Научная статья на тему 'Формирование имиджа и успех российских политических партий в условиях применения современных политтехнологий'

Формирование имиджа и успех российских политических партий в условиях применения современных политтехнологий Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
35
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политические технологии / Государственная Дума Российской Федерации / политические партии / общественно-политические процессы / институты власти / выборы / political technologies / the State Duma of the Russian Federation / political parties / social and political processes / institutions of power / elections

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гаврилюк Н.П., Гуреев Я.В.

В статье анализируется практика использования современных политтехнологий российскими политическими партиями в целях формирования и закрепления политического имиджа и особенности достижения успехов в рамках предвыборных кампаний. Рассмотрены вопросы, касающиеся выборных кампаний и региональной специфики российского «политического поля». Особого внимания заслуживают результаты работы с партийными документами, отчеты общественно-политической деятельности, информация о выборных кампаниях, финансовые отчеты и практика использования политтехнологий российскими политическими партиями в 2020 – 2022 годах. Практическую значимость приобрел анализ феномена реализации новых, нехарактерных для российских политических процессов, политтехнологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the image and success of russian political parties in the conditions of the application of modern political technologies

The article analyzes the practice of using modern political technologies by Russian political parties in order to form and consolidate a political image and the features of achieving success in the framework of election campaigns. Issues related to election campaigns and regional specifics of the Russian “political field” are considered. Particularly noteworthy are the results of working with party documents, reports on social and political activities, information on election campaigns, financial reports and the practice of using political technologies by Russian political parties in 2020-2022. The analysis of the phenomenon of the implementation of new, uncharacteristic for Russian political processes, political technologies has acquired practical significance.

Текст научной работы на тему «Формирование имиджа и успех российских политических партий в условиях применения современных политтехнологий»

Гаврилюк Н.П.

Кандидат исторических наук.

Доцент кафедры истории Института истории и права Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского.

Гуреев Я.В.

Студент I курса магистерской программы «Региональная история межнациональных отношений»

Института истории и права Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского.

Формирование имиджа и успех российских политических партий в условиях применения современных политтехнологий

В реалиях XXI века недооценивать роль и значение политических партий практически невозможно, особенно в контексте трансформаций общественно-политических институтов и их влияния на общественную и политическую жизнь в качестве основного элемента демократического управления. Современная демократия, кодифицированная и регламентируемая многочисленными международными стандартами, отводит существенную роль политическим партиям, целью которых является представление, выражение, передача идей, интересов и мнений граждан в контексте общегражданских прав, свобод и интересов.

На Совещании глав государств и правительств государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ): Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Ирландии, Исландии, Испании, Италии - Европейского сообщества, Канады, Кипра, Лихтенштейна, Люксембурга, Мальты, Монако, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, Сан-Марино, Святейшего Престола, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов Америки, Союза Советских Социалистических Республик, Турции, Финляндии, Франции, Чешской и Словацкой Федеративной Республики, Швейцарии, Швеции, Югославии, состоявшегося в Париже 19 - 21 ноября 1990 года, в контексте обсуждения вопроса об участии граждан в жизни и безопасности государства, вовлечения в общественно-политическую сферу, было от-

мечено, что «Демократическое правление основывается на воле народа, выражаемой регулярно в ходе свободных и справедливых выборов. В основе демократии лежит уважение человеческой личности и верховенства закона. Демократия является наилучшей гарантией свободы выражения своего мнения, терпимости по отношению ко всем группам в обществе и равенства возможностей для каждого человека.

Демократия, имеющая представительный и плюралистический характер, влечет за собой подотчетность избирателям, обязательство государственных властей соблюдать законы и беспристрастное отправление правосудия. Никто не должен стоять над законом» [7}.

Отдельного внимания заслуживает позиция Бюро по демократическим институтам и правам, которое прилагает большие усилия для выявления особой роли политических партий в качестве «механизма достижения обязательств», связанных с человеческим измерением безопасности. Партии представляют собой коллективную платформу для выражения основных прав отдельных лиц на объединение и самовыражение, также являются самым популярным средством политического участия.

