я.Ю. Трансформации российской партийной системы в контексте глобальных тенденций партогенеза // Вестник Томского государственного университета Философия. Социология. Политология. 2019. № 47.

14. Шелегов В.Г. Избирательная система России: в поисках компромисса // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России,2019 г., 4, стр. 34-44.

STUDY OF THE PROCESS OF FORMATION OF THE POLITICAL SYSTEM: COMPARATIVE ANALYSIS OF THE ACTIVITY OF POLITICAL PARTIES IN THE CAMPAIGNS FOR THE ELECTIONS OF STATE DUMA DEPUTIES IN 2021 AND BY-ELECTIONS IN 2023

Vnuk V.K.

Moscow Financial and Industrial University "Synergy"

The article provides a comparative analysis of the activity of political parties during the elections of deputies to the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation on September 17-19, 2021 and during the by-elections on September 10, 2023. The objectives of the article are to determine the percentage of political parties that participated in these election campaigns; to identify the factors affecting the political activity of Russian political parties in the elections; to develop practical recommendations to stimulate parties actively participating in election campaigns. The paper examines the problems associated with the participation of political parties in election campaigns; it concludes that, despite the emergence of a significant number of political parties in Russia, the party system is still in a state of formation.

Keywords: political system, representation, parliamentary elections, parties.

References

1. Dolgikh F.I. Municipal filter in regional elections: problem points and legal parameters for optimization // Electoral legislation and practice. 2019. No. 2. P. 15-19.

2. Dolgikh F. I. Public control over the activities of political parties -to pose the question // Gaps in Russian legislation. Legal Journal, 2016, No. 2, p. 13-18.

3. Dolgikh F.I. Political competition in Russia and political parties // State power and local self-government. 2019. No. 2., P. 9-14.

4. Certified lists of candidates nominated by political parties in single-mandate electoral districts // http://cikrf.ru/analog/ed-iny-den-golosovaniya-2021/kategorii-viborov/vibori-deputatov-gosdumi/uchastie-politicheskikh-partiy-v -vyborakh-deputatov-gosudarstvennoy-dumy-federalnogo-sobraniya/spiski-kandidatov.php (access date 01/10/2024)

5. Kislyakov A.S. On the history of the formation of a multi-party system in the Russian Federation. // Society: philosophy, history, culture. 2023. No. 8. P. 140-145.

6. Mazhnikov V.I. Main stages and trends in the modernization of the electoral system of the Russian Federation // Questions of political science. 2022. T. 12. No. 4 (80). pp. 1043-1051

7. Political parties that meet the requirements of paragraph 2 of Article 36 of the Federal Law "On Political Parties", according to information provided by the Ministry of Justice of the Russian Federation (as of the day of receipt of official information) As of July 7, 2021 // http://cikrf.ru/politparty/MinUst/49706/ (access date 01/10/2024)

8. Political parties that meet the requirements of paragraph 2 of Article 36 of the Federal Law "On Political Parties", according to information provided by the Ministry of Justice of the Russian Federation as of July 26, 2023 // Official website of the Central Election Commission of the Russian Federation http://www. cikrf.ru/politparty/MinUst/last/ (access date 01/10/2024)

9. Popova Yu.V. "United Russia" as a supporting institution for the personalization of the regime // Bulletin of Omsk University. Series "Historical Sciences". 2020. Vol. 7, No. 3 (27). pp. 87-95

C3

о

er

IE

0

1

-1 У

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

IE U~

10. Information on the nomination of candidates by political parties for by-elections of deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation of the eighth convocation in single-mandate electoral districts appointed for September 10, 2023 // http://cikrf.ru/analog/ediny-den-golos-ovaniya-2023 /kategorii-viborov/vibori-deputatov-gosdumi/ svedeniya-o-vidvizhenii-i-registracii-kandidatov.php (access date 01/10/2024)

11. Trofimov E.A. Subinstitutionalization of political parties in Russia // Theory and practice of social development 2014, No. 19, pp. 108-110.

u

^

CM

CM

z

170

12. Federal Law of May 12, 2009 No. 95-FZ "On guarantees of equality of parliamentary parties when covering their activities by state public television channels and radio channels", paragraph 1 of Art. 3 //Collection of legislation of the Russian Federation, 05/18/2009, N20, art. 2392

13. Shashkova Ya. Yu. Transformations of the Russian party system in the context of global trends of partogenesis // Bulletin of Tomsk State University Philosophy. Sociology. Political science. 2019. No. 47, p. 146

14. Shelegov V.G. Electoral system of Russia: in search of a compromise // Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2019, 4, pp. 34-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.