С учетом заявленной темы, наша основная задача заключается в том, чтобы проследить, как достигается, в реалиях сегодняшнего дня, глав-ня цель политической партии - успешное участие в выборах и реализация властных полномочий, в том числе через призму использования эффективных методов и технологий. С учетом этого, важно отметить, что применение определенных приемов, процедур, техник и методик, непосредственно задается конкретными целями или, в конечном счете, особенностями той или иной предметной сферы политики: выборы, создание и деятельность политической партии, привлечение сторонников, поиск выхода из конфликтной ситуации, реализация политической власти.

В настоящее время в политических процессах применяется широкий набор устоявшихся политических технологий: избирательные технологии; создание положительного имиджа политика или политической партии; работа с избирателями; агитация; манипуляции; массовые мероприятия; подкуп, обман, запугивание, провокация, слухи, сплетни, «черный пиар»; психологическое давление; «административный ресурс» и т.д. [9, с. 75].

Политические технологии являются одной из главных составляющих партийной деятельности в общественно-политической работе, а также при подготовке и проведении выборов. Основным объектом их воз-

действия являются избиратели. Разработка и реализация политических технологий составляют основу успеха всей избирательной кампании. В зависимости от средств и возможностей партий, от типа политического режима, от открытости политических структур, от законодательства и многих других факторов определяется возможный политический инструментарий.

По мнению политолога А.И. Соловьева, политические технологии можно определить следующим образом: «это совокупность последовательно применяемых процедур, приемов и способов деятельности, направленных на наиболее оптимальную и эффективную реализацию целей и задач конкретного субъекта в определенное время и в определенном месте»[8, с.285].

По мере эволюции информационных технологий и практик использования технических средств, в обществе появляются новые формы и методы политической борьбы и политического менеджмента, что прямо отражает современный прогресс общественного развития и тенденции в изменении поведенческих установок объектов политического воздействия. Политические процессы в Российской Федерации сегодня приобретают новые черты, политические технологии совершенствуются и находят свое применение в различных сферах.

Период 2020 - 2022 годов для России ознаменован достаточно важными политическими событиями, среди которых нужно отметить региональные выборы и выборы в Государственную Думу Российской Федерации, а также распространением новых практик участия различных институтов и самих граждан в политической жизни страны, использованием новых технологий и средств в организации и проведении выборов.

Общественно-политические процесы, реформы в социальной сфере, изменения в законодательстве, международная обстановка способствовали тому, что в России повысилась активность граждан, не равнодош-ных к будущему своей страны. Подтверждением этому стали, с одной стороны, вновь образованные партии и политические силы, такие как «Новые люди», «Патриоты», «За правду», с другой - усиление или слияние, некоторых из них, с раннее действующими партиями и политическими движениями.

В рамках заявленной темы, помимо теоретических источников информации были использованны данные, заимствованные из отчетной документации политических партий, цифровые показатели и отчеты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, финан-

совые отчеты политических партий [1; 2; 3; 4; 5; 10].

Анализ традиционных технологических методов российских партий позволяет утверждать, что согласно итоговым финансовым отчетам партий, на выборах в Государственную Думу Российской Федерации 8 созыва самым финансируемым технологическим инструментом агитации партии «Новые люди» стала предвыборная агитация через организацию телерадиовещания, что также характерно для партий «ЛДПР», «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ»; у «Единой России» этот инструмент фигурирует, в качестве второго, по уровню финансирования; у «КПРФ» траты на него составили около 1%. Следующим, достаточно затратным методом, «Новых людей» оказался выпуск и распространение печатных и иных агитационных материалов, что харктерно для партий «ЛДПР» и «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ»; у «КПРФ» и «Единой России» этот метод стал первым по уровню финансирования. Меньше всего средств «Новыми людьми» было потрачено на предвыборную агитацию через редакции периодических печатных изданий, что соответствует всем вышеперечисленным партиям.

Проведенное исследование партийно-политической работы российских партий также выявило новые, не характерные для традиционных политических сил технологии, использованные в период 2020 - 2022 годов. Именно эти технологии обеспечили те изменения российского «политического поля», произошедшие в период 2020 - 2022 годов.

В качестве яркого примера совершенствования политико-технологической работы стоит упомянуть основные инструменты политической деятельности «Новые люди», которые активно использовали и применяли:

- Социологические исследования;

- Возможности социальных сетей и Интернета;

- Взаимодействие с молодежью и молодежными организациями;

- Яркие тематические уличные акции и флешмобы;

- Политические реалити-шоу.

Перечисленные инструменты легли в основу партийно-политической работы партии «Новые люди». Большинство из них являются нехарактерными для российских политических партий.

Так «Новые люди», первые в России, организовали и провели реали-ти-шоу «Дебаты-кандидаты», при помощи которого набрали в свою команду лидеров общественного мнения и систематизировали актуальные проблемы в регионах для выстраивания работы. Немаловажной, для ро-

ста электорального рейтинга партии, стала массовая раздача населению санитайзеров в период пандемии СОУГО-19. Кроме того партия делала технологический упор на уличные акции, социальные сети и социологические исследования, что является нетипичными методами партийно-политической работы для российских партий.

Новые политические технологии, использованные партией «Новые люди» в избирательных кампаниях 2020 - 2022 годов, были продиктованы следующими политико-технологическими трендами:

- Ориентация на всё «новое», а также на молодежь, предпринимателей и средний класс;

- «Регионализация» партийной политической работы;

- Поддержка отдельных сообществ;

- Отход от идеологического позиционирования;

- Переход от традиционных развернутых форм партийных документов к кратким и емким документам, отражающим основные цели и задачи;

- Рост роли Интернета как инструмента для пропаганды и агитации избирателей;

- Активное использование иных современных политико-технологических инструментов.

Как итог, 13 сентября 2020 года партия «Новые люди» успешно приняла участие в выборах законодательных собраний и областных дум в Калужской, Новосибирской, Рязанской, Костромской областей и в представительные органы административных столиц субъектов Федерации - Калуги и Томска. А уже в 2021 году по результатам выборов, на федеральном уровне, «Новые люди» набрали 5,32% голосов на выборах в Государственную Думу Российской Федерации, стали пятой парламентской партией и были допущены к распределению депутатских мандатов, получив 15 из них. Продемонстрировав небывалый успех, новая парламентская партия прочно закрепилась в политической системе Российской Федерации как сила, которой удалось привлечь на свою сторону прежде всего молодых, аполитичных и не всегда голосующих избирателей. Партия применила новые методы политической работы, что сделало возможным её победу на выборах в 2020 - 2022 годах. Деятельность «Новых людей» стала уникальным феноменом для российской политики.

Таким образом, новые политические технологии значительно повлияли на российские политические процессы 2020 - 2022 годов. Феноменом данных событий явилось прохождение в российский парламент новой

политической силы, ее закрепление, а также рост электоральной активности. Выборы 2020 - 2022 годов подтвердили изменения в общественно-политической жизни России, обозначили приоритет совершенствования политических технологий.

Список литературы:

1. Итоговый финансовый отчет политической партии «ЛДПР», ЦИК РФ. // URL: http://www.cikrf.ru/analog/ediny-den-golosovaniya-2021/kategorii-viborov/vibori-deputatov-gosdumi/finansirovanie-vyborov/fin-itog/L-D-P-R-itog-fin-otch.PDF (Дата обращения: 22.11.2022)

2. Итоговый финансовый отчет политической партии «Единая Россия», ЦИК РФ. // URL: http://www.cikrf.ru/analog/ediny-den-golosovaniya-2021/kategorii-viborov/vibori-deputatov-gosdumi/finansirovanie-vyborov/fin-itog/E-R-itog-fin-otch.PDF (Дата обращения: 22.11.2022)

3. Итоговый финансовый отчет политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ», ЦИК РФ. // URL: http://www.cikrf.ru/analog/ediny-den-golosovaniya-2021/kategorii-viborov/vibori-deputatov-gosdumi/finansirovanie-vyborov/ fin-itog/S-R-P-Z-P-itog-fin-otch.PDF (Дата обращения: 22.11.2022)

4. Итоговый финансовый отчет политической партии «КПРФ», ЦИК РФ. // URL: http://www.cikrf.ru/analog/ediny-den-golosovaniya-2021/kategorii-viborov/vibori-deputatov-gosdumi/finansirovanie-vyborov/fin-itog/kprf-itog-fin-otch.PDF (Дата обращения: 22.11.2022)

5. Итоговый финансовый отчет политической партии «Новые люди», ЦИК РФ. // URL: http://www.cikrf.ru/analog/ediny-den-golosovaniya-2021/kategorii-viborov/vibori-deputatov-gosdumi/finansirovanie-vyborov/fin-itog/N-L-itog-fin-otch.PDF (Дата обращения: 22.11.2022)

6. Лукашина Ю. Политические технологии в XXI веке / Ю. Лукашина // Власть. 2012. № 1. С. 84-86.

7. Парижская хартия для Новой Европы. Париж 1990 г. // URL: https://www.osce.org/files/f/documents/3/4/39520.pdf (Дата обращения: 22.11.2022)

8. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов /А. И. Соловьев. - М.: Аспект Пресс, 2006. 559 с.

9. Харичкин И.К. О понятии «Политические технологии» // Вестник университета. 2013. Вып. 8. С. 75-78.

10. Центральная исзбирательная комиссия Российской Федерации. // URL: http://www.cikrf.ru/ (Дата обращения: 22.11.2022)

Bibliography

1. Final financial report of the political party "LDPR", CEC RF. // URL: http://www.cikrf.ru/analog/ediny-den-golosovaniya-2021/ kategorii-viborov/vibori-deputatov-gosdumi/finansirovanie-vyborov/fin-itog/L-D-P-R-itog-fin-otch. PDF (22.11.2022)

2. Final financial report of the United Russia political party, CEC RF. // URL: http://www.cikrf.ru/analog/ediny-den-golosovaniya-2021/ kategorii-viborov/vibori-deputatov-gosdumi/finansirovanie-vyborov/fin-itog/E-R-itog-fin-otch. PDF (22.11.2022)

3. Final financial report of the political party "A JUST RUSSIA - PATRIOTS - FOR THE TRUTH", CEC RF. // URL: http://www.dkrf. ru/analog/ediny-den-golosovaniya-2021/kategorii-viborov/vibori-deputatov-gosdumi/finansirovanie-vyborov/fin-itog/S-R-P-Z-P-itog-fin-otch.PDF (22.11.2022)

4. Final financial report of the political party "KPRF", CEC RF. // URL: http://www.cikrf.ru/analog/ediny-den-golosovaniya-2021/ kategorii-viborov/vibori-deputatov-gosdumi/finansirovanie-vyborov/fin-itog/kprf-itog-fin-otch. PDF (22.11.2022)

5. Final financial report of the political party "New People", CEC RF. // URL: http://www.cikrf.ru/analog/ediny-den-golosovaniya-2021/ kategorii-viborov/vibori-deputatov-gosdumi/finansirovanie-vyborov/fin-itog/N-L-itog-fin-otch. PDF (22.11.2022)

6. Lukashina Y. Political technologies in the XXI century / Y. Lukashina // Power. 2012. № 1. Р. 84-86.

7. Charter of Paris for a New Europe. Paris 1990 // URL: https://www.osce.org/files/f/documents/3/4/39520.pdf (11.22.2022)

8. Soloviev A.I. Political science: Political theory, political technologies: Textbook for university students /A. I. Solovyov. - M.: Aspect Press, 2006. 559 p.

9. Kharichkin I.K. On the concept of "Political technologies" // Bulletin of the University. 2013. Issue. 8. Р. 75-78.

10. Central Election Commission of the Russian Federation. // URL: http://www.cikrf.ru/ (11.22.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.